Организация поддержки молодых семей органами местного самоуправления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    137,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация поддержки молодых семей органами местного самоуправления

Введение

молодой семья местный самоуправление

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для эффективной жизнедеятельности в современном обществе.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Также значимость данной темы обуславливается наличием комплекса проблем в сфере формирования и развития молодых семей, к которым относятся: снижение уровня материально - бытого и жилищного обеспечения, снижение социальной активности молодых семей в жизни общества.

Не смотря на наличие обоснованных и объективных предпосылок для развития организации поддержки молодых семей, опыта практической реализации такой поддержки молодых семей в России немного. Главной причиной этого является то, что механизмы организации поддержки молодых семей требуют более детальной и четкой проработки.

Формирование поддержки молодых семей в городе Новокузнецке, стало на современном этапе развития объективной необходимостью, так как молодые семьи города Новокузнецка составляют значительную часть экономически активного населения города, от их эффективной жизнедеятельности и активного развития зависит будущее города Новокузнецка. Однако формирование организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка все ещё носит общий и поверхностный характер.

Именно поэтому так важна и актуальна эффективная, своевременная и комплексная организация поддержки молодых семей.

Объектом исследования является - организация поддержки молодых семей органами местного самоуправления

Предметом исследования - совершенствование организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка

Цель работы - разработка мероприятий по совершенствованию организации поддержки молодой семьи органами местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить теоретическую сущность понятия «молодая семья» и теоретические аспекты организации поддержки молодых семей;

. Рассмотреть опыт городов Российской Федерации по организации поддержки молодых семей;

3. Проанализировать ситуацию и основные механизмы организации поддержки молодых семей в городе Новокузнецке;

. Разработать систему мероприятий, направленных на совершенствование организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка.

При написании работы были использованы справочные и учебные материалы, научная литература, статистические данные, а также ресурсы Интернет. Основными методами, использованными в процессе написания работы, метод анализа и синтеза исследуемого предмета, который состоял в расчленении, разложении организационно - экономических механизмов поддержки молодых семей на составные части и на этой основе определении ведущих звеньев.

1. Теоретические основы государственной и муниципальной организации поддержки молодых семей

.1 Теоретическая оценка основных понятий государственной и муниципальной поддержки молодых семей

Рассматривая такую сложную и многоаспектную тему, как молодежная семейная политика, несомненно, стоит четко определиться с пониманием таких основных терминов и понятий как:

-       молодая семья;

-       поддержка молодой семьи;

-       муниципальная поддержка молодой семьи.

Различают несколько подходов к определению понятия семьи, основными из которых являются следующие: социологический, юридический и институциональный (таблица 1).

Таблица 1 - Подходы к определению понятия семьи

Подход

Сущность

1

2

Социологический

общность людей, связанных отношениями супружества, родства, а также ведением совместного домохозяйства

Юридический

союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями

Институциональный

социальный институт, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей


Исходя, из существующих подходов к определению понятия семьи можно дать общее определение:

Семья - это социальный институт, характеризуемый совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми.

Понятие «молодая семья» стало широко использоваться с начала 1980-х годов, это не говорит о том, что данный социальный институт выделился как особенный тип семьи, скорее увеличилась его значимость в современном обществе, а также сформировались его основные признаки.

Основными признаками молодой семьи являются:

-     наличие официально заключенного брачного союза;

-     продолжительность совместной жизни до 3 лет (в случае рождения

детей, ограничения продолжительности брака нет);

-     граница возраста супругов - от 18 до 30 лет.

В соответствии с общим определением понятия семьи выделенными признаками молодой семьи можно сделать вывод, что:

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

Также, существует различное понимание такого термина, как «поддержка».

В данной работе термин « поддержка « будет рассматриваться как цели и задачи тактического и стратегического характера, определение форм, методов, средств их достижения в определенной сфере общественного развития.

Объединив такие понятия как «молодая семья» и «поддержка», получается сложная и многогранная система отношений, как «поддержка молодых семей».

Поддержка молодых семей - система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института молодой семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества.

Государственная поддержка молодых семей - это деятельность государства, направленная на укрепление, развитие и защиту института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества.

Государственная поддержка молодых семей, как и любая деятельность реализуемая государством, осуществляется не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне.

Особое значение в осуществлении поддержки молодых семей занимает муниципальный уровень, так как именно на нем происходит реализация мер семейной политики в отношении молодой семьи, активное взаимодействие с объединениями молодых семей и некоммерческими общественными организациями по поддержке молодых семей.

Понятие муниципальной поддержки молодых семей рассматривается Долгорукова И.В. и Рожковым М.И. как инструмент. Муниципальная поддержка молодых семей - важнейший инструмент формирования, развития и активного использования потенциала молодой семьи.

Еще один подход рассматривает муниципальную поддержку молодых семей как совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодых семей, а также развития объединений молодых семей, движений, инициатив.

В данной работе муниципальная поддержка молодых семей будет рассматриваться как, система приоритетов и мер муниципального образования, направленных на укрепление, развитие, и использования потенциала молодой семьи, а также ориентированной на повышение уровня самостоятельности, самоорганизацию и саморазвитие молодых семей.

1.2 Правовые и организационно - экономические основы государственной и муниципальной поддержки молодых семей

Деятельность органов федеральных власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере организации поддержки молодых семей регулируется 3 уровневой правовой системой, включающей в себя:

.        Международные нормативно - правовые документы:

-       всеобщая декларация прав человека;

-       декларация прав ребенка;

-       конвенция о правах ребенка;

-       всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей.

.        Федеральные нормативно-правовые документы:

2.1     Постановление Правительства РФ от 5.10.2010 года № 795 « О государственной программе «Патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации 2011 -2015 годы»;

2.2     Постановление Правительства РФ от 24.07.98 года № 828 « О федеральной программе «Содействия занятости населения»;

2.3     Указ Президента от 14.05.96 №712 (в ред. от 5.10.02 № 1129) «Об основных направлениях государственной семейной политики»;

В данном указе были рассмотрены основные направления государственной семейной политики, к которым относятся:

-       обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

-       обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-       улучшение охраны здоровья семьи;

-       усиление помощи семье в воспитании детей.

В рамках выделенных направлений семейной политики были определенны основные механизмы реализации, к которым относятся:

-       создание в составе федеральных органов исполнительной власти Федерального агентства по делам молодежи;

-       принятие мер по поддержке общественных объединений и благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи;

-       обеспечение финансирования программ семейной политики из средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также привлечение средств частных, благотворительных фондов и страховых фондов;

-       создание программ правового просвещения семьи, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания.

2.4     Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 № 5090 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

2.5     Федеральный закон 19.05.95 № 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

2.6     Федеральный закон от 18.10.07 года № 425 - ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», в данном законе определены основные цели, задачи и принципы осуществления поддержки семей, в общем, и молодых семей, в частности.

Организация поддержки молодых семей осуществляется с учетом следующих принципов (таблица 2):

Таблица 2- Основные принципы осуществления государственной политики по поддержке молодых семей

Наименование принципа

Сущность принципа

1

2

Принцип партнерского взаимодействия

Обеспечение баланса обязательств государства по соблюдению всего комплекса прав и ответственности молодой семьи в обществе

Принцип целостности и непротиворечивости

Участие всех органов власти в форм. и реализации государственной мол. семейной политики

Принцип единства социально-экономического и правового пространства

Формирование и реализация единых социальных гарантий, юридических прав и свобод молодой семьи

Принцип дифференцированного подхода

Учет государством специфики и всех типов молодой семьи

Принцип социальной субъективности

Создание условий для молодой семьи, с целью проявления её самостоятельности и активности

Принцип социальной преемственности

Сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в молодой семье традиционных семейных ценностей и преемственность социо-культурных ценносте6й



2.7     Федеральный закон от 29.12.06 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в котором были выделены дополнительные финансовые меры поддержки семей, в общем, и молодых семей в частности в виде материнского капитала и сертификата на получение материнского капитала, его размер, а также способы распоряжения материнским капиталом.

