Анализ деятельности ОАО 'Белбакалея'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности ОАО 'Белбакалея'

ВВЕДЕНИЕ

В период прохождения преддипломной практики с 10 февраля по 6 апреля 2014 года был осуществлен подбор материалов, необходимых для написания отчёта и дипломной работы.

Во время прохождения преддипломной практики главной целью является закрепление и углубление знаний, полученных мною за время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности.

Были поставлены следующие задачи:

ознакомление с организационной структурой;

изучение и анализ всех видов деятельности предприятия;

анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия за последние 3 года;

выявление нерешенных проблем, стоящих перед предприятием.

разработка путей их решения;

формулирование рекомендаций предприятию по улучшению его деятельности;

расчет экономического эффекта от использования рекомендации;

систематизация и анализ фактической информации для ее дальнейшего использования в процессе написания дипломной работы.

Оптовая торговля - обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговле, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного товароснабжения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, финансово-коммерческого методологического характера.

С 1993 года ОАО «Белбакалея» существует как самостоятельное предприятие, хотя история его началась значительно раньше - более 50 лет назад, первоначально она называлась минская база «Белбакалея». Насыщение рынка продовольственными товарами всегда было основной задачей предприятия. И сегодня можно сказать, что для ОАО «Белбакалея» этот процесс вполне отрегулированный.

Номенклатура предприятия - это более 200 наименований продовольственной продукции. За последние годы ассортимент реализуемой продукции значительно пополнился. Более 93 % - это товары белорусских производителей. Товары так называемого критического импорта акционерное общество закупает по прямым контрактам в России, на Украине и Молдове, что позволяет поддерживать весьма выгодный уровень цен.

Итогом прохождения преддипломной практики в ОАО «Белбакалея» является написание отчёта и сбор материала для написания дипломной работы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БЕЛБАКАЛЕЯ» И ЕЁ ПРОДУКЦИИ

.1 Общая характеристика ОАО «Белбакалея»

Открытое акционерное общество «Белбакалея» было создано на основании «Договора о совместной деятельности по созданию Открытого акционерного общества «Белбакалея» при преобразовании оптового арендного предприятия «Белбакалея» с участием трудового коллектива» от 28 декабря 1999 года и постановления Совета Министров №2089 от 31 декабря 1999 года «О внесении государственного имущества, сданного в аренду оптовому арендному предприятию «Белбакалея»».

Открытое акционерное общество «Белбакалея» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Минского горисполкома от 19 февраля 2002 года № 200 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100025653.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Республики Беларусь «О предпринимательстве», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью», Гражданским кодексом Республики Беларусь и иным законодательством в Республике Беларусь.

Открытое акционерное общество «Белбакалея» находится по адресу - г. Минск, ул. Промышленная, 15.

Форма собственности - государственная (Доля акций, принадлежащих государству: 97,28%).

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов государства и обеспечения потребностей населения в продовольственных товарах.

ОАО «Белбакалея» осуществляет следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию:

деятельность, связанная с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой, спиртосодержащей продукции (кроме антисептических, лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий;

деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;

деятельность в области таможенного дела;

деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;

деятельность по перевозке пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;

розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

деятельность медицинская.

Поддержанию запасов широкого ассортимента продтоваров, в том числе социально-значимых, на складах Общества уделяется особое внимание. Советом Министров Республики Беларусь на складах Общества размещен государственный резерв соли для населения г. Минска.

Постоянно на складах имеется в наличии не менее трех с половиной тысяч наименований продовольственных товаров, в том числе кондитерских изделий около полутора тысяч наименований.

Для реализации продовольственных товаров в достаточно широком ассортименте необходимо постоянное наличие их в складских помещениях ОАО «Белбакалея». Для выполнения этих задач ежегодно заключаются договора с основными поставщиками на поставку продовольственных товаров на склады общества.

Основными поставщиками являются следующие промышленные организации: ОАО «Коммунарка» - г. Минск, ОАО «Красный пищевик» -г. Бобруйск, СП ОАО «Спартак» - г. Гомель, ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» - г. Минск, ОАО «Лидские пищевые концентраты» - г. Лида, ОАО «Боримак» - г Борисов, ОАО «Конфа» - г. Молодечно, СП «Ивкон» ОАО - г. Ивенец, УПП ВКК «Витьба» - г. Витебск, ОАО «Белкофе» - г. Ошмяны, ОАО «Могилевский желатиновый завод» - г. Могилев, ОАО «Мозырьсоль» - г. Мозырь, РУП «ПО «Беларуськалий» - г. Солигорск, РПУП «Гродненская табачная фабрика Неман» - г. Гродно, ООО «Табак-Инвест» - г. Минск, РУП «Минск Кристалл» , РП УП «Бресткий ликеро-водочный завод «Белалко»- г. Брест, ОАО «Минскийзавод игристых вин» - г.Минск, ОАО «Ляховичский консервный завод», РУПП «Клецкий консервный завод», ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» - г. Малорита, ОАО «Кобринский консервный завод» - г. Кобрин, ОАО «Крупский плодоовощной завод» - г. Крупки, ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» - г. Барановичи, СОАО «Слуцкий уксусный завод» - г. Слуцк, ОАО «Скидельский сахарный комбинат», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и другие.

По состоянию на 01.01.2012 г. всего заключено 398 договоров, в т.ч. на оптовые поставки для складов Общества - 212 договоров, для розничных торговых организаций ОАО «Белбакалея» - 186 договоров.

Для постоянного поддержания разнообразия ассортимента продтоваров заключаются договора не только с основными поставщиками, а также дополнительно привлекаются и заключаются договора с организациями всех форм собственности, импортерами тех продовольственных товаров, которые не производятся в достаточном количестве в Республике Беларусь, или вообще не производятся. Это такие товары как крупа рис и другие.

ОАО «Белбакалея» ведет постоянную работу по увеличению числа поставщиков, а следовательно - ассортимента выпускаемой продукции. Она включает в себя следующее:

установление прямых связей с производителями;

заключение прямых контрактов с импортерами, выпускающими продукцию за пределами Республики Беларусь (в т. ч. В Российской Федерации, Республике Латвии, Республике Молдове);

привлечение к сотрудничеству по поставке продовольственных товаров организаций, фирм различных форм собственности.

Покупателями продукции, реализуемой ОАО «Белбакалея» являются розничная торговая сеть города Минска, столовые предприятий и учреждений, комбинаты школьного питания и другие предприятия общественного питания и др. Работа с покупателями осуществляется при заключении договоров поставки (приложение Г).

Заявки покупателей принимаются товароведами коммерческой службы предприятия по телефону, посредством факсимильной связи и электронной почты. Кроме того, на предприятии существует служба разъездных товароведов, которые оформляют заявки непосредственно в торговой сети.

На основании полученных заявок товароведами выписываются счет-фактуры и накладные, которые затем передаются в транспортный отдел. Транспортный отдел осуществляет формирование и подбор счет-фактур и накладных для полной загрузки автотранспорта.

На оптовых складах осуществляется отпуск товара и загрузка в грузовой транспорт. Затем товар поступает в розничную сеть.

Выполнение заявок покупателей осуществляется от одного до трех дней. С целью индивидуального обслуживания покупателей, предоставления права выбора необходимых продовольственных товаров применяется такой способ получения товаров, как самовывоз.

Розничная торговая сеть представлена двумя продовольственными магазинами.

Магазин "Припасы" расположен по адресу Рабочий переулок, д.5, общая площадь 605 м2, в том числе торговая - 237 м2.

Магазин "Современник" расположен по адресу ул. Харьковская, д.72, общая площадь 925 м2, в том числе торговая - 320 м2.

Для размещения этих торговых объектов ОАО «Белбакалея» арендует 2 встроенных в жилые здания помещения общей площадью 1530,13 м2, в том числе торговой - 557,58 м2.

