История социальной работы в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История социальной работы в России

Введение

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем что, в качестве общественного явления социальная работа известна человечеству на всем протяжении истории. С появлением государства дело оказания социальной помощи усложняется системными свойствами (законы, регламенты, учреждения и т.п.), политическими мотивами.

Государственный подход к жизни отдельного человека выработал определенную стратегию жизни, идеология которой постепенно приняла формы социального иждивенчества. Активизация процессов благотворительной деятельности и процессов взаимопомощи началась с 90-х годов, что связано с разрушением государственности СССР. Для этого времени характерны структурные изменения не только производственных, но и социальных отношений. Либерализация цен, массовая безработица в результате производственных высвобождений, разрушение устаревших институтов воспитания и здравоохранения, отсутствие новых социальных программ и финансирования по старым в данных направлениях приводит к воспроизводству тех социогенетических механизмов общественного выживания, которые актуализируются в пандемических обстоятельствах (о чем еще в прошлом писал А. Якобий).

Объектом в данной работе будет выступать отечественная теория социальной работы. Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготовленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством.

Предметом данной курсовой работы будет национальное своеобразие социальной работы и зарубежное влияние на нее. Мы являемся свидетелями значительных политических, экономических, социальных и культурных изменений, происходящих в Восточной, Западной и Центральной Европе. Особой масштабностью и глубиной эти изменения отличаются в бывших социальных странах, из которых Россия представляет собой наиболее крупную и влиятельную. Эти изменения сопряжены с возникновением принципиально новых проблем. Существовавшие ранее системы социального обеспечения стали разрушаться, будучи неспособными обеспечить экономическую, социальную и психологическую защиту многим группам населения, оказавшимся в последние годы в трудном положении. В качестве своеобразной реакции на такую ситуацию в среде политиков, работников социальных служб и исследователей усилилось стремление к поиску новых путей удовлетворения возникающих потребностей населения. Это стремление поддерживалось и стимулировалось расширяющимися контактами с Западной Европой и США, открывшимися возможностями доступа к накопленному на Западе опыту в данной области и к литературе по указанным проблемам. Социальные работники обычно сами не определяют социальную политику, хотя могут и должны пытаться влиять на ее формирование. Будучи сотрудниками соответствующих агентств, социальные работники тем не менее должны чувствовать себя в первую очередь защитниками уязвимых групп населения.

На Западе важным компонентом социальной работы является убежденность в том, что чаще всего социальный работник бывает не вправе решать за других людей, что им нужно, и должен позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их более всего устраивает. Как правило им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.

Целью данной работы является изучение развития отечественной теории, ее национальное своеобразие и зарубежное влияние социальной работы. Рассмотрение зарубежных технологий которые основываются на том, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.


1. Анализ развития отечественной теории социальной работы

.1 Общинные формы социальной работы

Самой первой формой общественной организации являлся род. Вот что рассказывает об организации первобытного общества историк Ю.В. Кнышенко: «Род был спаян взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите и отмщении обид. Право членов рода на материальную помощь со стороны сородичей, удивительное гостеприимство не порождало лодырей, все трудились в меру своих сил и способностей. Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу».

Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община. Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей.

Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями. Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были: культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные.

Для древнейших славян были характерны общинные принципы жизнедеятельности, определенные формы защиты и поддержки, например круговая порука - «вервь». Всей общиной заботились о стариках, если они оставались одинокими или без помощи семьи. Для них выделялась земля, на которой они работали. В случае если старики не в состоянии были возделывать ее и обеспечивать себя продуктами питания, члены общины брали их на постой на несколько дней. Интересные формы помощи были и в отношении детей-сирот.

Их усыновляли внутри родовой общины, как правило, люди пожилого возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством, или лишенные наследников. Другой формой поддержки была общинная, мирская помощь, когда ребенок, как и старики, переходил из дома в дом на кормление. Вдовам оказывалась помощь продуктами, выделялась земля, на них распространялись виды призрения, как и на стариков. Основой хозяйственных форм помощи и взаимопомощи становилась взаимовыручка. В экстремальных ситуациях (пожаре, наводнении и др.) людям оказывались «помочи». В случае болезни взрослых членов семьи поддержку можно было ожидать от соседей, они приходили в дом помочь по хозяйству, приготовить еду, присмотреть за детьми, накормить скот. Такая форма поддержки называлась «наряды миром». Еще одна форма активной помощи - толоки. Несколько семей объединялись, чтобы совместно обрабатывать землю, убирать урожай, заготавливать сено. Распространена была также помощь молодым семьям в постройке дома. Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются основные праформы помощи и взаимопомощи. На этой стадии реципрокные и редистрибутивные отношения получают свое общественное признание, формируется древнейшая практика поддержки на основе сакральных смыслов, аграрно-магических культов, общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи по отношению к таким основным субъектам, как старики, вдовы, дети.

