Товароведная характеристика чайной продукции г. Екатеринбурга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    582,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товароведная характеристика чайной продукции г. Екатеринбурга

Содержание

Введение

I. Товароведная характеристика чайной продукции

1.1 Классификация чая

1.2 Химический состав чая

1.3 Требования предъявляемые к качеству чая

1.4 Хранение и транспортировка чая

II. Товароведная характеристика чая, реализуемого в торговой сети г. Екатеринбург

2.1 Краткая характеристика экономических показателей продажи чая в г. Екатеринбург

2.2 Ассортимент чая в реализуемых торговых предприятиях Екатеринбурга по массе и упаковке

2.3 Изучение потребительских предпочтений на рынке чая города Екатеринбурга

2.4 Анализ потребительской мотивации и причин отказа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А

Введение

Чай как напиток известен с давнейших времён. В первом веке нашей эры в архивных источниках встречается первое упоминание о чайном растении. В китайских летописях во время правления династии Хань отмечено использование листьев и побегов чайных кустов. Но современными учёными предоставляются сведения, которые подтверждают распространение чайного напитка в Китае уже в III веке до нашей эры.

Первоначально чай использовался исключительно как лекарственное средство. Правители китайской цивилизации одаривали им особо отличившихся приближённых, как знаком особого расположения. Китайцам понадобилось около трёхсот лет, чтобы превратить чай в распространённый традиционный национальный напиток. Постепенно получили широкое распространение традиции чайной церемонии. В VIII веке автором трактата "Канон чая" Лу Юем были сформулированы главные принципы чаепития: "Прозрачен и некрепок - хорош; после еды пить поменьше, перед сном - не пить совсем; заварив, выпить; выпив, заварить".

В Европе чай получил распространение только в начале XVI века. В 1517 году португальские мореплаватели привезли чайные листья в дар своему королю. Но по - настоящему Старый свет «распробовал» чайный напиток только сто лет спустя, когда голландские суда массово доставили в Европу первые партии «китайской травы».

С восторгом в 1664 году приняла чай Англия. Ост - Индская компания прислала королю Карлу дорогой подарок - два фунта чая. В Лондоне открываются специализированные магазины по продаже чая, в 1717 году начинает действовать чайный дом «Золотой лев».

Сегодня мировая тенденция распространения чая такова: среди всех напитков, употребляемых человечеством, чай занимает первое место. Интерес к чайной церемонии и культуре чаепития растёт во всём мире.

Сегодняшние потребители становятся более требовательным к качеству чайных продуктов. Чайные производители стремясь удовлетворить потребительские запросы, расширяют ассортимент чайных напитков, вырабатывают новые линии и виды. Например, ароматизированный чай, пакетированный, таблетированный и др.

В общей доле чайного продукта ввозимого в Российскую Федерацию, растёт процент редких и эксклюзивных видов, отмеченных высоким качеством.

Актуальность выбранной темы обусловлена развитием чайного рынка в Российской Федерации, и, как следствие, снижением качества ввозимых чаёв. Анализ потребительских свойств является необходимым для изучения предпочтений потребителей и планирования ассортимента продукции в реализуемых торговых предприятиях.

Цель курсовой работы - проведение товароведной характеристики экономических показателей, массы, упаковки, потребительских предпочтений чёрного и зелёного байховых чаёв в реализуемых торговых предприятиях.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

.        Изучить товароведную характеристику чая;

.        Изучить классификацию, химический состав чая;

.        Изучить теоретические условия хранения чайного сырья, его транспортировку;

.        Провести товароведную характеристику ассортимента чая в реализуемой торговой сети города Екатеринбурга.

Объектом исследования являются все виды чайного продукта.

Предмет исследования - товароведная характеристика чая в реализуемой торговой сети города Екатеринбурга.

 

I. Товароведная характеристика чайной продукции

 

.1 Классификация чая


Чай - напиток <#"731023.files/image001.gif">

Рисунок 2. Ассортимент торговых марок чая, реализуемых в магазине «Пятерочка»

Ассортимент видов чая, реализуемых в магазине «Пятерочка» представлен на Рисунке 3.