2.8     Федеральный закон от 6.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со статьей 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия, на основании данного Федерального закона, законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения»,

Данным законом устанавливается порядок передачи органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере поддержки молодых семей, определены источники финансирования осуществляемых полномочий в виде субвенций поступающих в местный бюджет из федерального и бюджета субъекта РФ.

Также в целях реализации делегируемых государственных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с главой 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» статьей 19 Федерального закона № 131»Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое и материальное обеспечение может осуществляться за счет средств местного бюджета в порядке, установленном уставом муниципального образования.

2.9     Федеральная целевая программа «Жилище»« и входящая в её состав подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.10 № 1050, в которой определены основные цели и задачи, финансовые источники реализации, в том числе и внебюджетные.

.        Региональные нормативно - правовые документы:

-       Законы субъектов РФ;

-       Региональные (областные) целевые программы.

Несмотря на наличие вышеперечисленных документов, до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального закона « О государственной молодежной семейной политике».

Однако при отсутствии федерального закона во многих субъектах Российской Федерации приняты и действуют законы регионального уровня «О поддержке молодых семей» (закон Республики Башкортостан, Пензенской, Нижегородской и Курганской области). Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют программы «Организации комплексной поддержки молодой семьи», созданы исполнительные органы по делам молодежи, различающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности.

Поддержка молодых семей на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной поддержкой молодых семей, что определяется Федеральным законом от 6.10.03 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки молодых семей», тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодых семей конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем, а также жилищной сфере.

Таблица 3 - Основные проблемы молодых семей

Проблема

Содержание проблемы

Чис. мол. семей, %

1

2

3

Мат.-бытовая

cостоит в недостаточности финн. и мат. средств, для обеспечения нужд и потребностей молодой семьи

20,7

Жилищная

cостоит в несоответствии потребностей в жилье молодой семьи и возможностей его приобретения

37,5

Трудоустройства

cостоит в неудовлет. условиями труда, отсутствием возможностей и перспектив, низким уровнем зар. платы

27,0

Психологическая

cостоит в возникновении конфликтов на почве материально - бытовых и жил. проблем, тяжести их решения

14,8



По данным таблицы 3, можно сделать вывод, что самой главной проблемой современных молодых семей в России является - жилищная проблема, составляющая - 37,5 %, на втором месте по значимости - проблема трудоустройства - 27%, материальная - бытовая составляет - 20,7 % и 14,7 % - психологическая проблема молодых семей.

В зависимости от данной специфики проблем молодых семей выделены основные механизмы и технологии реализации муниципальной поддержки молодых семей:

) программный механизм: разработка муниципальных целевых программ в указанной области;

) информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодых семей, организация информационно-просветительской деятельности в сфере поддержки молодых семей через средства массовой информации;

) организационный механизм: структурное управление в сфере поддержки молодых семей, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти, в том числе управление системой подведомственных организаций;

) нормативно-правовой механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и методической базы через органы;

) экономический механизм: система финансирования поддержки молодых семей на территории муниципального образования, в том числе система внебюджетного финансирования.

Рассмотрим более подробно организационный и экономический механизмы реализации муниципальной поддержки молодых семей.

Организационный механизм на муниципальном уровне предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления процессами реализации муниципальной поддержки молодых семей, осуществление вертикального и горизонтального управления муниципальными органами власти и общественными структурами.

Чаще всего данный механизм реализуется посредством создания системы органов управления, контроля и профилактики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.

Органы реализации муниципальной поддержки молодых семей функционируют, как правило, в виде системы социально ориентированных структурных подразделений органов местного самоуправления, к которым относятся: отделы по делам молодежи и социальной защиты населения.

Взаимодействуют с другими структурными подразделениями муниципальных образований: отделами образования и науки, здравоохранения, культуры и другими подразделениями администрации по вопросам разработки единых подходов в осуществлении государственной поддержки молодых семей.

Также осуществляют взаимодействие с соответствующим региональным исполнительным органом по согласованию планов, проектов, программ и мероприятий по реализации государственной поддержки молодых семей на своей территории, объемов их финансирования и материально-технического обеспечения.

Муниципальные органы по вопросам поддержки молодых семей, на основании переданных им государственных полномочий, на основании рассмотренных нормативно - правовых актов, осуществляют следующие функции:

1.     Организационная поддержка общественно полезной деятельности молодых семей;

2.     Содействие экономической самостоятельности молодых семей и реализации их прав на труд;

3.       Разработка и реализация целевых программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования;

.        Обеспечение социального обслуживания молодых семей.

Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодых семей в управление - активно идет создание советов молодых семей, расширение их полномочий и ответственности.

Экономические механизмы представляют собой действующую систему финансирования поддержки молодых семей.

В соответствии с рассмотренными нормативно - правовыми актами, принятыми в сфере поддержки молодых семей, по делегированию полномочий на муниципальный уровень в данной сфере, была разработана система финансового обеспечения, в целях осуществления переданных государственных полномочий органами местного самоуправления, которая включает в себя следующие источники финансирования (рисунок 1):

Рисунок 1 - Источники финансирования поддержки молодых семей на местном уровне

По данным представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что реализация государственных полномочий переданных органам местного самоуправления в сфере поддержки молодых семей финансируется из федерального и местного бюджетов на основании принятых нормативно - правовых актов (Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»).

Также финансирование может осуществляться из собственных средств местного бюджета, а также привлеченных внебюджетных средств.

Экономические механизмы поддержки молодых семей муниципального образования осуществляются в виде экономических социальных технологий, включающих в себя:

.        Технологии социальной поддержки - это формы социальной политики государства, направленные на материальное обеспечение отдельных категорий граждан, в общем, и молодых семей в частности, из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

Данные технологии поддержки молодых семей реализуются через службы социальной защиты и поддержки населения, осуществляемы в виде материального обеспечения молодых семей (рисунок 1):

Рисунок 2 - Виды технологий социальной поддержки

По данным рисунка 2, можно сделать вывод, что материальное обеспечение молодых семей осуществляемся в форме денежных выплат и натуральной помощи.

2.       Технологии поддержки молодых семей в сфере улучшения жилищных условий реализуется при помощи следующих видов поддержки (таблица 4):

Таблица 4 - Виды технологий улучшения жилищных условий молодой семьи

Вид технологии

Содержание технологии

1

2

Льготное долгосрочное кредитование

Предоставление финансовых средств на приобретение или строительство квартиры/дома под незначительный процент (8-10%) и на длительный срок (10-15 лет)

Мат. обеспечение для индивид. Строит. (для сельской местности)

Предоставление необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение инженерных коммуникаций

Предоставление жилья с рассрочкой

В качестве кредита выступает сама квартира, стоимость выплачивается по частям в течение 10-15 лет

Пред. жилья социального найма

Предоставление социального жилья государством, оплачивается аренда и коммунальные услуги

Пред. без. Суб. на покупку жилья

Предоставление части финансовых средств на строительство или приобретение жилья (5-70%)




Исходя из данных приведенных в таблице 4, можно сделать вывод, что каждый вид технологии по поддержке молодых семей в сфере улучшения жилищных условий имеет свои особенности реализации.

Также существуют формы неэкономических социальных технологий поддержки молодых семей, которые реализуются через специализированные службы и центры поддержки молодых семей, а также созданные некоммерческие общественные организации молодых семей (союзы, клубы и советы молодых семей).

Неэкономические технологии поддержки молодых семей осуществляется 3 группами социальных технологий, к которым относятся:

1.       Технологии психологической и просветительской поддержки молодой семьи - это форма поддержки, направлена на улучшение психо - эмоционального состояния молодых семей и стабилизацию молодых супругов в обществе, а также на информационное просвещение в вопросах семейных отношений.

Данные социальные технологии реализуются при помощи следующих видов поддержки (таблица 5):

Таблица 5 - Виды социальных технологий психологической и просветительской поддержки молодых семей

Вид социальной службы/ центра

Основные способы осуществления поддержки

1

2

Школы молодых родителей

Пров. обуч. семинаров молодых родителей, тренингов по воспитанию родительской культуры, сов. семейных отношений, проведение юридических и псих. консультаций

Выездные консультативные лектории по психологическим проблемам молодых семей

Проведение выездных семинаров и тренингов по улучшению психологического климата в молодых семьях

Службы «Тел. доверия» (социальные форумы)

Осущ. методико - психологической и юридической помощи, он -лайн консультации

2.       Технологии содействия занятости молодых супругов - это форма поддержки молодых семей, направлена на содействие занятости и улучшение экономического состояние молодых супругов.