1.2 Период сословной благотворительности

Принятие христианства в 988 г. - как считал русский историк В.О. Ключевский - заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способствовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль главной религии. С принятием христианства - появляется церковь - значимый фактор и организатор помощи нуждающимся; Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь. Этапы помощи:

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают два этапа своего становления.

1.Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

2.Второй период - со второй половины XII по XIII в, включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира. В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. - определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь. В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство. В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства,

строительством городов,

помощь в строительстве церквей

защитой мигрантов,

помощь нищим

освобождение холопов для спасения своей души

захороненение погибших от набегов кочевников

в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам.

Строительство больницы и богаделен.

Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Основными объектами помощи становятся: - больные, - нищие, - вдовы, - сироты. Возникают и новые субъекты помощи:

князь,

церковь,

приходы,

монастыри.

Обозначились основные направления помощи и поддержки:

княжеская,

церковно-монастырская,

приходская благотворительность,

милостыня.

Духовенство было свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т.е. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Выделяется монастырская и приходская помощь.

Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные - Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.

Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы.

В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим: они осуществляют самую разнообразную поддержку - от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания (священники за символическую плату обучают детей).

Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин:

Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Например помощь женщинам: князья - Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения - нищих, убогих, вдов, сирот - явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты. В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа - вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Первый этап княжеской социальной помощи, наименее защищенных слоев населения несет в себе языческие и христианские тенденции. В этом симбиозе формируется княжье право в отнощении защиты и «наряда» людей, не связанных с семейно-родовыми отношениями: вдов, сирот, прощеников и прочих людей церкви. Изменение социальных отношений к середине Х в. приводит к тому, что «отдельные индивиды могли отказываться от коллективной ответственности: не вкладываться в дикую виру, теряя тем самым помощь и защиту со стороны родичей». (Причины отхода от родовых связей могли быть различными.) Постепенно старая система социальной защиты разрушается и «повышается общественно-устроительное значение князя и дружины». Русская Правда Ярослава Мудрого так отражает эти тенденции - под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Создавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от сторонних государственных сил. Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным родственными отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, но затем происходит отчуждение реципрокных и редистрибутивных связей между князем и нуждающимся. Это произошло тогда, когда стала осознаваться невозможность со стороны княжеской власти единолично осуществлять христианское социальное реформирование, так как общество было неоднородным, и в нем существовало двоеверие. Противостояние веры языческой и христианской практически приводило к противостоянию уклада, что, в свою очередь, приводило к невозможности «рядить» по законам, которые также должны иметь не только свои положения, но и своего правового субъекта.

2. Национальное своеобразие и зарубежное влияние на отечественную теорию социальной работы

2.1 Государственная политика в социальной сфере XIX-XX в.

Данный период обусловлен сложными социальными, экономическими и политическими преобразованиями в стране. Выбор данного периода обусловлен становлением, развитием посредством реформирования и модернизации достаточно сложных в правовом регулировании общественных отношений - здравоохранения, образования, труда, пенсионного обеспечения, которые определили основные направления государственной политики Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Государственная политика Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века не была признана как правовой инструмент в разрешении сложных отношений в социальной сфере. В юридической доктрине дореволюционного периода деятельность российского государства, направленная на удовлетворение материально-духовных потребностей общества, не признавалась «социальной политикой». Учения о социальной политике как таковой, возникшие во второй половине ХIХ века в кругах немецких ученых, были чужды российским исследователям, так как условия и предпосылки возникновения социальной направленности в действиях государственной власти рассматривались с узкой позиции - рабочего и крестьянского вопроса.

Поэтапное признание и закрепление прав личности в социальной сфере предопределили развитие основных направлений государственной политики России в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Первый этап (1861-1881 гг.). - период, в течение которого закрепляется право личной свободы крестьян с формированием института частной собственности на землю, в отдельных сферах трудовые отношения приобретают правовую форму, учреждаются органы местного самоуправления, которые позволили расширить доступ населения к социально значимым объектам - здравоохранению, образованию. В сфере образования был отменен принцип сословности, что позволило направить образование в новое русло развития.

Второй этап (1881-1890 гг.). Данный этап характеризуется реформами, вызванными политическими волнениями в стране, которые имели как позитивное, так и негативное значение в определении характеристик и результатов государственной политики Российской империи в социальной сфере. На втором этапе автором особо отмечается становление и прогрессивное развитие фабрично-заводского законодательства, которое позволило значительным образом улучшить правовое положение рабочего класса. В период 1881-1890 гг. изменяется направление социальной деятельности в области образования путем внедрения в образовательную сферу сети церковно-приходских школ и финансовой поддержки начального образования. Вместе с тем реформирование высшей школы фактически уничтожило автономию университетов, поставив их под усиленный правительственный и полицейский надзор.

