Маркетинговое исследование рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    252,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговое исследование рынка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Коммерции и товароведения

Специальность 080301.62- Коммерция (торговое дело)



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Маркетинговое исследование рынка

по дисциплине «Основы маркетинга»


Исполнитель

студент группы 0380 М.В. Гогорян

Руководитель

доцент, к.т.н. Г.А. Божук

Нормоконтроль Н.Б. Калинина





Благовещенск 2011

РЕФЕРАТ

Данная курсовая работа содержит 43 с., 4 рисунка, 31 источников.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, РЫНОК, ФИРМА, УСЛУГИ, ПРОИЗВОДСТВО, ВНЕДРЕНИЕ, МАРКЕТИНГ, МИКРОСРЕДА, ПОТРЕБИТЕЛИ, ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА, СТРУКТУРА

Маркетинговое исследование - это систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников и институтов, которые могут оказать влияние на положение компании или отдельных ее продуктов на рынке. На основании этой информации принимаются маркетинговые и управленческие решения.

Объектом данной курсовой работы является маркетинговое исследование рынка.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы маркетинговых исследований

.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований

.2 Основные направления маркетинговых исследований

.3 Содержание рыночных исследований

1.4 Общая характеристика процесса маркетингового исследования

. Маркетинговое исследование товаров и услуг

.1 Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России

.2 Анализ современного рынка социальных сетей в России

Заключение

Библиографический список

маркетинговое исследование рынок

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и исходя из неё может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке.

Маркетинговое исследование позволяет фирмам и компаниям увеличивать свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить возможности и позицию фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цены товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактике маркетинга.

Маркетинговое исследование представляет собой системный сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: продукта, его рынка, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д. и предполагает тщательный выбор объекта исследования. Возможный перечень таких объектов весьма значителен и поэтому представляется затруднительным разработать и предложить универсальную технологию, раскрывающую все содержание маркетингового исследования.

Таким образом, предметом данной работы следует считать рынок.

Цель работы - провести маркетинговое исследование рынка. В соответствии с целью работы, поставлены следующие задачи:

Определить цели, задачи и назначение маркетинговых

исследований;

Рассмотреть основные направления маркетинговых исследований;

Проанализировать содержания, направления рыночных

исследований;

Дать общую характеристику процесса маркетингового

исследования;

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований

Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной в конечном счете на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.

Функционально маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.

Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.

Сущность маркетинговых исследований заключается в проведении комплекса мероприятий по изучению и анализу предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов, а также других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка.

Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф.Котлер, который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах. Отечественные авторы Е.П. Голубков, А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку. А.П. Дубрович перечисляет элементы маркетингового исследования и высказывает мнение, что они имеют целью уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. На мой взгляд, более правильна точка зрения И.К. Белявского, согласно которой маркетинговое исследование - это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга. То есть маркетинговое исследование продолжая быть составной частью маркетинга, образует самостоятельное научно-практическое направление.

Таким образом, предметом маркетингового исследования следует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные.

Серьезную проблему представляет выбор объекта маркетингового исследования. Им может быть само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и предприятия-конкуренты, потребители/покупатели - клиенты; федеральный или региональный рынок, включая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических факторов макросреды маркетинга.

Цель маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Множество целей, которые ставят перед собой маркетологи или их заказчики можно разбить на четыре легко идентифицируемые группы:

поисковые - предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего изучения;

описательные - предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений, а также их взаимосвязей и влияния;

экспериментальные - состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) - с другой;

оправдательные - призванные подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.

Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего и будущего спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых фирма может реализовать свои цели. После того, как рынок выбран, нужно проводить текущие наблюдения за его состоянием для того, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения. Изучение рынка необходимо и для прогнозирования долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явится базой для постановки целей, разработки стратегии и планирование деятельности фирмы. Особую остроту приобретает исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров.

Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от ее специализации. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования пор следующим направлениям: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала. Направления исследований постоянно расширяются. Ф.Котлер перечисляет 28 направлений, а более поздние авторы - до сотни.

