Социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин

Введение

Актуальность исследования: Социальные представления - инструмент группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик. Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. [1]

Психологические последствия насилия стали предметом особого интереса специалистов в области психического здоровья сравнительно недавно. Благодаря проведенным исследованиям стали очевидны масштабы деструктивного воздействия насилия на психическое здоровье населения. Более пристальному изучению подверглись психические нарушения, развивающиеся вследствие перенесенного насилия (входящие в группу различных нозологических форм под общим названием «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», включая и посттравматическое стрессовое расстройство) и вызванные им защитно-приспособительные реакции (психологические защиты и копинг-поведение) [6].

Насилие может проявляться в межличностных отношениях, в отношениях субъекта с разными социальными институтами, а также в отношениях между разными сообществами. Оно может проявляться в семье, и при этом его жертвами часто становятся женщины и дети. [17]

Сексуальное насилие оставляет неизгладимый след в психике жертвы. Серьезность последствий зависит: от обстоятельств, связанных с личностными особенностями жертвы и насильника; от продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий; от реакции окружающих. [5].

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких ученых как: Г. Андреевой, Ю. М. Антонян, Н. Н. Богомоловой, РР. А. Бэрона, Д. Бирна, П. Вейнингера, Э. Гидденс, Б. Т. Джонсона, Б. А. Диденко, М. А. Ельцина, Н. О. Зиновьевой, Н. Б. Калюжной, И. С. Кона, А. С. Копытина, А. И. Кравченко, И. Г. Малкиной-Пых, Н. Ф. Михайловой, Р. А. Мокшанцева, Р. Мэй, В. А. Образцова, К. В. Сельченок, Н. Г. Шумского, И. В. Ювенского.

Целью данной работы является изучение социальных представлений о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин.

Задачи исследования:

Изучение теоретического материала по проблеме исследования

Подобрать выборку исследования

Подобрать диагностические методики, выявляющие социальные представления о сексуальном насилии

Провести эмпирическое исследования, выявляющее социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин.

Подтвердить гипотезу статистически

Разработать рекомендации по снижению агрессивности по развитию эмпатии сексуальное насилие агрессивность

Объект исследования: социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин.

Предмет исследования: различия в социальных представлениях о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин.

Гипотеза исследования: существуют различия в социальных представлениях о сексуальном насилии: маньяк и жертва молодых мужчин и молодых женщин.

Методы и методики исследования: анализ литературных источников, наблюдение в процессе тестирования, тестирование, метод математической статистики.

Нами были использованы следующие методы:

Теоретические методы анализа данных:

изучение и анализ научно-психологической литературы

Эмпирические методы анализа данных:

методика «Семантический дифференциал»

воспринимаемый индекс виды (PGI)

диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей)

Статистические методы анализа данных:

методы математической статистики

Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе данного исследования могут быть использованы в кризисных, в учебных заведениях, психологических центрах при проведении коррекционных и психотерапевтических мероприятий с молодежью, и жертвами насилия.

Эмпирическая база исследования: 40 молодых мужчин и 40 молодых женщин, обучающихся в Академии ВЭГУ г. Уфа.

Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

I. Теоретическое исследование социальных представлений о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин

.1 Исследование проблемы социальных представлений в научно-психологической литературе

Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, аппелируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.

Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения и определяют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т. п. [1]

Социальное представление выполняет три функции в социальном взаимодействии: познания (описания, классификации и объяснения); опосредования (регуляции, ориентации) и адаптации (интеграции новых знаний и стандартов к сложившимся).

Социальные представления как объект эмпирического исследования и как исходное понятие теоретических конструкций разного уровня обобщений уже рассматривались в отечественной литературе. Таким образом, надо полагать, что в основном эта область исследований либо известна российским специалистам, либо при желании доступна несмотря на мизерные тиражи некоторых фундаментальных работ. [19]

Предваряя последующий анализ, можно сразу сказать, что в исследованиях социальных представлений наиболее ярко воплотились все отмечавшиеся выше черты западноевропейской социальной психологии, характерные для нее, начиная с 70-х годов. К ним относятся: возврат к собственному интеллектуальному наследию; ориентация больше на социологию, социальную философию, нежели на психологию; стремление выйти за рамки межиндивидуальных отношений, системный анализ, попытка включить в сферу внимания не только стерильный скелет социального познания (например, когнитивные схемы), но и процесс их социокультурной детерминации.

