Илокуция-совет

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Илокуция-совет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГОИИ И ДИЗАЙНА»

Институт бизнес-коммуникаций

КАФЕДРА БИЗНЕС-технологий




Контрольная работа (1 семестр)

по дисциплине

«Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»

Тема: Иллокуция-совет

Выполнил: Саибов Суннат Шавкатович

специальность 031600.62-Реклама








Санкт-Петербург

Задания контрольной работы

А. Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений каждого термина и приведите их (с обязательной ссылкой на источник).

1- речевая коммуникация

Речевая коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией разного рода. (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990).

Речевая коммуникация - это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. (Гойхман О.Я. Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. - М., 2006.)

- речевой акт

Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе;двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении - писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. (Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010)

Проявление речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в данной коммуникативной системе. Р.а. является двусторонним процессом, каждый из участников которого выступает в определенной социальной роли, и охватывает не только говорение, но и восприятие и понимание услышанного. (Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.)

Под речевым актом понимается высказывание, порождаемое и произносимое с определенной целью и вынуждаемое определенным мотивом для совершения практического или ментального (как правило, адресованного) действия с помощью такого инструмента, как язык/речь. (Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект. Нижний Тагил, 2006)

3 - локуция

Произнесение членораздельных звуков, организованных сообразно установленным в языке правилам. Выраженное в этом произнесении коммуникативное намерение говорящего превращает его в иллокутивный акт. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.)

Процесс произнесения высказывания. Данный термин употребляется в рамках теории речевых актов. (Боева-Омелечко Н.Б. Краткий толковый словарь социолингвистических терминов. - М. Готика, 2004.)

5 - перлокуция

Перлокутивная составляющая речевого акта представляет собой его результат. Обычно говорят о перлокутивном эффекте - последствии распознавания слушателем локутивной и иллокутивной составляющих. Перлокутивный эффект может состоять в вербальном, физическом или ментальном действии слушающего. При этом не любой результат речевого акта следует считать перлокутивным эффектом. Он не имеет места, если не произошло распознавание локутивной и иллокутивной составляющих. Напр., нельзя считать перлокутивным эффектом испуг от звуков голоса в качестве реакции на заданный вопрос. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.)

Связь с внеречевыми последствиями речевого акта. эффект, достигаемый в результате произнесения высказывания с определенным намерением (иллокутивной целью). Например, результатом произнесения предостережения типа «Собака лает» будет перлокуция - вывод: не пойдем туда, там лает собака. (Боева-Омелечко Н.Б. Краткий толковый словарь социолингвистических терминов. - М. Готика, 2004.)

- цель высказывания

Информация, которую говорящий намерен сообщить в дискурсе. (Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект. Нижний Тагил, 2006)

- пресуппозиция

Термин лингвистической семантики, обозначающий компонент смысла предложения, который должен быть истинным, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное или неуместное в данном контексте. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.2009.)

Понятие, возникшее в логике, где оно обозначает семантический компонент суждения, который должен быть истинным. Использование понятия пресуппозиции в лексической семантике привело к тому, что оно стало применяться к «неглавным» компонентам значения слова, которые составляют необходимое условие его правильного осмысления и употребления. (Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.)

- виды заглавий

Заглавия, представляющие основную тему или проблему произведения. Они дают читателю самое общее представление о круге жизненных явлений (узком, как, например, в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба», или предельно широком, как в грандиозной по замыслу и исполнению «Человеческой комедии» О. де Бальзака), отображенных автором в произведении.

Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. Их можно условно разделить на две группы: представляющие весь сюжетный ряд {фабульные) и выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (кульминационные).

Персонажные заглавия. Значительная часть персонажных заглавий - антропонимы, нередко сообщающие читателю о национальности, родовой принадлежности или социальном статусе главного героя1

Заглавия, обозначающие время и пространство.

(Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., испр. и доп. - М., 2010.)

В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический - творческая личность, существующая во внехудоже-ственной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.Автор в первом значении - писатель, имеющий свою биографию создающий, сочиняющий другую реальность - словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста. Автор в его внутритекстовом бытии в свою очередь рассматривается в широком и в более конкретном, частном значениях. В широком значении автор выступает как устроитель, воплотитель и выразитель эмоционально-смысловой целостности, единства данного художественного текста, как автор-творец. (Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., испр. и доп. - М., 2010.)

