Возможная
неисправность
|
Вероятная
причина
|
Метод
устранения
|
Нет
подачи (ходовой вал не вращается)
|
Не
включена одна из рукояток 2,3,25,26,28 или фиксатор рукоятки 27 не вошел в
отверстие крышки. Вышли из зацепления сменные зубчатые колеса
|
Включить
одну из рукояток 2,3,25,26,28, добиться, чтобы фиксатор рукоятки 27 вошел в
отверстие крышки. Ввести сменные зубчатые колеса в зацепление
|
Нет
подачи (ходовой вал не вращается)
|
Рукоятка
17 не поставлена в положение "Ходовой вал". Рукоятка 3 не включена
на левую резьбу.
|
Поставить
рукоятку 17 в положение "Ходовой вал". Включить рукоятку 3 на левую
резьбу
|
Возможная
неисправность
|
Вероятная
причина
|
Метод
устранения
|
Не
обрабатывается конусная поверхность
|
Тумблер
19 не переключен в положение для точения внутренних или внешних конусов. Не
включена рукоятка 7
|
Переключить
тумблер 19 в положение для точения внутренних или внешних конусов. Включить
рукоятку 7
|
Нет
ускоренных перемещений суппорта
|
Плохой
контакт в кнопке II крестового переключателя 12 Рукоятка 17 не поставлена в
положение "Ходовой вал"
|
Включить
контакт в кнопку II крестового переключателя 12. Поставить рукоятку 17 в положение
"Ходовой вал"
|
Не
работают насосы системы смазки (в маслоуказатель не поступает масло)
|
В
результате продол-жительной транспор- тировки станка или длительного простоя
насосы оказались незаполненными маслом
|
Залить
масло в насос. Если насос снова не будет работать, необходимо произвести его
разборку и устранить неисправность
|
Возможная
неисправность
|
Вероятная
причина
|
Метод
устранения
|
Охлаждение
включено, но охлаждающая жидкость не поступает
|
Электродвигатель
насоса охлаждения имеет неправильное направление вращения
|
Поменять
фазные концы проводов электродвигателя насоса охлаждения
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Указания по техническому обслуживанию,
эксплуатации и ремонту
.1 Настройка и наладка станка
При нарезании метрических, модульных, дюймовых и
питчевых резьб нельзя использовать механизм ускоренного перемещения для
быстрого возвращения каретки в исходное положение, за исключением случаев
нарезания метрических резьб, имеющих шаг, кратный шагу ходового винта (шаг
ходового винта равен 12 мм). Возврат каретки в исходное положение
осуществляется реверсом фрикциона при помощи рукояток не включая маточной
гайки.
Деление на многозаходные резьбы. Деление
осуществляется: смещением верхнего суппорта вдоль оси станка рукояткой
поворотом шпинделя на необходимый угол. При этом рукоятка 3 должна быть
выведена в нейтральное положение.
Наладка суппортной группы на точение коротких
конусов
Наладка на точение коротких конусов заключается
в повороте верхней части суппорта на угол, соответствующий требуемой
конусности. Механическое движение (вперед и назад) верхней части суппорта,
установленной под требуемым углом, включается рукояткой.
Наладка суппортной группы на точение длинных
конусов Точение длинных конусов на станке осуществляется сочетанием
механических движений суппорта (продольная подача) и верхней части суппорта,
повёрнутой на определенный угол. Одновременное действие указанных подач
возможно при установке переключателя в положение
«Конус» и настройке станка на механическую подачу верхней части
суппорта.
5.2 Регулирование станка
По истечении некоторого времени может
потребоваться регулирование механизмов с целью обеспечения нормальных зазоров и
компенсации износа.
Регулирование зазоров в подшипниках шпинделя
Регулирование производить со снятым патроном.
Для регулирования радиального зазора в переднем роликоподшипнике 5 расконтрить
и ослабить гайку 4, отвернуть гайку 8, отсоединить фланец 6, снять полукольцо
7. Прикладывая к фланцу шпинделя усилие 3...4 кН (300...400 кгс), довести по
индикатору радиальный зазор до 0,005...0,015 мм, замерить плитками ширину паза
под полукольцо 7, прошлифовать полукольцо 7, установить его на место, затянуть
и законтрить гайку 4, завернуть и законтрить гайку 8.
