Маркетинговая деятельность ООО Агрофирма 'Металлург'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,41 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговая деятельность ООО Агрофирма 'Металлург'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Цели и задачи маркетинговой деятельности

.2 Основные направления исследований в маркетинге

.3 Управление маркетингом на предприятии

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО АГРОФИРМА «МЕТАЛЛУРГ

.1 Краткая характеристика ООО Агрофирма «Металлург»

.2 Анализ рынка

.3 Анализ поставщиков

.4 Анализ конкурентов

.5 Анализ потребителей

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИООО АГРОФИРМА «МЕТАЛЛУРГ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, включающую анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажу(покупку), доставку сырья, продукции(товаров) и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.

Значимость маркетинга объясняется участием в нем двух сторон, без которых предпринимательство невозможно вообще: покупателей и конкурентов. Именно маркетинг позволяет предприятию достигать успеха в рыночной среде.

Задачи маркетинга предопределяют и его основные функции:

комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности;

планирование товарного ассортимента;

формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;

планирование сбытовых операций;

управление товародвижением;

формирование ценовой политики.

Рассматривая возможность и целесообразность применения современного маркетинга в условиях отечественной экономики, следует также отметить, что в нашей стране используются пока отдельные приемы и методы маркетинговой работы.

Актуальность темы работы состоит в том, что маркетинговые исследования, связанные с предприятиями агропромышленного комплекса, требуют наиболее тщательного внимания в условиях конкурентной борьбы в данной нише сельскохозяйственного рынка.

Актуальность проблемы конкурентоспособности, недостаточная теоретическая проработка вопросов управления для специфики предприятий агропромышленного комплекса предопределили выбор темы курсовой работы: «Маркетинговая деятельность общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Металлург».

Целью работы является анализ маркетинговой деятельности ООО Агрофирма «Металлург» и разработка предложений по продвижению предлагаемых предприятием товаров на рынок г. Выксы Нижегородской области.

Задачами данной работы являются:

изучение и систематизация теоретических вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью;

проведение анализа маркетинговой деятельности предприятия;

рекомендации по разработке мероприятий для совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Металлург».

Объектом изучения является ООО Агрофирма «Металлург».

Предмет изучения - маркетинговая деятельность предприятия.

Структура- работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Цели и задачи маркетинговой деятельности

Цели маркетинга, в общем, и маркетинговой деятельности любой организации, в частности, можно рассматривать с разных сторон.

основные (глобальные) цели маркетинга следующие:

Максимизация потребления (чтобы люди покупали и потребляли как можно больше товаров и услуг);

Максимизация удовлетворенности потребителей;

Максимизация выбора потребителей;

Максимизация качества жизни.

Предприятие, ведущее маркетинговую деятельность, имеет более конкретные цели, такие, как:

Создание определенного продукта (услуги);

Формирование уникального торгового предложения (отличительное преимущество);

Достижение высшего объема продаж;

Достижение запланированного уровня прибыли;

Завоевание определенной ниши рынка; Маркетинговые исследования <#"729045.files/image001.gif">

Рис. 1 Объем производства продукции ООО Агрофирма «Металлург»

Вывод. Объем производства зерна вырос в 2012г. на 12,1% по сравнению с 2010г., картофеля упал на 3,6%, овощей открытого грунта вырос на 10%. Прирост крупного рогато скота составил 5,1% в 2012г. По сравнению с 2010г., переработка мясной продукции увеличилась на 2,5%, производство молока уменьшилось на 11,2 %. В целом по предприятию объем производства товаров и услуг снизился с 9890т в 2010г. до 5474т в 2012г. Это обусловлено тяжелыми климатическими условиями. Пожары в 2010г. уничтожили часть посевов.

Объем реализации товарных групп ООО Агрофирма «Металлург» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Объем реализации товарных групп ООО Агрофирма «Металлург»

Товарная группа

2010 г.

2011 г.