Маркетинговое исследования является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Поэтому маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и принципах информатики и при его проведении необходимо соблюдать следующие принципы:

научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;

системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;

комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;

достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование научных инструментов исследования;

объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему и соблюдать осторожность в их интерпретации;

В маркетинговом исследовании лучших результатов добивается тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования.

Маркетинговое исследование, как правило, обходится недешево. Ф.Котлер, например, утверждает, что бюджет маркетингового исследования составляет 1-2 % объема продаж фирмы. Значительные убытки понесет тот предприниматель, который пожелает сэкономить на маркетинговом исследовании. В литературе по проблемам маркетинга при анализе банкротств некоторых фирм на рынке, как правило, одной из серьезных причин называют неумение маркетинговых служб адекватно оценить ситуацию на рынке и составить обоснованные прогнозы.

Крупное производственное или торговое предприятие может позволить себе иметь в составе маркетинговой службы подразделение, функцией которого будет организация и проведение маркетинговых исследований. Средние и тем более малые предприятия не располагают такими возможностями и либо ограничиваются небольшими подразделениями в несколько человек, либо прибегают к совмещению профессий, поручая одному из сотрудников, выполняющему какие-либо функции маркетинга, проведение исследовательской работы.

Однако в ряде случаев даже крупным предприятиям невыгодно самостоятельно проводить масштабное исследование, требующее участия высококвалифицированных специалистов, проведения больших опросов и т.п. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в большинстве случаев сложные маркетинговые исследования проводятся специализированными маркетинговыми или консалтинговыми фирмами, работающими на коммерческих началах. Кроме того, к проведению маркетинговых исследований привлекаются научные учреждения и высшие научные заведения, а также некоторые общественные и государственные организации.

Преимущества передачи функции маркетингового исследования специализированным фирмам заключается в следующем: во-первых, нет необходимости создавать многочисленный коллектив специалистов, владеющих приемами сбора информации и эконометрического и статистического анализа, обеспечивать их соответствующим оборудованием; во-вторых, специализированные фирмы имеют опыт исследовательской деятельности в конкретной области маркетинга, необходимые связи и т.п.; в-третьих, многие такие фирмы располагают панелями опроса, а также специалистами-интервьюерами, банками программ (моделей) и т.д.

Маркетинговые исследования подобного рода могут выполняться по заказу и по программе предприятия-заказчика на коммерческих условиях или же самостоятельно маркетинговой фирмой по стандартной программе, рассчитанной на определенные категории предприятий. Результаты таких исследований продаются всем желающим. Иногда маркетинговая фирма продает методологию исследования, алгоритмы и прикладные программы.

Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.

1.2 Основные направления маркетинговых исследований

В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления маркетинговых исследований:

разведочные исследования - исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);

описательные исследования - исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;

казуальные исследования - исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.

Также направления маркетинговых исследований можно классифицировать по объекту исследования, например изучение рынка, отдельных элементов комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение, распределение), поведения потребителей и деятельности конкурентов. Кроме того, в состав маркетинговых исследований входит исследование внешней макросреды среды по тем его компонентам, которые оказывают влияние на маркетинговую деятельность.

Основными направлениями маркетинговых исследований являются: исследование рыночных условий, исследование потребителей, изучение фирменной структуры рынка, анализ товара, исследование конкурентов, исследование цен, исследования распределительно-сбытовой системы, исследование рекламной деятельности и стимулирования продаж.

Исследование рыночных условий связано с анализом изменений экономических, научно-технических, нормативно-законодательных, экологических факторов в тесной взаимосвязи с определением емкости и конъюнктуры рынка.

Исследование потребителей включает анализ мотивов приобретения данного товара, социального положения и доходов покупателей.

Изучение фирменной структуры рынка включает исследование посредников, рекламных, страховых, финансовых и других организаций, образующих инфраструктуру рынка.

При анализе товара устанавливаются потребительские свойства данного товара, его конкурентоспособность в сравнении с аналогичным товаром.

