Анализ конкурентоспособности продукции производственного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ конкурентоспособности продукции производственного предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Конти»

. Понятие конкурентоспособности продукции производственного предприятия

. Сравнительный анализ динамики объема реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении

. Анализ динамики прибыли, рентабельности показателей эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия

. Конкурентоспособность ЗАО «Конти» на рынке

. Пути повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Успешное функционирование организации зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Конкурентоспособность товаров - решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

Изучение конкурентоспособности обуславливает необходимость разработки эффективных, простых в применении инструментов, методик, позволяющих предприятию с максимальной степенью объективности оценить уровень конкурентоспособности своих товаров на рынке. Анализ оценок уровня конкурентоспособности продукции становится основанием для дифференциации предложения и создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения потребителей в рамках целевого сегмента. Кроме того, предприятие способно более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования.

Особенную актуальность проблема оценки уровня конкурентоспособности приобретает для товаров производственного назначения, так как только при достижении соответствующего уровня конкурентоспособности средств производства можно обеспечить выпуск качественных, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке товаров, предназначенных для конечного потребителя.

Объектом исследования является производственное предприятие ЗАО «Конти».

Предметом исследования является анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти».

Целью работы является изучение конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти», её основных факторов и структуры.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-       дать организационно-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Конти»;

-       изучит понятие конкурентоспособности продукции производственного предприятия;

-       провести сравнительный анализ динамики объема реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении;

-       провести анализ динамики прибыли, рентабельности показателей эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия;

-       определить конкурентоспособность ЗАО «Конти» на рынке;

-       предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти».

Методы исследования, применяемые в работе - методы сравнения, наблюдения, анализ теоретических источников (монографический метод), метод обобщения, аналитический метод и др.

Проблеме конкурентоспособности продукции посвящены работы многих авторов: О.М. Горелика, М.С. Абрютина, А.А. Канке.

Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения курсовой работы могут быть использованы в деятельности ЗАО «Конти».

В процессе работы использованы такие методы исследования и анализа как синтеза, сравнения, системного анализа.

Автор работы подтверждает, что произведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Конти»

ЗАО «КОНТИ-РУС» (ранее ЗАО «Кондитер-Курск) всегда было предметом внимания и гордости жителей Курской области, т.к. весь его жизненный путь развивался по нарастающей: год от года рос коллектив комбината, происходила модернизация производства, вводилось новое оборудование, расширялся ассортимент.

Контакты:

, г. Курск, ул. Золотая, 13;

Телефон: +7 4712 56 01 30;

+7 4712 56 78 96

+7 4712 56 78 98

+7 4712 73 05 38

Факс: (4712) 56-86-45;

E-mail: refer@ru.konti.com <mailto:refer@ru.konti.com>;

Веб-сайт: www.konditer-kursk.ru <#"731277.files/image001.gif">max.

Это и есть условие конкурентоспособности. Но оценка возможна только в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

а) анализ рынка и выбор образца продукции как наиболее конкурентоспособного в качестве базы;

б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;

в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемой продукции.

3. Сравнительный анализ динамики объема реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении

Миссия ЗАО «Конти»:

§  Долгосрочное развитие с созданием уникальных качественных полезных продуктов.

§  Быть мировой компанией со сбалансированным ростом стоимости компании, операционной прибыльностью, сильными брендами.

§  Создавать условия для личностного, профессионального и материального роста сотрудников.

Ценности:

§  Инновации

§  Качество

§  Амбиции

§  Профессионализм

§  Эффективность

§  Корпоративная социальная ответственность

Позиционирование ЗАО «Конти» на рынке кондитерских изделий.

Слоган торговой марки «Сладкие мгновения жизни» отражает концепцию позиционирования: продукция «КОНТИ» дарит радость жизни и хорошее настроение. Вместе с шоколадом и вафлями, конфетами и печеньем покупатель получает минуты удовольствия, наслаждения жизнью, спокойной безмятежной радости и тепла. «КОНТИ» - компания теплых эмоций, которая делает каждый день покупателей приятнее и радостнее, положительно влияя на их настроение. И эта идея закреплена слоганом компании.

Для ЗАО «Конти» поставлены долгосрочные цели (на начало 2012 г.):

§  Объем продаж - 28000 тонн.

§  Норма прибыли - 25%.

Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию «Конти» в общем случае можно определить как стратегию усиления позиции на рынке.

