Оценка товаров в конкурсах программ '100 лучших товаров России' и 'Всероссийская марка (III тысячелетие)'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка товаров в конкурсах программ '100 лучших товаров России' и 'Всероссийская марка (III тысячелетие)'











Курсовая работа

по дисциплине: "Управление качеством"

на тему: "Оценка товаров в конкурсах программ "100 лучших товаров России" и "Всероссийская марка (III тысячелетие)"

Содержание

 

Введение

1. Качество и конкурентоспособность продукции

1.1 Показатели качества и конкурентоспособности продукции

1.2 Государственные и международные стандарты и системы качества

1.3 Принципы оценки товаров в программе "100 лучших товаров России"

1.4 Принципы оценки товаров в программе "Всероссийская марка (III тысячелетие)"

2. Лауреат Программы "100 лучших товаров России" 2012 г. ИП Мутигуллин.Р.М.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают "сиюминутным" проблемам, а не планированию качества с самого начала.

Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления России в члены ВТО - Всемирной Торговой Организации. В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары.

Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин - "системы управления качеством"), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.).

Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. В том-то и дело, что именно качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса. Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Сегодня в бизнесе философия совершенствования тесно связана с обеспечением качества процессов внутри организации и с их управлением.

Награды за качество продукции и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне, это подчеркнуло актуальность выбранной темы.

Цель работы: изучить приемы оценки товаров в конкурсах программ "100 лучших товаров России" и "Всероссийская марка (III тысячелетие)".

Поставленная цель определила следующие задачи:

ознакомиться с показателями качества продукции;

определить показатели конкурентоспособности продукции;

рассмотреть государственные и международные стандарты и системы качества;

изучить принципы оценки товаров в конкурсе программы "100 лучших товаров России";

изучить принципы оценки товаров в конкурсе программы "Всероссийская марка (III тысячелетие)".

1. Качество и конкурентоспособность продукции


1.1 Показатели качества и конкурентоспособности продукции


Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь возможности сравнивать его с качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его и количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в какой степени оно соответствует потребностям людей, современным требованиям производства, насколько его надо улучшить.

В связи с этим основу управления качеством составляет оценка качества продукции. Квалиметрия - новое научное направление в теории и практике управления качеством продукции. Слово квалиметрия образовано от: латинского - какой, какого качества и древнегреческого - мерить, измерять. Следовательно, квалиметрия - это наука об измерении.

Она представляет собой науку о количественных методах оценки качества, используемых для обоснования решений при управлении качеством продукции. Квалиметрия разрабатывает принципы и методы сбора, обработки исходных данных и на их основе определяет количественные показатели качества продукции. Оценка качества необходима для аттестации качества продукции, анализа динамики качества, контроля качества, планирования, стимулирования его улучшения и т.д. [12] В квалиметрии широко используются математические методы, особенно статистические, так как многие показатели качества носят вероятностный характер. Но прежде чем перейти к методам измерения качества необходимо рассмотреть свойства продукции, входящие в ее качество, и с помощью чего их можно измерить.

Свойство продукции - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции [7].

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

·        способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения;

·        быть стабильными;

·        способствовать планомерному повышению эффективности производства;

·        учитывать современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;

·        характеризовать все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [10].

Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом назначения и условий использования продукции; анализа требований потребителей; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества.

Цели применения номенклатуры показателей качества продукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции. В зависимости от специфических особенностей продукции и условий ее изготовления и использования некоторые, указанные группы показателей качества продукции могут отсутствовать. При необходимости вводятся дополнительные группы показателей, характерные для рассматриваемой продукции.

По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества - базовые, относительные показатели.

По стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели [21].

По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными). Единичные и комплексные показатели качества, могут объединяться в различные группы в зависимости от отношений объекта с внешней средой. Пример такой группировки показан в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня качества по характеризуемым свойствам

№ п/п

Среды развёртывания функции качества

Группы показателей качества

1

предметная среда

показатели функционального назначения

2

предметная среда во времени

показатели надежности

3

предметная среда в пространстве

показатели транспортабельности

4

производственно-технологическая среда

показатели технологического и организационного уровня производства

5

среда экономических отношений

экономические показатели

6

среда экологических отношений

экологические показатели

7

среда отношений безопасности

показатели безопасности

среда эргономических отношений

эргономические показатели

9

среда эстетических отношений

эстетические показатели

10

среда патентно-правовых отношений

патентно-правовые показатели

11

нормативная среда

показатели стандартизации


Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.

оценка товар конкурс программа

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

планирование повышения качества и объемов производства;

выбор наилучших образцов;

обоснование целесообразности снятия с производства;

аттестация и контроль качества;

обоснование возможностей реализации за рубежом;

оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;

стимулирование повышения качества;

анализ информации о качестве и др [19].

На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.

На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы [9].

В целях получения полного представления о качестве продукции, необходимо, прежде всего, количественно выразить все ее свойства, а значит, нужно рассчитать принятые для данного товара единичные и групповые показатели. Значения этих показателей позволяют оценить различные стороны товара. Однако изучение его качества будет незаконченным и неполным, если не дать совокупную, обобщенную и однозначную оценку всех свойств одновременно, не оценить его качество в целом.

При оценке уровня качества используют три метода:

) дифференциальный;

) комплексный;

) смешанный.

