Исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    557,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. ГЛАВА ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность маркетинга, его цели и задачи

1.2 Управление маркетингом на предприятии

.3 Особенности маркетингового управления на предприятии АПК

. ГЛАВА АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

.1 Анализ внутренней среды предприятия

.2 Анализ внешней среды предприятия

.3 SWOT-анализ

. ГЛАВА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

3.1 Возможности использования интернета в системе маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

3.2 Анализ интернет-маркетинга предприятия ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

.3 Мероприятия по совершенствованию интернет-маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

маркетинг управление интернет

Птицеводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей АПК РБ. В современных условиях, когда птицеводство базируется на высокотехнологичном производстве, наиболее значимые резервы его развития сосредоточены на стадии реализации продукции. В связи с этим конкурентоспособными оказываются те птицеводческие предприятия, которые раньше других внедряют современные методы изучения и освоения соответствующих сегментов рынка, т.е. маркетинг.

Опыт показывает, что отсутствие маркетинговой стратегии, слабая адаптация процессов производства и реализации продукции к требованиям рынка приводит к ухудшению экономических и финансовых показателей, неэффективному использованию ресурсов и, как следствие, снижению конкурентоспособности предприятий.

Несмотря на это, в большинстве птицефабрик страны маркетинговая деятельность не налажена должным образом. Поэтому им пока не удается эффективно решать главную маркетинговую задачу - использование наиболее выгодных возможностей, направленных на привлечение и удержание покупателей. Безусловно, руководители птицефабрик предпринимают шаги по укреплению своих позиций на рынке. Однако из огромного перечня мер пока выполняются лишь некоторые процедуры, связанные с оперативной работой, а также решением частных маркетинговых задач. Тогда как рыночные условия требует формирования в каждой птицефабрике современной маркетинговой стратегии и постоянного её совершенствования.

Целью курсовой работы является исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии.

В качестве объекта исследования выбрано ООО«РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ».

1. ГЛАВА ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1       Сущность маркетинга, его цели и задачи

Ма́рке́тинг (от англ. <#"728698.files/image001.gif">

Рис.1 Система связей маркетинга

Рынок покупателя имеет место в случае избыточного предложения; покупатель имеет возможность выбора и вынуждает производителя обращать внимание на ассортимент, качество, дизайн, условия поставки, до и послепродажное обслуживание покупателя товара. Маркетинговая деятельность в этой ситуации направлена на активное изучение потребностей, исследование внутренней среды и состояния рынка, поведения конкурентов, разработку мероприятий по продвижению и стимулированию сбыта.

Сбалансированный рынок предполагает соответствие на товарном рынке между спросом и предложением. В условиях сбалансированного рынка фирма-производитель следует стратегии повышения качества товаров и услуг, изучает их конкурентоспособность, анализирует конкурентные преимущества и постоянно занимается совершенствованием производственной и торгово-сбытовой политики.

.2 Управление маркетингом на предприятии

Ф. Котлер предлагает достаточно развернутое определение: «Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.», а чуть ниже замечает, что «управление маркетингом - это управление спросом» В подтверждение этому приводятся примеры восьми возможных состояний спроса (от отрицательного, через полноценный, до нерационального) и рекомендуемых для каждой из этих рыночных ситуаций действий маркетинга, направленных на изменение или поддержание уровня спроса.

Важно отметить, что любые предлагаемые решения должны быть результатом анализа данных предварительных исследований и обработки информационных материалов. Такой подход к делу практически не оставляет места волевым административным решениям и, кроме того, заметно повышает ответственность конкретных «действующих лиц».

Управление маркетинговой деятельностью подразумевает решение следующих задач:

          поиск целевых рынков;

          проведение маркетинговых исследований;

          разработка конкурентного продукта;

          разработка других элементов комплекса маркетинга (назначение цены, выбор методов продвижения продукта и доведение его до потребителя);

          организация обратных связей с потребителями. Говоря об управлении, не следует путать понятия "управление маркетингом" и "управление службой маркетинга".

Рис. 2. Процесс управления маркетингом[2]

"Управлять маркетингом" означает:

) верно поставить цели маркетинга, т. е. так, чтобы оптимально увязать возможности рыночной ситуации с потенциалом фирмы;

) правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей;

) своевременно производить оперативное вмешательство в ход маркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией;

) эффективно контролировать и на основе данных контроля анализировать и оценивать весь ход маркетинга в фирме, подготавливая необходимые коррективы целей, средств и методов маркетинга на будущее;

) стимулировать эффективную работу всего персонала, занятого в маркетинге, для получения максимальной творческой отдачи.

Внутри процесса управления лежит более узкая область, которая, по существу, обеспечивает его, - управление службой маркетинга.

Переход к рыночной экономике требует создания механизмов урегулирования рыночных процессов как на макро-, так и на микроуровне. Именно это положение предопределяет создание в рамках предприятий новых по форме и содержанию отделов и служб, занимающихся вопросами комплексного исследования рынка для удовлетворения все возрастающих требований потребителей к качеству товаров и услуг, а значит, практического использования маркетинга.

