История становления и развития телевидения Кыргызстана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История становления и развития телевидения Кыргызстана

Введение

Существование бывших стран СССР в новой политической реальности заставляет СМИ обращаться к опыту советского времени и одновременно нарабатывать новые формы и методы взаимодействия с аудиторией после обретения суверенитета. Пример тому - современное функционирование электронных СМИ на постсоветском пространстве, в частности, тот факт, что телевизионное вещание Кыргызстана за короткий срок дважды подверглось процессу общественно-политической трансформации. Обращение автором к этой теме именно сегодня и сейчас обусловлено тем, что киргизские СМИ переживают второй этап трансформации, который в настоящее время еще не завершен. Кроме того, национальное телевидение республики до сих пор еще не являлось объектом комплексного исследования, охватывающего все периоды его существования, что также явилось причиной выбора темы. При этом учитывалось модификация киргизской как внутригосударственной, так и медиасистемы, имеющей специфические признаки структурной и творческой организации. Обращения к опыту телевизионного вещания Кыргызстана как среднеазиатского государства определяется также необходимостью проанализировать особенности телевидения республики в условиях современной системы электронных СМИ, их последующую трансформацию вплоть до анализа деятельности новых субъектов государственных и негосударственных форм собственности. Отсутствие научных исследований телевизионной индустрии Кыргызстана замедляет развитие современного просветительского направления киргизской журналистики в системе высшего образования республики. Свидетельство тому - ситуация с молодыми кадрами, которые не всегда имеют достаточное представление об эволюции киргизского телевизионного вешания на его разных этапах, знание которых необходимо в журналистской профессии. Очевидно, что современная телевизионная сфера и медиарынок Кыргызстана имеет практически все предпосылки для того, чтобы быть объектами исследования. Доказывая свою экономическую и творческую состоятельность, киргизские массмедиа удовлетворяют информационные потребности более чем 5 млн. граждан республики. Прежде всего, это обусловлено нехваткой кадров, занятых в телевизионной сфере. Многие юные журналисты не показывают желания работать в телевизионной сфере из- за низкой оплаты труда. Не это ли главный вопрос, который должен волновать правительство Кыргызстана, определяя политику занятости? Недостаточная защищенность журналистов, телеведущих, дикторов, а так же опасность, с которой сталкиваются выше перечисленные, является причиной нехватки кадров в данной сфере. И как результат низкой качество поступаемой информации.

Актуальность данной темы определяется тем, что изучение основ телевещания является, таким образом, одним из наиболее актуальных направлений развития общественных наук, так как оно связано с деятельностью одного из самых влиятельных и перспективных средств массовой информации и коммуникации, с возможностями формирования общественного сознания. Оно также предполагает глубокое и всестороннее изучение исторических процессов создания и развития телевещания для выявления и использования их мощного потенциала в интересах развития общества и государства.

Цель курсовой работы, понять, как развивалось телевидение Кыргызстана с момента образования и на современном этапе. Какие трудности возникали на пути функционирования телевидения? И как телевидение трансформировалось?

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

дать представление о понятии и этапах развития телевидения;

охарактеризовать работу дикторов;

описать знаменательные для телевидения Кыргызстана даты;

сделать на основе анализа выводы о работе телевещания на современном этапе.

Глава I. Теоретические основы телевидения

1.1    История возникновения телевидения в КР

Исторические, социальные условия и национальные особенности Кыргызстана в 1924-1930 гг. отмечались нестабильностью и крайней бедностью людей, а уровень развития промышленности и сельского хозяйства был исключительно низким. Вместе с тем это был период, связанный с приобретением государственности, переходом на оседлый образ жизни значительной части кыргызов, разрешением земельно-водных проблем. Принятая новая экономическая политика позволила провести в Кыргызстане ряд социально-экономических преобразований, которые стали поистине судьбоносными в жизни кыргызского народа.

Партийно-государственные органы изыскивали дополнительно к административным методам руководства политические механизмы воздействия на народные массы с целью как реализации экономических планов, так и «социалистического перевоспитания широких масс трудящихся Киргизии». С образованием суверенной киргизской государственности появилась возможность для создания национальной печати на родном языке. Возникновение радиовещания в стране было связано, таким образом, с социально-политической, экономической и культурной отсталостью края, а также насущными потребностями нового общественного строя, вытекало из необходимости удовлетворения культурных запросов населения.

Для создания и развития республиканских и региональных органов телевидения (1958 - 1991 гг.)» начальной вехой становления кыргызского телевидения и организации телепередач является Постановление ЦК Компартии Киргизии и Совета Министров Киргизской ССР от 29 октября 1958 г. «О подготовке к работе Фрунзенской студии телевидения». Строительство здания для фрунзенского телецентра началось в конце 1956 г., а в эксплуатацию оно было сдано к концу 1958 г. За год до этого события Постановлением Правительства Киргизской ССР №240 от 5 июля 1957 г. был образован Комитет по радиовещанию и телевидению Киргизской ССР.

В первые годы работы Фрунзенской телестудии закладывались основы республиканского масштаба, местные программы разрабатывались как самостоятельное целое. Это был период плодотворных творческих поисков. На телевидении республики стали внедряться новые рубрики и жанры передач: телевизионные лекции, ответы на жизненные вопросы населения, критические материалы, телевизионный молодежный клуб, трибуна новаторов, выступления комментаторов.

