Анализ деятельности предприятия ОАО 'Коминтерн'
Учреждение
образования
«Гомельский
государственный университет имени Франциска Скорины»
Заочный
факультет
Кафедра
экономики и управления
ОТЧЕТ
о
результатах прохождения учебной ознакомительной практики
студента 3 курса специальности
-25 01 07 «Экономика и управление на
предприятии»
Кирпиченко Елены Геннадьевны
Руководитель практики,
ассистент Шоломицкая Т.М
Руководитель практики,
старший преподаватель Шелеляева Г.А
Гомель 2014
Содержание
Введение
. Роль экономиста-менеджера в
управлении предприятием ОАО "Коминтерн"
. Производственная структура
предприятия ОАО «Коминтерн»
. Организационная структура
управления предприятия
. Оценка
производственно-хозяйственной деятельности предприятия
. Индивидуальное задание:
Организация внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Коминтерн»
Заключение
Список использованных источников
Введение
В соответствии с учебным планом специальности
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочного факультета
ознакомительная практика проходила в учреждении образования «Гомельский
государственный университет» имени Франциска Скорины.
Поскольку молодые специалисты
обладают лишь базовой теоретической подготовкой, то приобретение практических
знаний является их основной задачей.
Целью данной учебной организационно-экономической
практики является формирование профессиональных навыков и практических умений
по организации и управлению производством.
Следует отметить, что при прохождении данной
организационно-экономической практики была изучена структура управления
деятельностью предприятия, а также порядок заполнения и движения первичной
документации на предприятии.
Основными задачами учебной ознакомительной
практики являются:
- ознакомление студентов с предприятием как
объектом будущей профессиональной деятельности;
приобретение первичных профессиональных умений
но избранной специальности;
- закрепление практических навыков и умений по
изучаемым дисциплинам.
Отчет по учебной организационно-экономической
практике включает в себя следующие разделы:
- Роль экономиста-менеджера в управлении
предприятием ОАО "Коминтерн";
- Производственная структура предприятия;
Организационная структура управления
предприятия;
Оценка производственно-хозяйственной
деятельности предприятия;
Индивидуальное задание.
Основной задачей учебной
организационно-экономической практики является изучение самого предприятия и
его стабильного функционирования.
В процессе написания отчета были использованы
статистические материалы деятельности ОАО "Коминтерн", цифровые
данные бухгалтерской и статистической отчетности за 2010-2011 гг.
Отчет выполнен на 54 страницах, содержит 12
таблиц, 4 рисунков.
1. Роль экономиста-менеджера в управлении
предприятием ОАО "Коминтерн"
Роль менеджера в организации - направляющая,
формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера
направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей
со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на
созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные
эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся в ней, чтобы
организация стала действительно организацией.
Экономист-менеджер ОАО "Коминтерн" в
роли преподавателя должен проявить способность обучить подчиненного необходимым
приемам и навыкам труда, этике профессии
Роль представителя организации - подписывает от
имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в
вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации,
принимает посетителей организации, в целом, осуществляет связи с
общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по
социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.
Во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль
организатора. Основным содержанием деятельности менеджера является управление
людьми.
В процессе управления экономист-менеджер ОАО
"Коминтерн" осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и
чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми
новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых
идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции
подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием
посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм
отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
Процесс менеджмента по целям состоит из четырех
этапов:
Определяется круг полномочий и обязанностей всех
руководителей предприятия;
Осуществляется разработка целей менеджмента в
рамках установленных обязанностей;
Составляются реальные планы достижения
поставленных целей;
Производится контроль, измерение, оценка работы
и полученных каждым руководителем результатов.
Менеджеры не только составляют планы, но и
организуют их выполнение путём формирования структур, процессов и методов, с
помощью которых организуется совместный и эффективный труд.
Планирование - это вид управленческой
деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных
частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют
последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для
достижения поставленных целей.
Организация - вторая функция управления, задачей
которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем
необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием,
зданиями, денежными средствами и др.;
Мотивация - это процесс побуждения себя и других
к деятельности, для достижения личных целей или целей организации.
Контроль - это управленческая деятельность,
задачей которой является количественная и качественная оценка и учет
результатов работы организации.
Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть
психологом. Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им
взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот
язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы,
сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это
способствует заключению выгодных сделок и многому другому.
Хороший менеджер должен быть и организатором, и
другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком,
умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать в
совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения
конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие
предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой
основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности
функционирования фирмы.
Менеджер должен быть лидером, достойным
подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная
задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной
работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда
заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы,
интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с
необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с
человеческими потребностями подчиненных.
Экономист-менеджер ОАО "Коминтерн"
должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития
экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их
связь с другими процессами, происходящими в обществе, иметь представление о
приоритетных направлениях развития национальной экономики и социального
развития соответствующей отрасли предприятия.
Также специалист должен знать теоретические
основы и закономерности функционирования рыночной экономики включая переходные
процессы, законодательные и нормативные правовые акты, отечественный и
зарубежный опыт в области управления рыночной экономики, методы изучения
рыночной конъюнктуры, отраслевую номенклатуру продукции, условия поставки
хранения и транспортировки продукции, порядок разработки договоров с
поставщиками и потребителями, основы социологии и психологии труда, формы и
системы оплаты труда, формы морального и материального стимулирования, порядок
установления доплат, надбавок и коэффициент к заработной плате, организацию
бух. учета на предприятии, первичные учетные документы, организацию
производства в отрасли и на предприятии, современные методы планирования и
организации исследования и разработок, меры социальной и профессиональной
ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны
труда.
Экономист-менеджер ОАО "Коминтерн"
должен уметь выявить проблемы экономического характера при анализе конкретных
предприятий, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты,
систематизировать и обобщать информацию, использовать информационные технологии
для решения экономических задач на предприятии.
Для успешного осуществления профессиональной
деятельности экономисту-менеджеру ОАО "Коминтерн" необходимо владеть
специальной экономической терминологией и лексикой как минимум на одном
иностранном языке, навыками владения новыми знаниями используя современные
образовательные технологии, навыками профессиональной аргументации в сфере
деятельности, методами экономического анализа производственно-хозяйственной
деятельности предприятия и его подразделений, оценки рыночных позиций
предприятия, методами ценообразования и калькулировании себестоимости продукции
на предприятии, методами исследования затрат рабочего времени, методами
нормирования труда, методами финансового планирования на предприятии, методами
определения экономической эффективности, внедрения новой техники и технологий.
Квалификационная характеристика
экономиста-менеджера ОАО "Коминтерн".
Специалист должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы и другие
руководящие и нормативные документы касающиеся планирования, анализа и учета
хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия;
- организацию плановой работы, порядок
разработки перспективных и других планов хозяйственно-финансовой и
производственной деятельности предприятия;
- планово-учетную документацию;
- порядок разработки нормативов, материальных,
трудовых и финансовых затрат;
- методы экономического анализа и учета,
показатели деятельности предприятия;
организацию оперативного и статистического
учета, а также порядок и сроки составления установленной отчетности;
основы экономики организации труда и управления,
а также порядок и сроки составления установленной отчетности;
- основы экономики организации труда и
управления, а также законодательства о труде и охране труда в РБ;
- правила внутреннего трудового распорядка,
техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Ответственность:
Экономист-менеджер ОАО "Коминтерн"
несет ответственность за выполнение в полном объеме возложенных на него
должностных обязанностей и за причиненный ущерб предприятия в соответствии с
действующим законодательством.