Изучение конкурентов начинается с выявления истинных конкурентов данной фирмы, конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон, сравнительного анализа конкурентных позиций соперничающих фирм.

Исследование цен связано с определением уровня затрат по каждому виду товара, изучением цен конкурентов, прибили. Необходимо установить наиболее рациональные соотношения затрат и реализационных цен для максимизации прибили.

Исследование распределительно-сбытовой системы включает установление наиболее эффективных путей доставки товара потребителям.

Исследование рекламной деятельности и стимулирование продаж связано с выбором наиболее эффективных рекламных средств и агентств, средств стимулирования продаж товаров.

.3 Содержание рыночных исследований

Рыночные исследования выступают как информационная основа достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В данной связи, раскрывая содержание рыночного исследования, в первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка.

Понятие «рынок» в данном случае используется с определением товарный. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Использование тех или иных признаков зависит от целей исследования. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для нужд практического исследования рынка обуви.

Одним из важных признаков товарных рынков является территориальный охват. Анализ рынков в каждом конкретном исследовании проводится в рамках внутреннего (совокупного) рынка, внешнего (мирового), регионального (определенного территориального подразделения). Исследования совокупного внутреннего и внешнего рынков, как правило, носят стратегический характер и проводятся по укрупненным товарным группам. При исследовании регионального товарного рынка наряду с региональными особенностями необходимо учитывать состояние совокупного рынка.

Классификация рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей: рынок мужской, женской обуви. Особенностью исследования таких товарных рынков является учет взаимосвязей различных форм и средств удовлетворения определенной потребности.

Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он может реализовать свою продукцию, и фактов, воздействующих на данные рынки. Иными словами, производителей и, прежде всего, маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.

Рынок сбыта продукции - это часть рынка в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.

Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей: потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент); знают о товаре, но не приобретают его; приобретают продукцию конкурентов; приобретают нашу продукцию.

Исследование рынка осуществляется в двух разрезах: оценка тех или иных рыночных параметров для данного момента времени и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), затем определяется величина емкости рынка, проводится его сегментация и определяются его позиции продукта на отдельных рыночных сегментах.

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке.

Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка - создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относятся: производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента; обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; запасы товаров в ассортименте; забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса); продажа товаров в ассортименте; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен; продажа товаров по сниженным ценам.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъем). Нециклические факторы, которые могут изменять действие циклических факторов на противоположное, подразделяются на постоянные и непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное регулирование, инфляция и др. Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия и т.п..

При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года.

Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.

Емкость рынка рассчитывают обычно как в денежном, так и в натуральном выражениях.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться.

Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы показателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

Рыночный сегмент - это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.

Сегментация рынка может производиться с использованием различных критериев. Для сегментации рынка товаров народного потребления основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.

Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей как: возраст, пол, семейное положение, размер и жизненный цикл семьи, религия, национальность. В настоящее время по демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.

Социально-экономическая сегментация заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев, например, демографических.

Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.

Критерии, лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям: поддаваться измерению в нормальных условиях исследования рынка; отражать дифференциацию потребителей (покупателей); выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка.

После разделения рынка на отдельные сегменты необходимо оценить степень их привлекательности и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие, иначе говоря, выбрать целевые сегменты рынка.

Целевой сегмент рынка - один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.

После определения целевого сегмента рынка предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара, т.е. об обеспечении конкурентоспособного положения товара на рынке. Позиционирование товара на избранном рынке - это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.

Если сегментирование даст характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предположений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.

Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов. Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей по данному вопросу.

1.4 Общая характеристика процесса маркетингового исследования

Маркетинговое исследование - сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени. Существуют различные взгляды на структуру процесса маркетингового исследования. Так, например, в работах Ф.Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процесса маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. Например, исследование с точки зрения Е.П. Голубкова, согласно которой процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:

определение проблемы и целей исследования;

определение потребностей в проведении маркетинговых

исследований;

определение проблемы;

формулирование целей маркетинговых исследований;

разработка плана исследований;

выбор методов проведения маркетинговых исследований;

определение типа требуемой информации и источников ее получения;

определение методов сбора необходимых данных;

разработка форм для сбора данных;

реализация плана исследований;

сбор данных;

анализ данных;

интерпретация полученных результатов и их доведение до производства;

Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.

Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законом на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии.

В ряде случаев может не возникнуть потребность в проведении маркетинговых исследований. Возможны 4 такие ситуации:

) информация уже имеется в распоряжении;

) недостаток времени для проведения маркетингового исследования;

) отсутствуют необходимые ресурсы;

) Затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований;

Руководство организацией осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников - от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам и т.д. Однако, эта информация скорее всего касается проблем - симптомов, а не базовых проблем. Задачи исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем симптомов.

Определение проблемы.

Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме.

Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов.

Часто в этих целях проводятся разведочные исследования.

Необходимо знать, что включает определение проблемы:

) выявление симптомов;

) четкое изложение возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов;

) выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем.

При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

Формулирование проблем управления маркетингом осуществляется в очень сжатой форме (не более нескольких предложений) с учетом следующего:

указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании;

излагаются симптомы проблем;

излагаются возможные причины этих симптомов;

формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации.

Формулирование проблем маркетинговых исследований проводится в три этапа:

выбор и четкое определение содержание параметров,

подлежащих исследованиям;

определение взаимосвязей;

выбор моделей;

В качестве примера параметров исследования и их определений можно назвать следующие: «осведомленность», «отношение к продукту» и т.д. Примером взаимосвязи между различными партнерами является цена и объем продаж. Определение параметров и их взаимосвязей приводит к созданию модели.

Формулирование целей маркетинговых исследований.

Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованных с менеджером, включает обычно несколько наименований.

Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно деятельными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор этих методов.

Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которой с определенной долей условностей можно назвать методами социологических исследований), экспертной оценки и экспериментальные методы.

Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, предоставляют экономико-математические методы.

Определение типа требуемой информации и источников ее получения.

Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых под частью общей совокупности исследуемых - выборной.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала; отчеты о командировках; обзоры жалоб и рекламаций потребителей, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы и др.

Внешними источниками являются данные международных организаций; законы, указы; постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследователей и т.п..

К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

Определение методов сбора необходимых данных.

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенный формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.

Разработка форм для сбора данных.

Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Измерение - это упорядочение множества свойств реальных объектов относительно множества знаков посредством правила упорядочения, позволяющего изоморфно отобразить элементы отношения между ними в предметной области через элементы и отношения между ними в области модели - шкалы. Как только была определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике.

Разработка выборочного плана и определение объема выборки.

Можно выделить следующие этапы разработки выборочного плана:

) определение соответствующей совокупности;

) получение «списка» совокупности;

) проектирование выборочного плана;

) определение методов доступ к совокупности;

) достижение нужной численности выборки;

) проверка выборки на соответствие требованиям;

) в случае необходимости формирование новой выборки;

Решение в объеме выборки является компромиссом между теоретическими предположениями о точности результатов обследования и возможностями их практической реализации, прежде всего имеются в виду затраты на проведение опроса.

Сбор данных.

С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно - самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок.

В отличие от ошибок выборки вневыборчные ошибки не могут быть измерены. Поэтому важным является заранее выяснить возможные причины вневыборочных ошибок и предпринять соответствующие меры по их предотвращению.

Анализ данных.

Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).

Подготовка заключительного отчета о проведенном исследовании.

Структура заключительного отчета должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Начальный лист, непосредственно предшествующий титульному листу и включающий только название отчета.

Титульный лист содержит: название документа, название организации / имя лица - исполнителя.

Основная цель меморандума заключается в ориентации читателя на изученную проблему и в создании положительного имиджа отчета.

В перечне иллюстраций указываются номера и названия рисунков и таблиц, а также страницы, на которых они приводятся.

Аннотация ориентирована прежде всего на руководителей, которых не интересуют детальные результаты проведенного исследования.

Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто или что явилось объектом исследования, используемые методы.

В разделе «ограничения исследования» определяется степень влияния ограничений (недостаток времени, денежных и технических средств, недостаточная квалификация персонала и т.д.) на полученные результаты.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.

Таким образом, маркетинговым исследованием является систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников и институтов.

2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

.1 Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России

Парфюмерно-косметический рынок России - один из наиболее развивающихся в мире. Темпы его роста в среднем составляют 10-15 %. Это один из крупнейших потребительских рынков Европы.

Сегодня, несмотря на то, что рынок достаточно быстро насыщается предложением, ещё долгое время будет сохраняется перспектива для его развития. Ситуация на рынке парфюмерно-косметической продукции в крупных городах в целом похожа.

В данном случае маркетинговое исследование рынка шампуня было проведено «РосБизнесКонсалтингом».

Характеристики выборочной совокупности полностью отражают характеристику генеральной совокупности.

В данном исследовании упор делался непосредственно на ассортимент, цену и качественные характеристики шампуня. В качестве объектов исследования были выбраны специализированные магазины и мелкие торговые точки на центральном рынке, так как именно здесь приобретает косметические товары большая часть среднеобеспеченных покупателей.

Целью настоящего исследования является получение и анализ первичной информации для выявления факторов, влияющих на отношение покупателей к косметически-парфюмерной продукции, и к шампуню для мытья волос, в частности, а также выявление предпочтений потребителей.

Исходя из целей исследования, были определены его задачи:

определить востребованность в данной продукции, частоту приобретения;

установить важность качественных характеристик шампуня;

выяснить, шампунем каких торговых марок пользуются покупатели;

определить степень удовлетворения качеством продукции;

установить взаимосвязь цены и качества шампуня;

выяснить, что влияет на выбор шампуня;

определить демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, доход.

Для сбора данных и решения описанной выше цели был выбран метод онлайн-опроса с отбором целевой аудитории.

Инструмент реализации онлайн-опроса в данной работе - анкета. С помощью вопросника получена первичная информация, необходимая для определения потребности покупателей в средстве гигиены - шампуне для мытья волос, охвата исследуемой проблемы.

Тип вопросов в анкете - закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования - дихотомические и многовариантные, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода полученных данных.

Исследование показало: Во-первых, отмечено повышение требований к качеству товара и особенно выбор оптимального варианта соотношения цены и качества шампуня. Данные тенденции следует учитывать отечественным производителям, которые разрабатывают новые рецептуры и совершенствуют уже имеющиеся.

Во-вторых, рынок шампуня очень специфический, имеет свою структуру предложения и потребления, особенности потребительских предпочтений. Большая доля потребителей уже определила свои предпочтения, выбирая определенные марки шампуня. Лидирует шампунь Schwarzkopf - его доля составила 19 %. Это не удивительно - производитель доминирует на рынке косметики благодаря качественной продукции, многолетнему опыту работы на профессиональном рынке косметики и парфюмерии.

В-третьих, рынок шампуня достаточно насыщен, продукция имеет довольно широкий ценовой интервал, что позволяет потребителю выбирать продукцию в соответствии с его платежеспособностью. Отмечена тенденция увеличения стоимости отечественных шампуней и приближения их по цене к импортным товарам.

По мнению аналитиков, одним из перспективных направлений развития парфюмерно-косметического рынка в России на сегодня являются элитная косметика и косметика класса «люкс», в т. ч. и селективная косметика, детская косметика, косметика для мужчин, anti-age косметика, SPA-косметика и SPF-косметика. Только в 2009 году рынок селективной косметики вырос более чем на 19 % и составил 1 млрд. 240 млн. долларов, в 2008 году - еще на 18 %. Рынок мужской косметики, в зависимости от класса косметики, ежегодно в России растет на 7-19 %. Сегмент детской косметики в 2008 г. вырос на 8-9 % и составил по сравнению с 2007 г. - 117 млн. долларов, а в 2005 году уже 127,5 млн. долларов. Рынок антивозрастной косметики - пока небольшой по объему, является, по мнению аналитиков, наиболее перспективным. В 2010 г. данный рынок уже вырос на 17,7 % - до 43,2 млн. долларов, а в 2011 г. его рост составил более 15 %.