Развитие непосредственных горизонтальных связей между предприятиями на основе договоров предопределяет не только увеличение степени свободы в принятии управленческих решений, но и возрастание степени риска в их осуществлении. В этих условиях маркетинговые службы должны брать весь "удар" на себя, занимаясь исследованиями рынка, конкуренции, спроса, потребителей товаров с целью разработки стратегии управления. При выдвижении целей управления важно знать не только конечный результат, но и характер действий, которые приведут к этому результату. В этой связи каждое предложение на сей счет представляется не в одном, а в трех - пяти альтернативных вариантах. Обсуждение этих вариантов среди специалистов-профессионалов позволяет выбрать наиболее оптимальный. Управление маркетингом будет эффективным, если систему сбора информации, проведения рыночных исследований, организации продвижения построить так, чтобы получить больший результат при оптимальных расходах на маркетинг. А это возможно, если управление маркетингом рассматривать как интегрирующую функцию менеджмента, как маркетинг-менеджмент. При этом не стоит смущаться сочетания иностранных слов в данном названии, поскольку вместо слова "управление", которое благополучно использовалось в течение многих десятилетий, в том числе в переводной литературе, стал применяться термин "менеджмент", этот же термин используется также вместо привычного слова "руководство". В организационных структурах отделы кадров сменили свои названия на департаменты управления персоналом. И список таких примеров можно продолжить. Во многом данная ситуация объясняется стремлением приобщиться к рыночной экономике хотя бы таким образом.

В маркетинге стали использоваться такие термины, как "промоушн", "контроллинг", "пиаровский проект", "медиа-байер", "паблисити", "РЕ.", "маркетинг-микс" и др. Сложившаяся практика применения ряда терминов, например "менеджмент", уже, безусловно, не предполагает "отката" назад. Однако поскольку термин "менеджмент" плохо сочетается с рядом русских слов, то наряду с использованием данного термина параллельно по-прежнему применяются такие словосочетания, как "управление конфликтами", "управление трудовыми ресурсами", "управление производством" и т. д.

Управление маркетингом предполагает также планирование, организацию, мотивацию и контроль в рамках деятельности подразделений службы маркетинга организации, а в случае следования первому уровню применения концепции маркетинга - и выработку и реализацию совместных действий в области маркетинга также всех других служб и подразделений организации.

Если говорить о концепции маркетинга и о его влиянии на деятельность организации в целом, то маркетинг следует трактовать как концепцию управления. Если конкретно анализируется "кухня" управления внутри организации, имеющая соответствующую организационную поддержку, то маркетинг следует рассматривать как одну из функций производственно-хозяйственной деятельности организации. В данном смысле маркетинг рассматривается не как управленческая концепция, а как функция производственно-хозяйственной деятельности.

.3 Особенности маркетингового управления на предприятии АПК

Для эффективного планирования и управления бизнесом в сфере агропродовольственного комплекса в условиях жесткой конкуренции, особенно с иностранными товаропроизводителями, и учитывая возможные неблагоприятные погодные условия, сельские товаропроизводители вынуждены внедрять элементы маркетинга в хозяйственную деятельность.

Особенностью маркетинга товаров сельскохозяйственного производства (агромаркетинга) является то, что он охватывает следующие стадии исследования:

• изучение потребностей и прогнозирование спроса;

• изучение ассортиментной политики и разработка производственной программы;

• изучение каналов товародвижения и организация сбыта.

Наиболее эффективным является применение маркетинга при разработке стратегии сбытовой деятельности, стимулировании сбыта и организации рекламной деятельности.

Продукция агропромышленного комплекса многообразна, что обусловливает использование более многочисленных маркетинговых подходов в производстве и распределении по сравнению с маркетингом в торговле и отраслях промышленности.

Маркетинг в сфере производства сельскохозяйственной продукции обусловлен некоторыми особенностями, связанными:

• с природными условиями производства, урожайностью и интенсивностью использования сельскохозяйственных земель;

• значимостью производимого товара, что определяет особые требования к его производству, хранению и транспортировке;

• несовпадением времени производства продукции и ее потребления;

• сезонным характером производства;

• многообразием форм собственности в системе АПК, что предъявляет особые требования к методам маркетинговых исследований;

• наличием различных организационно-правовых форм хозяйствования (АО, ООО, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.);

• продолжительностью цикла производства и потребления сельскохозяйственной продукции, осложняющей принятие правильных маркетинговых решений в конкурентной борьбе, удовлетворение запросов потребителей относительно качества товара;

• более высокой чувствительностью и восприимчивостью агромаркетинга по сравнению с другими системами маркетинга;

• сравнительно невысоким уровнем научных разработок в сфере маркетинговой деятельности.

Система агромаркетинга включает в себя комплекс рыночных отношений и информационных потоков для установления связей с рынками сбыта. В качестве управляемой системы выступает маркетинговая среда, которая может быть условно подразделена на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя микросреда агромаркетинга включает элементы постоянной работы с поставщиками, конкурентами, транспортными и финансово-кредитными организациями, которая управляется руководством предприятия.

Внешняя макросреда представляет собой совокупность факторов, оказывающих более масштабное воздействие на деятельность предприятия и другие элементы макросреды. Это экономические, правовые, технические, природно-климатические и другие факторы.

Основной задачей агромаркетинга является активное воздействие на развитие спроса на продукцию предприятий АПК.

Управление агромаркетингом означает широкий комплекс стратегических и тактических мер, направленных на эффективное ведение рыночного хозяйства в целях удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с целью достижения устойчивой доходности от результатов хозяйственной деятельности.

Функции агромаркетинга заключаются в анализе, прогнозировании, организации, управлении, учете и контроле. С учетом этого выделяют:

• аналитическую функцию. Эта функция подразумевает сбор, обработку, систематизацию и изучение информации, анализ сводных показателей по агропромышленному комплексу и выявление их возможных отклонений от плановых, а также изучение и установление путей повышения качества продукции;

• функцию прогнозирования. Она предусматривает установление показателей агромаркетинговой деятельности на перспективу, поскольку поведение потребителей сельскохозяйственной продукции носит преимущественно вероятностный характер;

• функцию планирования. Эта функция представляет собой формирование целевой программы деятельности и ее обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Она предусматривает прогнозирование и планирование различных маркетинговых мероприятий, которые позволят достигнуть более обоснованных результатов;

• организационную функцию. Она призвана создать единство и целостность экономической, организационной, технической систем и обеспечивающих это единство подсистем в комплексе агромаркетинга;

• функцию управления. Эта функция подразумевает различные виды деятельности по установлению планомерности и пропорциональности в деятельности предприятий. При этом главным следует считать снижение степени неопределенности и риска в хозяйственной деятельности;

• функцию учета и контроля. Она обеспечивает организацию контроля действий специалистов и своевременное выявление отклонений от установленных плановых показателей.

