Образование как общечеловеческая ценность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование как общечеловеческая ценность

Введение

Ввиду проходящих реформ в образовательной сфере Российской Федерации, которые направлены, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро стоит вопрос не только о качестве образования, но и о том, что получение образования молодёжью является важной ценностью в жизни молодых людей.

Актуальным представляется то, что подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства - важнейшая задача образовательных учреждений средне-специального и высшего образования. Они призваны готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества. В связи с этим, на наш взгляд, важно то, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.

Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом базируется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. Но важным является то, что получение образования должно быть доминирующей ценностью и потребностью.

Молодёжь города и села всегда отличалась взглядами идеями и понятиями, поэтому получение профессионального образования, также имеет разные приоритеты у городской и сельской молодёжи. Например, ввиду того, что сельская молодежь с детства приучена физическому труду и выращиванию хозяйства, следовательно, сельская молодёжь будет ставить приоритеты в получении образования которое напрямую связано с сельским хозяйством (агроном, зоотехник, комбайнер, тракторист и пр.), указанные профессии можно получить в техникумах и ПТУ, значит в основная масса сельской молодёжи не ориентирована на получение высшего образования. У городской молодёжи ситуация немного другая, так как городская молодёжь растет не в условиях физической трудовой деятельности, у большинства родители инженеры, юристы, менеджеры, педагоги, психологи, бизнесмены и т.д., получается что городская молодежь в большинстве своём, опирается на ценности своих родителей и стремиться получить высшее образования.

Объект работы - образование как общечеловеческая ценность.

Предмет работы -сельская и городская молодежь, их приоритеты в отношении образования .

Таким образом, целью нашей работы является изучение получение образования как ценности в молодёжной среде города и села.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд исследовательских задач:

) рассмотреть образование как ценность

) изучить социально-педагогические аспекты образования

) проанализировать ценностную направленность в получении образования у городской и сельской молодежи

) провести экспериментальное исследование ценностной направленности молодежи города и села на получение высшего образования

Гипотеза исследования заключается в том, что сельская молодежь в основной своей массе ориентирована на получение среднего специального и технического образования в виду того, что они с детства растут в условиях физического труда и им для успешной деятельности не нужно высшее образование, а молодежь города наоборот ценностно ориентирована на получение высшего образования.

Глава 1 Образование как ценность и социально-педагогический феномен

.1 Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается Конституцией РФ и закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Следует отметить, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность культурно-нравственных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности является фундаментальным правом личности. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров поведения и деятельности человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели педагогического процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в её системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главныехидеиъобразованияъсоотносятсяъсъисторическихиэсоциальнохварьируемымиъидеаламиъличностиъиъобразованногоъчеловека.ъЦелиъ обществаъиъцелиъобучающихсяъсвязаныъдругъсъдругом:ъчемъменееъобразованърастущийъчеловек,ътемъболееърасходятсяъегоъспонтанныеъцелиъсъ общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счёте, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством учёных и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и её включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах каждого индивида.

В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и всё-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности - одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодёжи и нанесёт ущерб социально-экономическому развитию государства и общества.

Обучение и воспитание - стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.

В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.

1.2 Образование как социально-педагогический феномен

Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным социальным явлением. Это означает, что социум представляет необходимую среду для его полноценной жизнедеятельности и самореализации. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Однако человеческая природа подразумевает не просто социальное существование в виде интенсивного обмена информацией с существами себе подобными и построению на основе этого сложных коллективных действий (эти признаки есть, к примеру, у муравья или пчелы). Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью, языком, сложной психикой, важной составляющей которой является воображение. Подобные преимущества человека наделяют его оригинальным поведением, позволяют преодолеть инстинктивные влечения, придавая не только значительное разнообразие его поступкам, но и увеличивая ответственность за них.

Образование - это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимает определённое место в системе культуры, причём его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально - культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественного процесса и развития цивилизации. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры, через овладение знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестают быть дополнением к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.