Ассортимент выпускаемой продукции «Конти» представлен очень широко. Категории вырабатываемой продукции ЗАО «Конти»:

§  Новогодние подарки <#"731277.files/image002.gif">,

где ,  - отчетные и базисные объемы реализованной продукции (2012 и 2011 гг. соответственно). Результаты вычислений представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Индексы физического объема продукции ЗАО «Конти»

Вид продукции

Индекс физического объема

Печенье сахарное весовое

0,7

Печенье сахарное фасованное

1,07

Пряники сырцовые весовые

1,01

Пряники сырцовые фасованные

1,42

Конфеты

1,47

Сдобное печенье

1,21

Мармелад

0,99

Лукум

0,82

Драже

0,7

Карамель

0,97

Вафельные изделия

0,69

Торты

0,7


Индекс физического объема весового сахарного печенья, равный 0,7 показывает снижение объема реализованной продукции на 0,3 или 30% по сравнению с объемом реализации 2011 года. Такое же снижение объемов реализации наблюдаем и с позициями «драже» и «торты». Небольшое снижение объемов производства (и реализации соответственно) на 1% и 3% соответственно произошло в 2012 году и с позициями «мармелад» и «вафельные изделия», продажи лукума снизились на 18%. В то же время индексы физического объема некоторых видов продукции превышают единицу, что указывает на увеличение их объемов продаж в 2012 году по сравнению с предыдущим годом. И именно на улучшение этих позиций стоит обратить внимание при планировании различных мероприятий по улучшению динамики продаж.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.3 и 4).

Таблица 3 - Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %



Базисные

Цепные



Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%


где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

Таблица 4 - Динамика товарной продукции ЗАО «Конти»

Продукция

2011г.

2012г.

Темп роста, %


сумма, руб.

сумма, руб.


Печенье сдобное «Сеня» в асс.

0

836152,96

100

Печенье сдобное «день и ночь» в асс.

0

987563,21

100

Печенье сахарное, вес., в асс.

87564231,5

86546213,85

98,8374

Печенье сахарное, фас., в асс.

4256532,48

5166532,48

121,3789

Пряники сырцовые, вес., в асс.

54132564,2

52410320,63

96,81847

Пряники сырцовые с начинкой вес., в асс.

53216,9

62592,8

117,6169

Пряники сырцовые, фас., в асс.

13256895,2

15465253,9

116,6582

Печенье сахарное, декор. Шоколад. глазурью, в асс.

2904556,7

3500456,7

120,516

Пряники сырцовые, декорир. Шоколад. глазурью, в асс.

599563,6

1799563,6

300,1456

Лукум, в асс.

796212,2

953459,8

119,7495

Драже, в асс

886658,2

899654,2

101,4657

Мармелад, в асс.

768699,4

631256,3

82,12005

Конфеты, в асс.

25689255,8

22499432,62

87,58305

Куличи, кексы, в асс.

3562458,3

3627039,76

101,8128

Карамель, в асс.

15891977,3

12771977,3

80,36745

Торты, в асс.

3893124,98

3553124,12

91,26663

Печенье сдобное,вес., в асс.

4982633,5

6751223,49

135,4951

Печенье сдобное, фас., в асс.

952655,96

1467629,39

154,0566


На основе полученных данных рассчитаем среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

, (3)

Тср=128,4%

Тпр = Тср - 100 (4)

Тпр= 128,4-100=28,4%

Мы получили положительные среднегодовые значения темпов роста и прироста товарной продукции в 2012 году. Однако из таблицы мы видим, что это обусловлено производством некоторых видов товарной продукции ЗАО «Конти» - таких, как фасованной кондитерской продукции, декорированной продукции. Очень хороший показатель темпов роста у декорированных кондитерских изделий - 300% - этот вид кондитерских изделий ЗАО «Конти» начала производить относительно недавно - в 2012году и сейчас эта продукция пользуется широким спросом у потребителя. Положительные темпы роста наблюдаются у сдобного печенья, пряников с начинкой и фасованной продукции - именно на развитие этих видов продукции следует обратить внимание специалистам маркетинговой службы предприятия.

4. Анализ динамики прибыли, рентабельности показателей эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия

Основным видом деятельности организации является производство и реализация кондитерских изделий. Выручка за 2012 г. составила 4 086 569 тыс. руб. (без учета НДС), в том числе от реализации готовой продукции собственного производства и услуг- 2 956 650 тыс. руб., что составляет 72,33 процента от общей суммы реализации.

Основные виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукция (работ, услуг), обеспечившие не менее чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за 5 последних завершенных финансовых лет, а также за последний завершенный отчетный период до даты утверждения проспекта ценных бумаг): производство и реализация кондитерских изделий.

Таблица 5 - Объём выручки

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

I квартал 2011 г.

2011 г.

I квартал 2012 г.

Отклонение за аналогичный период прошлого года (год/кв.) ,%

Производство и реализация кондитерских изделий собственного производства

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, тыс. руб.

454 410

1 089 106

1 599 187

2 165 943

583 309

2 955 128

835 802

37/43

Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

100,00

99,43

81,19

73,80

68,82

72,36

70,39

-

Реализация покупной кондитерской продукции

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, тыс. руб.

0

5 820

361 007

765 532

263 474

1 125 146

350 776

47/33

Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

0,00

0,53

18,33

26,08

31,08

27,55

29,54

-

Итого по данным видам деятельности

454 410

1 094 926

1 960 195

2 931 475

846 783

4 080 273

1 186 577

39/40


На увеличение в 2011 году объема выручки, в основном, повлияло внедрение новых технологий и модернизация оборудвоания (в частности в 1 кв. 2011 года на ЗАО «КОНТИ-РУС» была введена линия по производству нового вида глазированных помадных конфет «Белиссимо» мощностью 560 тонн в месяц) привели к росту объемов производства и увеличению ассортимента выпускаемой продукции при стабильно высоком уровне качества.