В начальный период работы телестудии приоритет отдавался в основном художественным и научно-популярным кинофильмам, а затем уже стали разрабатываться и транслироваться собственные программы. Продолжая и развивая традиции печатной публицистики и радио, а также некоторых видов искусства, телевидение начало выявлять и развивать собственные многогранные возможности. Были сделаны первые попытки взаимодействовать и координировать телевидение с печатью и радиовещанием, то есть начался процесс формирования современной системы СМИ, которая включает в свой состав и телевидение. Совершенствовалась техника по телесъемкам и передаче материала в радиусе прямого приема телецентра.

Вместо громоздких и неудобных ПТС операторы стали использовать и внедрять переносные видеомагнитофоны, которые прямо на месте съемки записывают на ленту и звук, и изображение и позволяют вести репортаж из любого уголка республики. Телепередачи в начале 1960-х гг. выходили в эфир четыре раза в неделю: по вторникам, средам, пятницам и воскресениям со средней продолжительностью 2-2,5 ч в день. Как правило, в программу включались собственные передачи, а также художественные и документальные фильмы. С каждым годом объем телевизионного вещания увеличивался. На 1 января 1966 г. продолжительность среднесуточного вещания составляла 4-4,5 ч.

Многие операторы, режиссеры и технические специалисты направлялись на стажировку в Москву, Ленинград и другие города СССР для пополнения знаний и практических навыков. В числе первых телережиссеров были Дж. Молдобаев, Д. Варивада, Т. Уралиев, редакторов - Ш. Сматов, Д. Абрамова, телеоператоров - Г. и А. Ким, дикторов - с. Джунушалиева, главным редактором работал Т. Орозалиев, директором телестудии был З. Тургумбеков.

В 1960-е гг. телевидение прочно вошло в жизнь не только городского, но и сельского населения республики. В 1964-1985 гг. председателем Гостелерадиокомитета Киргизской ССР работал А. Токомбаев. В те годы телерадиовещание республики не уступало по своему уровню телерадиовещанию соседних республик, а по охвату населения телевидением Кыргызстан занимал одно из первых мест в СССР.

В оперативном показе происходящих событий телевидение, делая каждого телезрителя как бы участником этих событий, стало превосходить печать, радио и документальное кино, оно в Кыргызстане стало одним из главных средств информирования населения о событиях в республике и за рубежом, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. О том, как телевидение стало входить в дома кыргызстанцев, постоянно рассказывалось на страницах печатных изданий республики.

Именно в эти годы на кыргызском телевидении происходило становление письма слушателей и телезрителей, как особого аналитического жанра телерадиожурналистики. Письма от слушателей и зрителей использовались как телерадийный жанр: письмо-репортаж, письмо-монолог, письмо-диалог, встречались дискуссионные письма и письма-исповеди. Располагая на первых порах ограниченным видеоматериалом, создатели передач студии ТВ использовали обычно разговорные жанры: выступление, беседу, интервью. Это объяснялось отсутствием возможности широко вести собственные съемки. Тем не менее, в телепередачах все чаще использовались кинохроника, фотографии, макеты, карты, схемы.

Выполняя Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1977 г., в республике расширялось телевизионное вещание в сельской местности, укреплялась материальная база телевидения путем установки на селе приемных телевизионных устройств систем космической связи, ретрансляторов малой мощности и соединительных линий, увеличивались объемы передач и численность технического и творческого персонала (если в 1970 г. среднесуточный объем телевещания составлял 29 ч, то в 1990 г. он возрос до 51 ч).

Следует отметить, что в период так называемой «перестройки» в СССР телевидение многократно повысило уровень общественного сознания в жизни населения, приблизив его ко многим, ранее недоступным областям общественно-политической жизни. Благодаря телевидению и радиовещанию миллионы людей стали свидетелями новых для советской общественно-политической жизни явлений - съездов народных депутатов, сессий Верховного Совета республики и др.

В советский период характерной чертой телерадиовещания было доминирование идеологической функции в системе ее социальных ролей. Тележурналисты выступали в первую очередь не производителями информационного товара, а бойцами идеологического фронта. Потенциальная способность телевидения быть доходным предприятием считалась порочной, а не естественно присущей тележурналистике. Развиваясь и совершенствуясь в техническом плане, кыргызское телевидение стало в то же время искать формы более высокой востребованности своих передач у населения страны. Это было связано с переходом к рыночной экономике, когда телеканалы и радиостанции становятся заинтересованными в высоком рейтинге своих передач, в обеспечении высоких поступлений от рекламы. Стали появляться частные телеканалы и радиостанции, что привело к появлению конкуренции в системе телерадиовещания. В первые годы независимости страны появились и первые частные телекомпании - «Пирамида» в г. Бишкек и «Ош-ТВ» в г. Ош, радиостанция «Алмаз» в столице страны. Однако рост новых электронных СМИ не был таким бурным, как в прессе. Основные причины: необходимость большого капиталовложения, отсутствие опыта деятельности небольших теле радио станций, а также малочисленность квалифицированных кадров в этой сфере. Государство было монополистом в области теле и радиовещания. В отличие от прессы первые частные теле и радио станции, в первую очередь, преследовали цель получение прибыли. Собственные новостные и аналитические программы в них появились гораздо позже. Надо отметить, что в то время в Кыргызстане в городах уже имелось большое количество кабельных студий, полукустарных по своей сути. Основу контента таких сетей составляли фильмы, мультфильмы и реклама. Некоторые из них впоследствии стали основой для открытия новых частных телестанций и различного рода студий.