Язык и мышление - являются сложными явлениями, которые определяет поведение, как конкретного индивида, так и различных социальных групп. В целом, существование человека проходит не только в объективно существующем физическом мире, но и в искусственно сотворенной им, так называемой ноосфере - мире, созданном сознательной деятельностью рода человеческого. Обобщая понятие, можно сказать, что человек живет в искусственно созданном им мире культуры, при этом осознавая себя индивидом.

Низкий уровень образованности или культуры народа вовсе не подразумевает отсутствие системы образования. Каждый народ, как известно, не только имеет потомство, но и формирует их внутренний мир (или старается это делать) по своим взглядам и убеждениям, так как он считает необходимым. Общественные педагогические взгляды и убеждения - материя довольно высокая и сложная - неизбежно создаются условиями внешней среды или природы, среди которых проживает данный социум, социальными условиями и, в частности, религией. Правда педагогические народные взгляды могут быть неясны для самого народа в данное время, он может даже на начальном этапе развития быть не в состоянии их сформулировать; но при всем этом они у него есть.

Ценностная характеристика образования представляет собой три взаимосвязанных блока: образование как ценность государственная, образование как ценность общественная, образование как ценность личностная.

Сейчас уже очевидно, что образование в постсоветской России переживает трудные времена. Принятые в начале 90-х гг. в этой сфере необходимые реформы быстро сменились контрреформами, что лишило их самого главного - сознательной гражданской поддержки, активного участия и содействия народных масс и учителей. Здесь сказалось и естественное ментальное сопротивление социума, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.

В подобных условиях от государства требовалось наряду с решением текущих социально-экономических проблем уделять больше внимания сфере образования, воспитанию поистине нового человека, способного жить и трудится в качественно новых социальных и экономических условиях. Но государство к такой важной и животрепещущей проблеме в конце ХХ - начале XXI в. осталось, к сожалению, безразличным.

Мероприятия, направленные на укрепление и развитие элемента государственной ценности образования в России, начиная с 1991 г., планомерно не проводились, либо были пущены на самотёк, что немногим лучше. Критиковавшийся в эпоху перестройки «остаточный принцип» содержания культуры и образования, всё же позволявший развиваться этим сферам, был в новейшее время заменён «самодостаточным» принципом, предоставившим большинство объектов образовательного назначения фактически самим себе, да ещё в условиях первобытного рынка. Те жалкие «дотации», выделяемые государством, не позволяли большинству объектов решить самые насущные свои проблемы, зарплата же большинства преподавателей и сотрудников образовательных учреждений была во много раз ниже реального прожиточного минимума. В таких условиях говорить о воспитании нового поколения, нового человека - гражданина новой России, находясь в здравом уме и твердой памяти, вообще не приходится. Без коренных сдвигов в сфере образования, без действенного изменения отношения государства к этой области решить данную задачу вообще не представится возможным.

К сожалению, приходится осознавать, что многое из этого находится за пределами интересов власть имущих. Подобная, хоть и не слишком радостная, но зато объективная реальность позволяет нам сместить акценты и обратиться к анализу его общественной значимости.

Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере всё более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.

Педагогический процесс проходит в определённых организационных формах, которые могут быть самостоятельными, групповыми и коллективными. Привлекаются самые разнообразные средства образования - учебные и методические тексты, наглядные пособия, различные технические средства обучения.

Образовательный процесс специфичен по своей направленности. И в своём содержательном и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности. Здесь одним из его признаков является технологизация, поскольку педагогическая деятельность в своей основе детерминирована, предопределена изначальной необходимостью достижения поставленных целей обучения, воспитания и социализации учеников в органическом слиянии этих взаимодополняющих друг друга педагогических акций, в их целостности. В различных педагогических технологиях фиксируются целесообразные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общих целей образования в их иерархии и преемственности.

Например, в последние десять лет в связи с интенсивным развитием информатики и компьютерной техники и их активным проникновением в сферу образования всё чаще приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. При этом сам образовательный процесс нередко отождествляется как канал передачи информации от преподавателя или даже заменяющего его автоматизированного комплекса, выступающего в качестве источника образовательной информации, к учащемуся, студенту, обобщенно говоря, слушателю, являющемуся потребителем этой информации. Подобный процесс получил название информационной педагогической технологии.

