Подводные лодки типа "АГ" (Американский Голланд)
Подводные лодки типа
"АГ" (Американский Голланд)
С началом первой мировой войны появилась срочная
необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были
предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных
предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых
подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок
фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г.
дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества
"Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о предложении
фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или
пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона
обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном
виде во Владивосток.
Окончательная сборка предполагалась на заводе
"Ноблесснер". МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого
типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер" в указанный период
строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с установленными
сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была
поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был
заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа "602-F".
Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в мае 1916 г.
Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль",
"Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был
неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом
Добровольного флота "Тула". Из Владивостока секции лодок были
перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок
началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы "Electric
boat company" во главе с Э. Виллером.
В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в
контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не
производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е.
выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду
лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и
завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта
- подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских
лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в
сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний
период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались
на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все
лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями
"АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14",
"АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не
вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими
войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге
(полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой
обстановки.
Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа
"АГ", Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916
г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для
Черноморского флота, 3 - для Балтийского флота и 3 - для флотилии Северного
флота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок
"602-F" и относились к типам "602-GF" и "602-L"
(Черноморские лодки) и "602-R".
Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во
Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар",
"Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка
черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода.
Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля
1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat
Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А.
Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского
флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22"
и "АГ-23". Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев,
позднее были присвоены обозначения "АГ-24", "АГ-25" и
"АГ-26". "АГ-21" вступила в строй в 1918 г.,
"АГ-22" - в 1919 г., "АГ-23" - 21 октября 1920 г.
Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и
"АГ-26" достраивались после гражданской войны в условиях разрухи,
нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок "АГ-24" и
"АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 26 октября
1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С.
Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и
будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа "М" П.И.
Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной
войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. За
время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ" неоднократно
переименовывались.
Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-16",
"АГ-17" и "АГ-18") и трех лодок для Севера планировалась на
Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами
по внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовлены
в США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономической
обстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала
контракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под
наименованиями Н-4 - Н-9.
Конструкция подводных лодок типа "АГ" была
удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей
длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную
форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом,
переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся
носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы
двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над
центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать
ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных
ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из
центрального отсека, второй - для наблюдения из рубки. На ходовом мостике между
тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную
погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы
осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль,
выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбит
водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального,
имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода
подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком
балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные
балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри
прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса,
но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение.
Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и
возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за
винтами, что увеличило их эффективность.
В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо
зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей
мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода
подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30
лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по
праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой
войны.
***
"АГ-11"
Тип
"АГ" Изготовлена в
1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во
Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде.
Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. Сдаточные испытания проводились в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле в период с 24 августа по 2 сентября 1916 г. и
закончились успешно. 2 сентября 1916 г. лодка вошла в строй. 6 сентября 1916 г.
подводная лодка "АГ-11" подняла военно-морской флаг и начала
кампанию.
После обучения
личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в
Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В зимний
период 1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись
замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.
В компанию 1917
г. "АГ-11" осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского
флота. Совершила 5 боевых походов. В декабре 1917г. все боевые выходы русских
подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917- 1918 гг. базировалась на
Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками IV дивизиона и плавбазой
"Оланд". 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев
плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было
возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка
не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические
элементы
Длина, м
Похожие работы на - Подводные лодки типа "АГ" (Американский Голланд)
|