Дифференциальный метод основан на непосредственном использовании единичных показателей. Дифференциальный метод позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда - определить пути дальнейшего улучшения качества товара.

Вместе с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного товара, т.к. практически всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим - другая.

Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен главным средневзвешенным или интегральным показателями. Комплексный показатель обобщает все или часть единичных показателей [24].

Главный показатель характеризует основное или одно из основных сложных свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств.

Получаемая с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество.

Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней величины единичных показателей. Его применяют в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все - то обобщающий [15].

Основным преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей.

Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.

Интегральный показатель качества - это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества [16].

Управление качеством осуществляется в рамках системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (система качества) - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. В соответствии с международным стандартом ISO 9000: 2000 "Основные положения и словарь" менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [9].

Менеджмент качества включает разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества (рис. 1).

Рисунок 1. Структурная схема менеджмента качества

Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества.

Управление (оперативное) качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Иначе говоря, под управлением качеством подразумеваются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству [21].

Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Управление включает в себя три элемента: субъект управления, объект управления и механизм управления. В роли субъекта будет выступать персонал предприятия. Объектом управления выступит производственный процесс. Механизм управления качеством будет осуществляться через реализацию следующих функций:

политика в области качества;

планирование качества;

обучение и мотивация персонала;

организация работы по качеству;

контроль качества;

информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом прогрессе;

разработка мер корректирующего воздействия;

разработка необходимых мероприятий;

принятие решений руководством предприятия;

реализация мер корректирующего воздействия;

реализация мероприятий;

взаимодействие с внешней средой [18].

Система качества состоит из следующих элементов:

. Организационная структура - обязательства, полномочия, взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции. Организация (компания, предприятие, учреждение или их подразделения) должны иметь администрацию и выполнять самостоятельные функции (производственную, оперативную, маркетинговую, финансовую).

. Методика - установленный способ осуществления деятельности. Методики для системы качества документируются. Методика

Методика включает цели и область деятельности, что, кем, где, когда и как это должно быть сделано, какие материалы и оборудование должны быть использованы, как это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.

. Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.

. Ресурсы - персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология [22].

Основное назначение системы менеджмента качества заключается в выявлении отклонений (дефектов) от установленных требований к качеству продукции и услугам, и применению решений по дальнейшему использованию изделий, имеющих дефекты. Система менеджмента качества является, также как и система планирования и управления производством, система материально-технического снабжения, финансовая система и т.д., частью системы организации производства.

Процесс управления качеством должен охватывать все стадии производства. И если в результате проведения контроля и анализа собранной информации и проведения всех последующих мероприятий продукция будет соответствовать установленным требованиям, следующий цикл управления уже повторится на более высоком уровне.

Под обеспечением качества продукции понимается часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены. Обеспечение качества предполагает формирование требуемых свойств и характеристик продукции при ее создании.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта.

Рисунок 2. Петля качества

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции [11].

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром, которая зависит от его качества [19].

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними.

Категория качества товара неразрывно связана с понятиями стоимость и потребительская стоимость. Стоимость товара формируется исходя из многих факторов один из которых затраты на качество (рис.3).

Потребителя интересует не природа продукта труда, как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей [5].

Рисунок 3. Структура затрат на качество

Уровень качества продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.

Сравнение с базой - необходимый элемент оценки как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.

Конкурентоспособность товара важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов [7].

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества - это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер.

Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических н экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента н показателей качества при разработке перспективных видов продукции [14].

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [8].

 

1.2 Государственные и международные стандарты и системы качества

 

Стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах - стандартах, инструкциях, методиках и др.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд экономики, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль правильности использования этой документации.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий нормы, правила, требования к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной [24].

Работа по стандартизации проводится на добровольной основе с участием всех заинтересованных сторон, а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер; Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имуществом, охраной окружающей среды и др. В настоящее время в Российской Федерации сформировалась Государственная система стандартизации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;

положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы [18].

В Российской федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

) государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСГ);

) технические условия (ТУ);

) стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);

) стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО) [17].

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

) стандарты основополагающие;

) стандарты на продукцию, услуги;

) стандарты на процессы;

) стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа [21].

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

 

1.3 Принципы оценки товаров в программе "100 лучших товаров России"


Для решения проблем качества и обеспечения экобезопасности товаров является организованная в 1998 году Академий, Госстандартом России и редакцией журнала "Стандарты и качество" Программа "100 лучших товаров России".

Особенностями Конкурса "100 лучших товаров России" является его масштабность, демократичность, возможность на основе самооценки товара (продукции или услуги) его производителем, а также с использованием двухступенчатого отбора на региональном и на федеральном уровнях охватить с использованием "методологии стратегического структурирования" практически всю территорию нашей страны и представить из почти 80 ее регионов достижения лучших и стратегически состоятельных товаропроизводителей - от начинающих на микропредприятиях, в малом и среднем бизнесе до крупных промышленных предприятий и организаций, что отражено во многих публикациях специалистов Дирекции Программы, включая статьи и книги, с 1998 года по настоящее время [27].