Идейным источником концепции является социологическая теория Дюркгейма. На протяжении ряда десятилетий она не привлекала внимания социальных психологов в Западной Европе до тех пор, пока не стала очевидной ограниченность и неполнота американской парадигмы. Обращение к идеям Дюркгейма было не только своевременным, но и, как оказалось, весьма удачным. [10]

Во всяком обществе социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. [1]

Социальные представления - это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые, они обладают особыми характеристиками области организации содержания, ментальных операций и логики. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления предопределены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуляции, наконец, функциями, которые они выполняют во взаимодействии с миром и другими людьми.

В качестве примеров социальных представлений можно назвать представление группы о групповой задаче, образ города, представление о природе болезни и т.п. Все эти и многие другие репрезентации имеют следующие общие характеристики, которые объединяют их в одну категорию. Каждая из них всегда замещает собой какой-то объект (идею, человека, событие и т.п.); представляет собой образ, в котором чувственное и рациональное взаимозаменимы; символизирует и означает; конструирует

(реальность); автономна и креативна; неразрывно связана с языком и

культурой. [10]

.2 Сексуальное насилие

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие. [3]

Физическое насилие - это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, классифицируются как преступление. [22]

Психологическое (эмоциональное) насилие - это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбление идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику. [17]

Сексуальное насилие - вид домогательства, выражаемых в форме как навязчивых сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления. [31]

Таким образом, насилие - форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей.

Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие насилие по отношению к человеку очень широко и, кроме тех действий, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, включают также и другие действия: принуждение или поощрение совершать поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба; препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать; злоупотребление властью. [7]

Распространённость сексуальных девиаций и перверсий в человеческих популяциях оценивается неоднозначно. По МсСагу проявления садизма отмечаются у 5% мужчин и 2% женщин (причем нередко садизм имеет гомосексуальную ориентацию), мазохизма - у 2,5% мужчин и 4,6% женщин, трансвестизма - у 1 % людей. Гомосексуализму подвержены около 4-5% мужчин и 1-2% женщин. Бисексуализм распространен среди 10% (иногда называют даже 30% и более, он наиболее трудно распознаваем) мужчин, и несколько меньше среди женщин. Несколько иные данные приводит «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM-III-R) Американской психиатрической ассоциации, а мазохизм, например, относит сугубо к мужским расстройствам.

О распространённости большинства сексуальных аномалий нет сведений вовсе, и даже приведённые оценки носят очень приближённый и не вполне достоверный характер. К тому же в этой статистике никак не учтены расовые и национальные особенности, своеобразие обычаев и специфика разных культур и, наконец, влияние среды. Например, очевидно, что среди южных народностей с более «жарким» темпераментом (арабов, кавказцев, негров, латиноамериканцов) проявления аномального сексуального поведения должны встречаться несколько чаще, чем у флегматичных народов севера, что напрямую обусловлено климатом. Сказываются на сексуальности и социальные условия жизни людей. Вряд ли полуголодные жители Бангладеш в такой же степени пристрастны к педерастии или упомянутому «свинингу», как зажравшиеся обитатели мировой «столицы гомосексуализма» - Сан-Франциско. [16]

То, что мы можем видеть - лишь верхушка айсберга человеческой извращённости. Возможно ли при подобной пестроте и неоднозначности выявить математически выраженную корреляцию сексуальной извращённости с человеческой хищностью? Очевидно, нет. Возможно лишь попытаться определить хотя бы основные, «магистральные» связи. Понятно, что это будут те сексуальные извращения, которые так или иначе связаны с повышенной и/или извращённой агрессивностью. Это позволяет выделить из всего имеющегося «аномально-сексуального множества» те сексуальные - самые страшные - отправления, которые, вне сомнении, предпочитают именно хищные гоминиды.

