Общественные организации в социально-культурном сервисе и туризме
Введение
Поскольку международный туризм является отражением
социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно
составной частью международных отношений, возникают необходимые предпосылки
организации и управления всем комплексом туристско-экскурсионной деятельности,
как в рамках государств, так и на международном уровне. Эти предпосылки
реализуются, в частности, в создании туристских организаций.
Туристские общественные организации, как и любые общественные
объединения, являются наиболее удобной формой реализации различных задач и
инструментом, работающим на перспективное развитие общества. Вбирая в
туристическое движение многие направления деятельности, гибко реагируя на
меняющуюся политическую и экономическую ситуацию, аккумулируя возможности и
активность членов организации, общественные туристические организации способны
реализовывать свои задачи на современном уровне. У общественных организаций нет
ведомственных границ и ограничений, поэтому в них с успехом используются новые
прогрессивные методы и направления работы.
Цель данной работы - изучить специфику общественных организаций в
туризме, направленность их работы в этой сфере.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
.Рассмотреть сущность общественных организаций в общем.
.Выявить имеющиеся формы общественных организаций.
.Определить роль общественных организаций в туристическом бизнесе.
.Рассмотреть имеющиеся туристические общественные организации и специфику
их деятельности.
Объектом исследования курсовой являются общественные организации.
Предметом исследования являются общественные организации в
социально-культурном сервисе и туризме.
1. Сущность общественных организаций
.1 Понятие общественной организации
В Законе общественное объединение определяется как добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения.[1]
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как
непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица
- общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и членами
общественного объединения.
Все общественные объединения имеют характерные для них черты:
а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями
и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического
характера могут быть только нормативно-правовые акты;
в) действуют от своего имени;
г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли.
В зависимости от формального способа их легализации, общественные объединения
подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и
организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное
объединение приобретает статус юридического лица, а его орган - правомочия по
осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.
Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав
юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного
права.[1]
Общность интересов членов объединений находит свое выражение в конкретных
целях создания объединений. Целями объединения могут служить реализация и
защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и
свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении
государственными и общественными делами, удовлетворение профессиональных и
любительских интересов; развитие научного, технического и художественного
творчества и иные полезные цели.
Общественные объединения основываются и действуют на принципах
добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели
действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности
государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,
национальной или религиозной розни.
Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но
лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не
могут ставить целью получение прибыли.
Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива
организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не
менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических
партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах
общественных объединений.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические
лица - общественные объединения.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица
возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть
граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если
иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами
Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками
общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными
законами или международными договорами Российской Федерации.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых
формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их
уставах.
Устав общественного объединения должен предусматривать:
) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую
форму;
) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный
органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное
объединение осуществляет свою деятельность;
) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном
объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для
объединения, предусматривающего членство);
) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного
объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего
руководящего органа;
) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного
объединения;
) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного
объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по
управлению имуществом;
) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.[1]
.2 Роль общественных организаций в развитии туризма
Общественные туристские организации (ассоциации, общественные организации
и объединения, федерации, профессиональные клубы) исполняют функции
негосударственного регулирования в сфере туризма.
Их деятельность направлена на создание условий, благоприятных для
развития туристского бизнеса и туризма как социального явления.
Основными направлениями деятельности общественных туристских организаций
являются следующие направления:
· содействие в развитии профессиональной туристской среды и
туристского общественного актива;
· развитие корпоративных форм туристского бизнеса,
корпоративных стратегий и выполнение партнерских проектов;
· изучение и внедрение передового опыта, а также новаций;
· развитие туристского образования и научных исследований;
· расширение масштабов туризма и его положительного влияния на
экономику и социальную сферу;
· совершенствование структуры туристской отрасли;
· изучение конъюнктуры рынка и разработка рекомендаций;
· содействие в повышении качества обслуживания, диверсификации
туристского продукта и его продвижении;
· содействие в развитии здоровой конкуренции на местном рынке;
· содействие развитию партнерских связей предприятий туризма с
предприятиями связанных с туризмом отраслей экономики, в первую очередь
предприятиями транспорта, торговли и питания, выставочного бизнеса,
предприятиями кредитно-финансовой сферы и другими.