В маркетинговой деятельности предприятий агропромышленного комплекса, как и в других отраслях экономики, выделяют текущее и стратегическое планирование.

Текущее планирование преследует краткосрочные цели и рассчитано на решение оперативных задач при разработке тактических задач.

Стратегическое планирование рассчитано на решение долгосрочных целей и выработку механизма для достижения перспективных целей по распределению материальных ресурсов, приспособлению предприятия к внешней среде, эффективному использованию внутренних ресурсов и планированию организационной его деятельности на перспективу.

Выбор конкретной агромаркетинговой стратегии может быть связан с использованием различных стандартных программ. Наиболее простая модель - это матрица возможностей по товарам и рынкам, когда для основных элементов агромаркетинговой деятельности используются товар и целевой рынок. При формировании маркетинговой стратегии предприятия АПК чаще всего используют матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу М. Портера.[6]

2 ГЛАВА АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

.1 Анализ внутренней среды предприятия

ООО «РАВИС - птицефабрика Сосновская» представляет собой интегрированный вертикальный агрохолдинг, специализирующийся на выращивании и переработке мяса птицы. Сегодня агрохолдинг объединяет 10 подразделений: «Равис - птицефабрика Сосновская», Шершневский племрепродуктор первого порядка, Еткульский племрепродуктор первого и второго порядка, отделение «Песчаное» и шесть сельхозпредприятий области, специализирующихся на выращивании крупного рогатого скота, свиней и возведении зерновых, овощных культур.

Сосновская птицефабрика «Равис» - это основное подразделение агрохолдинга, обеспечивающее большую долю производимой продукции. Птицефабрика осуществляет инкубирование яйца для получения суточных цыплят, выращивание цыплят-бройлеров, их последующий убой, разделку и глубокую переработку мяса птицы (производство колбасной продукции и мясных полуфабрикатов). Кроме этого, на предприятии имеется подсобное хозяйство, где ведется выращивание свиней.

Сегодня агрохолдинг «Равис» также включает в себя шесть сельхозпредприятий области (ООО «Заозерное», ООО «Карсинское», ООО «Уйское», ООО «Белоносовское», ООО «Красное поле», ООО «Заря»), в которых активно занимаются выращиванием крупного рогатого скота (более 10 тыс.голов), возведением зерновых и овощных культур, ведется обработка более 120 тыс. гектаров земли, в подразделениях агрохолдинга также содержится более 7 тыс. голов свиней. Благодаря деятельности этих предприятий, «Равис - птицефабрика Сосновская» частично обеспечивает себя кормовой базой и почти полностью сырьевой (свинина, говядина) для нужд развивающегося колбасного цеха.

Птицефабрика находится в северо-западном направлении от города Челябинска. От областного центра расстояние составляет 19 км. Птицефабрика располагается в Сосновском районе, который граничит на севере с Кунашакским, на западе с Аргаяшским, на юго-западе с Чебаркульским, а на юге с Еткульским районами. На востоке граница проходит с городом Челябинском и Красноармейским районом.

Птицефабрика оснащена оборудованием мировых производителей “Big Dutchman” и “Roxsell”. Открыта 3-я очередь инкубатора, производительностью 20 млн. штук яйца в год. На ней установлено оборудование бельгийской фирмы Peterstime. Оборудование надёжное, подобное тому, что успешно себя зарекомендовало на предыдущих инкубационных очередях. Это позволит предприятию инкубировать свыше 50 млн. штук яиц в год.

Наряду с напольным содержанием цыплят освоена технология выращивания бройлеров с использованием клеточного оборудования, крупнейших европейских производителей, что позволяет увеличивать количество птицы на одних и тех же производственных площадях и получать до 3-х раз больше мяса птицы.

На птицефабрике активно внедряются новые технологи, постоянно приобретается современное оборудование, увеличиваются объемы производства, решаются вопросы экономии энергоресурсов. Среди последних нововведений холдинга - открытие нового современного цеха глубокой переработки, установка камеры шоковой заморозки. В дальнейших планах-объединение нескольких этапов производства в единый комплекс, запуск линии по разливу молока.[1]

Главной целью ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» является обеспечение населения Челябинска, Челябинской области и близ лежащих городов качественной продукцией из мяса птицы. В связи с данной миссией предприятия, определяются его общеорганизационные и специфические цели.

Птицефабрика имеет линейно-функциональную структуру управления. Всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, в лице генерального директора. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Свои решения они проводят в жизнь либо через директора, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб исполнителей.

Графически организационная структура управления представлена на Рис.2.

Рисунок 1-Структура управления в ООО «Равис»

Такая структура управления позволяет более глубоко подготовить решения и планы, связанные со специализацией работников; освобождает директора от глубокого анализа проблем; даёт возможность привлечения консультантов и экспертов.

Но в тоже время такая структура имеет и свои недостатки. Такие как отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.

Методы управления

Методы управления - это совокупность приёмов и способов воздействия менеджера на объект управления для достижения определённого результата. С их помощью менеджер обеспечивает высокую эффективность производственной деятельности и успешно достигает намеченной цели. В основе методов управления лежат побудительные мотивы работников к высокоэффективному труду, удовлетворение их потребностей и интересов [5].

