Организация сбытовой деятельности ОАО 'СибЭко'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация сбытовой деятельности ОАО 'СибЭко'

Содержание

Введение

. Теоритическая основа планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

.1 Сущность и роль сбытовой деятельности в логистической системе

.2 Методы планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

.3 Зарубежный опыт планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

. Анализ и совершенствование системы планирования и организации сбытовой деятельности «СИБЭКО»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «СИБЭКО»

.2 Анализ системы планирования и организации сбытовой деятельности «СИБЭКО»

.3 Рекомендации по совершенствованию планирования и организации сбытовой деятельность «СИБЭКО»

Заключение

Список используемых источников

Введение

Для российских организаций в сложных условиях современного бизнеса управление сбытом имеет особенно важное значение, поскольку изменение ситуации в стране вынуждает все большее число предпринимателей и менеджеров осознавать необходимость достижения не только сиюминутных (получение немедленной прибыли), но и долговременных целей.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что организация сбытовой деятельности является одним из главных факторов по обеспечению успешности коммерческой деятельности промышленного предприятия.

Цель курсовой работы: проанализировать и разработать рекомендации по совершенствованию системы планирования и организации сбытовую деятельность ОАО «СИБЭКО».

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность и роль сбытовой деятельности в логистической системе.

Просмотреть методы планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе.

Рассмотреть зарубежный опыт планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе.

Дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «СИБЭКО».

Проанализировать системы планирования и организации сбытовой деятельности «СИБЭКО».

Выявит проблемы системы планирования и организации сбытовой деятельности ОАО «СИБЭКО».

Разработать рекомендации по совершенствованию системы планирования и организации сбытовой деятельность ОАО «СИБЭКО».

Объектом данной курсовой работы является система планирования и организация сбытовой деятельности ОАО «СИБЭКО».

Предмет курсовой работы - проблемы системы планирования и организации сбытовой деятельности ОАО «СИБЭКО»

При написании курсовой работы использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы, SWOT-анализ, финансовый и экономический анализ, сравнительный анализ полученных данных.

1. Теоритическая основа планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

.1 Сущность и роль сбытовой деятельности в логистической системе

сбытовая деятельность логистический

Сбытовая логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями[8].

Сбытовая логистика называется также распределительной логистикой и маркетинговой логистикой.

Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Задачи сбытовой логистики:

доставить потребителю продукцию своевременно;

доставить потребителю продукцию в нужном количестве;

доставить потребителю продукцию без ущерба для ее качества;

доставить потребителю продукцию с минимальными затратами;

Объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему информационный, финансовый и сервисный потоки [13].

Субъектами сбытовой логистики являются участники сбытовой сети: производители; посреднические институты, агрегирующие разные функции продвижения товарно-материального потока; конечные потребители.

Функции сбытовой логистики:

Все мнения по поводу функционального наполнения сбытовой логистики сконцентрировались в двух подходах:

. состав основных и поддерживающих функций

. идентификация и различие функций сбытовой логистики на микро и макроуровнях.

Состав основных функций сбытовой логистики:

сбыт;

хранение;

транспортировка[12].

Состав обеспечивающих функций: стандартизация, финансирование, страхование от рисков, информационное и научное обеспечение, логистический сервис. В том числе на микроуровне: поддержание стандартов качества готовой продукции; расчет налоговых платежей и прибыли, бухгалтерский учет; мониторинг выполнения плана поставок продукции. И на макроуровне: страхование рисков; ценообразование; информационно-компьютерная поддержка сбыта и специальных логистических функций[3].

Сбытовая логистика планирует и обеспечивает доставку продукции от производителя к потребителям, то есть осуществляет:

постоянное изучение потребительского спроса;

изучение товаров, создаваемых конкурентами;

сбор полной информации о товарах собственного производства;

поиск реальных и потенциальных заказчиков, создание, поддержание и развитие связей с ними;

выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения;

отбор каналов сбыта продукции, посредников;

организацию поставок и их контроль;

участие в формировании стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.

Сбытовая логистика ищет пути и средства оптимизации каналов сбыта. Существование же многочисленных способов организации сбыта позволяет наиболее полно использовать потенциал логистики [4].

Сбытовая политика.

Сбыт представляет собой сферу деятельности, где в конечном итоге реализуются цели фирмы. Поэтому организацию сбыта необходимо рассматривать в качестве важнейшей составляющей маркетинговых мероприятий на выбранном рынке [2].

Сбыт - это процесс продвижения товара от производителя к потребителю, включающий транспортировку товара, складирование, хранение, поддерживание запасов на нужном уровне, продвижение к оптовым и розничным торговцам, предпродажную подготовку, оформлении заказов, документов и страховок, осуществление контроля за движением грузов и продажу товара.

Главной целью сбыта является реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей[11].

Основные задачи сбытовой деятельности:

доставить товар в такое место, в такое время и в таком количестве, чтобы это больше всего устраивало потребителя;

привлечь к товару внимание потребителя, заинтересовать его.

Сбытовая политика - это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере построения каналов распределения своего товара и перемещения товаров во времени и пространстве. В этом контексте основными принципами деятельности в сфере распределения можно назвать следующие:

целенаправленность;

всесторонность учета маркетинговой информации относительно требований покупателей, потребностей и проблем потенциальных участников сбытового канала, собственных сбытовых издержек, о сбытовой политике конкурентов, о государственной политике в области регулирования договоров и соглашений с другими участниками рыночной деятельности и т. д.;

комплексность;

системность (рассмотрение сбыта и остальных инструментов маркетинга как элементов, вызывающих синергетический эффект от их совместного применения);

гибкость (готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости).

Иными словами сбытовая политика представляет собой сознательное руководство деятельностью по распространению товара. В соответствии с основными принципами сбытовой политики разрабатывается стратегия сбыта, и затем тактика[11].

Сбытовая стратегия - это долго и среднесрочные решения по формированию и изменению сбытовых каналов, а также процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве в рыночных условиях[14].

Сбытовая стратегия разрабатывается для разных рынков, разных товаров, стадий жизненного цикла товаров и по иным основаниям.

Сбытовая тактика - мероприятия краткосрочного и разового характера. Тактические мероприятия направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производственных подразделений и сбытовой сети вследствие непредвиденных изменений рыночной конъюнктуры, ошибок управленческого персонала и может привести к полному противоречию со стратегическими установками фирмы[1].

Суть всех сбытовой политики раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий. Инструментом воздействия на потребителя со стороны предприятия в рамках сбытовой политики является сбытовой механизм. Этот механизм включает, с одной стороны, каналы распределения, их структура, сам процесс выбора сбытовых каналов, а с другой - действия по разработке и реализации маркетинговых мероприятий по физической дистрибуции товара.

1.2 Методы планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

Методами сбыта являются:

торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;

собственная или внешняя формы организации продажи;

прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта)[2].

Основной метод сбытовой деятельности является прямой сбыт.

Прямой сбыт - установление прямых контактов с покупателями.

Система прямого сбыта предусматривает непосредственную реализацию продукции конечному потребителю. Соответственно, их связывает и прямой канал сбыта. Ее отличительной особенностью является возможность для фирмы-производителя контролировать путь прохождения продукции до конечного потребителя, а также условия её реализации.

Однако в этом случае фирма несет существенные внепроизводственные издержки, обусловленные необходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и затрачивает большое количество ресурсов на осуществление функции непосредственного доведения (продажи) товара до конечного потребителя, при этом возлагая на себя все коммерческие риски товародвижения. Вместе с тем, с позиции фирмы-производителя, преимуществом такой формы сбыта является её право на максимальный объем прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции (услуг). Коммерческую выгоду прямого сбыта усиливает возможность непосредственного изучения рынка своих товаров, поддержания тесных связей с потребителями, проведения исследований по повышению качества товаров, воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности в оборотном капитале[1].