Общее увеличение объема выручки в 1 кв. 2012 г. по сравнению с 1 кв. 2011 года составило 40,08%. Увеличение произошло как за счет роста выручки от реализации продукции собственного производства на 4,293 %, так и за счет увеличения выручки от реализации покупной продукции на 33,13 % (кондитерской продукции ЗАО «ПО «КОНТИ»), которая реализуется на территории России через сеть эксклюзивных дистрибьюторов.

Основные причины увеличения выручки:

-       улучшение качества и ассортимента предлагаемой продукции;

-       увеличение объемов производства за счет внедрения новых технологий и модернизации оборудвоания. В частности в 1 кв. 2011 года была введена линия по производству нового вида глазированных помадных конфет «Белиссимо» мощностью 560 тонн в год. Инвестиции составили около 10 млн. долл. США.

ЗАО «КОНТИ-РУС» реализует кондитерскую продукцию в России, Украине и прочих странах (Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Грузия, Молдова, Армения, Эстония, Монголия). В 2011 г. 86,40% выручки было получено на территории России. Экспортная выручка составила только 13,51% (6,32% - Украина, 7,39% - прочие страны), что снижает зависимость финансового результата от конъюнктуры рынков стран, в которые поставляется продукция, а также от колебаний курсов валют.

Сезонный характер основной хозяйственной деятельности эмитента: в кондитерской отрасли наблюдается определенная сезоннось, а именно падение спроса и продаж кондитерских изделий в летнее время и активный спрос в IV квартале, в предновогодний период, в результате чего указанный период существенно влияет на формирование финансового результата предприятия за год.

Таблица 6 - Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ЗАО «Конти»:

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 год

2010 г.

2011 г.

Отклонение, %

1 квартал 2011 г.

1 квартал 2012 г.

Отклонение, %

Выручка, тыс. руб.

454 410

1 095 390

1 969 598

2 935 068

4 083 680

39,13%

847 648

1 187 358

40,08%

Валовая прибыль, тыс. руб.

31 660

140 883

342 629

454 924

920 440

102,33%

172 883

278 466

61,07%

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль /непокрытый убыток), тыс. руб.

7 678

39 145

74 556

53 380

60 763

13,83%

23 163

24 955

7,74%

Рентабельность собственного капитала, %

4,94

20,12

27,00

16,20

15,57

-3,90

6,57

6,01

-8,51

Рентабельность активов, %

3,31

8,81

9,12

4,26

2,70

-36,65

1,70

1,05

-38,25

Коэффициент чистой прибыли, %

1,69

3,57

3,79

1,82

1,49

-18,19

2,73

2,10

-23,09

Рентабельность продукции (продаж), %

6,97

7,13

10,22

6,33

7,48

18,24

7,75

11,41

47,23

Оборачиваемость капитала, раз

2,9

5,6

7,0

5,5

3,0

-2,5

1,5

0,9

-0,6

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс.руб.

-

-

-

-

-

-

-

-

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Для расчета приведенных показателей использовалась методика, рекомендованная Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006г. № 06-117/пз-н

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение размера выручки на 39,13% за 2011 год и на 40,08% за 1 кв 2012 года, а также валовой прибыли общества на 102,33% за 2011 год и на 61,07% за 1 кв 2012 года по сравнению с анлогичными периодами прошлого года, что связано с ростом объемов производства и реализации новых видов высокорентабельной продукции.

Чистая прибыль - это конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Она характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации, то есть показывает, может ли предприятие приносить прибыль своим владельцам. В 2011 году и 1 квартале 2012 года наблюдается рост показателя чистой прибыли общества по сравнению с 2010 годом и 1 кварталом 2011 года соответственно на 13,83 и 7,74%.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала - сколько рублей прибыли приносит каждый рубль вложенных собственных средств. В 2011 году и 1 кв. 2012г. в связи с увеличением величины собственного капитала (нераспределенной прибыли) при относительной устоичивости показателя прибыльности наблюдается незначительный спад данного показателя.

Рентабельность активов характеризует устойчивость финансового состояния организации. Она показывает прибыль, получаемую организацией на 1 рубль стоимости активов организации, т.е. общую эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия, и заемных средств. В 2011 году и в 1 кв. 2012 г так же наблюдается спад показателя за счет значительного увеличения величины активов общества при относительно равном показателе прибыльности.

Рентабельность (продукции) продаж характеризует основную деятельность и показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2011 году и в 1 кв. 2012 г наблюдается рост показателя рентабельности (продаж) продукции на 18,24 и 47,23% соответственно за счет реализации более рентабельной продукции.