Среди основных тенденций развития рынка можно выделить не только увеличение количества нишевых брендов, но и изменение маркетинговых стратегий и отношения к покупателям.

Сегодня в России насчитывается более 120 крупных предприятий - производителей парфюмерно-косметической продукции.

Объем производства многих из них только за прошлый год увеличился

на 20-25 %.

Однако, ненамного ниже доли отечественной косметики. Увеличение объема отечественной продукции связано с открытием в России новых производств, и этот процесс, по мнению аналитиков, будет усиливаться. Сегодня торговые марки «Линда», «Калина», «Nevea», «Avon» достаточно популярны - их доли составили 12, 10, 16, 2 % от общего объема исследуемой продукции. Самую отстающую позицию занимает марка «Калина», что наглядно изображено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Предпочтения потребителей торговых марок

Наиболее важным при изучении любого рынка является исследование потребительских предпочтений в отношении качества и цены товара. Эти две характеристики находятся в постоянном взаимодействии, и цена часто определяется качеством.

Исследования относительно качества и цены косметических средств, показывают обратное. Только 13 % опрошенных ориентируются исключительно на цену товара. Это, в основном, люди старше 50 лет, которые покупают товар по привычке, так как раньше ассортимент косметических средств не был велик и на качество не обращали внимания. Большинство потребителей (48 %) стараются выбрать оптимальный вариант, в котором сочеталось бы высокое качество и соответствующая цена. При сравнении качества и цены, на первое место, по ответам респондентов, можно поставить качество. Группа потребителей, которая ориентируется исключительно на качество продукции, составляет 39 %. Следовательно, можно сказать, что при покупке шампуней главную роль играют и качество и цена. Большинство респондентов показали, что цена приобретенных косметических средств соответствует их качеству (62 %), 20 % занимает доля респондентов, указавших на завышение позиции цены, доля «цена ниже качества» составила 18 %, что наглядно изображено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Соотношение качества и цены

Таким образом, проведение маркетинговых исследований на рынке парфюмерно-косметической продукции - это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование того или иного товара на рынке.

.2 Анализ современного рынка социальных сетей в России

Исследование «Российский рынок социальных сетей» посвящено подробному анализу состояния рынка социальных медиа. Особое внимание в нем уделено описанию стиля жизни, предпочтений, особенностей поведения и социально-экономических характеристик пользователей социальных сетей.

В исследовании оценен уровень проникновения социальных сетей в России и приводится сравнение с ведущими странами Европы. Приведено описание состояния и перспектив развития рынка социальной коммерции. Рассмотрен механизм принятия решения о покупке товара или услуги через интернет, а также оценивается роль социальных сетей как инструмента коммуникаций между пользователями в данном процессе.

Впервые рассмотрен С2С сегмент российского рынка социальной коммерции и определена доля интернет-пользователей, совершавших покупки товаров/услуг у частных лиц, используя возможности социальных сетей.

Особое внимание было уделено анализу рынка платных сервисов в социальных медиа. Определены доли покупателей основных услуг, предлагаемых социальными сетями. Помимо этого проанализированы как причины совершения подобных покупок, так и причины отказа от них. Кроме того, в исследовании приводится оценка объема рынка наиболее популярных платных услуг в социальных сетях: сервисов в онлайн играх, а также виртуальных подарков.

В исследовании были выявлены основные драйверы роста популярности социальных сетей и определены факторы, удерживающие россиян от общения в них. Проанализированы ключевые тенденции, характерные для российского рынка, рассмотрены перспективные направления развития социальных сетей. В частности, проведен анализ причин роста популярности мобильных приложений социальных медиа. Определены доли пользователей мобильных версий социальных сетей и их социально-демографические характеристики, а также выявлены основные причины пользования мобильными приложениями.