В практике управления и литературе по менеджменту сложились разные подходы к классификации методов управления. Характеризуя их по определённым критериям (направленность, содержание, организационная форма) выделены следующие группы методов управления:

организационно-распорядительные (административные);

экономические;

социально-психологические.

Характерной особенностью организационно-распорядительных методов управления является их прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной производственной обстановке.

Организационно-распорядительные методы менеджер использует в форме организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Они основаны на чётком определении прав, обязанностей и ответственности менеджера и его подчинённых, которые изложены в уставе, положениях, инструкциях и функциональных должностных обязанностях, а также на приказах, распоряжениях и директивах вышестоящего органа управления.

Экономические методы управления - это совокупность экономических рычагов и механизмов целенаправленного воздействия на объект управления, с помощью которых достигается поставленная цель и эффективные результат. Методы экономического управляющего воздействия призваны обеспечить такую стимулирующую ситуацию, при которой работники материально заинтересованы в достижении целей предприятия и в активном, творческом поиске вариантов лучших организационных решений и высокоэффективного труда.

Социально-психологические методы управления - представляют собой совокупность специфических способов воздействия менеджера на формирование и развитие мотивации отдельного работника и трудового коллектива, на личностные отношения и социальные процессы.

Практика показывает, что наивысший эффект управленческого воздействия достигается в том случае, если применяется системный подход, когда каждый из указанных методов дополняет и усиливает другие.

Используемые формы мотивации труда

Существующие формы морального и материального стимулирования на предприятии

В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование. Очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем:

) это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;

) это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;

) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей [].

Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.

. Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности - деньги.

. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности - набор жизненно важных для объекта материальных благ. Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу.

Существует два вида морального стимулирования - морально-социальное и морально-психологическое.

а) Морально-социальные стимулы.

Создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.

Стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда.

Улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость.

Продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе.

б) Морально-психологические стимулы.

Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать не только то, насколько хорошо они достигли своих целей или выполнили свою работу, но также и то, что их достижения оценены должным образом.

Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.

Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.

Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества. Стимулирование достижением может происходить за счет предоставления людям возможности выполнять свою работу в условиях растущего простора для использования их навыков и способностей.

Ответственность. Можно создать у людей побудительные мотивы,

предоставив им большую ответственность за их собственную работу. Это то, в чем по большей части состоит процесс передачи полномочий, который согласуется с концепцией внутренней мотивации, основанной на содержании работы. Она связана также с фундаментальной идеей, что люди получают побудительные стимулы, когда они получают средства для достижения своих целей.

Влияние. Побудительным мотивом для людей может быть

стремление к власти. В исследовании Дэвида Маклеланда установлено, что наряду с потребностью в достижении потребность во власти была первичной движущей силой для руководителей, хотя потребность в

«причастности», т.е. в теплых дружеских отношениях с другими участниками работы, всегда имела место. Организация через свою политику вовлечения создает побудительные стимулы, ставя людей в такие

ситуации, когда их взгляды могут быть выражены, выслушаны и послужить руководством к действию. Это другой аспект передачи полномочий [10].

Стили руководства

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

¾      Директивный стиль (авторитарный);

¾      Демократический стиль (коллегиальный);

¾      Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

.2 Анализ внешней среды предприятия

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

Для того чтобы оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления.

Необходимо определить значимость каждой группы факторов для исследуемого предприятия в диапазоне 0…5 баллов (таблица 1).

 

Таблица 1 - Значимость факторов внешней среды

Группа факторов внешней среды

Значимость факторов (a)

Потребители

3

Поставщики

2

Конкуренты

0

Профсоюзы

3

Законы и государственные органы

4

Научно-технический прогресс

3

Состояние экономики

4

Социокультурные факторы

2

Политические факторы

1

Международное окружение

1


Сила воздействия определяется по формуле.

Qij = ai × Pij

где Qij - сила воздействия;

ai - значимость i-й группы факторов;

Pij - оценка силы воздействия.

 

Таблица 2-Анализ факторов внешней среды

Группа факторов (i)

Значи-мость (ai)

Фактор (ij)

Оценка фактора

Сила воздействия (Qij)




-5

Pij

+5

опас-ности

возмож-ности

1.Потребители

3

1.1. Общественные потребности

снизится

0

возрастет

0

0



1.2. Доходы различных социальных групп

снизится

+1

возрастет


+3



1.3. Динамика спроса и предложения

отрицат.

+1

положит.


+3



1.4. Жизненный цикл спроса

отрицат.

+1

положит.


+3

2.Поставщики

2

2.1. Цены на факторы производства

возрастет

-1

снизится

-2




2.2. Тарифы на энергоресурсы

возрастет

-1

снизится

-2




2.3. Ставка процентов по кредитам

возрастет

-1

снизится

-2




2.4. Уровень предложения на рынке рабочей силы

низкий

-1

высокий

-2


3.Профсоюзы

0

3.1. Активность профсоюзов в защите прав трудящихся

низкий

0

высокий

0

0

4.Законы и го-сударственные органы

3

4.1. Разделение полномочий федеральных и региональных органов власти

неблагоприят.

+1

благоприят.


+3



4.2. Жесткость государственного регулирования экономики

неблагоприят.

+1

благоприят.


+3



4.3. Способ организации и действия предприятия

неблагоприят.

+1

благоприят.


+3

5.Конкуренты

4

5.1. Интенсивность конкуренции

низкая

-2

высокая

-8




5.2. Удовлетворенность конкурента своим настоящим положением

неудовл

+2

удовл


+8



5.3. Уязвимость конкурента

не уязвим

+3

уязвим


+12



5.4. Эффективные ответные меры со стороны конкурента

агрессив.

