Экономическое пространство социальной работы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическое пространство социальной работы















Экономическое пространство социальной работы

Введение

Экономическое пространство - это постоянно развивающаяся социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, удовлетворения их потребностей.

Понятие экономического пространства связано с понятием социальная сфера.

Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, экономику здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений.

Социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой - влияет на развитие всего общества. Социальная работа осуществляется в учреждениях социальной защиты различных типов и видов. Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь. Медицинские учреждения оказывают минимум услуг населению, в основном, за счет средств бюджетов и страховых взносов. В настоящее время здоровье рассматривают как экономическую категорию. Так как здоровье трудовых ресурсов необходимо считать составной частью фактора экономического роста и элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В учреждениях здравоохранения и образования социальные работники чаще всего выполняют свои функции. Для удовлетворения насущных потребностей населения учреждения социальной сферы нуждаются в определенных ресурсах. Кроме государственных финансовых источников, используются и средства благотворительных фондов.

Итак, изучение экономического пространства социальной работы позволит определить экономические связи субъектов и совершенствовать их экономические отношения.

1. Социальное обеспечение и защита граждан Украины

Социальное обеспечение и защита граждан Украины - одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.

Граждане Украины имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости, других случаях, предусмотренных законодательством. Это право гарантируется страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения, созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для социальных выплат и пособий. Закон Украины от 6 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении» гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на социальную защиту путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с изменением размера минимального потребительского бюджета и ростом эффективности экономики страны.

Для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный фонд Украины, который является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины. Он действует согласно Положению «О Пенсионном фонде Украины», которое утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1994 г.

Основными задачами Пенсионного фонда и его органов на местах являются: обеспечение финансирования затрат на выплату пенсий в соответствии с законами Украины «О пенсионном обеспечении» и «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; пенсий военнослужащим и работникам органов внутренних дел срочной службы, помощи на детей, а также других затрат, финансирование которых согласно действующему законодательству возложено на Пенсионный фонд. Выполнению задач по социальной защите населения Украины способствуют законы Украины от 25 июня 1997 г. «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» и от 26 июня 1997 г. «О сборе на обязательное социальное страхование».

.1 Социальная защита граждан Украины, на службе в Вооруженных Силах Украины

Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, которые находятся на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, а также членов их семей. Своевременным и основополагающим является Указ Президента Украины от 15 августа 2001 г. № 637/2001 г. «О стратегии преодоления бедности», направленный на снижение масштабов бедности и устранение острейших ее проявлений. В стратегии преодоления бедности отмечается, что в последние годы социально-экономическая ситуация в Украине в корне изменила жизнь населения. Перестройка экономических отношений в условиях спада производства, инфляции, смена форм собственности привели к резкому снижению уровня жизни населения, уменьшению его платежеспособности, расслоению общества по уровню доходов, росту безработицы. В этой стратегии намечены пути, формы и методы преодоления бедности, которые будут реализованы в три этапа. Первый этап (2001-2002 гг.) - проведение комплекса мероприятий по стабилизации, устранению острейших проявлений бедности; второй (2003-2004 гг.) - создание объективных условий для стабильного роста реальных денежных доходов населения, обеспечения оптимального уровня занятости; третий (2005-2009 гг.) - усиление ориентации экономических процессов на удовлетворение потребностей населения, снижения уровня бедности среди наиболее уязвимых слоев населения, создание условий для перехода к стратегии предотвращения бедности. На этом этапе должны активно действовать все разработанные программы социальной защиты, а также эффективная система социального страхования.

социальный здравоохранение образование

2. Экономика здравоохранения

Экономика здравоохранения - это наука о рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов общества на медицинское обслуживание и здравоохранение населения.

На всех этапах своего развития экономика с достаточным вниманием относилась к исследованиям хозяйственных процессов, связанных с медициной. Однако выделение экономики здравоохранения, как науки состоялось лишь во второй половине XX века (50-х годах). Это было обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-первых, именно в XX веке наряду с развитием основных сфер материального производства получила развитие и социальная сфера, включающая здравоохранение. Появилась реальная база, объект исследования - экономические отношения в здравоохранении, что обусловило формирование отдельной области конкретных экономических знаний - экономики здравоохранения.

Во-вторых, именно в то время проблемы медицины, здравоохранения стали рассматриваться с точки зрения экономической эффективности организации и деятельности различных служб охраны здоровья с целью получения желаемых результатов при наименьших материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсах, так как здравоохранение является ресурсоемкой отраслью хозяйства.