Из Рисунка 3 видно, что большую часть ассортимента представляет ароматизированный чай, на втором месте черный и лишь малую часть занимают зеленый и травяной чаи. Это связано с расширением ассортимента ароматизированного чая на рынке.

Рисунок 3. Анализ ассортимента видов чая, реализуемых в магазине «Пятерочка»[*]

Цены на чай в данном магазине колеблются от двадцати до двухсот рублей, в зависимости от торговой марки и фасовки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Цены на чай, реализуемый в магазине «Пятерочка» [*]

2.2 Ассортимент чая в реализуемых торговых предприятиях Екатеринбурга по массе и упаковке


Чай торговых сортов поступающий в торговую сеть Екатеринбурга предпочтительно имеет полужесткую упаковку массой по 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 и 250 г, а также фасуется в пакетики для разовой заварки массой 2; 2,5 и 3 г.

Вся мягкая упаковка имеет внутреннюю часть - подпергамент или алюминиевую фольгу. Полужесткая чайная упаковка состоит из внутренней части - кашированной алюминиевой фольги или подпергамента и внешней коробки из картона.

Упаковки чая для разовой заварки состоят из внутреннего пакетика пористой не размокающей бумаги или внутреннего и внешнего защитного пакетика из этикеточной бумаги. Пакетики для чая для разовой заварки скомплектованы и уложены в пачки из целлофана или коробки из картона.

При анализе отклонения от массы нетто каждой упаковочной единицы чая в процентах, выявлено - все анализируемые образцы соответствуют установленным допустимым нормам расхождения:

♦ - 5% при фасовании до 3 г;

♦ - 1% при фасовании от 25 г до 3 кг.

Пачки, коробки и чайницы с чаем упакованы в ящики из гофрированного картона и тару-оборудование.

Изучение ассортимента чая, реализуемого в г. Екатеринбурге, проводилось нами в магазинах самообслуживания, продуктовых магазинах, гастрономах, универсамах, где представлен чай разнообразных производителей, как дорогой, так и более дешевый - от 19 до 160 р. за 100 г.

Коэффициент полноты ассортимента изменяется в широких пределах - от 20 до 60%, среднее значение этого показателя составляет 45%. По данным наших исследований, коэффициент устойчивости ассортимента чая изменяется от 46 до 55% и в среднем составляет 50%. Коэффициент новизны ассортимента чая в среднем составляет 7%, что свидетельствует о низкой обновляемости ассортимента.

На этикетке каждой чайной единицы упаковки указан товарный знак и наименование предприятия - изготовителя, адрес; наименование продукта, сорт, масса (нетто) и номер ГОСТа. Выявлено, что не на всех пачках чая содержится информация о месте произрастания чайного сырья.

Пачки чая хранятся преимущественно в складских помещениях торговых предприятий. Несмотря на то, что хранение чая требует специальных условий, они, практически везде, нарушаются. Чай хранится не всегда в сухих и хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 60-65%. Допускается его соседство со скоропортящимися и резко пахнущими товарами. В складах ящики с чаем не установлены на подтоварники в штабеля высотой в 4- 5 ящиков на расстоянии 5-10 см от пола и 50 см от стен.

Вследствие нарушения правил хранения чая, у некоторых упаковок была нарушена герметичность, что способствует снижению качества чая и продолжительности сроков его годности.

Во многих торговых точках при относительной влажности воздуха 96% сухой чай после 12-14 суток хранения плесневеет и портится. При увлажнении чайных коробок во время хранения на 40% по сравнению с первоначальной влажностью, за 6 мес. его качество снижается на 25-26%, а за 9 мес. - на 45%.

Гарантийный срок хранения фасованного отечественного чая и купажированного с импортным - 12 месяцев со дня упаковки и фасованного импортного чая - 18 месяцев - соблюдаются.

Перед отправкой чайного ассортимента в торговые реализуемые сети Екатеринбурга, проверяют состояние всех ящиков и определяют влажность чая. С целью предотвращения порчи и плесневения чай влажностью выше 7% пересушивают при температуре 70-75°С. При не соблюдении этих правил, подобный чай не подлежит упаковке и отгрузке. При транспортировании чай укрывается от воздействия атмосферных осадков.