Для осуществления прямого сбыта производитель создает определенные структуры, функционирование которых призвано обеспечить как необходимое предложение, так и реализацию изготовленных товаров:

) Отдел сбыта - традиционная структура, осуществляющая функции формирования и исполнения заказов на поставку товаров. В современных условиях на большинстве предприятий эти отделы входят в состав службы маркетинга. Отдел сбыта может иметь агентов и коммивояжеров.

Служба маркетинга может быть организована в четырех основных вариантах структур - функциональная структура; структура, ориентированная на товары, на рынки и региональная структура. Выбор той или иной структуры опосредован особенностями производственной и сбытовой деятельности предприятия, ассортиментом выпускаемой продукции, расположением обслуживаемых клиентов предприятия и т.п.[2].

Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики.

Задачами службы маркетинга на предприятии являются сбор и анализ исходной информации, планирование и прогнозирование, оперативная работа.

Рассмотрим основные варианты построения службы маркетинга:

) Организация по функциям имеет место, когда видов выпускаемой продукции и рынков немного, они могут рассматриваться в виде некоторых однородностей. Подразделения предприятия специализируются по следующим направлениям:

изучение конъюнктуры рынка, планирование ассортимента и нового сервиса;

реклама, выставки и паблик рилейшнз;

организация товародвижения и создания дилерской сети[16].

) Организация по видам продукции - полезна в тех случаях, когда предприятие выпускает несколько видов продукции, ориентированных на разные категории потребителей и требующих к тому же организации специального сервиса. В этом случае за менеджерами по каждому виду продукции, как правило, закрепляются все вышеперечисленные виды деятельности за исключением рекламы, выставок и паблик рилейшнз, которые закрепляются за отдельным менеджером.

) Организация по целесообразна, если для продвижения продукции на рынок требуются специфические знания по её использованию в конкретных отраслях. В этом варианте за менеджерами также закрепляются предприятия конкретной отрасли, независимо от географического месторасположения, и весь спектр задач, кроме рекламы и т.д.

)Организация по территориям считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура не очень высока, а различия между потребителями - незначительны. В структуре отдела маркетинга предприятия все менеджеры разбиты по географическим регионам. Это позволяет менеджеру не просто ясно представлять себе картину в регионе, но и поддерживать личностные контакты с руководителями оптового и розничного звеньев торговли в них[2].

На практике нередко используются и различные смешанные схемы организации службы маркетинга:

) Сбытовые филиалы и представительства - собственные отделения по сбыту в рамках крупного предприятия, организуемые для осуществления торговой деятельности в непосредственной близости от потребителя.

) Сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по заключению сделок «под заказ», изучению рынка поддержанию контактов с потребителями;

) Специальные агентства имеющие или не имеющие право на заключение сделок, функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;

) Розничная сеть (киоски, магазины, салоны и др.).

Предусматривается также использование средств массовой информации и личных контактов собственника фирмы-производителя с конечным потребителем[6].

Большую роль в активизации продаж продукции завода, ознакомлении потребителя с новыми моделями тракторов играет рекламная и выставочная деятельность.

Реклама - это самая видимая составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций. Ее задачей является информирование покупателей о качестве товаров и способах удовлетворения потребностей, обеспечение возможности сравнения конкурирующих товаров, стимулирование потребительского спроса с целью его воспроизводства.

Важнейшей целью любого предприятия является наращивание продаж на освоенных рынках, активное внедрение на новые рынки.

Каждый последующий шаг должен повышать имидж предприятия и его торговой марки. В этих целях задействуются следующие каналы распространения рекламы:

выставки, ярмарки;

печатные издания (пресса);

сайт предприятия в сети Интернет;

полиграфическая рекламная продукция;

рекламные видеофильмы;

рекламные сувениры.

Различают экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от ее психологического воздействия.

Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса.

Выставка - это уникальный маркетинговый механизм, объединяющий все инструменты продвижения и сбыта продукции.

Выставки являются важным, универсальным и высоко рентабельным инструментом бизнеса. Это неотъемлемая часть общего комплекса маркетинговых коммуникаций наряду с прямыми продажами, размещением рекламы, почтовой рассылкой и размещением информации в Интернете.

Мировая статистика подтверждает, что у большинства компаний 40% продаж происходит как раз за счет выставок.

Преимущества выставок:

посетители могут задавать вопросы, запрашивать дополнительную информацию, возражать и спорить. Экспоненты, в свою очередь, - давать и получать информацию. И что самое главное, выставки дают возможность вести бизнес лицом к лицу, что является наиболее эффективной и убедительной формой продаж и установления отношений с клиентами;

посетители выставки являются скорее активными, чем пассивными адресатами и получателями вашей маркетинговой и коммерческой информации. Они принимают сознательное решение посетить выставку и жертвуют для этого своим временем.

в то время как реклама в СМИ, прямая почтовая рассылка или web-сайт могут говорить о том, что предлагаемый продукт является самым быстрым.

Самое прямое отношение к имиджу в рекламе также имеет брэндинг.

Брэндинг - это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном действии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, материалов сейлз(продвижение товара, стимулирование сбыта)[6].

1.3 Зарубежный опыт планирования и организации сбытовой деятельности в логистической системе

Сбытовая деятельность имеет свои особенности в каждой стране. Так, например, в Италии наибольший интерес для поставщиков представляют северные области с высокоразвитым промышленным производством. В основном организация сбытовой деятельности в Италии, так же как и в других западных странах, ориентируется на использование различных каналов сбыта с привлечением специализированных служб и агентов по сбыту. Для организации сбыта промышленного оборудования, сырьевых товаров и полуфабрикатов фирмам других стран рекомендуется пользоваться услугами брокеров, оптовых торговцев и независимых агентов[10].

Однако необходимо отметить, что существуют и поддерживаются чисто национальные традиции в организации сбыта. Так, наиболее выгодной формой сбыта продукции для зарубежного поставщика в Италии является заключение соглашения со сбытовой итальянской фирмой, предусматривающего сбыт товаров от имени последней. В этом случае итальянская сторона принимает на себя определенные обязательства по продаже, выражающиеся в частном распределении риска между компанией-экспортером и сбытовой фирмой. Выгодность такой торговли состоит в значительном сокращении разнообразных налогов и финансовых сборов[1].

Характерная черта сбыта на итальянском рынке - осуществление в достаточно чистом виде, прямого акта покупки товаров, когда крупные учреждения или сбытовые фирмы производят оптовые закупки продукции через своих торговых агентов в стране производителя. В ФРГ первоначальный массовый сбыт под воздействием дифференцированного спроса и растущих коммуникационных издержек уступил сегментированному сбыту. Он позволяет предусмотреть локализацию групп потребителей и их дифференциацию. В связи с этим появилась возможность создать широкую базу данных, характеризующих индивидуальные потребности потребителей. Более того, в настоящее время все более широкое распространение получает маркетинг, ориентированный на индивидуальных потребителей[9].

Механизмы сбытовой деятельности постоянно видоизменяются в зависимости от складывающихся внешних условий. Следует ожидать, что в ближайшие 15 лет на западном рынке процесс структурных преобразований в области сбытовой деятельности продолжится.

Это:

) централизация систем распределения, позволяющая повысить надежность поставок при сокращении уровня запасов на предприятиях и одновременно обеспечить доступ к рынкам сбыта мелким поставщикам;

) концентрация объема заказов на поставку продукции по большинству товаров;

) действия поставщиков по сочетанию стимулирования сбыта выпускаемой ими продукции с рекламой предприятий торговли;

) развитие информационного обеспечения всех участников хозяйственных договоров о поставке товаров[11].

Сбыт - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта с целью получения максимальной прибыли.

