Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917)

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917)

Курс лекций

по Истории социологии (Часть 2. Классические теории социологии).

Тема: Социология Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917).

Введение

Основные понятия и категории: социальная морфология, социальная физиология, реализм, рационализм, детерминизм, нормативная система, социальная функция, социальный факт, социологизм, коллективное сознание, социальный реализм, общественное разделение труда, социальная солидарность, аномия, самоубийство, социальный ритуал.

Текст лекции: Здравствуйте, сегодня на лекции мы рассмотрим социологическую концепцию величайшего французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Лекция будет состоять из трех частей. В первой части мы рассмотрим краткую биографию социолога и запишем названия его основных трудов. Вторая часть будет самой объемной и сложной - мы рассмотрим идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Дюркгейма и вытекающие из этого теории, концепции и идеи самого Дюркгейма. И в третьей части в качестве заключения мы сделаем выводы о влиянии идей французского социолога на последующее развитие социологии и об историческом значении его учения.

дюркгейм социология идейный философский

1. Биография и основные труды

Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале <#"729534.files/image001.gif">

Далее рассмотрим понятие «социологизм» в социологии Дюркгейма. В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

·              онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия):

а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому - развивается в соответствии с определенными законами;

б) общество - реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;

·              методологический (вытекает из онтологического):

а) поскольку социология - часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей;

б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Следующая концепция, которую мы рассмотрим в социологии Дюркгейма касается самоубийства как социального феномена. Данная концепция была раскрыта ученым в одноименной работе «Самоубийство».

Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах”. На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийства подчинена определенной закономерности. Дюркгейм рассматривал самоубийство в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности семейными, религиозными, национальными и др.

Типологию самоубийств он выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку они слишком многообразны, а часто неизвестны, из-за чего не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний общественного сознания, которые объясняют характер взаимоотношений индивида и социальной группы. Дюркгейм выделял три типа самоубийств: 1) эгоистическое, 2) альтруистическое, 3) аномическое.

Эгоистическое самоубийство происходит из-за разрыва социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны любовью и объединены с той группой, к которой они принадлежат, они с большим упорством борются за свое существование. Кроме того, сознание цели, стоящей перед ними , заставляет их забыть о своих страданиях. Чем сильнее ослабевают внутренние связи в группе, тем меньше индивид от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. Эгоистичный вид самоубийства тот, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, Дюркгейм пишет о том, что отдельные индивиды настолько связаны с обществом, что оно не может стать больным, не заразив их. Общество - это та цель, которой мы отдали лучшие силы своего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы теряем смысл нашей деятельности. Подводя итог, Дюркгейм говорит, что эгоизм не вспомогательный фактор, но причина. Если разрывается связь человека с жизнью, это происходит потому, что ослабла его связь с обществом. Что касается частных факторов, то, по Дюркгейму, они случайны. Если человек так легко склоняется под ударами обстоятельств, то это потому, что состояние общества сделало из него добычу, готовую для самоубийства.

Альтруистическое самоубийство выступает своеобразной обратной стороной эгоистического. Недостаточно развитая индивидуальность также может привести к самоубийству. В обоих случаях человек совершает самоубийство не потому, что хочет, а потому, что должен; общество принуждает его к этому. Это значит, что индивидуальная личность в этой среде ценится очень низко. Дюркгейм поясняет, что такое самоубийство совершается из чувства долга, вот почему он называет его обязательным альтруистическим, ибо не всякое альтруистическое является обязательным. В целом в ситуации, когда общество полностью подчиняет себе индивида, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, но и не дорожит жизнью других.

Аномическое самоубийство вызывается аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым социальным условиям.

Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, другие теряют свое социальное положение, это вызывает рост числа самоубийств. Аномия, по мнению Дюркгейма, является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличных от всех других типов тем, что он определяется беспорядочной неурегулированной человеческой деятельностью.

Но он замечает и некое сходство между эгоистическим и аномическим типами. И тот и другой определяются отчужденностью, недостаточной близостью общества к индивиду, но в целом они независимы друг от друга и выбирают жертв в разных слоях обществ. Эгоистическое - в среде интеллигенции, в сфере умственного труда, а аномическое - в мире торговли и промышленности.

Исследование Дюркгейма о самоубийстве имело большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в системе социологического познания общественной жизни.

Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, что процент самоубийства у мужчин выше, чем у женщин, а в городах выше, чем в сельской местности; что среди протестантов самоубийств больше, чем среди католиков; что этот процент выше среди одиноких, вдовых и разведенных людей, чем у женатых, а у женатых он выше среди бездетных.

Дюркгейм писал, анализируя социальные проблемы, связанные с причинами роста самоубийств, что рост их числа “вытекает не из существа прогресса, а из особых условий, в которых осуществляется прогресс в наше время”. В качестве профилактики самоубийств он ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида со всех сторон. В этом плане он не надеется ни на государство, ни на церковь, ни на семью. Главное средство - укрепление профессиональных корпораций, основной функцией которых будет улаживание классовых конфликтов.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с разных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийств, но и в социологии в целом.

Важнейшим компонентом социологии Дюркгейма является его концепция религии.

Эмиль Дюркгейм разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии - само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира. Дюркгейм сосредоточивает внимание на изучении первобытной религии с тем, чтобы выявить элементарную форму религии (что в религии является самым важным и постоянным, неотъемлемо присущим ей во всех ее последующих модификациях), определить главную функцию религии в обществе.

Социальная жизнь, согласно Дюркгейму, по самой природе своей является коллективной. Переживание членами общественной группы объединяющей их связи с “высшей силой”, представленной тотемом, ритуальная деятельность, совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. Дюркгейм видит в религии особое социальное действие, которое отличается от всех других тем, что направлено на священный объект. Это самое главное в религии - различение священных вещей и профанных, обычных. Представления о священном облекаются в мифологические формы и выливаются в ритуалы (жертвоприношения, очистительные обряды и т. д.), роль которых состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в профанный мир. Религиозное сознание - сознание, различающее два мира - священный и профанный, которые существуют раздельно.

Тотемические верования и ритуалы объединяют членов клана в единое социальное целое. Источником религиозной жизни является, таким образом, сам социальный способ существования людей. При всех изменениях в ходе истории религиозных верований, ритуалов, организации религиозной жизни эта главная интегрирующая функция религии в обществе остается. Дюркгейм определяет религию как “целостную систему верований и обрядов, относящуюся к священным, т. е. отделенным (от обычных вещей), запретным вещам, - верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует”. По сути, это такое определение религии, которое исключает представление о сверхъестественном.

В религии общество обожествляет само себя; ее смысл в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Дюркгейм полагал, что оценка религиозных верований в категориях истины и заблуждения лишена смысла, важно то, что она справляется со своей функцией. Это не исключает того, что в истории общества на смену одним религиям приходят другие, старые боги рано или поздно умирают, рождаются новые. Более того, Дюркгейм констатировал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, бывшее всегда объектом религиозного поклонения, становится предметом научного исследования. Тот социальный смысл, который был душой религии и выражался в мифах и символах, утверждается теперь в науке, ее объяснении мира, уже не скрываясь за мифами и символами. Религиозное чувство получает рациональное выражение в морали. Секуляризация сужает область действия традиционной религии, различные сферы общественной жизни приобретают все более светский характер. Сама социология становится новым символом веры, утверждая “научный дух” в противоположность клерикализму, освобождая общество от церковного руководства, утверждая гуманизм и социальную солидарность. Этот прогноз относительно будущего религии в традиционном понимании, когда “святое” церковь воплощала в своих богах, - прогноз, согласно которому на смену старым религиям придет “религия человечности”, в которой святыней станет человек, - обусловлен главной идеей социологии Дюркгейма: в религии реализуется присущая людям способность к обожествлению обычных вещей, которым придается сакральный характер, благодаря чему они становятся способными выполнять интегрирующую функцию, сплачивая общество в единое целое.

Наряду с этой главной функцией, религия способна, полагал Дюркгейм, выполнять и “моторную функцию”, поскольку она формулирует идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют общественное развитие.

Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Архаическим обществам присущ “механический” тип солидарности, означающий полное поглощение индивидуального сознания коллективным. В ходе истории возрастающее разделение труда приводит к тому, что “коллективное сознание” утрачивает прежнюю силу, действует в более ограниченной сфере: “механическая” солидарность сменяется “органической”, когда учитываются различие индивидов и их взаимозависимость.