Главные цели Программы:

стимулирование предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общественности к повышению качества, безопасности, и в целом, конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в интересах осуществления национальных проектов, федеральных и региональных программ;

улучшение потребительского содержания валового внутреннего продукта;

содействие гармоничному стратегическому развитию предприятий России, вы-пускающих конкурентоспособную продукцию (и оказывающих высоко-качественные и востребованные на рынках услуги) в неразрывном единстве: "проект изделия - производство продукции - товар на рынке - потребители", - с учетом инновационных, образовательных, рыночных и иных вызовов сов-ременности;

оказание помощи предприятиям в достижении устойчивости их деятельности в условиях рыночных отношений накануне возможного вступления России в ВТО;

усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями;

широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах продвижения на внутренний и международные рынки;

содействие предприятиям в их участии в Конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества;

содействие в практической реализации ФЗ "О техническом регулировании".

В рамках Программы реализуются проекты, направленные на общественную поддержку позитивных процессов повышения качества и безопасности продукции и услуг на предприятиях различных секторов экономики, в том числе малого и среднего бизнеса.

Большим авторитетом в регионах Российской Федерации пользуется системообразующий проект Программы - Конкурс "100 лучших товаров России", устойчиво и целенаправленно функционирующий четырнадцатый год подряд [27].

В девизе Конкурса "100 лучших товаров России - 2012" - "Сделано в России" - гарантия качества!" - выражено стремление его организаторов оказать конкурсантам практическое содействие в повышении конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и оказываемых ими услуг. За годы проведения конкурса отработана технология взаимодействия с конкурсантами, которая помогла сотням предприятий сделать более эффективным технический контроль, актуализировать нормативно-техническую документацию, внедрить системы менеджмента качества и др.

Важно отметить, что Конкурс Программы "100 лучших товаров России" целенаправленно ориентирован на всестороннюю подготовку хозяйствующих субъектов к условиям работы в перспективе неминуемого введения на территории Российской Федерации в действие норм и правил Всемирной Торговой Организации (ВТО), требующих выпускать товары в соответствии с контрактами и директивами "нового подхода", т.е. безопасными (в соответствии с техническим регламентами и другими директивными документами), качественными (производимыми в условиях внедрения на производствах систем менеджмента качества), а также экологичными при сохранении условий безопасности труда товаропроизводителей. Все эти аспекты требуют обязательного документирования, чему обучает Конкурс [27].

Участниками Программы могут быть:

предприятия, организации и частные предприниматели Российской Федерации различных организационно-правовых форм собственности, осуществляющие производство продукции или оказание услуг;

предприятия и организации стран Таможенного Союза, Содружества независимых государств (СНГ) - победители национальных конкурсов в области качества, реализующие продукцию или оказывающие услуги на территории Российской Федерации (по представлению компетентных государственных и общественных организаций этих стран).

Фактически участие предприятия в Конкурсе гарантирует товаропроизводителям почти всех регионов России информированность в важнейших вопросах: что и в соответствии с чем следует документировать, чтобы, мягко говоря, не оказаться за пределами цивилизованного рынка, требующего заключения контрактов со ссылками на действующие директивные и технические документы в разных областях менеджмента.

Конкурс является технологической площадкой для подготовки предприятий к участию в престижных конкурсах Премий Правительства Российской Федерации в области качества [20].

Конкурс проводится в два этапа:

Региональный этап (февраль - май). Организацию и проведение регионального этапа осуществляют региональные комиссии по качеству, основу которых составляют Федеральные Государственные Учреждения "Центры стандартизации и метрологии", представители руководства регионов, средств массовой информации и общественности. Региональные комиссии по качеству созданы и активно работают почти во всех субъектах Российской Федерации.

Федеральный этап (июнь - декабрь). Организацию и проведение федерального этапа осуществляют Дирекция программы "100 лучших товаров России" совместно с экспертами Ростехрегулирования.

Номинации Конкурса:

"Продовольственные товары"

"Промышленные товары для населения"

"Продукция производственно-технического назначения"

"Изделия народных и художественных промыслов"

"Услуги для населения"

"Услуги производственно-технического назначения".

По результатам регионального этапа продукция/услуга награждается Знаком качества Московского тура Всероссийской программы "100 лучших товаров России-2012" с выдвижением её на федеральный уровень.

Московская региональная комиссия по качеству вправе дополнительно рекомендовать к награждению:

Лучшие образцы продукции и услуг Конкурса 2012 года - призом "Гордость Отечества"

Продовольственные товары, удостоенные высшей органолептической оценки, - призом "Вкус качества"

Продукцию и услуги, созданные с использованием инновационных решений, - статусом "Новинка года"

Лучшие работники предприятий-победителей Конкурса-2012 года награждаются (по представлению предприятий) нагрудными Почетными знаками "За достижения в области качества" и "Отличник качества" [27].

Организационно Программа выстроена так, что товаропроизводитель, добровольно выставляющий производимую продукции и/или оказываемые услуги на Конкурс проводит первоначальную самооценку товара по заданной таблице, а затем результаты документируются в Анкете на товар и с комплектом документов и материалов, а товары также в натуральном виде демонстрируются и/или представляются на экспертизу во второе организационное звено - Региональные комиссии по качеству (РКК), действующие в регионах на территории Российской Федерации.

Модель Конкурса предполагает экспертизу документально подтверждаемых информацией в Анкетах свойств товаров в цепочке стадий жизненного цикла: "конструкция (конфигурация) - производство (и отходы) - рынок-потребитель".