Ситуация усложняется ещё и тем, что и без того интимная сексуальная сфера, тем более утаивается, если она имеет извращённый, и особенно - преступный характер. Чем выше интеллектуальный уровень сексуального девианта, тем большую осторожность и изощрённость он проявляет в осуществлении своих действий. Значительная часть их не имеет никаких конфликтов с законом. Многие ведут просоциальный (внешне благонамеренный) образ жизни, оттесняя все свои глубинные комплексы в подсознание, и находя для них выход лишь в сублимированных формах: мерзкие формы искусства, литературы, конъюнктурная деятельность в самых различных областях. Но в первую очередь и главным образом, они стараются найти себя в деятельности, которая так или иначе связана с социальным доминированием, с властью, т.е., - в политике, в структурах организованной преступности, в религии (как в официальной церковности, так и в изуверском, тоталитарном сектантстве). [49]

И уж тем более скрыты для «стороннего» наблюдателя предельно чудовищные формы сексуального поведения хищных гоминид - невменяемых морально, но весьма хитроумных и изощрённых по части утаивания следов своих любовных утех: закапывания и растворения серной кислотой трупов или, наоборот, хозяйственной, спорой разделки, консервирования и маринования частей туш партнёров. Но когда для хищного субъекта открывается возможность безнаказанного отправления всех его хищных потенций, то тогда на историческом небосклоне вспыхивают такие «звёзды первой величины», как Нерон, Калигула, Бокасса (президент-каннибал Центрально-африканской Республики с 1966 по 1979 гг.) и многие другие. [4]

Исследование, проведенное Маршаллом и др. в 2001 году, показало, что насильники-мужчины проявляют меньше эмпатии <#"729477.files/image001.gif">

По результатам исследования, 22% молодых женщин испытывают чувство вины на специфические события, и 18,5% молодых мужчин испытывают чувство вины на специфические события. Говоря о сексуальном насилии, женщины часто испытывают чувство вины. Им обидно за то, что на земле живут подобные существа, как сексуальные маньяки, которые издеваются над женщинами, калечат их тела и души. Мужчины же не считают сексуальное насилие таким уж кошмаром, они не склонны испытывать чувство вины за то, что женщинам жертвам изнасилований приходится переносить подобные муки.

Шкала цинизма

По результатам исследования, 18,5% молодых женщин и 21,9% испытывают откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным долгам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определенных моральных ценностей. . Другими словами, сексуальные отношения должны развиваться по обоюдному согласию, но большинство мужчин считают, что если он желает заняться сексом, то женщину спрашивать не обязательно.

Шкала агрессивности


По результатам исследования, 19,7% молодых женщин и 20,8% молодых мужчин. По своей природе мужчины более агрессивны, чем женщины. Говоря о сексуальном насилии, мужчины считают, что избиение сопротивляющейся женщины это вполне нормально.

Шкала враждебности


По результатам исследования 18,7% молодых женщин и 21,6% молодых мужчин испытывают чувство враждебности - неприязненное отношение к тому, с кем они находятся в конфликте. По А. Басе, это узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Обсуждая сексуальное насилие, мужчины испытывают враждебность по отношению к сексуальному маньяку. «Попадись он мне, я бы…» мужчины очень часто используют эту фразу при демонстрации враждебного отношения.

Вывод по главе II

В исследовании социальных представлений о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин нами были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал», «Воспринимаемый индекс вины», «Диагностика враждебности», «Насилие в семье: гендерный аспект».

По данным методики «Семантический дифференциал» мы выявили, что мужчины относятся к сексуальному насилию более лояльно, чем женщины.

По результатам исследования методики «Воспринимаемый индекс вины», 22% молодых женщин испытывают чувство вины на специфические события, и 18,5% молодых мужчин испытывают чувство вины на специфические события.

По результатам исследования методики «Диагностика враждебности», 18,5% молодых женщин и 21,9% испытывают откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным долгам господствующей идеологии.

По результатам исследования методики «Насилие в семье: гендерный аспект», 19,7% молодых женщин и 20,8% молодых мужчин.

III. Рекомендации и коррекционная программа по снижению агрессивности, враждебности, развитию эмпатии

.1 Особенности составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Принцип единства коррекции и диагностики.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

Деятельностный принцип коррекции.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

Принцип комплексности методов психологического воздействия.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

Принцип программированного обучения.

Принцип возрастания сложности

Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Прихокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Диагностический

Установочный

Коррекционный

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

.2 Практические рекомендации по снижению агрессивности

. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств; позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того как клиент успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у клиента возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными клиентами. Когда клиент демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача человека, сталкивающегося с агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:

не повышать голос, не менять тон на угрожающий;

не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

не использовать негативную оценку личности, его близких или друзей;

не использовать физическую силу;

не втягивать в конфликт посторонних людей;

не настаивать на своей правоте;

не читать нотации, проповеди;

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого агрессора.