Третий этап (1890-1905 гг.). Данный этап обозначен автором как корреляционный, в течение которого происходил переход от одной модели социальной политики (либеральной) к другой (консервативной) с созданием правовых основ социального страхования. Автором отмечена достаточно значимая роль земских учреждений как субъектов государственной политики России в социальной сфере в выделенном автором этапе. Законодательство о труде на данном этапе развития отражало противоречивость социальной направленности в деятельности представителей государственной власти, которые, с одной стороны, солидируя интересам буржуазии, корректировали нормы о труде в пользу предпринимателей и в ущерб прав трудящихся, с другой стороны, под давлением рабочего класса осуществили государственное вмешательство в сферу трудовых отношений предпринимателя и рабочего для повышения правового статуса трудящегося, считавшуюся частной.

Четвертый этап (1905-1917 гг.) характеризуется политической нестабильностью в обществе, которая повлияла на развитие отдельных областей социальной сферы и направленность государственной политики в целом. На данном этапе получили юридическую форму и правовое обеспечение институты социального страхования и частной собственности. Произошло формирование защиты материнства путем запрета на использование труда рожениц и выдачи им пособий по беременности и родам. На данном этапе хорошо прослеживаются тенденции к расширению прав личности в социальной сфере посредством внеправовых форм.

Основными функциями политики российского государства в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века выступили:

) обеспечение политической устойчивости власти, которое призвано было удержать доминирующее влияние власти господствующего класса и сохранить государственные устои;

) обеспечение достаточного уровня социальной защищенности отдельных социальных групп, представленных государственными служащими;

) стимулирование экономической и социальной активности населения, которая, как функция, была ослаблена, что привело к снижению обеспечения политики в социальной сфере, к нарастанию социальной дифференциации и напряженности в обществе;

) развитие социальной инфраструктуры общества посредством органов местного самоуправления и частных лиц.

Среди принципов, на которых базировалась государственная политика царской России в социальной сфере, можно выделить следующие:

а) принцип индивидуальной социальной ответственности, где роль государства отмечена узко, при этом установлено требование самопомощи и самообеспечения от индивида, семьи, социальной группы;

б) принцип развития социальных гарантий, которые включали в себя закрепление прав личности в социальной сфере, развитие доступности образования, медицинского обслуживания, заботы о материнстве и др.;

в) принцип развития и обеспечения политики социального страхования, который способствовал реализации социальной активности населения страны;

г) принцип развития социального партнерства, призванный обеспечить согласованность интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

. Развитие направлений государственной политики Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века проходило под воздействием нескольких факторов:

) недовольства рабочих и крестьян, выразившиеся в активных действиях, заставили представителей государственной власти начать разработку правовых основ отдельных направлений государственной политики в социальной сфере с целью сохранения политической стабильности в обществе;

) стремление сохранить занятую экономическую нишу среди европейских стран в условиях прогрессивного развития промышленности требовало пересмотра сложившейся социально-экономической обстановки в стране посредством правовой модернизации;

) форс-мажорные обстоятельства (эпидемии, войны), угрожавшие функционированию как отдельных административно-территориальных единиц, так и всего государства, поставили вопросы о преобразовании отдельных областей социальной сферы (здравоохранение, образование).

. Развитие основных направлений государственной политики в социальной сфере России происходило фрагментарно, спонтанно под влиянием внешних факторов. В государственной политике социального направления дореволюционного периода отсутствовала плановость в ее разработке и реализации. Отсутствие четкого разграничения полномочий между органами власти по уровням (государственные и органы местного самоуправления) привело к неравномерному развитию областей социальной сферы и реализации социальной политики по территории России.

. Выделение в качестве объектов правового регулирования отдельных социальных групп населения привело к скачкообразной деформации в управлении социальными процессами в стране. Реализация основных направлений государственной политики России в социальной сфере сдерживалась правовым нигилизмом российского народа к проводимым в стране преобразованиям и нововведениям в социальной сфере.

. Отсутствие динамики и последовательности государственной власти в принятии кардинальных решений в определении и реализации направлений государственной политики России в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века, коллизионность и пробельность норм, регламентирующих отдельные области социальной сферы, приоритеты экономических вопросов над социальными, преимущества в интересах капитала в ущерб положению трудящихся в классовой борьбе позволили сделать автору вывод о низкой эффективности государственной политики в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века, которая послужила предпосылкой к революционному настрою населения страны и свержению государственного строя.

В ноябре 1906 года получают высочайшее утверждение два положения, регламентировавшие продолжительность рабочего времени ремесленников50 и служащих торгово-промышленных заведений.