В основу методического обеспечения положена многократно проверенная методология стратегического структурирования и оценивания всей документированной информации о свойствах товаров по основным и регулирующим деятельность блокам стратегий: производственно-технологическому, нормативного и метрологического обеспечения, ресурсному, социальному, безопасности труда, энергосбережения и энергоэффективности, информационного обеспечения и товарно-финансовому, свидетельствующему о наполнении рынка высококачественными товарами и спросе на них. В 2012 г. в Анкеты на изделия в номинациях "в" и "с" впервые введен учет сфер "IT-технологий", "Услуг и продукции В2В", "Молодежных компаний".

В составе производственно-технологического блока Анкет учитываются:

·              новизна изделия или услуги (с выявлением "товаров-новинок");

·              наличие подтверждаемой документально интеллектуальной собственности;

·              результаты сравнения товаров с аналогами;

·              серийность продукции;

·              модели управления качеством;

·              новизна технологического процесса.

Инновационные элементы имеются и в составе других блоков. Так в блоке "3.2 Блок нормативного обеспечения" предусмотрен п. "3.2.3 Лицензия на производство продукции" (отечественная или зарубежная)", определяющий право на пользование недрами, на право работы с отходами, на эксплуатацию взрывоопасных производств и другие права, определяющие общественные интересы по защите окружающей среды, здоровья и жизни граждан, сохранения имущества. При этом лицензия, согласно ГОСТ Р 53894-2010 [6], относится к интеллектуальному капиталу, "находящемуся в ведении регулятивных органов для защиты общественных интересов".

В результате оценивания выявляются (в 100-балльной шкале) лучшие товары, которые качественны (при производстве), экобезопасны, добротворны (полезны потребителям) и бережливы (по материало-, энергоэффективности) одновременно.

Перечни лучших товаров перед утверждением их Президентом Академии проблем качества и одновременно Председателем Совета организаторов Программы проходят независимую экспертизу в Росстандарте, затем публикуются как в региональных, так и в федеральных каталогах (по номинациям), в бюллетене Программы.

Награждения победителей проводятся в регионах и в Росстандарте в торжественной обстановке с привлечением высшей администрации, членов РКК, СМИ.

В результате потребители получают возможность приобретать на региональных выставках-ярмарках по завершению Конкурса, а затем и в магазинах качественные, экологичные, безопасные и ресурсоэффективные товары, которые имеют специальную маркировку логотипом Программы и дополнительно реализуемыми голограммами [23].

Направленность конкурса подчеркивает повышение заинтересованности организаций и предприятий, в том числе микробизнеса, малого и среднего бизнеса, в выпуске конкурентоспособной продукции, тесной увязке конкурса с решением задач модернизации.

 

1.4 Принципы оценки товаров в программе "Всероссийская марка (III тысячелетие)"


Национальная Программа "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века" является долгосрочной широкомасштабной кампанией, направленной на продвижение высококачественных товаров, услуг и передовых технологий на российский рынок, решение проблемы интеграции этой продукции в мировой рынок.

Конкурс проводится в период работы выставок "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века" с целью выявления лучших товаров, услуг и технологий для реализации Национальной программы продвижения лучших российских товаров, услуг и технологий [28].

Основное положение конкурса сформировано следующим постулатом:

.        К участию в конкурсе допускаются юридические лица: предприятия, фирмы и организации, выпускающие собственную продукцию, оказывающие услуги или поставляющие товары и услуги на российский рынок, независимо от формы собственности предприятия.

2.       К участию в заключительном этапе конкурса (проводится один раз в два года) допускаются исключительно лауреаты конкурса "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века".

.        Условием регистрации участия в конкурсе является подача заявки на участие в Организационный комитет выставки (конкурса).

.        Комплект документов на каждый вид представляемого на конкурс товара или услуги согласно утвержденного списка и образцы продукции должны быть представлены не позднее, чем за 30 дней до начала выставки (конкурса).

.        Оценка качества продукции производится на основании заключения экспертных комиссий, по результатам испытаний и экспертизы. Образцы продукции предоставляются не позднее, чем за 30 дней до начала выставки (конкурса).

.        Экспертная комиссия формируется на базе Российского центра испытаний и сертификации (РОСТЕСТ-Москва) Госстандарта России и утверждается Советом Знака.

.        Образцы предоставляемой на конкурс продукции должны быть предоставлены в экспертную комиссию выставки (конкурса) в соответствии с требованиями Положения об экспертизе товаров и услуг.

.        Решения экспертных комиссий оформляются протоколами.

.        Решение о награждении товаров и услуг принимается Советом Знака качества ХХI века на основании заключений и Протокола Экспертной комиссии выставки (конкурса) и оформляется соответствующим Постановлением Совета Знака.

.        В случае отказа в присвоении Знака участники конкурса вправе ознакомиться с экспертными заключениями (после подведения итогов конкурса) [21].

Целями и задачами Программы являются:

-       содействие российским товаропроизводителям в продвижении высококачественных российских товаров, услуг и технологий на российский и зарубежный рынки;

-       содействие в привлечении инвестиций;

-       учреждение Знака качества российских товаров, услуг и технологий - "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века";

-       паспортизация лучших предприятий России;

-       организация общероссийской кампании по повышению качества товаров и услуг путем привлечения внимания общества к качественной продукции российских предприятий [28].