1.2    Основные принципы работы телевидения в КР

На современном этапе выделяют семь основных принципов, по которым работаю не только журналисты, но так же и телевидение, радиокомпании, информационные агентства и т.д.

Для начала перечислим семь основных принципов работы телевещания, а затем подробнее остановимся на каждом из них: беспристрастность, достоверность информации, соблюдение законности, непредвзятость, объективность, чувство такта, оперативность.

Достоверность информации. Не следует спешить оповещать о чем-либо, пока не будет уверенности в достоверности своего сообщения. Следует помнить, что просчет репортера подрывает доверие ко всему агентству (редакции газеты или телевидения). Зарубежные информационные агентства не распространяют сообщения о «горячих», взрывоопасных фактах до тех пор, пока они не будут тщательно перепроверены. Если событие происходит в труднодоступном месте или прибыть туда вовремя невозможно, лучше расспросить об этом источники, заслуживающие доверия, причем в своем сообщении следует непременно ссылаться на них.

Особые трудности вызывает и необходимость определения характера происходящего. Так, вооруженное противостояние не следует путать с военными действиями. Журналисты до сих пор ломают голову над тем, как именно называть события на юге Кыргызстана. На первый взгляд, обе противоборствующие стороны вели огонь из стрелкового оружия, несли потери в живой силе - как будто налицо все признаки войны.

Беспристрастность. Журналисты, сотрудничающие с международными агентствами, не вправе становиться на чью-либо сторону. Их главная задача - оперативно дать потребителям информацию, ознакомив их также с предысторией вопроса и сопутствующими обстоятельствами. А какие выводы сделать из сообщения - личное дело читателя, слушателя или зрителя. Навязывать свое мнение или позицию недопустимо. Для оценки того или иного факта следует попытаться представить дело хотя бы с двух точек зрения. Этот принцип подразумевает, что журналист в своем сообщении не должен принимать чью - либо сторону, он должен полагаться на обобщающие факторы.

Объективность. К примеру, компания BBC всегда стремится отразить все аспекты любого факта или события. Особенно недопустимо отступление от объективности в такой чрезвычайно деликатной сфере, как международные отношения. К примеру, перед корреспондентом поставлена задача освещать переговоры между Кыргызстаном и Узбекистаном по пограничным спорам. Очень важно при этом предоставить обеим сторонам равные возможности для выражения своей позиции. Если же кто-либо из партнеров по переговорному процессу откажется высказать свое мнение, следует отметить это обстоятельство в своем сообщении и найти другую возможность отразить точку зрения каждого участника переговоров. Или, например, выборы. Освещая ход предвыборной гонки и избирательной кампании, немыслимо давать слово кандидату только от какой-либо одной политической партии или блока. Если же в силу каких-нибудь уважительных причин либо обстоятельств, не зависящих от журналиста, оказалось невозможным участие альтернативного кандидата или его доверенного лица в данном репортаже, то это непременно следует сделать в последующих материалах. кыргызстан телевидение национальный фрунзенский

Соблюдение законности. Именно это можно без сомнения назвать самой характерной чертой деятельности западных средств массовой информации. Бросается в глаза одна особенность в процессе их знакомства с жизнью какой-либо страны: сразу же по прибытии они стремятся получить хотя бы общее представление о местных законах. Если в ходе выполнения редакционного задания у них возникает хотя бы малейшее сомнение в этом плане, они немедленно связываются со своим головным офисом и советуются с руководством СМИ. Так что западных журналистов при всем желании нельзя заподозрить в склонности к неоправданному риску и безответственности. Как нельзя заподозрить и в высокомерном отношении к местному населению - вне зависимости от геополитического и экономического положения той или иной страны. Все это - проявления достигнутой на Западе высочайшей правовой культуры, повсеместного законопослушания. На этом фоне просто шокирует наше собственное незнание и неуважение законов своей страны! Кстати, именно отечественные репортеры отправили прямиком в свои редакции непроверенные слухи о том, что якобы министр обороны Кыргызстана ввел в Баткене военное положение. Между тем региональный корреспондент BBC по Центральной Азии, несмотря на то, что в Лондоне с нетерпением ожидали ее сообщения, в это же время тщательно и кропотливо проверяла распространившиеся слухи, терпеливо обходя все возможные инстанции.