Показатель Оборачиваемости капитала в 2011 году и в 1 кв. 2012 года уменьшился на 44,91 и 38,42% (соответственно) по причине существенного увеличения собственного капитала и долгосрочных обязательств в 2011 году по итогам 1 квартала 2008 года величина долгосрочных обязательств - 880 542 тыс. руб. (рост показателя -663 563 тыс.руб. по сравнению с 1 кв. 2011 года).

Соотношение убытков по балансу и валюты баланса рассчитывается для определения относительной убыточности компании, т.е. какую долю активов компания безвозвратно потеряла в результате убыточной деятельности. В течение всего рассматриваемого периода данный показатель равен 0, так как последние 5 завершенных финансовых лет эмитент завершал с прибылью.

Далее рассмотрим ликвидность ЗАО «Конти», достаточность капитала и оборотных средств.

Таблица 7 - Динамика показателей, характеризующих ликвидность ЗАО «Конти», за 5 последних завершенных финансовых лет:

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение, %

1 квартал 2011 г.

1 квартал 2012 г.

Отклонение

Собственные оборотные средства, тыс.руб.

92 324

121 296

66 262

-159 632

-760 937

-376,68%

-188 232

-629 724

-234,55%

Индекс постоянного актива

0,41

0,38

0,76

1,48

2,95

98,70%

1,53

2,52

64,07%

Коэффициент текущей ликвидности

2,22

1,50

1,13

1,06

1,22

14,76%

1,04

1,23

18,83%

Коэффициент быстрой ликвидности

1,01

0,88

0,64

0,77

1,24

21,89%

0,71

0,88

24,62%

Коэффициент автономии собственных средств

0,67

0,44

0,34

0,26

0,17

-34,08%

0,26

0,17

-32,51%


Для расчета приведенных показателей использовалась методика, рекомендованная Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н

Экономический анализ ликвидности и платежеспособности эмитента на основе экономического анализа динамики приведенных показателей:

Значение показателя «Собственные оборотные средства» в 2011г. и в 1 квартале 2012 года свидетельствует о том, что внеоборотные активы общества финансируются за счет собственных и заемных средств.

Индекс постоянного актива - коэффициент, отражающий отношение внеоборотных активов и средств, отвлеченных в долгосрочную дебиторскую задолженность к собственным средствам. Рекомендуемое значение показателя индекса постоянного актива Kипа<=0,9. Значение показателя в 2011 г. и в 1 кв. 2012 года превысило рекомендуемое значение по причине формирования внеоборотных средств за счет заемных источников финансирования.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность краткосрочной задолженности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Нормальное ограничение (КТЛ >1) означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. Значение коэффициента текущей ликвидности в отчетном периоде выше рекомендуемого и выше значения в аналогичном периоде прошлого года на 0,2.

Коэффициент быстрой ликвидности - это более жесткая оценка ликвидности предприятия. Основная концепция состоит в том, что этот показатель помогает оценить, какую долю текущих краткосрочных обязательств может погасить предприятие, если его положение станет действительно критическим; при этом исходят из предположения, что товарно-материальные запасы вообще не имеют никакой ликвидационной стоимости. Оптимальное значение данного показателя - Кбл = 0,8-1,0. Значение коэффициента быстрой ликвидности по итогам отчетного периода соответствует рекомендуемому.

Коэффициент автономии собственных средств показывает долю собственного капитала в активах и характеризует степень финансовой независимости от кредиторов. В 2011 году и в 1 кв. 2012г. наблюдается снижение показателя, т.е. активы общества стали в большей степени покрываться за счет заемных средств.

Информация о достаточности собственного капитала для исполнения краткосрочных обязательств и покрытия текущих операционных расходов:

Размер краткосрочных обязательств в соответствии с бухгалтерской отчетностью общества за 2011г. (составляющих 901 614 тыс. руб.) превышает размер капитала и резервов за 2011г. (составляющих 390 207 тыс. руб.), что свидетельствует о недостаточности собственного капитала для покрытия текущих операционных расходов и исполнения краткосрочных обязательств.

Размер краткосрочных обязательств в соответствии с бухгалтерской отчетностью общества за 1 квартал 2012г. (составляющих 1 084 701 тыс. руб.) превышает размер капитала и резервов за 1 квартал 2012 г. (составляющих 415 162 тыс. руб.), что свидетельствует о недостаточности собственного капитала для покрытия текущих операционных расходов и исполнения краткосрочных обязательств.

Приводится описание факторов, которые, по мнению эмитента, привели к изменению значения приведенных показателей:

Снижение Собственных оборотных средств в 2011г. и в 1 кв. 2012г. вызвано ростом размера внеоборотных активов за счет заемных источников финансирования, в тоже время существенная доля внеоборотных активов свормирована за счет высоко ликвидных финансовых вложений;

Снижение Коэффициента автономии собственных средств в 2011 г. и в 1 кв. 2012 г вызвано ростом размера внеоборотных и оборотных активов.

Таблица 8 - Структура оборотных средств ЗАО «Конти», тыс. руб.

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

1 квартал 2011 г.

1 квартал 2012 г.

