Особенности невербальной коммуникации в деятельности PR-специалиста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности невербальной коммуникации в деятельности PR-специалиста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы коммуникации

.1 Виды социальной коммуникации

.2 Коммуникация в PR-деятельности

Глава 2. Невербальные способы передачи информации

.1 Структура невербальной коммуникации

.2 Особенности невербального средства общения в деятельности PR-специалиста

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы. "Что такое невербальное общение?"- порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.

Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык невербальных компонентов общения:

первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.

вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Невербальный язык - вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации - важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийские специалисты по «языку телодвижений» утверждают, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) - 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение) - 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится. Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передается именно с помощью системы невербалики.

В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой.

Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства, когда не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Американские исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.

Есть свои правила использования различных жестов и поз, нормы невербального поведения. И они подчиняются деловому этикету. Все невербальные знаки можно разделить на три группы: одобрительные, оценочные и защитные. В этот арсенал средств общения входят различные позы и жесты, взгляды и движения, выражения лица и положения кистей рук, а также улыбки, положение плеч и т.д. Ассортимент и в самом деле немалый, если им умело пользоваться. Ведь таким образом можно выразить и свое отношение к происходящему (не говоря ни слова!), и оценить позиции сторон, а иногда даже оказать своеобразное давление на собеседника. Владение этим арсеналом делает человека более уверенным в себе и в своей позиции. Он может рассчитывать на более результативное общение, взаимопонимание.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Как уже упоминалось выше, в межличностной коммуникации 60-70% эмоционального значения передается невербальными средствами и лишь остальное - за счет осмысленной речи. При этом невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова.

Наш бессловесный язык является результатом отчасти инстинктов, отчасти обучения, отчасти подражания. И меняется в зависимости от культурного пространства, в котором вырос человек. Ведь в каждом обществе приняты свои нормы поведения, отличающиеся от норм поведения в другом.

Большая часть унаследованных невербальных сигналов - это средства выражения наших эмоций, в основном мимика. Все же остальные жесты восприняты нами от других людей, и, меняются от культуры к культуре, и от местности к местности. Поэтому так важно в общении с человеком, не только говорить с ним на одном вербальном, например, русском, языке, но и знать своеобразный «невербальный сленг», который, без сомнения, поможет взаимопониманию собеседников.

Так что невербалистика - это наука о повседневной жизни. Наука, которая нужна всегда. Умение читать и применять самому знаки невербальной системы общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни.

Объект исследования: коммуникация в деятельности PR-специалиста.

Предмет исследования: особенности невербальных коммуникаций в деятельности PR-специалиста.

Цель исследования: выявить особенности невербальной коммуникации в деятельности PR-специалиста.

Задачи исследования:

1.Ознакомиться с видами социальной коммуникации.

2.Рассмотреть коммуникацию в PR- деятельности.

.Разобрать структуру невербальной коммуникации.

.Выделить особенности невербальных средств общения в деятельности PR-специалиста.

Глава 1. Теоретические основы коммуникации

1.1 Виды социальной коммуникации

Коммуникация - (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это общение, передача информации от человека к человеку. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

межличностная (индивидуализированная);

специализированная (групповая);

массовая.

По источнику сообщения:

официальная (формальная);

неформальная.

По каналу передачи:

вербальная;

невербальная.

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.);

. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Под массовой коммуникацией понимается совокупность современных технических средств, позволяющих социальному фактору обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов - членов различных социальных структур.

Основные средства массовой коммуникации - это пресса, телевидение, радио, реклама, Интернет. Телевидение занимает лидирующие позиции в ряду средств массовой коммуникации, и его влияние растете каждым годом.

С начала 1930-х гг. массовая коммуникация стала рассматриваться как социальная проблема, а до этого рубежа единственной ролью прессы считалось снабжение общества информацией.