Номенклатура предприятия - это более 200 наименований продовольственной продукции. ОАО «Белбакалея» поставляет в торговую сеть Минска и Минской области кондитерские изделия, консервную рыбную и мясную продукцию, специи, кофе, чай, сахар, соль, плодоовощные консервы, детское питание, крупяные и макаронные изделия.

За последние годы ассортимент реализуемой продукции значительно пополнился. Среди них масло растительное, бобовые, мука, ликероводочные, табачные изделия и другое.

Ассортимент предприятия постоянно расширяется как за счет новой продукции постоянных поставщиков, так и за счет заключенных договоров с новыми поставщиками.

Основными принципами формирования ассортимента являются удовлетворение потребностей покупателей, а также возможность хранения товаров на складах предприятия без изменения качества.

1.2 Общая характеристика кадрового состава и его динамика

В ОАО «Белбакалея» работает 526 человек, в том числе руководители - 38, специалисты - 112, служащие - 29, рабочие - 347 человек. Из них высшее образование имеют 175 человек, среднее специальное - 72, профессионально- техническое - 133, общее среднее - 175, общее базовое -21.

Рисунок 1.1 - Образование персонала

По возрасту: от 18 до 24 лет работает 55 человек, от 25 до 29 - 136 человек, 30 лет - 31 год - 35, от 32 до 39 лет - 37, от 40 до 49 лет - 88, от 50 до 54- 43, от 55 до 59- 22,60 лет и старше - 10 человек.

Рисунок 1.2 - Возрастная категория сотрудников

И то, что конфликты не влияют на рабочий процесс можно увидеть из следующих расчетов:

Выработка

 (1.1)

 (1.2)

Ч - средне списочная численность сотрудников

Темп роста - 16

Трудоемкость

 (1.3)

 (1.4)

Трудоотдача

870473375 (1.5)

 (1.6)

Мероприятия, проводимые в организации по повышению производительности труда:

использования машин и механизмов по времени;

улучшение использования машин по мощности;

совершенствование ремонтной базы;

внедрение нового оборудования;

Мотивация труда - это система мер, цель которых - создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Поведение человека определяется множеством мотивов.

Повышение квалификации кадров, их обучение и переподготовка осуществляется отраслевым институтом, ЧУО «Торгразвитие» и другими учебными учреждениями республики. В 2014 году была продолжена работа по повышению квалификации кадров, их переподготовке и обучению.

Потребность в работниках решается как за счет молодых специалистов, прибывающих на работу по направлению, так и за счет привлечения работников через отделения занятости населения, объявления в газетах.

В Обществе применяется повременно-премиальная и сдельно- премиальная форма оплаты труда работников. Предусмотрено премирование работников в соответствии с действующим Положением о премировании за результаты финансово-хозяйственной деятельности, Положением о премировании по экономии топливно-энергетических ресурсов, по реализации квотируемых товаров, Положениями о премировании за производственных достижения, выполнение отдельных заданий и разовых работ и другие. В зависимости от стажа работы в организации работникам выплачивается надбавка за непрерывный стаж, вознаграждение по итогам работы за год. Акционерам Общества выплачиваются дивиденды.

Кроме того, согласно условий коллективного договора для работников установлен ряд социальных выплат:

материальная помощь к отпуску;

единовременные поощрения в связи с юбилейными датами работника, государственными праздниками и другими датами;

частичная оплата путевок для детей работников в оздоровительные лагеря;

материальная помощь в связи с непредвиденными обстоятельствами и другие выплаты при условии наличия прибыли.

Сложившаяся структура заработной платы в 2013 году:

тарифная часть составляет 69,4 % от общего фонда заработной платы;

текущее премирование - 15,7 %;

выплаты из прибыли - 14,9 %;

надбавки, доплаты - 9,1 %.

В 2013 году рост заработной платы прогнозируется в пределах роста объемов товарооборота и получения чистой прибыли.

На предприятии большое внимание уделяется формированию команды единомышленников. Так, в 2009 году пройден «Веревочный курс» по программе «Тренинг командообразования для сотрудников кампании»:

характеристика успешно работающей команды как основа для анализа

факторы, влияющие на эффективность команды

формирование команды

роли в команде

роль менеджера на этапах развития команды.

На предприятии имеется свой оборудованный спортивный зал. Среди структурных подразделений проводятся Спартакиады по следующим видам спорта: гиревой, дартс, настольный теннис, бильярд, мини-футбол, волейбол, легкая атлетика.

1.3 Общая характеристика основных фондов

Основные средства предприятия ОАО «Белбакалея» являются здания и склады. Для анализа деятельности компании необходимо рассчитать показатель рентабельности по следующим направлениям:

Рентабельность основных производственных фондов:

 (4.1)

(4.2)

(4.3)

П - прибыль

ОС - стоимость основных производственных фондов

Темп роста - -1.02%

Рентабельность продаж

(4.4)

(4.5)

(4.6)

П - прибыль от реализации продукции- товарооборот в действующих ценах

Темп роста - -1.77%

Рентабельность основных средств

(4.7)

(4.8)

(4.9)

ЧП - чистая прибыль- товарооборот в действующих ценах

Темп роста - -0.78%

Таблица 1.1 - Основные средства ОАО «Белбакалея» (тыс.руб.)

Актив

2012

2013

Основные средства: первоначальная стоимость

111 370148,483

157 390 077,928

амортизация

45 462 312,479

66 420 693,566

остаточная стоимость

65 907 836,004

90969384,362

Нематериальные активы первоначальная стоимость

9 372,085

139 372,085

амортизация

8 295,232

51 734,067

остаточная стоимость

1 076,853

87 638,018

Доходные вложения в материальные ценности: первоначальная стоимость

825 936,398

3 708,084

амортизация

46 713,085

571,787

остаточная стоимость

779 223,313

3 136,297

Вложения во внеоборотные активы

-

-

В том числе: незавершенное строительство

-

-

Прочие внеоборотные активы

-

-

Итогопо разделу I

66688136,170

91060158,677


Из таблицы видно, что стоимость основных средств предприятия выросла, рентабельность их, наоборот, падает. Такая ситуация является прямой предпосылкой для возникновения на предприятии кризисной ситуации.

1.4 Обеспечение предприятия оборотными средствами

Структура и уровень использования оборотных средств в организации на ровне с основными средствами, так же имеют очень важное значение. Их структура и динамика использования за 2012-2013 года представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Динамика оборотных средств в тыс. бел. руб.

Наименование

2012 год

2013 год

Абсолютные отклонения

Относительные отклонения, %

Сырье, материалы и другие аналогичные активы

2 777294,646

2917401,551

140106,905

105%

Расходы будущих периодов

1 501 461,825

112160,644

-379 859,181

74%

Налог на добавленную стоимость по приобретённым товарам, работам, услугам

278 798,492

67710,183

-211088,309

24%

Краткосрочная дебиторская задолженность

38018627,202

60353423,291

22334796,089

159%

Денежные средства и их эквиваленты

776212,833

1 468 627,741

692414,908

189%

Итого

116385143,225

155773759,632

39388616,407

134%


Оборотные средства важный элемент организации хозяйственной деятельности на основе хозяйственного расчёта <#"731088.files/image018.gif">

Рисунок 3.1 - Организационная структура ОАО «Белбакалея

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом Общества.

Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только после получения соответствующей лицензии.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный фонд Общества определен в размере - 55256700 рублей и разделен на 184189 простых (голосующих) именных акций, номинальной стоимостью - 300 рублей каждая.

Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями. Исполнительными органами Общества является директор и дирекция под руководством директора. Компетенция органов управления Общества определена уставом Общества.

Источниками формирования имущества Общества являются:

имущество и денежные взносы, переданные Обществу государством;

продукция, произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности;

полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

предприятие планирование труд организация

3.2 Создание маркетинговой службы и ее влияние на управление в новых условиях хозяйствования

На предприятии в состав отдела продаж входят маркетолог -2 ед.