Непредвзятость. Этот принцип во многом перекликается с требованием объективности. К примеру, BBC требует от своих корреспондентов корректно, без искажений, передавать точки зрения самых разных сторон. Скажем, некая общественная группа вышла на демонстрацию, предъявив официальным властям чисто экономические требования - повысить размер заработной платы, пенсии и т.д. Оппозиционные СМИ могут представить этот факт в чисто политическом аспекте, утверждая, что «демонстранты потребовали отставки правительства». Международные же информагентства в равной степени избегают как раздувания, так и принижения значения подобных событий. Разумеется, ни одному журналисту не возбраняется подкрепить информацию комментарием независимого эксперта, в том числе и о возможных политических последствиях социального недовольства. Однако журналист ни при каких обстоятельствах не может быть участником событий или выразителем позиции их участников. Вероятно, нелишне еще раз напомнить, что прямой профессиональный долг журналиста - внимательно и терпеливо следить за ходом событий, выявляя при этом как можно больше фактов и узнавая о сопутствующих обстоятельствах.

Чувство такта. Выше уже отмечалось, что западные журналисты уважительно относятся к населению страны, в которой они пребывают, собирая информацию, - независимо от уровня ее экономического развития, культуры и других факторов. Прежде всего в силу воспитанности. Если только это не противоречит добросовестному выполнению своего служебного долга, западные журналисты проявляют неизменное уважение к менталитету нации, ее традициям и культурным особенностям, а также религиозным убеждениям местного населения. Всяческого признания и подражания заслуживает и их уважительное отношение к правам и интересам этнических и других меньшинств. Однако это вовсе не означает, что в жертву тактичности приносится правдивое, честное освещение фактов и событий.

Оперативность. Именно в этом, как ни в чем другом, западная журналистика ушла от нас далеко вперед.

Лучший выход - просто добросовестно работать, тщательно отбирать факты для своих сообщений. И, наконец, помнить, что у многочисленных редакторов и продюсеров, которые будут работать с вашим сообщением, в нынешний компьютерный век немало возможностей его проверить. Не говоря уже о том, что в головной офис каждого международного агентства в любое время суток стекается вся информация со всего мира. Так что любая неточность, тем более преднамеренная ложь, будут выявлены в ту же минуту. И в этом нет ничего удивительного: любое солидное агентство заботится о безупречности своей репутации.

Человечество вступило в новый век информационной эпохи. Мы живем в такое время, когда на земле становится все меньше окраин и захолустий, а выработанные одним человеком или небольшой группой людей интеллектуальные ценности за считаные минуты становятся достоянием всего человечества. И прежде всего - благодаря передовым информационным технологиям.

Глава II. Анализ основных этапов развития телевидения в КР

2.1 Знаменательные даты в развитии телевидения

В истории развития какой либо отрасли всегда можно выделить несколько наиболее значимых периода для развития, которые оказали существенное влияние на становление отрасли и на перспективу развития отрасли на будущее. Так и в развитии телевидения в Кыргызстане можно выделить несколько наиболее значимых этапов.

Хотелось бы начать с 1968 года. - международная некоммерческая организация, под эгидой которой реализуются многочисленные новаторские программы по развитию лидерского потенциала в формирующихся демократических странах. Целью инициатив IREX является повышение качества образования, поддержка независимых средств массовой информации и многостороннее развитие институтов гражданского общества. был основан в 1968 году. На сегодняшний день ежегодный денежный оборот организации составляет 50 миллионов долларов, в то время как штат сотрудников IREX включает около 500 высококвалифицированных работников по всему миру. В сотрудничестве со своим Европейским филиалом IREX занимается консультативной и организационной деятельностью более чем в пятидесяти различных странах.

Облегчение общественного доступа к независимым средствам массовой информации способствует активизации гражданской деятельности, лежащей в основе любого демократического режима. Развитый информационный сектор позволяет контролировать высшие эшелоны власти, способствует стабилизации экономики и поощряет открытое общественное обсуждение социальных и политических реалий.

В сотрудничестве местными партнёрами IREX благоприятствует росту профессионализма и экономической независимости печатных изданий, радио и телестудий, а также Интернет-ресурсов. Специализированные небольшие гранты помогают развивать профессиональные навыки работников средств массовой информации, которые необходимы для поддержки исследовательской журналистики и свободной прессы в целом. Этот период интересен тем, что организация IREX начала реализовывать свои проекты по улучшению работы телевидения, путем внедрения ниже перечисленных проектов:

)профессиональную подготовку журналистов и репортёров;

)обучение менеджменту организаций средств массовой информации;

)обучение бизнес-развитию и рекламной деятельности;

)обучение написанию новостных и аналитических материалов;

)правовую поддержку организаций СМИ.

Следующим не менее интересным периодом хотелось бы описать 1978 год. Этот год знаменателен тем, что телевещание вышло на новый уровень, а именно тем, что ежедневные собственные передачи занимали почти 6 часов (на кыргызском и русском языках). Начались регулярные теле-трансляции из Москвы 1-й программы Центрального телевидения и передачи по системе "Орбита". Кроме того, население Кыргызстана имело возможность смотреть 1-ю программу казахского телевидения и 2-ю программу узбекского телевидения. Объемы телепередач выросли с 29 часов до 51 часа, что сыграло не маловажную роль во внедрении телевидения в повседневную жизнь людей. Так же совершенствование материально-технической базы телевидения позволило создать в городе Ош Областной Комитет по радиовещанию и телевидению.

На следующем этапе хотелось бы отметить 1988 год.

До 1988 года власть тотально контролировала СМИ. В период перестройки и гласности происходят демократические подвижки в положении и статусе СМИ в обществе. Начался невиданный взлет журналистики по всему пространству бывшего Советского Союза.