Вследствие стремительного развития кинематографа, а затем телевидения резко возрос интерес к средствам массовой коммуникации и возможностям их использования в таких сферах, как политическая пропаганда и образование.

Эти возможности вызывают в интеллектуальной среде опасения, что чрезмерное влияние средств массовой коммуникации на население может повлечь за собой вредные культурные и социальные последствия. В США подобное беспокойство и опасение привело к созданию в 1960-е гг. особой отрасли социальной науки, изучающей масс-медиа.

Аудиторию масс-медиа социологи классифицируют на возрастные, половые, профессиональные группы и по уровню материальной обеспеченности. Потребление информации масс-медиа очень различается в таких группах. Например, телевидение представляет собой «семейный» вид масс-медиа, радио слушают преимущественно женщины и те, кто за рулем, в кино ходит в основном молодежь, ежедневные газеты читают главным образом мужчины, «толстые» журналы - те социальные группы, которым они специально предназначаются: мужчины - журналы для мужчин, женщины - женские журналы и журналы мод и т.д.

Относительно природы интереса, который аудитория испытывает к масс-медиа, существует широкий диапазон мнений - от того, что массы некритически поглощают любое предложенное им содержание и вообще зачарованы масс-медиа, и до того, что массовый читатель избирателен, интеллектуально выше уровня подачи информации в масс-медиа и относится к ним иронически или равнодушно. Реальное различие отношения к масс-медиа определяется культурным уровнем аудитории, ее представлениями о масс-медиа и источнике предлагаемой ими информации, а также, возможно, типом содержания. Но в целом симпатии, неприязнь, ожидания публики в отношении средств массовой информации стабильны.

Понятие «массовая культура» часто используется для обозначения совокупности наиболее характерных содержаний сообщений масс-медиа. Масс-медиа и массовая культура рассматриваются не только как выражение современного общества, но и как его символ.

Поэтому в наши дни социальная критика часто сводится к критике масс-медиа: на них возлагается ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдо культуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Такая критика всегда вписана в контекст социальных теорий, на которые опирается. Однако трудно объяснить, почему социальный контроль, выраженный через масс-медиа, в большей степени является отчуждающим или репрессивным фактором, чем такой контроль, осуществленный по традиционным каналам.

Исследования культурного измерения массовой коммуникации свидетельствуют о сложности отношений между сообщением и другими элементами процесса коммуникации. Согласно Дж. Клапперу, средства массовой коммуникации не оказывают прямого причинно-следственного воздействия на общество, но действуют на него через опосредующие элементы. Иными словами, обычно невозможно установить прямую причинно-следственную связь между содержанием сообщений, исходящих от масс-медиа, и явлениями социального порядка. Действительно, степень слияния масс-медиа с социокультурным комплексом такова, что здесь невозможно отделить причину от следствия. Исследователи отмечают только тенденцию масс-медиа к сохранению социального статус-кво.

Реклама как одно из средств масс-медиа оказывает огромное воздействие на сознание и поведение людей и в условиях формирования новых стилей жизни и методов их легитимации стала особым фактором общественной коммуникации, выступая инструментом манипуляции массовым сознанием.

Реклама носит коммуникативный характер; это «платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и другие виды связи, агитирующее в пользу товара, марки, фирмы», или другими словами, не персонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая, обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях.

Различают рекламу коммерческую и социальную, «...коммерческая реклама преследует достаточно банальные и очевидные цели - побуждение к повышению покупательской активности, информирование о выходе нового товара на рынок, изменение отношения потребителей к той или иной услуге или товару... основное предназначение социальной рекламы состоит в привлечении внимания широкой общественности к тому или иному явлению общественной жизни, причем, как правило, проблемному».

Социальная реклама акцентирует внимание на конкретных общественных проблемах, вызванных нравственными, психологическими или иными причинами: например, низкий уровень рождаемости, отсутствие внимания к престарелым, недостаточная забота об окружающей среде и т.д. Соответственно задача социальной рекламы заключается в том, чтобы актуализировать в обществе наболевшие и жизненно важные проблемы, а также вызвать к ним интерес в тех кругах и у тех общественно-политических сил, которые могут реально воздействовать на изменение ситуации, так как принимают участие в принятии важных экономических, политических и социальных решений.