В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать:

. Комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок:

формирование спроса;

комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям;

отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения.

Организацию расчетов за готовую продукцию:

установление условий;

заключение договоров;

осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию.

Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Хотя сбыт - завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и производственных возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства продукции[2].

Для эффективной деятельности предприятия в рыночных условиях необходима комплексная структурная перестройка системы управления сбытом, «родившейся» во времена планового ведения хозяйства. Грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности способна обеспечить конкурентоспособность предприятия[12].

Оптимизация сбытовой деятельности российских предприятий на начальном этапе предполагает последовательное решение следующих основных задач:

разработку внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в положении о сбытовой политике;

анализ адекватности (с последующей доработкой) существующей оргструктуры отделов, занимающихся вопросами реализации продукции, современными условиями хозяйствования;

разработку комплекса организационно-нормативных документов (в частности, положений об отделах и должностных инструкций), регламентирующих сбытовую деятельность предприятия в рыночных условиях;

разработку формальных процедур контроля сбыта готовой продукции в целях приведения системы внутреннего контроля в соответствие принципу регламента.

Таким образом, изучив теоретические аспекты системы управления сбытовой деятельности, можно сделать выводы о том, что Сбытовая логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями.

Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

Основной метод сбытовой деятельности является прямой сбыт.

Прямой сбыт - это установление прямых контактов с покупателями[2].

2. Анализ и совершенствование системы планирования и организации сбытовой деятельности «СИБЭКО»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «СИБЭКО»

ОАО "СИБЭКО" - крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии.

Открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (прежнее наименование Закрытое акционерное общество "Новосибирскэнерго") создано 18 марта 2004 года в соответствии с решением единственного учредителя Общества в лице Совета директоров ОАО "Новосибирскэнерго" (протокол № 9 от 13.02.2004).

сентября 2010 года в связи с государственной регистрацией новой редакции Устава Общества произошло изменение наименования Общества:

предыдущее наименование: Закрытое акционерное общество "Новосибирскэнерго"; ЗАО "Новосибирскэнерго";

новое наименование: Открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания"; ОАО "СИБЭКО";

Место нахождения организации: Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57.

Адрес для направления почтовой корреспонденции:

Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57. Приемная: тел./ факс: 353-65-27.

ОАО "СИБЭКО" с 1 июля 2011 года является 100% правопреемником ОАО "Новосибирскэнерго" в части тепло- и электроснабжения на оптовом рынке энергии и мощности.

Правопреемственность перешла к ОАО "СИБЭКО" в рамках реорганизации ОАО "Новосибирскэнерго", призванной разделить компанию по видам деятельности[15].

Необходимость проведения этих процедур обусловлена исполнением федерального законодательства «Об электроэнергетике», по которому с 2011 года в отрасли становится невозможной любая аффилированость между сетями и генерацией. В связи с этим было принято решение о выделении из состава ОАО "Новосибирскэнерго" 2 обществ - ОАО «Генерация», с последующим присоединением общества к ОАО "СИБЭКО" и ОАО «Электромагистраль»[15].

Компания обеспечивает надежные поставки электрической и тепловой энергии в Новосибирской области и Алтайском крае.

В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят шесть тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске, Барабинская ТЭЦ в Куйбышеве и Бийская ТЭЦ (ОАО "Бийскэнерго") [4]

Приоритеты Общества:

. энергосбережение и энергоэффективность;

. экология;

. социальная ответственность.

ОАО «СИБЭКО» возглавляет группу компаний (ГК), профилированных по видам деятельности - генерация тепловой и электрической энергии, транспорт тепловой энергии, добыча угля, автотехника, обучение, связь.

Разрабатываемая ОАО «СИБЭКО» стратегия до 2017 года призвана обеспечить сбалансированное развитие энергетического комплекса и направлена на решение следующих задач:

обеспечение надежности выработки и поставки энергоресурсов;

удержание и расширение присутствия ГК на рынке теплоснабжения;

повышение эффективности и качества деятельности ГК;

снижение издержек во всех звеньях и элементах технологической цепи производства и транспортировки энергии;

повышение экологической привлекательности посредством выполнения комплекса природоохранных мероприятий[4].

Линейно-функциональная организационная структура ОАО «СИБЭКО» представлена на рисунке 2.1.

Рабочие органы

Органы управления

органы контроля














Рисунок 2.1 -Линейно-функциональная организационная структура управления ОАО «СИБЭКО»

Взаимодействие органов управления Общества с Комитетами Совета директоров и иными структурными подразделениями ОАО «СИБЭКО» обеспечивается Корпоративным секретарем Общества[17].

Основным партнерами по продаже мощности являются: Открытое акционерное общество «Новосибирскэнергосбыт», Открытое акционерное общество «РУСАЛ, Красноярский Алюминиевый Завод», Открытое акционерное общество «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания», Открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт», Открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская

Алюминиевая компания»[17].

По поставкам тепловой энергии основными партнерами ОАО «СИБЭКО» являются:

Открытое акционерное общество «Новосибирскгортеплоэнерго» (оказывает услуги по транспорту тепловой энергии).

Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ»,

Муниципальное унитарное предприятие «Куйбышевжилкомхоз» города Куйбышева Новосибирской области, Общество с ограниченной ответсвенностью «КоммуналСервис» (основные поставщики холодной воды).

Владельцы ведомственных котельных (доля ведомственных котельных в общем объеме продаж ОАО «СИБЭКО» тепловой энергии и горячей воды составляет 4%)[4].

Основные конкуренты организации:

По поставки электроэнергии: ОАО «Иркутскэнерго» (ГЭС), ОАО «РусГидро» + Красноярская ГЭС, СУЭК (ОАО «Кузбассэнерго» + ТГК-1), ОАО «Иркутскэнерго» (ТЭС), ОГК-4, ТГК-11, ОГК-6, ОГК-3, Южнокузбасская ГРЭС, ТГК-14, ОАО «Бийскэнерго», Остальные (миниТЭЦ)

Среди тепловых станций, входящих в состав Новосибирской энергосистемы, наиболее конкурентоспособными на рынке электрической энергии являются ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5.

Конкурентами ОАО «СИБЭКО» на рынке тепловой энергии являются владельцы котельных, которые снабжают тепловой энергией небольшую часть потребителей или используют тепловую энергию для теплоснабжения собственных объектов (крупныеторговые центры - Торгово-развлекательный центр АУРА, Торгово-развлекательный комплекс «Ройял Парк», Семейный торговый цент МЕГА г. Новосибирск)[4].

Для того, чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, мы составим SWOT-анализ (таблица 2.1).анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации.Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. В общем виде, SWOT-анализ, как правило, служит для выявления сильных и слабых сторон фирмы. Но важной частью SWOT-анализа является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений[2].

Таблица 2.1 - SWOT - анализ ОАО «СИБЭКО»

Сильные стороныСлабые сторонывозглавляет группу компаний, по видам деятельности крупнейшее предприятие Сибири занимает лидирующее положение в своем типе высокий уровень надежности генерирующего оборудования составляет высокую конкуренцию другим станциям Сибирского региона. Разработка и внедрение алгоритмов взаимодействия подразделенийБольшие расходы электрической и тепловой энергии на собственные нужды Недостаточное использование существующего оборудования ВозможностиУгрозыПродажа электрической энергии и мощности Быстрый рост Внедрение новых технологий Совершенствование технического состояния Общества за счет оптимизации инвестиционного и производственного процесса.Высокая степень конкуренции со стороны крупных предприятий Вредные воздействия на экологию

Мы рассмотрели и составили SWOT-анализ предприятия «СИБЭКО». Данный анализ показывает нам, что сильные стороны могут помочь в использовании возникающих во внешней среде возможностей и противодействовать угрозам. Так же мы видим какие слабые стороны могут помешать использованию возникающих во внешней среде возможностей и противодействию угрозам окружения.