Функции планово-экономического отдела:
- осуществляет руководство работой по экономическому
планированию в организации, направленному на организацию рациональной
хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с
целью достижения наибольшей экономической эффективности;
- организует и участвует в разработке прогнозов
развития организации на пять лет и бизнес-планов развития на год,
инвестиционных бизнес-планов;
выполняет экономическое обоснование
эффективности переработки давальческого сырья на таможенной территории
Республики Беларусь, цен на товары собственного производства, предназначенных
на экспорт;
- организует предварительную разработку
экономической целесообразности размещения заказов швейных изделий с учетом
материальных и трудовых затрат, тарифов на работы (услуги);
- составляет годовые, квартальные, месячные
планы работы по ассортименту и доводит их до структурных подразделений;
обеспечивает проведение экономического анализа
по объемам производства и себестоимости продукции;
- участвует в формировании ценовой политики и
обеспечивает расчет отпускных цен на продукцию организации;
организует расчет стоимости всех видов работ
(услуг), выполняемых организацией;
- обеспечивает оформление заявок на получение
штрих-кодов по ГС 1 Бел и введение их в базу данных;
- участвует в разработке мероприятий по усилению
режима экономии, снижению потерь и непроизводственных расходов, ликвидации
убыточности отдельных видов продукции, совершенствованию ценообразования;
- участвует в разработке проектов, смет
расходования фондов экономического стимулирования, в расчетах экономической
эффективности мероприятий по внедрению новой техники и технологии, организации
труда, рационализаторских предложений;
организует периодический контроль за ходом
выполнения подразделениями организации плановых заданий, анализирует
технико-экономические показатели работы организации, ведет подготовку
периодической отчетности в установленные сроки;
- организует участие отдела в разработке
рациональной плановой и учетной документации, а также внедрение средств
механизации и автоматизации в сфере планирования, учета и экономического
анализа;
участвует в планировании средств для реализации
мероприятий комплексного плана инженерного обеспечения повышения эффективности
производства и качества работы;
разрабатывает реестры нормативных правовых актов
и технических нормативных правовых актов, регулирующих деятельность
планово-экономического отдела, вносит изменения и дополнения;
- проводит анализ выявленных несоответствий,
разрабатывает корректирующие и предупреждающие мероприятия по результатам
внутренних внешних проверок.
. Производственная структура предприятия ОАО
«Коминтерн»
ОАО «Коминтерн» - крупное предприятие с высоким
производственным потенциалом и высококвалифицированным
промышленно-производственным персоналом.
История предприятия началась открытием в марте
1919 года первой военно-обмундировочной фабрики, которая с февраля 1922 года
перешла на массовое изготовление гражданской одежды и стала называться
«Гомодежда». В апреле 1928 года - фабрике присвоено имя "Коминтерн".
В 1964 году прошло преобразование в Гомельское
производственное швейное объединение "Коминтерн" (ГПШО «Коминтерн»).
В процессе становления на фабрике была
пересмотрена организационная структура, закуплено оборудование импортного
производства фирм «Пфафф», «Штробель», «Зингер» (Германия); «AMFREECE» (Чехия);
«Джуки», «Бризай» (Япония); «Римольди», «Макпи» (Италия); «Истман» (США),
внедрены прогрессивные технологии. И, как результат, Гомельское
производственное швейное объединение «Коминтерн» стало единственным
специализированным предприятием в республике по производству мужских
классических костюмов. В 1993 году ГПШО «Коминтерн» путем акционирования было
преобразовано в ОАО «Коминтерн». Процесс акционирования окончен в 1995 году.
Постоянно идет активное перевооружение и
технологическое обновление производства. Внедрены современные машины и
оборудование, позволяющие максимально автоматизировать производство и повысить
качество продукции.
С 2006 г. пересмотрена политика предприятия в
области развития ассортимента, которая позволила определить четкие целевые
сегменты и стратегию позиционирования. В результате, с 2007 г. на рынок
выведена коллекция мужских костюмов молодежного направления под товарным знаком
«CITY LIFE», с 2009 г. - линия мужских классических костюмов «премиум» класса
под товарным знаком «VALEROSSO». Следующим этапом стало выведение на рынок в
2010 г. товарного знака «MAN WAY» - коллекции мужских классических костюмов
делового класса. Ежегодно коллекции обновляются более чем на 60% в соответствии
с требованиями потребителей и модными тенденциями.
Текущей специализацией предприятия является
выпуск классических мужских костюмов, а также изделий детского ассортимента и
женских изделий изо льна. Продукция предприятия реализуется как на рынке РБ,
так и на внешних рынках.
Предприятие располагает необходимой
инфраструктурой, которая обеспечивает поставку сырья на предприятие и сбыт
конечной продукции, а также складскими помещениями, необходимыми для хранения
сырья, материалов и конечных изделий.
Основной целью деятельности предприятия, как коммерческой
организации, является получение прибыли.
ОАО "Коминтерн" -
один из лидеров отечественных производителей мужских костюмов в Республике
Беларусь. Предприятие обладает высоким производственным потенциалом и
высококвалифицированным промышленно-производственным персоналом.
Форма собственности предприятия.
Основные собственники
Форма собственности предприятия - частная
(акционерная).
Организационно-правовая форма предприятия -
открытое акционерное общество.
Уставный фонд предприятия составляет 111 255 200
рублей и делится на 39 734 простых именных акции номинальной стоимостью 2 800.
Акции, составляющие уставный фонд предприятия,
распределены следующим образом:
93,1% принадлежит работникам предприятия и
другим физическим лицам;
6,9% принадлежит государству.
В таблице 2.1 представлен паспорт предприятия.
Таблица 2.1 - Паспорт предприятия
Наименование
предприятия
|
ОАО
«КОМИНТЕРН»
|
Юридический
адрес
|
246050г.Гомель,
ул. Интернациональная, 5
|
Форма
собственности
|
частная
|
Банковские
реквизиты
|
Р/с
3012300230012 в 314 отд. г. Гомель ГФ по Гомельской области ОАО
«Белинвестбанк» код 768
|
Производственная структура предприятия - это
пространственная форма организации производственного процесса, которая включает
состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их
взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной
способности оборудования), численности работников, а также размещение
подразделений на территории предприятия.
Производственная структура предприятия отражает
характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их
кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции.
Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность
предприятия.
Поэтому эффективная производственная структура
предприятия должна отвечать следующим требованиям:
- простота производственной структуры
(достаточный и ограниченный состав производственных подразделений);
- отсутствие дублирующих производственных
звеньев;
обеспечение прямоточности производственного
процесса на основе рационального размещения подразделений на заводской
территории;
- пропорциональность мощности цехов, участком,
пропускной способности оборудования;
стабильные формы специализации и кооперирования
цехов и участков;
адаптивность, гибкость производственной
структуры, то есть ее способность к оперативной перестройке всей организации
производственных процессов в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.
Различают два типа производственных структур:
- комплексная;
специализированная.
Комплексная производственная структура
(многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии
производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая.
Специализированная - это производственная
структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный
процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок
с других предприятий.
Элементы производственной структуры
ОАО «Коминтерн» относится к цеховому виду, его
структуру представим на рисунке 2.1.
По состоянию на 1 января 2012 года на
предприятии установлено 1087 единиц оборудования. Показатель загрузки
производственных мощностей в 2011 году составил 99%. Общий показатель износа по
основным фондам предприятия составляет 60,7%, при этом имеющееся
технологическое оборудование имеет степень износа около 71,9%. Техническое
перевооружение по - прежнему является одним из важнейших направлений
стратегического развития предприятия.
Первичным элементом производственной структуры
является рабочее место - это часть производственной площади цеха, оснащенная
основным оборудованием и вспомогательными устройствами, предметами труда,
обслуживаемая одним или несколькими рабочими. На рабочем месте выполняется
часть производственного процесса, за ним может быть закреплено несколько
операций.
Виды рабочих мест:
- простое рабочее место (одна единица
оборудования, один рабочий);
-многостаночное рабочее место, когда один
рабочий обслуживает несколько видов оборудования (как правило, работающих в
автоматическом режиме);
- комплексное рабочее место (характерно для
непрерывных производственных процессов), когда один агрегат или установка
обслуживается бригадой рабочих.
В зависимости от закрепления за рабочим местом
производственной площади выделяют стационарные и подвижные рабочие места.
Подвижные рабочие места относятся к таким категориям рабочих, как наладчики,
ремонтники, транспортные рабочие. Производственные площади им не выделяются.
По уровню специализации рабочие места
подразделяются на специализированные (за рабочим местом закрепляется выполнение
трех -пяти операций) и универсальные (закрепление операций или отсутствует, или
их число достаточно велико - больше 20).