В 1988 году в республике происходит дискредитация всего советско-коммунистического, формируется новая политическая система, основанная на либеральных ценностях демократии, а в экономику внедряются рыночные механизмы. На фоне таких изменений происходит и формирование новой журналистики в республике.

В 1988 году городская ежедневная газета «Вечерний Фрунзе» начала попытку отделиться от своего учредителя - Фрунзенского городского комитета коммунистической партии, которая закончилась успехом в пользу газеты. Так как, до 1988 г. власть тотально контролировала теле- и радиовещание, как и все информационные органы. Перестройка и гласность привели к демократическим подвижкам положения СМИ в обществе, после многих десятилетий транслирования в эфире исключительно партийно-советских идеологических установок.

Не менее знаменательным для кыргызского телевидения оказался 1998 год. Можно сказать, что в этот год произошло наиболее мощные сдвиги в телевещании.

Общественное объединение «Журналисты»

Создано по инициативе журналистов - 24 ноября 1998 года в г. Бишкек.

декабря 1998 года зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. В ноябре 1999 года принята в состав Международной Федерации Журналистов ( IFJ ). Ежегодно отчисляются членские взносы в IFJ.

Структура организации:

Учредители - 9 чел.

Правление - 3 чел.

Состав членов - 170 чел.

Председатель правления - Токоев Марат Шейшекеевич

Главная цель деятельности - защита свободы слова и печати, помощь журналистам и СМИ, ведение мониторинга в сфере деятельности СМИ.

За время существования объединения были выполнены следующие проекты:

). 21-22 сентября 1999 года - подготовлена и проведена Республиканская конференция “Законодательная база СМИ и свобода слова в Кыргызстане”. Принят Кодекс Этики членов ОО “Журналисты”.

). Февраль 2000 года - проведен “Мониторинг электронных СМИ в период выборов Парламента”

). Октябрь 2000 года - проведен “Мониторинг электронных СМИ в период выборов Президента”

) 2002 год - проект «Международная конференция на тему «Региональная журналистика Ферганской долины»

) 2002 год - проект «2-дневный тренинг по трудовым правам журналистов» (один проведен в Бишкеке для журналистов из четырех северных областей республики, второй проведен в Оше для журналистов из трех южных областей республики).

). Май 2002 - Август 2003 - проведен “Мониторинг конфликтов и нарушений прав журналистов и СМИ”

). Февраль-Март 2005 года - проведен мониторинг СМИ в период выборов Парламента КР

). Июнь-Июль 2005 года - проведен мониторинг СМИ в период выборов Президента КР

И наконец, что касается современного этапа развития телевидения, то можно выделить 2008 год.

июня 2008 года президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев подписал Закон КР "О телевидении и радиовещании", принятый Жогорку Кенешем 24 апреля 2008 года. Рассмотрение и принятие нового закона парламентом страны, а потом президентом сопровождались бурной реакцией со стороны гражданского общества, медиа-экспертов и представителей международных организаций, возмущенных поспешностью принятия сырого законопроекта, не учитывающего реалии развития электронных СМИ в Кыргызстане. Необходимость рассмотрения дальнейшей судьбы электронных СМИ в законодательном порядке назрела давно, однако никто, и представить не мог, с помощью каких кардинальных мер будут решаться проблемы ТВ станций и будут ли решаться вообще.

По оценке экспертов, этот законопроект существенно ослабил телерадиокомпании страны накануне перехода на цифровое вещание. Большинство телерадиокомпаний страны вообще не смогут исполнить положения этого закона и будут вынуждены перейти на ретрансляцию российских или казахских телерадиокомпаний или закрыться. Президент Бакиев подписал этот законопроект, но поручил Министерству культуры и информации, а также Министерству юстиции разработать к нему поправки. Однако, по мнению специалистов, поправки не смогут изменить многих положений закона, которые были признаны экспертами не только недальновидными, но и недемократическими.

Например, пункт 6 статьи 11 Закона "О телевидении и радиовещании" признает утратившим силу Закон "О Национальной телерадиовещательной корпорации". Таким образом, утрачивается механизм гражданского контроля над деятельностью общественного телевидения и отменяется принцип гражданского участия в выборах Наблюдательного совета НТРК, что, по словам экспертов, "похоронило" идею независимого общественного телевидения в Кыргызстане.

Этот законопроект уничтожил общественное телевидение и радио в Кыргызстане, которое только-только зарождалось на основе КТР. Дело в том, что у нас существует закон о Национальной теле-радио корпорации (НТРК), согласно которому устанавливались основы общественного телевидения и радио в Кыргызстане на базе НТРК. Но не только удручающие события произошли с отечественным телевидением в этот год, но и радостные. Вот например данные мониторинга, проводимого фондом «Сорос - Кыргызстан».


На этой диаграмме видно, что довольно таки много средств - 81% было выделено на развитие и поддержание отечественного телевидения.

В конце всего хотелось бы добавить данные Независимого Статистического журнала.


Данная диаграмма отражает динамику внедрения телевидения в социальную жизнь людей за период с 1960 по 2010 года. Наглядно можно заметить, что интеграция телевидения росла, по мере улучшения качества работы телевещания, путем внедрения новейших технологий.