. Сохранение положительной репутации.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

публично минимизировать вину клиента, но в беседе с глазу на глаз показать истину;

не требовать полного подчинения, позволить клиенту выполнить ваше требование по-своему;

предложить клиенту компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Поведение психолога, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

пауза, дающая возможность клиенту успокоиться;

внушение спокойствия невербальными средствами;

прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

использование юмора;

признание чувств клиента.

8. Предупреждение агрессивных действий.

Никогда не следует поощрять клиента за проявленную агрессивность;

в необходимых случаях такого клиента успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

изредка стоит дать клиенту почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением. [19]

.3 Коррекционная программа по снижению враждебности

Цель программы: помочь юношам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 - 3 упражнения ), рефлексию ( в рисунках ), ритуал прощания.

Структура занятия

Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать юношей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние юношей, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления). Количество игр и упражнений 2-4 .

Рефлексия занятия - оценка занятия. Арттерапия, беседы.
Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат юношам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений (программа представлена в Приложении 5).

.4 Коррекционная программа по развитию эмпатии

Задачи тренинга:

формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,

овладение навыками практического самопознания;

развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок;

преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Тренинг состоит из 2 занятий по 4-5 часов каждое (программа представлена в Приложении 6).

Заключение

Роль социальных представлений в разные исторические периоды была далеко не одинакова. Она зависела от действия специфических законов развития общественных информаций, способствующих и не способствующих формированию и выражению мнения народа. Теоретики права стремились раскрыть роль мнения в государственной жизни, моралисты - влияние его на нравственную жизнь общества, психологи - особенности формирования мнения в разных социальных группах и т.д. [40]

Важным признаком социальных представлений является не только то, что они публично высказываются и защищаются, но и то, как широко они распространены.

Специфика социальных представлений состоит в том, что в этих суждениях выражается отношение в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.

Социальные представления отражают все или почти все стороны жизни общества. Они включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Социальные представления широко охватывают сферу чувств людей, одобряют или осуждают их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти с необходимостью присутствуют в социальных представлениях.

Ключевыми понятиями феномена социальные представления являются понятия объекта и субъекта. Объектами социальных представлений выступают факты, события и процессы. Субъектом социальных представлений выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Социальные представления проявляются в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая социальных представлений включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на их формирование оказывают различные феномены массовой психологии. [24]

Что касается сексуального насилия, то социальные представления о нем сформированы в основном средствами массовой информации. В наше время на экраны выходят много фильмов с данной тематикой, в которых маньяк предстает в образе звероподобного человека, очень несимпатичной наружности, проживающий либо на окраине города, либо имеющий подпольную пыточную. Таким образом, формируются неверные социальные представления, которые делают жертв сексуального насилия более уязвимыми. Также существуют люди, относящиеся к сексуальному насилию как положительно, так и отрицательно. Это также зависит от гендерных, культурных и религиозных стереотипов. [47]

Эмпирическую базу исследования составили 40 молодых мужчин и 40 молодых женщин в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в Академии ВЭГУ. В процессе исследования нами были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал», «Воспринимаемый индекс вины», «Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей», «Насилие в семье: гендерный аспект».

В исследовании социальных представлений о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин нами были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал», «Воспринимаемый индекс вины», «Диагностика враждебности», «Насилие в семье: гендерный аспект».

По данным методики «Семантический дифференциал» мы выявили, что мужчины относятся к сексуальному насилию более лояльно, чем женщины.

По результатам исследования методики «Воспринимаемый индекс вины», 22% молодых женщин испытывают чувство вины на специфические события, и 18,5% молодых мужчин испытывают чувство вины на специфические события. Это на 3,5 % меньше, чем у молодых женщин.

По результатам исследования методики «Диагностика враждебности», 18,5% молодых женщин и 21,9% испытывают откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным долгам господствующей идеологии. Это на 3,4% больше, чем у молодых женщин.

По результатам исследования методики «Насилие в семье: гендерный аспект», 19,7% молодых женщин и 20,8% молодых мужчин. Это на 1,1% больше, чем у молодых женщин.