Регулирование осевого зазора в заднем
радиально-упорном шарикоподшипнике 2 вместе с упорным шарикоподшипником 3
производить гайкой I. При этом не допускать, чтобы подшипники оказались сильно
затянутыми.
Регулирование фрикционной пластинчатой муфты
коробки скоростей.
Регулирование производить нажимными гайками I.
Поворот нажимной гайки может быть произведен лишь после того, как защелка 2
будет утоплена в кольцо 3. Правильность регулирования определяется усилием
включения муфты с помощью рукоятки управления. Доступ к муфте обеспечивается
через окно в задней стенке корпуса коробки скоростей
Регулирование положения кулачка управления
тормозной муфтой.
Установка оси шпинделя передней бабки
При нарушении параллельности оси шпинделя
передней бабки относительно направляющих станины ослабить все винты,
соединяющие коробку скоростей со станиной. Ось шпинделя выставить с помощью
винтов I, ввинченных в колодку 2 под коробкой скоростей с левого конца и жестко
связанную с последней, после чего затянуть винты крепления коробки скоростей к
станине.
Поперечное перемещение корпуса задней бабки
Для поперечного перемещения корпуса задней бабки
при точении конусов или при установке соосности оси пиноли задней бабки и
шпинделя ослабить и подтянуть два винта I, расположенные по обе стороны задней
бабки. При установке задней бабки в исходное положение совместить риски,
нанесенные на платиках корпуса мостика.
Регулирование опорных подпружиненных роликов
задней бабки
Для регулирования степени сжатия дружин 2 и 3
подпружиненных роликов 4, вмонтированных в мостик задней бабки, ослабить винты
крепления задней бабки, вывернуть передний винт I (см поперечное перемещение
корпуса задней бабки), сдвинуть заднюю бабку по мостику так, чтобы был свободен
доступ к регулировочным пробкам.
Вращением пробок добиться легкости передвижения
задней бабки по станине при минимальных зазорах между направляющими мостика и
станины
Устранение зазора в направляющих резцовых
салазок суппорта
Для устранения зазора в направляющих резцовых
салазок суппорта подтянуть клин 2 с помощью винта 3, после чего новое положение
зафиксировать винтом I
Устранение зазора в направляющих поперечных
салазок
Отрегулировать зазор между направляющими каретки
и поперечных салазок подтягиванием клина 2 с помощью двух винтов I,
расположенных на обоих торцах салазок
Устранение «мертвого хода» винта поперечного
перемещения суппорта «Мертвый ход» винта поперечного перемещения суппорта,
возникающий при износе гаек 3 и 4, устранять поворотом червяка 2 по часовой
стрелке, предварительно отвернув стопорный винт I. Регулирование следует
производить, когда люфт рукоятки превышают пять делений по лимбу
Регулирование зазора в направляющей верхней и
нижней половинах гайки ходового винта
При появлении зазора подтянуть планки I тремя
винтами 2 и зафиксировать последние контргайками 3. Отрегулировать величину
радиального зазора между ходовым винтом 2 и вкладышами маточной гайки I
ввинчиванием или вывинчиванием винта 4, расположенного под фартуком, после чего
новое положение зафиксировать гайкой 3.
Регулирование радиального зазора между ходовым
винтом и маточной гайкой.
Вращением винта I отрегулировать подачу масла на
ходовой винт. Вращением винта I по часовой стрелке уменьшают подачу масла,
против часовой стрелки - увеличивают. При выключенном ходовом винте заверните
винт I до отказа.
Регулирование правильности сцепления зубчатых
колес коробки подач.
Для регулирования правильности сцепления
зубчатых колес доведенного конуса и множительного механизма ослабить гайку I и
повернуть винт 2 так, чтобы переместился ролик 3, сидящий эксцентрично на винте
2, в ту сторону в которую нужно сдвинуть подвижный венец. Новое положение
зафиксировать гайкой I. При регулировании нужно помнить, что ось 4 ролика
должна находиться в верхней половине окружности винта 2.
.3 Подготовка к первоначальному пуску
Перед первоначальным пуском необходимо:
открепить магнитные пускатели;
отжать сухарь каретки и выключить маточную
гайку;
залить в полости передней бабки, коробки подач и
фартука необходимое количество масла, а также заполнить маслом все точки
смазки;
в случае работы с охлаждением налить в корыто
станины 37 литров охлаждающей жидкости;
заземлить станок, подключив его к общей цеховой
системе заземления;
подключить станок к электросети, проверив
соответствие напряжения сети и электрооборудования станка.