2.2 Дикторы на телевидении в советский и пост советский период

В числе активно работавших в 1960-х гг. на телевидении журналистов следует отметить И. Мамадалиева, М. Ронкина, У. Кадыркулову, О. Эмилова, Н. Рахматуллину, Э. Айылчиева, Д. Абрамову, К. Джолдошева, М. Абдину, И. Федянина, Д. Орунтаева, А. Наматова, З. Курманалиева, М. Яковлева, А. Гладилова, В. Гробового. Много лет на телевидении трудились режиссеры Б. Каипов, А. Ниязалиев, О. Чолпонкулов, окончившие театральные вузы. Кинооператоры А. Страйков, М. Усубалиев, Э. Сооронбаев, В. Биркин в практической работе осваивали требования и особенности специфики работы на телевидении. С 1960-х гг. дикторами телевидения были Р. Рыскельдинова, В. Черкашин, Ш. Турдакунова, К. Султанбеков, М. Булатова, Ж. Каипов. Всю свою трудовую жизнь посвятила телевидению республики диктор Т. Джаманбаева, которая до сих пор продолжает трудиться продюсером в творческо-производственном объединении НТРК «Замана».

В преобразовательных процессах сферы электронных СМИ сыграл свою роль и личностный фактор. Председателем Гостелерадиокомпании был назначен известный теледиктор С. Джеенбеков, с энтузиазмом встретивший перестройку и занимавший радикальную демократическую позицию. Он поддерживал плюрализм мнений в эфире, творческое раскрепощение журналистов, повышение их профессионализма и гражданской ответственности. При нем стала внедряться контрактная система трудовых отношений и была проведена жесткая аттестация кадров. Позднее С. Джеенбеков был избран депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В 1992-1995 гг. на телевидении и радио трудились представители «творческой интеллигенции»: известный мелодист и исполнитель Т. Казаков, кинодраматург К. Омуркулов, писатель и публицист А. Матисаков. Все они были сторонниками демократических преобразований в Кыргызстане и внесли свой вклад в обеспечение нормального функционирования государственного телевидения и радио в сложный период перемен. 8 апреля 1996 г. на должность президента Гостелерадиокорпорации Указом Президента Кыргызской Республики был назначен академик НАН КР А.К. Карыпкулов, проработавший на этой должности 5 лет и много сделавший для технического оснащения телевидения, улучшения производственно-бытовых условий сотрудников, развития международных связей с телевидением зарубежных стран.

Хотелось бы выделить нескольких из наиболее выдающихся дикторов.

Джаманбаева Тамара Кусаиновна - Заслуженный деятель культуры КР.

Родилась 14 мая 1943 года. В 1968 году закончила Кыргызский Государтсвенный Университет - филологический факультет - отделение журналистики.

Начиная с 1959 - 1994 гг. она прошла путь от должности диктора телевидения до директора программ Гостелерадиокомитета, затем год проработала вице- президентом Гостелерадиокомитета КР. С 1995 - 2005 гг. - директор студии «Замана». С апреля 2005г. по настоящее время работает директором Координационного Центра радио НТРК КР.

Является отличником телевидения и радио СССР и КР, награждена Почетными грамотами Верховного Совета КССР и Президента КР, медалью «Данк», является членом союза журналистов КР.

Жизненное кредо: Жить и работать ради людей, ради успеха дела, которому посвятила всю свою жизнь.

Мечты: Развитие национального телевидения, как важной составляющей национальной культуры, выход национального телевидения на международный уровень, возрождение культурного наследия. Каждый человек в жизни должен оставить свой неповторимый след в истории народа, поэтому хотелось бы, чтобы мои усилия принесли пользу для грядущих поколений.

Размышление о культуре: Культура моего народа для меня это космос, в котором мои ровесники и предки находили источники надежды, силы, веры в самое лучшее, в высокие идеалы человеческой морали. Я люблю народные песни, в них есть мощь и ширь, тревога, любовь, то есть все то, что помогало моему народу выжить, казалось бы, в самых жесточайших ситуациях и бесследно не исчезнуть в памяти человечества. Для меня культура народа - это источник вдохновения, это моя семья, мои дети, внуки, природа. Наша поэзия уникальна, это поэзия гор, бескрайнего неба, бездонной мудрости кочевника, который умел жить широко, любить всем сердцем и умирать с достоинством. Наша музыка это импровизация ветра, дождя, биения сердца, такого биения в котором бег иноходца созвучен с ритмами неба. Наша культура - это наша земля и, конечно, горы, которые дают всем нам наш неповторимый колорит и достоинство, доблесть и мужество.

Дооронбек Садырбаев

Дооронбек Садырбаевич Садырбаев родился в 1939 году в селе Апыртан Ноокенского района Джалалабадской области. В 1961 году был отчислен с четвертого курса Киргизского государственного медицинского института по собственному желанию, а в 1969-м окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал диктором, редактором и режиссером Киргизского телевидения, кинорежиссером студии «Киргизтелефильм». Занимал должность художественного руководителя студии «Ихласфильм продакшн» (Стамбул, Турция).