Технология содействия занятости молодых супругов реализуется в виде:

-        поддержки малого семейного бизнеса;

-       создания центров профессионального переобучения молодых матерей;

-       содействия созданию союзов по развитию семейных кооперативов (для сельской местности).

3.       Технологии развития социальной активности молодых семей - это форма поддержки, направлена на развитее социальной активности молодых супругов.

Данная форма поддержки реализуется при помощи следующих способов:

-        организации туристических походов и слетов молодых семей;

-       участие в художественной и общественной деятельности молодых семей (союзы, центры и клубы молодых семей);

-       спортивных соревнований молодых семей.

Для определения эффективности осуществляемой государственной семейной молодежной политики, в общем, и организации поддержки молодых семей муниципальным образованием, в частности была разработана система показателей, к которым относятся:

-       юридическая оформленность брака;

-       полнота семьи;

-       детность семьи;

-       экономическая обеспеченность;

-       социальная активность;

-       социальная направленность.

В зависимости от степени комплексности достигнутых результатов по выделенным показателям делается вывод об уровне эффективности организации поддержки молодых семей, благополучности и стабильности развития молодых семей.

Таким образом, на муниципальном уровне управления организация поддержки молодых семей является делегируемым государственным полномочием, которое реализуется органами местного самоуправления, на основании рассмотренных нормативно - правовых актов, в виде: организационной, правовой, информационной, консультационной и экономической поддержки.

Нормативно - правовая база в сфере поддержки молодых семей органами местного самоуправления нуждается в дополнении и разработке единого комплексного нормативно - правового акта в сфере поддержки молодых семей, где будет четко определен механизм реализации, прописаны источники финансирования и их объём, определены сроки и формы поддержки молодых семей на муниципальном уровне.

1.3 Опыт городов Российской Федерации по формированию организационно-экономических механизмов поддержки молодых семей

Организация поддержки молодых семей осуществляется в каждом муниципальном образовании, применяя как основные формы поддержки молодых семей, установленные на федеральном уровне в рамках существующих федеральных целевых программ, так и разработанные самостоятельно, на основе реализуемых подпрограмм, на региональном и местном уровне.

Наиболее интересным опытом реализации организации поддержки поддержки молодых семей являются города: Пенза и Нижний Новгород.

Нижний Новгород и Нижегородская область в целом, являются одним из первых регионов, в котором была разработана и утверждена концепция семенной политики.

Организация поддержки молодых семей на муниципальном уровне осуществляется отделом по финансовой и дополнительной адресной поддержки, являющимся структурным подразделением Управления по труду и работе с населением города Нижнего Новгорода, на основании принятого Федерального закона субъекта РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки семей, имеющих детей».

В Нижнем Новгороде в сфере организации поддержки молодых семей действует порядка 17 целевых программ, самыми результативными, из которых самыми результативными являются:

-       целевая программа «Нижегородская семья»

-       целевая жилищная программа «Молодые специалисты».

Целевая программа «Нижегородская семья» реализуется в Нижнем Новгороде, начиная с 2011 года.

Основными задачами целевой программы «Нижегородская семья» являются:

повышения статуса нижегородской семьи;

формирования в обществе позитивного имиджа семьи с детьми;

реализация социальных проектов и поддержка общественных инициатив;

совершенствования областной системы государственной социальной поддержки семей с детьми;

профилактика социального сиротства детей раннего возраста, в том числе новорожденных детей.

Реализация данной целевой программы осуществляется Отделом по финансовой и дополнительной адресной поддержке города Нижнего Новгорода с помощью применения экономических и организационных механизмов поддержки молодых семей, осуществляемых в виде:

-       наград лучших семей премий «Нижегородская семья» (100000 рублей единовременно);

-       наград почетным знаком «Родительская слава» (15000 рублей единовременно);

-       методической площадки для обучения специалистов по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Ежегодно награду в виде премии «Нижегородская семья» в Нижегородской области получают порядка 10 успешных семей.

Также в Нижнем Новгороде и на всей территории Нижегородской области реализуется целевая жилищная программа «Молодые специалисты».

В рамках областной целевой жилищной программы «Молодые специалисты», реализуемая в на территории Нижегородской области, в городе Нижнем Новгороде с 2011 года действует муниципальная целевая программа «Меры поддержки молодых специалистов в сфере здравоохранения, культуры, спорта и образования», является единственной в своем роде, сейчас опыт реализации данной программы Нижегородской области берут на вооружение и многие другие регионы .

Особенностью целевой жилищной программы является следующее:

-       программа разработана как для городской, так и для сельской местности;

-       программа ориентирована на молодых специалистов и молодые семьи бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д.);

-       предоставляется жилье и автомобиль;

-       обязанность молодого специалиста отработать в бюджетной сфере не менее 10 лет с начала подписания договора.

Механизм реализации данной целевой программы осуществляется при помощи следующих видов социальной поддержки:

-       социальные выплаты на погашение кредита и процентов по нему на приобретение транспортного средства и предварительные расходы на получение кредита (разовые затраты на начальном этапе);

-       социальные выплаты на погашение кредита и процентов по нему на приобретение жилья и предварительные расходы на получение кредита (разовые затраты на начальном этапе).

Целевая жилищная программа «Молодые специалисты» реализуется в Нижнем Новгороде с 2006 года по 2013 текущий год, за прошедшее время данной целевой программой воспользовались - 3407 молодых специалистов, в том числе молодых семей, из которых - 1685 участникам предоставили вновь построенные индивидуальные жилые дома, 1670 молодых специалистов - предоставлены квартиры. Из 3407 участников 3374 были предоставлены автомобили.

Действие программы «Молодые специалисты» будет продлено до 2018 года, в связи с высокими показателями эффективности механизмов реализации.

Также в Нижнем Новгороде применяется проработанная система социальных пособий, предоставляемых, в том числе молодым семьям, которая представлена 31 видом социальных пособий. Из которых: 10 - федеральных и 21- областное пособие.

В связи с реализацией такого комплекса механизмов поддержки молодых семей Нижний Новгород и Нижегородская область в целом является одним из лидирующих регионов по темпам рождаемости.

Так за половину 2012 года в Нижегородской области родилось на 1000 детей больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Увеличилось количество многодетных семей - на 200 семей, что составило на 8,5 % больше, чем в 2011 году.

К положительному опыту осуществления государственной поддержки молодых семей относится региональная семейная политика Пензенской области.

Реализация семейной политики в городе Пенза представляет собой систему социальных мер организационного, правового, информационного, просветительского и воспитательного характера, основанную на федеральном законодательстве и принятых региональных целевых программ по поддержке молодых семей, к которым относятся:

-       «О программе реализации государственной молодёжной политики «Молодёжь Пензенской области»;

-       «Об основных гарантиях прав ребёнка в Пензенской области»;

-       «Об областной межведомственной программе «Дети Пензенской области»;

-       «Об областной целевой программе «Дом для молодой семьи в Пензенской области»;

-       «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей»;

-       «Об областной программе «Обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе»;

-       «О пособиях семьям, имеющим детей»;

-       «О социальной поддержке молодых семей»;

-       «Об учреждении награды Пензенской области - медали «Материнская доблесть»;

-       «Об областной целевой программе «Комплексные меры демографического развития Пензенской области».

Реализация поддержки молодых семей в городе Пензе осуществляется структурным подразделением администрации Социальным управлением города Пензы, на основании федеральных законов РФ, рассмотренных в данной работе, законов субъекта РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области поддержки семей, с детьми», а также перечисленных целевых программ.

Для осуществления поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Пензы применяются следующие социальные технологии:

-       технологии социальной поддержки молодых семей;

-       технологии улучшения жилищных условий молодых семей;

-       технологии развития социальной активности молодых семей;

-       технологии просветительской поддержки молодых семей.