Совокупность рабочих мест, на которых
выполняются технологически однородные операции или различные операции по
изготовлению одного двух видов продукции, составляет производственный участок.
Участки создаются по двум принципам:
технологический; предметно-замкнутый.
Несколько производственных участков объединяются
в цеха.
Цех - административно-обособленная часть
предприятия, специализирующаяся либо на изготовлении продукции или части ее,
либо на выполнении определенной стадии производственного процесса.
Возглавляется начальником цеха.
По назначению цехи подразделяются на: основные -
производство основной профильной продукции или законченной части
производственного процесса. По стадиям производственного процесса основные цехи
подразделяются на заготовительные, обрабатывающие и выпускающие; обеспечивающие
- производство вспомогательной по назначению продукции для основных цехов;
обслуживающие - оказание производственных услуг как основным, так и
обеспечивающим цехам; опытно-экспериментальные -изготовление и испытание
макетов и опытных образцов проектируемых новых видов продукции; подсобные и
побочные.
К подсобным относятся цехи, осуществляющие
добычу и обработку вспомогательных материалов, например, карьер по добыче
формовочной земли, торфоразработки, огнеупорный цех, снабжающий основные цехи
огнеупорными' изделиями (на металлургическом заводе). К подсобным относятся
также цехи по производству тары для упаковки продукции. Побочные цехи - это те,
в которых изготавливается продукция из отходов производства, например, цех
товаров народного потребления. В последние годы удельный вес этих цехов в
производственной структуре значительно вырос; вспомогательные - уборка
заводской территории, выращивание сельхозпродукции.
В зависимости от вида специализации выделяют
следующие типы производственной структуры основных цехов: технологическая,
предметная, смешанная (предметно-технологическая).
В цехах с технологической специализацией
выполняется определенная часть производственного процесса. Продукция,
выпускаемая цехом, часто меняется и не закреплена за рабочими местами. Этот вид
промышленной структуры наименее эффективен по сравнению с предметным и
подетально-узловым.
Недостатки технологической структуры:
- высокая трудоемкость продукции и низкая
эффективность используемых ресурсов, а, следовательно, высокие издержки
производства;
- большие потери времени на частую переналадку
оборудования, транспортные работы по перемещению предметов труда от одного
участка к другому, большие потери времени на межсменное и межоперационное
пролеживание деталей и полуфабрикатов. Это влечет за собой высокую длительность
производственного цикла изделия, низкую оборачиваемость оборотных средств и,
следовательно, относительно низкую рентабельность производства.
Предметная или подетально-узловая структура
основных цехов характерна для массового выпуска продукции устойчивой
номенклатуры, при таком типе производственной структуры каждый цех
специализируется на выпуске одного или нескольких конструктивно подобных
изделий. В цехах участки создаются по предметно-замкнутому принципу.
Преимущества предметной структуры: она
способствует внедрению прогрессивного высокопроизводительного
специализированного оборудования (автоматизированных поточных линий, гибких
производственных систем); упрощается планирование, а также межцеховая и
внутрицеховая кооперация; сокращаются производственные циклы изготовления деталей
и узлов; повышается ответственность работников цехов и участков за качество
продукции и выполнение плана по номенклатуре; повышается производительность
труда, улучшаются другие экономические показатели цехов и предприятия в целом.
Рисунок 2.1 - Основные производственные цеха ОАО
«Коминтерн»
ОАО «Коминтерн» является открытым акционерным
обществом - лидер в производстве мужских классических костюмов в Республике
Беларусь.
История предприятия насчитывает более 90 лет
успешной деятельности по выпуску, реализации модной и качественной мужской
одежды.
Сегодня ОАО «Коминтерн» - одно из крупнейших
предприятий концерна «Беллегпром» с устоявшимися традициями и сплоченным
трудовым коллективом. ОАО «Коминтерн» широко известно в Республике Беларусь и
за её пределами, всегда открыто для новых взаимовыгодных деловых связей.
Предприятие обладает высоким производственным
потенциалом и высококвалифицированным промышленно-производственным персоналом.
Основной целью ОАО «Коминтерн» является
деятельность по производству современных конкурентоспособных швейных изделий
высокого качества, направленная на максимальное удовлетворение потребителей и
извлечение прибыли, повышение эффективности производства.
Производственные мощности позволяют выпускать
300 тыс.единиц швейных изделий в год.
Технологический процесс осуществляется на
современном оборудовании известных зарубежных фирм: «Пфафф», «Штробель»,
«Зингер» (Германия); «AMFREECE»
(Чехия); «Джуки», «Бризай» (Япония); «Римольди», «Макпи» (Италия); «Истман»
(США).
Производимый ассортимент: костюм мужской
классический; пиджак мужской; брюки мужские; костюмы, пиджаки и брюки для
мальчиков делового стиля.
Для изготовления своей продукции предприятие
использует только экологически чистые материалы с высокими гигиеническими
показателями и прекрасными потребительскими свойствами. Основными поставщиками
тканей являются белорусские, турецкие, китайские, португальские, итальянские
производители.
ОАО «Коминтерн» разработана и внедрена система
менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ISO
9001-2009, получен сертификат соответствия в Национальной системе подтверждения
соответствия Республики Беларусь.
На данном предприятии осуществляются все стадии
жизненного цикла изделия: до производственная, производственная и после
производственная. В производственная - его изготовление, а после
производственная - реализацию изделия. Все это расширяет состав подразделений
предприятия, усложняет связи между ними и предъявляет высокие требования к
организационно-экономическому обоснованию производственной структуры, то есть к
рациональной организации функционирования и размещения каждого
производственного подразделения, к налаживанию тесных производственных связей
между цехами и участками.
Данное предприятие относится к смешенному виду
структуры предприятия
. Организационная структура управления
предприятия
Организационная структура аппарата управления -
форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и
должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или
работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются
определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за
выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления
отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи
между ними.
Организационная структура ОАО «Коминтерн»
относится к линейно-функциональной структуре. Всю полноту власти берет на себя
линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке
конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов
помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений
(управлений, отделов, бюро и т.п.).
Эта структура управления характеризуется
следующими признаками:
- высокой централизацией стратегических решений
и децентрализацией оперативных;
- организацией директивных связей по
однолинейному принципу;
- преобладающим применением инструментов
координации с технической поддержкой.
В данном случае функциональные структуры
подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои
решения они приводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах
своей компетенции) непосредственно через соответствующих руководителей
служб-исполнителей. Таким образом, линейно-функциональная структура также имеет
свои положительные моменты и недостатки.
Структура имеет следующие преимущества:
- обеспечивает высокую профессиональную
специализацию сотрудников;
- позволяет точно определить места принятия
решений и необходимые ресурсы (кадровые);
способствует стандартизации, формализации и
программированию процессов управления.
Недостатками являются следующие факторы:
- образование специфических для функциональных
подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;
- структура жестка и с трудом реагирует на
изменения.
С момента образования завод являлся
государственным предприятием республиканской собственности.
Высшим органом управления предприятия ОАО
«»Коминтерн» является собрание акционеров. Контрольным органом управления
предприятия является ревизионная комиссия. Исполнительным органом управления
предприятия является дирекция:
- генеральный директор;
заместитель генерального директора по
производству;
заместитель генерального директора по
техническим вопросам;
заместитель генерального директора по
экономическим вопросам;
заместитель генерального директора по
коммерческим вопросам;
заместитель генерального директора по качеству;
заместитель генерального директора по
идеологической работе, кадрам и быту;
главный бухгалтер.
К среднему звену управления относится:
- производственный отдел;
отдел главного механика;
отдел главного энергетика;
хозяйственный отдел;
отдел маркетинга и торговли;
отдел материально-технического снабжения;
отдел качества.
К низовому звену относятся все остальные отрасли
(участки, цеха и др.)
Исходя из рисунка 3.1 можно выделить три уровня
управления:
- высшее звено, исполнительный орган управления
предприятием (дирекция предприятия ОАО«Коминтерн»);
- среднее звено, промежуток между высшим и
низовым звеном (производственный отдел, отдел главного механика);
- низовое звено, все остальные отрасли
предприятия (технический отдел, салон-магазин и др.)