2.3 Изучение потребительских предпочтений на рынке чая города Екатеринбурга


В России 99% чая производят из импортного сырья. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланка, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в последние годы являются Lipton, Ahmad, Greenfield .

В настоящее время самый крупный сегмент рынка занимает черный чай, но его доля неуклонно снижается: в стоимостном выражении она составляет порядка 80%, в натуральном 89%.

В целом, по торговой сети Екатеринбурга чёрный чай представлен 124 марками, 52 из которых - чёрный листовой чай, 72 - пакетированный. Зелёный чай представлен 50 марками, 31 из которых - листовые, а 19 - пакетированные. Остальной чай представлен 28 видами (весовой, травяной и фруктовый).

Рисунок 5. Объём чайных продаж в торговой сети г.Екатеринбурга в 2013 году [*]

С целью выявления потребительских предпочтений в отношении чайной продукции, были проведены серии опросов потребителей чайной продукции Екатеринбурга в период с января по март 2014 г. Статистическая погрешность выборки - 4%. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами вероятной выборки респондентов, и формировалась таким образом, чтобы соответствовала генеральной совокупности населения города.

Учитывая, широкий ассортимент чайной продукции, было проведено детальное изучение потребительских предпочтений.

Рисунок 6. Потребительские предпочтения отдельных видов чая

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что наибольшее предпочтение черного и зеленого чая наблюдается среди потребителей 20 - 45 лет. Черный чай является наиболее привычным продуктом. В настоящее время около 75 % женщин и 25 % мужчин, останавливаются в своём выборе на черном чае. Вторую позицию потребительских предпочтений занимает зеленый чай (65 % женщин и 35% мужчин в возрасте от 20 до 45 лет).

Также большую популярность приобретают «чаеподобные» чаи (фруктово-ягодные, ароматизированные, травяные, цветочные) около 18 % респондентов мужчин и 38 % женщин в возрасте от 30 до 45 лет.

Красный и белый чаи предпочитают около 2 % мужчин и 3% женщин в возрасте от 18 до 25 лет.

Полученные результаты свидетельствуют, что наибольшее количество опрошенных мужчин и женщин в возрасте 35 до 45 лет предпочитают традиционно черный чай, на втором же месте зеленые чаи, тогда как у респондентов младше 35 лет наблюдается интерес к чаю разной степени ферментации, а также к чаю, с использованием ароматобразующих веществ и растительного сырья.

Следующий этап исследования относится к выявлению критерия предпочтений потребителей чайной продукции по частоте употребления (таблица 1).

Критерий

% опрошенных

Случай потребления: - по утрам - в перерывах между работой - после еды

 57,6 32,3 49,8

- за компанию - вечером перед сном - когда появиться желание

36,2 29,6 2,0

Температура употребления приготовления: - холодный - теплый - горячий - обжигающий

  15,4 29,3 47,4 7,9


Можно сказать, что чай - традиционный напиток, употребляют его в различных случаях: по утрам (57,6 %), после еды (49,8 %), за компанию (36,2%), в перерывах между работой (32,3 %), вечером перед сном (29,6 %). Стоит отметить, что мужчины в основном пьют чай в перерывах между работой или за компанию, тогда как наибольшая доля женщин предпочитают пить чай по утрам, после еды или перед сном. Большинство респондентов предпочитает горячий и теплый чай (48,5 % и 30,5 % соответственно).

Установлено, что мнение большинства опрошенных, разделились между фасованным (44 %) и пакетированным (56 %) чаями, рассыпной чай пользуется спросом лишь у 10% потребителей, растворимый, прессованный - у 3%. Следует отметить, что наибольшим спросом среди женщин (38 %) пользуется рассыпной чай, а у мужчин - пакетированный (около 42 %). Это связано с нежеланием мужчин тратить время на заваривание напитка.

Рассматривая предпочтения в зависимости от возрастного критерия, выяснилось, что пакетированный чай пользуется у студентов и офисных работников наибольшей популярностью (34% и 57% соответственно).