Функции службы маркетинга:

осуществляет мониторинг рынка;

изучает конъюнктуру рынка и тенденции его развития;

анализирует динамику потребительского спроса, закономерности и тенденции формирования потребностей рынка, исследует рынки сбыта, используя информацию современных средств и решения комплекса задач по конъюнктуре рынка;

обеспечивает составление конъюнктурного обзора и цен потребительского рынка, подготавливает предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента;

составляет прогноз изменений в спросе и структуре потребления, принимает участие в разработке маркетинговой политики;

обобщает передовой опыт и методы изучения покупательского спроса и разрабатывает предложения по их совершенствованию;

изучает рынок аналогичных товаров (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов и тенденций его развития); - анализирует конкурентную среду каждой группы товаров, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, прогнозирует объем продаж; исследует факторы, влияющие на сбыт товара;

обеспечивает создание единой маркетинговой информационной системы на предприятии;

обеспечивает обновление и эффективную работу сайта предприятия в Интернете;

проводит работу по продвижению товаров на рынок;

организует работу по разработке рекламных компаний, внедрению новых форм и видов рекламы и средств информации.

ОАО «Белбакалея» участвует в маркетинговых программах предприятий розничной сети, с предприятиями общественного питания. Было проведено маркетинговое исследование рынка соков в упаковке «Tetra-pack» с целью выявления предпочтений вкусов потребителей и известности торговых марок.

Регулярно проводятся дегустации товаров белорусских производителей в магазинах города. В период с 15.01. по 30.01.2010г. специалистами Общества проведена акция-дегустация соков ТМ «Асалода» в упаковке тетра-пак совместно с УП «Борисовский консервный завод» в магазинах г. Минска (ТД «На Немиге», ОАО «Универсам «Тракторозаводской», ООО «Фатумин»). В период с января по февраль проведена совместная акции с розничной сетью г. Минска (гипермаркет «Вестер», торговая сеть «Рублевский») по сокам в упаковке тетра-пак ТМ «7 чудес» производства ОАО «Пружанский консервный завод»). В период с 17.07. по 01.08.2010г. и декабре м-це 2010 года проведены акции-дегустации рыбных консервов в розничных магазинах города Минска.

С 25.05.по 31.07. 2012г. проведена рекламная акция «Сладкая сделка» по сахару фасованному ТМ «Белбакалея». На постоянной основе проводятся акции со снижением торговой надбавки в розничной сети магазинов ОАО «Белбакалея».

В целях продвижения отечественной продукции на внутренний рынок и формирования товарных ресурсов на год Общество принимало участие в проводимой ежегодно оптовой выставке-ярмарке «Продэкспо» по закупу продовольственных товаров у отечественных товаропроизводителей, а также в выставке-ярмарке «Нашим детям» - 2010.

С целью укрепления партнерских связей, дальнейшего развития взаимоотношений предприятий-производителей и организаций торговли, обсуждения накопившихся проблем, путей их решения, перспектив сотрудничества, изучения потребностей и вкусов покупателей, Обществом проводятся «Дни качества», на которых встречаются представители белорусских заводов-производителей с розничными торговыми организациями г. Минска.

На проводимых встречах ОАО «Белбакалея» награждает партнеров почетными дипломами, грамотами в различных номинациях:

«За достижение высокого уровня продаж товаров ОАО «Белбакалея» и стремление работать успешно и плодотворно»,

«За лучшее продвижение продукции белорусских производителей»,

«За плодотворное сотрудничество по продвижению торговых марок»,

«За значительный вклад в развитие взаимовыгодных партнерских отношений» и др. В целях привлечения клиентов, повышенное внимание уделяется рекламной деятельности, которая осуществляется по следующим направлениям:

составление и регулярное обновление клиентской базы,

рассылка потенциальным заказчикам прайс-листов предлагаемых товаров, выполняемых работ (услуг);

рекламирование товаров и услуг в периодической массовой печати (газетах, журналах), по радио и телевидению, реклама в Интернете, реклама на троллейбусах;

участие в республиканских выставках-ярмарках;

регулярное участие в ярмарках по оптовой продаже товаров;

проведение рекламных акций, дегустаций.

В 2005 году был разработан корпоративный сайт предприятия на котором всегда можно узнать о самом предприятии, его структурных подразделений, о новинках в номенклатуре предлагаемых товаров, новостях предприятия. Кроме того, можно просмотреть и скачать свежий прайс-лист, договор на поставку товаров для новых клиентов.

В целях продвижения отечественного товара в магазинах розничной сети г. Минска проводились промо-дегустации торговой марки «Непоседа» РУП Клецкого консервного завода и торговой марки «Боримак» ОАО Борисовского КХП. Проведена рекламная игра «КРУПная УДАЧА» и рекламные акции по реализации сахара.

С целью укрепления партнерских связей, дальнейшего развития взаимоотношений предприятий-производителей и организаций торговли, обсуждения накопившихся проблем, путей их решения, перспектив сотрудничества, изучения потребностей и вкусов покупателей, Обществом неоднократно проводились «Дни качества», на которых встречались представители основных белорусских заводов-производителей с розничными торговыми организациями г. Минска.

Для стимулирования сбыта, на проводимых встречах ОАО «Белбакалея» награждает партнеров почетными дипломами, грамотами в различных номинациях:

«За достижение высокого уровня продаж товаров ОАО «Белбакалея» и стремление работать успешно и плодотворно»,

«За лучшее продвижение продукции белорусских производителей»,

«За плодотворное сотрудничество по продвижению торговых марок»,

«За значительный вклад в развитие взаимовыгодных партнерских отношений» и др.

Кроме этого, ведется совместная деятельность с крупнейшими организациями розничной торговли (гипермакреты, сети магазинов) по продвижению товаров (мерчендайзинг, участие в рекламных акциях).

Стратегия проведения рекламной компании по продвижению реализуемых Обществом товаров делится на два направления и формируется на основе определенных принципов:

направление B2B (business to business) - сегмент торговых предприятий, общественного питания, индивидуальных предпринимателей:

. разработка мероприятий по созданию благоприятных условий в целях повышения заинтересованности клиентов в сотрудничестве с ОАО «Белбакалея»,

. создание гибкой системы скидок,

. широкое информирование целевой аудитории о предоставляемых услугах, номенклатуре предлагаемых товаров, в том числе с использованием Интернет,

направление B2С (business to customer) - сегмент конечных потребителей товара:

. максимальное информирование потребителя о характеристиках, свойствах продвигаемых товаров, преимуществах от их приобретения и потребления,

. повышение узнаваемости торговой марки продвигаемого товара, увеличение лояльности к данному бренду,

. создания условий для наиболее выгодной покупки продвигаемого товара с помощью предоставляемых скидок, проведения рекламных мероприятий.

Одновременно с рекламой внимание уделяется формированию положительного мнения об Обществе среди постоянных и потенциальных партнеров, для чего собирается аналитика отзывов потребителей и заказчиков. Этому способствует своевременное и качественное выполнение Обществом своих обязательств по договорам.

В целях расширения базы клиентов, покупателей продтоваров, в Обществе применяется такой метод, как проведение рекламных кампаний, дегустаций, участие в выставках, ярмарках по продаже продовольственных товаров как внутри страны, так и за ее пределами, рекламной информации о товарах, услугах предоставляемых ОАО «Белбакалея» через СМИ (печать, радио).

Выпускается большое количество печатной продукции (календари, буклеты, записные книжки), которые раздаются участникам ярмарок и дегустаций.

Эффективность рекламы ОАО «Белбакалея» можно повысить путем проведения рекламных акций, рекламы на телевидении. Целесообразно было бы производить фасовку товаров в упаковочные материалы с логотипом предприятия.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ

.1 Планово-экономическое управление

Для ОАО «Белбакалея» Министерством торговли Республики Беларусь ежегодно утверждаются прогнозные показатели по развитию товарооборота.

Для выполнения доведенных показателей ОАО «Белбакалея» применяет различные методы работы: оптовая торговля, выездная торговля на ярмарках по продаже продовольственных товаров, включая экспорт. Для выполнения показателя объема оптового товарооборота ОАО «Белбакалея» осуществляет постоянную реконструкцию складских площадей, улучшает материально-техническое оснащение общества, приобретает грузовой автотранспорт, средства малой механизации, компьютерную технику.