На основании данных актов продолжительность рабочего времени в ремесленных и торгово-промышленных заведениях нормативно устанавливалась в 12 часов с определением продолжительности обеденного перерыва. Законами от 15 ноября 1906 года вводился запрет на привлечение к труду служащих в воскресные и праздничные дни. Особо выделена категория работающих, которые совмещали трудовую деятельность с обучением - они дополнительно освобождались на 3 часа для посещения образовательных учреждений (школы). Достаточно важным моментом в регулировании трудовых отношений между нанимателем и работником ремесленной и торгово-промышленной сферы явилось установление санкций в отношении владельцев или управляющих учреждениями за нарушение норм о продолжительности и распределении времени труда рабочих и служащих.

Дальнейшее развитие российского законодательства, регламентировавшего трудовую сферу, связано с революционными потрясениями 1905-1907 годов, где государственная власть вынуждена была пойти на изменение социального положения рабочего промышленной сферы. Однако лишь в 1912 году были приняты законы, 52 касавшиеся социальной гарантии рабочих в трудовой сфере. Данные правовые акты регламентировали порядок страхования рабочих, исчисления и выдачи пенсий и пособий в случае краткосрочного или длительного заболевания, а также в случае утраты здоровья по причине производственной травмы. Важным моментом в регулировании трудовых отношений с женщинами, заложившим основы охраны материнства, стало закрепление норм о запрещении использования труда женщин в течение 4 недель после родов. По инициативе Государственной думы в октябре 1912 года началась подготовка проекта Устава о промышленном труде, 53 который получил свое завершение. Устав о промышленном труде не выходил за рамки действовавшего законодательства, не изменял и не дополнял его по существу. Он явился консолидированным актом трудовых отношений в Российской империи начала ХХ века. За достаточно короткий период времени в Российской империи в начале ХХ века был принят целый комплекс нормативных актов, регулировавших различные аспекты трудовых отношений и запрещавших одиозные формы эксплуатации трудящихся, происходит расширение границ трудового законодательства по субъектам правового регулирования, вводится коллективная защита прав трудящихся в промышленной сфере и ограничение использования труда женщин в послеродовой период, создаются правовые основы охраны труда рабочих в промышленных заведениях и гарантируется рабочим право на социальное обеспечение.

Пенсии рабочим и крестьянам в течение всего ХIХ века не выплачивались ни государством, ни частными лицами. Отдельную группу рабочих составляли лица, осуществлявшие трудовую деятельность на казенных горных предприятиях. В течение 60-х годов ХIХ века в соответствии с Положением о горнозаводском населении 1861 года55 на казенных горных заводах учреждались горнозаводские товарищества, которые осуществляли попечение о рабочих в болезни, старости и при несчастных случаях, призрение вдов и сирот, распространение нравственности между рабочими, разбор возникших по работам несогласий и вообще меры, полезные для благосостояния рабочих. В товариществах в горной промышленности были образованы пенсионная, сберегательная и ссудно-вспомогательная кассы. Кассы формировались не только за счет 2-3% взносов из заработка рабочих, но и за счет государственной казны и средств завода или рудника.

Государственные рабочие иных сфер промышленного производства и рабочие на частных фабриках и заводах оставались в течение длительного времени без социального обеспечения. До 1903 года в России при несчастных случаях на производстве материальная ответственность предпринимателей устанавливалась лишь общегражданскими законами и при условии, что рабочий докажет в суде получение увечья по вине промышленника. А после утверждения закона56 о социальной поддержке рабочих в случае их нетрудоспособности рабочим гарантировалось получение вознаграждения за утрату здоровья. Такое вознаграждение производилось в виде пенсий и пособий. Пособия выдавались в случае временной утраты трудоспособности или до момента признания ее постоянной, а пенсия выдавалась в случае постоянной утраты трудоспособности. Право на пенсии и пособия возникало при соблюдении трех следующих условий: 1) лицо должно было являться рабочим или служащим предприятия; 2) нетрудоспособным стало в период работы на предприятии; 3) факт нетрудоспособности засвидетельствован и оформлен в соответствии с законом. Рабочие и служащие, потерпевшие от несчастного случая, при временной потере трудоспособности получали 50% заработной платы, а при постоянной - 67% (2/3). Законом от 2 июня 1903 года регулировался порядок освидетельствования несчастных случаев, их учет и регистрация, а также условия при необходимости судебного урегулирования выплаты пенсий и пособий; устанавливалась обязанность владельца предприятия независимо от вознаграждения возместить рабочему расходы на лечение до выздоровления или же до прекращения лечения, а также ответственность предпринимателей за неисполнение норм данного правового акта. Следующим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении рабочих явилось принятие законов от 23 июня 1912 года - «Об обеспечении рабочих на случай болезни» 57 и «О страховании рабочих от несчастных случаев». 58 Данные нормативные акты касались двух случаев утраты трудоспособности рабочими - по болезни и трудового увечья, но имели довольно значимые ограничения территориального, профессионального характера при выборе критерия предприятий и организационно-правовой формы при определении распространения по количеству занятых на производстве постоянных рабочих. Расходы по страхованию распределялись следующим образом: 3/5 страхового взноса уплачивали рабочие и только 2/5 - предприниматели. Выдача пособия рабочему, утратившему трудоспособность по причине увечья на производстве, возлагалась на больничные кассы, фонд которых состоял в основном из взносов рабочих. На больничных кассах лежала обязанность выдавать пособия не только больным, но и увечным рабочим. Срок выдачи таких пособий устанавливался в 13 недель, по истечении данного срока пострадавший переходил на попечение страховых товариществ. Пособия по болезни выдавались с 4 дня болезни до выздоровления, но не дольше 26 недель, а при повторных заболеваниях не более 30 недель в год.