Педагогическая технология - это отнюдь не только технология информационная, компьютерная, основанная на использовании новейших технических достижений. На технологическом, фактически алгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые различные целевые, содержательно-процессуальные и контрольно-оценочные педагогические проблемы. К ним могут относиться выбор методов, средств и организационных форм образовательной деятельности, адекватных целям и содержанию образования и способствующих его дифференциации, гуманизации, гуманитаризации и т.д.

Именно на уровне философии образования должен быть задан вопрос: «Что есть педагогика?» И здесь же должен быть получен на него ответ: педагогика - наука, коль скоро речь идет об обосновании, проектировании и конструировании оптимальных педагогических (учебно-воспитательных) систем, которыми будет руководствоваться педагог-практик в своей повседневной деятельности. И в то же время педагогика - искусство, весьма своеобразное, поскольку без включения своего личностного, творческого видения тех или иных педагогических схем, педагог никогда не достигнет должного эффекта.

При таком подходе существенно расширяются представления о фактическом объекте педагогической науки. Объект педагогики приобретает в данном случае, триединый характер: учебно-воспитательный процесс, учебно-воспитательная система и обеспечивающая их функционирование на теоретическом, инвариантном уровне педагогическая система. Что же касается предмета педагогики, то под ним, по видимому, следует понимать педагогическую деятельность в наиболее широком ее смысле, имея в виду не только деятельность, связанную с непосредственной работой педагога с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера.

Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

Качество, результат образования, таким образом, следует оценивать как на индивидуально-личностном уровне, как с учётом реальных образовательных приобретений личности, так и на общественно-государственном и даже на общецивилизационном уровне, когда фиксируется тот непреложный факт, что всесторонний прогресс каждой страны, каждого социума немыслим без соответствующего образования и того внимания, которое уделяют государство и общество образовательной сфере.

В этом смысле чрезвычайно важной представляется проблема стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности. В последнее время этой методологической проблеме уделяется повышенное внимание. Однако следует признать, что очень мало внимания уделяется личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности. Из-за отсутствия системного подхода к разработке соответствующих методик важнейшие проблемы дифференциации образования чаще всего лишь декларируются, что сдерживает поиск стратегий эффективного развития многообразных образовательных систем.

Таким образом, очевидно, что образование являлось и является важнейшим и неотъемлемым компонентом любого человеческого общества в период всей истории его развития.

Зародившись параллельно с генезисом мышления, языка и коммуникации, система обучения, воспитания и социализации прошла долгую эволюцию, развиваясь в интеграции с развитием человеческой культуры. В различных типах общественных организаций наблюдается разнообразие реализации их формы и содержания, что обусловлено неоднородностью культурно-исторического процесса.

В системе представленных здесь трёх начал, обуславливающих индивидуальное или общественное самосознание, и заключается феноменальность образования как социально-культурного явления.

Вывод по 1главе - главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели учащихся и социума связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими.

Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере всё более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимной деятельности.

Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

Глава 2 Образование в молодёжной среде

.1 Значимость получения образования для молодёжи

образование молодёжь учебный социальный

В последние годы в России произошли серьёзные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированных занятий и наукоемких отраслей экономики. Эти изменения ещё не завершились, них долгосрочные последствия пока до конца не ясны. Помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выражающегося в реальных действиях. Без этого ресурса развитие, базирующееся на знаниях, становится проблематичным. Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главным образом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние 15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян к образованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого падения интереса к получению образования в период радикальных рыночных реформ, интерес к образованию в обществе устойчиво растёт. Об этом свидетельствует развитие таких элементов инфраструктуры образования, как платные дополнительные занятия в школе, сеть репетиторства, подготовительные отделения вузов и т. п. Конкурсы в вузы и ссузы растут; увеличивается приём студентов на бюджетные и платные места. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно. Особенно важна в этом плане явно выраженная тяга к образованию у тех, кто сегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее образование стала одной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полным средним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наибольшей мере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детей руководителей, высококвалифицированных специалистов и состоятельных родителей: в этих группах желают получить высшее образование от 75 до 90% детей. Реализуется или нет установка старшеклассников на поступление в вуз, во многом зависит от их родителей. По данным Фонда "Общественное мнение" 63% родителей детей, заканчивающих школу, желают дать своим детям высшее образование. Это желание подкрепляется готовностью пойти на неизбежные (и довольно большие) расходы, связанные с реализацией этого устремления.

