Социальная защита и реабилитация наркозависимых
Правительство
Санкт-Петербурга
Комитет по
науке и высшей школе
Санкт-Петербургское
государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Петровский колледж»
Курсовая
работа
по
профессиональному модулю Право и организация социального обеспечения
Тема:
Социальная защита и реабилитация наркозависимых
Исполнитель Семакина З. А.
Руководитель Луговская Наталья Георгиевна
Санкт-
Петербург 2014г
Содержание
Введение
. Общие
принципы, проблемы, задачи и тенденции развития реабилитационно-профилактической
работы
.1
Наркомания, как общественное явление, её истоки и факторы распространения
.2
Современные представления о профилактике наркомании
.3 Общие
принципы профилактики и реабилитации
.4 Типы
профилактик
. Стратегия
национальной безопасности
.1 Попытки
модернизации
.2 Анализ
реабилитационных центров
.3 Этапы
лечебно-диагностических мероприятий
.4 Задачи,
цели, результаты
.5 Правовое
регулирование оказания наркологической помощи
Заключение
Список
литературы
Введение
Наше общество далеко не уникально в своей наркологической эволюции. В
мировой практике мы видим многочисленные примеры подобных наркологических
явлений.
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на охрану
здоровья и медицинскую помощь. Гарантируется право на медицинскую помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет
средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В 1974 г. СССР официально признали наркоманию. Именно в этот период был
выпущен "Указ Президиума Верховного Совета «Об усилении борьбы с
наркоманией".
Можно выделить три условных этапа этой эволюции: репрессивная наркология,
реабилитационная наркология, мотивационная наркология, которая, прежде всего,
предполагает анонимность, доступность и бесплатную наркологическую помощь.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена одной из наиболее острых
социальных проблем в России - количество лиц, страдающих от наркотической
зависимости, растет в геометрической прогрессии. Ежегодно умирают около 70
тысяч наркоманов, большинство из них - молодые люди, едва достигшие 25 лет. В
связи с этим, в социальной работе назрела необходимость в конкретных, реальных
и эффективных мерах, направленных, прежде всего, на профилактику этого страшного
порока современности.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс
медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими
материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не
всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым не
существует.
1. Общие принципы, проблемы, задачи и тенденции развития
реабилитационно-профилактической работы
1.1 Наркомания, как общественное явление, её истоки и факторы
распространения
Наркотикам уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур и
для разных целей, например: для религиозных обрядов, для восстановления сил,
для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.
Если совсем кратко и не уходить вглубь времён, то известно, что индейцы
Южной Америки любили жевать листья коки, дабы доставить себе удовольствие или
заглушить боль. В Индокитае использовали для одурманивания листья каннабиса
(конопля), в Юго-Восточной Азии было распространено потребление опиума-сырца,
гашиша и других опиатов. Это было не повсеместно, и объяснялось национальными и
религиозными традициями.
Основные психоактивные вещества были привезены в Европу из Америки и это
кокаин (из Южной Америки), а различные галлюциногены (из Центральной Америки).
Сегодня все психоактивные вещества делятся на:
· Легальные - этиловый спирт, никотин, кофеин.
· Нелегальные природные - опиум, гашиш, кокаин, марихуана,
героин.
· Нелегальные синтетические - экстази, ЛСД и др.
Мы будет говорить о нелегальных.
Сейчас употребление наркотических средств не связано ни с религией, ни с
национальностью и прочим. Это огромный оборот денежных средств, который связан
с реализацией. На данный момент, наркотики уже не являются натуральными, а всё
больше и больше синтезируются, вырабатываются новые химические формулы для
изготовления наркотических средств, к которым привыкание с первого раза равно
100%, что осложняет реабилитацию.
1.2 Современные представления о профилактике наркомании
Министерство образования Российской Федерации в 2002 г. разработало
концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде. В ней говориться, что в России низкий уровень
информирования населения о профилактике наркотической патологии и практически
отсутствием доступности квалифицированной бесплатной лечебно-реабилитационной
помощи. Что уж говорить о консультативной помощи для лиц, которые только хотят
приобщиться к употреблению психоактивных веществ.
Важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления
психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность
мероприятий на контингент школьного возраста. Именно эта возрастная группа
несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию. Примером может
служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных
заведений в США, чего нет у нас.
1.3 Общие принципы профилактики и реабилитации
В ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о международном
сотрудничестве в решении мировой проблемы наркотиков говориться: «…борьба с
мировой проблемой наркотиков является общей и совместной задачей, которую
необходимо решать в многостороннем контексте, требует комплексного и
сбалансированного подхода». Профилактика и диагностика наркомании, медицинская
реабилитация больных наркоманией осуществляются в медицинских организациях,
получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Лечение больных наркоманией проводится
в медицинских организациях государственной и муниципальной систем
здравоохранения. Согласно тексту «Декларации о руководящих принципах сокращения
спроса на наркотики»: «Программы сокращения спроса должны охватывать все сферы
профилактической деятельности, от предотвращения начального потребления
наркотиков до уменьшения негативных последствий для здоровья и социальных
последствий злоупотребления наркотиками. Они должны предусматривать меры по
информированию, воспитанию, просвещению населения, раннему вмешательству,
консультированию, лечению, реабилитации, предупреждению рецидивов, последующему
наблюдению и социальную реинтеграцию. Нуждающимся должны быть предоставлены
возможности своевременного получения помощи и доступа к соответствующим
службам».
Сокращение спроса может быть достигнуто через специальные программы,
направленные на:
• Снижение поощрения злоупотребления со стороны окружения;
• Информирование, просвещение и консультирование по вопросам, связанным с
психоактивными веществами;
• Реабилитацию лиц, ставших зависимыми от наркотиков, т.к. именно
зависимые лица являются основными потребителями, формирующими спрос на
наркотики.
1.4 Типы профилактик
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
профилактика подразделяется на: первичную, вторичную и третичную. В частности в
Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ указано:
Первичная медицинская профилактика включает:
Информирование населения о влиянии на здоровье таких негативных факторов
как употребление наркотиков и других психоактивных веществ и возможность их
предупреждения;
Информирование граждан о негативном влиянии на здоровье женщин
употребления наркотиков и другие психоактивных веществ в репродуктивный период;
Медико-генетическое консультирование, направленное на выявление
предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
Мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на
изменение дезадаптивных форм поведения;
Семейное консультирование, включая обучение родителей оздоровительной
системе воспитания ребенка;
Раннее выявление лиц, входящих в группы риска.
Вторичная медицинская профилактика включает:
Информирование граждан о системе наркологической и медико-социальной
помощи;
Формирование мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью
и медико-социальной реабилитацией;
Предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды
потребления наркотиков и других психоактивных веществ;
Предупреждение формирования заболевания у лиц, входящих в группу риска.
Третичная медицинская профилактика включает:
Предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотиками и другими
психоактивные вещества;
Уменьшение вреда от употребления наркотиков и других психоактивных
веществ;
Оказание наркологической помощи;
Предотвращение срывов и рецидивов заболеваний у больных, прекративших употребление
наркотиков и других психоактивные вещества;
Осуществление медико-социальной реабилитации.
Реабилитация позволяет пациентам в будущем избегать проблем, связанных с
наркотиками, и предусматривает проведение таких социально-психологических и
реабилитационных мероприятий, как индивидуальная и групповая психотерапия,
лечение в местах постоянного проживания, где гарантируется отсутствие
психоактивных веществ, участие в различных группах самопомощи (например,
«Анонимные Алкоголики» и др.).
2. Стратегия национальной безопасности
.1 Попытки модернизации
В современной России наркомания является одной из самых серьёзных угроз
для нации, официально признанной Организацией Объединённых Наций (ООН), а это значит,
что не только Россия страдает от этой беды. Масштаб этой проблемы достиг самых
высот и обсуждается на Высшем уровне.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, одной из главных угроз в сфере здравоохранения и здоровья нации является
массовое распространение наркомании и алкоголизма, а так же повышение
доступности психоактивных и психотропных веществ.