Анализ структуры и динамики активов предоставлены на таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Анализ структуры и динамики чистых активов ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012 гг.

Наименование Показателя20112012Отклонение 2012/2011тыс. руб.%тыс. руб.%(тыс. руб.)I АКТИВЫВнеоборотные Активы18 465 23162.35%18 755 70462.55%290 473Оборотные активы11 151 69137.65%11 229 46937.45%77 778ИТОГО активы, принимаемые к расчету29 616 922100.00%29 985 173100.00%368 251II ПАССИВЫДолгосрочные Пассивы7 073 29145.16%5 612 67735.60%-1 460 614Краткосрочные Пассивы8 588 43854.84%10 153 78864.40%1 565 350ИТОГО пассивы, принимаемые к расчету15 661729100, 00%15 766 456100.00%104 736СТОИМОСТЬ ЧИСТЫХ АКТИВОВ13 955 19314 218 704263 515При рассмотрении таблицы 2.2 структуры чистых активов необходимо отметить следующее:

. Доля внеоборотных активов в стоимости имущества в 2012 году составила 62,55%, что больше чем в 2011 году на 0,20%.

. Доля оборотных средств в 2012 году составляет соответственно 37,45%, что меньше чем в 2011 году на 0,20%.

Изменения в 2012 году в структуре активов баланса, принимаемых при расчете чистых активов, произошли за счет увеличения по статье «запасы» и уменьшения по статьям «дебиторская задолженность» (краткосрочная) и «денежные средства».

Изменения в 2012 году в структуре пассивов баланса, принимаемых при расчете чистых активов, произошли за счет уменьшения суммы долгосрочных кредитов и займов и прочих долгосрочных обязательств.

Увеличение стоимости чистых активов в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 263 515 тыс. руб. (1,89%) произошло за счет увеличения стоимости запасов на 388 442 51тыс. руб., прочих внеоборотных активов на 196 487 тыс. руб., основных средств на 128 265 тыс. руб., при этом наблюдается уменьшение краткосрочной дебиторской задолженности на 251 288 тыс. руб. и денежных средств на 139 868 тыс. руб.

Анализ финансового стояния общества, изменение динамики и структуры активов (таблица 2.3)

Таблица 2.3 - Изменение динамики и структуры активов ОАО «СИБКО» за 2011-2012 гг.

ОАО "СИБЭКО"2011г.2012г.Отклонение 2012/2011Доля в структуре активов, %АКТИВ2011 (тыс.руб.)2012 (тыс.руб.)Абсолют ная (тыс.руб.)Относительная %20112012Изменение 2012-2011I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы021 88121 881-0 0.07%0.07 %Основные средства11 779 58111 907 846128 8811.09%39.77%39.71%-0.06%Незавершенное строительство912 917861 757-51 160-5.60%3.08%2.88%-0,20%Долгосрочные финансовые вложения 5 684 2565 679 256-5 000-0.09%19. 19%18.94%-0.25%Прочие внеоборотные активы (с отложен. налоговым активом)88 447284 964 196 487222.08%0.30%0.95%0.65%Итого по разделу I18 456 23118 775 704290 4731.57%62.55%62.34%0.21%II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫЗапасы1 699 7412 088 183388 44222.85%5.74%6.96%1.22%Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям10 9569 155-1 801-16.44%0.04%0.03%-0.01%Дебиторская задолженность (долгосрочная)221 210212 121-9 089-4.11%0.75%0.71%-0.04%Дебиторская задолженность (краткосрочная)8 427 9478 176 659-251 288-2.98%28.46%27.27%-1.19%Краткосрочные финансовые вложения600 694692 07691 38215.21%2.03%2.310.28%Денежные средства191 14351 275- 139 868-73.17%0.64%0.17%-0.47%Прочие оборотные активы000-0.00%0.00%0.00%Итого по разделу II11 151 69111 229 46977 7780.70%37.66%37.45%-0.21%БАЛАНС29 616 92229 985 173368 2511.24%100.00%100.00%

Исходя из таблицы 2.3. балансовая стоимость активов Общества на 31.12.2012 составила 29 985 173 тыс. руб., и увеличилась по сравнению с данными на начало года на 368 251 тыс. руб. (на 1,24%).

Величина внеоборотных активов на конец 2012 года составила 18 755 704 тыс. руб., что на 290 473 тыс. руб. больше (на 1,57%), чем на начало 2012 года, в том числе отклонение произошло за счет изменения следующих статей баланса:

нематериальные активы - увеличение в сумме 21 881 тыс. руб. произошло за счет постановки на учет программ ЭВМ и товарных знаков в сумме 22 066 тыс. руб., при этом начислен износ в сумме 185 тыс. руб.;

основные средства - увеличение в сумме 128 265 тыс. руб. (на 1,09%), произошло за счет поступления основных средств, в сумме 1 284 578 тыс. руб., выбытия в сумме 60 765 тыс. руб., начисленной амортизации в сумме 1 095 548 тыс. руб.;

незавершенное строительство - уменьшение в сумме 51 160 тыс. руб. (на 5,60%) произошло за счет прироста незавершенного строительства в сумме 1 271 600 тыс. руб., выбытия из-за введения в эксплуатацию в сумме 1 306 644 тыс. руб. и прочих выбытий в сумме 16 116 тыс. руб.;

долгосрочные финансовые вложения - уменьшение в сумме 5 000 тыс. руб. (на 0,09%);

прочие внеоборотные активы - увеличение в сумме 196 487 тыс. руб. (на 222,08%) произошло в основном за счет отражения права требования по договору об инвестиционной деятельности в размере 200 000 тыс. руб.

Величина оборотных активов на конец 2012 года составила 11 229 469 тыс. руб., что на 77 778 тыс. руб. больше (на 0,70%), чем на начало 2012 года, в том числе основные отклонения произошли за счет изменения следующих статей баланса:

запасы - увеличение в сумме 388 442 тыс. руб. (на 22,85%), произошло, в том числе за счет увеличения запасов угля на 250 760 тыс. руб., увеличения запасов материалов, переданных на ответственное хранение на 122 391 тыс. руб.;

дебиторская задолженность (краткосрочная) - уменьшение в сумме 251 288 тыс. руб. (на 2,98%), произошло, в том числе за счет уменьшения авансов выданных в сумме 385 958 тыс. руб., прочих дебиторов в сумме 106 068 тыс. руб. и за счет увеличения задолженности покупателей и заказчиков в сумме 240 738 тыс. руб.;

краткосрочные финансовые вложения - увеличение в сумме 91 382 тыс. руб. (на 15,21%);

дебиторская задолженность (долгосрочная) - уменьшение в сумме 9 089 тыс. руб. (на 4,11%)прочие оборотные активы - уменьшение в сумме 141 669 тыс. руб. (произошло в основном из-за снижения суммы денежных средств).В структуре активов на конец 2012 года наибольший удельный вес - 62,55% в общей сумме активов Общества, приходится на внеоборотные активы. Доля оборотных активов в общей сумме активов ОАО «СИБЭКО» составила - 37,45%.

Вследствие изменения динамики активов произошли следующие изменения в структуре активов по состоянию на конец 2012 года:

доля внеоборотных активов на конец 2012 года увеличилась на 0,21% по сравнению с данными структуры 2011 года в основном за счет увеличения доли прочих внеоборотных активов на 0,65%, уменьшения доли долгосрочных 56финансовых вложений на 0,25%, уменьшения доли незавершенного строительства на 0,20%;

доля оборотных активов на конец 2012 года снизилась на 0,21% по сравнению с

данными структуры 2011 года. Отклонение сложилось в основном за счет

увеличения доли запасов на 1,22% и доли краткосрочных финансовых вложений на 0,28%, снижения доли дебиторской задолженности (краткосрочной) на 1,19% и доли денежных средств на 0,47%.