С целью оперативной доставки продтоваров со складов Общества розничным организациям и рационального использования грузового автотранспорта применяется централизованный способ доставки грузов. Ежедневно работает 35 собственных грузовых автомобилей.

Выполнение заявок покупателей (т.е. розничных организаций) осуществляется от одного до трех дней. С целью индивидуального обслуживания покупателей, предоставления права выбора необходимых продовольственных товаров применяется такой способ получения товаров, как самовывоз.

В целях расширения клиентов, как покупателей продтоваров, в Обществе применяется такой метод, как проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках по продаже продовольственных товаров как внутри страны, так и за ее пределами, рекламной информации о товарах, услугах предоставляемых ОАО «Белбакалея» через СМИ (печать, радио).

В целях наиболее благоприятного обслуживания покупателей, оперативной доставки продовольственных товаров организациям розничной торговли, Общество работает по мере необходимости в выходные и предпраздничные дни в обычном или удлиненном режиме.

Все мероприятия, которые проводит Общество, направлены на своевременное обеспечение и наиболее полное удовлетворение организаций розничной торговли г. Минска и Минской области, а также частично и другими областями Республики Беларусь продовольственными товарами.

Ценовая политика общества направлена на закупку продовольственных товаров по более низким ценам от отечественных производителей и по прямым поставкам из-за пределов республики товарам критического импорта (крупа в ассортименте, масло подсолнечное, продукты для детского питания, рыбные товары и др.)

Поддержанию запасов широкого ассортимента продтоваров, в том числе социально-значимых, на складах Общества уделяется особое внимание. Советом Министров Республики Беларусь на складах Общества размещен государственный резерв соли для населения г.Минска.

Постоянно на складах имеется в наличии не менее трех с половиной тысяч наименований продовольственных товаров, в том числе кондитерских изделий около полутора тысяч наименований.

Для реализации продовольственных товаров в достаточно широком ассортименте необходимо постоянное наличие их в складских помещениях ОАО «Белбакалея». Для выполнения этих задач ежегодно заключаются договора с основными поставщиками на поставку продовольственных товаров на склады общества.

Основными поставщиками являются следующие промышленные организации: ОАО «Коммунарка» - г.Минск, ОАО «Красный пищевик» -г.Бобруйск, СП ОАО «Спартак» - г.Гомель, ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» - г.Минск, ОАО «Лидские пищевые концентраты» -г.Лида, ОАО «Боримак» - г.Борисов, ОАО «Конфа» - г.Молодечно, СП «Ивкон» ОАО - г.Ивенец, УПП ВКК «Витьба» - г.Витебск, ОАО «Белкофе» - г.Ошмяны, ОАО «Могилевский желатиновый завод» -г.Могилев, ОАО «Мозырьсоль» - г.Мозырь, РУП «ПО «Беларуськалий» - г.Солигорск, РПУП «Гродненская табачная фабрика Неман» - г.Гродно, ООО «Табак-Инвест» - г.Минск, РУП «Минск Кристалл» , РП УП «Бресткий ликеро-водочный завод «Белалко»- г.Брест, ОАО «Минскийзавод игристых вин» - г.Минск, ОАО «Ляховичский консервный завод», РУПП «Клецкий консервный завод», ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» - г.Малорита, ОАО «Кобринский консервный завод» - г.Кобрин, ОАО «Крупский плодоовощной завод» - г.Крупки, ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» - г.Барановичи, СОАО «Слуцкий уксусный завод» - г. Слуцк, ОАО «Скидельский сахарный комбинат», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и другие.

По состоянию на 01.01.2012 г. всего заключено 398 договоров, в т.ч. на оптовые поставки для складов Общества - 212 договоров, для розничных торговых организаций ОАО «Белбакалея» - 186 договоров.

Для постоянного поддержания разнообразия ассортимента продтоваров заключаются договора не только с основными поставщиками, а также дополнительно привлекаются и заключаются договора с организациями всех форм собственности, импортерами тех продовольственных товаров, которые не производятся в достаточном количестве в Республике Беларусь, или вообще не производятся. Это такие товары как крупа рис и другие.

ОАО «Белбакалея» ведет постоянную работу по увеличению числа поставщиков, а следовательно - ассортимента выпускаемой продукции. Она включает в себя следующее:

установление прямых связей с производителями;

заключение прямых контрактов с импортерами, выпускающими продукцию за пределами Республики Беларусь (в т. ч. В Российской Федерации, Республике Латвии, Республике Молдове);

привлечение к сотрудничеству по поставке продовольственных товаров организаций, фирм различных форм собственности.

4.2 Стратегическое планирование и бизнес-план

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всего объединения, а не одного предприятия. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, с учётом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри предприятия.

Стратегическое планирование определяет, что будет производить предприятие и какие задачи перед ним стоят, и включает:

определение целей предприятия на далекую перспективу

анализ хозяйственного портфеля предприятия

разработка стратегии развития предприятия.

Стратегические планы разрабатываются на срок:

краткосрочные (до 1 года);

среднесрочные (от 2 до 5 лет);

долгосрочные (свыше 5 лет).

Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план. Бизнес-план предприятия направлен на повышение производительности труда, снижение трудоемкости изделий, снижение цен на товары, работы, услуги, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обновление и расширение ее номенклатуры.

Бизнес-план ОАО «Белбакалея» разработан на основании анализа и тенденций развития добывающих отраслей промышленности в России и странах СНГ, как основных потребителей карьерной техники; произошедших изменений на сырьевых и финансовых рынках; последних изменений в области налогового законодательства.

Бизнес-план ОАО «Белбакалея» разрабатывается в качестве программного документа развития предприятия. Бизнес-план составляется на основании "Рекомендаций по разработке и оценке бизнес-плана предприятия", утвержденных Министерством экономики РБ.

Он даёт полное представление обо всех аспектах деятельности организации и состоит из следующих разделов:

«Резюме». Здесь отражаются основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития на перспективный год.

«Характеристика организации и стратегия её развития». В данном разделе даётся описание отрасли и характеристика организации, её роль и место в промышленности в целом. Основные достижения в деятельности предприятия, сильные и слабые стороны, основные целевые показатели социально-экономического развития предприятия.

«Стратегия маркетинга». В этом разделе излагается обоснование объёмов продаж продукции, анализ рынков сбыта, приводятся сравнительные данные по ценам на основную продукцию собственного производства и производства конкурентов.

«Прогнозирование производства продукции». Представляется информация об объёме промышленной продукции и товаров народного потребления по основным видам, её основные характеристики. Данные о продукции отражаются в таблицах: «Объём промышленной продукции по основным видам», «Прогноз объёма производства потребительских товаров», «Объёмы производства экспорта промышленной продукции. Импорт». Выделяется подраздел «Импортозамещение», в котором указываются наиболее значимые товары, получаемые по импорту, мероприятия по сокращению импорта и освоению импортозамещающей продукции. Заполняется Государственная программа импортозамещения.

«Производственные мощности». Здесь содержится характеристика имеющихся основных производственных фондов, загрузка производственных мощностей, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, обоснование выбора поставщика оборудования и другие мероприятия.

«Прогнозирование материально-технического обеспечения». В данном разделе даётся перечень и объёмы необходимых для производства сырья, материалов, запасных частей и теплоэнергетических ресурсов, а также наиболее значимые для организации поставщики, меры по совершенствованию снабжения.

«Прогнозирование научно-технического развития». Отражаются направления и результаты работ по созданию новой продукции и технологических процессов, планируемые закупки и внедрение принципиально нового оборудования, внедрения АСУ производства и управления.

«Прогнозирование издержек на производство и обращение, снижение затратоёмкости и материалоёмкости». Даётся обоснование по каждой статье издержек производства, производится расчёт снижения уровня материалоёмкости и энергоёмкости продукции, снижение себестоимости. Сводная информация по этому разделу приводится в таблицах: «Себестоимость товарной продукции», «Прогноз выполнения затрат на производство и реализацию продукции в элементном разрезе», «Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции по основным технико-экономическим факторам».