Попытки модернизировать наркологические службы потерпели неудачу. При
министрах здравоохранения России М.Ю.Зурабове (2004-2007 гг.) и
Т.А.Голиковой (2007-2012гг.), в течение последних 10 лет в стране не только не
было создано ни одного государственного реабилитационного центра, но начался
демонтаж всей наркологической службы. В настоящее время кризис государственной
наркологической службы продолжается.
Учитывая неудовлетворительное состояние системы наркологической службы,
Президентом было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации и
утвержден «План мероприятий по созданию государственной системы профилактики
немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы
наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на
2012-2020 годы)». План предусматривает проведение комплексных мероприятий
направленных на профилактику.
Ответственными исполнителями являются: Минздравсоцразвития России, ФСКН
России, Минобрнауки России, МВД России, Минобороны России, Минтранс России,
Минкомсвязь России, Минспорттуризм России, а также заинтересованные федеральные
органы исполнительной власти.
«План мероприятий» включает в себя совершенствование:
.Государственной системы профилактики немедицинского потребления
наркотиков.
. Наркологическая медицинская помощи.
. Реабилитации больных наркоманией.
. Социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных
программ.
Так же 7 мая 2012 года подписан Указ «О совершенствовании государственной
политики в сфере здравоохранения». Согласно указу, предписано:
) обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по
формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая
популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ,
профилактику наркомании;
) завершить до 1 января 2016г. модернизацию наркологической службы
Российской Федерации.
2.2 Анализ реабилитационных центров
В начале 2013 года ФСКН представила результаты анкетирования
реабилитационных центров наркологического профиля, представив данные по 604
реабилитационным центрам. Из 604 реабилитационных центров, включенных в
исследование, на вопрос о дате регистрации ответили 379 центров.
Рисунок 1. Регистрация государственных и негосударственных
реабилитационных центров в России по годам. 379 реабилитационных центров
(анализ ФСКН).
Наркологические реабилитационные центры представлены в 69 регионах
Российской Федерации. В первую десятку регионов по числу реабилитационных
центров входят: Краснодарский край (40 центров), Иркутская область - 37
центров, Челябинская область - 37, Москва и Московская область -35, Санкт-Петербург
и Ленинградская область - 31, Алтайский край - 29, Свердловская область - 29,
Кемеровская область - 25, Красноярский край - 21, Республика Башкортостан, а
так же Ростовская, Томская, Тюменская области по 17 зарегистрированных
реабилитационных центров.
Анализ реабилитационных ресурсов показал, что руководство
реабилитационных центров по-разному оценивает эффективность - от поступивших
пациентов или от прошедших полный курс реабилитации. При этом наблюдается
огромная вариабельность показателя «более 3-х лет ремиссии» от 0% в
государственных учреждениях до 100% эффективности в конфессиональных
религиозных центрах. Некоторыми организациями достигнуты неизвестные науке
показатели ремиссии, например, 80% у НКО «Город без наркотиков» или 100%
эффективность у так называемых «православных» центров.
Для оценки потребностей в наркологических клинических и реабилитационных
ресурсах необходима организация регионального эпидемиологического мониторинга.
В первую очередь следует провести научно-обоснованную оценку числа потребителей
наркотиков. Отсутствие подобных исходных данных не позволяет оценить
потребность в реабилитационных ресурсах, а также планировать ожидаемые
показатели улучшения эпидемиологической ситуации.
Отсутствие действенной системы реабилитации и ресоциализации
наркопотребителей приводит к тому, что после лечения на реабилитацию
направляется не более 5% больных. Основная нагрузка по организации социальной
реабилитации и возвращению потребителей наркотиков и психотропных веществ в
общество осуществляется негосударственными общественными организациями. В связи
с этим и предлагается создать систему государственной поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих профилактику
немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ[11],
а также комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, их употребляющих.