Особое внимание в аналитическом обзоре уделено оценке эффективности коммуникаций пользователей с брендом в социальных сетях. Установлены доли пользователей, состоящих в сообществах брендов в социальных сетях, а также причины их участия в данных сообществах.

Наконец, в исследовании представлены рейтинги ведущих социальных медиа в России в разрезе следующих географических зон: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, города 1 млн.+, города 500 тыс. - 1 млн. человек, города 100 - 500 тыс. человек.

Маркетинговое исследование рынка социальных сетей в Росси было проведено «РосБизнесКонсалтингом».

Цель исследования - проанализировать рынок социальных сетей в России.

Основные задачи исследования:

)описание основных тенденций развития рынка социальных сетей в

России;

) определение социально-демографического портрета пользователей

социальных сетей;

) оценка уровня проникновения социальных сетей в России;

) определение степени влияния географических, социально-

демографических и статусных факторов на поведение и предпочтения пользователей социальных сетей;

) установление основных причин общения в социальных сетях, а также

отказа от него;

) оценка достоверности информации, размещаемой россиянами в

социальных сетях;

) выявление основных тенденций на рынке социальной коммерции:

определение ключевых сегментов рынка, оценка перспектив их развития;

) определение социально-демографических характеристик наиболее

Для сбора данных и решения описанной выше цели был выбран метод

онлайн-опроса с отбором целевой аудитории.

В отчете проанализированы ключевые тенденции, характерные для российского рынка, рассмотрены перспективные направления развития.

По данным ФОМ (Фонд Общественного Мнения) в России зимой 2010 года число пользователей Интернета перешагнула отметку в 40 млн. человек и составляет более 41 млн. Так, в 2010 году по сравнению с 2011 годом рост Интернет аудитории составил 22 %, что наглядно изображено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика количества Интернет пользователей по России в

целом (млн. чел.) (источник: ФОМ)

По данным социологического опроса, проведенного агентством РБК.research в октябре 2011 года, уже около 87 % интернет-пользователей (проживающих в городах 100 тыс.+ в возрасте от 18 до 54 лет) зарегистрированы и общаются в социальных сетях.

По данным comScore, ежегодно растет вовлеченность россиян в общение в социальных сетях. Это отражается на продолжительности пользования россиян данными Интернет-ресурсами. Так, если в мае 2010 году российские интернет-пользователи, зарегистрированные в социальных сетях, тратили лишь 23,6 часа своего времени, то в августе 2011 года продолжительность пользования социальными сетями увеличилась на треть, составив 66,8 часов в месяц, что наглядно изображено на рисунке 4.

Самой популярной социальной сетью в России признана «Вконтакте»,

ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (45 %), а еще 23 % делают это еженедельно. На втором месте - «Одноклассники» (24 и 28 % соответственно).

Рисунок 4 - Продолжительность пользования россиян данными Интернет ресурсами

Таким образом, за последние пять лет социальные сети стали одними из наиболее популярных и посещаемых ресурсов Интернета, уступив лишь «поисковикам» Яндекс, Google, почтовой службе Mail.ru. Сегодня уже 86,5 % россиян, имеющих доступ к Интернету, зарегистрированы и пользуются социальными сетями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть курсовой работы является теоретической. В ней рассмотрены основные теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований, такие как:

основные направления маркетинговых исследований;

назначение маркетинговых исследований

процедура маркетинговых исследований;

характеристика процесса маркетингового исследования;

Вторая часть является практической. В ней проведено исследование потребителей шампуня для волос, проанализированы полученные данные. Задачей стояло следующее:

определить востребованность в данной продукции, частоту приобретения;

установить важность качественных характеристик шампуня;

выяснить, шампунем каких торговых марок пользуются покупатели;

установить взаимосвязь цены и качества шампуня;

определить демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, доход.

Во второй части было еще проведено маркетинговое исследование социальный сетей в России.

Задачами исследования является:

) проанализировать динамику Интернет пользователей по России;

)установить продолжительность пользования данными Интернет

ресурсами;

) выяснить какие социальные сети являются наиболее популярными.