Выявлено также, что наиболее предпочтительным местом покупки чая и чайной продукции (Рисунок 7) являются супермаркеты - их назвали около 70% опрошенных. По всей видимости, выбор потребителей в пользу супермаркетов связан с тенденцией роста доли магазинов самообслуживания на рынке розничной торговли. 19% потребителей приобретают чай и чайную продукцию в продовольственных магазинах, в основном это небольшие, так называемые «магазины у дома». Такой выбор объясняется близостью с местом проживания потребителя, а, следовательно, и экономией времени. В специализированных магазинах делают покупки 16 % опрошенных. Что же касается других видов торговых точек, таких как рынки и мини-рынки, павильоны, то их доля меньше - соответственно 6%, 2% и 1 %. На сегодняшний день разница между предпочтениями и покупкой чая и чайных напитков составляет 0,5% - 2 %. Причинами такого несоответствия является ценовая политика на чайные изделия. Предпочитаемая потребителем чайная продукция находится выше среднеценового уровня.

Рисунок 7. Потребительские предпочтения мест покупки чая [*]

В зависимости от страны происхождения наибольшим спросом пользуются чаи, произведённые на Цейлоне (52%), в Индии (46%), на втором месте - Китай (5%), далее - Япония, Африка, Турция и Индокитай (по 1 %).

Рисунок 8. Потребительские предпочтения чая по стране происхождения [*]

Процесс исследования потребительских предпочтений проводился в несколько этапов: предварительное выделение рыночных сегментов, разработка опросного листа (анкеты), проведение анкетирования, оценка и интерпретация результатов.

Исследование строилось на опросе обеих сторон рынка - покупателей и продавцов, поэтому было предложено два вида анкет. Анкета для покупателей состояла из 18 вопросов (Приложение А), для продавцов из 9.

Анкета для потребителей включала в себя следующие разделы: потребление чая, ассортимент чая, возможность выбора, цена продукции, привлекательность и оценка потребительских свойств, вид рекламы, оказывающий влияние на выбираемую продукцию и сведения о респонденте: пол, возраст, род деятельности, уровень дохода, место жительства.

Анкета для мест продаж (продавцов) состояла из следующих разделов: ассортимент продовольственных товаров, из них имеющихся в продаже чай, выбор цены, отношение продавцов к необходимости расширить ассортимент, анализ продаж.

Прежде чем мы начнем исследовать потребительские предпочтения чая по различным признакам, хотелось бы рассмотреть общее число потребителей чая (Рисунок 9).

Рисунок 9. Общее число потребителей чая.[*]

Из Рисунка 9 можно увидеть, что наибольшая часть населения употребляют чай (98%), и лишь малая часть (2%) заменяет чай другими напитками, следовательно мы еще раз доказали, что чай один из самых распространенных напитков.

Сегменты рынка определялись по демографическому признаку: пол, возраст, род занятий, доход. Из опрошенных женщины составляли 75%, мужчины 25%.

Ранжируя их всех по возрастному признаку, были получены следующие данные: возраст респондентов от 18 до 65 лет; количество опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет - 22%; от 26 до 45 лет - 58%; от 46 до 65 лет - 20%. Из этого следует, что реклама чая должна быть ориентирована на потребителей среднего возраста, так как этот сегмент составляет наибольший удельный вес.

Социальное положение респондентов также очень разнообразно, %: служащие - 40, рабочие - 20, студенты - 20, предприниматели - 10, пенсионеры - 4, безработные - 3, другие - 3.

Предпочтения потребителей в отношении типа чая распределились следующим образом: наибольшим спросом пользуется черный чай - 73%; черный листовой чай предпочитают 30% респондентов, из них: 30% - черный чай с добавками; 13% - черный чай без добавок. Меньшим предпочтением пользуется зеленый чай - 20%. Потребительские предпочтения в отношении зеленого чая без добавок и с добавками распределились примерно одинаково.

Красный чай пользуется предпочтением у 3% респондентов, белый - у 4%.