Предполагается, что реализация постановления позволит повысить эффективность
реабилитации таких граждан.
2.3 Этапы лечебно-диагностических мероприятий
· Диагностика - постановка диагноза, определение
целесообразности лечебных мероприятий, постановка целей лечения, выбор лечебной
программы, формирование мотивации на лечение.
· Прекращение приёма наркотических средств - лечение состояния
отмены, а также усиление мотивации пациента для дальнейшего лечения синдрома
зависимости. Лечение проводят как в амбулаторных, так и в стационарных
условиях. Этот этап занимает от 1 недели до 1 месяца в зависимости от типа
психоактивных веществ.
· Лечение - подавление влечения к психоактивным веществам и
стабилизацию состояния трезвости путем применения индивидуальной мотивационной
и групповой поддерживающей психотерапии, а при необходимости и использование
лекарственных средств с доказанной эффективностью.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, 04.04.2013г.,
направило в Правительство РФ проект «Концепции модернизации наркологической
службы Российской Федерации до 2016 года». Реализацию модернизации
наркологической службы предусматривается провести одним этапом.
Согласно Концепции системными проблемами в организации наркологической
службы признается:
. Приоритет лечебных мероприятий над реабилитационными;
. Низкий процент больных проходящих реабилитацию;
. Отсутствие системы мотивации на лечение и реабилитацию;
. Несовершенство учета наркологических больных;
. Более выгодное положение негосударственных организаций и
частнопрактикующих врачей по сравнению с государственными, так как обращение
граждан в государственные и муниципальные системы здравоохранения ведет к поставке
больных на учет (наблюдение), что в результате ведет к поражению в правах.
2.4 Задачи, цели, результаты
В соответствии с тремя уровнями профилактики наркологическая служба
должна обеспечивать выполнение следующих задач:
. Информирование, просвещение, обучение и формирование культуры здорового
образа жизни.
. Раннее выявление лиц, входящих в группы риска (скрининг).
. Предупреждение формирования зависимости у лиц, входящих в группу риска.
4. Уменьшение вреда от психоактивных веществ.
. Семейное консультирование.
. Раннее вмешательство.
. Первичное мотивационное консультирование.
. Неотложную наркологическую помощь.
. Предотвращение срывов и рецидивов.
. Медико-социальную реабилитацию
Целью модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016
года, является: «обеспечение доступности лечения и медико-социальной
реабилитации, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню
заболеваемости и передовым достижениям медицинской и смежных наук».
Результативность работы наркологической службы должна определяться по
количеству больных вовлеченных в медико-социальную реабилитацию, длительности
пребывания, числа больных находящихся в ремиссии от года до двух лет и более
двух лет.
По данным UNODC за 2011 год, Россия находится на втором месте в мире по
доле населения, вовлеченной в употребление нелегальных опиатов, а героин
является самым распространенным наркотическим препаратом на черном рынке.
Весной 2012 г. в УК РФ внесены поправки, ужесточающие ответственность за
незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их
прекурсоров.
2.5 Правовое регулирование оказания наркологической помощи
Российская Федерация является правовым государством, в котором
"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом
в строго установленных случаях. К таким случаям, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ
относит необходимость защиты, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Оказание наркологической помощи больным наркоманией регламентируется
Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических
средствах и психотропных веществах" (глава VII «Наркологическая помощь
больным наркоманией и их социальная реабилитация», статьи 54-57).