Отклонение

Запасы, всего

86 148

143 271

239 497

200 413

239 681

39 268

245 479

369 828

124 349

в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные ценности

50 978

73 959

150 031

134 005

133 794

-211

131 168

159 504

28 336

затраты в незавершенном производстве

7 467

1 423

4 485

2 361

4 439

2 078

4 889

6 848

1 959

готовая продукция и товары для перепродажи

18 828

59 136

76 423

54 035

70 582

16 547

99 008

155 567

56 559

Товары отгруженные

-

-

-

-

25 833

25 833

-

41 695

41 695

расходы будущих периодов

8 875

8 753

8 558

10 012

5 033

-4 979

10 414

6 214

-4 200

Налог на добавленную стоимость

5 967

9 853

24 455

10 456

14 560

4 104

16 988

11 442

-5 546

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

74 088

201 115

331 497

501 074

822 360

321 286

536 018

903 536

367 518

в том числе:


покупатели и заказчики

66 220

180 907

307 113

460 195

686 503

226 308

487 723

634 691

146 968

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

2 885

16 702

12 413

51 015

18 528

-32 487

24 023

45 680

21 657

Прочие оборотные средства

-

26

27

517

4 336

3 819

984

4 981

3 997

Итого оборотных средств:

169 088

370 967

607 889

763 475

1 099 465

335 990

823 492

1 335 467

511 975


С увеличением уровня производства и продаж предприятия возникает необходимость в увеличении оборотного капитала.

Источниками финансирования оборотных средств эмитента являются:

Собственные средства (нераспределенная прибыль);

Заемные средства, краткосрочные кредиты.

Политика эмитента по финансированию оборотных средств:

-       поддержание количества денежных средств на уровне достаточном для ведения текущей деятельности;

-       обеспечение оптимального объема запасов сырья и материалов для проведения эффективного процесса производства;

-       своевременная реализация неликвидных остатков;

-       оптимизация запасов, т.е. приобретение товарно-материальных ценностей под заключенные договора.

Политика финансирования оборотных средств может измениться в случае значительного уменьшения доходов эмитента, вероятность наступления указанного фактора невысока.

Таблица 9 - Сведения о собственном капитале общества, тыс.руб.

N п/п

Показатель

На 31.12.2011

На 31.12.2012

Изменения

1

Сумма чистых активов.

329 444

390 207

60 763

2

Уставный капитал

6 812

6 812


3

Резервный фонд

341

341


4

Добавочный капитал

86 313

86 313


5

Нераспределена прибыль

235 978

296 741

60 763


Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод, что предприятие обладает определенными собственными средствами для дальнейшей работы.

Исходя из динамики показателей деятельности за 2011 год и 1 кв. 2012 года, можно сделать вывод, что общая положительная тенденция показателей будет наблюдаться и в будущем. Некоторое ухудшение относительных показателей за рассматриваемый период связано со значительным изменением структуры баланса общества, связанного с финансовой деятельностью и увеличением долгосрочных обязательств. Данные ресурсы предполагается направить на инвестиционную деятельность, что в долгосрочной перспективе значительно улучшит все показатели деятельности компании.

В результате финансово-хозяйственной деятельности эмитента в 2011 г. и в 1 кв. 2012 года была получена прибыль в размере 60 763 тыс. руб. и 24 955 тыс. руб. соответственно. Увеличение объема выручки и получение прибыли в данных периодах в большей степени вызвано увеличением объема производства и реализации новых видов высокорентабельной продукции. В 1 кв. 2011 года была введена в эксплуатацию линия по производству глазированных помадных конфет «Белиссимо». Инвестиции в данный проект составили около 10 млн. долл. США.

5. Конкурентоспособность ЗАО «Конти» на рынке

Основные существующие и предполагаемые конкуренты эмитента по основным видам деятельности, включая конкурентов за рубежом:

Объединенные Кондитеры самый крупный холдинг в РФ, производство которого представлено во всех основных сегментах рынка кондитерских изделий. В состав объединения входят 15 фабрик. Сильными сторонами компании является наличие таких брендов как Аленка, Мишка Косолапый, Вдохновение и многие другие, к которым успели за десятилетия привыкнуть потребители, отлично налаженная дистрибьюторская сеть по всей территории РФ и потенциал для вложений средств в маркетинг. Слабой стороной холдинга является обратная сторона устаревания брендов. Более 30% потребителей являются новаторами, и присутствие на рынке одного продукта их не привлекает, они стремятся к модернизации. Таким образом, продажи холдинга сокращаются. С 2005 года компания придерживается стратегии ребрендинга и репозиционирования основных брендов для достижения максимального результата деятельности.

КД Восток успешно сконцентрировали свою деятельность на производстве мучных кондитерских изделий. Немаловажным является присутствие в их ассортименте шоколадных конфет и по объемам производства они не уступают лидерам рынка. Слабыми сторонами компании является то, что все продажи сосредоточены в восточной части РФ и отсутствие затрат на продвижение продукции. Спрос на продукцию КД Восток обусловлен дешевизной кондитерских изделий холдинга, что на Дальнем Востоке является приоритетным при реализации.