При подключении станка к электросети шкив
коробки скоростей должен вращаться в направлении, указанном стрелкой на кожухе.
Ознакомившись с назначением органов управления,
необходимо проверить вручную работу всех механизмов станка, после чего можно
включить его на минимальную частоту вращения, проверить в работе на холостом
ходу, обратив особое внимание на работу масляных насосов по маслоуказателям 5,
10, 20.
При отсутствии масла в маслоуказателях станок
необходимо немедленно остановить и устранить неисправность в системе смазки.
После первоначального пуска следует обкатать
станок на холостом ходу в течение одного часа, постепенно увеличивая частоту
вращения шпинделя и величину подачи.
Для включения фрикциона рукояткой 23 необходимо
отвести ее до упора вправо и повернуть вверх или вниз. При включении фрикциона
рукояткой 16 рукоятка 23 должна оставаться в нейтральном положении. Поэтому для
выключения фрикциона рукояткой 23, последнюю необходимо поставить в положение,
соответствующее положению рукоятки 16, а затем переключить в нейтральное
положение.
С целью исключения поломки зубчатых колес не
допускается переключение скоростей, подач и переключение фрикциона на прямое и
обратное вращение при вращающемся шпинделе.
Убедившись в нормальной работе всех механизмов
станка, необходимо заменить масло в коробке скоростей, коробке подач и фартуке,
после чего можно приступать к настройке станка для работы.
5.4 Ремонт станка
Направляемый на капитальный ремонт станок должен
быть очищен от грязи и стружки. Масло и охлаждающая жидкость должны быть слиты
из емкостей. В случае проведения ремонта без снятия агрегата с фундамента место
около агрегата должно быть освобождено от деталей, заготовок и тщательно
убрано. Ответственность за подготовку станка для передачи в ремонт несет
начальник производственного цеха или начальник участка (старший мастер). Если
станок отправляется для ремонта в СРМЦ предприятия, то он транспортируется к
месту ремонта. Вместе со станком, отправляемым в специализированный ремонтный
завод или цех, должна быть направлена следующая техническая документация:
документы, прибывшие со станком с
завода-изготовителя (технический паспорт, руководство, заводской акт и т.д.)
акт технического осмотра перед ремонтом
ведомость комплекта деталей и сборочных единиц,
направляемых в ремонт вместе со станком.
Электродвигатели, установленные на отдельных
салазках и соединенные со станком при помощи ременных, цепных или зубчатых
передач или муфт, не подлежат передаче в ремонт со станком. Салазки таких
электродвигателей, если они требуют ремонта, направляются вместе со станком.
Детали, насаженные на валы отдельно устанавливаемых электродвигателей (шкивы,
звездочки, зубчатые колеса, муфты и т.п.) должны быть демонтированы,
скомплектованы с парными деталями станка и отправлены в ремонт. Ремонт
универсальных принадлежностей к станкам (патронов, планшайб, люнетов, зажимных
пневмогидравлических устройств, делительных головок, устройств автоматического
контроля, оправок, тисков, делительных столов и т.п.) не должен входить в объем
работ по капитальному ремонту станков. Эти принадлежности, как правило, не
подлежат передаче в ремонт вместе со станком. В случаях, когда по условиям
организации производства ремонт принадлежностей осуществляется в том же цехе и
в те же сроки, что и ремонт станков, они должны ремонтироваться за
дополнительную оплату по отдельной калькуляции.
Перед отправкой в ремонт станок на месте его
установки должен быть
подвергнут осмотру для определения состояния и
комплектности.
Передаваемый в ремонт станок может состоять из
деталей, имеющих различную степень износа, нуждающихся в восстановлении или
требующих замены, но при любом износе отдельных деталей или нарушении
правильности взаимодействия сборочных единиц он должен быть укомплектован, как
правило, всеми деталями.
Изготовление отсутствующих деталей производится
за дополнительную плату в соответствии с калькуляцией специализированной
ремонтной базы (завода или цеха). Если же у поступившего в ремонт станка
отсутствуют базовые (корпусные) детали или они
имеют сквозные трещины, выломанные стенки, днища или перегородки, то станок не
может быть принят на капитальный ремонт. В этом случае составляется акт на
описания станка, после чего он в отдельных случаях может быть подвергнут (по
соглашению сторон) восстановительному ремонту по специальным техническим
условиям с оплатой по разовой калькуляции.