При составлении практических рекомендаций, нами были использованы следующие коррекционные мероприятия: Игры: «Эхо», «Мое имя», «Угадай, кого не стало?», «Голос тебе знаком?», «Мяч», «Связующая нить», «Прогулка», «Пойми меня и передай», «Передай улыбку другому»; упражнения: «Тренируем эмоции», «Ассоциации», «Интервью»; рисование на тему «Мое настроение».

Нами были использованы следующие виды психокоррекций:

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

Таким образом, гипотеза существуют различные социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин была доказана.

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психологический журнал. 2004. № 4.

Авдеев Д. А. Духовная сущность психических расстройств: Размышления православного врача. - М., 2008. - С. 116.

Авиценна (Абу Али ибн Сина). Трактат по гигиене // Книга знания: Избр. философ, произведения. - М., 2009. - С. 660-716.

Агрессия и психическое здоровье / Под. ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. -Спб.,- 2002, С. 33.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Спб.,- 2009.

Андреева Г. М. Проблемы каузальной атрибуции в межличностном восприятии//Вопросы психологии. 2009. № 6.

Андреева Г. М. Психология социального познания.- М.,-2007.

Андреева Г. М. «Социальная психология» С. 106, 126

Андриенко Е. В. «Социальная психология» С. 212

Антонян Ю. М., Леонова О. В., Шостакович Б. В. «Феномен зависимого преступника»/ Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б.В. Шостакович; Под. ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Аспект-Пресс, 2007, С. 33

Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1 - с. 18.

Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. - М-., 2002.

Бажин Е. Ф., Голынкина Е.А., ЭткиндА. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) //Психодиагностическая серия. Вып. 6. -М.,- 2008.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 2009.

Башкатов С.А. Математическая обработка данных психологического исследования: учебное пособие для студентов вузов / С.А. Башкатов; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). - Уфа, 2010. - с. 21 - 25.

Бендас Т.В. Гендерная психология

Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этический аспекты.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.,- 2005. - С. 37-80.

Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 352 с.

Вострокнутов Н.В. Патологические формы делинквентного поведения у детей и подростков. Автореф., дис. докт. мед. наук, -М.,- 2008.

Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии/ Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. -М.,- 2005.

Гидденс Э. Социология

Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.

Диденко Б. А. «Хищная любовь» С. 22

Зейгарник Б.В. Патопсихология. -М.,- 2002, С. 313.

Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. « Психология и психотерапия насилия» С. 46

Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. -Спб-., 2003.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии.- М.,- 2006.

Копытин А. И. «Арт-терапия жертв насилия» С. 2

Криминалистика /Под ред. В.А. Образцова. - М.,- 2009.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,- 2005, С. 113.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. -М.,- 2001, С. 193 - 219.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М.: Международная пед.акад., 1994. - 365с.

Малкина-Пых И. Г. «Психология поведения жертвы» С. 42

Мокшанцев Р. А., Мокшанцева А. Б. «Социальная психология» С. 35

Образцов В. А., Богомолова Н. Н. «Криминалистическая психология» С. 5

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002. 510 С.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. - 160с.

Сафуанов Ф.С. Пограничные психические расстройства и психологические механизмы криминально-агрессивных действий // Преступное поведение (новые исследования): Сб. научных трудов. - М.,- 2002, С. 14 - 54.

Ткаченко А.А. Сексуальные извращения - парафилии. -М.,- 2009, С. 151.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / Пер. с нем. М.В. Вульфа. -М.,- 2003., С. 173.

Шихирев П. Н. «Современная социальная психология» С. 209

Приложение 1

Методика «Семантический дифференциал»

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.

Инструкция-задание к методике: «Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.

-2 -1 0 +1 +2 +3

Плохой Хороший

Неприятный Приятный

Непривлекательный Привлекательный

Настойчивый Не настойчивый

Бесполезный Полезный

Жестокий Лояльный

Неважный Важный

Незначимый Значимый

Несущественный Существенный

Грубый Мягкий

Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

Приложение 2

Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI)

Цель: изменение чувства вины как состояния и черты.

Описание: PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G-state) и как генерализованной Я-концепции (черты) (G-trait). Этот инструмент отличается от других, так как в нем подсчитывается только один индекс, а его значения основываются на данных, полученных а студентах колледжа. Опросник создавался по данным, полученным на выборке студентов (n = 80), и разрабатывался на основе пунктов, состоящих из прилагательных и фраз, описывающих вину. Вторая выборка студентов колледжа оценивала каждый пункт в терминах интенсивности чувства вины. 83 пункта были отобраны по показателям медианы. Затем еще одна (финальная) выборка студентов оценивала пункты с помощью семантического дифференциала. Из них были отобраны 11 пунктов для расчета одномерного индекса эмоционального переживания чувства вины.

Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершенными делинквентами. Когда обе шкалы (G-trait и G-state) используются совместно, G-trait шкалу желательно предъявлять первой.

Нормы: нормативные данные непригодны. Значения оценок по всем пунктам основана на выборке, состоящей из 55 студентов.

Опишите ваши чувства (1)

Инструкция (S): Ниже приводится список слов и фраз, которые люди используют для того, чтобы описать свои чувства в различных ситуациях. Пожалуйста, отметьте то слово или фразу, которые наиболее полно описывают Ваши чувства В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Прежде чем сделать выбор, внимательно ознакомьтесь со всем списком чувств. Обратите внимание: Вам нужно выбрать только ОДНО слово или фразу, которые наилучшим образом описывают то, что Вы ЧУВСТВУЕТЕ СЕЙЧАС.

Осуждающий

Невиновный

Подавленный

Постыдный

Спокойный

Недостойный

Разочарованный

Сдерживаемый

Находящийся состоянии упадка

Раздражительный

Незаслуживающий прощения

Опишите Ваши чувства (2)

Инструкция (Т): Ниже приводится список слов и фраз, которые люди используют для того, чтобы описать, как они испытывают чувство вины в различных ситуациях. Пожалуйста, отметьте то слово или фразу, которые наиболее точно описывают Ваши ОБЫЧНЫЕ чувства. Прежде чем сделать выбор, внимательно ознакомьтесь со всем списком чувств. Обратите внимание: Вам нужно выбрать только ОДНО слово или фразу, которые наилучшим образом описывают то, как Вы ОБЫЧНО переживаете чувство ВИНЫ.

Осуждающий

Невиновный

Подавленный

Постыдный

Спокойный

Недостойный

Разочарованный

Сдерживаемый

Находящийся состоянии упадка

Раздражительный

Незаслуживающий прощения

Обработка данных

Можно применить два способа обработки данных: (1) подсчет индекса каждой шкалы (G-trait и G-state) по отдельности и (2) определение реакции вины человека в ответ на специфическую ситуацию и сравнение этой реакции человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально».

Каждый пункт имеет следующие значения:

= 6,8

= 1,1

= 4,3

= 9,4

= 2,0

= 7,8

= 5,9

= 3,4

= 8,6

= 5,3

= 10,4

Второй метод обработки результатов методики более сложный. Используя значения пунктов, приведенные выше, затем проведите следующие вычисления:

От значения G-state отнять значение G-trait.

Прибавьте к полученному результату 10. (Константа 10 используется, чтобы ликвидировать путаницу со знаками «+» и «-»).

Если полученное значение будет выше 10, значит интенсивность реакции чувства вины ниже обычных переживаний.

Надежность: Надежность обеих шкал сообщается в терминах тест-ретестовых корреляций с итервалом в четыре недели. Показатели шкалы G-state не коррелировали между собой, как и следовало ожидать при изменении состояния. Показатели шкалы G-trait слегка коррелировали между собой (0,30).

Валидность: Так как изменение реакции чувств вины (вторым методом обработки результатов), PGI показывалось для того, чтобы быть чувствительным для определения суммы выборов, попавших как последовательность священной профессии. Конкурентная валидность демонстрируется различиями отношений между показателями состояния и особенности чувства вины для групп, где вина повышалась и понижалась в четырехнедельный период.

Приложение 3

Методика диагностики «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей)

Инструкция: Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

- обычно

- частично

- иногда

- случайно

- редко

- никогда

Обработка и интерпретация результатов

Ключ к тесту

Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22

Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27

Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25

Варианты ответа

Баллы

1 - обычно 2 - часто 3 - иногда 4 - случайно  5 - редко 6 - никогда

6 5 4 3 2 1


Интерпретация результатов шкалы цинизма

баллов и больше - высокий показатель;

- 65 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;

- 40 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;

баллов и меньше - низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:

баллов и больше - высокий показатель;

- 45 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;

- 30 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;

баллов и меньше - низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы враждебности:

баллов и больше - высокий показатель;

- 25 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;

- 18 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;

баллов и меньше - низкий показатель

Приложение 4

Методика диагностики «Насилие в семье, гендерный аспект»

Текст опросника


Вопросы

Да

Нет

1

Может ли мужчина быть домашним работником?