Корпорация Рошен является транснациональной для российского рынка кондитерских изделий. Визитной карточкой компании является производство карамели, которая в корни отличается от традиционного для рынка продукта. Корпорация успешно освоила рынок РФ, это связано с ее появлением «в нужное время в нужном сегменте». В 2006 они несколько потеряли свои позиции на рынке в связи с вводом пошлин на карамель, однако к 2007 году все силы были направлены на увеличение мощностей по производству карамели и конфет на Липецкой фабрике.

Компания Nestle крупнейший мировой производитель продуктов питания. Они завоевывают расположение потребителей благодаря многолетнему опыту и высокому качеству (использование натуральных ингредиентов для производства продукции). Главной стратегией компании является создание широкой известности брендов за счет значительных вложений средств в рекламные компании.

Холдинг United Bakers крупнейший производитель мучных кондитерских изделий на территории РФ. Все силы они сконцентрировали на производстве крекера и печенья. Данная стратегия узконаправленная, но она приносит ощутимые результаты деятельности компании. Последние пять лет холдингу удается удерживать лидирующее положение на рынке печенья и крекера, одновременно расширяя ассортимент выпускаемой продукции.Foods мировой лидер по производству шоколадных кондитерских изделий, реализация продукции осуществляется в 150 странах мира. На территории РФ успешно продаются такие мировые бренды как Alpen Gold, Milka. Главной стратегией холдинга является диверсификация бренда, разграничивая торговые марки от бренда производителя.

Перечень факторов конкурентоспособности эмитента с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг):

факторы оказывают влияние на конкурентоспособность производимой продукции:

-       высокое качество продукции;

-       мощная производственная база;

-       широкий ассортимент выпускаемой продукции;

-       наличие высококвалифицированного персонала;

-       наличие развитой системы сбыта.

Особое значение в настоящее время имеют такие факторы как высокое качество продукции и наличие развитой системы сбыта.

Основными факторами, которые могут улучшить результаты деятельности ЗАО «Конти»:

-       активная инвестиционная деятельность предприятия, направленная на повышение качества продукции, увеличения производительности, расширение ассортимента продукции, а также увеличение рентабельности производства;

-       приведение в 2004 году системы управления качеством в соответствие требованиям стандарта ЕН ИСО 9001:2000 «Системы управления качеством. Требования». Данный международный сертификат подтверждает контроль качества продукции компании на всех этапах производства.

-       создание и совершенствование системы сбыта продукции, развитие сети дистрибьюторов.

6. Пути повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти»

Для определения путей повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Конти», проведем анализ среды предприятия с помощью СВОТ-анализа.

Таблица 10 - Матрица «СВОТ» ЗАО «Конти»

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Хорошая репутация у покупателей; Широкая известность в регионе Высокий уровень качества продукции Строгий конкурентный отбор специалистов Сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями Образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена. Высокая техническая оснащённость фабрики Надёжные поставщики продукции Известная торговая марка Хорошая репутация у покупателей Наличие логистического центра в Курске Оригинальный дизайн

Сбои в снабжении. Слабая политика продвижения Неучастие персонала в принятии управленческих решений. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии фабрики Недостаточная рекламная политика в регионе, точнее она не развита вообще Нестабильное качество продукции Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности Спрос на кондитерскую продукцию характеризуется сезонностью, что приводит к необходимости создавать запас продукции к «высокому» сезону. Для повышения эффективности работы по доставке готовой продукции Группой были построены два Логистических центра: один в Украине (г. Макеевка) и один в России (г. Курск).

Возможности:

Угрозы:

Поддержка со стороны местной власти Партнёрство с другими фабриками Банкротство некоторого числа конкурентов Использование современных технологий в производстве Изготовление новинок, которые трудно скопировать конкурентам Расширение ассортимента продукции Рост уровня доходов населения Возможность узкой специализации Возможность проведения предновогодней рекламной кампании в регионе Увеличение выпуска высокорентабельных изделий из шоколада и продукции «премиум»-класса, спрос на которую на рынке растет.

Изменение потребностей и вкуса покупателей Снижение доходов населения Изменение курса рубля Вступление России в ВТО Происходит изменение политики поставщиков Рост конкуренции со стороны прочих отечественных производителей и кондитерских предприятий стран СНГ.


Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества шансов и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон позволяет сформулировать четыре общие стратегии для ЗАО «Конти».

Итак, выделим следующие стратегии путём комбинирования сильных сторон и возможностей, слабых сторон и возможностей, сильных сторон и угроз и слабых сторон и угроз:

. Стратегия СиВ. Данную стратегию определим как стратегию усиления позиций на рынке (стратегия «макси-макси») Ситуация очень хорошая. Фабрика имеет больше достоинств, чем слабостей, а рынок открывает перед ней ряд новых возможностей при небольшом количестве угроз. В такой ситуации фабрика должна предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке посредством увеличения доли своего участия на нем, обеспечение большего разнообразия продуктов и введение на рынок всевозможных новинок. Благоприятная финансовая ситуация позволяет заниматься развитием новых продуктов (например разработка новой кондитерской продукции для диабетиков), а также приобретать менее рентабельные фирмы, действующие в том же секторе экономики.