Очевидно, что эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора оценивается совершенно иначе, нежели коммерческой рекламы, и связана с такими показателями, как степень узнаваемости в обществе того или иного социального феномена, проблемы, динамика изменений общественного мнения по отношению к социально значимым проблемам.

Социальная реклама призвана также изменить отношение общества к определенным проблемам. Например, задача социальной рекламы Вооруженных Сил в России заключается в том, чтобы изменить отношение молодых людей и общества в целом к военной службе, которое, как известно, негативно.

Контроль над средствами массовой информации в большинстве стран имеет олигополистический характер: отдельные крупные держатели акций контролируют различные издания и телеканалы. Хотя некоторые издания и каналы принадлежат государству и считаются общественными, но основная тенденция связана с концентрацией контроля в руках узкого круга лиц.

Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами. При возникновении формальных ситуаций, как правило, используются только общепринятые нормы коммуникации (нельзя, например, подойти к незнакомому человеку и хлопнуть его по плечу в знак приветствия) и определенная последовательность высказываний.

Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в процессе деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

В свою очередь, на характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение - взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение, личное и интимное общение.

Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Попытки смоделировать процесс межличностной коммуникации предпринимались не раз на основе различных подходов к пониманию ее сущности и функций. Сложность моделирования объясняется и тем, что межличностная коммуникация актуализируется в различных формах.

Это может быть беседа - непосредственная коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии других лиц) или опосредованная (через компьютерную или телефонную связь).

Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента - результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.) Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку.

Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую функцию, называемую «конверсионной» - изменяющей мнение индивида и его социальные установки. Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают «проверить» свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».

Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. Кроме того, статус публичности связан с официальностью обстановки общения, которая предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе выступающего и приглашение ее в определенное место и время. Официальное общение подчиняется определенному регламенту.

При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в отличие от диктантного массового общения, осуществляемого через СМИ. В целом слушатели, как правило, - это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему (численность аудитории, возраст, профессия, пол и т.д.). Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.). Публичное общение относится к институциональному (статусно-ориентированному) общению в отличие от персонального (личностно ориентированного).

Статусно-ориентированное общение имеет множество разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в нем сферами общения и сложившимися социальными институтами: политическими, деловыми, научными, педагогическими, медицинскими, военными, спортивными, религиозными, юридическими и т.д..

Таким образом, социальная коммуникация - это коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе.

В социологии массовая коммуникация понимается как социально-обусловленное явление, основная функция которого - воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

1.2 Коммуникация в PR-деятельности

На сегодняшний день трудно представить человека, который не слышал бы термин PR. В современном бизнесе каждый встречается с этим понятием довольно часто. Конкуренция растет, потребители требуют новых интересных предложений, предприниматели ищут новый подход в продвижении своих товаров. Эта тенденция не обошла и рынок СМИ (средства массовой информации). PR необходим СМИ так же, как и любой другой организации, которая хочет завоевать доверие своей аудитории. Так как СМИ, является инструментом PR, то логично предположить, что деятельность PR-специалиста в данной области обладает своей спецификой. Коммуникация является важнейшим элементом системы управления знаниями, связующим звеном в структуре интеллектуального капитала.

Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального капитала, без обновления образовательного, культурного и научного потенциала, коммуникативный фактор в развитии экономических систем становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста. В процессе специализации управленческого труда коммуникация выделилась в относительно самостоятельный вид деятельности, который в России пока недооценивается. Коммуникация может объединить два разнонаправленных вектора в развитии национальной экономики: количественный рост за счет конъюнктурных факторов и качественный рост основных воспроизводственных процессов. Эффективное управление коммуникацией может стать важнейшим ресурсом развития экономики России, основой для независимого, с опорой на собственные силы и ценности, экономического развития нашей страны.