Анализ финансового стояния общества, изменение динамики и структуры пассивов предоставлен на таблица 2.4.

Таблица 2.4 - Изменение динамики и структуры пассивов ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012

ОАО "СИБЭКО"2011г.2012г.Отклонение 2012/2011Доля в структуре активов, %ПАССИВ(тыс.руб.)(тыс.руб.)Абсолютная (тыс.руб.)Относительная %20112012Изменение 2012-2011III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫУставной капитал8 348 9568 348 95600.00%28.19%27.84%-0.35%Собственные акции, выкупленные у акционеров(2)02-100.00%0.00% 00.00%Переоценка внеоборотных Активов1 657 2111 656 745-466-0.03%5.59%5.53%-0.06%Резервный капитал 87 676114 62926 95330.74%0.30%0.38%0.08%Нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет3 322 2833 391 36769 0842.08%11.22%11.31%0.09%Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года539 069707 011167 94231.15%1.82%2.36%0.54%Итого по разделу III13 955 19314 218 708263 5151.89%47.12%47.42%0.30%IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫЗаемные средства5 802 4454 534 234-1 268 211-21.86%19.59%15.12%-4.47%Прочие долгосрочные Обязательства1 270 8461 078 443-192 403-15.14%4.29%3.60%-0.69%Итого по разделу IV7 073 2915 612 677-1 460 61420.65%23.88%18.72%-5.16%V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫЗаемные средства4 862 2416 674 4901 812 24937.27%16.42% 22.26%5.84%Кредиторская Задолженность3 574 9883 295 928-279 060-7.81%12.07%10.99%-1.08%Доходы будущих периодов0-000.00%Резервы предстоящих расходов и платежей151 209183 37032 16121.27%0.51%0.61%0.10%Итого по разделу V8 588 43810 153 7881 565 350 18.23%29.00%33.86%4.86%БАЛАНС29 616 92229 985 173368 2511.24%100.00%100.00%

По данным таблицы 2.4 балансовая стоимость пассивов Общества на 31.12.2012 составила 29 985 173 тыс. руб., и увеличилась по сравнению с данными на начало года на 368 251 тыс. руб. (на 1,24%).

Величина капитала и резервов на конец 2012 года составила 14 218 708 тыс. руб., что на 263 515 тыс. руб. больше (на 1,89%), чем на начало 2012 года, в том числе отклонение произошло за счет изменения следующих статей баланса:

нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года - увеличение в сумме 167 942 тыс. руб. (на 31,15%);

нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет - увеличение в сумме 69 084 тыс. руб. (на 2,08%);

резервный капитал - увеличение в сумме 26 953 тыс. руб. (на 30,74%);

переоценка внеоборотных активов - уменьшение в сумме 466 тыс. руб. (на 0,03%). Величина долгосрочных пассивов на конец 2012 года составила 5 612 677 тыс. руб., что на 1 460 614 тыс. руб. меньше (на 20,65%), чем на начало 2012 года, в том числе отклонение произошло за счет изменения следующих статей баланса:

заемные средства - уменьшение в сумме 1 268 211 тыс. руб. (на 21,86%) произошло в основном за счет уменьшения долгосрочных кредитов банка в сумме 1 292 445 тыс. руб. (в основном за счет перевода задолженности по кредитам из долгосрочной в краткосрочную в соответствии с учетной политикой общества) и увеличения долгосрочных займов в сумме 24 234 тыс. руб.;

прочие долгосрочные обязательства снизились на сумму 192 403 тыс. руб. (на 15,14%).Величина краткосрочных пассивов на конец 2012 года составила 10 153 788 тыс. руб., что на 1 565 350 тыс. руб. больше (на 18,23%), чем на начало 2012 года, в том числе отклонение произошло за счет изменения следующих статей баланса:

заемные средства - увеличение в сумме 1 812 249 тыс. руб. (на 37,27%);58

кредиторская задолженность - уменьшение в сумме 279 060 тыс. руб. (на 7,81%) произошло в основном за счет:

. уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками в сумме 121 017 тыс. руб.;

. уменьшение задолженности прочих кредиторов в сумме 158 043 тыс. руб. (в т.ч. за счет уменьшения задолженности перед бюджетом и во внебюджетные фонды в сумме 192 005 тыс. руб.);

прочие краткосрочные пассивы - увеличение в сумме 32 161 тыс. руб. (на 21,27%) произошло по статье резервы предстоящих расходов и платежей.

Общая сумма привлеченного капитала на 31.12.2012 составила 15 766 465 тыс. руб. По сравнению с данными на 01.01. 2012 увеличение составило 104 736 тыс. руб. (0,67%).

Распределение удельного веса структуры пассивов в валюте баланса, на конец 2012 года выглядит следующим образом:

капитал и резервы - 47,42%, в том числе уставной капитал - 27,84%;

долгосрочные пассивы - 18,72%, в том числе заемные средства - 15,12%;

краткосрочные пассивы - 33,86%, в том числе заемные средства -22,26%

В следствие изменения динамики пассивов произошли следующие изменения в структуре пассивов по состоянию на конец 2012 года:

доля капитала и резервов на конец 2012 года увеличилась на 0,30% по сравнению с данными структуры 2011 года в основном за счет увеличения доли нераспределенной прибыли отчетного года на 0,54% и уменьшения доли уставного капитала на 0,35;

доля долгосрочных пассивов на конец 2012 года уменьшилась на 5,16% по сравнению с данными структуры 2011 года за счет уменьшения доли заемных средств на 4,47% и уменьшения прочих долгосрочных обязательств на 0,69%;

доля краткосрочных пассивов увеличилась на 4,86% по сравнению с данными структуры 2011 года, в основном за счет увеличения доли заемных средств на 5,84% и уменьшения кредиторской задолженности на 1,08%.

Анализ динамики результатов деятельности Общества

На таблице 2.4. предоставлен анализ изменения товарной продукции.

Таблица 2.4 - Анализ изменения товарной продукции ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012 гг.

Наименование статьи20112012Отклонение 2012/2011АбсолютнаяОтносительнаяВыручка от реализации продукции15 469 90026 295 317 10 825 41770,0%Основная продукция14 572 69325 365 53310 792 84074,1%Реализация электроэнергии и Мощности6 227 13914 526 8288 299 689133,3% Выручка от реализации теплоэнергии (теплоносителей) и горячей воды4 486 98110 745 8016 258 820139,5%Выручка от реализации прочих видов энергоресурсов8 99814 7905 79264,4%Выручка от перепродажи товаров3 849 57578 114-3 771 461-98,0%Прочая продукция и услуги897 207929 78432 5773,6%

Фактически за отчетный период получена выручка от реализации продукции в размере 26 295 317 тыс. руб., что выше, чем в 2011 году на 10 825 417 тыс. руб. или 70,0%, и выше, чем в 2010 году на 18 594 085 тыс. руб. или 241,4%. Увеличение выручки, главным образом, обусловлено сменой основного вида деятельности в связи с реорганизацией Общества: до 2 полугодия 2011 года Общество осуществляло деятельность по реализации ТМЦ и сдачи имущества в аренду, начиная с 30.06.2011основными видами деятельности являются производство электрической и тепловой энергии, а также реализация тепловой энергии

Структурный анализ и анализ изменения себестоимости продукции показан на таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Структурный анализ и анализ изменения себестоимости продукции ОАО «СИБЭКО» за 2011 - 2012 гг.