Например, сопоставление на поле «СИВ» возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами фабрики создает благоприятные условия, прежде всего, в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов (карамельная линейка, «Супер-контик», печенье). К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.

. Стратегия СиУ - стратегия реконкурентности. Заключается в выборе сегмента, в котором нет ни одного конкурента в силу его низкой привлекательности. В связи с растущими потребностями населения и с учётом специфических особенностей отдельных групп населения предлагается выпуск новой продукции, например низкокалорийных пастил.

У пастилы должно быть невысокое содержание жира, которое определяет пастилу как сладость низкокалорийную и очень полезную. Для людей, страдающих заболеваниями печени, желудка, поджелудочной железы пастила являет собой наименее опасное и одновременно вкусное решение потребления сладостей. Основными конкурентными преимуществами такой продукции будут являться: низкая калорийность, полезность, необычное вкусовое сочетание. Данный продукт относится к классу премиум в связи с тщательным отбором сырья и сложностью технологического процесса.

Продукт можно позиционировать как «конфеты для стройных и изящных». Изначально необходимо проверить концепцию нового товара на предмет коммерческой реализуемости. Поэтому необходимо провести исследование, нужен ли данный продукт населению.

.        Стратегия СлВ: стратегия стимулирующего маркетинга. Направлен на увеличение существующего спроса. В связи с неразвитой рекламной политикой ЗАО «Конти» в регионе предлагается проведение новогодней рекламной кампании. Это может быть видеоролик о новогодних подарках ЗАО «Конти», должны транслироваться в супермаркетах, на местных телеканалах. Время трансляции - часы наибольшей активности покупателей.

Рекламируя знакомую с детства каждого продукцию, видеоролик должен создавать праздничное предновогоднее настроение, побуждая покупателей к совершению приятных и вкусных покупок.

Также большое внимание стоит уделить позиционированию товара и его рекламе не только на новых рынках, но и в нашем городе.

Отметим основные принципы для позиционирования товара ЗАО «Конти» в целевом сегменте:

позиционирование, основанное на отличительном качестве товара - использование натуральных ингредиентов;

позиционирование, основанное на особом способе использования товара - праздники и торжества;

позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей - качество товара и его вкус;

позиционирование по отношению к конкурирующему товару - импортные товары и товары, основанные на заменителях.

Также можно применить стратегию увеличения выпуска высокорентабельных изделий из шоколада и продукции «премиум»-класса, спрос на которую на рынке растет.

. Стратегия СлУ: низкую заинтересованность рядовых сотрудников фабрики можно ликвидировать стратегией поддержки персонала. Также необходимо с расширением производства улучшить материальное поощрение в виде заработной платы на предприятии рабочим, занятым в основном производстве, а также работникам отдела продаж, её размер на сегодняшний день не достаточный. Нужно иметь в виду, что заработная плата как таковая мотивирует, если работник вообще заинтересован в деньгах, вознаграждение ощутимо повышает доход и выплачивается «по горячим следам». При этом нужно, чтобы работник знал, сколько мог заработать и сколько заработал фактически. Поэтому необходимо сочетать материальные и нематериальные стимулы.

На предприятии необходимо создать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста. Проводить своевременные кадровые перемещения профессионально пригодных работников, выведение из коллективов работников, которые ухудшают психологический климат, персональное психологическое консультирование работников.

На предприятии необходимо предусмотреть материальное стимулирование за выполнение функций временно отсутствующих работников, за отдельные, часто трудоемкие поручения. Простые рабочие не имеют возможности нормально питаться, так как в столовой слишком высокие цены. Для повышения удовлетворенности необходимо предоставить льготы на питание.

Чтобы обеспечить мотивацию в должной мере необходимо применять различные стимулы, так как одни и те же надоедают. Использовать компенсацию по «принципу кафетерия», когда работники могут выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений по своему усмотрению.

Все эти стратегии являются важными для развития компании.

Но первостепенной стратегией, на реализацию которой необходимо, прежде всего направить усилия, будет стратегия усиления позиций на рынке.

Предлагаем следующие направления деятельности предприятия.

В первом случае стратегия направлена на расширение рынка при сохранении существующих товаров или экстенсивная стратегия, направленная на производство новой кондитерской продукции (диетической). Такая стратегия сопряжена со значительными расходами на рекламу.

Увеличиваются расходы на рекламу: проведение различных конкурсов, розыгрышей, реклама на телевидении, радио, газеты; организация должна активно участвовать в общественной жизни города, проводить различные скидки: сезонные, праздничные. Для расширения торговой сети организации (открытие новых точек) нужно проанализировать внешнюю среду организации, провести опрос среди населения и выявить наиболее выгодное месторасположение новых точек.

