Качество пищевых продуктов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество пищевых продуктов














Роспотребнадзор

вариант 3

Содержание

1. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов

. Последствие продажи потребителю товара ненадлежащего качества

Список литературы

. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов

Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности пищевых продуктов изготовитель или разработчик представляет следующие документы:

технологическое обоснование установления пролонгированного срока годности на продукт;

нормативные и/или технические документы или их проекты и технологические инструкции (регламенты), рецептуры, разработанные и подготовленные к согласованию в установленном порядке;

подтверждение (согласие) разработчика нормативной или технической документации на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности продукции, вырабатываемой изготовителем, который не является владельцем указанной документации;

результаты санитарно-эпидемиологических исследований образцов продукции по подтверждению предполагаемого срока годности;

санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предприятия требованиям соответствующих санитарных правил;

санитарно-эпидемиологические заключения на используемые сырье, пищевые ингредиенты, пищевые добавки, оболочки, упаковочные материалы, которые могут влиять на сроки годности конечного продукта, или заверенные в установленном порядке копии этих документов.

Срок годности пищевого продукта определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого пищевой продукт пригоден к использованию, либо даты, до наступления которой пищевой продукт пригоден к использованию.

Период времени (дата) в течение которого (до наступления которой)пищевой продукт пригоден к использованию, следует определять с момента окончания технологического процесса его изготовления, и включает в себя хранение на складе организации-изготовителя, транспортирование, хранение в организациях продовольственной торговли и у потребителя после закупки.

Информация, наносимая на этикетку, о сроках годности пищевых продуктов должна предусматривать указание: часа, дня, месяца, года выработки для особо скоропортящихся продуктов, продуктов для детского и диетического питания; дня, месяца и года -для скоропортящихся продуктов; месяца и года - для нескоропортящихся продуктов, а также правил и условий их хранения и употребления.

Сроки годности скоропортящихся пищевых продуктов распространяются на продукты в тех видах потребительской и транспортной тары и упаковки, которые указаны в нормативной и технической документации на эти виды продуктов, и не распространяются на продукцию во вскрытой в процессе их реализации таре и упаковке или при нарушении ее целостности.

Не допускается переупаковка или перефасовка скоропортящихся пищевых продуктов после вскрытия и нарушения целостности первичной упаковки или тары организации-изготовителя в организациях, реализующих пищевые продукты, с целью установления этими организациями новых сроков годности на продукт и проведения работы пообоснованию их длительности в новой упаковке или таре.

Скоропортящиеся пищевые продукты после вскрытия упаковки в процессе реализации следует реализовать в срок не более 12 часов с момента ее вскрытия при соблюдении условий хранения (температура, влажность).

Не допускается повторное вакуумирование скоропортящихся пищевых продуктов, упакованных организациями-изготовителями в пленки под вакуумом, парогазонепроницаемые оболочки и в модифицированной атмосфере, организациями, реализующими пищевые продукты.

Размораживание(дефростация) замороженных пищевых продуктов организациями, реализующими пищевые продукты не допускается.

Сроки годности нескоропортящихся пищевых продуктов, подлежащих расфасовке в потребительскую тару в процессе реализации, не должны превышать сроков годности продукта в первичной упаковке и должны отсчитываться со дня изготовления продукта организацией-изготовителем.

При обосновании сроков годности многокомпонентных пищевых продуктов должны учитываться сроки годности и условия хранения используемых компонентов. Резерв сроков годности используемых сырья и полуфабрикатов на момент выработки многокомпонентного продукта должен соответствовать сроку годности конечного продукта.

Для скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения, обеспечивающие пищевую ценность и безопасность их для здоровья человека.

Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном СанПиН 2.3.2.1324-03 порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

Количество продукции, хранящейся на складе организации-изготовителя или организации торговли должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для продуктов, требующих охлаждения) или размерами складского помещения, достаточными для обеспечения соответствующих условий хранения в течение всего срока годности данного продукта.

Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.

2. Последствие продажи потребителю товара ненадлежащего качества

хранение срок годность пищевой

В соответствии с законом «О защите прав потребителей» в редакции от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

¾безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

¾соразмерного уменьшения покупной цены;

¾замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

¾замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

¾расторжения договора купли-продажи.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

Мотоциклы, мотороллеры;

Снегоходы;

Катера, яхты, лодочные моторы;

Холодильники и морозильники;

Стиральные машины автоматические;

Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Если у потребителя нет чека (либо иного документа), продавец вправе требовать иных доказательств приобретения товара в этом магазине (гарантийный талон, сопроводительная документация на товар со штампом магазина о продаже, либо иные документы). Отсутствие гарантийного талона зачастую лишает потребителя права предъявить какие-либо претензии. Если никаких документов покупатель представить не может либо представленные документы не вызывают доверия, а у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен в данном магазине, то можно вынести спор на разрешение суда. В этом случае основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя является не отсутствие чека, а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно в этом магазине и именно в те даты, на которых настаивает покупатель. В суде покупатель должен доказать, что он приобрел товар в указанный день в магазине ответчика, а продавец обязан представить доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца. Рассчитывать только на свидетельские показания нельзя, т.к. суд с учетом конкретных обстоятельств в праве признать, что свидетели могут быть заинтересованы в исходе дела, и при вынесении решения должен это учесть и критически подойти к оценке их показаний. Не следует забывать также, что свидетели несут ответственность за правдивость своих показаний, и если в судебном заседании их показания будут опровергнуты, суд вправе направить материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности за лжесвидетельство. Таким образом, в суде нельзя рассчитывать только на свидетельские показания.