Результаты исследований:

·        с увеличением уровня доходов растет доля предпочитающих зеленый, красный и белый чаи;

·        половина респондентов обращает внимание при покупке на предприятие - изготовитель чая;

·        наибольшее предпочтение покупатели отдают рассыпному чаю - 65%, 2-е место занимает пакетированный чай - 30%. Менее популярны прессованные чаи - 2%, так как производится из сырья низкого качества, таблетированные - 1%, быстрорастворимые - 1% и экстрагированный - 1%;

·        наибольшим спросом у респондентов пользуется 250-граммовая упаковка чая - 47%, которая является более рациональной по массе и цене;

·        при покупке чая в первую очередь обращают внимание на качество 35% участников опроса. На использование экологически чистого сырья ориентируются 15% опрошенных;

·        цена и марка чая имеют значение соответственно для 26 и 20% респондентов, на упаковку обращают внимание 4% респондентов;

·        особенно высокие требования большинство респондентов предъявляют ко вкусу и аромату чая.

·        при выборе чая потребителем в пользу покупки нового продукта оказывают влияние советы друзей и родственников - 55%, телевидение - 15%, печатные издания и радио - 7%, уличная реклама - 3%. На свой вкус полагаются 20% респондентов.

Следует отметить, что покупатели далеко не всегда ориентируются в ассортименте чая. Отмечается неинформированность потребителя (24%) о чае с добавками растительного сырья и чайных напитках.

На основании результатов анализа мнения продавцов можно сделать следующие выводы: ассортимент чая весьма разнообразен, продавцы готовы к расширению ассортимента за счет новых позиций различных ценовых групп, торговых марок, высокого качества.

Однако чаи, представленные в предприятиях торговли Екатеринбурга, являются, недостаточно оптимальным повседневным продуктом для этого промышленного региона и требованием времени является продвижение на рынок чая с добавками растительного сырья, что позволит снизить риск влияния антропогенных факторов, отрицательно влияющих на здоровье.

Большую долю чайных продаж занимает чёрный байховый чай. Как правило, продажа зелёных чаёв возрастает в летнее время года. В настоящее время увеличивается спрос на ароматизированный чай в связи с расширением ассортимента.

Лидером продаж на сегодняшний день является чай «Lipton Yellow label». Эта хорошо раскрученная марка представлена большим разнообразием пакетированных и листовых чёрных, зелёных и ароматизированных чаёв.

На втором месте по продажам, находится чай «Ахмад». Ассортимент этой торговой марки уникален большой номенклатурой расфасовки листового чая: 50г, 100г, 200г; и пакетированного - 25пак., 40пак., 100пак. По желанию покупатель может выбрать себе чёрный, зелёный чай или листовую смесь, ароматизированный или обычный чайный напиток.

Замыкает тройку лидеров «Майский чай». Этот брэнд отличается от предыдущих широким диапазоном цен. Так, например, «Майский чай. Чёрный бриллиант» - 90г стоит 78 руб., а «Майский чай. Индийский слон», 90г - 44 руб. Из ассортимента этой торговой марки, потребитель сможет выбрать себе чай не только по вкусу, но и по цене.

Процентное соотношение продаж разных видов чаёв в реализуемой торговой сети Екатеринбурга представлено на Рисунке 10 .

Из Рисунка 4 следует, что наибольшей популярностью среди потребителей пользуется чёрный листовой байховый чай. Это связанно с достаточно высоким качеством разных марок чёрных чаёв. На сегодняшний день можно отметить тенденцию роста продаж пакетированного чая. Пакетированный чай пользуется популярностью в конкретной общественной среде. Ему отдают предпочтение служащие компаний, офисные работники, студенты.

Рисунок 10. Процентное соотношение продаж разных видов чаeв [*]

Традиционно, в течение нескольких последних лет зеленый чай продаётся слабее, чем чёрный. Это происходит вследствие устоявшихся предпочтений российских потребителей.

Анализ рынка чайной продукции Екатеринбурга показал, что сегмент чая с добавками растительного сырья, недостаточен. Выявлены потребительские мотивы - физиологичность, безопасность, принадлежность, уважение и самоутверждение при выборе чайной продукции, являющиеся основой при разработке новых продуктов с заданными потребительскими свойствами.