Негосударственный сектор управления в сфере туризма выполняет задачу по
созданию основ для внутренней самоорганизации в сфере туризма и усиления
общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туристской
отрасли в целом.
Государство и муниципальные образования сотрудничают с негосударственным
сектором управления в сфере туризма и оказывают поддержку его деятельности
через размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение задач по
программам и планам развития туризма.[4]
2. Виды общественных организаций и их роль в туризме
.1 Международные, региональные и национальные организации
Поскольку международный туризм является отражением
социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно
составной частью международных отношений, возникают необходимые предпосылки
организации и управления всем комплексом туристско-экскурсионной деятельности
как в рамках государств, так и на международном уровне. Эти предпосылки
реализуются, в частности, в создании туристских организаций.
Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:
национально-территориальному: международные, региональные и национальные
организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный
характер;
общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;
по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты,
разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации,
издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;
по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные,
автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные
профсоюзы.
Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило
необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных
правовых институтов и создания специализированных международных туристских
организаций.[9]
Всемирная туристская организация ВТО (World Tourism Organization - WTO)
Всемирная туристская организация на сегодняшний день самая известная и
признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем
преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских
организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под
патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств,
несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские
фирмы, авиакомпании, международные организации и пр.).
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата
отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма
проводится под определенным девизом, Каждые 4 года ВТО созывает сессии
Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи
ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).
ВТО преследует следующие цели:
ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего)
миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире;
помогать людям иметь доступ к образованию и культуре во время
путешествий;
улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира
посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для
иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными
регионами;
расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить
вклад в их экономику;
выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству
между странами;
предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных
организаций в области туризма;
устанавливать постоянную взаимосвязь между различными, объединениями
туроператоров;
реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным, путем.
В основном деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении
туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании
новой материально-технической базы. Организация пытается упорядочить действия
различных наций в туризме путем разработки и введения, определенных принципов в
области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в
ООН и действует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО
разрабатывает международные документы (акты), и следит за их исполнением, а
также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение
международных туристских разногласий.
Другие аспекты деятельности ВТО включают в себя помощь развитию стран,
организации и стимулировании сотрудничества между ними в вопросах,
воздействующих на туризм. Все это реализуется благодаря принятию определенных
стандартов оборудования, понятий, языков, условных обозначений (например,
обозначение первой помощи), чтобы облегчить общение (взаимопонимание) и
пребывание иностранных туристов в чужой стране.
ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и
поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и
реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО - исследования, которые
включают в себя изучение статистики по международному туризму, изобретение
новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг - все это
может быть использовано национальными туристскими организациями в их
деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов
статистики.
ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который
учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской
индустрии.
ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через исключение
или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, так же
как и в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациям в
полиции, въездным формальностям и т. д. ВТО обеспечивает техническую поддержку
развития стран, в особенности стран членов ООН.[5]
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air
Transport Association - IATA)- всемирная организация для всех международных
авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй
мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию
авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция -
упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение
единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов
на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Высший орган IATA -
ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и
исполнительный комитет. Цель IATA - реализация политики международной
организации гражданской авиации (ICA-). - это содействие перемещению людей,
почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации
маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях
IATA, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а
также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры
расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями.
Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При
ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных
авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.
Установление тарифов - одна из важнейших составляющих работы IATA.
Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний - членов IATA - это
одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных
авиакомпаний контролируются правительствами стран - владельцев авиакомпаний.
Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить
вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые ее устраивают.
Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран - членов
организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех
перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории.
Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств
стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила, установленные Ассоциацией,
должны быть одобрены правительствами всех стран - участниц.
Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные полеты.
На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного регулярного
сообщения. Авиакомпания "Аэрофлот" является членом IATA с 1989 г.,
членами IATA являются также российские авиакомпании "Трансаэро",
"Пулково", "Домодедовское ПО", "Внуковские авиалинии".
Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции, авиакомпании
необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной
авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит для членства в
Международной организации гражданской авиации (ICA-). IATA является членом
IСАО.
Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации предоставляются
Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services Corporation - PNS).
В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара
на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления
согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках
каждой конференции, так и между ними:
. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от
международной линии раздела дат;
. Европа, Африка и Ближний Восток;
. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западе от
международной линии раздела дат.
Туристские агентства участвуют в деятельности IATA череду ее специальное
отделение - Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network -IATAN).
Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и
соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего
рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими
участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов
деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих
авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена
между туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами IATA.[8]
Международная организация гражданской авиации (International Civil
Aviation Organization - ICAO)
Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН.
Деятельность ICAO основана на
равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта.
Главной задачей ICAO является
развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически
эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам
и нормам.
Организация ставит перед собой следующие цели:
обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной
гражданской авиации во всем мире;
поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных
средств с учетом охраны окружающей среды;
поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и
различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;
как можно лучше выполнять основные требования людей к авиатранспорту:
безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;
поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных соперничеств
между авиакомпаниями разных стран;
убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью соблюдаются и что каждая страна имеет реальную
возможность владеть и управлять международной авиакомпанией;
избегать дискриминаций между странами - членами ICAO;
пропагандировать безопасность полетов;
способствовать развитию международной гражданской авиации.
Членами ICAO являются 183
государства (в том числе Россия). ICAO работает в тесном контакте со следующими организациями:
Международный информационный союз;
Всемирная метеорологическая организация;
Международный союз электрических сообщений (коммуникаций);
Всемирный почтовый союз;
Всемирная организация здравоохранения;
Международная морская организация.[10]
Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization
for Economic Cooperation and Development - OECD)
ОЭCP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г.,
утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация создана
для реализации целей, направленных:
на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и
роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран
членов ОЭСР путем контроля над финансовой стабильностью и как следствие
всей этой деятельности -вклад в развитие мировой экономики;
благоприятное влияние на целостность экономического развития как в
странах - членах ОЭСР, так и в странах, не состоящих в этой организации, а
также на сам процесс экономического развития;
развитие мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в
соответствии с международными обязательствами.
Членами ОЭСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия,
Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария,
Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США. Туристский комитет при
ОЭСР содействует развитию туризма в странах - членах организации и в Югославии
(как присоединившегося члена) путем изучения проблем туризма. Туристский
комитет активно способствует соблюдению стандартных определений и методов дня
составления статистики и ежегодных отчетов "Туристская политика и
международный туризм в странах - членах ОЭСР".
Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel
Association - PATA)
Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия
Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет 34 страны
Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для достижения единой
цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в этом огромном
регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение
туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и
маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных
международных организаций.
Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем, принимают
участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах.
Членов в Ассоциации около 2 тысяч. Со дня основания Ассоциация стала важным
источником точной и своевременной информации для своих членов из области
маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов деятельности,
связанных с туризмом. Деятельность РАТА и ее долгосрочные планы проверяются и
оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.
Маркетинговые усилия РАТА направлены на индивидуальных туристов,
путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить маркетинговые
навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений. Исследовательская
работа РАТА находит отражение на ежегодных конференциях по исследованиям
туризма, а также в публикациях ежегодных статистических отчетов по
Тихоокеанскому региону.
Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные офисы
для обслуживания Азиатского региона - в Сингапуре; Тихоокеанского региона - в
Сиднее; Американско-Европейской части - в Сан-Франциско.[3]
Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и
увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации.
Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания
очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии,
так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных
организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить
сотрудничество правительства и частной индустрии.
Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс
выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на
региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект
управления.
На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей
подсистеме) относятся Правительство РФ, Министерство РФ по физической культуре,
спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму
и др. (в Москве - Комитет по туризму правительства г. Москвы; в
Санкт-Петербурге - Комитет по туризму и развитию курортов администрации г.