«Трудовой потенциал». Здесь проводится расчёт потребности в трудовых ресурсах по группам, категориям, специальностям. Проводится оценка затрат на трудовые ресурсы, отражаются мероприятия, которые обеспечат рост заработной платы в организации.

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности». Определяется на предстоящий период величина источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, сбалансирование. Сюда включает расчёты и обоснования: расчёт прибыли и чистой прибыли от реализации продукции и направлений её использования, расчёт потока денежных средств, расчёт чистого потока наличности, баланс доходов и расходов.

«Инвестиционный план». Он состоит из двух частей: перечень инвестиционных проектов и описательной части. В описательной части описываются инвестиционные проекты, раскрывается необходимость реализации именно этого проекта, указываются источники финансирования, описываются результаты реализации проекта (повышение качества, конкурентоспособности продукции, снижение энерго- и материалоемкости). Копия этого раздела сдаётся в управление инвестиций, мощностей и энергообеспечения Министерства промышленности для формирования отраслевых инвестиционных программ.

«Расчёт эффективности бизнес-плана». В данном разделе используется комплексная система показателей, которая включает: объём реализованной продукции, себестоимость продукции, прибыль, численность работающих, фонд оплаты труда, основные фонды, рентабельность, затраты на 1 руб. реализованной продукции, материалоёмкость, фондоотдача, производительность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, оборачиваемость капитала.

«Определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач». Определяются мероприятия как отраслевого характера, направленные на совершенствование производственно-хозяйственной деятельности данной организации, так и мероприятия, предлагаемые для решения на уровне Правительства по совершенствованию системы государственного регулирования развития реального сектора экономики.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА

.1 Методы организации производства на предприятии

ОАО «Белбакалея» является оптово-розничным предприятием.

Общество действует в зоне торгового обслуживания населения г. Минска и Минской области, других регионов Республики Беларусь, в общей сложности свыше 3,0 млн. человек. Обслуживается оптом более 3 000 предприятий розничной торговли и общественного питания. Собственным автомобильным транспортом обеспечивается бесперебойная доставка товаров розничным предприятиям города Минска и республики. При этом бесплатно доставляются в г. Минск табачные изделия, сахар, спички.

Через сеть мелкооптовых магазинов-складов обслуживаются индивидуальные предприниматели и частные унитарные предприятия. Ежемесячный товарооборот мелкого опта составляет более 30 млрд. руб. Предприятия мелкооптовой торговли ОАО «Белбакалея» открыты в 6-ти районах города, а также в городах Молодечно, Бобруйск, Борисов, Орша, Мозырь, Слуцк, Барановичи, Полоцк, Глубокое.

Номенклатура товаров Общества насчитывает более 3 200 наименований товаров, производимых как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. При этом удельный вес товаров отечественных производителей составляет более 87%.

Предприятие имеет железнодорожную ветвь, в среднем по ж/д поступает в месяц около 50 вагонов с грузом, в среднем 2 500 тонн или 30 000тонн в год и автомобильным транспортом 30 000 тонн в год.

Предприятие имеет собственный автомобильный парк в количестве: 40 ед. грузовых автомобилей ГАЗ-3307, 8 ед. автомобилей МАЗ, 9 ед. автомобилей Газель, 5 ед. автомобилей Форд Транзит, 5 ед. автомобилей Ситроен. Собственным автомобильным транспортом обеспечивается бесперебойная доставка товаров розничным предприятиям города и области, бесплатно доставляются сахар, табачные изделия, импортируемый товар, замороженная продукция, спички.

Объем вывозимых грузов составляет в среднем 2800 тонн в месяц.

Оптимальное время поставки товаров с момента заказа - 1 день.

Количество пунктов поставки - более 3 000 в г. Минске и Минской области.

ОАО «Белбакалея» занимает участок территории в 1,532 га, на котором находится 4 одноэтажных и 2 двухэтажные складские здания общей площадью 6218 м2, в том числе складская 5998 м2, двухэтажное административное здание общей площадью 755, м2 с пристроенным зданием столовой на 32 посадочных места, крытая автостоянка для автомобилей, помещение для зарядки электропогрузчиков и другие вспомогательные здания.

ОАО «Белбакалея» арендует 2 встроенных в жилые здания помещения, используемые как продовольственные магазины общей площадью 1530,13 м2, в том числе торговой - 557,58 м2.

Подача товара на склады общества осуществляется автомобильным транспортом.

Вывоз товара со складов осуществляется автомобильным транспортом покупателей, привлеченным транспортом автопредприятий и собственным грузовым автотранспортом - собственный парк грузовых автомобилей составляет 35 единиц.

Погрузо-разгрузочные операции на складах и магазинах осуществляются с применением 12-ти электропогрузчиков, 2-х ленточных конвейеров, лифта грузоподъемностью 2 тонн, 2-х грузовых лифтов, 17-ти ручных грузовых тележек. На всех складских и торговых площадях создан соответствующий температурно-влажностный режим, для хранения скоропортящейся продукции используется 41 единица различного холодильного оборудования.

Обществом в настоящее время используется 76 % имеющихся в наличии производственных площадей.

В аренду и субаренду площади не сдаются.

Остаточная стоимость основных фондов общества, приобретенных за счет собственных средств, составила 2816 млн. рублей, восстановительная стоимость - 4 654 млн. рублей, численность только оборудования, машин и механизмов составила 398 единиц (в том числе 6 единиц автотранспорта). Из них 236 единиц со сроком службы менее 10 лет и только 2 сроком службы более 20 лет.

В составе материально-технической базы ОАО «Белбакалея» находится 7 товарных складов, 2 магазина-склада (работают за наличный расчет), 2 розничных магазина, склад АХО, столовая.

Состав материально-технической базы ОАО «Белбакалея» в 2012 году представлен в таблице 2.1.

Погрузо-разгрузочные операции на складах и магазинах осуществляются с применением 12-ти электропогрузчиков, 2-х ленточных конвейеров, лифта грузоподъемностью 2 тонн, 2-х грузовых лифтов, 17-ти ручных грузовых тележек.

Собственный парк грузовых автомобилей составляет 35 единиц.

Номенклатура предприятия - это более 200 наименований продовольственной продукции. ОАО «Белбакалея» поставляет в торговую сеть Минска и Минской области кондитерские изделия, консервную рыбную и мясную продукцию, специи, кофе, чай, сахар, соль, плодоовощные консервы, детское питание, крупяные и макаронные изделия.

Таблица 5.1 - Материально-техническая база ОАО «Белбакалея»

Наименование объекта

Площадь, м2

Склад №1

1044

Склад №2

1216

Склад №3

861

961

Склад №5

446

Склад №6

668

Склад №7

584

Магазин-склад №1

218

Магазин-склад №2

32

Склад АХО

140

Столовая

82

Магазин «Современник»

369

Магазин «Припасы»

188


За последние годы ассортимент реализуемой продукции значительно пополнился. Среди них масло растительное, бобовые, мука, ликероводочные, табачные изделия и другое.

Предприятие имеет железнодорожную ветвь, в среднем по ж/д поступает в месяц около 50 вагонов с грузом, в среднем 2 500 тонн или 30 000тонн в год и автомобильным транспортом 30 000 тонн в год.

Предприятие имеет собственный автомобильный парк в количестве 42 ед. грузовых автомобилей ГАЗ-3307, 5 ед. автомобилей МАЗ, 5 ед. автомобилей Газель, 5 ед. автомобилей Форд Транзит, 2 ед. автомобилей Ситроен Джампер. Собственным автомобильным транспортом обеспечивается бесперебойная доставка товаров розничным предприятиям города и области, бесплатно доставляются сахар, табачные изделия, импортируемый товар, замороженная продукция, спички.

Объем вывозимых грузов составляет в среднем 2800 тонн в месяц.

Оптимальное время поставки товаров с момента заказа - 1 день.

Количество пунктов поставки - более 3 000 в г. Минске и Минской области.