Наименование статьи2011Доля, %2012Доля, %Абсолютное изменение (2012/2011)Относительное изменение (2012/2011)Материальные затраты1 550 55810,52 811 53811,41 260 98081%Топливо7 048 84347,89 900 23440,22 851 39140%Расходы на оплату труда1 054 7757,22 105 8368,51 051 061100%Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды327 7872,2562 0162,3234 22971%Амортизация основных фондов461 9083,1 894 3243,6432 41694%Прочие расходы3 286 68222,36 659 19927,03 372 517103%ИТОГО затраты на производство13 730 55393,122 933 14793,19 202 59467%Покупная электроэнергия1 010 9806,91 708 0986,9697 11869%Себестоимость всей товарной Продукции14 741 532100,024 641 245100,09 899 71367%

Себестоимость товарной продукции за 2012 год составила 24 641 245 тыс. руб., что выше затрат 2011 года на 9 899 713 тыс. руб. Основной причиной отклонений фактической себестоимости в 2012 году от 2011 года произошло в связи со сменой основных видов деятельности, в т. ч. по статьям:

. «Материальные затраты» - доля в себестоимости продукции, материалов и услуг в 2012 году составила 11,4%, в сравнении с 2011 годом увеличилась на 0,9%, рост в абсолютном значении на 1 260 980 тыс. руб.

. «Расходы на оплату труда» - доля в себестоимости продукции, материалов и услуг составила 8,5%, в сравнении с 2011 годом увеличилась на 1,3%, рост в абсолютном значении составил 1 051 074 тыс. руб.

. «Прочие расходы» - доля в себестоимости продукции, материалов и услуг составила 27,0%, в сравнении с 2011 годом увеличилась на 4,7%, рост в абсолютном значении составил 3 372 517 тыс. руб.

. «Топливо» - доля в себестоимости продукции, материалов и услуг составила 40,2%, снижение доли в 2012 году в сравнении с 2011 годом на 7,6%, рост в абсолютном значении составил 2 851 391 тыс. руб.

Анализ динамики результатов деятельности изображён на таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Анализ динамики результатов деятельности ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012 гг.

Наименование статьи2011г.2012г.Отклонение2012/2011АбсолютноеОтносительноеВыручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг15 469 90026 295 31710 825 41770,0%Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг14 741 532 24 641 245 9 899 71367,2%Затраты на 1 рубль реализованной продукции (копеек)95,2993,71-1,58-1,7%Прибыль (убыток) от продаж 728 3681 654 072925 704127,1%РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ4,71%6,29%-1,6%Проценты к получению41 85488 14246 288110,6%Проценты к уплате659 9941 007 227347 23352,6%Доходы от участия в других Организациях62 011295 830233 819377,1%Прочие доходы8 500 440642 212-7 858 228-92,4%Прочие расходы7 793 655750 083-7 043 572-90,4%Прибыль (убыток) от прочей Деятельности150 656-731 126-881 782-585,3%Прибыль (убыток) до Налогообложения879 024922 94643 9225,0%Налог на прибыль и временные Разницы339 955215 935-124 020-36,5%Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода539 069707 011707 01131,2%EBITDA2 377 6292 987 186609 55725,6%ЧИСТАЯ НОРМА ПРИБЫЛИ3,48%% 2,69%--0,8%

Сальдированный результат от прочих доходов и расходов (с учетом процентов к получению и уплате) за 2012 год выражается в получении убытка в размере 731 126 тыс. руб., что меньше прибыли от прочей деятельности за 2011 год на 881 782 тыс. руб. На снижение доходов от прочей деятельности в 2012 году оказало влияние заключение разовых сделок по реализации ценных бумаг и восстановление резервов по сомнительным долгам в 2011 году, а также рост процентов к уплате в 2012 году.

Прибыль до налогообложения под влиянием всех вышеперечисленных факторов за 2012 год в совокупности составила 922 946 тыс. руб., что на 43 922 тыс. руб. больше, чем в 2011 году.

Чистая прибыль отчетного года составила 707 011 тыс. руб., что на 167 942 тыс. руб. выше, чем в 2011 году (на 510 029 тыс. руб. выше, чем в 2010 году). Показатель чистой нормы прибыли в 2012 году составил 2,69%.

Показатель EBITDA за отчетный год составил 2 987 186 тыс. руб., что на 609 557 тыс. руб. выше, чем в 2011 году (на 1 524 580 тыс. руб. выше, чем в 2010 году), увеличение данного показателя, характеризует прибыльность Общества.

На таблице 2.7. показана Финансово-хозяйственная деятельность ОАО «СИБЭКО» в 2011 - 2012 годах и характеризуется следующей динамикой основных финансовых показателей:

Таблица 2.7 - Основные финансовые показатели ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012 гг.

Наименование показателя2011г.2012г.Показатели ликвидностиКоэффициент быстрой ликвидности1.090.89Коэффициент текущей ликвидности1.301.11Показатели деловой активностиКоэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности1.030.84Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни110.50115.56Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни62.5347.82Оборачиваемость запасов, дни32.7026.36Показатели финансовой устойчивостиКоэффициент соотношения заемного и собственного капитала1.121.11Коэффициент концентрации собственного капитала0.470.47Показатели рентабельностиРентабельность продаж4.71%6.29%Норма чистой прибыли3.48%2.69%Рентабельность собственного капитала4.49%5.02%

. Увеличение объемов реализации продукции: за период 2011-2012 годов произошел рост выручки на 241,4% или на 18 594 085 тыс. руб. Выручка за 2012 год составила 26 295 317 тыс. руб. Увеличение выручки, главным образом, обусловлено сменой основного вида деятельности в связи с реорганизацией Общества: до 2 полугодия 2011 года Общество осуществляло деятельность по реализации ТМЦ и сдаче имущества в аренду, начиная с 30.06.2011 основными видами деятельности стали производство

электрической и тепловой энергии, а также реализация тепловой энергии.

. В 2012 году чистая прибыль Общества составила 707 011 тыс. руб.

Финансовое состояние ОАО «СИБЭКО» можно характеризовать как стабильное. Финансово-хозяйственная деятельность Общества за рассматриваемый период эффективна и характеризуется получением чистой прибыли.

Ликвидность активов

По итогам 2012 года значение коэффициента быстрой ликвидности составило 0,89, наиболее ликвидные активы (краткосрочная дебиторская задолженность, денежные средства и ценные бумаги) на 89% покрывают краткосрочные обязательства Общества.

Снижение показателя произошло за счет снижения текущих активов принимаемых к расчету на 299 774 тыс. руб. (в том числе за счет уменьшения краткосрочной дебиторской задолженности на 251 288 тыс. руб., уменьшения денежных средств на 139 868 тыс. руб. и роста краткосрочных финансовых вложений на 91 382 тыс. руб.), при одновременном росте пассивов, принимаемых к расчету, на 1 533 189 тыс. руб. (в том числе за счет увеличения краткосрочных заемных средств на 1 812 249 тыс. руб. и уменьшения краткосрочной кредиторской задолженности на 279 060 тыс. руб.).

Общее покрытие оборотными активами краткосрочных обязательств составляет 111% (нормативное значение коэффициента текущей ликвидности от 1,0 до 2,0). Основной причиной снижения показателя текущей ликвидности стало превышение темпа роста текущих пассивов принимаемых к расчету (18,17%) над темпом роста текущих активов принимаемых к расчету (0,79%). Рост текущих пассивов сложился за счет увеличения краткосрочных заемных средств на 1 812 249 тыс. руб. и уменьшения краткосрочной кредиторской задолженности на 279 060 тыс. руб. Рост текущих активов сложился в основном за счет увеличения стоимости запасов на 388 442 тыс. руб., роста краткосрочных финансовых вложений на 91 382 тыс. руб., уменьшения краткосрочной дебиторской задолженности на 251 288 тыс. руб., уменьшения денежных средств на 139 868 тыс. руб.