2012 г


Объем,тн

Доля рынка, %

объем

Доля рынка, %

объем

Доля рынка, %

Картофель

1 460

1,200

2 190

1,800

2 555

2,100

Бакалея

365

0,010

365

0,010

548

0,015

Пищевые полуфабрикаты

288

0,750

273

0,710

261

0,680

Консервы

189

0,210

225

0,250

229

0,254

Овощи

780

1,300

660

1,100

450

0,750

Мясная продукция

1 446

0,040

1 193

0,033

1 265

0,035

Зерно

171

0,050

17 8,8

3,250

181,5

0,110

Масложировая

2 008

3,100

3 212

0,080

4 417

3,300

Корма

550

0,550

300

0,030

400

0,040


Рис. 2 Объем реализации продукции ООО Агрофирма «Металлург»

Вывод. ООО Агрофирма «Металлург» имеет высокую рыночную долю в группе картофеля и масложировой продукции, которая составила в 2012 г. 2,1%. В 2010 г. данный показатель составил 1,2%. Овощи занимают третью позицию по реализации- 0,75%. Пищевые полуфабрикаты на четвертом месте-0,68%, а вот объем реализации мясной продукции в 2012г. составил всего 0,035%.

Таблица 4

Объем продаж продукции в ООО Агрофирме «Металлург»

 Продукция

 


2011 год

2012год

мясо птицы

6208609

8110320

мясные субпродукты

13644258

13418900

мясные продукты (деликатесы)

9141920

9956220

полуфабрикаты

12108400

11844028

мясные консервы

16319700

17611815

молочная продукция

10620300

9935752

Общий объем продаж

59816187

70877035


 

Рис.3 Объем продаж ООО Агрофирма «Металлург»

Вывод. Общий объем продаж в 2011г. составил 59816187 руб., в 2012г.- 70877035руб., что немного больше, чем в 2010г. Это говорит о том, что продукция предприятия пользуется неизменным и постоянным спросом, налаженности работы сбытовой сети.

Каналы товародвижения ООО Агрофирма «Металлург» образуют корпоративную вертикальную систему и находятся под контролем руководства, который и планирует программу маркетинга и распределяет ответственность между остальными участниками.

Далее проанализируем прибыльность направлений деятельности предприятия. Сравним прибыльность рассматриваемого предприятия с долей основного конкурента- Дивеевским мясоперерабатывающим комбинатом.

Таблица 5

Прибыльность направлений деятельности предприятия

(в долях от общей суммы прибыли)

Направление

Показатель

Темп роста рынка

Доля рынка

Доля конкурента на рынке

Относи-тельная доля рынка, гр.3/гр.4

А

1

2

3

4

5

Мясные продукты (деликатесы)

0,28

32%

18%

25%

0,72

Мясные консервы

0,22

25%

30%

35%

0,86

полуфабрикаты

0,10

12%

12 %

15%

0,8

Мясо птицы

0,15

10%

10%

8%

1,25

Мясные субпродукты

0,1

15%

15 %

8%

1,86

Молочная продукция

0,15

8%

15%

9%

1,7


Таким образом, относительная доля рынка для ООО Агрофирма «Металлург»» составляет 0,63 (25/40=0,63). Показатель относительной доли рынка 0,63 говорит о том, что предприятие занимает больше половины от доли, занимаемой крупнейшим конкурентом.

.3 Анализ поставщиков

Поставщиками предприятия являются различные организации, действующие в сфере как розничной, так и оптовой торговли продуктами питания. Организация давно сотрудничает со многими фирмами, поставляющими все необходимое для осуществления хозяйственной деятельности предприятия, их большое количество дает возможность выбора наилучшего варианта как по соотношению цена-качество, так и по дополнительным договорным условиям.

Таблица 6

Поставщики ООО Агрофирма «Металлург»

Поставщики

Объем поставки в тыс. руб.

Доля в% в категории


Мясо свежемороженое


Выксунский мясокомбинат

18 127 913, 20

25.05

ЧП Ноктоуз Д.В

1 256 842, 20

1,73

Нижегородская мясная корп.

21 087 673,72

29,15

Маркет Лайн ДВ

1 013 149.80

1,42

ОАО Нельма

480 535,73

0,66

ООО Альянс

1 510 767,30

2,09

ООО Гармония

487 940.00

0,67

Всего по группе

72 351 696,22

100


Мясо


Вязниковский мясоперерабатывающий завод

1 492 492,52

34.63

Росинвест

1 313 392,22

30,47

Агромаркет

1 503 797.50

34,89

Всего по группе

4 309 682,24

100


Мясо птицы


Выксунская птицефабрика

22 212 767Л9

96.58

ООО «Лосторос»

786 522.24

3,42

Всего по группе

22 999 289,43

100


Добавки


ООО «Макаров и К»

1 242 694,17

32,54

ЗАО «Арника»