Рисунок 3.1 - Основные цеха ОАО «Коминтерн»
Распределение функций между структурными
подразделениями организовано по функциональному принципу: производственная;
техническая; коммерческие вопросы; экономические вопросы; учетно-аналитическая;
управления с кадрами.
Оценка производственно-хозяйственной
деятельности
Рассчитаем норму управляемости на предприятии
ОАО «Коминтерн»:
- Норма управляемости высшего звена
рассчитывается по следующей формуле:
Нувз.=Qp/Qpyк,
(1)
где Qp-количество
работников в подчинении;
Qpyк-
количество руководителей на предприятии.
Нувз.= 8/1=8
- Норма управляемости среднего звена:
Нувз.= 10/7=1,4
Средняя норма управления:
Нуср.=QP/Qpyк,
(2)
где Qp-
общая численность рабочих и служащих (исполнители);
Qpyк-
общая численность руководителей (управленцев).
Нуср.= 1327+131+2/104=14
Вывод: При расчете нормы управляемости на
предприятии ОАО «Коминтерн» выявлено следующее: Норма управляемости высшего
звена составила 8рабочих на одного руководителя, что является функциональным
для данного предприятия. Норма управляемости для низового звена составила
1,4работника, на одного руководителя. Это не эффективно для данного
предприятия, т.к. на одного работника приходится один руководить.
Норма управляемости низового звена используется
рационально и эффективна для данного предприятия, т.к. на одного руководителя
приходится как минимум 14человек (исполнителей). Среднее звено управления в
системе предприятия ОАО «Коминтерн» используется не эффективно, оно является лишним
между низовым и высшим звеньями, следовательно, его можно убрать из структуры
управления.
. Оценка производственно-хозяйственной
деятельности предприятия
Сделаем оценку производственно-хозяйственной
деятельности предприятия на основе матричной модели, включающей показатели,
которые характеризуют конечные результаты хозяйственной деятельности
предприятия.
Таблица 4.1 - Исходные данные для построения
матричной модели, оценки хозяйственной деятельности предприятия, млн.руб.
Показатели
|
2010
|
2011
|
Отклонение,
+/-
|
Темп
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Прибыль
отчетного периода
|
7939
|
25670
|
17731
|
323,3
|
Q (объем)
производства
|
43901
|
82324
|
38423
|
187,5
|
Себестоимость
|
37601
|
64685
|
27084
|
172,0
|
Материальные
затраты
|
15561
|
26060
|
10499
|
167,5
|
Основные
средства
|
12086,5
|
20188
|
8101,5
|
167,0
|
Фонд
заработной платы
|
14794,2
|
24496,8
|
9702,6
|
165,6
|
Численность
персонала
|
1305
|
1334
|
29
|
102,22
|
Таблица 4.2 - Матричная модель показателей
оценки эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» 2010 г.
|
П
|
ТП
|
С
|
МЗ
|
ОС
|
ФЗП
|
ЧП
|
П
|
х
|
5,5
|
4,7
|
1,96
|
1,52
|
1,87
|
0,16
|
ТП
|
0,18
|
х
|
0,86
|
0,35
|
0,28
|
0,34
|
0,03
|
С
|
0,21
|
1,17
|
х
|
0,41
|
0,32
|
0,39
|
0,03
|
МЗ
|
0,51
|
2,82
|
2,42
|
х
|
0,78
|
0,95
|
0,08
|
ОС
|
0,66
|
3,63
|
3,11
|
1,29
|
х
|
1,22
|
0,11
|
ФЗП
|
0,54
|
2,97
|
2,54
|
1,05
|
0,82
|
х
|
0,09
|
ЧП
|
6,08
|
33,6
|
28,8
|
11,9
|
9,26
|
11,3
|
х
|
Таблица 4.3 - Матричная модель показателей
оценки эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Коминтерн» 2011 г.
|
П
|
ТП
|
С
|
МЗ
|
ОС
|
ФЗП
|
ЧП
|
х
|
3,21
|
2,52
|
1,02
|
0,79
|
0,95
|
0,05
|
ТП
|
0,31
|
х
|
0,79
|
0,32
|
0,25
|
0,3
|
0,02
|
С
|
0.40
|
1,27
|
х
|
0,40
|
0,31
|
0,38
|
0,02
|
МЗ
|
0,99
|
3,16
|
2,48
|
х
|
0,77
|
0,94
|
0,05
|
ОС
|
1,27
|
4,08
|
3,20
|
1,29
|
х
|
1,21
|
0,07
|
ФЗП
|
1,05
|
3,36
|
2,64
|
1,06
|
0,82
|
х
|
0,05
|
ЧП
|
19,24
|
61,7
|
48,5
|
19,5
|
15,1
|
18,36
|
х
|
Таблица 4.4 - Матричная модель абсолютных
отклонений ОАО «Коминтерн» за период 2010-2011г.
|
П
|
ТП
|
С
|
МЗ
|
ОС
|
ФЗП
|
ЧП
|
П
|
х
|
-2,32
|
-2,22
|
-0,94
|
-0,73
|
-0,91
|
-0,11
|
ТП
|
0,13
|
х
|
-0,07
|
-0,03
|
-0,03
|
-0,04
|
-0,01
|
С
|
0,19
|
0,1
|
х
|
-0,01
|
-0,01
|
-0,01
|
-0,01
|
МЗ
|
0,48
|
0,34
|
0,06
|
х
|
-0,01
|
-0,01
|
-0,03
|
ОС
|
0,61
|
0,45
|
0,09
|
0
|
х
|
-0,01
|
-0,04
|
ФЗП
|
0,51
|
0,39
|
0,1
|
0,01
|
0
|
х
|
-0,04
|
ЧП
|
13,16
|
28,07
|
19,68
|
7,62
|
5,87
|
7,02
|
х
|
Вывод: Исходя из данных матричных таблиц, можно
сделать вывод, что по сравнению с 2010 годом темп роста 2011 года вырос в 1,5
раза, что является положительным результатом деятельности данного предприятия.
Таблица 4.5 - Матричная модель относительных
отклонений ОАО «Коминтерн» за период 2010-2011 гг.
|
П
|
ТП
|
С
|
МЗ
|
ОС
|
ФЗП
|
ЧП
|
П
|
х
|
0,58
|
0,53
|
0,52
|
0,52
|
0,51
|
0,31
|
ТП
|
1,72
|
х
|
0,92
|
0,91
|
0,89
|
0,88
|
0,67
|
С
|
1,9
|
1,09
|
х
|
0,98
|
0,97
|
0,97
|
0,67
|
МЗ
|
1,94
|
1,12
|
1,02
|
х
|
0,99
|
0,99
|
0,63
|
ОС
|
1,92
|
1,12
|
1,03
|
1,00
|
х
|
0,99
|
0,64
|
ФЗП
|
1,94
|
1,13
|
1,04
|
1,01
|
1,00
|
х
|
0,56
|
ЧП
|
3,16
|
1,83
|
1,68
|
1,64
|
1,63
|
1,62
|
х
|
Расчеты экономических показателей предприятия
ОАО «Коминтерн».
Товарная продукция:
ТП=Чппп * Фв * Фо,
(3)
где Чппп- численность промышленного
производственного персонала;
Фв-фондовооруженность;
Фо- фондоотдача.
Фо = объем производства / основные
средства (4)
Фв = основные средства / численность
работников (5)
= ТП 11 - ТП 10
= 38423 млн. руб.
ч = (Ч 11
- Ч10) * Фв 10 * Ф0 10 = 29*9,26*3,63 =
974,8 млн. руб.
ф = Ч 11
*(Фв11 - Фв 10)* Ф0 10 = 1334*5,84*3,63
= 28279,7 млн. руб.
ф0 = Ч 11
*Фв11 *(Фв 11 - Ф0 10)= 1334*15,1*0,45 =
9064,5 млн. руб.
= ч + ф + ф0 =
974,8+28279,7+9064,5 = 38319 млн. руб.