Public Relations (PR) - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства компании - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль "системы раннего оповещения" об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.выполняют три основные функции:

1.контроль (целенаправленное формирование) мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и достижения интересов организации;

2.реагирование на общественность (мониторинг событий, проблем, поведения и выработка ответной программы действий с учетом полученной информации);

3.достижение взаимовыгодных отношений между группами общественности внутри организации путем обеспечения их конструктивного взаимодействия, либо способствования ему;

Одним из ключевых понятий в теории и практике PR является понятие "общественность".

Под общественностью понимается любая группа людей (а также отдельных индивидов), в той или иной степени связанная с жизнедеятельностью организации.

Принято выделять две группы общественности: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя общественность представляет собой группы людей, непосредственно не связанные с организацией:

·работники средств массовой информации;

·поставщики, партнеры;

·потребители; клиенты;

·местные жители;

·государственные органы;

·инвесторы (реальные и потенциальные);

·группы специальных интересов (работники системы образования, спорта, здравоохранения и т.д.).

Внутренняя общественность - это группы людей, входящие в состав организации (рабочие, служащие, руководители, акционеры, совет директоров и т.д.). Эта группа и обуславливает важнейшую роль PR в системе менеджмента. Соответственно в работе PR-отдела выделяются два направления коммуникационного менеджмента: управление внешними и внутренними коммуникациями.

Важное место PR в управлении внутрифирменными коммуникациями обусловлено и тем, что усилия PR необходимы для поддержки самой системы менеджмента. Это заключается, во-первых, в работе с персоналом, а во-вторых, в работе с руководством.

В работе с персоналом служба PR выполняет следующие функции:

·на основе исследования проблем коллектива консультирует руководство и принимает участие в управлении с целью создания гармоничных, доверительных и взаимовыгодных отношений между руководством и персоналом организации;

·разрабатывает систему информированности сотрудников на разных уровнях;

·организует подготовку внутренних публикаций для сотрудников;

·отслеживает и способствует разрешению конфликтных ситуаций в организации;

·изучает и поддерживает чувство удовлетворения служащих от работы;

·организует корпоративные развлечения - программы отдыха для сотрудников и членов их семей с целью большего сплочения коллектива;

·подготавливает и организует вручение премий и наград - материальные и моральные поощрения играют неоценимую роль во внутрифирменных отношениях; следует отметить, что стоимость подарка или размер премии не играют доминирующей роли; главным является признание руководством заслуг сотрудника и внимание, которое при этом оказывается.

В работе с руководством служба PR:

·осуществляет имиджмейкинг и паблисити руководителя;

·готовит статьи и тезисы выступления для руководства;

·подготавливает публичные выступления руководителя, включая тренинг, постановку движения, дикции и голоса; консультирует по правилам хорошего тона; правит речь и освобождает от вредных привычек в поведении; обучает приемам овладения аудиторией.

·при необходимости консультирует руководство организации по вопросам формирования политики;

·участвует в выработке политических решений;

·влияет на руководство с тем, чтобы спланированные PR-программы были приняты;

·присутствует на всех встречах руководства, планирует и проводит эти встречи.

В теории и практике PR широко используется ситуативный подход, который предполагает восприятие общественности как группы людей, сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний при определенных обстоятельствах.

Общение представляет собой взаимодействие людей, осуществляемое посредством взаимного изучения и оценки намерений (перцепция), передача информации (коммуникация) и воздействие общающихся друг на друга с учетом занимаемых позиций (интеракция) для удовлетворения собственных потребностей. Речь выступает важной характеристикой общения. В общении проявляются качества и свойства ума (глубина, оригинальность, системность, аналитичность и др.), духовно-нравственная зрелость, профессионализм. В общении различают 2 стратегии взаимодействия: сотрудничество и доминирование.