В настоящее время делаются серьезные шаги в развитии экономики здравоохранения, как самостоятельной науки. Этому способствует появление и развитие рыночных отношений, процессов коммерциализации здравоохранения, проявляющихся, в частности, в росте объемов платных услуг населению. Кроме того, развивается система медицинского страхования. Это все обуславливает фактическое изменение экономического положения медицинского учреждения, приобретающего черты «услугопроизводящего» предприятия. Изменение статуса медицинского учреждения ведет к изменению характера всех экономических связей и отношений, которые устанавливаются в процессе практической деятельности медицинских учреждений, вынужденными все в большей степени действовать на коммерческой основе, с учетом принципов самоокупаемости. Кроме того, условием и одновременно следствием развития рыночных отношений является появление многоукладности в здравоохранении, когда реальным стало функционирование медицинских учреждений с различной формой собственности. Одним из последствий осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения и, прежде всего, практических врачей. От количества и качества их труда зависит экономический результат деятельности ЛПУ в целом, а также уровень их материального вознаграждения. Исследованием всех указанных процессов в современном здравоохранении и занимается экономика здравоохранения.

.1 Предмет экономики здравоохранения

В здравоохранении, как и в любой другой области деятельности человека, могут быть выделены профессиональная и экономическая стороны. Профессиональная - составляет содержательный аспект медицинской деятельности. Экономическая же сторона предполагает хозяйственные формы, в рамках которых совершается данная профессиональная деятельность. Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не осуществляется в отрыве от какой-либо конкретной экономической формы. Указанные стороны деятельности существуют в неразрывной связи при любых условиях, в любом обществе. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства. Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость. Следовательно, экономику здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности области медицины. Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности. Данные отношения делятся на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.).

Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.). Другая группа отношений носит название социально-экономических отношения. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Обе эти группы отношений тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития. В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения или вне ее рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и миди - экономические. На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати.

Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства. Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур. На миди-экономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

3. Экономика образования

Экономика образования - важная ветвь системы экономических наук. Она относится к числу наиболее молодых, поскольку как наука экономика образования сложилась гораздо позже экономики промышленности и ряда других отраслевых экономик: всего лишь несколько десятилетий назад. Для постижения экономических тайн и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Необходима была специальная наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и раскрыть их движущие силы.

Такой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей.

Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах.

Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается.

Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.

Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ.

Центральным направлением реформирования экономики образования является реструктуризация финансовых потоков.

.1 Переход к рыночной системе

По мере перехода к рыночной системе отношений высшие учебные заведения, осознав свое положение в экономике, начинают формировать на своей базе интеллектуально-инновационные центры, именуемые научно-технологическими парками. Этот этап характеризуется созданием корпоративных структур с целевой ориентацией на "выращивание" наукоемкого бизнеса. Таким образом, в концептуально-методологическом смысле высшее учебное заведение из бюджетной научно-образовательной организации постепенно превращается в учебно-научно-производственный и в определенной мере - предпринимательский комплекс, осуществляющий взаимодействие как с государственными, в том числе и нерыночными, так и с рыночно - предпринимательскими структурами.

В последние годы накоплен опыт привлечения ресурсов из внебюджетных источников. Этому способствовало создание правовой основы в виде Закона "Об образовании". Эти правовые акты дали вузам большую самостоятельность, широкие возможности для привлечения и использования дополнительных финансовых ресурсов. В большинстве вузов созданы различные хозрасчетные и коммерческие структуры: малые предприятия, кооперативы, совместные предприятия, школы менеджеров и бизнеса, коммерческие банки, биржи и др. В хозрасчетных и коммерческих структурах реализуются различные виды деятельности: учебная (образовательные услуги), научно-исследовательская, опытно-конструкторская, информационно-рекламная, учебно-методическая, производственная (выпуск товаров народного потребления, ремонтно-строительные работы), хозяйственная (сдача в аренду помещений и оборудования), посредническая и др.

Одна из основных функций внебюджетных средств - финансирование дополнительной подготовки специалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому проблемы внебюджетного и бюджетного финансирования должны решаться во взаимосвязи. Необходима соответствующая система финансирования вузов, сердцевиной которой должно стать развитие нормативного государственного финансирования вузов.

В этой ситуации пересмотр концепции финансирования высших учебных заведений с целью стабилизации сложившегося интеллектуального потенциала должен быть направлен на изыскание и использование новых источников финансирования в непрерывно меняющихся условиях формирования рыночной экономики; законодательное формирование и эффективное использование налоговых льгот вузам; решение проблем собственности вузов, включая собственность на землю; подготовку и выпуск адаптированных к реалиям рыночной экономики переходного периода специалистов, формирование государственного прогноза образовательных услуг высшей школы и обоснование объемов и структуры финансирования госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием; выработку принципов и подходов к облику системы финансирования высшего образования с учетом появляющихся и развивающихся в вузах новых структур и институтов рыночной ориентации; разработку конкретных организационных, экономических, правовых и информационных механизмов реализации новой концепции финансирования; возможную коррекцию законодательных и нормативных актов по высшей школе в интересах реализации новой системы финансирования высшего образования.