-3

отступ

-12


6.Научно-технический прогресс

3

6.1. Возможности новых технологических разработок

снизится

+2

возрастет


+6



6.2. Темпы обновления технологии

снизится

+1

возрастет


+3



6.3. Состояние системы развития

снизится

+1

возрастет


+3



6.4. Уровень технологии конкурентов

возрастет

-2

снизится

-6


7.Состояние экономики

4

7.1. Темпы инфляции

возрастет

-2

снизится

-8




7.2. Бюджетный баланс

снизится

+1

возрастет


+4



7.3. Уровень занятости населения

снизится

+1

возрастет


+4



7.4. Стабильность курса рубля

стабилен

+1

не стабилен


+4

8.Социо-культурные факторы

2

8.1. Условия жизни различных социальных групп

снизится

+2

возрастет


+4



8.2. Социальная напряженность в обществе

снизится

+1

возрастет


+2



8.3. Имидж организации в обществе

снизится

+1

возрастет


+2



8.4. Движение в защиту прав потребителей

возрастет

-1

снизится

-2


9.Политическ-ие факторы

1

9.1. Льготы и свободные экономические зоны

0

-





9.2. Антимонопольная политика

возрастет

-2

снизится

-2




9.3. Таможенная политика

-

0

-

0

0



9.4. Инвестиционная политика

снизится

+2

возрастет


+2

10.Между-народное окружение

1

10.1. Возможности, вызванные деятельностью международных и региональных организаций

снизится

+1

возрастет


+1



10.2. Изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков

-

0

-

0

0



10.3. Зарубежные стратегии защиты или расширения предприятий или отраслей

-

0

-

0

0

Итоговая оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия группы факторов (таблица 3). Воздействие i-й группы факторов Qij для возможностей и опасностей определяется по формулам соответственно:

+ Qi = ai × å (+Pij)

Qi = ai × å (- Pij)

Таблица 3 - Внешние опасности и возможности

Факторы внешней среды

Опасности

Возможности

Потребители

0

+9

Поставщики

-9

0

Конкуренты

0

0

Профсоюзы

0

+9

Законы и государственные органы

-20

+20

Научно-технический прогресс

-6

+12

Состояние экономики

-8

+12

Социокультурные факторы

-2

+8

Политические факторы

-2

+2

Международное окружение

0

+1


Вывод: Сделав анализ факторов внешней среды, выявлено, что наибольшую возможность представляют конкуренты, научно-технический прогресс и состояние экономики, а наибольшую опасность для предприятия представляют такие факторы, как конкуренты.

.3 SWOT-анализ

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT анализ. SWOT анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.- анализ позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды, установить лини связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Для проведения данного анализа необходимо выявить слабые и сильные стороны, угрозы и возможности, а потом установить связи между ними, которые в дальнейшем могут использоваться для формирования стратегии организации.

SWOT-анализ представлен в виде таблицы. Пересечение указанных строк и столбцов образует четыре поля:

поле «СИВ», содержащее рекомендации по использованию сильных сторон предприятия с учетом предоставляющихся возможностей;

поле «СИУ», содержащее рекомендации по использованию сильных сторон предприятия с целью нейтрализации внешних угроз;

поле «СЛВ», содержащее рекомендации по усилению слабых сторон предприятия за счет предоставляющихся возможностей;

поле «СЛУ», содержащее рекомендации по учету слабых сторон предприятия в условиях существующей угрозы.

SWOT-анализа показан в таблице 4.

Таблица 4 - SWOT-анализ


Возможности: 1.увеличение объёма реализации; 2. обновление основных средств; 3. выход на другие рынки; 4. выбор поставщиков. 5.привлечение специалистов.

Угрозы: 1.частая смена законов; 2.экономическая нестабильность; 3. несовершенство налоговой системы; 4. конкуренция импортной и отечественной продукции; 5.потеря финансовой независимости. 6. Банкротство

Сильные стороны: 1.Близость к городу; 2.Наличие необходимых помещений; 3.Использование современных технологий выращивания птицы; 4.Собственный магазин; 5. Большой ассортимент продукции;

Поле «СИВ» - близость к городу позволяет быстро и с наименьшими затратами реализовать продукцию; - наличие необходимых построек: животноводческих помещений, складов, кормоцеха, гаражей...; - использование современных технологий выращивания птицы, получение высоких среднесуточных приростов; - реализация продукции через собственную торговую сеть; - большой ассортимент продукции;

Поле «СИУ» - экономическая нестабильность; - несовершенство российской системы налогообложения; - сильная конкуренция со стороны импортной продукции отечественных товаропроизводителей; - потеря финансовой независимости, банкротство.

Слабые стороны: 1. Неустойчивое финансовое положение; 2. Большая величина убытков; 3. Изношенность основных средств;

Поле «СЛВ» - увеличение объёмов реализации - обновление основных средств; - близость железной дороги позволяет выйти на другие территориальные рынки; - выбор поставщиков.

Поле «СЛУ» - неустойчивое финансовое положение; - большая величина накопленных убытков; - сильная изношенность основных средств;


После проведения SWOT-анализа можно сделать следующие выводы:

ООО «Равис» является одним из лидеров на рынке мяса птицы, и имеет четко сформулированные цели и стратегию развития предприятие. Так же предприятие обладает достаточной информацией о потребителях, об их вкусах, предпочтениях и пожеланиях. На рынке мясных изделий имеет место очень сильная конкуренция, но несмотря на это, «Равис» является высококонкурентоспособным предприятием. Птицефабрика проводит реконструкции производственных помещений, замену старого оборудования на новое, более высокотехнологичное. Так как предприятие имеет большие производственные мощности работает эффект масштаба, что позволяет предприятию проводить мероприятия по снижению себестоимости.