Социальная политика большевиков в первые годы Советской власти

После революции 1917 г. в России происходит формирование новых общественных отношений - отказ от капиталистического развития страны и развитие социалистических отношений

формирование нового государства - СССР

изменения политической и идеологической систем

изменение структуры управления и хозяйствования кардинально меняется государственная политика социальной помощи.

Возникает новая государственная структура - Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), затем - Наркомат социального обеспечения (НКСО) наркомат социального обеспечения \

ведет политику упразднения дореволюционных органов помощи

вместо упраздненных ведомств учреждались отделы, которые курировали проблемы социальной помощи той или иной категории нуждающихся (в 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, отдел по охране материнства и детства и т.д.). Вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.

-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью;

г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов;

г. - Всероссийское общество слепых;

г. - Всероссийское общество глухонемых;

г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности;

г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта,

Социальное обеспечение:

выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам);

охрана материнства и младенчества;

работа в детских домах;

борьба с детской беспризорностью;

выдача продовольственных пайков;

обеспечение увечных солдат Красной армии;

медицинская помощь.

-1922 гг. в советском государстве ощущалась острая нехватка продуктов питания, одежды, промышленных товаров. Для координации действий по спасению голодающих при ВЦИКе декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим - Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: 1) выяснение размеров голода, 2) рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и уездов, 3) поиск средств для борьбы с голодом После ликвидации Помгола (октябрь 1922 г.) была организована Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода - Последгол, - выдвигаются новые цели и задачи государственной помощи.

оказание помощи детям, призрение и их эвакуация из голодных районов, - осуществляется организация помощи инвалидам,

Спасение детей, преодоление детской беспризорности, преступности - острая проблема социальной политики Советской власти.

создан Совет защиты детей, затем Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК в 1921 г.

Организовывались детские трудовые коммуны, - воспитывали беспризорников.

- ликвидация безграмотности, создание школ

Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой в условиях роста безработицы.

г. СНК РСФСР издал постановление «О мероприятиях, обеспечивающих доступность получения работы молодежью и подростками», согласно которому все государственные, кооперативные, общественные, частные учреждения и предприятия были обязаны не позднее 1 мая 1927 г. заполнить предусмотренное коллективным договором определенное количество рабочих мест подростками.

Принятие ЦИК и СНК СССР 1925 г. «Положения об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда» Право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет.

Общественные организации: появились Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), - Всероссийское общество слепых (ВОС), - Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). Их основной задачей было социальное обеспечение инвалидов, расширялись возможности вовлечения инвалидов в посильный общественно-полезный труд. Формирование советской модели социального обеспечения: приоритеты и противоречия. По конституции СССР 1924 г. вводилась система социального страхования: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, вдовства и сиротства и впервые в мире - от безработицы. Вводилась бесплатная медицина и образование. Профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, санаторно-курортное лечение Социальное страхование: система денежных пособий, организуемая государством на основе обязательных взносов

Отечественная модель социальной политики «советского образца»

.Ценности

Социальное равенство, коллективизм, гуманизм

. Роль государства в социальном обеспечении

Централизация, контроль со стороны партийных и профсоюзных органов, местных советов

. Принципы государственного распределения

Государственная социальная поддержка распространяется на большие группы населения, поддержка оказывается не по факту гражданства, а по факту классовой принадлежности, членства в профсоюзе и др.

. Соотношение экономики и социальной политики

Унифицированная социальная и экономическая политика, социалистическое планирование

. Сильные стороны

Право на труд денежные пособия, равенство мужчин и женщин (впервые в мире), разветвленная система государственных льгот и гарантий, дополняемая социальными программами предприятий

. Слабые стороны

Слабые инвестиции в социальную сферу, бюрократизм, социальное иждивенчество, сочетание социальной поддержки и жестоких репрессий, (вплоть до физического уничтожения населения). Основные направления деятельности Наркомата социального обеспечения в 1930-е гг. Разработка законодательства о пенсионном обеспечении постарости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг.

Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; - необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет.

В 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Борьба с тунеядством. В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Направления деятельности НКСО:

В 1937 г. выходит новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР. Круг основных задач НКСО охватывает сферы:

) государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий;

) организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания;

) руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»;

) работа врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК);

) сеть касс общественной взаимопомощи;

) подготовка кадров работников по социальному обеспечению,

) составление планов развития социального обеспечения в РСФСР;

) утверждение законов по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение государства в период ВОВ

26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. р., и за счет фондов общественной помощи - 500 млрд. р.

Социальная помощь и социальная реабилитация раненых - следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. 8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны (впоследствии преобразованные в трудовые интернаты). В них увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию. Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов. К 14 декабря 1941 г. было эвакуировано 664 детских дома с 7887 воспитанниками. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения.

Особенности социального обеспечения в СССР

В 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия. Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает пенсиях Закон о государственных, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются.

Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции:

организация врачебно-трудовой экспертизы;

трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов;

материально-бытовое обслуживание пенсионеров,

многодетных и одиноких матерей;

предоставление протезно-ортопедической помощи.

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение. Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем основным направлениям; государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования

2.2 Зарубежный опыт

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности,

)на уровне индивида,

)группы и семьи,

)организации,

)общины

)общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Б. Скиннер считает, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия. Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. «Ключевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера.

Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949). - групповая соц работа.

Майер Залд (1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам обращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов. Эрвин Гоффман (1922-1982) Наибольшую известность среди социальных работников Э. Гоффмана «Приют» (1961) «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам - себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.

США. Особая роль в исследовании соц. проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы.

В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (X. Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929). В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений. Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли женщины, представляющие два основных направления социальной работы:

)психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, (направленная на личность клиента)

)структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Феминистское движение - первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира Шо Лоуэлл Джозефин (1843-1905) Она считала, что причины бедности кроются в самом характере бедных людей. В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Мери Ричмонд (1861-1928) с 1889 года занималась социальной работой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной терапии», Берта Рейнолдс (1883-1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Джейн Адамс (1860-1935) скептически относилась к благотворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».

В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся

·диагностическая

·функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей. Наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т.е. в основу социальной работы была положена медицинская модель. М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное - грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды. Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный метод.

Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений

Косвенный метод воздействия на клиента и непосредственный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы - социологического и психологического

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента.

Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены»:

симпатизировать клиенту,

отдавать ему предпочтение,

·поощрять его,

·строить с ним совместные ясные планы действий.

Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связано с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представители диагностической школы социальных работников утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации. В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной. Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, почти равенство между мед. лечением и соц. работой.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в ЗО-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретических установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка (травма рождения), а в последующем и Карла Р. Роджерса

. Американская модель социальной работы

Теоретические основания:

большинство современных форм социальной работы в США имеет в основном религиозное начало. Одним из первых деятелей в области социальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман (начало XIX в.). Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем - Стивеном Гертином.

«Дружелюбные посетители» (визитеры) из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками - Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах 19 в. в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий возникновения нищеты. К концу 19 в. на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих. - На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др.

Движение сеттльментов (особые микрорайоны города - квартал, район или дом, - где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе.

Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. - почти 400. В целом их интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности и преображение.

Особенности социальной работы в США в начале XX в:

. Одним из непременных условий профессиональной компетенции социального помощника в то время считалось знание личности и окружающей среды нуждающегося.

. Исследователи-либералы высказали идею, о том, что предшествовавшая практика оказания помощи была ошибочной, обрекающее себя на неудачу. Они назвали свою концепцию научной благотворительностью, или научной филантропией. Они полагали, что оказывающие помощь должны и что помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами.

В конце XIX в. термины «благотворительная работа» и «филантроп» (человек, совершающий добрые поступки и дела) были заменены термином «социальная работа» . Постепенно понятие «система социального обеспечения» стало означать агентства и программы, а термин «социальная работа» - их деятельность. Иногда также используются другие термины, например термин «социальная служба», который относится к типу агентств и к выполняемой функции.

Главная особенность социальной работы в США - децентрализация - каждый штат обладает большими полномочиями.

Работа в двух направлениях:

Групповая социальная работа. С середины 30-х годов наибольшее внимание в групповой социальной работе уделяется взаимодействию членов группы, а также осуществлению совместных проектов. Дж. Вильсон описал деятельность социальных работников в группах на раних этапах: «Люди, занимавшиеся деятельностью в группах в начале XX столетия, выискивали такие крупные социальные проблемы, как нищета, низкая заработная плата, слишком длинный рабочий лень, плохие жилищные условия, антисанитария, коррупция, кастово-клановый принцип по отношению к людям.