В 1995 году был избран депутатом Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) I созыва, затем еще дважды избирался депутатом. Был сопредседателем и соучредителем общественно-политического движения «Ата-Журт» («Отечество»), членом Конституционного совещания Кыргызстана, государственным советником II класса.

С января 2008 года являлся членом полуподпольного революционного комитета, в состав которого вошли около двадцати оппозиционных партий и организаций. Одна из целей ревкома - добровольная отставка президента Кыргызстана Курманбека Бакиева.

Дооронбек Садырбаев - автор более семидесяти хроникально-документальных, шестнадцати художественных фильмов, а также теле- и кинофильмов, восьми книг, более семисот публицистических статей. Снял художественные киноленты «Арман», «Песнь о любви», «Плач волчицы», которые неоднократно отмечались призами международных и всесоюзных фестивалей телевизионного кино. Автор телесериала «Кайран Эл». Заслуженный работник культуры Киргизской ССР, Народный артист Кыргызстан. Удостоен ордена «Манас».

Глава III. Выводы и предложения по улучшению работы телевидения в КР

3.1 Проблематика работы телевидения Кыргызстана в условиях политической нестабильности

Кыргызстанские СМИ, оставаясь самыми продвинутыми в Центральной Азии, обеспокоены нынешним состоянием свободы слова в стране. Самым тяжелым 2007 год, по мнению ряда местных и зарубежных медиа-экспертов, стал для кыргызской журналистики очень сложным и заложил некоторые опасные тенденции для развития СМИ в будущем. 3 июня 2008 года президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев подписал Закон КР "О телевидении и радиовещании", принятый Жогорку Кенешем 24 апреля 2008 года. Рассмотрение и принятие нового закона парламентом страны, а потом президентом сопровождались бурной реакцией со стороны гражданского общества, медиа-экспертов и представителей международных организаций, возмущенных поспешностью принятия сырого законопроекта, не учитывающего реалии развития электронных СМИ в Кыргызстане.

Необходимость рассмотрения дальнейшей судьбы электронных СМИ в законодательном порядке назрела давно, однако никто и представить не мог, с помощью каких кардинальных мер будут решаться проблемы радио- и ТВ-станций и будут ли решаться вообще.

По оценке экспертов, этот законопроект существенно ослабит телерадиокомпании страны накануне перехода на цифровое вещание. Большинство телерадиокомпаний страны вообще не смогут исполнить положения этого закона и будут вынуждены перейти на ретрансляцию российских или казахских телерадиокомпаний или закрыться. Президент Бакиев подписал этот законопроект, но поручил Министерству культуры и информации, а также Министерству юстиции разработать к нему поправки. Однако, по мнению специалистов, поправки не смогут изменить многих положений закона, которые были признаны экспертами не только недальновидными, но и недемократическими.

Например, пункт 6 статьи 11 Закона "О телевидении и радиовещании" признает утратившим силу Закон "О Национальной телерадиовещательной корпорации". Таким образом, утрачивается механизм гражданского контроля над деятельностью общественного телевидения и отменяется принцип гражданского участия в выборах Наблюдательного совета НТРК, что, по словам экспертов, "похоронило" идею независимого общественного телевидения в Кыргызстане.

Этот законопроект уничтожил общественное телевидение и радио в Кыргызстане, которое только-только зарождалось на основе КТР. Дело в том, что существует закон о Национальной теле-радио корпорации (НТРК), согласно которому устанавливались основы общественного телевидения и радио в Кыргызстане на базе НТРК. В принятом депутатами законопроекте основные положения, по которым НТРК должна была стать общественной, по сути, уничтожаются. Пункт 1 статьи 8 закона предусматривает, что в общем объеме и времени вещания каждой телерадиоорганизации более половины программ и передач должно вестись на государственном языке, не менее 50 процентов должно быть собственной продукции и не менее 60 процентов - национального аудиовизуального продукта. В настоящее время подавляющее большинство телерадиокомпаний не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы произвести в эфир более 50 процентов собственной продукции. С принятием закона возникает совершенно реальная опасность того, что эти организации не смогут преодолеть необходимый барьер и продолжить вещание, что может послужить формированию информационного вакуума во многих регионах страны. Отсутствие аналитической системы приводит к тому, что ожидания от либерализации отношений между властью и СМИ в обществе были высоки. Казалось этого достаточно, чтобы возникла по настоящему свободная и высоко профессиональная журналистика. Предпосылкой такому ожиданию стала высокая планка демократических изменений в Кыргызстане в первые годы независимости. Надо отметить, что и сама власть питала иллюзии о возможности быстрого развития по пути демократии. Отсутствие научных исследований телевизионной индустрии Кыргызстана замедляет развитие современного просветительского направления киргизской журналистики в системе высшего образования республики. Свидетельство тому - ситуация с молодыми кадрами, которые не всегда имеют достаточное представление об эволюции киргизского телевизионного вешания на его разных этапах, знание которых необходимо в журналистской профессии.

.2 Пути совершенствования работы телевидения в КР

Если советское радио и телевидение являлось главными органами пропаганды и агитации государственной авторитарной идеологии и политики, то в последнее время расширились методы влияния на социум и формирование общественного мнения. В рыночных условиях стали разнообразнее формы работы по коммерциализации телевидения, что выдвигает обоснованные требования по его реорганизации в общественное телевидение.