Приемка товаров по количеству и качеству является одной из ответственных операций технологического процесса на складе. Она производиться лицами, на которых возложена материальная ответственность.

Приемка товаров по количеству имеет целью проверить, соответствует ли фактически поставленное количество товаров количеству, указанному в транспортных и сопроводительных документах отправителя (счет-фактура, спецификация, опись, упаковочные ярлыки и др.). Количество поступивших товаров при приемке определяют в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах.

Порядок приемки товаров, оформления и предъявления претензий к органам транспорта или к поставщику должен быть установлен в договорах или соответствующих нормативных документах. Такими документами могут быть: «Положение о приемке товаров по количеству и качеству», «Положением о поставках товаров в Республике Беларусь», устав соответствующего вида транспорта, правила перевозки грузов и др.

Руководствуясь этими документами, оптовая база организует приемку товаров, чтобы обеспечить их сохранность, предотвратить возможность хищений.

При поступлении товаров на ОАО «Белбакалея», перевозчик (водитель-экспедитор) приносит все необходимые документы (сертификат соответствия, удостоверение качества, договор, протокол согласования цен и др.) на товар в отдел качества. В отделе качества происходит проверка документов и уже при согласовании с юристом, отделом экономики, материально ответственные лица приступают к приемке товаров. Сертификат соответствия выдается на определенный вид товара ли подгруппу товаров, а удостоверение качества выписывается на всю отгрузку.

Приемка прибывших товаров начинается с тщательного осмотра транспортного средства, проверки соответствия маркировки груза, исправности пломб, их принадлежности и четкости оттисков. Проверяют также целость транспортного средства и исправность стен, крыши, пола, дверных запоров проволочных закруток и пломб. После этого транспортное средство вскрывают и осматривают изнутри, подсчитывают число мест, определяют общую массу груза (брутто), его внешнее состояние, сличают маркировку грузовых мест с данными сопроводительных документов.

В случае установления при приемке неисправности транспортного средства, повреждения пломб, порчи груза, несоответствия данных сопроводительным документам оптовая база составляет коммерческий акт в трех экземплярах на бланках установленной формы.

Порядок и сроки приемки товаров зависят от того, в какой таре (упаковке) доставлен товар, а также от физико-химических свойств и особенностей тех или иных товаров, от способа доставки и некоторых других условий. На подакцизные товары обязательным является наличие акциза на каждой упаковочной единице.

Забракованные товары, а также товары, поставленные без согласия оптовой базы или в нарушение договора, складом не принимаются.

В случае возникновения разногласий между поставщиком и оптовой базой по поводу качества поступившего товара, происходит отбор образцов (согласно ГОСТам на определенный вид продукции). Вначале проводится оценка качества продукции в отделе качества по органолептическим показателям, а также проверяется масса нетто и масса брутто. При условии получения неудовлетворительных результатов образцы отправляются для исследования в нейтральную лабораторию. На основании данных лаборатории оптовая база принимает решение о дальнейшей приемке товара или об отказе отданной поставки.

.2 Организация труда

При поставке товаров поставщиками к каждой партии продукции прилагаются подлинники соответствующих нормативных документов: сертификаты соответствия, декларации соответствия, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, акты государственной санитарно-гигиенической экспертизы, ветеринарные свидетельства.

Эти документы поступают в отдел качества предприятия, где они хранятся. Копии документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, выполненные с подлинников этих документов прилагаются при поставке товаров розничным торговым организациям.

Рабочее время, время отдыха работников устанавливается на предприятии в соответствии с трудовым кодексом Республики Беларусь и правилами внутреннего трудового распорядка.

На предприятии установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями общей продолжительностью 40 часов.

Работникам предприятия предоставляются следующие виды отпусков:

трудовые отпуска;

дополнительные отпуска;

отпуск по беременности и родам;

отпуск по уходу за детьми;

отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера.

Продолжительность основного минимального отпуска установлена 21 календарный день. Для работников моложе 18 лет и работников, признанных инвалидами, продолжительность основного отпуска составляет 30 календарных дней.

На предприятии существуют следующие, определенные коллективным договором, льготы для молодежи:

обеспечение трудоустройства выпускников высших, средних технических и средних специальных учебных заведений, распределенных на завод по заявке предприятия;

предприятие обязуется устанавливать пониженные нормы выработки для молодых работников, принятых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве;

проведение в различных формах производственно-экономической учебы среди молодых работников завода, в том числе по подготовке и переподготовке, обучении вторым профессиям.

На предприятии используется труд людей различных профессий.

Основными элементами организации оплаты труда являются:

тарифная система оплаты труда персонала;

нормы труда;

формы и системы оплаты труда;

учет и контроль за мерой труда.

Цель рациональной организации оплаты труда обеспечение соответствия между ее величиной и трудовым вкладом работника в конечные результаты деятельности предприятия.

При написании отчета были проведены исследования, которые показали, что ОАО «Белбкаклея» располагает хорошими возможностями для подбора и подготовки персонала.

На предприятии используются следующие источники найма кадров: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости.

Прием и отбор персонала на работу на ОАО «Белбакалея» идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.

Для привлечения квалифицированных кадров, перспективных выпускников вузов, руководящих работников всех уровней ОАО «Белбакалея» разработало долгосрочную стратегию, в результате которой предприятие выплачивает студентам стипендии; денежные поощрения дипломных работ; предоставляет студентам рабочие места во время прохождения практики или каникул; приглашает студентов к участию в учебных предпринимательских играх. Внутренний набор это, прежде всего имеющийся персонал. Методы внутреннего набора на ОАО «Белбакалея» заключаются в том, что работник отдела кадров рассылает во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях.

Одной из главных задач администрации является повышение эффективности работы персонала и здесь на первом месте стоит задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Определение потребности и планирование в обучении кадров проводится следующим образом: на основании поданных заявок подразделений формируется годовой план, который утверждается приказом генерального директора. По утвержденному плану рассчитывается смета затрат на подготовку кадров. Обучение рабочих кадров проводится в соответствии со стандартом предприятия (СТП 1.0044-2011). Структурные подразделения определяют потребности в обучении кадров и представляют в группу по подготовке кадров отдела кадров заявки на подготовку и повышение квалификации кадров.

Таким образом, на ОАО «Белбакалея» среднесписочная численность работающих постоянно увеличивается, работники предприятия имеют достаточный квалификационный уровень, а руководство предприятия делает все возможное для создания благоприятных условий труда.

Руководство предприятия ОАО «Белбакалея» постоянно работает над всемерным повышением потенциала персонала. Эта работа направлена на постоянное обеспечение роста производительности и увеличение ценности человеческих ресурсов приятия, а также их рационального использования.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОАО «БЕЛБАКАЛЕЯ»

Из проведенного анализа можно сделать вывод что деятельность организации в рассматриваемом периоде выделяется тенденция снижения эффективности деятельности организации. При увеличении объемов продаж, сокращении персонала происходит резкое снижение получаемой прибыли предприятия. Отсюда можно сделать вывод что организация находится в кризисной ситуации. Стоить заметить, что развитие происходит в быстро меняющихся условиях внешней среды. Основными факторами воздействия являются конкуренты, и устаревшая система государственного управления выраженная в негибких планах деятельности организации.

Основным преимуществом конкурентов ОАО «Белбакалея» является развитая система не только оптовой, но и розничной торговли, что позволяет привлечь компаниям больший капитал. Из-за существующей плановой системы, подконтрольной Министерству Финансов Республики Беларусь, невозможно полноценно и быстро реагировать на изменения спроса потребителей, и обновлять ассортимент продукции.

Улучшение деятельности компании можно достичь через:

Развитие обширной розничной торговой сети;

Эффективное использование складских и офисных сооружений;

Продажу части акции для привлечения инвестиций;

Улучшение деятельности логистических структур;

Закупка складского оборудования;

Как уже было сказано ранее, предприятием используется только 76% складских помещений, общая площадь которых составляет 5998м2. Неиспользуемые помещения можно сдавать в аренду, что привлечет дополнительных доход. Для начала необходимо рассчитать площадь сдаваемых в аренду помещений.