Публичное общение преследует различные PR-цели: воздействие (информационное, регулирующее, культурологическое), социальный маркетинг, позиционирование лидера, презентацию идеи и др.

Виды публичного общения: публичные кампании (интервью в теле- и радио передачах, презентации лидеров, фирм, продуктов, услуг и брендов), публичные акции (научные доклады, конференции), культурно-массовые мероприятия, пресс-конференции, продвижение (Promotion), паблисити, лоббирование (продвижение интересов компании через органы государственной власти).

Эффективность PR-воздействия во многом зависит от используемого средства публичной коммуникации (СПК).

СПК бывают методическими (специально разработанные документы, содержащие требования к процессу сбора массовой информации, а также алгоритмы целеполагания, планирования, организации и проведения необходимых в таких случаях процедур), техническими (приспособления, приборы, используемые для получения первичной или вторичной информации, зашифровки-дешифровки, для хранения, использования, передачи и приема информации., создании условий для информационного взаимодействия.), электронно-программными (специальные компьютерные программы, электронные таблицы и статические пакеты).

К числу основных методов публичного воздействия относится, прежде всего, социальная коммуникация, которая включает: социальное общение, внутрисредовое взаимодействие (особый метод коммуникативного воздействия на личность., социальной группы и общество посредством самого факта наличия общественного мнения, бытующих настроений, социальных установок, что определяет отношение и поведение людей, влияет на их гражданское самочувствие), целевой обмен информацией в обществе, социальной трансакции (метод коммуникативного воздействия: избирательность, демократичность, толерантность).

К методам коммуникативного воздействия относятся также проспекты, плакаты, листовки, печатные публикации, музыка, песни, юмор.

Принципы планирования информационной кампании подразделяются на: общие (прогнозирование, моделирование, программирование, директивность (обязательность выполнения) и специфические (социальная ответственность (ответственность PR-специалистов за результаты коммуникационного воздействия на массовую аудиторию и их последствия). Исследовательский подход - помогает выявить проблемы, связанные с подготовкой и проведением PR-акций.

Стратегический подход - определяет перспективный интервал планирования информационной кампании, обоснование и разработка стратегической модели действий.

Еще на стадии планирования PR-кампании разрабатывается специальная система контроллинга, благодаря которой оцениваются ход реализации PR-программы и результаты ее выполнения.

Таким образом, в ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация - пиар. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Глава 2. Невербальные способы передачи информации

.1 Структура невербальной коммуникации

public relations невербальная коммуникация

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Учеными разработана классификация невербальных средств общения.

Рассмотрим содержание основных невербальных средств общения (кинесические, просодические, экстралингвистические и такесические).

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т.п.)

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.

Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

. Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

. Модальные жесты - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

. Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.)

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультурной коммуникации. Например, для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно. Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, что означает «будь здоров».

Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор

) наклониться вперед;

) перестать смотреть собеседнику в глаза;

) поменять позу;

) часто кивать головой;

) касаться обеими ногами пола;

Мимика представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения.

Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или представить себя более огорченным, чтобы наказать ребенка.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскорбить близких. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

Окулесика - использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Поэтому длительный взгляд (особенно на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Прямой взгляд может восприниматься и как угроза, стремление доминировать. Исследования проблем окулесики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

Визуальный контакт может варьироваться в зависимости от того, какой человек, какого пола находится в контакте. Обычно доминирующие и социально уравновешенные личности вступают в визуальный контакт чаще. Женщины делают это чаще, чем мужчины.

Существенным аспектом кинезиса является поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации.

Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить, напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

) Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

) Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

) Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры формируют разные типы походки - ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и др.

Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища производит впечатление гордого вышагивания и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленное и радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее владельца.

Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой чаще всего ершисты, не обладают достаточной дисциплиной.

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры, Особенно много нам может сказать одежда человека. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по одежде мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе.