Вывод: Показатели товарной продукции
увеличились за счет следующих факторов: за счет увеличения численности
промышленно-производственного персонала на 29 чел., товарная продукция
увеличилась на 974,8 млн.руб.; за счет увеличения фондовооруженности на 5,84
млн. руб. /чел, товарная продукция увеличилась на 28279,7 млн. руб.; за счет
увеличения фондоотдача на 0,45 млн. руб., товарная продукция увеличилась на
9064,5 млн. руб.
Прибыль:
П=ЧППП* Фв * Фо*Ртп (6)
= П11 - П 10 =
17731 млн. руб.
чпп = (Ч 11
- Ч10)*Фв10* Фо 10*Ртп 10 =
29*9,26*3,63 *0,18 = 175,5 млн. руб.
ф = Ч11*(Фв11-
Фв 10)*Фо 10*Ртп 10=1334*5,84*3,63*0,18=5116,5
млн. руб.
ф0 = Ч 11
*Фв11 *(Ф о 11 - Фо 10) *Ртп 10 =
1334*15,13*0,45*0,18 = 1634,9 млн. руб.
ртп = Ч 11
*Фв11*Ф о 10 *(Ртп 11 - Ртп 10)=
1334*15,13*4,08*0,13 =10705,5 млн. руб.
= ч + ф + фо +ртп = 17581,56
млн. руб.
Вывод: в 2011 году по сравнению с
2010 годом прибыль изменилась за счет следующих показателей: за счет увеличения
численности промышленного производственного персонала на 29 чел., прибыль
увеличилась на175,46 млн.руб.; за счет увеличения фондовооруженности на 5,84
млн./чел., прибыль увеличилась 5090,4 млн. руб.; за счет увеличения фондоотдачи
на 0,45 млн.руб., прибыль увеличилась 1631,6 млн. руб.; за счет увеличения
рентабельности товарной продукции на 0,1%, прибыль увеличилась 10684.1 млн.
руб.
Производительность труда:
ПТ= Фо * Фв (7)
П=ЧППП* Фв * Фо*Ртп (8)
= П Т11 - ПТ 10
= 61,7-33,6 = 28,3 млн. руб.
фв = (Фо11
- Фо10)*Фв10= 0,45*9,26 = 4,167 млн. руб.
фо = Ф011*
(Фв 11-Фв 10) =4,08*5,84 = 23,82 млн. руб.
= фв +фо +ф0 =
4,167+23,82=27,987 млн. руб.
Вывод: Производительность труда
увеличилась за счет следующих факторов: за счет увеличения фондоотдачи на 0,45
млн.руб., производительность труда увеличилась на 4,167 млн.руб.; за счет
увеличения фондовооруженности на 5,84 млн.руб./чел производительность труда
увеличилась на 23,82 млн.руб.
4 Рентабельность основных средств:
Рос=Ртп*Фо (9)
ос = Рос11
- Рос10 = 1,27- 0,66 = 0,47
тп = (Ртп11-
Ртп 10)*Фо 10 =0,13*3,63 = 0,47
ф0 = Ртп11
* (Ф о11 - Фо 10)= 0,31*0,45 = 0,14
ос = тп +ф0 = 0,47+
0,14 = 0,61.
Вывод: Показатели рентабельности
основных средств изменились за счет изменения следующих показателей: за счет
увеличения рентабельности товарной продукции на 0,13, рентабельность основных
средств увеличилась на 0,47; за счет увеличения фондоотдачи на 0,45 млн.руб.,
рентабельность основных средств увеличилась на 0,14.
5 Рентабельность персонала:
Рп=Ртп*Фо*Фв (10)
п = Рп11
- Рп10 = 19,2 - 6,08 = 13,12
птп = (Ртп11-
Ртп 10)*Фо 10 * Фв10 = 0,13*3,63*9,26 = 4,37
пф0 = Ртп11
* (Ф о11 - Фо 10)* Фв10 = 0,31*0,45*9,26
= 1,29
пфв = Ртп11
* Ф о11 * (Ф в11 - Ф в10)=
0,31*4,08*5,84 = 7,39
п = ртп +пфо +пфв =
4,37+1,29+7,39 = 13,05.
С использованием современных
программных средств на результаты производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО«Коминтерн» влияют интенсивные и экстенсивные факторы.
К экстенсивным факторам относят:
численность персонала и фондовооруженность, а к интенсивным - фондоотдача.
Вывод: Рентабельность персонала
увеличилась за счет изменения следующих показателей: за счет увеличения
рентабельности товарной продукции на 0,13, рентабельность персонала увеличилась
на 4,37; за счет увеличения фондоотдачи на 0,45 млн.руб., рентабельность
персонала увеличилась на 1,29; за счет увеличения фондовооруженности на 5,84
млн.руб./чел, рентабельность персонала увеличилась на 7,39.
Таблица 4.6 - Динамика активов ОАО
«Коминтерн» за 2010-2011 гг., млн.руб.
Показатели
|
1.01.11
|
1.01.12
|
Отклонение,
+/-
|
Темп
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
Внеоборотные активы
|
13419
|
27736
|
14317
|
206,7
|
2
Оборотные активы
|
20927
|
41575
|
20648
|
198,7
|
2.1
Запасы и затраты
|
16392
|
25504
|
9112
|
155,6
|
2.2
Налоги
|
107
|
175
|
68
|
163,6
|
2.3
Дебиторская
|
1146
|
3539
|
2393
|
308,8
|
задолженность
|
|
|
|
|
2.4
Денежные средства
|
3208
|
12283
|
9075
|
382,9
|
2.5
Финансовые вложения
|
74
|
74
|
-
|
-
|
Итого
актив
|
34346
|
69311
|
34965
|
201,8
|
Вывод: За анализируемый период темп роста по
показателям в среднем увеличился в 2 раза, дебиторская задолженность
увеличилась с 1146 до 3539, что является негативной тенденцией для деятельности
предприятия.
Таблица 4.7 - Структура оборотных активов ОАО
«Коминтерн» за 2010-2011 гг., %
Показатели
|
1.01.11
|
1.01.12
|
Отклонение,
+/-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
Запасы и затраты
|
78,3
|
61,3
|
-17,0
|
2
Налоги
|
0,5
|
0,4
|
-0,1
|
3
Дебиторская задолженность
|
5,5
|
8,5
|
3,0
|
4
Денежные средства
|
15,3
|
29,5
|
14,2
|
5
Финансовые вложения
|
0,4
|
0,2
|
-0,2
|
Итого
|
100
|
100
|
0,0
|
Рисунок 4.1 - Структура оборотных активов ОАО
«Коминтерн» за 2010 г.
Рисунок 4.2 - Структура оборотных активов ОАО
«Коминтерн» за 2011 г.
Вывод: Исходя из структуры оборотных активов
2011-2012гг. мы можем отметить следующее: запасы и затраты в 2012году составили
61,40% от общего состава оборотных активов, что снизилось по сравнению с
предыдущим годом на 16,9%, что хорошо для предприятия, т.к. меньше убытков.
Налоги снизились на 10%, дебиторская задолженность увеличилась на 3%, что не
эффективно для данного предприятия за счет того, что оборачиваемость капитала
снижается. Денежные средства увеличились на 14,2%.Это является положительным
фактором для нашего предприятия. Финансовые вложения снизились по сравнению с
предыдущим годом на 0,20%, что является отрицательным фактором на предприятии
ОАО «Коминтерн». Следуя из этого предприятие ОАО «Коминтерн» работает
эффективно и рационально использует оборотные активы.
Таблица 4.8 - Динамика пассивов ОАО «Коминтерн»
за 2010-2011гг., млн.руб.
Показатели
|
1.01.11
|
1.01.12
|
Отклонение,
+/-
|
Темп
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Капиталы
и резервы
|
28950
|
60065
|
31115
|
207,5-
|
Долгосрочные
обязательства
|
386
|
-
|
-
|
-
|
Краткосрочные
обязательства
|
5010
|
9246
|
4236
|
184,6
|
Итого
пассив
|
69311
|
34965
|
201,8
|
Вывод: Исходя из данных таблицы можно отметить
следующее: Темп роста по показателям увеличился в среднем в 2 раза, что
является положительным фактором для деятельности предприятия.
Таблица 4.9 - Формирование прибыли ОАО
«Коминтерн» за 2010-2011 гг., млн.руб.