Санкт-Петербурга; в Московской области - Комитет по физической культуре, спорту
и туризму при администрации Московской области). Управление осуществляется посредством
циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.
Структура управления туризмом представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Структура управления туризмом в России
.................... - прямые управленческие связи
-------- - косвенные (методические) связи
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при
Президенте РФ должен обеспечивать:
разработку основ государственной политики в сфере туризма;
участие в разработке законодательства РФ по туризму;
координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных
программ в сфере туризма;
анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его
развитию.
Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный
характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с
периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.[2]
В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и
иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития
туризма;
создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом
рынке;
строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и
комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов,
перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в
туристскую индустрию России; продвижение совместно с Министерством РФ по
физической культуре, спорту и туризму национального туристского продукта на
внешний и внутренний рынки;
выполнение функций доверительного управления федеральной государственной
собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.
В мировой практике основной формой политики в области туризма является
создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков,
гостиниц, ресторанов.
Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем
государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более
детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса
генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований
формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские
туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет
иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании
партнеров из общественного и частного секторов.
В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные
предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов,
отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения
продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках,
не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п.
Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма
открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав
потребителей.[7]
Российская ассоциация туристских агентств (PATА)
РАТА была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных
тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России.
РАТА является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц,
занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их
деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в
государственных и иных органах, а также в международных организациях.
С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации
(ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное
(Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар),
Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму
(Симферополь) и Великобритании (Лондон).
РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов
Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного
профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились
компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.
В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов
Федерации.
При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и
молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также
комиссия по информационным технологиям в туризме.
Цели Ассоциации:
защита коллективных интересов членов Ассоциации;
влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти
РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным
интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
противодействие монополизму в туристской деятельности;
содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и
цивилизованных рыночных отношений в России;
защита интересов национальных производителей туристских услуг;
содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для
членов Ассоциации;
представление интересов членов Ассоциации в туристских международных
неправительственных организациях.
Исходя из поставленных целей Ассоциация определила основные задачи:
привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов
членов Ассоциации для наилучшей реализации профессиональных интересов;
участие в разработке государственных и местных правовых нормативных
актов;
выполнение функций коллективного заказчика;
правовая защита интересов туристских предприятий - членов Ассоциации;
организация информационной, консультативной и методической помощи;
создание банков данных других информационных систем, содействующих
эффективной работе членов Ассоциации;
взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму,
представление коллективных интересов членов Ассоциации;
представление интересов членов Ассоциации в органах государственной
власти;
осуществление рекламной и редакционно-издательской, деятельности;
организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с
целью обмена и реализации достижений членов Ассоциации.[8]
Ассоциация туристских организации "ЕвроАзия".
В 1992 г. крупнейшие туристские организации и гостиничные предприятия
России и стран СНГ объединились в Ассоциацию туристских организаций
"ЕвроАзия". В настоящее время Ассоциация насчитывает 106 постоянных
членов из 11 стран СНГ.
Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристского
пространства СНГ. Важным направлением деятельности является оптимальное
использование имеющегося потенциала в рамках общего туристского пространства и
восстановление внутреннего туризма на основе повышения качества услуг,
модернизации гостиничной базы и других объектов.
Ассоциация намерена внести вклад в восстановление въездного туризма
благодаря развитию туристских связей между странами.
Одними из основных функций Ассоциации являются изучение туристских рынков
и интересов всех членов, определение основных направлений ценовой политики.[4]
Всероссийское народное туристское общество (ВНТО)
ВНТО - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся на основе
общности интересов для реализации совместных целей, указанных в уставе.
Одна из первоочередных задач ВНТО - восстановление и развитие туристского
пространства России.
Исключение миллионов людей России из туристского движения - один из
многих показателей снижения уровня жизни, сокращения потребительского
комплекса.
Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в
подчиненное положение к транснациональным корпорациям, занимающим на туристском
рынке подавляющие позиции. Российские туроператоры не могут составить им
конкуренцию и в лучшем случае становятся их агентами. ВНТО не выступает против
мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные
механизмы как ведущие в своей деятельности.