Необходимо расширить торговый отдел, в который будет входить отдел маркетинга (ОМ). Его основные функции: отслеживание изменений внешней и внутренней среды организации, ее анализ, особенно тщательно проводить анализ «старых» и стараться не допускать появление новых конкурентов, следить за новинками товара.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого исследования позволили сделать некоторые выводы и предложения по повышению конкурентоспособности продукции, под которой понимают комплексную многоаспектную характеристику продукции, отражающую её способность соответствовать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, быть по ценовым и неценовым параметрам более привлекательной для потребителей, чем товары конкурентов, обеспечивать возможность выгодной реализации этого товара в определённый момент времени на конкретном рынке.

Исходя из динамики показателей деятельности за 2011 год и 1 кв. 2012 года, можно сделать вывод, что общая положительная тенденция показателей будет наблюдаться и в будущем. Некоторое ухудшение относительных показателей за рассматриваемый период связано со значительным изменением структуры баланса общества, связанного с финансовой деятельностью и увеличением долгосрочных обязательств. Данные ресурсы предполагается направить на инвестиционную деятельность, что в долгосрочной перспективе значительно улучшит все показатели деятельности компании.

В результате финансово-хозяйственной деятельности эмитента в 2011 г. и в 1 кв. 2012 года была получена прибыль в размере 60 763 тыс. руб. и 24 955 тыс. руб. соответственно. Увеличение объема выручки и получение прибыли в данных периодах в большей степени вызвано увеличением объема производства и реализации новых видов высокорентабельной продукции. В 1 кв. 2011 года была введена в эксплуатацию линия по производству глазированных помадных конфет «Белиссимо». Инвестиции в данный проект составили около 10 млн. долл. США.

факторы оказывают влияние на конкурентоспособность производимой продукции:

-       высокое качество продукции;

-       мощная производственная база;

-       широкий ассортимент выпускаемой продукции;

-       наличие высококвалифицированного персонала;

-       наличие развитой системы сбыта.

Особое значение в настоящее время имеют такие факторы как высокое качество продукции и наличие развитой системы сбыта.

Основными факторами, которые могут улучшить результаты деятельности ЗАО «Конти»:

-       активная инвестиционная деятельность предприятия, направленная на повышение качества продукции, увеличения производительности, расширение ассортимента продукции, а также увеличение рентабельности производства;

-       приведение в 2004 году системы управления качеством в соответствие требованиям стандарта ЕН ИСО 9001:2000 «Системы управления качеством. Требования». Данный международный сертификат подтверждает контроль качества продукции компании на всех этапах производства.

-       создание и совершенствование системы сбыта продукции, развитие сети дистрибьюторов.

Кондитерская фабрика «Конти» динамично развивается, постоянно и неуклонно наращивает объемы производства. Продукция, выпускаемая на ЗАО «Конти» пользуется большим спросом у населения. Продукция «Конти» выпускается высокого качества. В ней присутствует только натуральное сырье, и никаких консервантов.

Обновлённая курская кондитерская фабрика «Конти» в настоящее время реализует эффективную программу продвижения - путь к лидерству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 399 с.

.        Аудит: учебник / В.В. Скобара, О.Л. Островская. - М.: Просвещение, 2005. - 479с.

.        Баженов, Г.Е.. Экономика предприятия: учебник / Г.Е. Баженов. - Новосибирск: Наука, 2000. - 344 с.

.        Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: Дашков и К, 2001. - 456 с.

.        Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 322с.

.        Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента: учебник / И.А. Бердник. - Киев: Ника-Центр, 2008. - Т. 1. - 592 с.

7.      Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - 367с.

.        Воронина, Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие / Э.М. Воронина. - М.: МГУЭСИ, 2004. - 256с.

.        Горелик, О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений / О.М. Горелик. - М.: КНОРУС, 2007. - 272с.

.        Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2009. - 328 с.

.        Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра - М», 2007 - 305с.

.        Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / В.К. Памбухчияец.-3-е изд.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2010. - 512 с.

.        Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг, - М.: Высшая школа, 2009. -348 с.

.        Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 336 с.

.        Ефимова, О. В. Оборотные активы предприятий и их анализ // Бухгалтерский учет. - 2000. - №9. - с. 72 - 78.

.        Завадский, В.В. Экономика предприятия: учебное пособие / М.И. Сотников. - Набережные Челны: КамПИ, 2008. - 219 с.

.        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И.Ильина. - Мн.: ООО «Новое знание», 2010. - 416 с.

.        Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнёва. - М.: Проспект, 2006. - 624с.

.        Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288с.

.        Ковалёв, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности: учебник / В.В. Ковалёв. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 512 с.

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ: учебник / В.В. Ковалёв. - М.: Проспект, 2008. - 392 с.

.        Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 416 с.

.        Официальная страница «Конти» [HTML] (http://www.konti.com/ru)

.        Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. Экономика предприятия / Под рук. акад. МАН ВШ, д-ра экон. наук, профессора Семенова В.М., - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009- 390с.

.        Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010 - 560 с.

Похожие работы на - Анализ конкурентоспособности продукции производственного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!