Закон определяет механизм реализации требований потребителей, которые связаны с обнаружением недостатков в товаре.

При обнаружении недостатка потребитель должен поставить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в известность об этом (извещение лучше произвести письменно, чтобы избежать последующих споров о дате обнаружения недостатка). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не сомневается в обоснованности требования потребителя, то он обязан принять у него товар и удовлетворить его требование. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, уже на этом этапе нужно правильно оформить отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). При передаче товара следует составить акт, в котором необходимо указать, кто и когда принял товар для проверки качества, описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (номера, если есть), указать, в чем выражается обнаруженный дефект и оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений. Следует учитывать, что не всегда причина возникновения недостатка очевидна, поэтому закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Закон не содержит требования, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами, следовательно, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель имеет право присутствовать при этой проверке. В случае, если потребитель по каким-то причинам не может присутствовать лично, он может поручить кому-либо из родственников (знакомых) присутствовать при проведении проверки качества товара. Потребитель также вправе пригласить независимого специалиста для компетентного наблюдения за ходом проверки. Полномочия представителей (специалиста) должна удостоверять доверенность, и тогда продавец (изготовитель) будет не вправе не допустить их к участию в проверке. Факт проведения проверки качества товара необходимо отразить в акте проверки, который подписывают все присутствующие при проверке лица. При этом потребитель (его представитель) имеют право указать в акте на допущенные нарушения и (или) выразить свое несогласие с выводами проверки.

Нередко специалисты продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) предвзято относятся к проведению проверки и пытаются установить вину покупателя даже в тех случаях, когда она явно отсутствует. Как же должен поступать потребитель, если после проверки качества товара между сторонами возник спор о причинах недостатка?

Вообще именно продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан провести экспертизу товара после возникновения разногласий с покупателем о его качестве. Однако специальное законодательство об экспертизе в России до сих пор отсутствует. Следовательно, при определении понятия «экспертиза» нужно руководствоваться общими принципами процессуального законодательства: лицо (или организация), проводящие экспертизу, должны быть не зависимы от сторон и не заинтересованы в исходе экспертизы - лишь тогда заключение эксперта будет объективным. Деятельность по проведению экспертизы не подлежит лицензированию (за исключением сфер оценки и аудита). Следует знать, что экспертом может быть любой гражданин, обладающий специальными познаниями в той сфере, в которой проводится экспертиза.

Экспертизу проводят за счет продавца, но если в ходе экспертизы выяснится, что недостаток возник по обстоятельствам, за которые продавец не отвечает, то потребитель обязан возместить продавцу те расходы, которые последний понес в связи с ее проведением (в том числе расходы на транспортировку и хранение товара). Случается, что потребитель не согласен с заключением экспертизы. Тогда он может обжаловать его в судебном порядке. О судебном способе защиты нарушенных прав ниже будет изложена более подробная информация, сейчас же следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с экспертизой.

Очень распространено проведение экспертизы товаров самостоятельно, до обращения к продавцу. Потребители с этим заключением обращаются сразу в судебные органы. Это оправдано лишь в тех случаях, когда потребитель сомневается в том, что недостатки носят производственный характер, и хочет убедиться в этом до обращения к продавцу. Здесь необходимо понимать, что продавец имеет право отказаться от оплаты проведенной вами экспертизы, а также от выплаты неустойки и компенсации морального вреда. Это вполне справедливо, т.к. его лишили возможности разрешить конфликт без обращения в судебные органы.

После передачи спора на разрешение будет назначена судебная экспертиза. Проведенная самостоятельно, до суда, экспертиза также будет учитываться: заключение будет принято судом в качестве письменного доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами.

Допустим, потребитель требует расторжения договора купли-продажи автомобиля, т.к. он обнаружил в нем ряд недостатков, но представить автомобиль на экспертизу отказывается. Исходя из этого, суд вправе вынести решение, что недостатки в автомобиле не обнаружены.

Закон устанавливает (помимо распределения бремени доказывания) обязанности сторон по доставке товара для замены, ремонта, уценки или возврата. Так, доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более пяти килограммов продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и возврат их потребителю после ремонта или замены осуществляется силами продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) и за его счет (согласно п.7 ст. 18). Данное требование распространяется на любые крупногабаритные товары независимо от их веса и на товары, вес которых превышает 5 кг, независимо от их размера. Если же продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) отказывается от доставки товара или отсутствует в месте нахождения потребителя, доставку и возврат товаров может осуществлять потребитель. В этом случае продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю связанные с доставкой и возвратом товара расходы, однако в действительности эта формулировка вызывала многочисленные споры.

Список литературы

1. СанПиН 2.3.2.1324-03

. ГК РФ // СПС «Гарант»

. Аншаков Г.М. Комментарий к закону о защите прав потребителей: Юнити, 2012. - 122 с.

. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // СПС «Консультант Плюс»


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!