Программа представляет собой:

Серию выставок (конкурсов), начало которым было положено в 1999 году. За время существования Программы участие в ней приняли более 1000 предприятий из 72 регионов России и 7 стран ближнего зарубежья. Совет Знака качества ХХI века удостоил около 10 000 видов продукции Знаками качества различного достоинства, рекомендованных Экспертной комиссией специалистов Российского центра испытаний и сертификации РОСТЕСТ-Москва.

Информация о лауреатах выставок (конкурсов) получает широкое освещение в СМИ и направляется в органы исполнительной и законодательной власти России, торгово-промышленные палаты субъектов РФ, территориальные ЦСМ, зарубежные компании и представительства.

Лауреаты выставок (конкурсов) официально могут маркировать свою продукцию соответствующим Знаком качества на безвозмездной основе в период действия Знака (2 года).

В развитие программы в январе 2003 года было принято решение о проведении паспортизации предприятий-лауреатов "Знака качества" с целью присвоения им паспорта "Предприятие высокого качества". Председателем Совета по паспортизации является Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И. Элькин. Федеральное агентство присвоило такие паспорта 156 предприятиям.

Предприятия-лауреаты выставок (конкурсов) могут выдвинуть кандидатуры своих руководителей на награждение их орденом "Национальная Слава".

В соответствии с Положением о проведении конкурса "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века" рабочая группа Совета Знака качества XXI века рассмотрела рекомендации Экспертной комиссии конкурса и приняла решение наградить представленные организациями Московской области на конкурс товары Золотыми, Серебряными и бронзовыми Знаками [28].

Проводимый в рамках Национальной программы конкурс "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века" способствует реализации потенциальных возможностей российских товаропроизводителей и их активному участию не только во внутреннем, но и в мировом товарообороте как равноправных партнеров, стимулирует предприятия к повышению качества выпускаемой продукции.

Информация о лауреатах выставок (конкурсов) получает широкое освещение в СМИ, направляется в органы исполнительной и законодательной власти России, торгово-промышленные палаты субъектов Федерации, территориальные центры стандартизации и метрологии, зарубежные компании и представительства.

Проводя измерения качества продукции в различных отраслях, организаторы конкурса в основном опираются на следующие принципиальные правила:

подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых из-за своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции (иначе говоря, первое правило основывается на требовании системного подхода к оценке и измерению качества продукции в совокупности с её безопасностью, потребительскими, и стоимостными свойствами;

случайные показатели не позволяют делать объективные выводы о качестве продукции;

теоретическое признание практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного обобщенного и интегрального качества. Подтверждением этого правила являются многочисленные примеры количественной оценки свойств, принятые в машиностроении и легкой промышленности;

признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач планирования и контроля на различных уровнях производства.

Существует множество методик комплексного количественного измерения качества. Их основные общие особенности заключаются в следующем. Выбирая лучшего среди равных, на конкурсе, качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя [15].

В зависимости от используемых средств различают следующие методы измерения показателей качества:

Экспериментальный - основывается на обнаружении и подсчете числа дефектов или бракованных деталей;

Расчетный - вычисляются показатели качества в зависимости от значений различных параметров продукции;

Экспертный (эвристический) - учитываются мнения специалистов;

Органолептический - основывается на ощущениях органов чувств человека;

Социологический - применяется сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции.

Показатели качества продукции могут быть единичными, комплексными, интегральными и базовыми.

Единичные - относятся к одному из свойств продукции. Комплексные - к нескольким свойствам продукции.

Интегральные - комплексные показатели качества продукции, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление. Их определяют в тех случаях, когда удается количественно оценить пользу от эксплуатации или потребления.

Базовые - показатели качества эталонной продукции, принятые за исходные при сравнительных оценках качества. Базовые показатели быть единичными, комплексными и интегральными. В качестве эталонов используют образцы продукции, отражающие достигнутый уровень качества, перспективный уровень качества, возможность определения и анализа динамики качества [28].

Лауреаты выставок (конкурсов) получают право маркировать свою продукцию соответствующим Знаком на безвозмездной основе в течение двух лет. Значительная часть участников Программы подтвердили, что маркировка продукции Знаком качества XXI века привлекла к ней внимание потребителя, что прямым образом сказалось на увеличении спроса на данную продукцию.

2. Лауреат Программы "100 лучших товаров России" 2012 г. ИП Мутигуллин.Р.М.


В 2012 году звание Лауреата Программы "100 лучших товаров России" удостоена полукопченая колбаса "Царская премиум" ИП Мутигуллин Р. М в номинации "Продовольственные товары".

На сегодняшний день мясокомбинат, возглавляемый Рифатом Мутигуллиным - это молодое, динамично развивающееся предприятие.

Благодаря использованию самого современного оборудования, постоянному поиску новых технологий и рецептур предприятие по производству колбас ИП Мутигуллина Р.М. постоянно наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, расширяет ассортимент.

Сочетанием традиционных и новейших технологий изготовления колбас и мясных деликатесов, технологам предприятия удалось создать широчайшую палитру вкусов, способную удовлетворить самого требовательного покупателя. На сегодняшний день в ассортименте предприятия насчитывается более 200 наименований колбас и мясных деликатесов, производимых только из натурального, экологически чистого отечественного сырья, - от самых доступных до элитных, пользующихся заслуженной популярностью среди жителей и гостей полуострова.