- замысел художественного произведения

Замысел художественного произведения можно определить, как более или менее неясную и сильную поэтическую интуицию будущего еще не созданного художником произведения в целом (Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.1925.)

- герой художественного произведения

Одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи. (Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.)

- монолог

Уединенные монологи являют собой высказывания, осуществляемые человеком либо в прямом (буквальном) одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. При обращенном монологе имеет место апелляция главным образом к группе слушающих. (Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., испр. и доп. - М., 2010.)

Развёрнутое и тематически обособленное высказывание персонажа в эпосе или драме, а также героя лирики. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.)

- диалог

Диалог это преимущественно речь устная, протекающая в условиях непосредственного контакта. Она слагается из высказываний нескольких (как правило, двух) лиц; иногда беседу нескольких лиц называют полилогом. (Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., испр. и доп. - М., 2010.)

Вид устной речи, разговор, беседа между двумя (или более) лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль). (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.)

- полилог

Разговор нескольких действующих лиц в литературном произведении. (Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.)

- речевые стратегии

Магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии и характеризующаяся установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации и ее элементами. (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М.: Флинта, Наука.Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.)

- экспликация и импликация

Экспликация - это всегда уточнение понятий и утверждений языка с помощью средств символической логики. Импликация представляет собой логическую связку, которая соответсвует грамматической конструкции «если…то».

Кулаева О.А., доцент, кандидат филологических наук. «Эксплицитность и имплицитность высказывания» <#"justify">17 - успешная коммуникация

Это адекватная коммуникация, при которой достигается более или менее полное, но обязательнодостаточное, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимание.

(Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. - М., 2003)

Неожиданный перлокутивный эффект (см. перлокуция), показывающий, что намерение говорящего (получить информацию, предупредить и т. д.) не достигло своей цели. Это, возможно. например, в ситуации, когда вместо ответа на вопрос звучит не сообщение информации, а встречный вопрос-повтор (Боева-Омелечко Н.Б. Краткий толковый словарь социолингвистических терминов. - М. Готика, 2004)

Неадекватная коммуникация, полное непонимание коммуникантами друг друга. (Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. - М., 2003)

Б. Найдите в литературном произведении (из приведенного ниже списка - на выбор) и выпишите не менее 3-х фрагментов, иллюстрирующих тот или иной вид иллокуции (клятва, приказ, жалоба или др.)*.

В.Шукшин. «Миль пардон, мадам».

«Вы серьезно?- А как вы думаете? Что я, не знаю, что бывает за искажение истории? Знаю. Знаю, дорогие товарищи»

Иллокутив эксплицитный: клятва возможной опасностью за искажение истории (судебное наказание)

Иллокутив имплицитный: желание всеми путями заставить слушателей поверить в рассказанную историю

Пресуппозиция: персонаж повести Бронислав знает о том, что такая общеизвестная истина («за искажение истории могут посадить») действует на людей, следовательно, использование такой клятвы поможет их обмануть.

«Я прохожу выучку…- Какую?- Спецвыучку. Об этом я пока не могу распространяться, подписку давал. По истечении пятьдесят лет - можно.»

Иллокутив эксплицитный: ссылка на клятву, которую Бронислав якобы давал при подписке о нераспространении тайны.

Иллокутив имплицитный: желание всеми путями заставить слушателей поверить в рассказанную историю

Пресуппозиция: Бронислав знает, что ссылка на такие факты (клятва, подписка о неразглашении) вызывает доверие.

«Я говорю, если я промахнусь, я буду последний предатель и враг народа! Или, говорю, лягу рядом с Гитлером, или вы выручите Героя Советского Союза Пупкова Бронислава Ивановича.»

Иллокуция: клятва перед командиром.

Пресуппозиция: выполнение такого ответственного задания подразумевает только два варианта исхода: либо проявление героизма, либо позор. Именно признанием такого возможного позора (в случае невыполнения) и клянется Бронислав.

речевая коммуникация локуция

Похожие работы на - Илокуция-совет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!