Важное значение при составлении акта
технического осмотра перед ремонтом имеет опрос рабочих-станочников, работающих
на данном станке, а также ремонтных слесарей, обслуживающих агрегат во время
его эксплуатации.
.5 Особенности конструкции
Жесткость, виброустойчивость и температурная
стабильность технологической системы позволяют получать необходимую точность
обработки.
Двух призменные направляющие станины в сочетании
с высокой надежностью других узлов обеспечивают длительный срок эксплуатации
станка с сохранением первоначальной точности. Частота обратного вращения
шпинделя в 1,3 раза выше чем прямого, что сокращает время обработки резьб.
Точение длинных конусов производится одновременным выполнением продольной
подачи суппорта и подачи резцовых салазок при соответствующем их повороте.
Точение коротких конусов производится
механической подачей резцовых салазок, развёрнутых на нужный угол.
Коробка подач обладает высокой жесткостью
кинематической цепи, все силовые зубчатые колеса кинематической цепи
изготовлены из легированной стали, закалены и отшлифованы.
.6 Расчет категории ремонтной сложности
, [2, стр.272]
где: D- наибольший диаметр
обрабатываемой детали в мм, D=350;расстояние между центрами в мм,
L=1400;количество ступеней скорости шпинделя, получаемых коробкой скоростей при
прямом ходе и ступенчатыми шкивами, n=22;
С- составляющая, характеризующая
особенности и сложность ремонта отдельных механизмов;
где: x-количество дополнительных
суппортов свыше 1, х=1;
С2-категория сложности ремонта
механизма бесступенчатого регулирования скорости шпинделя, С2=2;
С3-категория сложности ремонта
гидрокопировального суппорта,
С4-категория сложности двойного
перебора, С4=0,75; б - конструктивные особенности.
=;
где: б1-исполнение, б 1=1,0
б2- весовая характеристика, б2 =1,0;
б3 - точность, принимаем б3 =1,0;
б4 - исполнение, б4 =1,0.
С=0,5+2+2+0,75=5,25;=1(0.018-350+0,15-22)+5,25=14,75 ≈15.
6. Требования безопасности труда при
эксплуатации станка
Необходимо соблюдать общие правила
техники безопасности при работе на металлорежущих станках.
Перед включением станка нужно
убедиться, что его пуск не будет опасен для людей, находящихся вблизи станка.
При обработке пруткового материала,
выступающего из заднего конца шпинделя, необходимо установить ограждение (со
станком не поставляется).
При обработке деталей большой длины
следует применять люнеты.
При работе на станке необходимо:
обеспечивать надежное крепление
детали;
надежно закреплять заднюю бабку и
пиноль;
- периодически проверять
правильность работы блокирующих устройств.
Во избежание захвата одежды рабочего
вращающимися ходовым валиком, ходовым винтом и другими вращающимися частями
необходимо перед работой аккуратно заправить спецодежду, убрать волосы под
головной убор. В случае необходимости экстренного останова станка следует
выключить рукоятку 16 или 23 . При этом станок остановится быстрее, чем при
нажатии кнопки «Стоп». При неисправности
электрооборудования станка необходимо вызвать электрика. Не рекомендуется
производить ремонт лицам, не имеющим соответствующего удостоверения на право
работы на электроустановках. Перед осмотром или ремонтом электрооборудования
станка необходимо выключить вводной выключатель и вывесить предупредительную
надпись: «Не включать - ремонт» или «Не включать - наладка».
Не допускается:
при обработке деталей в центрах
применять центры с изношенными конусами;
работать на станке со снятыми или
открытыми ограждениями (кожухом, крышками, защитным устройством) ;
прикасаться к вращающимся частям
станка, а также к обрабатываемой детали;
загромождать рабочее место и
подступы к электрошкафу;
увеличивать плечи ключей и рукояток
дополнительными рычагами;
покидать станок, не отключив его от
электросети.