Деловая активность

Динамика значений оборачиваемости дебиторской задолженности за период с 2011 года по 2012 год характеризуется снижением скорости оборачиваемости. Это связано с превышением темпов роста средней дебиторской задолженности над темпами роста выручки от продаж. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности составляет 115,56 дней, что на 5 дней больше чем в 2011 году.

Снижение скорости оборачиваемости за период 2011-2012 годов обусловлено значительным ростом суммы дебиторской задолженности и реорганизацией Общества.

Динамика значений показателей оборачиваемости кредиторской задолженности и запасов за период с 2011 года по 2012 год свидетельствует об увеличения скорости их оборачиваемости. Это связано с превышением темпов роста выручки от продаж над темпами роста средней кредиторской задолженности и средних запасов соответственно:

срок оборачиваемости кредиторской задолженности составляет 47,82 дней, что на 14,71 дня меньше чем в 2011;

срок оборачиваемости запасов составляет 26,36 дней, что на 6,34 дня меньше чем в 2011.

Основной причиной снижения показателя соотношения дебиторской и кредиторской задолженности в 2012 году по отношению к 2011 году стало увеличение краткосрочных кредиторской задолженности и кредитов и займов на конец периода на 1 533 189 тыс. руб. (на 18,17%), при одновременном снижении дебиторской задолженности на конец периода на 260 377 тыс. руб. (на 3,01%).

Общую оценку финансовой устойчивости характеризуют коэффициенты концентрации собственного капитала (отношение размера собственного капитала к валюте баланса) и соотношения заемных и собственных средств.

За рассматриваемый период наблюдается следующая динамика показателей финансовой устойчивости:

доля собственного капитала в совокупных обязательствах в 2012 году составляет 47%, так же как и в 2011 году;

значение коэффициента долговой нагрузки, характеризующего соотношение заемного и собственного капитала, в 2012 году составляет 1,11, что на 0,01 меньше чем в 2011 году.

Значения коэффициентов позволяют сделать вывод о сохранении доли заемного капитала и уровня финансовой устойчивости Общества.

Рентабельность

Ключевыми показателями, характеризующими эффективность бизнеса, являются показатели рентабельности (прибыльности) Общества.

В 2012 году они характеризуются следующими значениями:

рентабельность продаж - 6,29% (в 2011 году - 4,71);

норма чистой прибыли - 2,69% (в 2011 году - 3,48%).

рентабельность собственного капитала - 5,02% (в 2011 году - 4,49%

Более высокий темп роста прибыли от продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом (127,09%) над темпом роста выручки от продаж за тот же период (69,98%) обеспечил положительную динамику коэффициента рентабельности продаж - ключевого показателя, характеризующего эффективность производственной деятельности. В сравнении с 2011 годом его значение увеличилось на 1,58.

Снижение показателя нормы чистой прибыли в 2012 год по отношению к 2011 году вызвано превышением темпов роста выручки от продаж (69,98%) над темпом роста чистой прибыли (31,15%). При этом темп роста собственного капитала составил 17,41%, что привело к увеличению рентабельности собственного капитала относительно 2011 года на 0,53.

Анализ выше приведенных финансовых показателей указывает на относительную стабильность финансового положения Общества в 2012 году.

.2 Анализ системы планирования и организации сбытовой деятельности «СИБЭКО»

Рынок электроэнергии подразумевает следующие типы:

Рынок двусторонних договоров:

На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД).

При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.

Рынок на сутки вперёд:

На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы электроэнергии относительно объёмов двусторонних договоров.

На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются

В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить свое производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.

Балансирующий рынок:

Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства.

Рынок мощности:

Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.

Долгосрочный рынок мощности предусматривает:

покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ), по договорам купли-продажи мощности, заключённым по итогам КОМ;

покупку/продажу мощности по свободным договорам купли/продажи мощности, в том числе на бирже (СДМ);

покупку/продажу мощности новых объектов тепловой генерации по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и тепловых электростанций, аналогичным ДПМ.

покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесённым к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (вынужденные генераторы);

покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (РДМ) (в отношении поставок населению и приравненным к населению категориям потребителей);

покупку/продажу мощности генерирующих объектов, определённых по результатам конкурсов и отборов инвестиционных проектов.

В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации, а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

Рынок системных услуг:

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии. В разных странах рассматривают различные типы системных услуг.

Основными из них являются следующие:

первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;

регулирование напряжения;

поддержание резервов мощности;

возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;

регулирование нагрузки потребителей;

противоаварийное управление.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг.

Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;

услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);

услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;

услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.

Так как основными видами деятельности ОАО "СИБЭКО" является производство электрической и тепловой энергии, реализация тепла (пара и горячей воды) потребителям.

В состав ОАО "СИБЭКО"» входят 5 электростанций типа ТЭЦ, 33 котельных.

Установленная электрическая мощность ОАО "СИБЭКО", по состоянию на 01.01.2013г. 2 554.5 МВт.

ОАО «СИБЭКО» является субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Все электростанции ОАО «СИБЭКО» находятся во второй ценовой зоне - зона Сибири. Вся вырабатываемая электроэнергия поставляется на ОРЭ. Деятельность ОАО «СИБЭКО» на ОРЭМ, продажа электрической энергии и мощности, является одним из ключевых видов деятельности Общества[16].

На Рисунке 2.2. показан рост показателей продаж и увеличение выработки электроэнергии с 2007 по 2012 г., а также КУИМ (коэффициент использования установленной мощности).См. Приложение А.

В таблице 2.8. Рассмотрим выработку электроэнергии станциями ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, Барабинская ТЭЦ и подведём итоги.

Таблица 2.8 - Выработка электроэнергии станциями ОАО «СИБЭКО»

Выработка, млн.кВтч200720082009201020112012Новосибирская ТЭЦ-2109113131285134811191311Новосибирская ТЭЦ-3168820151950231518282288Новосибирская ТЭЦ-4128913411312148213281382Новосибирская ТЭЦ-5612070036877793068688109Выработка, млн.кВтч200720082009201020112012Барабинская ТЭЦ116167154154139155Итого103041183911578132281128113245

На таблице 2.9. показан КИУМ (коэффициент использования установленной мощности) - важнейшая характеристика эффективности работы предприятий электроэнергетики.

Таблица 2.9 - КИУМ станций ОАО «СИБЭКО»

Выработка, млн.кВтч200720082009201020112012Новосибирская ТЭЦ-236,6%44,0%43,1%45,3%37,0%43,3%Новосибирская ТЭЦ-338,6%45,9%44,6%52,9%40,8%50,9%Новосибирская ТЭЦ-439,9%41,4%40,7%45,2%39,5%41,0%Новосибирская ТЭЦ-558,2%66,4%65,4%75,4%65,3%76,9%Барабинская ТЭЦ11,6%16,7%15,4%15,4%13,9%15,5%Итого46,6%53,4%52,4%59,7%50,4%59,0%

Структура продажи электроэнергии и мощности на ОРЭМ.

Структура продажи ЭЭ на ОРЭМ и структура продажи мощности на ОРЭМ представлены в Приложении А.

Реализация электроэнергии и мощности в 2013 г. осуществляется с использованием следующих механизмов:

торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи электрической энергии и мощности (РД);

торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам на свободном рынке (РСВ, БР);

торговля мощностью по свободным ценам по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ).

.3 Рекомендации по совершенствованию планирования и организации сбытовой деятельность «СИБЭКО»

Проанализировав внешнюю и внутреннюю среду ОАО «СИБЭКО», были выявлены ключевые проблемы, которые необходимо решить в процессе формирования стратегии предприятия.

Основной задачей является предложить стратегию дальнейшего развития для данной организации, разработать рекомендации и предложить новую технологию по совершенствованию системы планирования и организации сбытовой деятельности.