Свободная площадь производственно-складских помещений

=5998-4558,48=1439.52м2 (7.1)

общ - общая площадь производственно-складских помещенийисп- используемая площадь производственно-складских помещений

Далее необходимо рассчитать стоимость аренды 1м2 производственно-складского помещения.

Арендная плата без учета НДС устанавливается за месяц исходя из арендуемой площади, базовой ставки арендной платы за 1 кв.м арендуемой площади и коэффициентов комфортности, характеризующих удобства в пользовании арендуемыми производственными зданиями, сооружениями и помещениями, и определяется по формуле:

Арендная плата без учета НДС

=5×0.9× 0.9×2×1.3× 1439.52 = 15158,1456€ (7.2)

Апл - арендная плата за месяц;

Аб - базовая ставка арендной платы за 1 кв.м арендуемой площади;

Км- коэффициент месторасположения производственных зданий, сооружений и помещений;

Кр - коэффициент расположения арендуемых помещений в производственных зданиях, сооружениях;

Кк - коэффициент комфортности производственных зданий, сооружений и помещений;

Кэф - коэффициент эффективности;ар - арендуемая площадь.

Базовая ставка арендной платы устанавливается в евро за 1 кв.м арендуемой площади в месяц. Базовые ставки за 1 кв.м арендуемой площади в месяц для города Минска составляют 5 евро.

Коэффициенты месторасположения производственных зданий, сооружений и помещений устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом в пределах 0,6-1,0 в зависимости от месторасположения производственных зданий и сооружений в населенном пункте.

Коэффициенты расположения арендуемых помещений в производственных зданиях, сооружениях имеют следующие значения:

,75 - для помещений, расположенных в подвальной части здания, сооружения;

,9 - для помещений, находящихся в цокольном этаже;

,8 - для мансардных помещений.

Коэффициенты комфортности производственных зданий, сооружений и помещений имеют следующие значения:

,75 - для помещений без отопления;

,9 - для зданий, сооружений, не имеющих системы водоснабжения и водоотведения;

,9 - для зданий, сооружений и помещений, не имеющих электроснабжения;

,75 - для помещений без естественного освещения и для помещений с коэффициентом естественного освещения, значение которого ниже или равно 0,5 от нормального показателя. Коэффициент эффективности имеет значение от 0,5 до 3,0, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от спроса на производственные здания, сооружения и помещения, их технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду. По моей оценке данный коэффициент составляет 1,7.

Далее следует рассчитать годовую выручку от сдачи производственно-складских помещений.

Годовой доход от сданных в аренду площадей

€ (7.3)

Vгод - годовая прибыль.мес - месячная прибыль.

Переведём полученную сумму в белоруские рубли по текущему валютному курсу.

Конверсия годового дохода

 бел.руб (7.4)

евр. - Прибыль в Евро.Бел. - курс беларуским рублей к евро.

Без учета НДС

Чистая прибыль

 бел. руб. (7.5)

П от арнд. - прибыль от аренды

Ам. - амотризация

(7.6)

(7.7)

ЧП - чистая прибыль- товарооборот в действующих ценах

Темп роста - 0.17%

Стоит обратить внимание ещё и на то, что данное управленческое решение является весьма привлекательным ещё и потому, что не несёт каких-либо материальных вложений со стороны предприятия. Оно поможет легче перенести сложившуюся на предприятии кризисную ситуацию, привлекая дополнительный капитал.

Решение сдачи в аренду свободных производственно-складских помещений позволит привлечь дополнительную прибыль не затрагивающий основной деятельности компании. Так же данный метод позволяет сократить расходы несущее организация на содержание и обслуживание данных площадей, может способствовать развитию логистических услуг предоставляемых компанией, за счет собственного автопарка и складского оборудования.

Развитие сети розничной торговли, подобной той, которая есть у конкурентов, не представляется возможным. Данный шаг является слишком ресурсозатратным для предприятия, тем более учитывая сложившуюся не нём обстановку. К тому же создание такой сети ещё должно пройти период окупаемости. Высокий порог входа на рынок, обусловленный высокой конкуренцией на нём, также препятствует развитию такого управленческого решения.

Операции по продаже акций предприятия, также не являются логичным шагом. Причиной тому служит неустойчивое на данный момент положение организации, что напрямую влияет на цену продаваемых акций, а также на последующий рост этой цены. Кроме того такие действия связаны с риском банкротства.

Даже учитывая частичное устаревание и нехватку складского оборудования, закупка нового будет иметь несоразмерную своим затратам рентабельность. Потому шаг по закупке нового складского оборудования не является необходимым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ОАО «Белбакалея» является современным оптовым предприятием, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов акционеров общества и обеспечения потребностей населения в продовольственных товарах.

Основными направлениями хозяйственной деятельности общества является:

оптовая торговля пищевыми продуктам (соль, крупа, мука, сахар, кондитерские изделия, кофе, чай, пряности, консервация, в том числе детское питание), а также алкогольными напитками и табачными изделиями;

розничная торговля пищевыми продуктами.

«Белбакалея» представляет собой единый хозяйственный комплекс, который состоит из структурных подразделений, управление которыми осуществляет директор общества.

Номенклатура предприятия включает более 200 наименований продовольственных товаров, ассортимент которых постоянно расширяется. Для постоянного поддержания разнообразия ассортимента продтоваров заключаются договора не только с основными поставщиками, а также дополнительно привлекаются и заключаются договора с организациями всех форм собственности.

Для более рационального расширения ассортимента предприятию следует проводить маркетинговые исследования рынка, чтобы выявить реальные потребности покупателей, а также возможности основных конкурентов.

Для выполнения показателя объема оптового товарооборота ОАО «Белбакалея» осуществляет постоянную реконструкцию складских площадей, улучшает материально-техническое оснащение общества, приобретает грузовой автотранспорт, средства малой механизации, компьютерную технику.

Представленные показатели торгово-хозяйственной деятельности свидетельствую об успешной работе предприятия в современных рыночных условиях. Можно отметить стабильный рост по основным показателям, а также выполнение плановых показателей.

Для достижения выполнения прогнозируемых основных показателей финансово-хозяйственной деятельности общества на 2013 год ОАО «Белбакалея» планирует осуществить ряд мероприятий:

продолжить работу по заключению договоров поставки с производителями на условиях предоставления в пользу оптового звена оптовых скидок в зависимости от минимальных норм оптовой отгрузки - не менее 61% от прогнозируемого объема товарооборота;

с целью дальнейшего изучения рынка сбыта на территории Республики Беларусь рыботоваров, морепродуктов их переработки, поступающих из Республики Латвия, заключать договора о совместной деятельности;

Эффективность рекламы ОАО «Белбакалея» можно повысить путем проведения рекламных акций, рекламы на телевидении. Целесообразно было бы производить фасовку товаров в упаковочные материалы с логотипом предприятия.

Наиболее частыми дефектами, выявляемыми при приемке товаров, а также при последующем хранении являются: нарушение целостности упаковки, отклеивание этикеток на плодоовощных консервах и детском питании, бомбаж консервов.

Причинами возникновения дефектов чаще всего являются нарушения при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке, а также нарушения технологических процессов производства и упаковки.

Дефекты, возникающие при проведении погрузочно-разгрузочных работ, можно сократить путем усовершенствования складского оборудования, а также более бережного обращения с товарами при данных операциях.

Снижению потерь на складах способствуют тщательный контроль качества поступающих товаров, строгое соблюдение оптимального режима хранения, повседневный уход за товарами, бережное обращение с ними в процессе складской обработки.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бухгалтерский баланс на 1 января 2013 г.