Показатели
|
01.01.2011
|
01.01.2012-
|
Отклонение,
+/-
|
Темп
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
Выручка
|
51861
|
102718
|
50857
|
198,06
|
2
Прибыль от реализации
|
8545
|
28132
|
19587
|
329,22
|
3
Прибыль «убыток» от операционных доходов и расходов
|
163
|
-65
|
-228
|
-39,88
|
4
Прибыль «убыток» от внереализацион. доходов и расходов
|
-769
|
-2397
|
-3166
|
311,70
|
5
Прибыль «убыток»
|
7939
|
25670
|
17731
|
323,34
|
6
Прибыль «убыток» до налогообложения
|
8415
|
26752
|
18337
|
317,91
|
6.1
Налог на прибыль
|
1995
|
4869
|
2874
|
244,06
|
6.2
Пр. налоги и сборы
|
291
|
141
|
-150
|
48,45
|
6.3
Пр. расходы и платежи
|
0
|
1
|
1
|
0
|
7
Чистая прибыль
|
5653
|
20659
|
15006
|
365,45
|
Вывод: Прибыль отчётного периода является
итоговым показателем деятельности предприятия. За анализируемый период ОАО
«Коминтерн» увеличило прибыль отчетного периода с 7939 до 25670 млн. рублей. В
большей степени на эту положительную динамику оказало влияние увеличение
прибыли от реализации с 8545 до 28132. Результат от операционной и
внереализационной деятельности за анализируемый период был отрицательным и
уменьшил прибыль отчетного периода на 65 и 2397 соответственно. Динамика чистой
прибыли предприятия аналогично предыдущему показателю, так темп роста по чистой
прибыли составил 365,45%. Резкий рост показателей прибыли является положительным
моментом в работе предприятия, но обуславливается в большей степени общими
тенденциями развития экономики в данный период.
Таблица 4.10 - Динамика показателей
рентабельности ОАО «Коминтерн» за 2010-2011 г., млн. руб.
Показатели
|
1.01.10
|
1.01.11
|
Отклонение,
+/-
|
Темп
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
Выручка
|
51861
|
102718
|
50857
|
198,1
|
2
Прибыль от реализации
|
8545
|
28132
|
19587
|
329,2
|
3
Себестоимость
|
43316
|
74586
|
31270
|
172,2
|
4
Численность персонала
|
5653
|
20659
|
15006
|
365,5
|
5
А (амортизация)
|
32249,5
|
51828,5
|
19579
|
160,7
|
6
Рентабельность продаж
|
16,5
|
27,4
|
10,9
|
166,1
|
7
Рентабельность продукции
|
19,73
|
37,72
|
17,99
|
191,2
|
8
Рентабельность предприятия по чистой прибыли
|
17,53
|
39,86
|
22,33
|
227,4
|
Вывод: По данным таблицы видно, что
относительные показатели эффективной деятельности предприятия значительно
увеличились в анализируемом периоде. Так рентабельность продаж в 2011 году
составило 247% т.е. с рубля выручки предприятие получило 0,27рублей.
Рентабельность продукции увеличилась на 17,99% и составила в 2011 году 37,72%.
Рентабельность предприятия по чистой прибыли 227,4%. Показатель увеличился с
17,53% в 2010году до 39,86% в 2011году. Тенденция изменения показателей
рентабельности обусловлено теми же факторами, которые повлияли на динамику
показателей прибыли.
Все выше перечисленные факты имеют положительную
динамику для дальнейшей деятельности и развития предприятия ОАО «Коминтерн».
5. Индивидуальное задание: Организация
внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Коминтерн»
управление рентабельность прибыль
внешнеэкономический
Основной задачей современного предприятия
является создание конкурентоспособного производства обеспечивающего успешную
реализацию продукции на внутренних и внешних рынках сбыта. Решение такой задачи
позволит выполнить главную цель предприятия - эффективное его функционирование
[6, с.40].
Основным показателем конкурентоспособности
продукции для предприятия может служить его экспортная составляющая, т. е.
количество продукции, реализуемое на внешних рынках, поскольку на сегодняшний
день требования на внешних рынках остаются более высокие, чем требования
предъявляемые потребителями на внутренних рынках. В связи с этим особую роль на
предприятии играет создание экспортного потенциала, анализ факторов
определяющих возможности расширения и повышения эффективности ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность
предприятия может осуществляться в различных формах.
Во-первых,
по масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:
Экспортная деятельность
Импортная деятельность
Внешнеторговая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность, которая
включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций;
Международное научно-техническое сотрудничество
Строительство объектов за рубежом
Инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие
виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплексные
поставки)
Встречные сделки, включая компенсационные,
товарообменные (бартерные) сделки, сделки на основе давальческого сырья
(толлинг)
Биржи, аукционы, торги
Операции, связанные с международной производственно-сбытовой
кооперацией, участием в консорциумах и т.д.
Участие в операциях на иностранных фондовых и
валютных рынках
Создание совместных предприятий в Республике
Беларусь и за рубежом
Международная экономическая деятельность
(организация бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных
предприятий).
Во-вторых,
внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам
внешнеторговых операций:
Несвязанные операции;
Встречные операции.
В-третьих,
внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по сферам
(объектам) внешнеторговых операций:
Экспорт/импорт сырьевых товаров;
Экспорт/импорт машинно-технических товаров и
т.д.
Основа внешнеэкономической деятельности
предприятия - экспортно-импортная деятельность в области внешней торговли [6,
с.41].
Управление внешнеэкономической
деятельностью
Фирма или организация может управлять своей
внешнеэкономической деятельностью, используя шесть основных функций управления:
Планирование
- составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития
внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых
внешнеэкономических проектов
Организация
- создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления
внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы,
наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью,
определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей
Координация и согласование
задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и
подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и
обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы
Учет результатов и оценка
эффективности внешнеэкономической деятельности за
счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным
видам товаров по всей номенклатуре выпускаемой продукции, по регионам, по видам
операций (экспорт/импорт) и т.д.
Контроль внешнеэкономических
операций (как в оперативном, так и в стратегическом
режиме - текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением
годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и
организация проведения соответствующих ревизий по воплощению
внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь
Обеспечение информационной системы
обслуживания внешнеэкономической деятельности
фирмы за счет внедрения информационных систем управления, использование сети
Интернет и др. для создания банка данных внешнеэкономической информации. В
настоящее время в этих целях успешно используется целый ряд информационных
систем управления, таких как MIS-
Management
Information
System, DSS-
Decision
Support System,
MDSS - Marketing
Decision
Support System,
MSM - Market
Selection
Model и др.
Наряду с основными функциями управления, можно
выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью
предприятия:
Аналитическая,
которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры
отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных
рыночных сегментов.
Товарно-производственная
- совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.
Сбытовая,
предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на
экспорт.
Осуществление определенной ценовой политики,
проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.
Внешнеэкономические службы предприятия строятся
на двух уровнях:
высший
- в виде центральных служб стратегического управления внешнеэкономической
деятельностью;
низовой
- в виде отделов оперативной работы.
В практике организации внешнеэкономических служб
предприятия встречаются пять основных типов структур построения. Для низового
уровня характерны следующие структуры линейно-функционального характера:
По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности.
Как правило, такую структуру имеют небольшие по
размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе
зарубежных рынков и их сегментов, которые отличаются определенной
однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.
Такая структура подходит для фирм, производящих
стандартные, не индивидуализированные товары, которые не требуют значительной
модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на разных
зарубежных рынках спроса, о также не являются объектом активного воздействия
научно-технического прогресса и т.д. [6, с.43].
Недостатки такого рода структур следующие:
отсутствие специальных подразделений по видам
товаров, что затрудняет управление процессом разработки нового товара,
замедляет инновации;
отсутствие специальных подразделений по
зарубежным рынкам, что приводит к замедлению реакции на изменения спроса на
зарубежных рынках;
усложнение решения вопросов финансирования
внешнеэкономической деятельности предприятия в целом и отдельных
внешнеэкономических проектов.