Преобладающая роль религии в обществе связана с “механической солидарностью”, коллективное сознание здесь тождественно религиозному. Вот почему с развитием общества религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами. Совершенно очевидно, что на определенных этапах истории “без богов” люди не могли бы жить. У Дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения вещей, характеристика ее социальной полезности и значимости.

Последняя концепция, которую мы будем рассматривать в социологии Дюркгейма - это идея социальной солидарности.

Дюркгейм за свою жизнь создал множество статей, рецензий, лекций, многие из которых опубликованы после его смерти. При жизни издано лишь четыре книги: “О разделении общественного труда”(1893), “Метод социологии”(1895), “Самоубийство”(1897), и `Элементарные формы религиозной жизни”(1912).

Первая книга представляет собой публикацию докторской диссертации Дюркгейма. Ее содержание намного шире заглавия, ее основная цель - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Разделение труда, по мнению автора, тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, где традиционные верования утратили свою силу. Для обоснования этого Дюркгейм выдвигает следующую теорию. В архаических (сегментарных) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном (механическая солидарность. А в развитых (организованных) она основана на автономии индивидов, разделении функций, причем коллективное сознание здесь не исчезает, но действует в ограниченной сфере.

 

Схема


Механическая солидарность Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

Органическая солидарность Основа на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)

1. Морфологическая (структурная) основа

Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) Слабая взаимозависимость Относительно малый объем населения Относительно низкая материальная и моральная плотность

Организованный тип (слияние рынков и рост городов) Слабая взаимозависимость Относительно большой объем населения Относительно высокая материальная и моральная плотность

2. Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права

Правила с реститутивными санкциями Преобладание административного, гражданского, коммерческого, процессуального и конституционного права

3а. Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем Высокая интенсивность Высокая определенность Власть группы абсолютна

Малый объем Низкая интенсивность Низкая определенность Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

3б. Содержание коллективного сознания

Высокая степень религиозности Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества в целом Конкретность и детальный характер

Возрастающая светскость Ориентированность на человека (связь с его интересами и открытость для обсуждения) Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости Абстрактность и общий характер


Мы преодолели самый сложный этап - разобрались в идеях и теориях Дюркгейма и узнали многое из его биографии. Теперь мы рассмотрим историческое значение его учения и влияние его идей на последующее развитие социологии, а также подведем итоги проделанной работы.

Создание социологии как академической дисциплины считается одним из главных элементов интеллектуального наследия Дюркгейма. Его работы повлияли на формирование такого социологического течения, как структурализм или структурный функционализм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. К учёным, испытавшим влияние Дюркгейма, относят Марселя Мосса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%81,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, Мориса Хальбвакса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D1%81,_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81>, Жана Пиаже <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD>, Мишеля Фуко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D0%BE,_%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, Клиффорда Гирца <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%80%D1%86,_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B4>, Питера Бергера <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3>, Роберта Беллу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82>, Зию Гёкальпа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D1%91%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BF> и других. Итак, сегодня на лекции мы рассмотрели биографию ученого, предпосылки формирования его идей, его основные работы, а также теории и концепции, рассмотренные в этих работах. Надеюсь, в течение своего последующего обучения социологии вы не раз убедитесь в том, какую важнейшую роль играла личность Эмиля Дюркгейма в социальных науках. Его методологию вы с успехом можете использовать для своих будущих эмпирических исследований, а его концепции - для своих собственных теоретических построений. Теперь предлагаю вашему вниманию список литературы, которая может вам понадобиться для подробного изучения и повторения той информации, которую мы рассмотрели на сегодняшней лекции.

Список литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М: 1999.

. Гофман А.Б. От классика к классику: Дюркгейм и ранний Сорокин // Социологический форум. Выпуск: № 1-2 за 2000.

. Громов И., Мацксвич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

. Дюркгейм Э. М. Мосс. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М., 1996.

. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.

. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. А.Н. Ильинского. СПб.: Союз, 1998.

. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с. - (История социологии в памятниках).

. История буржуазной социологии ХТХ - начала XX - М.: Наука. 1979.

. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. ред. - академик РАН Г. В. Осипов - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, М. 1999.

. История теоретической социологии. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания) - М.: ИЧП Издательство Магистр, 1998.

. Мелихов А. Эмиль Дюркгейм. Неуслышанный пророк // Новое время - 1999-№35-с 33-35

Похожие работы на - Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!