Тадао Андо. Великий мастер ощущений
Тадао Андо. Великий мастер ощущений
Тадао Андо родился в 1941 году в Минато-ку,
Осака, Япония, и вырос в городе Ашахи. В юности он испробовал множество
различных родов занятия от водителя грузовика до боксера. Во время поездки в
Токио он посетил Империал Хотел, спроектированный Френком Ллйдом Райтом и был
поражен им. Вскоре после этого он оставил свою карьеру боксера и занялся
самообразованием. Он так и не учился никогда архитектуре в институте. Отдельно
занимался рисунком и ходил на заочные курсы дизайна интерьера.
Классическому образованию он предпочел
путешествие по миру. Он посетил здания, спроектированные известными
архитекторами, как Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт и Луис
Кан. В 1968 году по возвращению в Осаку он организовал собственную дизайн
студия, «Тадао Андо архитектор и партнеры».
Стиль Тадао Андо тесно связан с японской
культурой. Он был воспитан и живет там. Японская религия и стиль жизни сильно
повлияли на его архитектуру и дизайн. В работе Тадао Андо стремится к тонкому
представлению мира, словно в стихотворении «хайку», подчеркивая ничтожность
сущего и пустое пространство и выражая через это красоту простоты.
Он одевает в минималистичную оболочку сложную
внутреннюю структуру и идеологию свих зданий. Внутри он всегда остается
истинным японцем. Исследуя западную архитектуру, сохраняет свою отдаленность
как человек с другого конца планеты и как самоучка. Это редкий случай чистоты
взглядов и отсутствия штампов классического архитектурного образования.
Андо считает, что именно архитектура может
изменить общество. Изменяя свое жилище, человек изменяет город, преобразует
общество в целом. Главный термин Андо - это простота. Это фон для ощущений и
переживаний человека. Он ищет Дзен. Основная тема Дзен буддизма гласит о поиске
простоты. Упрощения внешнего ради усиления внутреннего. Не столь важна
оболочка, сколь важно ее наполнение. В архитектуре Тадао Андо ярко читается его
религиозные ценности.
В постройках идея простоты и фундаментальности
возникает через использование голого бетона. Простота и тяжесть. Это камень.
Сконцентрирован и неподвижен. Словно в высшей степени медитации. Благодаря этой
внешней простоте мы можем чувствовать всю эстетику ощущений.
Тадао Андо имеет несколько религиозных построек.
Но в отличие от большинства религиозной архитектуры, которая имеет основную
цель в сохранении истории в камне, одна из его работ, Komyo-ji Temple в Saijo,
Ehime, сделан из дерева, что требует регулярного технического обслуживания и
ремонта. Тем не менее, с точки зрения японской культуры, самым значительным для
понятия святыни это, то чтобы быть в состоянии распространить божественный дух
изнутри и быть в состоянии увековечить его через архитектуру.
В 1991 году Андо построил буддийский Храм Воды,
Цуна, Хего.
Этот храм весь наполнен символами. Человек на
пути в храм, идя по песчаной дорожке, упирается в бетонную стену. Он оставляет
все лишнее снаружи. Сам храм под водой. Чтобы в него попасть нужно спуститься
под воду всю расцвеченную цветами лотоса. Андо мастер впечатления.
Кроме японской религиозной архитектуры, Андо
также проектирует христианские церкви. Хоть планировка и характер японского и
христианского храма бесконечно далека, Андо относится к ним одинаково. Более
того. Он не делает различия между домом и церковью и считает, что не нужно
делать различия в проектировании. Объясняет же он это тем, что не нужно
разделять эти два понятия. Жизнь в доме это не только чисто утилитарная вещь,
дом - это так же пристанище нашей души. Дом - обитель для нашего разума. А в то
же время разум - обитель для Бога. Один ищет Бога внутри, другой же идет искать
его в церковь. Главная роль церкви - помощь в этом. В духовном месте человек
ищет мира и спокойствия, такого как в родном доме.
Наиболее яркие из них это Church of
the Light <#"729263.files/image001.gif">
Рис. 1
В этой постройке Тадао Андо работает
с темнотой и светом. Словно вера и есть этот свет. Прорези окна крестом
освещают глухую тьму здания. Он создает впечатление, ощущение. Андо не
занимается декорацией, его простые материалы служат всего лишь средством для
создания ощущения. Чувства - это главное, ради чего мы здесь. А остальное - не
важно.
Рис. 2
Кроме духовности Андо часто говорит о тесной
связи природы и архитектуры. В его понимании архитектура должна подчеркивать
красоту и легкость природы. Архитектура должна подчеркивать естественный рельеф
участка, выявлять его зрителю. Он очень много времени в своей жизни потратил на
изучение не по книгам, а в живую. Андо часто подчеркивает, что ощущение общего
замысла трудно уловить из рассказа или даже изображения. Но так просто из
личного опыта переживания чувства, вызванного ей, из физического опыта.