Особое внимание на предприятии уделяется качеству продукции, подбору экологически чистого сырья и ингредиентов. В производстве используется мясо отечественных производителей, прошедшее тщательный отбор согласно соответствующей нормативной документации и входной контроль собственной ветеринарно-санитарной лаборатории.

Специалисты предприятия являются участниками всех крупных семинаров и выставок в области технологий мясоперерабатывающей промышленности, что позволяет применять на практике лучшие разработки по использованию только натуральных компонентов и специй, тем самым донести до потребителя вкус и самобытность колбасы и изделий из мяса.

Приготовление фарша осуществляется на куттерах (типа ФАБ "Кремер-1 Граббе" или "Гут Мастер - 500"), предназначенных для измельчения замороженного мяса. При измельчении крупных кусков говядины и нежирной свинины, примерно через 3 мин добавляют соль, пряности, глюкозу, мальтодекстрины, чеснок, винно-спиртовую композицию, нитрит натрия (10 г в виде раствора 5% концентрации), сухое молоко, затем в мешалку добавляют свинину колбасную, грудинку, шпиг и продолжают куттеровать. Окончание процесса куттерования определяют по рисунку фарша. Сравнительно одинаковые по величине кусочки грудинки, свинины колбасной или шпига должны быть равномерно распределены в фарше, размером, соответствующим каждому наименованию колбасы. Температура фарша после куттерования минус (1-3) С.

Наполнение оболочек фаршем проводят на автоматах типа (Handtmann-300, Карл-Шнелл) гидравлическими шприцами. Применяют цевки диаметром на 10 мм меньше диаметра оболочки.

Колбасы, в том числе фасованные, упаковывают в полимерные многооборотные ящики по ТУ 10.10.01-04-89, или тару, изготовленную из других материалов, разрешенных для контакта с пищевой продукцией органами и учреждениями Госсанэпиднадзора, а также контейнеры или тару - оборудование по ТУ 10.02.07.00 49-88. Тара должна быть чистой, сухой, без плесени и постороннего запаха. Многооборотная тара должна иметь крышку. При отсутствии крышки допускается для местной реализации тару накрывать оберточной бумагой, пергаментом, подпергаментом. Выпускают сырокопченые колбасы упакованными под вакуумом в прозрачные газонепроницаемые пленки или пакеты из нее, при сервировочной нарезке (ломтиками) массой нетто по 100, 150, 200, 250 г или массой нетто от 100 до 250 г при порционной нарезке (целым куском), порциями или целыми батонами. Изготавливают для местной реализации нецелые батоны сырокопченых колбас массой не менее 250 г. При этом срезанные концы батонов должны быть обернуты салфеткой из целлюлозной пленки, пергамента, подпергамента или других материалов, разрешенных для применения в мясной промышленности, и перевязаны шпагатом, нитками или резиновой обхваткой. Количество нецелых батонов не должно превышать 5% от партии. В каждый ящик или контейнер упаковывают колбасы одного наименования.

Транспортная маркировка по ГОСТ 14192-77 с нанесением манипуляционного знака "Скоропортящийся груз". Допускается не наносить транспортную маркировку на многооборотную тару с продукцией, предназначенной для местной реализации. Маркировка, характеризующая продукцию, наносится на одну из торцовых сторон транспортной тары несмывающейся, не пахнущей краской при помощи штампа, трафарета или наклеивания ярлыка с указанием: - наименования предприятия-изготовителя, его местонахождения и товарною знака (при его наличии), - наименования и состава продукта. - даты изготовления, - срока и условий хранения, - пищевой и энергетической ценности 100 г продукта, - массы нетто, - обозначения настоящих технических условий. Кроме того, аналогично ярлык вкладывают в каждую единицу тары. Допускается при отгрузке продукции для местной реализации многооборотную тару не маркировать, но обязательно вкладывать в каждый ящик или тару - оборудование ярлык с вышеперечисленными обозначениями. Кроме того, в каждую единицу транспортной тары с фасованной продукцией вкладывают суммарный чек с указанием: на каждой упаковочной единице фасованной продукции этикетки в виде печати на пленке или наклеенной на упаковку. Маркированная оболочка должна содержать: - наименование предприятия-изготовителя - его местонахождение и товарный знак. - наименование продукции. - обозначение настоящих технических условий.