Порядок оказания наркологической помощи населению Российской Федерации
регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
9 апреля 2010г. № 225ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической
помощи населению Российской Федерации" и производиться в организациях
государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Для диагностики и лечения больных наркоманией применяются методы, не
запрещенные законодательством Российской Федерации. А также, лекарственные
препараты для медицинского применения и медицинские изделия, зарегистрированные
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации, 25 ноября 2013 года подписан Федеральный
закон № 313-ФЗ, которым внесены поправки в ряд законов. Так, в законе о
наркотических средствах и психотропных веществах закреплены понятия
"лечение больных наркоманией", "реабилитация больных
наркоманией", "профилактические мероприятия", "побуждение больных
наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации". Уголовный кодекс РФ
Федеральным законом дополнен статьёй 72.1., в соответствии с которой при
назначении наказания, не связанного с лишением свободы, лицу, признанному
больным наркоманией, суду предоставляется полномочие возложить на осужденного
обязанность пройти соответствующее лечение и медицинскую и (или) социальную
реабилитацию. Это возможно, когда лицу, признанному больным наркоманией,
назначается основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать
определенные должности или осуществлять определенную деятельность, обязательных
или исправительных работ либо ограничения свободы. Контроль за исполнением
этого решения возлагается на уголовно-исполнительные инспекции.
Что касается административного судопроизводства, то при назначении
наказания (за совершение правонарушений в области законодательства о
наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах) лицам,
больным наркоманией, либо потребляющим наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача, суд может возложить на них следующие
обязанности:
· прохождение диагностики;
· профилактические мероприятия;
· лечение от наркомании;
· медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
В этом случае исполнение обязанности контролирует уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством
Российской Федерацией.
Кроме того, введена административная ответственность за уклонение от
прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, а
также медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с употреблением
наркотиков или психотропных веществ без назначения врача.
Постановлением
Правительства РФ от 12 сентября 2013 года № 801 «О внесении изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011г. № 713»
расширен перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, которым
предоставляется государственная поддержка. В него включены организации,
занимающиеся комплексной реабилитацией и ресоциализацией лиц, потребляющих
наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Это
решение позволит увеличить количество реабилитационных центров, финансируемых
из бюджета, с вовлечением в них на реабилитацию наркозависимых граждан.
Так же, стоит
отметить то, что «Социальное обслуживание населения. Основные виды
социальных услуг» осуществляется по ГОСТу Р 52143-2003, а
«Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств,
психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» по ГОСТу Р
54990-2012. Министерством здравоохранения Российской Федерации, был подготовлен
Приказ от 22 октября 2003 г. №500 Об утверждении протокола ведения больных
"Реабилитация больных наркоманией (z50.3)", что позволяло осуществить
развитие системы стандартизации в здравоохранении РФ и управления качеством
медицинской помощи.
ФСКН России готовит государственную программу "Комплексная
реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных
веществ". Главная ее задача состоит в увеличении числа включенных в
эффективные программы реабилитации.
Заключение
Наркологическая служба Российской Федерации находится в состоянии
системного кризиса, выход из которого требует системных решений. Первоочередной
задачей должно стать обсуждение проблем наркологии с участием всех
заинтересованных сторон, в том числе пациентов, страдающих наркотической
зависимостью, и их родственников. Результатом такого обсуждения должен стать
новый Закон о наркологической помощи в Российской Федерации.
На пути к полноценному лечению наркотической зависимости стоят устаревшие
методы и технологии, используемые в наркодиспансерах России. Внедрение
эффективных технологий лечения и реабилитации препятствуют отсутствие спроса с
руководителей наркологической службы за результаты ее деятельности, а также
независимого научного анализа экономической эффективности наркологии.
При выборе и внедрении технологий и методов лечения и реабилитации
наркотической зависимости необходимо учитывать общепризнанный позитивный опыт.
Проблемы лечения наркотической зависимости должны решаться с точки зрения
медицинской науки, вне политического и конъюнктурного контекста.
Задачи, которые стоят перед государственной наркологической службой,
должны быть адекватны особенностям наркотической зависимости как хронического
заболевания с возможными, чаще неизбежными рецидивами. Наркологическое лечение
должно ориентироваться на потребности пациентов, которые включают как отказ от
употребления наркотиков, так и улучшение жизни.