Региональные электронные СМИ республики в настоящее время развиваются крайне неравномерно. Это явилось следствием как авторитаризма местных властей, так и государственной политики в целом, заключавшейся в доминировании вертикальных связей по отношению к горизонтальным, сильной централизации власти.

Для развития СМИ в современных условиях требуется воссоздание и значительное укрепление независимых профессиональных ассоциаций и союзов работников СМИ. Целесообразно для координации, прогнозирования деятельности радиовещания и телевидения создать в республике независимый социологический общественный центр изучения эффективности работы и рейтинга всех СМИ, прежде всего радио и телевидения.

Свобода работы журналистов зависят от разделения финансово-экономической деятельности и редакционной политики. Уровень достоверности и представленности разных точек зрения и мнений в информационном пространстве, тематическое и жанровое разнообразие передач зависят, с одной стороны, от профессионализма журналистского сообщества, редакционных коллективов телевидения; с другой стороны, они должны соответствовать общеобразовательному и культурному уровню телезрителей, перекликаться с разнообразием их взглядов и интересов.

Путем повышение качества работы современного телевидения, так же может стать контроль за соблюдением основных принципов работы телевещания:

корректность в предоставлении информации зрителям, то есть тщательная проверка содержания информации;

достоверность информации, информация, поступаемая зрителям должна быть тщательно проверена, отсортирована и должна подпитываться реальными фактами;

объективность, то есть предоставляемая информация должна объективно отражать тот или иной факт.

На современном этапе острой остается проблема финансирования деятельности телевизионных компаний. Финансирование поступаемое от государства должно четко распределяться на нужды и эта вся система должна контролироваться.

Решение проблем или хотя бы тотальный контроль может привести к улучшению положения современного телевидения и может поднять отечественное телевидение на новый уровень развития.

Заключение

Существование бывших стран СССР в новой политической реальности заставляет СМИ обращаться к опыту советского времени и одновременно нарабатывать новые формы и методы взаимодействия с аудиторией после обретения суверенитета. Пример тому - современное функционирование электронных СМИ на постсоветском пространстве, в частности, тот факт, что телевизионное вещание Кыргызстана за короткий срок дважды подверглось процессу общественно-политической трансформации. Обращение автором к этой теме именно сегодня и сейчас обусловлено тем, что киргизские СМИ переживают второй этап трансформации, который в настоящее время еще не завершен. Кроме того, национальное телевидение республики до сих пор еще не являлось объектом комплексного исследования, охватывающего все периоды его существования, что также явилось причиной выбора темы. При этом учитывалось модификация киргизской как внутригосударственной, так и медиасистемы, имеющей специфические признаки структурной и творческой организации. Обращения к опыту телевизионного вещания Кыргызстана как среднеазиатского государства определяется также необходимостью проанализировать особенности телевидения республики в условиях современной системы электронных СМИ, их последующую трансформацию вплоть до анализа деятельности новых субъектов государственных и негосударственных форм собственности. Отсутствие научных исследований телевизионной индустрии Кыргызстана замедляет развитие современного просветительского направления киргизской журналистики в системе высшего образования республики. Свидетельство тому - ситуация с молодыми кадрами, которые не всегда имеют достаточное представление об эволюции киргизского телевизионного вешания на его разных этапах, знание которых необходимо в журналистской профессии. Очевидно, что современная телевизионная сфера и медиарынок Кыргызстана имеет практически все предпосылки для того, чтобы быть объектами исследования. Доказывая свою экономическую и творческую состоятельность, киргизские массмедиа удовлетворяют информационные потребности более чем 5 млн. граждан республики. Прежде всего, это обусловлено нехваткой кадров, занятых в телевизионной сфере. Многие юные журналисты не показывают желания работать в телевизионной сфере из- за низкой оплаты труда. Не это ли главный вопрос, который должен волновать правительство Кыргызстана, определяя политику занятости? Недостаточная защищенность журналистов, телеведущих, дикторов, а так же опасность, с которой сталкиваются выше перечисленные, является причиной нехватки кадров в данной сфере. И как результат низкой качество поступаемой информации.

Список использованной литературы

1.   Исторические и социально- политические аспекты становления и развития телевидения в Кыргызстане (1927-2008 гг.), Чернов Ф. М.; Бишкек-2009г.

2.       Кадыров Т.Д. История развития радиовещания и телевидения в Республике Кыргызстан (1928-1990 гг.), Бишкек, 1993г.

.        Ибраева Г., Куликова С. История развития и современное состояние СМИ в Кыргызстане. - Бишкек, 2002г.

.        www.kyrgyznews. com

.        www.kgu-journalist.ucoz. ru

.        www.alianca-jornalistas. net

.        www.open.kg

8.       www.unesco.t1c. ru

9.   Социально-активная роль телевидения и радио как фактор воздействия на человека и манипулирования его сознанием // Вестник КРСУ. - 2008. - Т. 8. - № 12. - 0,5 п.л.

10.     История и перспективы общественного телевидения // Диалог цивилизаций. - 2008. - № 8. - 0,4 п.л.

Похожие работы на - История становления и развития телевидения Кыргызстана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!