Технологии социальной поддержки молодых семей осуществляются в виде предоставления:

-       5 ежемесячных пособий;

-       4 единовременных пособий;

-       1 ежегодного пособия.

Технологии улучшения жилищных условий представлены следующими целевыми программами поддержки молодых семей (таблица 6):

Таблица 6 - Виды поддержки в улучшении жилищных условий

Наим. целевой программы

Наименование вида поддержки

Особ. предоставления вида поддержки

Размер вида поддержки,

1

2

3

4

«Дом для молодой семьи»

Социальная льгота Единовременная выплата

при рождении 1 ребенка; при рождении 2 ребенка; при рождении 3 ребенка для приобретения мебели

33% от стоимости дома 33% от стоимости дома; 34% от стоимости дома 50000 руб

«О мерах социальной поддержки молодых семей»

Сертификат на строительство/преобретение жилья

при рождении 1 ребенка не более, чем через 12 месяцев после заключения брака

233000 руб


По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что в городе Пензе ведется активная экономическая поддержка молодых семей.

За период с 2011 года по текущий 2013 год целевая жилищная программа «О мерах социальной поддержки молодых семей» улучшает жилищные условия все большего количества молодых семей (рисунок 3)

Рисунок 3 - Количество молодых семей

По данным рисунка 3,видно, что начиная, с 2011 года возрастает число молодых семей, реализовавших свое право на приобретение жилья по программе «О мерах социальной поддержки молодых семей», так в 2011 году, их число составило - 101 молодая семья, в 2012 их количество возросло на 194 семьи, а в 2013 году составило на 8,5 больше, чем в 2012 году.

Общее количество семей, улучшивших свои жилищные условия - 716 молодых семей.

Источниками финансирования целевой жилищной программы являются следующие бюджетные средства (таблица 7):

Таблица 7 - Источники и объем финансирования целевой программы «О мерах социальной поддержки молодых семей»

Источники финансирования муниципальной целевой программы

Годы


2011

2012

2013

1

2

3

4

Городские бюджетные средства

60 млн. рублей

20 млн. рублей

20 млн. рублей

Внебюджетные средства

45 млн. рублей

15 млн. рублей

15 млн. рублей

Общий объем финансирования

105 млн. рублей


Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применяемых экономических механизмах поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Пензы.

Увеличение количества молодых семей улучшивших свои жилищные условия по муниципальной целевой программе «О мерах социальной поддержки молодых семей».

Технологии развития социальной активности молодых семей реализуются в городе Пензе структурным подразделением администрации - Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политики в виде:

-       фестивалей («Стартуем вместе», «Под парусом надежды»);

-       праздников молодых семей («День семьи», «День матери»);

-       награждения молодых семей губернаторским альбомом «Семейная летопись» в день заключения брака;

-       конкурса «Успешная семья».

Конкурс «Успешная семья « проводится в городе Пензе с 2009 года.

Основными целями и задачами конкурса являются:

-       повышение эффективности молодежной семейной политики;

-       укрепление института семьи, основанного на осознании ответственности перед собственным будущим;

-       содействие становлению здорового образа жизни молодежи;

-       воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к национальным традициям;

-       обмен жизненным опытом между молодыми семьями;

-       привлечение внимания общественности к проблемам молодых семей.

По итогам конкурса «Успешная семья» снимаются документальные фильмы о лучших семьях, изготавливаются баннеры социальной рекламы с фотографиями семей победительниц, которые размещены в областном центре. Разработан логотип областного конкурса молодых семей «Успешная семья». В настоящее время выпущены значки с его изображением.

Технологии просветительской поддержки в городе Пензе реализуются виде межведомственного медико - социолого - педагогического проекта, который осуществляется социально ориентированными структурными подразделениями администрации города Новокузнецка, к которым относятся: Комитет по физической культуре , спорту и молодежной политике, Управление по образованию города Пензы , а также Управление культуры города Пензы.

Основными задачами данного межведомственного проекта по обучению молодых семей - «Школа счастливой семьи», являются:

-       популяризация семейных ценностей;

-       обучение молодых людей, вступающих в брак, основам неконфликтных семейных отношений с целью построения счастливой, крепкой семьи;

-       передача счастливого семейного опыта успешных семей будущим супругам;

-       патронаж (психологическое и юридическое сопровождение) молодых семей, прошедших «Школу счастливой семьи»;

-       создание и поддержка семейных клубов по интересам.

Курс «Школы счастливой семьи» реализуется в форме 3-х дневной информационно-консультационной службы просвещения молодых граждан, решивших создать семью.

По окончании курса молодым семьям выдается специально изданный Диплом и методическое информационное пособие «7 шагов к счастливой семье», в котором располагается необходимая информация по вопросам становления семьи:

-       как решить жилищную проблему;

-       как воспользоваться государственной помощью в случае ожидания и рождения ребенка;

-       как психологически правильно построить отношения детей и родителей.

Организация поддержки молодых семей, осуществляемая, на муниципальном уровне реализуется, в соответствии с делегируемыми государственными полномочиями, а также приоритетами и стратегиями государственной семейной политики, а также на основании принятых целевых программ и нормативно - правовых актов. На муниципальном уровне, происходит непосредственное взаимодействие и доведение различных форм поддержки до членов молодых семей. Как на уровне федерации и субъекта федерации РФ, выделяют пять механизмов реализации поддержки молодых семей: программный, информационный, организационный, нормативно-правовой и экономический механизмы.

Каждый из данных механизмов предполагают свой набор мероприятий, каждый из которых может одновременно обслуживать все или несколько направлений поддержки молодых семей.

В соответствии с рассмотренным опытом российских городов, можно сделать вывод, что наиболее распространёнными механизмами поддержки молодых семей являются:

-       целевые подпрограммы содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий;

-       информационные и консультационные услуги;

-       объединения молодых семей с целью отдыха, общения, занятий спортом.

Финансовое обеспечение делегируемых государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется по средствам субвенций из средств регионального и федерального бюджета, в соответствии с рассмотренными нормативно - правовыми актами в сфере организации поддержки молодых семей.

2.Анализ организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления в городе Новокузнецке


Новокузнецк считается южной столицей Кузбасса и является самым крупным городом Кемеровской области. Не являясь городом-миллионером, город образует с многочисленными близлежащими городами и другими населёнными пунктами полицентрическую Новокузнецкую агломерацию.

По данным Управления ЗАГС Кемеровской области по городу Новокузнецку по состоянию на 2013 год численность зарегистрированных в браке составляет 9850 человек, из которых 7 862 человека являются членами молодых семей, что составляет 79,8 % от общей численности всех зарегистрированных браков. В 2013 году основными проблемами молодых семей города Новокузнецка являются:

-       проблемы улучшения жилищных условий, более 20 % молодых семей проживают совместно с родителями, 26% - молодых семей живут в арендуемом жилье;

-       проблемы психолого - просветительской поддержки, более 30 % молодых семей нуждается в оказании психологической и различной консультационной помощи;

-       проблемы в сфере содействия занятости, около 25 % молодых семей нуждается в оказании поддержки в социально - трудовой сфере;

-       проблемы социальной активности молодых семей, менее 5 % молодых семей, имеет высокую социальную мобильность.

Решение существующих проблем и устранение негативных аспектов в отношении молодых семей является первоочередной задачей в сфере организации поддержки молодых семей. В настоящее время решением обозначенных проблем занимаются не только органы местного самоуправления, а также общественные молодежные объединения, работодатели, юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодых семей, её стабильного и всестороннего развития.

2.2 Анализ нормативно - правовой базы, регламентирующий организацию поддержки молодых семей города Новокузнецка

Организация поддержки молодых семей, реализуемая органами местного самоуправления, а также формирование организационно - экономических механизмов поддержки молодых семей осуществляется на основании принятых законодательных актов на федеральном, региональном и местном уровнях. Нормативно - правовая база в сфере организации поддержки на федеральном уровне была рассмотрена в главе 1.