0

1

2

Может ли женщина быть изнасилована мужем?

0

1

3

1

0

4

Может ли среди Ваших друзей оказаться человек гомосексуальной ориентации?

0

1

5

Выглядят ли смешно старые люди на дискотеке или ночном баре?

1

0

6

Может ли пожилая женщина стать жертвой изнасилования?

0

1

7

Должна ли женщина обязательно стать матерью?

1

0

8

Должен ли мужчина быть кормильцем семьи и обязательно зарабатывать больше денег?

1

0

9

Может ли женщина вообще не работать?

1

0

10

Можно ли оправдать насильника, если сама жертва выступала в роли провокатора?

1

0

11

Если женщина не работает, находится ли она во власти или под контролем своего партнера?

0

1

12

Согласны ли вы с понятием «нормальный человек»?

1

0

13

Всегда ли человек, не соответствующий норме, вызывает у вас осуждение?

1

0

14

Предпочтительнее ли оставлять ребенка с матерью?

1

0

15

Должны ли пенсионеры освобождать молодежи рабочие места?

1

0

16

Подвергались ли вы в жизни прямому насилию?



17

Ощущали ли вы когда-нибудь внутренний протест против структурного насилия?



18

Нужно ли менять установленные гендерные стереопиты?




Приложение 5

Коррекционная программа по снижению враждебности

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

Занятие 1. «Знакомство».

Приветствие ведущего.

Игра «Эхо»

Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.

Игра «Моё имя»

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают

Тебе нравиться твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени участника, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Игра «Угадай, кого не стало?»

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие участниками друг друга.

Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Голос тебе знаком?»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Юноши встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что - либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.

Рисование автопортрета.

Расслабление.

Участники занимают удобное положение, удобную позу.

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.

Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы повзрослеете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения юноши встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Занятие 2. «Имя»

Приветствие.

Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.

Игра «Мяч»

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока юноши не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.

Беседа

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Участники хаотично раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает им сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если юноши испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение.

Игра «Связующая нить»

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает юношам - бросает клубок ему ещё раз. Этот приём диагностичен: можно увидеть юношей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернётся к ведущему нить должна быть размотана и находиться у каждого подростка в руке, т.е. имитация единого целого, каждый важен и значим в этом целом.

Игра «Прогулка»

Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды». Давайте поплескаемся!

В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес юношей).

Рисование самого себя.

Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает юношам нарисовать самого себя в трёх зеркалах:

в зеленом - такими, какими они представляются себе сами;

в голубом - такими, какими они хотят быть;

в красном - такими, какими их видят друзья .

Игра «Пойми меня и передай»

Цели. Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Юноши встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Занятие 3. «Настроение»

Приветствие.

Этюд «Бархатные ручки»

Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.

Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

Беседа

Ведущий говорит с юношами об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему «Моё настроение»

Цели. Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.

Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает юношам:

а) нахмуриться как:

осенняя туча;

рассерженный человек;

б) позлиться, как:

два барана на мосту;

при ссоре с другом;

в) испугаться, как:

в милиции;

птенец, упавший из гнезда;

при встрече со злой собакой;

г) улыбнуться, как:

кот на солнышке;

само солнце;

будто ты увидел чудо.

Игра «Передай улыбку другому»

Цель. Ауторелаксация.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)». [29]

Приложение 6

Коррекционная программа по развитию эмпатии

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООЦЕНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ

Работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко.

Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что "сильные стороны" - это не то же самое, что "положительные черты характера" или "достоинства". Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать "сильные стороны" только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.

Назначение:

создание благоприятных условий для работы группы;

создание атмосферы искренности и доверия;

ознакомление участников с основными правилами и принципами тренинга;

принятие правил групповой работы;

самодиагностика и самораскрытие членов группы;

развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции.

I. ЗНАКОМСТВО

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам.

Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.

"ПРЕДСТАВЛЕНИЕ"

Назначение:

формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;

умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

"АССОЦИАЦИИ"

Назначение:

развитие ассоциативной памяти для запоминания имен;

психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.

Участникам предлагается вспомнить личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и его тренинговое имя, например: "Ольга - обаятельная", "Владимир - вольный". Затем каждый участник произносит свое имя, прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник повторяет вес то, что говорили до него.