Таким образом, чтобы усовершенствовать системы планирования и организации сбытовой деятельности ОАО «СИБЭКО», предприятие должно решить следующие ключевые проблемы:

устаревшие технологий;

низкая квалификации сотрудников.

недостаточное регулирование ценовой политики;

небольшой перечень услуг;

плохо развитая рекламная политика;

Нет послепродажного обслуживания

Можно предложить ряд рекомендаций, которые мы сформулировали следующим образом:

внедрение новых технологий;

низкая квалификации сотрудников;

внедрение программы по регулированию и адаптации ценовой политики;

улучшение качества предоставляемых услуг;

расширение перечня услуг;

разработка рекламной политики;

послепродажное обслуживание;

внедрение новых видов услуг, связанных с продовольственными товарами.

Для создания положительного образа фирмы и информирования и привлечения новых покупателей планируется воспользоваться элементами системы маркетинговых коммуникаций, такими как реклама, стимулирование сбыта и пропаганда. Это орудия массового маркетинга, в отличие от методов личной продажи, которые нацелены на конкретных покупателей.

Реклама, т.е. использование продавцом платных средств распространения информации для доведения увещевательных сведений о товарах, услугах или организациях, - мощное средство стимулирования. Решения о средствах распространения информации предполагают установление широты охвата, частоты появления и силы воздействия рекламы; отбор основных видов средств распространения информации; выбор конкретных носителей рекламы и разработку графика использования средств рекламы. И, наконец, оценка результатов рекламной кампании предполагает замеры коммуникативной и торговой эффективности рекламы до, в ходе и после этой кампании.

Для того чтобы дать информацию о своем бизнесе, увеличить количество клиентов, показать фирму с привлекательной стороны, чтобы покупатели обязательно захотели воспользоваться данной продукцией, нужно расширить рекламную кампанию, воспользоваться услугами местных средств массовой информации: разместить рекламу на радио и местном телевидении (видеоролик с использованием юмора, возможно мультипликационный). Планируется воспользоваться услугами всех городских радиостанций, однако наибольшая частота рекламы необходима на радиостанциях «Голос Ангары» (слушают почти все братчане), «Наше радио» (сегмент - молодежь) и «Русское Радио» (сегменты - дети и школьники, взрослые, молодежь). На «Радио Шансон» объем рекламы необходим небольшой, так как его слушают в основном мужчины от 30, которые составляют не такой большой процент целевой аудитории. Необходимость рекламы на этой радиостанции объясняется тем, что она часто звучит в общественном транспорте, которым пользуется целевая аудитория. Формат планируемой рекламы - джингл либо драматизация.

Стимулирование сбыта - это многообразные средства кратковременного побудительного воздействия - купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку, - призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы.

Фирме предлагается проводить различные акции, розыгрыши.

Можно выпустить дисконтные карты с накопительной системой скидок для оптовиков. Наибольший процент скидки должен быть фиксированным, а сумма покупки товара, необходимая для получения скидки, - как можно большей, чтобы мероприятие не принесло убытка.

Также фирме необходимо использовать средства PR для создания благоприятного образа фирмы. Все праздники, которые она проводит, должны освещаться прессой.

Заключение

Изучив теоретические аспекты системы управления сбытовой деятельности, можно сделать выводы о том, что Сбытовая логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями.

Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

Основной метод сбытовой деятельности является прямой сбыт.

Прямой сбыт - это установление прямых контактов с покупателями.

ОАО "СИБЭКО" - крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии.

Открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (прежнее наименование Закрытое акционерное общество "Новосибирскэнерго") создано 18 марта 2004 года в соответствии с решением единственного учредителя Общества в лице Совета директоров ОАО "Новосибирскэнерго" (протокол № 9 от 13.02.2004).

Компания обеспечивает надежные поставки электрической и тепловой энергии в Новосибирской области и Алтайском крае.

В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят шесть тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске, Барабинская ТЭЦ в Куйбышеве и Бийская ТЭЦ (ОАО "Бийскэнерго").

Тип Организационной структуры управления ОАО «СИБЭКО» линейно-функциональный.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СИБЭКО» за 2011-2012 годы можно отметить следующее:

. Увеличение объемов реализации продукции: за период 2011-2012 годов произошел рост выручки на 241,4% или на 18 594 085 тыс. руб. Выручка за 2012 год составила 26 295 317 тыс. руб. Увеличение выручки, главным образом, обусловлено сменой основного вида деятельности в связи с реорганизацией Общества: до 2 полугодия 2011 года Общество осуществляло деятельность по реализации ТМЦ и сдаче имущества в аренду, начиная с 30.06.2011 основными видами деятельности стали производство электрической и тепловой энергии, а также реализация тепловой энергии.

. В 2012 году чистая прибыль Общества составила 707 011 тыс. руб.

Финансовое состояние ОАО «СИБЭКО» можно характеризовать как стабильное. Финансово-хозяйственная деятельность Общества за рассматриваемый период эффективна и характеризуется получением чистой прибыли.

Сильные стороны ОАО «СИБЭКО»:

возглавляет группу компаний, по видам деятельности крупнейшее предприятие Сибири занимает лидирующее положение в своем типе высокий уровень надежности генерирующего оборудования составляет высокую конкуренцию другим станциям Сибирского региона.

Разработка и внедрение алгоритмов взаимодействия подразделению.

Проанализировав сбытовую деятельность ОАО «СИБЭКО» были выявлены следующие проблемы в:

устаревшие технологий;

низкая квалификации сотрудников.

Недостаточное регулирование ценовой политики;

Небольшой перечень услуг;

Плохо развитая рекламная политика;

Нет послепродажного обслуживания

Для решения этих проблем разработали рекомендации по их устранению:

внедрение новых технологий;

низкая квалификации сотрудников;

внедрение программы по регулированию и адаптации ценовой политики;

улучшение качества предоставляемых услуг;

расширение перечня услуг;

послепродажное обслуживание;

внедрение новых видов услуг, связанных с продовольственными товарами.

Список используемых источников

1.Андрианов, В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 364с.

.Аникин, Б.А.Логистика / Б.А.Аникин.- М.: ИНФРА-М, 2009.-240 с.

.Бахарёв, В.О. Производственно - заготовительная и сбытовая логистика фирмы.- СПб., 2009.-224с.

.Годовой отчёт ОАО «СИБЭКО» за 2012 г.

.Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Дашков и Ко, 2004.

.Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: учебное пособие / В.Н. Дегтяренко. - Ростов.: Гардарика, 2009. - 208 с. - ISBN 5-57-004-6

.Дубровский, В.Ж., Чайкин, Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. - Екатеринбург, 2009.-101с.

.Залманова М.Е. Сбытовая логистика: учебное пособие / М.Е. Залманова. - Саратов.: Омега-Л, 2010. - 190 с

.Кардашин, Л.И. Основы технологии товародвижения и организации торговли. - М., 2010.-210с.

.Плоткин Б.К. Основы логистики: учебное пособие / Б.К. Плоткин. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 216 с. - ISBN 6-3568-257-12

.Сбытовая политика фирмы: практическое пособие. - М., 2009.-120с.

.Смехов А.А. Основы транспортной логистики: учебник / А.А. Смехов. - М.: Транспорт, 2009. - 178 с.

.Смехов А.А. Логистика и транспорт: учебное пособие / А.А. Смехов. - М.: Транспорт, 2011. - 199 с. - ISBN 6-456-457-1.

.Соколова Т.В. Маркетинговые исследования сбытовой сети / Т.В. Соколова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4. - С. 28-32.

.Устав ОАО «СИБЭКО»

.Экономика предприятия: Учебник для вузов. Под ред. проф. Н.А.Сафронова.- М., 2009.-234с.

.http://www.sibeco.su/sibeco0100.aspx

Похожие работы на - Организация сбытовой деятельности ОАО 'СибЭко'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!