Самым главным законом в сфере организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления на территории Кемеровской области, в общем и городе Новокузнецке, в частности является следующий закон субъекта РФ:

-       Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения». На основании принятого закона Кемеровской области в сфере социальной поддержки молодых семей были определен ряд полномочий, делегируемых органам местного самоуправления, обозначены виды финансовых средств, выделяемые в целях осуществления переданных государственных полномочий.

Таблица 8 - Государственные полномочия органов местного самоуправления в сфере поддержки молодых семей

Государственное полномочие

Финансовое обеспечение

Права органов МСУ

Ответствен. органов МСУ

Контроль органов МСУ

1

2

3

4

5

Назначение ежемесячного пособия

финансовые и материальные средства, предоставляемые из бюджета Кем. области доп. финн. и материальные средства муниципального образования

использование предост. финансовых и мат. средств принятие муниц. правовых актов в сфере переданных государст. полномочий

Неис. и ненадлежащее исполнение переданных гос. полн. нецелевое исп. мат. и финансовых средств

Контрольно - счетная палата Кем. области; Главное финн. уп. Кем. области; Департамент социальной защиты Кемеровской области.

Выплата ежемесячного пособия





Организация работы служб и учреждений, оказывающих услуги семьям и их детям






По данным таблицы 8, можно сделать вывод, что в сфере поддержки молодых семей, четко определены источники финансирования, права органов местного самоуправления по использованию предоставляемых средств и правотворческой инициативе, их ответственность, а также органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль за их деятельностью, в сфере исполнения государственных полномочий по поддержке молодых семей.

Объем финансирования предоставляемый бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, определяются исходя из численности получателей мер социальной поддержки и суммы расходов на одного получателя.

Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 13-ОЗ  «О займах молодым семьям». Закон принят в целях создания наиболее благоприятных условий для приобретения или строительства жилья молодыми семьями путем предоставления целевых жилищных займов. Он определял категории граждан имеющих на них право, порядок и условия предоставления займов.

Законом «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования». Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат для приобретения или строительства жилья за счет средств областного бюджета.

Законом Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений». Законом были определены категории граждан, которым может быть предоставлено жилье социального найма, а также определен порядок предоставления.

На муниципальном уровне организация поддержки молодых семей осуществляется на основании:

Постановления Совета народных депутатов "О жилых помещениях муниципального жилищного фонда коммерческого использования в городе Новокузнецке";

Муниципальная целевая программа «Жилье молодым семьям 2011 - 2015 города Новокузнецка». В данной программе прописаны категории граждан, имеющих права на участие в программе, сроки реализации, определен размер и порядок предоставляемых социальных выплат.

Финансирование программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней, в том числе и за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа.

Рассмотрев нормативно - правовую базу в сфере поддержки молодых семей, существует множество федеральных законов, законов субъектов федерации, касающихся, вопросов поддержки молодых семей, с указанием конкретных мер и видов поддержки молодых семей, главным из, которых является закон субъекта федерации «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения «.

В данном законе определены права, ответственность, а также финансовые средства обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в сфере организации поддержки молодых семей.

На основании существующих федеральных законов и законов субъектов РФ, стоит разработать нормативно - нормативно правовой акт и программу комплексной поддержки молодых семей, с целью осуществления систематизированной и комплексной поддержки молодой семьи.

2.3 Анализ организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка

Организация поддержки молодых семей в городе Новокузнецке реализуется в виде совместной деятельности структурных подразделений администрации города Новокузнецка, к которым относятся:

-       Комитет по делам молодежи;

-       Комитет социальной защиты населения;

-       Комитет образования и науки;

Деятельность данных социально ориентированных структурных подразделений в сфере поддержки молодых семей, координирует первым заместителем главы города Новокузнецка по социальных вопросам.

Ведущую роль в реализации совместной деятельности социально ориентированными структурными подразделениями администрации города Новокузнецка по организации поддержки молодых семей занимает Комитет по делам молодежи, так как непосредственное взаимодействие и реализация мер поддержки данной категории граждан, находится в компетенции и осуществляется именно через структуру данного комитета и непосредственном его участии.

Комитет по делам молодежи города Новокузнецка был создан в 1997 году, является муниципальным казенным учреждением, которому присвоен статус юридического лица.

В процессе осуществления своей деятельности Комитет по делам молодежи руководствуется на муниципальном уровне:

-       Уставом города Новокузнецка;

-       Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 04.05.2006 № 6/64 "Об утверждении положения о комитете по делам молодежи администрации города Новокузнецка";

Руководство Комитетом осуществляется на принципе единоначалия.

Штатная численность подчиненность сотрудников Комитета утверждается первым заместителем главы города по социальным вопросам.

На каждого сотрудника Комитета по делам молодежи существует должностная инструкция, утвержденная председателем Комитета. Каждая инструкция содержит общее положение, права сотрудника, обязанности и его ответственность.

Таблица 9 - Перечень должностей и должностных обязанностей сотрудников КДМ

Должность

Должностные обязанности

1

2

3

1

Председатель

Осуществляет руководство комитетом на принципе единоначалия. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач и осуществление им своих функций.

2

Главный специалист-бухгалтер

Ведет бухгалтерский учет Комитета по делам молодежи и МУ ГМЦ «Социум» в соответствии с требованиями действующего законодательства РР, инструкций по бухгалтерскому учету и других нормативно правовых актов; Осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов АО бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников; Принимает участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обяз., отвечает за своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражает их в учете.

3

Заместитель председателя

Координирует работу специалистов комитета; Взаимодействует со структурными подразделениям администрации города, организациями, общественными объединениями через деятельность общественных советов и комиссий; Контролирует деятельность подведомственных структур и учреждений; Содействует созданию в установленном порядке соответствующих соц. центров и служб для молодежи; Отвечает за реализацию программ по решению социальных, жилищных проблем молодежи; Отвечает за реализацию проектов и мероприятий по вопросам занятости молодежи; Отвечает за кадровую работу в комитете; Раз. новые направления в работе комитета.

4

Главный специалист по перспективному планированию и проектированию работы с молодежью

Координирует работу совета работающей молодежи; Отвечает за развитие и организацию молодежного движения на предприятиях и учреждениях с работающей молодежью; Отвечает за реализацию программ по решению социальных проблем работающей молодежи; Организует проведение массовых творческих мероприятий для работающей молодежи; Формирует банк данных талантливой работающей молодежи, а также молодежи занимающейся наукой. с целью эффективного использования их потенциала в городе Новокузнецке; Организует обучающие семинары для молодежного актива предприятий и учреждений; Отвечает за организационную и методическую работу с молодежными организациями и активами предприятий и учреждений; Отвечает за реализацию проектов по организации молодежного семейного отдыха.

5

Главный специалист по работе со студенческой и учащейся молодежью

Отвечает за развитие и организацию студенческого и ученического движения в городе; Организует и курирует работу Городского Студенческого Совета; Отвечает за организацию и развитие органов студенческого и ученического самоуправления; Организует досуг и работу студентов в свободное от учебы время по средствам различных форм занятости; Отвечает за организацию сезонной занятости учащихся и студентов; Организует и проводит городские студенческие праздники, фестивали, конкурсы и т.д.; Формирует городской банк данных талантливой студенческой и учащейся молодежи, а также молодежи занимающейся наукой, с целью эффективного использования их потенциала в городе Новокузнецке.

6

Ведущий специалист

Отвечает за реал. проектов по гражданскому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи; Проводит мероприятия для студенческой и учащейся молодежи по патриотическому и гражданскому воспитанию; Взаимодействует с клубами, объединениями и организациями по военно-патриотической работе с молодежью, обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления и между собой; Отвечает за реализацию проектов по профилактической и социальной адаптационной работе, в том числе усиление противодействия злоупотреблению наркотических средств в молодежной среде; Отвечает за реализацию проектов по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи; Взаимодействует с различными учреждениями, организациями и объединениями по профилактике преступности несовершеннолетних, по социальной адаптации подростков и молодежи; Отвечает за реализацию проектов по правовой грамотности и защите прав молодежи.