Сильными сторонами предприятия является возможность расширения рынков сбыта, в связи с близким расположением к городу, большим ассортиментом и наличием собственной торговой сети фирменных магазинов ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ». Но так же необходимо постоянно анализировать результаты хозяйственной деятельности, так как финансовое состояние предприятия нестабильно.

3. ГЛАВА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

.1 Возможности использования интернета в системе маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

Для эффективности маркетинговой деятельности предприятия в последнее время рассматривается внедрение в маркетинговую деятельность информационных технологий и, в первую очередь - интернет-технологий.

Огромные возможности в организации информационного взаимодействия между компаниями, заказчиками и партнерами, уникальный охват аудитории и быстродействие при продвижении и продаже товаров, удобство и доступность при организации сервисного обслуживания. Высокую эффективность по всем этим направлениям удалось продемонстрировать как компаниям, использующим Интернет в качестве дополнения собственного традиционного бизнеса, так и компаниям, полностью выстроившим свой бизнес во Всемирной Сети.

В настоящее время основные цели использования Интернет это - развлечения, образование, осуществление покупок, а также поиск новой информации различного характера.

Интернет маркетинг - это комплекс мер по продвижению товара или услуги, определению правильной цены, а также созданию новых товаров, на основе исследований покупательской способности и спроса посредством Интернета, а также продажа этих товаров и услуг.

Преимущества использования интернет-маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»:

)         Возможность легкой оценки покупательского спроса и насколько хорошо потребители приобретают товар.

)         Низкие затраты на рекламу и маркетинговые исследования в связи с тем, что в интернет-маркетинге отсутствует необходимость иметь много персонала.

)         Быстрые темпы развития и высокая эффективность.

)         Равные шансы на получение потребителей и продвижение у компаний любого размера и физических лиц..

Роль интернет-маркетинга в бизнесе очень важна. Сейчас многие предприниматели работавшие только offline переходят в online, потому что интернет-маркетинг более выгоден и доступен чем традиционный маркетинг.[20]

Рисунок 1 иллюстрирует возможности использования интернета в системе маркетинга современного предприятия.

Рисунок 1 - Возможности использования интернета в системе маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

Можно выделить шесть принципиальных областей применения Интернета в маркетинге: сетевая связь; информация о рынке; покупка и продажа через Интернет, реклама товаров в Сети, сервис и послепродажное обслуживание. В соответствии с поставленной целью исследования были изучены возможности использования предприятиями Интернет- услуг для повышения эффективности управления маркетингом.

При наличии собственного сайта возрастает эффективность проводимых в Сети рекламных мероприятий, поскольку любая реклама может содержать ссылку на сайт компании, где пользователю станет доступно значительно большее количество информации, и он составит более полное мнение о фирме и ее предложении. Кроме того, информация о поведении посетителей на сайте может сразу же попадать в информационную систему компании и служить для более качественного их обслуживания.

С точки зрения маркетинга, web-сайт - это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с одним или несколькими сегментами целевой аудитории. Какая информация будет представлена на нем, какие инструменты будут задействованы, как они будут взаимодействовать между собой - все это зависит от выбранной модели бизнеса, краткосрочных и долгосрочных задач, а также от типа сегментов целевой аудитории и возможности контактировать с ней тем, либо иным способом.

На рисунке 2 представлена общая блок-схема построения web-сайта. Она включает четыре основных этапа. Первый этап - определение целей и путей их достижения, проведение маркетинговых исследований, разработка плана необходимых мероприятий. Этот этап имеет основополагающее значение, поскольку от полученных на нем данных и принятых на их основе решений будет зависеть эффективность построенной системы и ее жизнеспособность в целом. Следующим этапом является реализация web-сайта. На нем должны быть решены такие вопросы, как выбор места размещения сервера, выбор поставщика услуг Интернета, разработан дизайн сервера и его структура, произведено его первоначальное информационное наполнение, рассмотрены вопросы совмещения с существующей информационной системой предприятия, и, после проведения предварительного тестирования, web-сервер может быть размещен в Интернете.

Рисунок 2 - Блок схема построения сайта

После этого требуется решить вопрос привлечения на него пользователей - текущих и потенциальных клиентов фирмы. Поэтому следующим этапом является проведения комплекса мероприятий по привлечению посетителей на сервер. Данный этап подразумевает использование всех видов рекламы в Интернете: от размещения баннеров до использования списков рассылки и участия в телеконференциях.

Указанные три этапа завершает четвертый - подведение итогов на основе сравнения полученных результатов с запланированными в разрезе установленных ранее критериев.

При правильном подходе к построению бизнеса с использованием Интернета, он будет продолжать совершенствоваться и развиваться.

ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» имеет свой сайт.

Инструменты, которые могут быть использованы на сайте для передачи информации, обеспечивают практически весь набор маркетинговых коммуникаций, а именно:

1.       Реклама. На сайте можно использовать все рекламные обращения к целевой аудитории, адаптировав их к интернет-технологиям.

2.       Стимулирование сбыта. В Интернете можно использовать практически все приемы, включая предоставление скидок, купонов и т. д., тем более что, с помощью сайта, намного проще обеспечить попадание их целевой группе. А, обеспечив на сайте механизмы авторизации пользователей, мы имеем возможность обращаться к потенциальным покупателям индивидуально;

.         Связи с общественностью (пиар). Про важность сайта как источника информации для журналистов уже упоминалось. Но информационные поводы интересны и посетителям сайта из других целевых групп, и при возможности лучше обеспечить их трансляцию на сайте (можно использовать новостной блок).