В общественном мнении присутствует понимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит от наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Если в первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение. Ориентации россиян на разные образовательные уровни оказываются при этом проекцией притязаний на разные социальные статусы, а сама система образования - средством для реализации этих притязаний. Дипломы разных видов (школьный аттестат зрелости, дипломы ссузов и профучилиш, вузовские дипломы, в том числе "красные" и полученные в сравнительно престижных или непрестижных вузах, кандидатские и докторские дипломы) по-разному ценятся на рынке труда. Аттестат зрелости малоэффективен как пропуск в достойную жизнь и в большей степени рассматривается как необходимое средство доступа к высшему образованию (так, в 1998 г. работали всего 2% выпускников средних школ). Вузовский диплом, особенно если он получен в престижном учебном заведении, существенно расширяет для человека возможности трудоустройства, но при конкурсном наборе на престижные и высокооплачиваемые должности в негосударственных компаниях не позволяет его обладателю конкурировать с кандидатами и докторами наук. Ориентация на образование и продолжение его после школы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе, не против получить при этом ещё и знания - однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации её статусных устремлений.

.2 Доступность образования для молодёжи

Проблема доступности высшего образования и неравенства в этой области является объектом повышенного общественного интереса для всего российского общества: от исследователей до учащихся и их родителей. Основная причина состоит в том, что за очень короткий период произошла радикальная смена механизмов и каналов вертикальной социальной мобильности для большинства социальных слоёв и групп. Российская система образования, продолжая играть роль канала, подводящего к основанию социальной пирамиды, претерпела существенные изменения с изменением этой пирамиды.

За постсоветский период в Российской Федерации резко выросла численность высших учебных заведений, и, как следствие, высшее образование стало относительно доступно, несмотря на высокие конкурсы и рост экономических затрат на подготовку в вузе. С другой стороны, если рассматривать доступность как возможность поступить в учебное заведение, которое обеспечивает высококачественную подготовку по востребованной на рынке труда профессии, то такое образование не является общедоступным.

Трудоустройство выпускников многих вузов по формально полученной ими специальности имеет низкие показатели. Российские вузы всех форм выпускают около 900 тыс. специалистов, из которых только 50% не испытывают проблем с трудоустройством по специальности. От 350 до 450 тыс. выпускников не могут найти работу по специальности.

Социальная и экономическая дифференциация российского общества, характеризующаяся расслоением на богатых и бедных, порождает неравный доступ к образованию. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. человек или 20,8% от численности населения РФ. При этом за годы реформ резко увеличилась неравномерность распределения населения по уровню дохода. По данным Госкомстата РФ, треть всех детей проживает в семьях, где душевые доходы вдвое ниже величины прожиточного минимума.

Особую значимость приобретает проблема доступности высшего образования выпускниками городских и сельских общеобразовательных школ. Это обусловлено тем, что получение высшего образования, в отличие от общего, не гарантируется Конституцией России всем гражданам, а возможно только на конкурсной основе. В дополнение к бесплатному обучению развивается рынок платных образовательных услуг, причём как легальный, так и теневой.

Противоречие между декларированным равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциации в обществе, обостряет проблемы неравенства в образовательной сфере, сужает возможности способных детей из семей с низким доходом поступления в вузы, особенно пользующихся повышенным спросом.

Углубление различий в жизни и культуре социальных групп ведёт к обострению напряжённости в социальной системе общества, застою или регрессу в культурном развитии и как следствие - к росту преступности, аварий, катастроф и других негативных процессов.