На всех стадиях производства колбас осуществляется контроль за соблюдением технологических режимов. Контроль температуры внутри блочного мясосырья в тушах и полутушах осуществляется полупроводниковым измерителем температур. Температуру фарша в куттере измеряют термосопротивлением с термовой индикацией. Число оборотов чаши куттера и продолжительность куттерования - секундомером по ГОСТ 5072-79Е или тахометрами цифровыми. Контроль температуры в сырьевом, шприцовочном цехах, в камерах садки, сушки готовой продукции осуществляется стеклянными жидкостными (нертутными), спиртовыми термометрами по ГОСТ 28498-90 со шкалой деления от 0 до 100С. Контроль относительной влажности воздуха в осадочной камере, сушилках, камерах хранения готовой продукции должен осуществляться психрометрами, аспирационными гигрометрами и гигрографами метрологическими. В автоматических термокамерах контроль температуры и влажности осуществляется автоматическими потенциометрами или электронными мостами, которые должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 22261-82. ГОСТ 9999-79. Скорость движения воздуха в осадочных, термических камерах, сушилках измеряется анемометрами. Взвешивание сырья при посоле и составление рецептур специй производят на весах общего назначения по ГОСТ 23676-79, ГОСТ 14004-68 или весовых дозаторах по ГОСТ 24619-81. Контрольное дозирование раствора нитрита натрия при посоле сырья или приготовлении фарша осуществляют по массовой доле его в готовом продукте. Рекомендуется для дозирования раствора нитрита натрия при посоле мяса или приготовлении фарша применять мерные пластмассовые или объемные (немерные) из нержавеющей стали кружки. По окончании технологического процесса колбасу проверяют органолептически, отбраковывают не соответствующие по качеству требованиям ТУ. Колбасы сырокопченые с производственными дефектами (с серыми пятнами. пустотами и т.д.) направляют на выработку варено-копченых, полукопченых колбас первого сорта в количестве до 3% к массе сырья, сверх рецептуры в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Правила отбора проб и подготовка их к испытанию, методы испытаний, периодичность контроля качества проводятся с требованиями ТУ на данные виды продуктов.

Пищевая ценность колбасных изделий выше ценности исходного сырья и большинства других продуктов из мяса, что объясняется тем, что в процессе производства колбас из сырья удаляют наименее ценные по питательности ткани. Высокая пищевая ценность колбасных изделий обусловливается также высоким содержанием в них белковых и экстрактивных веществ, низкоплавкого свиного жира. Добавление же молока, сливочного масла и яиц не только повышает питательную ценность, но и значительно улучшает их вкус.

При составлении рецептур колбас также должны учитываться содержание в готовой продукции незаменимых жирных полиненасыщенных кислот, макро - и микроэлементов, витаминов и усвояемость.

Предельные рамки химического состава полукопченой колбасы "Царская премиум" приведены в таблице 2.

Таблица 2

Химический состав полукопченой колбасы "Царская премиум"

Наименование продуктов

Массовая доля, %

Энергетическая ценность, КДж/100г


Воды

Белков

Жиров

Углеводов


Колбасы полукопченые

40-52

18-23

15-45

4,3-4,9

1084-1950


Полукопченая колбаса "Царская премиум" содержит много жира - 40-45% и отличаются высокой питательностью. В ней 35-50% влаги и 2,5-4,5% поваренной соли.

Освоение новых видов сырья, прежде всего, связано с использованием соевых протеинов (муки, концентрата, изолята), играющих роль эмульгаторов и стабилизаторов фарша, улучшающих его структуру и заменяющих эквивалентную часть мяса. Кроме того, соевые белки положительно влияют на здоровье человека, снижая риск сердечнососудистых и раковых заболеваний, повышают резистентность организма.

Другое перспективное направление - создание и использование для производства мясных изделий биологически активных веществ на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Такие препараты за рубежом известны как стартовые культуры и широко используются в колбасном производстве. Для использования в мясной промышленности разработан новый бактериальный препарат ПБ-МП, действующей основой которого являются лактобактерии. Он имеет высокую кислотообразующую способность и продуцирует большое количество карбонильных и четырех углеродных соединений, что позволяет создавать выраженный вкус и аромат мясного продукта, обладает антибиотической активностью в отношении бактерий группы кишечной палочки. Наличие в препарате денитрифицирующих микроорганизмов приводит к образованию необходимого количества нитрозопигментов, стабилизирующих окраску мясных изделий, при этом срок созревания сырокопченой колбасы сокращается до 17-19 суток.

Одной из актуальных проблем производства является увеличение срока хранения колбасных изделий. С этой целью в фарш полукопченой колбасы "Царская премиум" добавляют специально разработанные вещества - консерванты, представляющие оригинальные по составу смеси различных пищевых кислот, разрешенных к использованию в мясной промышленности. Они подавляют рост нежелательной микрофлоры, препятствуют образованию токсинов и отличаются простотой применения.

Другим направлением продления сроков годности колбасы является разработка новой технологии упаковки, позволяющей более надежно, чем традиционные, защитить готовое изделие от изменения органолептических свойств, потери влаги и бактериальной порчи.

При исследовании колбасы на выставке были отмечены следующие показатели:

Внешний вид - батон с чистой, сухой, гладкой поверхностью, без пятен, слипов, повреждений оболочки, наплывов фарша.

Консистенция упругая, эластичная.

Вид на разрезе - на разрезе фарш равномерно перемешан с кусочками белого шпика и мяса до 6 мм.

Запах и вкус - приятный, в меру солёный, с запахом добавленных пряностей, без посторонних привкусов и запахов.

Форма, размер и вязка батонов - батон в виде кольца с внутренним диаметром 15 см.

В результате исследования было выявлено, что колбаса полукопченая "Царская премиум" ИП Мутигуллина Р.М. соответствует по исследуемым органолептическим показателям требованиям ГОСТа 16351-86. Колбасы полукопченые. Технические условия. 1988.

Благодаря внедрению современных технологии в сочетании с традиционными рецептами и высокой добросовестностью удалось добиться замечательных вкусовых качеств своих изделий. В этой продукции содержатся только высококачественное сырье, лучшие специи и добавки.