7. Требования экологической
безопасности технологических процессов
К загрязнениям окружающей среды
принято относить результаты жизнедеятельности человека, которые оказывают
отрицательное воздействие как на самого человека, так и на полезные для него
организмы и ресурсы неживой природы. Изучением этих вопросов занимается
социальная экология. Развитие промышленности и освоение новых, более
эффективных технологических процессов с целью повышения производительности
труда привело к увеличению всевозможных производственных отходов, образующихся
вместе с готовой продукцией в результате переработки разнообразных природных
ресурсов и вызывающих загрязнение окружающей среды. Технологические процессы
являются также источниками шума и вибрации. В машиностроении и металлообработке
источником загрязнения воздушного бассейна являются разнообразные пыли -
взвешенные в воздухе частицы твердых веществ. Производственными сточными водами
называются воды, использованные промышленным предприятием и подлежащие очистке
от различных вредных примесей. К этим примесям относятся эмульсии не
растворимых в воде жидкостей (например, масел), взвешенных в виде мелких
капелек, и суспензии - взвеси твердых частиц, размеры которых могут достигать
нескольких миллиметров. Производственные сточные воды подразделяются на условно
чистые (оборотные) и грязные. Оборотные воды используют для охлаждения
технологического оборудования, компрессоров и т.д. Эти воды охлаждают в
заводских прудах или градирнях, очищают от механических загрязнений и масел и
затем, добавив небольшое количество свежей воды, возвращают в производство.
Грязные сточные воды являются специфичными для каждого вида производства или цеха.
Например, стоки от шлифовального и токарного станков резко отличаются друг от
друга.
Промышленные твердые отходы делятся
на токсичные и нетоксичные. Основная масса твердых отходов машиностроения и
металлообработки нетоксична (металлическая стружка, окалина, зола, отходы
дерева, резина, различный мусор). Примерами токсичных твердых отходов являются
шламы, образующиеся при работе гальванических цехов и травильных участков.
Промышленный шум большой
интенсивности не только поражает органы слуха, но также оказывает общее
отрицательное воздействие на организм человека (повышает утомляемость,
рассеивает внимание). Шум может привести к снижению производительности, росту
брака, травматизму и хроническим заболеваниям.
Совокупность технических и
организационных мероприятий, позволяющих свести к минимуму или исключить
загрязнение окружающей среды и его вредное влияние, называют методами охраны
окружающей среды от загрязнения отходами производства. Различают пассивные и
активные методы борьбы с загрязнением окружающей среды.
Заключение
В результате работы над курсовым
проектом были изучены общие сведения о станке, то есть, назначение и область
применения, общая компоновка, технические характеристики. Была рассмотрена
схема и система смазки станка. В ходе выполнения курсового проекта был
рассмотрен технологический процесс монтажа, включающий вопросы хранения станка,
распаковки и транспортировки. Был рассчитан фундамент станка. Допустимое
давление на грунт фундамента, в пределах допускаемого.
При работе над курсовым проектом
были рассмотрены мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатации и
ремонту, включающие в себя: настройку и наладку станка; регулировку станка;
подготовку станка к первоначальному пуску; ремонт станка и особенности разборки
и сборки при ремонте. Был произведен расчет категории ремонтной сложности
станка, в результате которого она составила 15. Так же были рассмотрены вопросы
безопасности труда при эксплуатации станка и экологической безопасности
технологических процессов.
Список использованной
литературы
1. Паспорт
токарно-револьверного станка 1М63. В/О станкоимпорт, СССР, Москва. Г. Бердичев.
2. Якобсон М.О.
Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации
технологического оборудования машиностроительных предприятий/ Машиностроение,
2009. - 591с
. Байцур А.И., Молчанов Л.Г.
Проектирование фундаментов под оборудование промышленных предприятий. Киев,
2010. - 172 с.
4. И-11
Металлообработка. Сборник инструкций по охране труда/ - Россия: ЦОТиПБ,
2011.-120с.
5. Металлорежущие
станки. Альбом общих видов. Кинематических схем и узлов / Под общ. ред. А.М.
Кучера. - М.: Машиностроение, 2011. - 308 с. : ил.
6. Кирсанова, Г.Н.
Руководство по курсовому проектированию металлорежущих инструментов:справочник/
Г.Н. Кирсанова М.Машиностроение,
2012. - 288с.
7. Короткевич,
А.Ф. Оптимизация режимов резания: методические указания к самостоятельной
работе/ А.Ф. Короткевич - Могилев: Российский Университет, 2010.-33с.