Этап знакомства заканчивается упражнением

"ИНТЕРВЬЮ"

Назначение:

развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

2. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

"ЗЕРКАЛО"

Назначение:

развитие осознания "языка" собственного тела и телодвижений;

развитие эмпатии и рефлексии.

Участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый.

Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения партнера - как зеркальный образ Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут.

"НАЙДИ ПАРУ"

Назначение:

развитие прогностических возможностей и интуиции;

формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10-15 минут.

. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРАСКРЫТИЯ, РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМОАНАЛИЗА И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, МЕШАЮЩИХ ПОЛНОЦЕННОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ

"КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН"

Назначение:

формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики;

выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы;

углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

"АВТОПОРТРЕТ"

Назначение:

формирование умений распознавания незнакомой личности,

развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным.

На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.

По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

"БЕЗ МАСКИ''

Назначение:

снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;

формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."

"Верю, что я ..."

"Мне бывает стыдно, когда я ..."

"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

"ОБРАЗ "Я"

Назначение:

более глубокое осознание личностного существования;

соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ

"ЕДИНСТВО"

Назначение:

выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;

формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

"ФОТОРОБОТ"

Назначение:

формирование творческого воображения;

формирование умения абстрагироваться.

Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.

На упражнение отводится 15 минут.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"ПОЗИЦИЯ"

Назначение:

рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

. Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

. Участники заполняют анкету "Обратная связь".

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ

В занятие включены упражнения, построенные по принципу "обратной связи". Обратная связь - это сообщение, адресованное человеку о том, как его воспринимают, что чувствуют при взаимоотношениях с ним, какие чувства вызывает у окружающих его поведение.

Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в себе и в особенностях своих отношений с окружающими, должен обращать внимание на различные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях поведения. Обеспечение других обратной связью способствует повышению взаимного доверия, создает условия для более глубоких и теплых отношений, а также способствует формированию позитивного самовосприятия участников тренинга.

На занятие отводится 3-4 часа.

Назначение:

закрепление тренингового стиля общения;

совершенствование навыков самоанализа и самовыражения;

формирование умения слушать и давать "обратную связь".

. ПРИВЕТСТВИЕ

В начале второго дня участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем дне. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения (вопросы могут носить как открытый, так и закрытый характер). Например:

. "С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?"

. "Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?" "Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?"

. "Чем вызваны затруднения, с которыми вы вчера встретились?"

"ПРИВЕТСТВИЕ"

Назначение:

формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или

"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

На занятие отводится 10-15 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

2. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

"ПОДЕЛИСЬ СО МНОЙ"

Назначение:

• эмпатийная диагностика личностных качеств;

• расширение репертуара способов взаимопонимания.

Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:

• нежность,

• умение сочувствовать,

• умение создавать хорошее настроение,

• эмоциональность,

• доброжелательность,

• интеллект,

• организаторские способности,

• твердость характера,

• решительность,

• креативность.

Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.

Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

"ПОРТРЕТ"

Назначение:

формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам;

приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.

Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

"ИНТЕРВЬЮ"

Назначение:

развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;

формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.

Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

III. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ

«ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ"

Назначение:

формирование навыков психомоторного взаимодействия;

сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

"Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

Назначение:

формирование умения давать обратную связь;

выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

"МЕТАФОРА"

Назначение:

• формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения;

• овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

Задание:

• какой образ рождается при взгляде на этого человека?

• какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

• какие люди могут его окружать?

• какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины?

• какие времена все это напоминает?

Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно или создавая образ всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы.

На упражнение отводится - 1 час.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"КОМПЛИМЕНТЫ"

Назначение:

отработка навыков эмпатии и новых способов поведения;

формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Дается задание: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

На упражнение отводится 15-20 минут.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

В конце второго занятия подводятся итоги по проведенному тренингу первой ступени.

Ведущий еще раз обобщает теоретический материал, даваемый им по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от проведенных занятий, отвечает на возникшие у них вопросы, подводит итоги совместной работы

Обсуждаются результаты анкетирования, проведенного после первого цикла занятий (анкета "Обратная связь"), дополненные и откорректированные с учетом второго цикла занятий. [7]

Похожие работы на - Социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва глазами молодых мужчин и женщин

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!