504 065.49

2.78

ОАО «Меридиан»

310 036.91

1.72

Оримэкс

30 687.58

0,17

Приммикс

3 284 663.75

18.12

ЗАО «Сапсан»

8 100 113,94

44,67

Всего по группе

18 130 526.82

100


Молочная продукция


ИП Корытова О.Б

1 445 187.84

25.5

ТК-Алапта

1 674 559.70

29,54

Зарус

609 773.37

10,76

ООО «Молоко»

1 938 588,00

34. 20

Всего по группе

5 668 108,91

100


Для анализа возьмем трех наиболее крупных поставщиков, специализирующихся на поставках мяса- Агромаркет, Росинвест и Вязниковский мясоперерабатывающий завод.

Таблица 7

Анализ поставщика «Агромаркет»

Характеристика

Важность

Оценка

Результат

1.

Надежность

2

4

8

2.

Уровень цен

2

4

8

3.

Скидки

2

4

8

4.

Отсрочка платежа

3

3

9

5.

Количество

2

5

10

6.

Доступность

2

3

6

7.

Ассортимент

1

3

3

Доставка

1

2

2

9.

Коммуникации

1

2

2

10.

Географическое положение

1

2

2


Итого

17


58


Средняя

3,41


Таблица 8

Анализ поставщика «Росинвест»

Характеристика

Важность

Оценка

Результат

1.

Надежность

2

4

8

2.

Уровень цен

2

4

8

3.

Скидки

2

4

8

4.

Отсрочка платежа

3

4

12

5.

Количество

2

4

8

6.

Доступность

2

4

8

7.

Ассортимент

2

4

8

8.

Доставка

2

3

6

9.

Коммуникации

2

3

6

10.

Географическое положение

2

2

4


Итого

21




Средняя

3,61

Таблица 9

Анализ поставщика Вязниковский мясоперерабатывающий завод

Характеристика

Важность

Оценка

Результат

1.

Надежность

2

4

8

2.

Уровень цен

2

4

8

3.

Скидки

2

4

8

4.

Отсрочка платежа

3

4

12

5.

Количество

2

5

10

6.

Доступность

2

4

8

7.

Ассортимент

1

4

4

8.

Доставка

1

3

3

9.

Коммуникации

3

4

12

10.

Географическое положение

2

5

10


Итого

20


83


Средняя

4,15


Из таблиц 7-9 следует, что в целом поставщики оказывают положительное влияние на привлекательность отрасли.

Вывод. Поставщиков в данной отрасли много, а различия между ними не слишком существенны. ООО Агрофирма «Металлург» может подобрать необходимого им поставщика, как по ассортименту, так и по ценам, качеству и условиям доставки. Таким образом, поставщики оказывают положительное влияние в целом на отрасль.

.4 Анализ конкурентов

Основными конкурентами Агрофирмы «Металлург» являются УРС ОАО «ВМЗ», Микояновский мясокомбинат г. Москвы, Дивеевский мясокомбинат, а также частные производители мяса.

В целях анализа ситуации на исследуемом рынке оценочно были рассчитаны доли конкурентов(таблица 10).

Таблица 10

Доля конкурентов на региональном рынке

Хозяйствующий субъект

Доля

Микояновский мясокомбинат

45,23%

Дивеевский мясокомбинат

2,14%

ООО Агрофирма «Металлург»

1,34%

Уровень концентрации

48,71%

маркетинговая продукция продвижение поставщик

Вывод. Было определено, что данный показатель имеет наибольшее значение у привозных продуктов- Микояновского мясокомбината.

Таблица 11

Анализ конкурентов

Характеристика

Важность

Оценка

Результат

1.

Количество конкурентов

2

3

6

2.

Уровень входных барьеров

2

2

4

3.

Агрессивность конкурентов

3

3

9

4.

Стадия развития отрасли

3

4

12

5.

Сложность технологии

2

3

6

6.

Материально-техническая база

1

4

4

7.

Лицензирование

3

5

15


Итого

16


56


Средняя

3,5


Вывод. Количество конкурентов оказывает среднее влияние на привлекательность отрасли.

Конкуренты ведут не агрессивную политику по отношению друг к другу, но, тем не менее, не упустят возможности предложить свои услуги предприятиям заказчикам. Таким образом, данный фактор оказывает среднее влияние на привлекательность отрасли для предприятия.