2.4 Анализ потребительской мотивации и причин отказа


Для определения потребительских предпочтений различных видов чая и чайной продукции, которые учитываются при разработке новых линий чая, была разработана анкета, которая предлагалась для опроса 500 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами вероятной выборки респондентов. На первоначальном этапе было выявлено влияние общих факторов значимости при выборе чайной продукции.

Рисунок 11. Факторы значимости при выборе чайной продукции для населения Екатеринбурга [*]

Как видно из рисунка наибольшее значение для потребителей чайной продукции имеет информированность о составе, наименьшее значение - реклама в средствах массовой информации. На сегодняшний день преобладает тенденция наибольшего доверия своему вкусу, нежели рекламе торговых компаний и компаний - производителей.

Также было установлено, что наибольший процент опрошенных предпочитает употреблять чай и чайную продукцию в зимнее время года (40%), на втором месте весеннее время (27 %) и осень (21 %). Частота покупок чайной продукции жителями Екатеринбурга представлена на Рисунке 12.

Рисунок 12. Предпочтения потребителей чая по демографическому признаку и частоте приобретения [*]

Из рисунка следует, что большинство потребителей предпочитают покупать чай и чайную продукцию два-три раза в месяц (38 %) опрошенных. Около 30 % потребителей совершают покупку 1 раз в месяц. Учитывая, что чай является продуктом повседневного использования, он имеет стабильный спрос в реализуемых торговых предприятиях города Екатеринбурга. За счет того, что одной упаковки чая, вне зависимости от вида, хватает на значительный срок, частота его покупок по сравнению с другими товарами - средняя.

Для выявления ориентации потребителей при приобретении чая и чайной продукции, основные причины потребления были разделены на следующие факторы: потребительские, неценовые детерминанты и эргономические (таблица 2).

Таблица 2 Ориентация потребителей при приобретении чая [*]

Фактор

% опрошенных

Потребительский:  - вкус - аромат - внешний вид

 57  34  28

Неценовые детерминанты:  - реклама - вкус - изменение предпочтений - доступность товара - полезность - страна - производитель - рекомендации друзей

  27  24  5  45 17 44 26

Эргономические:  - масса упаковки - форма упаковки - удобство использования

 51 16 38


Рисунок 13. Предпочтения покупателей по упаковке и расфасовке [*]

Исследования показали, что наибольшим спросом пользуется чай с добавлением трав (25%), на втором месте чай с цитрусовым и мятным вкусом (25% и 23% соответственно), на третьем - фруктовый и ягодный. Так же потребителями назывались другие сложные вкусы, такие как: клубника со сливками (3%), аромат карамели (5%).

Установлено, что появление нового продукта стабильно вызывает интерес около 35 % респондентов, положительное отношение появляется только у 27 % опрошенных, настороженность у 24 %, а отрицательное и безразличное отношение формируется у 5%. Наибольшая часть опрошенных (48%) считает, что полезный продукт должен быть, в первую очередь - натуральным и доступным (48%), витаминизированным (32%) и безвредным для организма (20%). Так же под данным термином респонденты понимают легкоусвояемый продукт (37%), обязательно обладающий приятным вкусом (27%), употребляемый всеми категориями населения.

Респондентами были предложены другие (18%) варианты: экологическая упаковка, повышенное содержание БАВ, без сахара или с пониженным его содержанием. В отношении потребления чайной продукции выявлено, что основная доля отмеченных мотиваций относится к гедонистическим потребностям, а именно удовлетворению своего вкуса (таблица 3).

Таблица 3 Мотивация потребления и отказа от потребления чая[*]

Чайная продукция

Мотивы употребления

Мотивы отказа от употребления

Зеленый чай

1. Тонизирующий эффект - 47 % 2. Вкусовые качества - 24 % 3. Желание поправить здоровье - 18% 4. Стремление к здоровому образу жизни - 16 %

1. Не нравится «бледный» цвет, слабая крепость настоя, оставляет равнодушным 37% 2. Незнание вкуса: • многие не пробовали, но хотят попробовать - 24 % • потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать - 12 % • не пробовали, так как опасаются разочароваться во вкусе - 8 % 3. Специфические вкусовые качества, неприятие нетрадиционного привкуса чая, непонимание привкуса, не располагает климат - 19 % 4. Не считают зеленый чай чаем - 11 %