Цели Общества:
расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма;
содействие воспитанию граждан страны средствами туризма и приобщению их к
истории Родины, ее культуре и т. д.;
реализация программы развития туризма в России;
расширение сферы социального туризма, в основе которого - доступный
отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность
трудящихся, слабо защищенных слоев населения;
продвижение законодательной базы народного туризма - подготовка и
внесение в установленном порядке на рассмотрение Госдумы проектов законов,
регулирующих туристскую деятельность в стране;
формирование единой методологии народного туризма, реализуемого
посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению
туристского пространства России, возрождению туристских маршрутов, созданию
новых рабочих мест;
учреждение и развитие героико-патриотической и историко-культурной
экспедиции "Россия - Родина моя";
участие в совершенствовании планирования, региональной политики,
технологии индустрии туризма, а также в формировании телекоммуникационных
сетей, возрождении туристских маршрутов, создании новых рабочих мест;
формирование сети учреждений профессиональной подготовки и
трудоустройства специалистов туризма на многоуровневой основе и передача
функций образования и обучения специалистов и персонала туризма
специализированным учебным заведениям туризма;
использование средств государственного и внебюджетного страхования для
организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов труда, слабо
защищенных слоев населения;
проведение исследований и разработок новых туристских и образовательных
технологий;
осуществление рекламной, издательской и иной информационной деятельности
и России и за ее пределами;
создание целевых фондов поддержки небольших альтернативных программ;
проведение благотворительных мероприятий.
Руководство Обществом осуществляют: совет, ревизионные комиссии,
исполнительная дирекция, секретариат, дирекция региональных программ, дирекция
социальных программ и другие структурные образования.
В рамках ВНТО действует система профессиональных ассоциаций (гильдии
экскурсоводов, краеведов, ассоциации музеев, туристских клубов), которые
заключают коллективные договоры с ассоциацией туроператоров на формирование
туристского продукта и условия его распространения на рынке, а также договоры с
ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, ветеранов,
студенческими ассоциациями) на абонементное обслуживание в режиме социального
партнерства. ВНТО представляет скидки и гарантии участникам договоров и
ассоциаций.[10]
Российская гостиничная ассоциация (РГА)
РГА - общественная некоммерческая организация, объединяющая предприятия,
занимающиеся гостиничным бизнесом. Учредителями РГА являются ГАО
"Москва", РАТА, АО "Совет по туризму и экскурсиям
Санкт-Петербурга" и др.
РГА является членом ВТО и Международной ассоциации гостиничного и
ресторанного бизнеса (IH & RA).
Основные цели РГА:
содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных
предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и
международном рынках;
установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих
расширению деловых и профессиональных контактов;
участие в разработке и реализации национальных и международных программ и
проектов в гостиничной сфере.
Основными задачами РГА признаны:
защита интересов национальных производителей гостиничных услуг;
представление интересов российского гостиничного бизнеса и членов
Ассоциации в органах представительской власти РФ, в других, в том числе
региональных, органах государственной власти, в национальных и международных организациях,
связанных с гостиничной индустрией и развитием международной туристской
деятельности;
противодействие монополизму в гостиничной деятельности, поддержка
предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в гостиничном
бизнесе;
рекламно-информационная, издательская, конгрессная и выставочная
деятельность, реализация совместных программ и проектов, способствующих
повышению конкурентоспособности и продвижению гостиничных услуг;
содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для
членов Ассоциации.
В РГА входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда,
Ярославля, Сочи, Рязани и др.
Ассоциация создана в апреле 1993 г. в Москве, в число учредителей вошли
гостиницы "Россия", "Украина", "Москва",
"Белград", "Ленинградская", "Националь", АО
"Отель Советский", АО "Мосинтур", АО
"Транс-Спутник", ВАО "Интурист" и Высшая коммерческая
школа.
Целями Ассоциации являются: содействие развитию делового сотрудничества с
гостиницами, туристскими организациями и предприятиями на территории Москвы,
государств, входящих в СНГ, и других зарубежных государств, установление и
расширение контактов, укрепление дружественных и культурных связей между
народами.