В области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием реформирование экономического механизма должно осуществляться по следующим основным направлениям: установление обоснованного государственного заказа органом управления образованием и финансирование по нормативам из бюджета с учетом типа, вида и категории образовательного учреждения, уровня и сроков реализуемых образовательных программ; расширение путей и возможностей привлечения внебюджетных средств (дополнительные образовательные услуги; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала предприятий; научно-исследовательская, производственная, консалтинговая, сертификационная деятельность; обучение иностранных студентов, аспирантов; поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений; введение социального образовательного кредита и т.д.).


Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В данной области тесно переплетаются социальное и экономическое, экономическое и этическое. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно неимоверно велика. Всякие попытки принизить ее, приписать рынку труда достаточность внутренних механизмов саморегулирования означают, мягко говоря, чистейшей воды экономизм утопического толка.

Специфика рынка труда, заключается в неотъемлемости товара - рабочей силы от его носителя. Попытки вычленить «экономического» человека, отделив его от более глубокой и широкой гаммы составляющих его существа, есть не что иное, как самая грубая форма экономического материализма. Несмотря на имеющиеся теоретические наработки общественных наук в нашей стране и за рубежом, а также на практическое их применение в индустриально развитых странах в рамках социально-экономических систем организации труда на предприятиях, в учебной литературе продолжается навязывание чисто рыночных подходов к анализу трудовых отношений с мизерной корректировкой в сторону социальной сферы.

.1 Роль рынка в формировании рабочей силы страны

Необходимо признать ограниченную роль рынка прежде всего в формировании совокупной рабочей силы страны, т.е. в ее воспроизводственном процессе, так как государство берет на себя основную тяжесть с самого рождения человека до его глубокой старости в обеспечении условий для воспитания, получения образования, профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечении охраны здоровья, формировании и повышении его культурного уровня, социальном обеспечении. Поэтому и с точки зрения общественного, и отдельно взятого капитала государство выполняет важную миссию по подготовке для использования им главного производственного ресурса, издержки на воспроизводство которого несоизмеримы с выгодой от его эксплуатации.

Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей. Принципы минимального уровня оплаты труда, индексации заработной платы в связи с инфляцией, ограничения на увольнения работников, выплаты выходных пособий, создания новых рабочих мест являются неотъемлемыми атрибутами законодательства подавляющей части индустриально развитых стран. Несмотря на то, что подобного рода законодательные акты подвергаются резкой критике со стороны адептов «свободного» рынка и нареканиям со стороны работодателей, они становятся нормой социально-экономического бытия людей труда и предпосылкой достойного человеческого существования.

Государство имеет дело как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.

Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной слабансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в активных, а не в пассивных формах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет, с одной стороны, умерить иждивенческие настроения у части безработных, с другой - быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.

Заключение

Итак, изучение экономического пространства социальной работы позволит определить экономические связи субъектов и совершенствовать их экономические отношения.

Основными задачами являются: обеспечение финансирования затрат на выплату пенсий в соответствии с законами Украины «О пенсионном обеспечении» и «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; пенсий военнослужащим и работникам органов внутренних дел срочной службы, помощи на детей, а также других затрат, финансирование которых согласно действующему законодательству возложено на Пенсионный фонд.

Появилась реальная база, объект исследования - экономические отношения в здравоохранении, что обусловило формирование отдельной области конкретных экономических знаний - экономики здравоохранения. В настоящее время делаются серьезные шаги в развитии экономики здравоохранения, как самостоятельной науки. Этому способствует появление и развитие рыночных отношений, процессов коммерциализации здравоохранения, проявляющихся, в частности, в росте объемов платных услуг населению.

Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.

По мере перехода к рыночной системе отношений высшие учебные заведения, осознав свое положение в экономике, начинают формировать на своей базе интеллектуально-инновационные центры, именуемые научно-технологическими парками.

Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В данной области тесно переплетаются социальное и экономическое, экономическое и этическое. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно неимоверно велика. Специфика рынка труда, заключается в неотъемлемости товара - рабочей силы от его носителя.

Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей. Принципы минимального уровня оплаты труда, индексации заработной платы в связи с инфляцией, ограничения на увольнения работников, выплаты выходных пособий, создания новых рабочих мест являются неотъемлемыми атрибутами законодательства подавляющей части индустриально развитых стран.

Список используемой литературы

1. Айзинова И.М. Социальная защита населения в периоды экономического роста и спада //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2009.

. Кириков А.С. Основные направления реализации стратегии социальной защиты в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований. - 2009. - № 2

. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С. 29-43

. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003. 737 с.

. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004.

. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В./ Экономика - М.: 2003-592с.

. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1999

. Иохин В.Л. Экономическая теория: Учебник/ В.Л. Иохин - М.: Юристь, 2003-861 с.Кузнецова

. Н.Г. Экономическая теория/ Н.Г. Кузнецова - Ростов н/Д 2007-528 с. Носова С.С. Экономическая теория :Учебник/ С.С. Носова - М.: Дашко и К, 2003-492 с Океанова З.К. Экономическая теория :

Похожие работы на - Экономическое пространство социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!