.         Прямые продажи (посредством блока - заявка покупателя);

.         Директ-маркетинг. В данном случае речь не идет о спаме, а о рассылках новостей заинтересованным пользователям. Ведь, если пользователь согласился получать информацию с сайта, значит, он в ней заинтересован и простит небольшое количество рекламы, которое возможно будет присутствовать в данных сообщениях.

Перечень инструментов, которые должны обеспечивать поставленные задачи по коммуникативной эффективности сайта состоит из следующих пунктов:

) Наличие блока регистрации на сайте;

) Автоматическая рассылка новостей о компании зарегистрированным

пользователям;

) Гостевая книга, поддерживающая прямую связь с клиентами;

) Форма заявки, позволяющая быстро оформить и отправить заказ ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ».

Также не следует забывать и о возможности сбора маркетинговой информации. Инструменты для этого также должны быть предусмотрены на этапе проектирования. Что касается получения информации, то кроме обычных инструментов маркетинговых исследований, таких, как анкетирование или опросы, стоит помнить о возможности получения невербальной информации от посетителя сайта. Ведь любое действие посетителя сайта может быть зафиксировано и соответственно проанализировано. Таким образом при разработке сайта необходимо заложить возможность фиксирования всех итераций посетителя и составления отчета по этим данным.

Шаг четвертый направлен на привлечение и удержание целевых групп. В рамках данного шага мы должны позаботиться о продвижении данного сайта не только в Интернет пространстве, но и в информационном пространстве города. Для достижения данной цели рекомендуется:

) Использовать программы поискового и непоискового продвижения сайта, что является отдельным этапом работы с сайтом.

) Провести небольшую рекламную имиджевую кампанию по продвижению сайта.

) Провести стимулирующую акцию по привлечению посетителей на сайт. Например, розыгрыш приза для каждого сотого посетителя.

Реклама является сегодня одним из самых распространенных инструментов коммуникативной политики компании. Это утверждение столь же справедливо и применительно к распространенности ее использования в интернете. Целями рекламы могут быть увеличение товарного оборота, распространение или усиление имиджа товара, фирмы, ознакомление с продуктом, информация о функциях и стоимости продукта, усиление доверия к продукту, привлечение посетителей на web-сайт компании и многие другие.

По сравнению с традиционными средствами рекламы, интернет выгодно отличают следующие свойства:

          Интернет является эффективным средством представления объекта рекламы. Это связано, с одной стороны, с возможностью предоставления максимума необходимой информации о рекламируемом объекте, с другой - с мультимедийной природой его среды, позволяющей использовать все возможные виды доведения до пользователя информации - текст, графика, звук, видеоизображение. Кроме того, гипертекстовая природа Сети предоставляет потребителю возможность самому контролировать поиск и получение информации и, тем самым, вовлекает его в процесс изучения объекта рекламы и максимально сближает с ним;

          Интернет является интерактивной средой, в результате чего, кроме пассивного воздействия на пользователей Сети, реклама может играть активную роль;

          Интернет предоставляет рекламодателю эффективный способ фокусированного воздействия на целевую аудиторию и конкретных пользователей;

Базируясь на современных информационных технологиях, интернет предоставляет самые широкие возможности оперативного и глубокого анализа результатов проведения рекламных мероприятий.

Интернет, как инструмент рекламы значительно отличается от традиционных рекламных средств не только своими свойствами, но и применяемыми подходами. Так основная особенность организации рекламы в нем заключается в ее двухуровневом строении.

Первым звеном рекламы в Интернете является внешняя реклама в виде баннеров, текстовых блоков и других носителей, размещаемых на популярных и тематических web-сайтах или рассылаемая по электронной почте. Также это может быть реклама с использованием поисковых систем, каталогов, конференций, списков рассылки и т. д. Основная задача внешней рекламы состоит в привлечении пользователей на web-сайт компании, хотя могут преследоваться и другие цели.

Основными инструментами внешней рекламы в Интернете являются:

-         баннерная реклама - одно из наиболее широко используемых средств рекламирования web-сайта и привлечения посетителей, а также хороший инструмент имиджевой рекламы;

-         регистрация сайта в web-каталогах и его индексация поисковыми системами - одни из наиболее эффективных инструментов привлечения посетителей на web-сайт;

          реклама с использованием электронной почты, списков рассылки, служб телеконференций и досок объявлений;

          партнерские программы - эффективный способ привлечения новых посетителей и увеличения объемов продаж через Интернет.

Вторым (и центральным) звеном рекламы в Интернете является web-сайт, представляющий основной объем информации и услуг.

Чтобы выжить в условиях конкуренции, ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» должна отслеживать все изменения на рынке: требования покупателей, соотношение цен, действия конкурентов, а также создание новых изделий и т. д. Для решения этих и многих других маркетинговых задач птицефабрика должна обладать системой получения, хранения и анализа маркетинговой информации. Помочь в этом призвана правильно построенная маркетинговая информационная система.

Маркетинговая информационная система - система мероприятий по сбору, сортировки, анализу и представлению маркетинговой информации, используемая при принятии маркетинговых решений.

Основные преимущества использования маркетинговой информационной системы:

) организованный сбор информации;

) широкий охват информации;

) предупреждение кризисов в деятельности фирмы;

) координация планов маркетинга;

) высокая скорость анализа;

) представление результатов в количественном виде.

Именно профессионально построенная маркетинговая информационная система лежит в основе многочисленных приемов интернет-разведки.

Для выполнения задач анализа, планирования, осуществления планов и контроля (левая область) менеджеры по маркетингу нуждаются в информации об изменениях в рыночной среде (правая область). Роль МИС заключается в определении потребностей в информации для маркетингового управления, ее получении, анализе и своевременном предоставлении для принятия управленческих решений (Рисунок 3).