7

Специалист 1 категории

Отвечает за развитие волонтерского и добровольческого движения среди молодежи; Обеспечивает поддержку детских организаций и движений их взаимодействие с органами местного самоуправления и между собой; Взаимодействует со специалистами, занятыми в сфере детского движения их обучение новым формам и методам работы; Организует обучение лидеров детских и молодежных объединений, органов молодежного общественного самоуправления; Взаимодействует с различными организациями и объединениями по развитию летнего оздоровительного отдыха детей и подростков;


Согласно Распоряжению Главы города Новокузнецка «Об оценке эффективности деятельности отраслевых и функциональных органов администрации города» от 15 февраля 2007 г. N 278 к основным показателям оценки эффективности деятельности Комитета по делам молодежи относятся:

-   численность трудоустроенных студентов и подростков в рабочие отряды;

-   количество проведённых мероприятий по работе с молодёжью;

-   численность привлечённой молодёжи в проведённые мероприятия;

-       количество действующих общественных организаций по работе с молодёжью;

-       величина привлечённых внебюджетных средств;

-       информирование молодёжи по программе «Доступное жильё»

Рассмотрев показатели эффективности деятельности можно сделать вывод, что система показателей, учитывает показатели по молодежи в общем, отсутствует система показателей, конкретизирующая эффективность деятельности комитета в отношении молодых семей.

В настоящее время организация поддержки молодых семей, реализуемая социально ориентированными структурными подразделениями администрации города Новокузнецка, представлена следующими видами поддержки (рисунок 4):

Рисунок 4 - Виды механизмов поддержки молодых семей г. Новокузнецк

Механизмы по улучшению жилищных условий молодых семей города Новокузнецка реализуются в соответствии со следующими целевыми программами и городскими проектами (таблица 8):

Таблица 8 - Механизмы по улучшению жилищных условий молодых семей города Новокузнецка

Вид программы/проекта

Название программы/проекта

Форма поддержки

Размер пред. поддержки

Особенности пред. поддержки

Ответственный за исполнение

1

2

3

4

5

6

Областная целевая программа

О предост. долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования

Долг. льготный целевой займ

в зависимости от площади жилья

5 % годовых

Комитет по делам молодежи





сроком на 20 лет




субсидия

в зависимости от  площади жилья

безвозмездно


Муниципальная целевая программа

Жилье молодым семьям 2014 - 2015 города Новокузнецка

социальная выплата

30 % от стоимости жилья

при отсутствии детей в молодой семье

Комитет по делам молодежи




35 % от стоим. жилья

При рождении 1 ребенка


Городской проект

О жилых помещениях муниц. жилищного фонда коммерческого использования в городе Новокузнецке

жилье социального найма

жилье социального найма

оплата коммунальных услуг

Комитет по делам молодежи. Уп. по учету и приват. жилья





арендная плата за социальный найм






Предост. сроком на 5 лет



По данным таблицы 8 видно, что в городе Новокузнецке достаточно полно разработан механизм реализации форм поддержки по улучшению жилищных условий молодых семей города Новокузнецка, определены ответственные за исполнение, а также четко обозначены особенности предоставляемой поддержки.

Объем субвенций по поддержке молодых семей в сфере улучшения жилищных условий в рамках реализуемой целевой программы «Доступное жилье молодым семьям 2011 - 2015 годы», с учетом объема из Новокузнецкого городского бюджета за 2011 - 2012 годы составил (таблица 9):

Таблица 9 - Объемы и источники финансирования долгосрочной целевой программы «Доступное жилье молодым семьям 2011 - 2015 годы»

Средства бюджетов всех уровней на условиях софинансирования, в том числе:

2011

2012

1

2

3

Федеральный бюджет

19 290 152 руб. (26%)

42 555 000 руб. (25%)

Областной бюджет

10 124 571 руб. (10%)

20 913 354руб. (10,5%)

Городской бюджет

4 602 078 руб. (4,%)

9 506 070 руб. (5,5%)

Средства молодых семей

23 135 200 руб. (60%)

22 220 000руб. (60%)


По данным таблицы 9, можно сделать вывод, что общий объем инвестиций составил 152 348 425 рублей, в том числе за счет средств городского бюджета - 14 108 148 рублей. Реализация данных механизмов поддержки молодых семей в рамках существующих целевых программ города Новокузнецка позволила улучшить жилищные условия следующему количеству молодых семей (таблица 10):

Таблица 10 - Общая численность молодых семей улучшивших жилищные условия

Показатели

Единицы измерения

Год



2011

2012

1

2

3

4

Число молодых семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий

единица

3019

3284

Число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия

единица

81

239


Исходя из данных таблицы 10, можно сделать следующие выводы об изменениях, происходящих в сфере улучшения жилищных условий молодых семей города Новокузнецка:

-       увеличилось на 8,7 % в 2012 году (2011 год - 3019 семей ) количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и составило 3284 семьи;

-       возросло на 4,6 % в 2012 году (в 2011 году - 81 семья) количество молодых семей, улучшивших жилищные условия.

На 2013 год на учете по улучшению жилищных условий стоит 3015 молодых семей.

Не смотря на повышение эффективности реализации механизмов поддержки молодых семей по улучшению жилищных условий города Новокузнецка, остаются и проблемы, связанные с низкой информированностью молодых семей по вопросам улучшения жилищных условий - 43,6 % ,что связанно с недостатком информации о реализуемых программах и мероприятиях.

Механизмы социальной поддержки молодых семей реализуются Комитетом по защите населения города Новокузнецка и осуществляются в виде (таблица 10)

Таблица 10 - Виды социальной поддержки молодых семей

Виды социальной поддержки

Наименование вида социальной поддержки

Размер

1

2

3

 Прямые денежные выплаты

единовременное пособие при рождении ребенка

17 013 рублей


Единов. пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

26 943 рублей


единовременное пособие при рождении ребенка в студенческой семье

20 000 рублей


ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

11 547 рублей


ежемесячное пособие по уходу за: - первым ребенком - за 2 и последующими

 3 190 рублей 6 380 рублей


подъемные пособия молодым специалистам закончившим (заключившим до 20 сентября года окончания трудовые договоры о педагогической деятельности на 3 года с бюджетными учреждениями, расположенными в сельской местности) - ВУЗы - профессиональные учебные заведения

   30 000 рублей 20 000 рублей

Натуральная помощь

бесплатное питание для детей до 2 лет

-


льготное обеспечение лекарственными средствами

-


Из данных приведенных в таблице 10 видно, что в городе Новокузнецке осуществляется выплата 6 видов пособий, из которых:

-       3 вида единовременных пособий;

-       2 вида ежемесячных пособий;

-       1 вид подъемного пособия молодым специалистам.

Также предоставляется социальная поддержка в виде натуральной помощи.

Механизмы в городе Новокузнецке реализуются ГКУ «Центр занятости населения города Новокузнецка» в виде (таблица 11):

Финансирование данного вида поддержки осуществляется из федерального бюджета.

Таблица 11 - Виды поддержки молодых семей в области содействия занятости

Вид поддержки

Особенности поддержки

Вид финансовой помощи

Раз. фин. пом.

1

2

3

4

Профессиональное обучение

- жен., наход. в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет - наличие дог. о трудоустройстве после зав. обучения - бесплатно

стипендия

4600

Переобучение




Повышение квалификации




Содействие организации собственного дела

Наличие договора с центром занятости о прохождении профессиональной подготовки, включающей: - консультирование по вопросам организации предпринимательской деятельности - тестирование на выявление способностей к предпринимательской деятельности - участие в семинаре «Основы предприн. деятельности» - обучение на курсах повышения квалификации «Основы предпринимательства и бизнес-планирование» - ознакомление с нормативными документами, информационными материалами

Единовременная финансовая помощь

100 000



Единовременная помощь на подготовку документов

3 000


По данным таблицы 11, можно делать вывод, что механизмы по поддержке молодых семей, реализуемые в сфере содействия занятости молодых семей города Новокузнецке включают также и финансовую поддержку молодых семей, что, несомненно, является положительным аспектом.