По товарно-отраслевому принципу.
Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или
экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией
изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инноваций.
Они, как правило, специализируются на небольшом числе динамично развивающихся
зарубежных рынков однородного характера.
К недостаткам такой структуры можно отнести:
чрезмерную технологическую ориентацию фирмы при
поставке товаров за рубеж;
трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта;
сложность проведения комплексной региональной
политики;
утяжеление структуры за счет многочисленных
товарных отделов;
ослабление координационных связей по функциям,
их дублирование и неоправданное дробление;
усложнение общего стратегического управления.
По географическому принципу.
Такая структура имеет наибольшее распространение
при организации внешнеэкономической деятельности фирмы. Она позволяет
координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого
реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и
своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит
для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны
потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимно заменять и/или
дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким
колебаниям конъюнктуры рынка, особенно спроса на нем, и отличаться сезонностью
продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.
Среди недостатков такой структуры можно выделить
следующие:
децентрализация и дублирование ряда функций в
управлении;
снижение координации внешнеэкономической работы
по товарам и функциям;
отсутствие эффективности продаж для наукоемких
товаров и услуг фирмы за рубежом.
По группам потребителей или рыночным сегментам.
Такая структура рассчитана на удовлетворение
требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень
их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует
прибыль.
Матричная структура построения в большей степени
связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической
деятельностью. Ее основными недостатками являются косность и консервативность в
принятии решений, неспособность обеспечения мобильной адаптации к новым
условиям функционирования зарубежных рынков [6, с.45].
Как правило, на практике происходит
комбинирование различных типов структур и формирование уникальных, оригинальных
структур управления фирмой.
При построении структуры управления
внешнеэкономической деятельностью фирмы необходимо соблюдение следующих
принципов организационной оптимизации:
Гибкость, мобильность и адаптивность системы
организации внешнеэкономической деятельности (например, создание временных
творческих коллективов для выполнения конкретной задачи, проекта и т.д.)
Относительная простота структуры (без
дублирования функций)
Соответствие специфике ассортимента товаров
Соответствие специфике внешних рынков.
Экономическое обоснование деятельности предприятий,
в том числе и тех его направлений, какие связанные с внешнеэкономической сферой
ведения хозяйства, осуществляется на основании анализа показателей
эффективности.
На эффективность внешнеэкономической
деятельности предприятия оказывают влияние как внешние, так и внутренние
факторы.
К внешним факторам, определяющим успех
внешнеэкономической деятельности предприятия, относятся:
внешнеэкономическая политика государства -
экспортера;
мировая хозяйственная ситуация;
политическая, экономическая и маркетинговая ситуация
в странах, входящих в зоны внешнеэкономической деятельности предприятия.
Основной особенностью внешних факторов является
их инвариантность по отношению к стратегической и тактической деятельности
предприятия. Нарушение инвариантности, т.е. оказание воздействия на структуру и
степень влияния внешних факторов связаны с огромными затратами предприятия и
под силу только мощнейшим производственно-экономическим системам,
поддерживаемым протекционистской политикой государства. Поэтому при построении
системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, внешние
факторы будем считать условно инвариантными по отношению к деятельности
предприятия, предполагая, что их необходимо знать, анализировать и учитывать
при принятии решений.
К внутренним факторам, определяющим
стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности
предприятия, относятся:
организационная структура предприятия;
информационное обеспечение внешнеэкономической
деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации);
качество макроэкономического анализа ситуации в
стране- экспортере;
способность к качественному анализу конъюнктуры
рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять
обнаруженные потребности в продукции, услугах;
способность к эффективной производственной
диверсификации;
необходимый уровень адаптивных качеств,
позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая,
ресурсная, организационная гибкость предприятия, как
производственно-экономической системы);
обеспечение необходимого уровня
конкурентоспособности товара, требуемого для существующих и перспективных
сегментов рынка;
способность производственно-экономической
системы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении и
приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов;
способность обеспечения высокоэффективного
функционирования предприятия посредством наиболее рационального использования
его инвестиционного потенциала;
организация четкой синхронизации работы организационных,
производственных и транспортных звеньев предприятия при выполнении экспортных
заказов;
принципы и формы работы специалистов в сфере
внешнеэкономической деятельности [6, с.41].
Внешние и внутренние факторы формируют доминанты
внешнеэкономической деятельности предприятия. Анализ вышеперечисленных факторов
позволил определить общую структуру для стратегических и тактических доминант
внешнеэкономической деятельности предприятия, которая включает следующие
составляющие:
Потенциал зарубежного рынка. Эта составляющая,
прежде всего, характеризуется объемами возможных продаж предприятиями -
экспортерами, а также показателями темпа изменения емкости зарубежного рынка.
Внешнеэкономическая политика стран-экспортеров и
стран-импортеров. Эта составляющая характеризуется параметрами
экспортно-импортных барьеров, законодательной средой, политическими факторами.
Конкурентное преимущество предприятия, которое
определяется факторами, сформировавшимися в стране базирования предприятия, и
отражает продуктивность использования всех видов ресурсов. Продуктивность
использования ресурсов прямо связана со снижением издержек производства, с
одной стороны, и с увеличением адаптивных качеств функционирования предприятия,
с другой стороны.
Система, обеспечивающая возможность
своевременного и адекватного отражения ситуаций, складывающихся на внешнем
рынке. Эта система включает сканирование и мониторинг внешнего рынка, а также
прогноз вкладывающихся ситуаций.
Система синхронизации работы всех звеньев
предприятия по обеспечению эффективности исполнения экспортных функций. Эта
составляющая является специфической и характерна для производителей -
экспортеров, являющихся крупными промышленными комплексами. Исполнение
экспортного заказа, как правило, связано с четким выполнением и согласованием
графиков производства, формирования, транспортировки и доставки точно в срок
экспортной поставки продукции.
Участие в международном разделении труда
позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших затратах
производственных ресурсов.
Международный обмен товарами (услугами) может
быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при условии
правильного оформления структуры экспорта и импорта. Теоретическое обоснование
этих очевидны для всех положений было впервые сформулировано еще в начале XIX
в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти положения лежат
основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на
любом уровне.
Особое значение имеет оценка эффективности
внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда
хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к
повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
При формировании цен на экспортную продукцию следует
и обратить внимание на существование предельных минимальных экспортных цен, а
именно на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г.
№1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования
экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» (далее -
постановление №1091) и постановление Министерства экономики Республики Беларусь
от 5 марта 2008 г. №52 «Об утверждении перечня предельных минимальных цен на
отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь»
(далее - постановление №52).
В целях совершенствования государственного
регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике
Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление
№1091, которым определен примерный перечень видов производимых в Республике
Беларусь субъектами.
Современное состояние внешнеэкономической
деятельности организаций в Республике Беларусь
Одной из первостепенных проблем белорусских
предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий
уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что
отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они
также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что
Республика Беларусь располагает определенными благоприятными предпосылками для
повышения уровня конкурентоспособности производства.
В стране имеется крупная минерально-сырьевая
база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки. Также
страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах.
В целях построения высокоэффективной экономики,
внешнеэкономическая политика РБ должна быть ориентирована на развитие экспорта
и импорта замещение. Процесс импорта замещения решает целый комплекс
социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса,
сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны.
Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом,
а экспорт может выступать главным источником средств для этого.
Также, следует сказать, что дальнейшее развитие
внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и их интеграция в
мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными
партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости
приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте
наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит
предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в
производстве. Кооперация производства дает предприятиям возможность
беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать
кооперированную продукцию на внутренних рынках.
Эффективное осуществление внешнеэкономической
деятельности предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности,
для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и
предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально
созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от
внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а
также зарубежных активов белорусских экспортеров и коммерческих банков.
Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного
кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования
экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более
льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.
Реализация выше обозначенных предложений требует
подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их
осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства,
кредитование и финансирование приоритетных производств из бюджета.