Заключение


Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь возможности сравнивать его с качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его и количественно оценивать.

Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.

Обеспечение качества - основа основ управления качеством. Оно означает гарантирование такого уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, которое позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества - это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Конкурс Программы "100 лучших товаров России", при поддержке Росстандарта и МОО "Академия проблем качества" охватывающий почти все регионы России, вовлекает в глобальный цивилизационный процесс все новых товаропроизводителей, давая им целостное представление о направлениях повышения конкурентоспособности организаций и конкурентосостоятельности товаров (продукции и услуг) в условиях жестких рыночных отношений, участия в деятельности АТЭС, требований технических регламентов Таможенного союза, расширения требований потребителей при вступлении России в ВТО и необходимости выполнения обязательств при присоединения к ОЭСР.

Фактически участие предприятия в Конкурсе гарантирует товаропроизводителям почти всех регионов России информированность в важнейших вопросах: что и в соответствии с чем следует документировать, чтобы, мягко говоря, не оказаться за пределами цивилизованного рынка, требующего заключения контрактов со ссылками на действующие директивные и технические документы в разных областях менеджмента.

Конкурс является технологической площадкой для подготовки предприятий к участию в престижных конкурсах Премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Национальная Программа "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века" является долгосрочной широкомасштабной кампанией, направленной на продвижение высококачественных товаров, услуг и передовых технологий на российский рынок, решение проблемы интеграции этой продукции в мировой рынок.

Лауреаты выставок (конкурсов) получают право маркировать свою продукцию соответствующим Знаком на безвозмездной основе в течение двух лет. Значительная часть участников программы, подтвердили, что маркировка продукции Знаком качества XXI века привлекла к ней внимание потребителя, что прямым образом сказалось на увеличении спроса на выпускаемую ими продукцию.

Список использованных источников


1.       Аристов О.В. Управление качеством [Текст]: Учебник / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 450 с.

2.       Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №1. - с.17 - 21.

.        Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством [Текст]: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - с.144.

.        Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы систем в управлении качеством [Текст]: Учебник // Проблемы теории и практики управления. - 2009 - №4. - с.18 - 23.

.        Бунин Г.П., Плотников А.В., Плущевский М.Б. Стандартизация и стандартософия на службе цивилизации (Прошлое, настоящее, будущее). [Текст]: Учебник. - М.: НТК "Трек", 2011. - 322 с.

.        Варакута С.А. Управление качеством продукции [Текст]: Учебное пособие. Изд.2-е дополненное - М.: ИНФРА-М, 2009. - 450 с.

.        Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст]: - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 283 с.

.        Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 252с.

.        Гличев А.В. Качество продукции. Система управления [Текст]: Учебник. - М.: Прогресс, 2009. - 296 с.

.        Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством [Текст]: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009

.        Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - с.12 - 20.

.        Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17 - модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 5 [Текст]: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008

13.     Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Текст]: Учебник - М.: Новости, 2007

14.     Ляшецкий А.П. Управление качеством продукции [Текст]: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2009 - 147 с.

.        Мазур И.И. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Омега-Л, 2009 - 422 с.

.        Менеджмент организации [Текст]: Учеб. пособие / Под ред.З.М. Румянцевой. - М: ИНФРА-М, 2007 - с.49 - 54.

.        Портер М. Международная конкуренция [Текст] / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2006

.        Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация [Текст]: Учебное пособие. - М.: Логос, 2008 - 225 с.

.        Справочник директора предприятия [Рисунок] / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2005 - 147 с.

.        Стандартизация и управление качеством продукции [Текст]: Учебник // Под ред. Проф.В.А. Швандера. - М.: 2009 - 306 с.

.        Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товаров [Рисунок] - М.: АО "Бизнес-школа", 2007 - с.114 - 121.

.        Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления - 2008. - № 6. - С.118-122.

.        Червяков Л.М. "Презентация Всероссийского проекта "100 лучших товаров России", как инструмента мониторинга инновационного развития предприятий реального сектора экономики" // В сборнике научных докладов Международной научно-практической конференции МКИД-2009 "Менеджмент качества инновационной деятельности по развитию научно-технологического комплекса России: практика и перспективы" 01-02 октября 2009 г. Изд-во Минобразования и науки РФ. - М.: 2009, с.52-59

25.     Петросян Е.Р. Техническое регулирование качества и конкурентоспособности научной продукции [Текс] // В сборнике научных докладов Международной научно-практической конференции МКИД-2009 "Менеджмент качества инновационной деятельности по развитию научно-технологического комплекса России: практика и перспективы" 01-02 октября 2009 г. Изд-во Минобрнауки РФ. - М.: 2009, с.21-36.

26.     Академия проблем качества РФ. Московское региональное отделение. URL: <http://www.apkmos.ru> (дата обращения 10.10.2012).

.        Программа "100 лучших товаров России". URL: <http://www.100best.ru/> (дата обращения 26.11.2012).

.        Всероссийская марка. Знак качества XXI века. URL: <http://www.rosmarka.ru/> (дата обращения 2.12.2012)

Похожие работы на - Оценка товаров в конкурсах программ '100 лучших товаров России' и 'Всероссийская марка (III тысячелетие)'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!