Если девушка желает произвести впечатление или установить с кем-то отношения, то она надевает свое лучшее платье. Если при этом она оденется неряшливо, то, вероятнее всего, не сможет достигнуть необходимого общения.

Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику. Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самым, изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. Кроме того, дистанция партнеров по коммуникации зависит также от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к какой-либо культуре ли субкультуре, конкретных социальных обстоятельств и др. Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

) интимную - разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;

) личную - расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;

) социальную - дистанция между людьми при формальном и светском общении;

) публичную - дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.)

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято. Поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу, а тем более пошлепывает. Человек должен сам определять, кто может быть допущен в его интимную зону.

Поэтому тот, кто вторгается в чужую интимную зону, не имея на то разрешения, вызывает сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.

Учеными доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны стресса помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, тогда гормон борьбы превращается в «яд». По этой причине человек, нарушивший интимную зону партнера по общению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред.

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.

Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты.

Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.

В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).

Если в монохромной культуре время постоянно отслеживается, считается, что время - деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном использовании времени даже не задумываются. Примером полихронной культуры может служить русская, латиноамериканская, французская культуры, Монохронные культуры - немецкая, североамериканская.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре.

Тактильное поведение - сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось даже особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении, которое получило название такесики.

Люди прикасаются друг к другу по равным причинам, разными способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи;

) дружеские;

) любовные;

Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения.

Но поведение с использованием прикосновений зависит от целого ряда факторов, среди которых наиболее важными являются культура, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Внутри каждой культуры есть свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и принадлежностью взаимодействующих людей к тому или иному полу. Очень часто это зависит от той роли, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре.

Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних из них прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко второму - дистантных.

Непременным атрибутом любой встречи и общения является рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном волнении, высоком чувстве ответственности.

Затянувшееся рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако надолго задерживать руку партнера и своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение. Рассмотрим их:

) Ладонь, повернутая вверх под ладонью партера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

) Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль.

) Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников.

) Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера.

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики.

Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой.

Особенности национальной кухни также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными.

Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться эти сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.

Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой.

Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.

Таким образом, рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации.


Известно выражение «По одежке встречают». В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей.

Внешняя привлекательность бизнесмена существенно влияет на то впечатление, которое возникает от его зрительного восприятия. Общеизвестно, что во время деловых встреч очень трудно вести серьезные разговоры о совместных делах с представителем фирмы, который одет небрежно или явился в офис в стоптанных башмаках. И хотя его одежда в принципе дорогая, но неряшливость подсознательно отражается и на восприятии самого предпринимателя.

У тех, кто занимается серьезным бизнесом и представляет интересы крупных фирм, и значит, по роду службы обязан много времени проводить в общении с разными людьми, подобное отношение к своей внешности исключено. И это понятно: специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезное требования к внешнему облику ее участников. Внешний вид предпринимателя - не только личное дело. По тому, как он выглядит, у его партнеров и клиентов складывается первое впечатление не только о нем, но и о его фирме, изменить которое в дальнейшем трудно.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый - таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими.

И дело здесь не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.

Не менее важное требование к одежде - это ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеная обувь, плохо прилаженная одежда, мятый костюм или не поглаженная рубашка рождают ощущение суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличия к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или снисходительности.

Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности.

В большинстве промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука, может только зародить подозрение в вашей несерьезности. Имитация богатства считается в бизнесе тяжелым грехом.

Руки делового человека всегда на виду, поэтому их внешний вид важен ничуть не менее чем аккуратная прическа. Об этом ни в коем случае не стоит забывать, причем не только женщинам, но представителям сильной половины человечества. Для мужчин такой уход означает, как минимум, отсутствие ломких, «зазубренных» ногтей и шершавой кожи, а женщинам следует подойти к этому вопросу еще более серьезно.

Запах духов должен быть едва уловим, но сами духи - дорогими и тонкими. Надо помнить французскую пословицу: «Кто пахнет слишком хорошо - тот пахнет дурно».