.3 Экспериментальное изучение отношения сельской и городской молодёжи к образованию

Гипотеза исследования заключается в том, что сельская молодежь в основной своей массе ориентирована на получение среднего специального и технического образования в виду того, что они с детства растут в условиях физического труда и им для успешной деятельности не нужно высшее образование, а молодежь города наоборот ценностно-ориентирована на получение высшего образования.

Выборку исследования составили учащиеся 11х классов СОШ №10 г.Клин и СОШ №45 д.Ямкино Ногинского р-на, общее количество респондентов составило 44 человека из них 25 юношей и 19 девушек, всего городских учеников 23 человека (14юношей и 9 девушек), учеников сельской школы 21 человек (11юношей и 10 девушек).

В проведённом исследовании особое внимание уделялось изучению ценностных ориентаций выпускников школ и их профессиональному самоопределению. Охарактеризуем ряд проблем в этой области.

Первое - отношение современной молодёжи к образованию. Среди указанных в анкете 16-ти проблем, волнующих выпускников школ, проблема продолжения образования находится на 1-м месте. В настоящее время для молодёжи образование является, прежде всего, средством достижения личных целей, которые тесно связаны с материальными факторами. Особенно это характерно для городских юношей. Так, 69,6% городских юношей собираются учиться дальше для получения высокого дохода в будущем (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если Вы после школы собираетесь учиться дальше, то для чего?», %

Сельская молодёжь (особенно девушки) на первое место выдвигает желание получить профессию (54,2% юношей и 62,6% девушек). Интересы большинства молодых людей обращены к образованию как к необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни: сделать карьеру, добиться высокого положения в обществе. В городе почти каждый второй респондент считает, что иметь высокий уровень образования престижно, на селе - каждый третий (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если Вы после школы собираетесь учиться дальше, то для чего?», %

Второе - планы на продолжение образования (куда пойти учиться после школы). 85,1% городской и 56,9% сельской молодёжи выразили желание получить высшее образование (рис. 3). Сельские выпускники больше, чем городские, ориентированы на поступление в колледжи, техникумы. Причём для сельских юношей и девушек характерна высокая степень неопределённости в выборе учебного заведения, в котором они намерены продолжить свое образование (18,2%).

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Куда Вы собираетесь поступать учиться?», %

После окончания школы 43,1% городских юношей планируют совмещать учёбу с работой, среди сельских выпускников - 22% юношей (рис. 4). Каждая третья городская и каждая пятая сельская девушка также планирует учёбу совмещать с работой.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что ты планируешь делать после окончания школы?», %

Третье - профессиональное самоопределение молодёжи. Современная молодёжь ориентирована, прежде всего, на высокодоходные профессии. Таковыми юноши и девушки считают профессии менеджера, экономиста, юриста. Кроме того, одним из важных аспектов выбора профессии городские юноши отмечают возможность личностной самореализации (40,8%). Немаловажным мотивом выбора профессии выступает возможность продвижения по службе, карьера. Для девушек важным критерием привлекательности профессии выступает возможность постоянного общения с людьми (городские 44,1%, сельские 40,1%) (рис. 5). Для юношей этот критерий менее важен.

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что тебя привлекает в профессии, когда ты думаешь о ее выборе?», %

Четвёртоё - жизненные принципы выпускников школ. Ведущим принципом, которым руководствуются молодые люди в своей жизни, является достижение богатства для себя и своей будущей семьи. Причём у городской молодёжи это стремление более выражено, чем у сельской (65,8% и 48% соответственно) (рис. 6).

Городские выпускники считают, что в жизни при выполнении своих планов они могут рассчитывать, прежде всего, на себя, на собственные силы. Сельские же выпускники отмечают, что только при поддержке родителей они надеются осуществить жизненные планы.