Актив

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

 

1

2

3

4

 

I. Внеоборотные активы

 

Основные средства: первоначальная стоимость

101

111 370 148,483

157 390 077,928

 

амортизация

102

45 462 312,479

66 420 693,566

 

остаточная стоимость

110

65 907 836,004


 

Нематериальные активы: первоначальная стоимость

111

9 372,085

139 372,085

 

амортизация

112

8 295,232

51 734,067

 

остаточная стоимость

120

1 076,853

87 638,018

 

Доходные вложения в материальные ценности: первоначальная стоимость

121

825 936,398

3 708,084

 

амортизация

122

46 713,085

571,787

 

остаточная стоимость

130

779 223,313

3 136,297

 

Вложения во внеоборотные активы

140

-

-

 

В том числе: незавершенное строительство

141

-

-

 

Прочие внеоборотные активы

150

-

-

 

ИТОГО по разделу I

190

66 688 136,170

91 060158,677

 

II. Оборотные активы

 

Запасы и затраты

210

73 996 542

:

 

В том числе: сырье, материалы и другие активы

211

2 777 294,646

2 917 401,551

 

животные на выращивании и откорме

212

-

-

 

затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты

213

-

-

 

расходы на реализацию

214

49 405,622

22 978,985

 

готовая продукция и товары для реализации

215

69 668 380,555

79 918 170,988

 

товары отгруженные

216

-

-

 

выполненные этапы по незавершенным работам

217

-

-

 

расходы будущих периодов

218

1 501 461,825

1 121 602,644

 

прочие запасы и затраты

219

-

-

 

Налоги по приобретенным товарам, работам, услугам

220

278 798,492

67 710,183

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

230

-

.,

 

В том числе: покупателей и заказчиков

231

-

-

 

прочая дебиторская задолженность

232

-

-

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты

240

36 018 627,202

.3 423,291

 

В том числе: покупателей и заказчиков

241

31 017 828,254

57 134 065,137

 

поставщиков и подрядчиков

242

1 448 875,736

1 247 924,634

 

по налогам и сборам

243

3 075 772,978

1 221 113,259

 

по расчетам с персоналом

244

40 274,590

136 283,863

 

разных дебиторов

245

435 875,644

614 036,398

 

прочая дебиторская задолженность

249

-

-

 

Расчеты с учредителями

250

-


 

В том числе: по вкладам в уставной фонд

251

-

_

 

прочие

252

-

-

 

Денежные средства

260

776 212,833

1 468 627,741

 

В том числе: денежные средства на депозитных счетах

261



 

Финансовые вложения

270

-

-

 

Прочие оборотные активы

280

5 314 962,050

9 903 844,249

 

ИТОГО по разделу II

290

116 385143,225

155 773 759,632

 

БАЛАНС

300

183 073 279,395

246 833 918,309

 

 

III. Капитал и резервы

 

Уставный фонд

410

5 999 682,000

5 999 682,000

 

Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)

411



 

Резервный фонд

420

312 278,201

333 584,214

 

В том числе: резервы, созданные в соответствии с законодательством

421

312 278,201

333 584,214

 

резервы, созданные в соответствии с учредительными документами

422



 

Добавочный фонд

430

64 416 944,842

88 906 533,723

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

440

-

-

 

Нераспределенная (неиспользованная) прибыль (непокрытый убыток)

450

12 457 558,549

8 655 313,170

460

-

-

 

Доходы будущих периодов

470

-

127 982,763

 

ИТОГО по разделу III

490

83 186 463,592

104 023 095,870

 

IV. Долгосрочные обязательства

 

Долгосрочные кредиты и займы

510

-

-

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

-

-

 

ИТОГО по разделу IV

590

-

"

 

V. Краткосрочные обязательства

 

Краткосрочные кредиты и займы

610

30 420 790,265

40 661 512,475

 

Кредиторская задолженность

620

69 552 628,119

102 164 240,229

 

В том числе: перед поставщиками и подрядчиками

621

64 155 360,021

97 122 321,991

 

перед покупателями и заказчиками

622

74 594,074

1 433 326,859

 

по расчетам с персоналом по оплате труда

623

979 694,101

953 180,422

 

по прочим расчетам с персоналом

624

1 865,300

1 223,690

 

по налогам и сборам

625

3 192 846,432

163 067,431

 

по социальному страхованию и обеспечению

626

252 510,644

269 019,268

 

по лизинговым платежам

627

-

-

 

перед прочими кредиторами

628

595 757,547

2 222 100,568

 

Задолженность перед участниками (учредителями)

630

2 747,419

6 548,208

 

В том числе: по выплате доходов, дивидендов

631

2 747,419

6 548,208

 

прочая задолженность

632

-

-

 

Резервы предстоящих расходов

640

-

-

 

Прочие краткосрочные обязательства

650

-

-

 

ИТОГО по разделу V

690

99 976165,803

142 832 300,912

 

БАЛАНС

700

183 162 629,395

246 855 396,782

 

Из строки 620: долгосрочная кредиторская задолженность

701

.

_

 

краткосрочная кредиторская задолженность

702

-

-

 

Активы и обязательства, учитываемые за балансом

Код строки

На конец отчетного периода

На конец отчетного периода

 

Арендованные (в том числе полученные в пользование, лизинг) основные средства

001

974 101,662

1 969 069,835

 

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

002

50 517 505,715

73 206 356,257

 

Материалы, принятые в переработку

003

-

-

 

Товары, принятые на комиссию

004

1 707 327,577

759 318,593

 

Оборудование, принятое для монтажа

005

-

-

 

Бланки строгой отчетности

006

54 938,784

110 700,852

 

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

186 044,432

291 694,308

 

Обеспечения обязательств и платежей полученные

008

-

-

 

Обеспечения обязательств и платежей выданные

009

93 398 952,167

125 719 040,000

 

Амортизационный фонд воспроизводства основных средств

010

819 600,668

-

 

Основные средства, сданные в аренду (лизинг)

011

-

-

 

Нематериальные активы, полученные в пользование

012

-

-

 

Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов

013

-

-

 

Потеря стоимости основных средств

014

-

-

 

Материальные ценности, полученные в пользование

015

10 774,273

22 828,934


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отчет о прибылях и убытках на 1 января 2012

Наименование показателей

Код строки

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

1

2

3

4

I. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

010

638 816 249,858


Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

011

78 798 298,733


Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) (010-011)

020

560 017 951,125


Справочно: из строки 010 сумма государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах

021

_


Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

030

496 786 011,622


Валовая прибыль (020-021-030)

040

63 231 939,503


Управленческие расходы

050

-


Расходы на реализацию

060

50 504 026,193


Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (020-030-050-060)

070

12 727 913,310


II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Операционные доходы

080

2 638 603,937


Налоги и сборы, включаемые в операционные доходы

081

51 412,001


Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых в операционные доходы) (080-081)

090

2 587 191,936


в том числе: проценты к получению

091

3162,911


доходы от участия в создании (учредительстве) других организаций

092

-


доходы от операций с активами

093

257 532,570


прочие операционные доходы

099

2 326 496,455


Операционные расходы

100

11 016 338,470


в том числе: проценты к уплате

101

8 269 074,879


расходы от операций с активами

102

165 772,243


прочие операционные расходы

109

2 581 491,348


Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (090-100)

120

-8 429 146,534


III. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Внереализационные доходы

130



Налоги и сборы, включаемые во внереализационные доходы

131

-


Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные доходы) (130-131)

140

.",


Внереализационные расходы

150

-


Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (140-150)

160

-


ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) (+/-070+/-120+/-160)

200

4 298 766,776


Расходы, не учитываемые при налогообложении

210

-


Доходы, не учитываемые при налогообложении

220

-


ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) до налогообложения (+/-200+210-220)

240



Налог на прибыль

250

685 434,181


Прочие налоги и сборы из прибыли

260

-


Прочие расходы и платежи из прибыли

270

420,000


ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) (200-250-260-270)

300

3 612 912,595


СПРАВОЧНО (из строки 300): сумма предоставленной льготы по налогу на прибыль

310

_.


Прибыль (убыток) на акцию

320

-


Количество прибыльных организаций

330



Сумма прибыли


-


Количество убыточных организаций

340



Сумма убытка


-



Похожие работы на - Анализ деятельности ОАО 'Белбакалея'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!