Необычайно и невероятно красиво выстроены отношения архитектуры и ландшафта на
Ранчо Тома Форда.
Рис. 3
Здесь архитектура словно обрамляет эффектные
виды. Синее небо, желтый песок, поверхность воды и все это подчеркнуто
бетонными криволинейными поверхностями.
Основным принципом своего проектирования Тадао
Андо постановил использование естественного света для выявления структуры,
которая, в свою очередь, следует за естественными формами ландшафта, не нарушая
его, а задавая пространственное решение.
Здания Андо часто характеризуются сложным
трехмерным строением путей передвижения. Они переплетаются, выходят их
внутренних во внешнее пространство и наоборот, сформированы как внутри крупных
геометрических форм, так и в промежутках между ними.
Небольшой Row House в Sumiyoshi, построенный в
1976 году.
Рис. 5 Рис.
6
Это одна из первых его построек, в которой он
показал элементы в его характерном стиле. Основной материал стен -
железобетонный монолит. В планировочной структуре Андо применил чередование
открытых и закрытых пространств: два почти кубических объема соединены открытым
двором. Двор является неотъемлемой частью дома. Передвижение из одного куба в
другой исключительно через него. Здесь ярко выражена идея контраста глухого
внешнего вида с внутренней организацией. Все рассчитано на максимальное
восприятие геометрии пространства.
Жилой комплекс Андо на Рокко, недалеко от Кобе,
является сложным лабиринтом террас и балконов, атриумов и валов.
Рис. 7
Жилой комплекс №1 построен в 1983, комплекс №2 в
1993. Они ярко характеризуют глубокое понимание автора фундаментальных приемов
проектирования - взаимодействия полнотелого и пустого, противопоставление
открытого и закрытого, контрасты света и тьмы. Важно отметить верное инженерное
решение этих зданий. Они устояли во время землетрясения 1995 года.
Рис. 8
Тема жилья в работах Андо представлена таким
интересным проектом, как дом 4х4. Он построен в 2003 году на берегу Внутреннего
Японского моря. Он чрезвычайно прост снаружи - два прямоугольных объема,
занимающие маленькую площадь. Дом растет ввысь. Он очень удобно спроектирован
для жизни. Но самое главное в нем, что он - это всего лишь рама для
невероятного вида.
Рис. 9
В 2004 году был открыт музей Сhichu art museum,
по проекту Тадао Андо.
Рис. 10 Рис.
11
андо архитектура музей композиция
С японского chichu переводится как подземелье. И
этот термин как ничто подходит для этого строения. Но это только на первый
взгляд. В лобби действительно темно, но проходя дальше зритель попадает в
искусно освещенные естественным светом залы. Проемы имеют причудливые формы
затонувших судов. Все картинные полностью освещены естественным светом,
проникающим с четырех сторон потолка. Из вестибюля галерея смотрится словно
обрамленная в раму.
Входные рампы, ведущие вниз в вестибюль, имеют
боковые стенки, наклоненные на 6 градусов, что в свою очередь создает
напряженность и интригу в преддверии неизвестности.
И подземное расположение не случайно. Во-первых,
это средство для сохранения неповторимого природного парка, а во-вторых, это
манифест Тадао Андо об отказе от внешней оболочки. Здесь он в высшей степени
смотрит внутрь создаваемого им. Есть только суть.
Трудно поверить, что такого глубокого понимания
объема, света и композиции достиг человек, в которого не заложено с детства
художественного и институтского образования. Но он гений. Он понял суть
архитектуры, в том, что не так важна красота фасада или причудливость формы,
удивляющая зрителя. Но то, какое чувство, что может она вызвать. Есть такой
термин Экспириенс - промежуток переживания.
Люди не помнят фасад. Они никогда даже не
поймут, что план на бумаге был красив. Но они никогда не забудут того чувства,
которое они испытали, когда впервые вошли в здание. И главное в работе
архитектора - это научиться заставлять людей чувствовать и ощущать прекрасное.
Список используемой литературы
1. Википедия
<http://en.wikipedia.org/wiki/Tadao_Ando>
. Я
архитектор <http://architector.ua/post/arch/1755/TOP_10__Znakovye_raboty_Tadao_Ando/>
3. Archi.ru
<http://archi.ru/world/49458/samurai-i-kovboi>
4. Пинтерест
<https://www.pinterest.com/>
5. Studio international
<http://www.studiointernational.com/index.php/the-chichu-art-museum/>