В 60-х годах Комитет по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников в США поставил задачи в области групповой работы,

  1. В исправительных целях, когда дело касается поведения
    одного или нескольких ее членов.
  2. Для обеспечения нормального развития отдельных членов
    группы, особенно в критические периоды роста.
  3. Для утверждения личности.
  4. В целях обучения и воспитания чувства гражданственности и т.д.
  5. Общинная социальная работа. Community social work. Общинная социальная работа - метод, позволивший расширить масштабы социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах (часто по этнич. принципу или религ.).

Предпринимались усилия по предоставлению компенсаций рабочим, по принятию законов о труде детей, а также по выполнению программ «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта по оказанию помощи беднякам. В соответствии с «Новым курсом» в центре внимания оказались нищета, экономическая зависимость, проблема гетто, дискриминация и безработица.

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. тенденцию в течение трех периодов.

период: 1900-1930 гг., когда соц. помощь действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Общественного фонда. Власть в вопросах социальной политики обычно принадлежала правительствам штатов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.

2 период: 1930-1968 гг., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения.

В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения. Наиболее важным новшеством было создание системы социального страхования государственной помощи, финансируемой федеральным правительством, и принятие федеральных законов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией

Программы поддержания доходов имели два направления - социальное страхование и материальная помощь. Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, в 1930 г.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования -

·пенсии по старости

·пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем - пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 старше.

В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства всеобщего благосостояния» - этот термин прочно вошел в обиход. Политика была представлена в плане Бевериджа - английского экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.

период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.

4 период: 1968-1990 гг. Политика «кооперативного федерализма», которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена «Новым федерализмом», впервые предложенным Президентом Никсоном. Снижение расходов на соц. сферу - т.к. это тормозит развитие. приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов.

Социальная работа в американской системе здравоохранении

В 1905 г. водной из бостонских больниц доктор Р.К. Кэбот в целях развития профилактической медицины ввел социальное медицинское облуживание. Обслуживание такого рода предоставлялось только амбулаторным больным. Социальная работа в этой сфере давала возможность добиться «более четкого понимания любых психических и социальных условий, которые могли быть причиной нарушений умственного или физического характера у больного». Сферой изучения и деятельности социальных работников в области медицины были личность, взаимоотношения между людьми и условия жизни в отдельных районах. Число социальных работников, занятых в здравоохранении США, начиная с 60-х годов удвоилось и сейчас составляет приблизительно 45 тыс. 45% членов Национальной ассоциации социальных работников участвуют в программах медицинской или психиатрической помощи. Содержание деятельности социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом:

  1. Оценить психосоциальные стрессы и стрессы, вызываемые воздействием факторов внешней среды, с которыми сталкиваются физически больные пациенты и их семьи, и оказать непосредственную социально-терапевтическую поддержку.
  2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения.
  3. Создать социальные программы по охране здоровья, включая действенные и приемлемые профилактические программы
    для населения.
  4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в интересах пациентов и поставить их на службу обществу.
  5. Способствовать всестороннему лечению пациентов в тесном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работниками
  6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие
  7. Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.
  8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность.
  9. Европейские модели социальной работы

Социальное государство предусматривает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан.

Формирование социальной работы и социальной защиты в Германии Началось еще со времен Бисмарка - конец XIX в. В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства.

Современный тип социального государства в Германии формируется непосредственно после окончания Второй мировой войны.

В целом, модели социальной работы за рубежом сводятся к 4: континентальная (Бисмарковская), Бевериджская, Рудиментарная и смешанная.

3. Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.

социальный глобализация благотворительность

Разговор о зарубежных технологиях социальной работы начнем с ее главной цели. Главная цель западного (особенно американского) социального работника состоит не в помощи человеку, а в его активизации к деятельности. Например, в США социальное обеспечение ориентировано на низшие слои общества, но доступ к этой системе сопровождается большим количеством ограничений. В основном этот вид защиты носит временный и избирательный характер. Их программы помощи направлены скорее на то чтобы исключить, нежели включить в сферу действия тех, кого необходимо защищать.

Основной целью активизации является наделение объектов воздействия полномочиями, властью, уверенностью в своих силах, способностью отстаивать свое право самостоятельно определять и решать свои проблемы с использованием имеющихся личностных и социальных ресурсов и в целом - контролировать свою жизнь.

Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т.д. В связи с этим можно отметить развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран. Серьезное внимание уделяется выбору соответствующего места для практического обучения. Помимо учета интересов обучающихся главным критерием выбора места для практического обучения является наличие опытного наставника, готового взять на себя задачу интенсивного консультирования одного или группы учащихся школы. От наставника требуется понимание того, что учащиеся - это не дополнительная рабочая сила, поэтому важны не только передача профессиональных умений и навыков, но и педагогический подход, учитывающий критерии образовательного процесса, характерные для данной школы. После окончания эксперимента и проведения тщательного анализа полученных результатов проведения тщательного анализа полученных результатов инициаторы наедятся, что отдельные идеи или вся модель целиком станут достоянием государственной системы школьного образования (при условии принятия соответствующего школьного закона). Это должна быть общеобразовательная школа с одновременной профессиональной функцией и с несколько особым педагогическим стилем работы. Экспериментальный опыт работы школ по данному проекту показывает, что методика «практического обучения» в социуме, основанная на личной заинтересованности учащихся, обеспечивает достижение успешных результатов в воспитании и обучении молодежи, а также позволяет социально защитить подростков и молодежь, оказавшихся на перепутье, о чем свидетельствуют высказывания многих учителей, родителей и самих учащихся.

Обучение через практическую, производственную деятельность оказалась такой формой обучения, благодаря которой молодежь в активном и творческом общении с соответствующим предметом своей в реальной среде может развить свою индивидуальность, выработать свое собственное отношение к будущей жизни. Учащиеся покидают эти школы с ясными перспективами на будущее и четкой профессиональной ориентацией.

За счет создания обширной и многообразной сети мест прохождения практики по всей Европе и путем развития соответствующих проектов практического обучения учебная форма «Обучение на практике» будет в значительной степени способствовать тому, что подростки в странах-участницах проекта смогут не только получить образование, но и расширить свои представления об имеющихся профессиях в других странах, выработать новое понимание в жизни в Европе в различных ее параметрах (труд, социальная жизнь, здравоохранение, окружающая среда, политика и др.), осознать мироощущение и образ жизни других народов и культур, общечеловеческие социальные проблемы. Все это будет способствовать европеизации школьной системы в объединяющейся Европе, готовить подрастающие поколения к совместной жизни в Европе, не теряя при этом своего национального своеобразия. В настоящее время ведется уже конкретная работа по дальнейшему развитию концепции «Обучение на практике» в европейском масштабе, разрабатывается силами энтузиастов в различных странах проект «Интернациональная сеть обучения на практике в Европе».

Интернационализация обучения получила отражение прежде всего в содержании профессиональной подготовки и в исследовательской работе вузов, где был сделан серьезный акцент на «европейский параметр» с учетом изменений, происшедших в странах Восточной Европе. Одновременно были увеличены в ряде стран ассигнования на укрепление контактов и сотрудничества европейских высших школ. Наряду с разработкой различного рода программ европейское движение за единство континента требует нового понимания воспитательного процесса вообще и социально-педагогической деятельности в частности. Новые тенденции европейского развития делают необходимым расширение сферы внешкольного образования, начиная с элементарного обучения, включая работу с молодежью и образование взрослых.

Заключение

Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики государства и его идеологии.

Открытие в 1991 году в нашей стране новой специальности «социальная работа» - это веха в истории отечественной социальной работы. Но в развитых странах мира к этому времени уже имелся огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. В настоящее время в России знакомятся с теорией социальной работы за рубежом, изучают и анализируют практический опыт социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране. Поэтому логично и рационально начать теоретико-методологический анализ изучения социальной работы с изучения зарубежного опыта.

Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, он значительно опережает наш отечественный.

В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели к коренной ломке социально-экономических и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Список использованной литературы

1. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ. высшее учеб. заведение

4. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.

. Холостова И.А. История социальной работы в России, Черняк Е.М. 2010 стр. 35-40.

Холостова Е.И. История социальной работы 2013 г. Стр. 50.

. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Стр. 32

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999 стр. 56

. Ташбекова И.Ю. Фабрично-заводская медицина в системе здравоохранения Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века Ташбекова И.Ю. Проблемы образования населения Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века // Вестник Владимирского юридического института. - 2011.

. Зарубежные социальные программы института социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1998. 69-98

9. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. - М.:ГАСБУ, 1994.

. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. - М., 1992.

12. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999

. А.С. Щеглова Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки. - 2001. - №5. - с. 109-115

. Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те. - 1895.-Кн. 8.

. Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те. - 1895.-Кн. 6

. М.В. Фирсов История социальной работы в России - М., 1999

. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). - М., 1992.

. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. - М.: Ин-т социальной работы, 1994.

. Микульский К. Организация социальных служб в Польше // Российский журнал социальной работы. - 1995.

. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 11. - М.: Союз, 1994

. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. - М., 1994

. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. - М.: ГАСБУ, I996.

. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленка. М.: ГАСБУ, 1994.

Похожие работы на - История социальной работы в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!