Рисунок 6. Жизненные принципы выпускников школ, %

Пятое - способы достижения жизненного успеха. По данным исследования, большая часть современной молодёжи достижение материального благополучия планирует осуществить законопослушным путём. Однако не отрицаются сомнительные способы добывания денег, например занятие перепродажей. Больше 80% выпускников считают, что такой способ «иногда годится». Свыше 1/3 городских девушек (34,9%) считают, что для достижения своего материального благополучия «иногда годится» вступление в брак по расчёту (рис. 7). Такого же мнения придерживается 35,6% сельских юношей.

Рисунок 7. Отношение респондентов к вступлению в брак по расчету, %

Почти половина городских юношей считает, что иногда можно «взять то, что плохо лежит» (22,7% одобряют в принципе, 30,8% ответили, что «иногда годится») (рис. 8). Так думает и каждый третий сельский юноша (11,7% - одобряют, 22,9% - иногда годится).

Рисунок 8. Отношение респондентов к тому, чтобы «взять то, что плохо лежит», %

Шестое - гражданское, нравственное сознание молодёжи. Существующие у современных молодых людей большие сложности в социализации, интериоризации социальных ценностей сказываются на уровне гражданского, нравственного сознания, правовой и политической культуры. Это проявляется, в частности, в отношении к службе в армии. Постарается уклониться от службы в армии каждый третий из городских опрошенных юношей (31,1%) (рис. 9). Выражают уверенность в том, что их не призовут служить, 18,7% городских и 11,9% сельских юношей. Среди сельских выпускников 44% юношей выразили готовность выполнить свой воинский долг.

Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как ты относишься к тому, что тебя могут призвать на военную службу?», %

Выводы по результатам исследования:

образование современной молодёжью рассматривается, прежде всего, как инструмент достижения личных целей;

возможностей продолжения образования у сельской молодёжи меньше, по сравнению с городской, сказывается социальное расслоение населения;

усиливается противоречие между потребностями рынка труда и профессиональным выбором молодых людей;

в системе ценностных ориентаций молодёжи ведущее место занимает богатство;

часть молодых людей в достижении материального благополучия считает возможным использовать способы, сомнительные с позиции морали и права;

существуют серьёзные проблемы в формировании гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей молодёжи.

Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась, молодёжь в целом ценностно-ориентирована на получение образования. Сельская молодежь в большинстве своём ставит приоритетным получение среднеспециального образования, так как они считают, что им этого хватит для получения жизненных благ. Городская молодёжь ставит приоритетом получение высшего образования.

Заключение

Подводя итог нашему исследованию, хочется отметить, следующие полученные в ходе анализа и исследования выводы:

1) Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими.

) Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере всё более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимной деятельности.

) Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

4) образование современной молодёжью рассматривается, прежде всего, как инструмент достижения личных целей, прослеживается тенденция, что сельская молодёжь меньше ориентирована на продолжение образования, чем городская, это на наш взгляд, вызвано социальным расслоением молодых людей.

) всплывают серьёзные проблемы в формировании гражданских позиций и духовно-нравственных ценностей молодёжи.

) после проведения эмпирического исследования, поставленная гипотеза подтвердилась.

Также хочется отметить, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а запланированные исследовательские задачи выполнены в полном объёме.

Список используемой литературы

1. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2012. - 68 с.

2.Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. - 2000. - №6. - с. 39 - 43

3. Глебова Т.Д., Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Хабаровск, 2005 219 с.

4. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей в постсоветский период // Полис. - 2003. - №4

5. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обучающихсяся по спец. 031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос, 2008. -160 с.

. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. -475 с.

7. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России /Н.И. Лапин, Л.А Беляев, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравосмыслов. - М. - 1996

. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь

исследования. - 2000. - №2

9. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - Уч. пособие. - СПб. - 2006. - 256 с.

7. Мовчанюк С.В. Образование как социально-культурный феномен // Научный потенциал студенчества - будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.

. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.

9.Петрова Т.Э. Социология российского студенчества. Этапы и закономерности становления. - М. - 2000

10.Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2011. - 97 с.

. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.

. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. -517 с.

.Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - №1. - 2009. - С. 32-38.

Похожие работы на - Образование как общечеловеческая ценность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!