Таким образом, конкурентная ситуация вляет положительно на привлекательность в отрасли.

2.5 Анализ потребителей

Таблица 12

Потребители продукции ООО Агрофирма «Металлург»

Группа

Доля в общем количестве клиентов, %

Доля в товарообороте, %

Торговые сети

5,3

26,6

Гипермаркеты и торговые центры

4,8

18,3

Магазины среднего уровня

17,2

28,5

Мелкооптовые компании

29,1

17,2

Разовые клиенты

43,6

9,4


Рис.4 Потребители продукции ООО Агрофирма «Металлург»

Такой подъем происходит во многом благодаря удачно выбранным принципам работы: производству только высококачественной продукции, оснащению оборудованием от ведущих производителей из Германии и Австрии, грамотному выбору партнеров и поставщиков, ориентации на массового потребителя.

Вывод по главе. Исходя из анализа, проведенного в главе, можно сделать следующие выводы.

. По информации основных хозяйствующих субъектов предприятий товаропроизводителей и сельхозпроизводителей молока сырого (необходимого для производства молочной продукции), мяса (для производства мясопродуктов) и т.п. одним из основных барьеров, мешающих их развитию, является ценовая политика, закрепившаяся на соответствующих рынках.

. Поставщиков в данной отрасли много, а различия между ними не слишком существенны. ООО Агрофирма «Металлург» может подобрать необходимого им поставщика, как по ассортименту, так и по ценам, качеству и условиям доставки.

. В настоящее время в регионе проявляются общие тенденции обострения конкурентной борьбы местных и иногородних производителей мясной продукции.

. На данном этапе развития отрасли существует большое количество потребителей и требования их достаточно разнообразны. Таким образом, ситуация в отрасли по влиянию на нее потребителя достаточно благоприятна и позволяет организации найти своего потребителя.

. Ключевым фактором успеха деятельности ООО Агрофирма «Металлург» является высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО АГРОФИРМА «МЕТАЛЛУРГ»

Исходя из анализа маркетинговой деятельности ООО Агрофирма «Металлург», проведенного во второй главе работы, можно рекомендовать ряд следующих мероприятий, которые повысят эффективность деятельности данного предприятия.

1.Усовершенствовать ценовую политику путем введения нелинейного ценообразования.

Нелинейное ценообразование позволит ООО Агрофирма «Металлург» нацеливаться на особые рыночные сегменты. Предложена 12 - тарифная система отпускных цен. Особенность состоит в том, что цены формируются не в одном направлении (снижении или увеличении). Рекомендовать установку системы накопительных скидок для определенной категории клиентов.

. Разработать бюджет маркетинга и оценить его эффективность.

В таблице 13 рассматривается бюджет маркетинга, который был использован по факту в 2012 г., в сравнении с планируемыми затратами на увеличение объемов производства. Маркетинговые исследования в 2012 году проводились агентствами, исследования проводились редко, но на них затрачивалась крупная сумма денег. В 2013 году маркетинговые исследования запланировано проводить отделом маркетинга, проводиться они будут в постоянном режиме.

Таблица 13

Маркетинговый бюджет ООО Агрофирма «Металлург»

Наименование статей затрат

2012 г. (до внедрения мероприятий) (в тыс.руб.)

2013 г. (после внедренных мероприятий) (в тыс.руб.)

1. Маркетинговые исследования

3 176

3 500

2. Реклама:

12 626

19 300

2.1. Печатная продукция (листовки, прайсы, издание информационных буклетов)

1 830

 3 800

2.2. Реклама в СМИ (размещение рекламы и информации о предприятии и продукции в газетах, на радио, телевидение)

10 796

15 500

3. Продвижение товаров:

12 353

21 000

3.1. Розничные скидки

798

2 500

3.2. Средства стимулирования сбыта для потребителей

1 257

4 500

3.3. Скидки и бонусы для оптовых и розничных клиентов (по договору)

10 298

14 000

4. Персонал (вознаграждение)

540

1 200

Итого затраты на маркетинг:

28 695

45 000


В результате анализа маркетингового бюджета с внедрением предлагаемых мероприятий затраты на маркетинг выросли, далее мы оценим как это отразилось на экономической эффективности.

В таблице 14 представлены оценочные показатели деятельности ООО Агрофирма «Металлург».

Таблица 14

Оценочные показатели деятельности ООО Агрофирма «Металлург»

Показатель

2012 (в тыс.руб.)