Стремление быть замеченной - главная потребность истинной женщины. Поэтому она постоянно изобретает средства для ее удовлетворения.

И эффект аксессуаров - одно из таких средств. Достижение данного эффекта не требует каких-то значительных материальных затрат.

Сами аксессуары поддаются многочисленным комбинациям. Они прекрасно выполнят роль дополнительных деталей - создание личного имиджа.

У каждого предпринимателя при себе должны быть ручка и карандаш, причем желательно, чтобы ручка была с надежным золотым или позолоченным пером. Никогда не стоит писать дешевыми ручками и огрызками карандаша: это, на первый взгляд, мелкая деталь может навсегда испортить вашу репутацию.

Запонки то входят, то выходят из моды. Они могут быть золотыми, серебряными, перламутровыми, из драгоценных и полудрагоценных камней.

Часы из пластика или армированной резины, которые постоянно попискивают или звонят, на которых столько всего «наворочено», что и время толком трудно определить, отнюдь не улучшают ваш имидж. Самые элегантные - классические механические часы со стрелками на кожаном ремешке или металлическом браслете. Стоит избегать массивных часов с черными циферблатами - они хоть и дорогие, но производят дешевое впечатление

Подбор костюма, цветовая эстетика всей одежды (рубашки, галстука, туфель, носового платка), умение сидеть в костюме - все это требует от бизнесмена самого серьезного отношения. Даже такая мелочь - как пользоваться духами и одеколоном.

Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов того, что мы в нем видим. Если человек не будет выглядеть соответствующим образом, люди не поверят, что он говорит что-то важное. Когда человек чувствует, что хорошо одет, это возвышает его в собственных глазах и придает уверенности.

Как сказал Ф. Беттджер в своей книге «Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант», который, став одним из преуспевающих коммерсантов в области страхования, на начальном этапе своей деятельности столкнулся с проблемой внешнего вида: «Ты заработаешь больше денег, потому что люди будут доверять тебе, когда увидят, что ты нормально одет».

Таким образом, одежда способна многое говорить о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения.

Заключение

Таким образом, социальная коммуникация - это коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. Выделяют несколько видов социальной коммуникации: массовая коммуникация, Межличностная коммуникация, публичная коммуникация.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация - пиар. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных.

Основные средства невербального общения это: кинесика, проксемика, хронемика, такесика, сенсорика. Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации.

Известно выражение «По одежке встречают». В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Одежда способна многое говорить о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.

Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши дела с окружающими людьми. При любом содействии с иным человеком мишень состоит в общении, но очень часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы отлично вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Но перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы желаете достичь.

Таким образом, поставленные задачи решены. Цель курсовой работы достигнута.

Список используемой литературы

1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. - 176 с.

. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Глава 7. Имидж делового человека. - М.: Деловая книга, 1998. - 247 с.

. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. − СПб., 2001.

. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Наука, 1980. - 238 с.

. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2004.

. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. - М.: Наука, 1978. - 308 с.

. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учеб. пособие. - М., 2002.

. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Р-н/Д.: Феникс, 1999. - 214 с.

. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 239 с.

. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.

. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. - М.: Ай-Кью, 1995, 2000.

. Подгурецки Ю.Н. Социальная коммуникация. - М.: Гелиос АРВ, 2000.

. Ромат Е.В. Реклама. - Киев, 2008.

.Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. - Р-н/Д.: Феникс, 2003.

. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. - М., 2007.

. Холл. Э. Как понять иностранца без слов. - М.: Наука, 1995. - 197 с.

. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2004.

. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. - М., 2002.

. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: #"justify">. URL: http://www.moscow-faq.ru/all_question/wayoflive/psihologia/2008/May /6098/17434 - Дата обращения: 2.04.13.

Похожие работы на - Особенности невербальной коммуникации в деятельности PR-специалиста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!