Можно сделать вывод, что существуют следующие
пути развития внешнеэкономической деятельности предприятий и выхода их из
кризиса: обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий
производства; повышение научно-технического потенциала, повышение уровня конкурентоспособности
производимой продукции, доведение уровня ее качества до мировых стандартов;
повышение наукоемкой продукции в общем, производстве и экспорте; торговля
патентами и лицензиями; широкое применение маркетинга и менеджмента в сфере
внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранных инвестиций в
производство; применение современных форм управления и организации
производства, повышение уровня квалификации персонала; создание отечественными
предприятиями союзов производителей и экспортеров; государственная поддержка и
стимулирование внешнеэкономической деятельности предприятий, создание единой
государственной сети внешнеэкономической информации.
Значительное место в Национальной стратегии
отводится внешнеэкономическим отношениям Беларуси, которые, с позиций
устойчивого развития национальной экономики, призваны обеспечивать
организационное и недискриминационное «встраивание» страны в мировое хозяйство
и вместе с тем гарантировать защиту национальных интересов. «Международная
торговля способствует экономическому развитию тогда, когда экспорт страны
влияет на ее экономический рост». Акценты на внешнеэкономическую деятельность
закономерны, так как Республика Беларусь характеризуется как страна с открытой
экономикой: доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около
60%.
«Основная цель внешнеэкономической политики
Республики Беларусь - эффективное участие в международном разделении труда на
основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и
качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического
прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении
воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы
Земли в интересах нынешнего и будущих поколений».
К широкому международному сотрудничеству
Республику Беларусь побуждают такие факторы, как географическое положение,
относительно небольшие размеры страны, сложившаяся десятилетиями структура
хозяйства, ограниченная обеспеченность сырьевыми ресурсами.
Устойчивое развитие внешнеэкономической
деятельности Беларуси базируется на следующих принципах:
многовекторность сотрудничества;
опережающее развитие экспорта и ориентация на
формирование положительного внешнеторгового сальдо;
улучшение структуры и повышение экономической
эффективности внешнеторговых связей;
эффективное использование имеющегося
производственного потенциала и развитие перспективных направлений
внешнеэкономических связей;
обеспечение экологических интересов Беларуси во
внешнеэкономической деятельности;
стимулирование поступления в страну экологически
ориентированных зарубежных инвестиций;
проведение взвешенной политики в решении проблем
внешней задолженности.
Внешнеэкономическая деятельность становится все
более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации
республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых
странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
Политика ОАО «Коминтерн» направлена на развитие
и поддержание взаимовыгодных отношений с партнерами; как с поставщиками
материальных ресурсов, так и с потребителями продукции.
Переговоры с поставщиками осуществляет отдел
материального технического снабжения, при необходимости совместно с отделом
внешнеэкономических связей, данный процесс курирует заместитель генерального
директора по коммерческим вопросам. Главной целью общения с поставщиками
является обеспечение бесперебойного снабжения предприятия качественными
материалами и фурнитурой в необходимых объемах и без задержек по срокам
доставки, причем с минимальными затратами.
Для оптимизации цепочки поставок было принято
решение расширить сотрудничество по прямым контрактам непосредственно с
производителями материалов и фурнитуры, исключая посредников. В таких
контрактах строго оговариваются требования к качеству поставляемого сырья, в
частности качество материалов должно соответствовать согласованным сторонами
образцам-эталонам, также приемка костюмных тканей по качеству осуществляется
согласно ГОСТ 217993,16186,700080. Это позволило приобретать качественное
сырье, соответствующее последним тенденциям в мире моды, снизить расходы
финансовых ресурсов, оптимизировать и контролировать качество и сроки поставок.
Долгосрочные взаимовыгодные отношения сложились с такими
фирмами-производителями как: Forbitex
Int. BV
(Нидерланды), AMANN&SOHNE
GMBH&CO
(Германия), Concordia
Textilesn.v.
(Бельгия) и многие другие.
Рассмотрим динамику экспорта ОАО «Коминтерн» за
2010-20011 гг. по объему реализации продукции в денежном выражении.
Таблица 5.1 - Динамика экспорта предприятия за
2010-2011 гг.
Вывод: как видно из таблицы, темп роста снизился
в 2011 году по сравнению с 2010 годом с 184,24% до 136,39%, что является
негативной тенденцией для предприятия, но в то же время объем экспортных
операций увеличился на 5164316 млн. руб., что позволит в дальнейшем значительно
повысить выручку от экспорта продукции.
Заключение
В соответствии с учебным планом была проведена
учебная ознакомительная практика. В качестве исследуемого объекта было выбрано
ОАО «Коминтерн».
В процессе прохождения учебной ознакомительной
практики сформировались профессиональные навыки и практические умения по
организации и управлению производством.
Я ознакомилась в полном объеме с предприятием,
обрела первичные профессиональные умения по специальности «Экономика и
управления на предприятии», что в значительной степени поспособствует моей
дальнейшей профессиональной деятельности. Проанализировала роль и место
экономиста-менеджера в организации производства и управления на предприятии,
изучила производственная и организационная структура управления на предприятии,
провела оценку финансового положения и анализ влияния экстенсивных и
интенсивных факторов на результаты производственно-хозяйственной деятельности,
выделила сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
В соответствии с Положением о Департаменте
внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики
Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
31 июля 2006 г. №978, основными задачами Департамента внешнеэкономической
деятельности МИД являются:
содействие развитию экспорта товаров и услуг;
разработка предложений в сфере
внешнеэкономической деятельности;
координация формирования внешнеторгового режима
Республики Беларусь в сфере внешней торговли товарами;
защита внешнеэкономических интересов
государства;
участие в разработке и реализации программ
социально-экономического развития Республики Беларусь в части
внешнеэкономической деятельности;
координация переговорной позиции и формирование
пакета документов по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой
организации;
координация разработки и реализации национальных
программ развития экспорта;
осуществление анализа показателей внешнеторговой
деятельности Республики Беларусь, в том числе товарной и географической
структуры внешней торговли;
участие в анализе отчетного торгового и
платежного балансов и разработке прогнозных показателей внешней торговли;
координация работы по таможенно-тарифному
регулированию внешней торговли товарами;
осуществление мониторинга мер нетарифного
регулирования внешней торговли товарами, а также таможенного законодательства в
части выполнения Республикой Беларусь и иностранными государствами
международных обязательств в данной области и эффективности нетарифного
регулирования для наращивания экспорта товаров из Республики Беларусь;
подготовка для внесения в Правительство
Республики Беларусь предложений по применению антидемпинговых, компенсационных
и специальных защитных мер во внешней торговле по результатам проводимых МИД
расследований;
участие в проводимых иностранными государствами
расследованиях по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных
защитных мер в отношении товаров, производимых юридическими и физическими
лицами Республики Беларусь;
участие в разработке предложений по увеличению
экспортного потенциала страны;
содействие защите экономических интересов
государства, физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом;
содействие привлечению иностранных инвестиций в
экономику страны, формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики
Беларусь за рубежом и повышению ее инвестиционного рейтинга.
Список использованных источников
1. Акулич,
М. Опыт анализа внешнеэкономической деятельности предприятия // Маркетинг,
реклама и сбыт. - 2003. - №6. - С. 64-69.
2. Анташов,
В., Уварова Г. Экономический советник менеджера: Уч. - практ. пособие. - Мн.:
Финансы, учет и аудит, 1996.- 318с.
3. Бабаш,
Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов
хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. - 2003. - №1. - С. 3-12.
4. Верба,
В.Е. Финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Мн.:
Белбизнеспресс, 1999.- 318с.
5. Войтихов,
А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - Мн.: Амалфея, 2005. - 156 с.
6. Войтович,
А.И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций.- Мн.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь, 2003.- 223 с.
7. Внешнеэкономическая
деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского.
- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.- 408с.
8. Дадалко,
В.А. Международные экономические отношения.- Мн., 2000.
9. Кольбух
М. Критерии и показатели оценки эффективности внешнеэкономической деятельности
предприятий // Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - №8. - С. 21-24.
10. Турбан, Г.В.
Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997.
- 207 с.
11. Филькевич,
И.А. Внешнеэкономическая деятельность // Белорусская экономика. - 2012. - №10.
- С.14-18.