Черный чай

1. Традиционный, классический вкус - 34 % 2. Привычка- 29% 2. Нравится крепость, аромат - 21% 3. Единственный приемлемый вид чая по вкусовым качествам - 16% 5. Не надоедающий с течением времени вкус - 5 %

1. Явного неприятия черного чая нет - 75 % 2. Считают другие виды более полезными - 19 % 3. Общественное положение- 15%

Оолонги красный

1. Оригинальный, нетрадиционный вкус - 47 % 2. «Пью за компанию» - 24 %

1. Не ассоциируется с чаем - 39 % 2. Неинформированность потребителя - 21 % 3. Незнание вкуса: • потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать - 25 % • многие не пробовали, но хотят попробовать, - 9% • не пробовали, так как и опасаются разочароваться во вкусе - 7 % 4. Не интересный, быстро надоедающий вкус - 13 %

Жёлтый

1. Альтернатива черному чаю - 59 % 2. Приятный вкус и аромат - 35%

1. Не знание такого сорта чая (никогда о таком не слышали) - 67 %

Фруктово - ягодный

1. Новый приятный вкус - 41% 2. Потребление по «особым» случаям - 35 % 3. Альтернатива черному чаю - 27 %

1. Не ассоциируется с чаем - 28 % 2.Не интересный, быстро приедающийся вкус -27% 3.Отсутствие полезного эффекта - 25 % 4.Ненатуральный чай вредный для здоровья - 25 %

Травяной

1. Наличие лечебного, эффекта - 47 % 2. Полезный для здоровья - 4%

1. Не ассоциируется с чаем - 37 % 2. Ассоциации с лекарственным напитком - 28% 3. Неприятный вкус - 15 %

Чайные напитки

1. Приятный вкус - 44% 2. Попробовать новинку - 39%

1. Неинформированность потребителя - 24 % 2. Не знание вкуса: • не пробовали, но хотят попробовать -19 % • опасаются разочароваться во вкусе - 15 % потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать - 11 %


Результаты исследований показали, что группа чайной продукции, представленная в торговых сетях Екатеринбурга, является недостаточно оптимальной для этого промышленного региона и требует разработки продуктов со свойствами, позволяющими снизить риск влияния антропогенных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения. Учитывая популярность и доступность чайной продукции, разработка чая с добавками местного растительного сырья антиоксидантной направленности, может представлять практический интерес в плане расширения ассортимента продуктов здорового питания, профилактики имуннодефицитных состояний, повышения биопротекторной резистентности организма.

 

Заключение


В настоящее время на российском рынке представлен широкий ассортимент чайных изделий. Крупнейшими производителями чая являются: ООО «Орими Трейд», ОАО «Компания Май», «Ahmad Tea Ltd.» и «Unilever NV/Plc». Невозможно охватить весь спектр показателей, характеризующих данный вид продукции, но главным среди них является качество чая.

Проблема улучшения качества и ассортимента чая может быть успешно решена только при условии высокой квалификации специалистов, занимающихся выращиванием, сбором сырья, хранением и транспортировкой чая. Их роль заключается в стимулировании выпуска безопасной в употреблении чайной продукции, обновлении и улучшении чайной ассортиментной группы, внедрении наиболее рациональных способов и режимов хранения, прогрессивных методов торговли, обеспечивающих сохранность первоначальных вкусовых качеств на протяжении всего процесса заготовки и переработки.

Для увеличения потребительских свойств чая компаниям производителям необходимо ориентироваться на самого взыскательного покупателя, так как повышение качества влечёт за собой увеличение спроса, а вследствие этого и увеличение прибыли чайных производств.

В ходе работы над курсовым проектом были решены следующие задачи:

.Изучены теоретические основы товароведной характеристики чайной продукции. Рассмотрена классификация чая, условия хранения и транспортировки чайного сырья, требования к качеству.

. Проанализирована товароведная характеристика чая на примере реализуемой торговой сети города Екатеринбурга.