В настоящее время существующими в городе Новокузнецке механизмами поддержки молодых семей в сфере содействия занятости воспользовались (таблица 12)

Таблица 12 - Численность молодых семей, воспользовавшихся видами поддержки по содействию занятости

Показатель

Единицы измерения

Год



2012

2013

1

2

3

4

Общая чис. граждан, относящихся к категории молодых семей, обратившихся в службу занятости

человек

451

371

Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком обратившихся в службу занятости за содействием в профессиональном обучении

человек

420

325

Численность женщин, прист. к профессиональному обучению по направлению службы занятости

человек

338

273

Численность женщин, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости

человек

331

270

Численность граждан, относящихся к категории молодых семей, обратившихся в службу занятости за содействием в открытии собственного дела

человек

29

21

Численность граждан, относящихся к категории молодых семей, открывших собственное дело при поддержке службы занятости

человек

16

12


В соответствии с данными таблицы 12 в сфере содействия занятости молодых семей в 2012 - 2013 годах происходят следующие изменения:

. Увеличение в общей структуре показателей:

-       численности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком обратившихся в службу занятости за содействием в профессиональном обучении;

-       численности женщин, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости;

-       численности граждан, относящихся к категории молодых семей, открывших собственное дело при поддержке службы занятости.

2.       Снижение в общей структуре показателей:

-       общей численности граждан, относящихся к категории молодых семей, обратившихся в службу занятости;

-       численности женщин, приступивших к профессиональному обучению по направлению службы занятости;

-       численности граждан, относящихся к категории молодых семей, обратившихся в службу занятости за содействием в открытии собственного дела.

Такие изменения связаны со снижением уровня безработицы на 0,6 % в 2013 году к уровню 2012 года в городе Новокузнецке и увеличением общего числа занятого населения.

На местном уровне поддержка молодых семей в сфере занятости осуществляется Комитетом по делам молодежи, по направлению «Временная занятость» и «Рабочая молодежь».

На базе комитета по делам молодежи проходит подготовка по обучению: «Студенческая стрела» (подготовка проводников) и «Городская школа подготовки вожатых».

За 2011 - 2012 годы в Комитете по делам молодежи численность молодых людей, принадлежащая, к категории молодых семей составила (таблица 13):

Таблица 13 - Численность, прошедших обучение за 2011 -2012 год

Наименование программы

2011

2012

1

2

3

Студенческая стрела

10

14

Школа подготовки вожатых

8

13


На основании данных приведенных в таблице 13 видно, что численность занятой молодежи, относящихся к категории молодых семей, проходящей обучение в Комитете по делам молодежи.

Так за 2011 - 2012 годы, общая численность, принявших участие в обучении и временной занятости составила 45 человек.

Реализация механизма по развитию социальной активности молодых семей в городе Новокузнецке осуществляется:

-       Комитетом по делам молодежи;

-       Городским молодежным центром «Социум»;

Механизмы развития социальной активности молодых семей в городе Новокузнецке осуществляются в виде 2 ежегодных городских мероприятий, к которым относятся:

-       Городской конкурс «Молодая семья»;

-       Конкурсная программа «Снежные забавы».

Для определения уровня эффективности мероприятий, проводимых в городе Новокузнецке по развитию социальной активности молодых семей, была проанализирована численность семей принявших участие в ежегодных городских мероприятиях (таблица 14):

Таблица 14 - Численность молодых семей, участвующих в городских мероприятиях по развитию социальной активности

Вид мероприятия

Наименование мероприятия

Числен. молодых семей, участвующих в мер.

Всего молодых семей



Год




2009

2010

2011

2012

2013


1

2

3

4

5

6

7

8

Гор. конкурс

«Мол. семья Нов.»

13

14

15

14

15

71

Кон. прог.

«Снежные забавы»

15

17

16

18

20

86


В соответствии с данными таблицы 14, можно сделать вывод о том, что в период с 2009- по 2013 год всего 5,2 % молодых семей приняли участие в городских мероприятиях по развитию социальной активности молодых семей города Новокузнецка.

Причиной низкого уровня реализации механизмов по развитию социальной активности молодых семей города Новокузнецка является:

-       низкий уровень информирования молодых семей;

-       низкий уровень мотивации молодых семей (отсутствие эффективных стимулов, способствующих повышению социальной активности).

Механизмы психологической и просветительской поддержки в городе Новокузнецке реализуются через муниципальные учреждения и структурные подразделения администрации в виде следующих форм поддержки (таблица 15):

Таблица 15 - Формы психолого-просветительской поддержки молодых семей города Новокузнецка

Наименование структурного подразделения/муниципального учреждения

Форма поддержки

Сфера психолого-просветительской поддержки

1

2

Комитет по делам молодежи

просветительская консультационная правовая

улучшения жилищных условий

Комитет социальной защиты населения

консультационная правовая

социальной помощи материального обеспечения

1

2

3

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Семья»

просветительская психологическая методическая

психолого-педагогической помощи детям и семьям

Городской молодежный центр «Социум»

просветительская консультационная правовая методическая

улучшения жилищных условий


В соответствии с данными, предоставленными в таблице 15, можно сделать вывод, что городе Новокузнецке осуществляется поддержка в сфере психолого-просветительской помощи молодым семьям по узкоспециализированным направлениям, входящим в компетенцию отдельных муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации города Новокузнецка.

Вывод по главе 2:

Проанализировав деятельность органов местного самоуправления, систему показателей в сфере поддержки молодых семей, а также механизмы поддержки, реализуемые в городе Новокузнецке, были выделены основные проблемы в сфере поддержки молодых семей, к которым относятся:

-       отсутствие единой системы по оказанию психолого-просветительской поддержки молодых семей;

-       отсутствие эффективной системы стимулирования молодых семей, в сфере развития социальной активности;

-       недостаток информационной обеспеченности молодых семей о городских программах и мероприятиях.

3. Совершенствоввание организации поддержки молодых семей города Новокузнецка органами местного самоуправления

.1 Концепция проектных мероприятий совершенствованию организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления

На основании проведенного анализа организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка, были выявлены следующие недостатки:

-       низкий уровень информирования молодых семей о существующих механизмах поддержки;

-       несовершенство нормативно - правовой базы;

-       отсутствие эффективной системы стимулирования молодых семей, в сфере развития социальной активности;

-       низкий уровень мотивации молодых семей по участию в жизни города;

-       отсутствие единой системы по оказанию психолого-просветительской поддержки молодых семей;

-       отсутствие участия молодых семей на стадии разработки механизмов поддержки.

Главная цель совершенствования организации поддержки молодых семей - это создание оптимальной системы механизмов поддержки, способствующей становлению, укреплению, процветанию и стабильному развитию молодой семьи, как основного социального института жизнедеятельности человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       проведение мониторинга молодых семей города Новокузнецка;

-       использование СМИ для привлечения молодых семей к участию в разработке;

-       использование современных социальных технологий по разработке механизмов поддержки молодых семей;

-       разрабатывать механизмы поддержки молодых семей совместно с некоммерческими молодежными организациями города.

Для решения выявленных проблем предложен проект « Программа мероприятий по организации поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка».

Необходимость разработки программы обоснована наличием разносторонних проблем в сфере поддержки молодых семей, и соответственно эффективность реализации зависит от уровня системности проводимых мероприятий, которые должны, проводится в комплексе.

Срок реализации программы до 2017 года, начало реализации с 2014 года.

Общее управление процессом реализации программы возлагается на структурные подразделения города Новокузнецка: комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, комитет социальной защиты населения.

Основными партнерами реализации программы являются:

-       региональные органы власти;

-       молодые семьи;

-       ВУЗы;

-       некоммерческие организации.

План мероприятий разработанных в « Программе мероприятий по повышению эффективности организации поддержки молодых семей города Новокузнецка», представлен в таблице 16.

Таблица 16 - Организационный план « Программа мероприятий по совершенствованию организации поддержки молодых семей города Новокузнецка».

Мероприятия

Срок реал.

Исполнитель

Ист. Финан.