В отношении несовершеннолетних, прежде всего, необходимо развивать
ювенальные технологии, включающие специализацию суда и судебных процедур,
специализацию судебного решения, включая широкое использование судебных
определений и постановлений, которые во всем мире доказали свою высокую
эффективность. В отношении остального населения - это обязательное создание
службы пробации, которая должна охватить, в том числе наркопотребителей,
которые находятся в конфликте с законом. Безусловно, подлежит обсуждению
создание «наркосудов» и самое широкое внедрение, и развитие технологий «лечение
вместо наказания».
Права пациентов, страдающих наркотической зависимостью, должны
неукоснительно соблюдаться.
Для успешного решения проблемы наркомании необходим комплексный подход,
включая лечение и реабилитацию наркозависимых, минимизацию последствий
наркозависимости и улучшению качества жизни.
Список литературы
. Конституция
Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12. 1993г.//
«Российская газета» от 25.12.1993
. Указ
президиума верховного совета СССР от 25 апреля 1974 г. N 5928-VIII «Об усилении
борьбы с наркоманией» (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от
08.09.1982 N 7880-X, от 15.10.1982 N 8085-X, от 22.06.1987 N 7226-XI, от 02.07.1991
N 2282-1)
. Министерство
образования российской федерации Приказ от 28 февраля 2000 г. n 619 о концепции
профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
//
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=339719.
. Резолюция
GA Res 62/176, декабрь 2007.г
. Федеральный
закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных
веществах" (с изменениями и дополнениями, в ред. Федерального закона от
25.11.2013 N 317-ФЗ)
//
http://fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4033/4034/index.shtml
. «Декларация
о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики», принята резолюцией
S-20/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 года. /
http://silovik.net/showthread.php?t=7608
. Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 апреля 2010г.
№225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению
Российской Федерации. // http://www.rg.ru/2010/05/14/narko-dok.html.
. Указ
Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020года» //
http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012г. N 202-р «План
мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского
потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской
помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 годы)».
. Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании
государственной политики в сфере здравоохранения».
. Постановление
Правительства РФ от 12 сентября 2013 года № 801 «О внесении изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011г. № 713».
12. Федеральный закон «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. N323‑ФЗ (в ред. 28.12.2013) / Опубликовано 23 ноября 2011г.
в "РГ" - Федеральный выпуск №5639 <http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/11/23.html>.
13. Федеральный закон
Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-фз "Об обращении лекарственных средств".
Опубликовано: 14 апреля 2010г. в Российской газете № 5157 от 14 апреля 2010 г
. Федеральный закон
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ, опубликовано 27 ноября 2013г. в
Российской газете: Федеральный выпуск №6243, вступает в силу 24 мая 2014г.
. Приказ Минздрава РФ
«Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией
(Z50.3)»» от 22.10.2003г. N 500.
. Директор Института
наркологического здоровья нации Общественной палаты РФ Олег Зыков.
. Министерство
Здравоохранения Российской Федерации, Приказ 18 марта 1997 г. N 76 «О
наркологических реабилитационных центрах» //
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=314218
. Федеральный
закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. №
ФЗ -195. (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // http://fss.ru/ru/legal_information/124/130/17444.shtml
. Приказ
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012г. N 929н г.
Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю
«наркология»/ Российская газета: Спецвыпуск №6066 от 25 апреля 2013г.
Специальная
литература
. Автономов
Д.А., Савицкий А.Г., Сошников С.С.//«Наркология. Критерии эффективности» -
2012г.
. Брюн
Е. А. Основы организации наркологической помощи//«Наркология» - 2010г.
. Зыков
О.В.//«Реабилитационные программы» - 2012г.
Электронные ресурсы удалённого
доступа
. Министерство здравоохранения
РФ - http://www.rosminzdrav.ru/
. Российская газета -
http://www.rg.ru/
25. Федеральная
служба по контролю за оборотом наркотиков - http://fskn.gov.ru/
. Федеральная
служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Липецкой области
- http://fskn.lipetsk.ru/
. Правовая
система Консультант плюс - http://www.consultant.ru/
. Информационно-правовой
портал «ГАРАНТ» - http://www.garant.ru/