. Выявлены потребительские предпочтения на рынке чая города Екатеринбурга.

. Проведён анализ потребительской мотивации и причин отказа.

Таким образом, поставленная первоначально цель курсовой работы, была достигнута.

Список использованных источников и литературы

1.  Постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 № 505-ПП «О концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года» // «Собрание законодательств Свердловской области», 20.08.2004, № 6-1.

Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

.    Чугунова О.В., Пастушкова Е.В., Жукова О.В., «Исследование потребительских мотиваций в отношении чайной продукции», «Ползуновский вестник» №2 2012г.

3.       ГОСТ 1939-90 Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия.

.        ГОСТ 1936-85 Чай. Правила приемки и методы анализа.

.        ГОСТ 18478-85 Чайная промышленность. Термины и определения.

.        Товароведение продовольственных товаров: Учеб. Пособие.- \Л.С.Микулович, А.В.Локтев, И.Н.Фурс и др.; Под общ. Ред. О.А.Брилевского, М. 2009.

.        Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», Москва, 2012.

.        Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров - Ростов н/Д: «Феникс», 2012.

.        Справочник по товароведению продовольственных товаров. Т.Г. Родина, М.А. Николаева, Л.Г. Елисеева и др.; М.: КолосС, 2013.

.        Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. «Смарт - М» 2010.

.        Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. Санкт - Петрбург, 2011.

.        Микулович Л.С. Локтев А.В. Дубовик Е.В. Товароведенье продовольственных товаров. М.: БГЭУ, 2011г.

.        Станкович Г.П. Дунцова К.Г. Товароведенье чая. М.: ИНФАРА-М 2009г.

.        Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Приложение А


АНКЕТА

Дата опроса________________________

Ф.И.О. респондента_________________

Пол м. ж.

Возраст_______

Доход_______

Место жительства_____________

) Пьете ли вы чай?

. Да

. Нет

. Редко

) Какие сорта чая вы знаете?

____________________________________________________________

) Какие марки чая вы знаете?

) Какой вид чая вы предпочитаете?

. Черный

. Зеленый

. Фруктовый

. Другой ______________________________________________

) Какую марку чая вы предпочитаете?

_____________________________________________

) Как часто вы пьете чай?

. Каждый день

. Часто

. Редко

. Почти не пью

) Как часто вы покупаете чай?

. Раз в неделю

. Раз в месяц

. Раз в пол года

. Раз в год

) Чем вы руководствуетесь при выборе чая?

. Вкус

. Крепость

. Аромат

. Цвет

. Цена

. Постоянное качество

. Страна-поставщик

. Торговая марка, фирма

. Упаковка

. Реклама

. Иные мотивы______________________________________

) Покупаете ли вы чай один для всей семьи или для каждого члена семьи разный?

. Один для всей семьи

. Для каждого разный

. Другой вариант ____________________________________

) Какой чай вы купили в последний раз?

_______________________________________________________

) Как давно вы покупаете этот чай?

_______________________________________________________

) Часто ли вы меняете свои предпочтения?

. Довольно часто

. Каждый раз покупаю новый

. Редко

. Предпочитаю только один вид

) Влияет ли чай на ваше здоровье?

_______________________________________________________

) Сколько стоит упаковка чая который вы предпочитаете?

. 10-50 рублей

. 50-100 рублей

. 100-200 рублей

. 200-500 рублей

. Более 500 рублей

) Какую максимальную сумму вы готовы заплатить за упаковку чая?

. 10-50 рублей

. 50-100 рублей

. 100-200 рублей

. 200-500 рублей

. Более 500 рублей

) Вы предпочитаете развесной или пакетированный чай?

. Развесной

. Пакетированный

. И тот и другой

. Другой вариант____________________________________

) Где вы предпочитаете покупать чай?

. В специальный чайных магазинах

. В супермаркетах

. В интернете

. Другой вариант___________________________________

) В теплое время года вы предпочитаете обычный чай или холодный?

. Обычный

. Холодный

. И тот и другой

Похожие работы на - Товароведная характеристика чайной продукции г. Екатеринбурга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!