Таким образом, в данной курсовой работе были проведены маркетинговые исследования на рынке парфюмерно-косметической продукции и анализ современных социальных сетей в России.

Маркетинговое исследование на рынке парфюмерно-космической продукции представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

Процесс проведения маркетинговых исследований современных социальных сетей включает в себя определение проблемы и целей исследования, разработку плана исследований, сбор информации, ее анализ и доведение полученных результатов до сведения адресатов.

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без таких данных невозможно систематически анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектом рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций.

Таким образом, перспективы развития рынка парфюмерно-косметической продукции в целом, шампуня для волос, в частности, довольно обширные. Социальные сети охватывают большинство жителей России и с каждым годом пользователей в социальных сетях становится все больше.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что в любой деятельности для глубокого понимания ее основ, причинно-следственных связей необходимо проведение исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аристархова, Н.А. Маркетинг рынка предметов потребления. / Н.А.

Аристархова // Маркетинг. - 2000. - №6. - С. 24-30.

Ассэль, Г.И. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. / Г.И. Ассэль. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 804 с.

Багиев, Г.Л. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. / Г.Л. Багиев. - М.: Изд-во СПб УЭФ, 2003. - 305 с.

Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 219 с.

Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынка. / И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2005.- 416 с.

Бондарев, А.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. / А.К. Бондарев. - М.: Изд-во СПб УЭФ, 2006. - 104 с.

Бревнов, А.А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие. / А.А. Бревнов. - ВИРА -Р, 2007 .- 154 с.

Герус, А. Маркетинговые исследования в системе аудита брэнда. / А. Герус // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2004. - №4. - С. 27-32.

Герчикова, И. Методика проведения маркетинговых исследований./ И.И. Герчикова // Маркетинг. - 2007. - №3. - С. 31-42.

Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. и доп. / Е.П. Голубков. - М.: изд-во «Финпресс», 2000.-464 с.

Горелова, А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд. / А. Горелова // Маркетинг. - 2000. - № 6. - С. 19-23.

Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга. / Д. Джоббер. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 205 с.

Долгополова, Е. Маркетинг и информация: системно-функциональный анализ. / Е. Долгополова // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2004. - №11.- С. 4.

Дорошев, В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. / В.И. Дорошев. - М.: ИНФРА-М, 2000.-285 с.

Дуровин, А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. / А.П. Дуровин. - Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2005.-464 с.

Канеенко, Е.П. Маркетинговые исследования. / Е.П. Канеенко. - М.: «Финпресс», 2005. - 207 с.

Карпов, В. Маркетинговое исследование рынка. / В. Карпов // Маркетинг. - 2004. - №2. - С. 78-88.

Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. / А.И. Ковалев.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.-176 с.

Короткий, Ю. Формализация подхода к маркетинговым исследованиям. /Ю. Короткий // Маркетинг. - 2007. - №2. - С. 65-70.

Котлер, Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2009. -698 с.

Кротов, А. Сегментация по важности свойств продукта. / А. Кротов // Маркетинг. - 2000. - №5.- С. 30-55.

Крылова, Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. / Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.-519 с.

Лебедев, О.Т. Основы маркетинга. / О.Т. Лебедев. - М.: ИД «МиМ», 2006.-224 с.

Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник. / А.П. Панкрухин. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2005.-398 с.

Попов, Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии. / Е. Попов // Маркетинг. - 2008. - №1. - С. 101-108.

Романов, А.Н., Корлютов Ю.Ю. Маркетинг: Учебник. / А.Н. Романов. - М.: Банки и Биржи, 2009.-560 с.

Солин, А.Д. Маркетинг. / А.Д. Солин. - М.: НОРМА - М, 2002. - 367 с.

Хомутов, А.Л. Маркетинг: Учебное пособие. / А.Л. Хомутов. - Волгоград: ВАГС, 2004. - 285 с.

Худокорнов, А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар. / А.Г. Худокорнов. - М.: Экономика, 2006.-572 с.

Похожие работы на - Маркетинговое исследование рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!