2013 (в тыс.руб.)

Выручка, руб

1 189 354

1 295 910

Себестоимость проданных товаров (включая все затраты)

1 134 601

1 205 078

Валовая прибыль

54 753

90 832

Маркетинговый бюджет

28 695

45 000

Прибыль (убыток) до налогообложения

26 058

45 832

Налог на прибыль (20%)

5 211

9 166

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

20 847

36 666


Чистая прибыль предприятия в 2012г. составила 20 847 тыс.руб. Планируемая чистая прибыль предприятия в 2013 г., с учетом внедрения предлагаемых мероприятий, должна составить 36 666 тыс.руб.

Оценка экономической эффективности (рентабельности) производится по следующей формуле:

 (1)

Таблица 15

Оценка экономической эффективности

Наименование показателя

Ед.изм.

2011 г.

2012 г.

Чистая прибыль

тыс.руб.

20 847

36 666

Сумма маркетингового бюджета

тыс.руб.

28 695

45 000

Экономический эффект

%

73

81,5


Из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что внедренные мероприятия дали свой экономический эффект. Таким образом, система управления маркетингом более эффективна и позволяет повысить рентабельность на 8,5%.

Из расчетов следует, что выделенные средства дадут хороший экономический эффект и позволят предприятию не только удержать позиции, занятые на рынке, но и увеличить объем продаж.

Предложено маркетинговые исследования проводить отделом маркетинга, а не агентствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования и анализа маркетинговой деятельности ООО Агрофирма «Металлург» было выявлено следующее.

. Одним из основных барьеров, мешающих развитию предприятия, является ценовая политика, закрепившаяся на соответствующих рынках.

. Поставщиков в данной отрасли много, а различия между ними не слишком существенны. ООО Агрофирма «Металлург» может подобрать необходимого им поставщика, как по ассортименту, так и по ценам, качеству и условиям доставки.

. В настоящее время в регионе проявляются общие тенденции обострения конкурентной борьбы местных и иногородних производителей мясной продукции.

. На данном этапе развития отрасли существует большое количество потребителей и требования их достаточно разнообразны. Таким образом, ситуация в отрасли по влиянию на нее потребителя достаточно благоприятна и позволяет организации найти своего потребителя.

. Ключевым фактором успеха деятельности ООО Агрофирма «Металлург» является высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Был предложен ряд мероприятий, практическая реализация которых усовершенствует маркетинговую деятельность данного предприятия:

.Для совершенствования ценовой политики разработать 12-тарифную систему отпускных цен. Рекомендовать установку системы накопительных скидок для определенной категории клиентов.

. Разработан бюджет маркетинга и дана оценка его эффективности. Предложено маркетинговые исследования проводить отделом маркетинга предприятия, а не агентствами.

Экономический эффект от проведения маркетинговых исследований - 8,5%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев В.Н., Мироносецкий Н.В. Оптимизация управления предприятием. - Новосибирск: Наука, 2009. - 210с.

Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». - М.: Фолиум.-2008

Афанасьев В.Н., Постников А.Л. Управление предприятием: организационные модели и информационно - управляющие системы. - М.: Проспект. 2008. - 193 с.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Бизнес-планирование. Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М.: АО «Ассиана», 2007. - 360 с.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стра­тегия, организация, процесс: Учебник. М., 2006.

Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр.-2006.

Герчикова И.Н Менеджмент.- Москва. “Юнити” 2009 г.

Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика.-2009.

Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. - М., ИНФРА-М., 2010.

Зайцев Л.Г., Соколов М.И. Стратегический менеджмент.- М.:Экономист, 2008 - 120 с.

Иванова А. Н. Баланс интересов в управлении организацией (теоретико-методический аспект). Дис... канд. экон. наук. М., 2005.

Ковалев А.И. Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга.-2008

Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДЕКА, 2009.

Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. 3. П. Ру­мянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2007.

Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 2008.

Румянцева 3. П., Филинов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модуль­ная программа для менеджеров. Модуль 3. М.: ИНФРА-М, 2008.

Смирнова Н.К., Фомина А.В. Реализация стратегий компании: от простого к сложному.-М.: Бератор-Паблишинг, 2008.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2008.

Уткин Э.А. Справочник по маркетингу. - М.: Изд-во ЭКМОС - 2009. - 464с.

Финансовый бизнес- план/ Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Эрмашвили Н.Д. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!