Главные задачи Ассоциации:
координация совместной деятельности гостиниц и туристских предприятий,
организаций, акционерных обществ и фирм по развитию всех видов туризма и
организации поездок туристов из СНГ в другие страны;
обеспечение их взаимодействия для осуществления проектов по развитию
индустрии туризма, совместных программ по исследованию туристских рынков,
организации рекламных компаний;
расширение сотрудничества и связей в сфере международного туризма между
странами СНГ и зарубежными государствами на основе принципов равноправия и
взаимной выгоды;
обеспечение юридической защиты прав и интересов своих членов в работе с
инофирмами, государственными, общественными и частными организациями, а также
прав и интересов потребителей туристских услуг.[2]
.2 Новосибирские общественные туристские организации
В Новосибирской области действуют общественные организации в сфере
туризма:
Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций (НАТО) - создана с целью
координации деятельности, обеспечения защиты прав и представления общих
интересов ее участников в государственных органах и органах местного
самоуправления. Членами НАТО являются крупные туроператоры, турагентства,
страховые компаниями, средства размещения, СМИ. В НАТО организованна работа
общественной приемной для потребителей.
Региональный Отраслевой Союз Туриндустрии Сибири (РОСТ Сибири) -
объединяет субъектов туристского рынка Сибирского региона (туристские фирмы,
средства размещения, санатории и курорты, экскурсионные организации и
учреждения, транспортные и страховые компании, специализированные СМИ,
выставочные организации и т. д.). Создан с целью представления и защиты
интересов членов Союза, формирования, развития и регулирования туристского
рынка Сибирского региона в целом.
Сибирский образовательно-туристский альянс (СОТА) - создан с целью
предоставления профессионального образования в области туризма и сервиса по
программам дополнительного образования, повышения квалификации кадров,
консультирования предприятий туристской инфраструктуры.
Является структурным подразделением Новосибирского государственного
университета экономики и управления.[9]
Заключение
туризм общественный международный региональный
В ходе выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы по
поставленным задачам:
Создание международных, региональных и национальных организаций вносит
огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации
представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию
мирового туризма. Отдельные страны, регионы, области создают свои туристские
организации регионального характера для развития и продвижения туризма в своих
регионах. Организации проводят статистические исследования и сбор различной
туристской информации, позволяющей проанализировать туристскую отрасль в
регионе. И наконец, национальные туристские организации создаются с целью
содействия развитию туризма, как важного сектора экономики страны.
Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:
национально-территориальному: международные, региональные и национальные
организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный
характер;
общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;
по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты,
разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации,
издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;
по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные,
железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры,
локальные профсоюзы.
В туристическом бизнесе существует множество примеров известных
общественных организаций, среди которых имеют место следующие: Всемирная
туристская организация ВТО (World Tourism Organization - WTO), Международная
ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association -
IATA), Международная организация гражданской авиации (International Civil
Aviation Organization - ICAO), Организация экономического сотрудничества и
развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD),
Российская ассоциация туристских агентств (PATА), Всероссийское народное
туристское общество (ВНТО), Российская гостиничная ассоциация (РГА), Ассоциация
гостиниц и туристских организаций «Мостуротель» и многие другие.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» (ред. от 20.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с
21.11.2012);
. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. - М.,
2012.- 320 с.
. Батурина М.В. Негосударственные некоммерческие организации:
учет и контроль. - М: Эксмо, 2008. - 160 с.
. Квартальнов В.А. Туризм: Финансы и статистика-М., 2012. -
320 с.
. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и
туризма. М. Магистр, 2007.
. Чашин А.Н. Некоммерческие организации: правовое
регулирование. М: ДиС, 2010. - 224 с.
. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность
некоммерческих организаций. Гражданин и право. 2010г.
. http://tourlib.net/
. http://zakonprost.ru/ob-obschestvennyh-obyedineniyah/
.
http://www.sro-rossii.ru/index.php/sro-v-otrasli-turizma/5228-turizm