Ресурсы

1

2

3

4

5

Совершенствование нормативно - правовой базы

1. Создание нормативно - правовой базы. Обеспечивающей сопровождение всех программ по поддержке молодых семей

2014

администрация города Новокузнецка Комитет по делам молодежи

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические Административные

2. Разработка различных муниципальных программ помощи молодежи и молодежным организациям и согласование их с программами в других сферах поддержки молодых семей;

2014 - 2017

администрация города Новокузнецка Комитет по делам молодежи Совет молодежи города Новокузнецка

Местный бюджет Областной бюджет

Трудовые Финансовые

Повышение социальной активности молодых семей

1. Создание Клуба молодых семей на базе Комитета по делам молодежи для участия в разработке и реализации механизмов поддержки

2014

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет Областной бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические Административные

2. Создание специализированного информационного сайта для молодых семей на базе сайта администрации города Новокузнецка

2014

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические Административные

3. Распространение информации в учебных заведениях города

До 2017

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические Административные

4 .Создание экономических (за победу в ежегодных конкурсах) и неэкономических (создание социальных баннеров с семьями победителями, грамоты) форм поощрения социальной активности молодых семей

2014

администрация города Новокузнецка Комитет по делам молодежи Совет молодежи города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические Административные

5. Привлечение молодых семей к обсуждению, внесению предложений и т.п. не только на этапе публичных слушаний (анк. опросы, прием предложений и т.д.)

2014 - 2017

администрация города Новокузнецка Комитет по делам молодежи Совет молодежи города Нов.

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Информационные

Создание единой системы психолого-просветительской поддержки молодых семей

1. Привлечение бизнес - структур к созданию центра психолого-педагогической поддержки молодых семей

2014- 2015

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические

2. Совместная разработка методов психолого-просветительской поддержки молодых семей с бизнес - структурами

2014 - 2015

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические

3. Создание психолого-просветительского центра поддержки молодых семей

2014- 2015

администрация города Новокузнецка

Местный бюджет

Трудовые Финансовые Материально - технические



Механизм реализации представленной программы по поддержке молодых семей города Новокузнецка осуществляется на принципах партнерского взаимодействия между:

-       органами местного самоуправления(комитетом по делам молодежи, комитетом образования и науки, управлением культуры, комитет социальной защиты);

-       молодыми семьями;

-       некоммерческим молодежными организациями города Новокузнецка;

-       представителями бизнес - сообщества.

Реализация программы предполагает четкое разграничение полномочий и ответственности между исполнителями программы.

Исполнение программы координируется администрацией города Новокузнецка.

Программа должна гарантировать достижение поставленных целей и эффективность проведения каждого из мероприятий.

Применение этих мер должно способствовать повышению эффективности применения разработанных механизмов поддержки молодых семей, следствием чего станет:

-       повышения информированности молодых семей по социальным вопросам;

-       увеличения количества молодых семей участвующих в программах по улучшению жилищных условий;

-       повышение уровня социальной и деловой активности молодых семей;

-       рост количества информации освещающих мероприятия, проводимые в сфере поддержки молодых семей.

Итак, «Программа мероприятий по повышению эффективности поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка» состоит из трех направлений, включающих перечень конкретных мероприятий.

Для реализации программы необходимы трудовые, информационные, финансово-административные, материально-технические ресурсы.

При осуществлении мероприятий, предусмотренных в рамках проекта «Программа мероприятий по повышению эффективности поддержки молодых семей органами местного самоуправления города Новокузнецка», реализации их в едином комплексе, должны быть достигнуты следующие результаты:

-       увеличение количества социально - активных молодых семей;

-       увеличение количества молодых семей участвующих в программе по улучшению жилищных условий;

-       повышение уровня информационного обеспечения молодых семей;

-       повышение количества деловой активности молодых семей.

Заключение

Обзор теоретических материалов показал, что для реализации эффективной организации поддержки молодых семей существует комплекс механизмов, в который входят экономические и организационные меры поддержки молодых семей.

В настоящее время основными экономическими механизмами поддержки молодых семей являются: субсидии, субвенции, персональные финансовые выплаты, натуральная помощь, осуществляемая за счет федерального, регионального и местного бюджетов.

Основные организационные механизмы поддержки молодых семей осуществляются в виде: консультационной, информационной, юридической и психологической помощи молодым семья, реализуемой социальными центрами.

Основными направлениями являются:

-       повышение информирования молодых семей о разрабатываемых и реализуемых механизмах поддержки

-       повышение уровня социальной и деловой активности молодых семей;

-       привлечение бизнес - структур в сферу поддержки молодых семей

-       создание единой системы психолого-просветительской поддержки молодых семей.

Реализация этой программы позволит уменьшить долю молодых семей категории социально незащищенных слоев населения, повысить информированность молодых семей по социальным вопросам, увеличить количество молодых семей участвующих в программах по улучшению жилищных условий, приведет социальной и деловой активности молодых семей, приведет к росту количества информации освещающих мероприятия, проводимые в сфере поддержки молодых семей.

Список используемых источников

1.       Федеральный закон от 6.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»/ глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Законом Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Законом «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 13-ОЗ  «О займах молодым семьям» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Федеральный закон от 29.12.06 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Федеральный закон от 18.10.07 года № 425 - ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Федеральный закон 19.05.95 № 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Указ Президента от 14.05.96 №712 (в ред. от 5.10.02 № 1129) «Об основных направлениях государственной семейной политики» [Электронный ресурс ]: официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Россия, 2013 - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_4 - 05.01.14.

.        Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Электронный ресурс]: официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Россия: GOVERMENT.RU, 2013 - Режим доступа: - http://government.ru/search/?phrase - 05.12.13

.        Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Электронный ресурс]: официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Россия: GOVERMENT.RU, 2013 - Режим доступа: - http://government.ru/search/?phrase - 05.12.13

.        Правительство Нижегородской области [Электронный ресурс]: Официальный сайт Нижегородской области. - Россия: GOVERMENT.RU, 2013 - Режим доступа: - http://government-nnov.ru/?id=132377- 05.12.13

.        Правительство Пензензенской области [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Пензенской области- Россия: GOVERMENT.RU, 2013 - Режим доступа: http://archive.pnzreg.ru/social/family/family2008/meri- 05.12.13

.        Меры поддержки молодых семей -[Электронный ресурс]:. Официальный сайт Пензенской области- Россия: GOVERMENT.RU, 2013 - Режим доступа: http://archive.pnzreg.ru/social/family/family2008/meri- 05.12.13

.        Законодательная карта по поддержке молодых семей [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Комитета по делам молодежи города Новокузнецка- Новокузнецк: .: ADMNKZ.RU,2013 - Режим доступа: http://www.molodnk.ru/feedback/federal_legislation/- 05.12.13

.        Жилищные целевые программы по поддержке молодых семей [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Комитета по делам молодежи города Новокузнецка- Новокузнецк: .: ADMNKZ.RU,2013 - Режим доступа: http://www.molodnk.ru/feedback/federal_legislation/- 05.12.13

.        Обеспечение жильем молодых семей города Новокузнецка [Электронный ресурс]:. Официальный сайт администрации города Новокузнецка- Новокузнецк: .: ADMNKZ.RU,2013 - Режим доступа: http://admnkz.info/document.do?id=190493- 05.12.13

.        Меры социальной поддержки молодых семей [Электронный ресурс]:. Официальный сайт администрации города Новокузнецка- Новокузнецк: .: ADMNKZ.RU,2013 - Режим доступа: http://admnkz.info/document.do?id=190493- 05.12.13

.        Виды поддержки молодых семей [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Центра занятости города Новокузнецка- Новокузнецк: . czn-nk.ru,2013:- Режим доступа: http://www.czn-nk.ru/index.php/-ainmenu-77/661-2013-02-25-07-57-01

.        Статистика центра занятости города Новокузнецка [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Центра занятости города Новокузнецка- Новокузнецк: . czn-nk.ru,2013:- Режим доступа: http://www.czn-nk.ru/index.php/-ainmenu-77/661-2013-02-25-07-57-01

.        Городские конкурсные программы для молодых семей [Электронный ресурс]:. Официальный сайт Комитета по делам молодежи города Новокузнецка- Новокузнецк: .: ADMNKZ.RU,2013 - Режим доступа: http://www.molodnk.ru/press_center/news/1295/?sphrase_id=1144 /- 05.12.13

ено н

Похожие работы на - Организация поддержки молодых семей органами местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!