Основой маркетинговой информационной системы является подсистема внутренней отчетности, в документах которой отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т. д. Анализ внутренней информации позволяет выявлять перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.

В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент.

Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

Рисунок 3- Маркетинговая информационная система

Третьей основной составляющей маркетинговой информационной системы являются маркетинговые исследования, которые в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами, маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем.

В МИС так же входит система обеспечения маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и истолковывает внутреннюю и внешнюю информацию. Принцип работы системы обеспечения маркетинговых решений состоит в следующем: имеющиеся данные и информация обрабатываются с помощью подходящей к конкретному случаю компьютерной модели, входящей в состав системы обеспечения маркетинговых решений, после чего результаты анализа используются для определения оптимального для данного случая порядка действий, осуществление которых порождает новые изменения макро- и микросреды.

Интернет и современные информационные технологии оказывает существенное влияние на возможности и функции маркетинговой информационной системы:

) Интернет представляет широкие слои населения, большое число ведущих компаний мира и содержит информацию из всех областей человеческой деятельности. Таким образом, он может выступать одним из дополнительных источников информации при проведении маркетинговых исследований. Кроме того, для их проведения он предлагает дополнительный инструментарий в виде средств поиска информации и средств коммуникации;

) Современные информационные технологии обеспечивают выполнение таких важных функций, как хранение маркетинговых данных и осуществление доступа к ним. Маркетинговая информация становится доступной при помощи широкого набора инструментов: через Интернет, мобильные устройства связи, электронную почту и т. д. Ввод и хранение данных осуществляется на базе корпоративных и специализированных информационных систем и баз данных. Благодаря им, маркетинговая информация становится доступной в любое время и в любом месте.

) Доступ к информации могут получать как потребители, так и производители продукции. Партнерам по бизнесу, агентам при помощи современных технологий могут становиться известными сведения о потребителях, их предпочтениях и т.д., что дает им возможность анализировать эту информацию и принимать более эффективные решения по предлагаемому ассортименту продукции.

) Большой объем данных, хранящийся в базах данных, требует предварительной подготовки и анализа для превращения их в форму, которая

может быть использована при принятии решений. Поэтому они могут обрабатываться при помощи тех же информационных систем и технологий, и в виде отчетов становиться доступными всем нуждающимся в ней сотрудникам фирмы, менеджерам и акционерам.

3.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

Сайт ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» - это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией, которая представлена реальными и потенциальными клиентами и партнерами, а также представителями средств массовой информации. Поэтому то, какая информация и как будет представлена на сайте, а также техническое оформление сайта, находится в сильной зависимости от того, кто является целевой аудиторией и что сайт должен до нее донести, какие возможности предоставить.

Стоит отметить, что адрес сайта <http://ravisagro.ru/> является коротким, запоминающимся и отражающим деятельность и название компании, поэтому он является ценным ресурсом, например, при проведении рекламной кампании. Сайт птицефабрики размещен в Интернет, он зарегистрирован в каталогах (наиболее значимыми являются Yandex, Rambler и Mail).

На официальном сайте птицефабрики выложена «классическая» информация о птицеводческом предприятии и производимой продукции.

На главной странице размещена следующая информация: это новостной блок (все новости с положительным оттенком, касаются успехов и наград птицефабрики) и характеристика предприятия.

Цитата с сайта: [1].

• Компания «Равис» является одним из крупнейших агрохолдингов Уральского региона, объединяя в своем составе 10 сельскохозяйственных предприятий.

Компания «Равис» контролирует качество продукции на всех этапах производства, начиная от возделывания зерновых для кормов, выращивания бройлеров, КРС, свинопоголовья до глубокой переработки мяса и молока и реализация готовой продукции потребителю.

«РАВИС» - это …

·              54 млн. инкубационного яйца в год

·              более 60 тысяч тонн мяса птицы

·              более 21 тысячи тонн молока

·              более 42 тысяч тонн зерна

·              более 200 наименований колбас, полуфабрикатов и деликатесов из мяса птицы, свинины и говядины

·              более 120 тысяч гектар обрабатываемых земель

·              около 5 тысяч сотрудников компании заняты в сельском хозяйстве

• Высокое качество продукции подтверждено знаком «100 лучших товаров России», многочисленными дипломами и медалями, Всероссийских, межрегиональных и областных выставок и конкурсов.

• Компания «Равис» активно развивает собственную сеть фирменных магазинов. Сегодня фирменная сеть насчитывает более 150 магазинов, как в Челябинске, так в Челябинской области. Высокий уровень сервиса, приемлемые цены и широкий ассортимент - это то, что отличает фирменные отделы «Равис». В любом из фирменных магазинов, найдется продукция на самый взыскательный вкус: от мяса цыпленка-бройлера до изысканных мясных деликатесов из свинины. В Компании постоянно ведется работа по расширению и улучшению ассортимента продукции и поддержанию высокого уровня ее качества.

• Если вы захотите открыть фирменный магазин под нашей маркой, звоните, пишите, мы вас проверим и поможем!

В разделе «Продукция» представлен полный ассортимент выпускаемой продукции, а также состав, сроки и условия хранения товара.

В разделе «Производство» представлен общий план предприятия, а также каждый цех в отдельности. Информация о цехах представляет собой обзор деятельности каждого подразделения птицефабрики, а также фотографии. Все это, разумеется, представляет птицеводческое предприятие в выгодном свете. Хотя уже само наличие сайта является плюсом для предприятия.

Раздел «Компания» включает в себя контакты руководителей, начальников отделов. Здесь также представлена фотогалерея, всевозможные награды.

Раздел «Пресс-центр», пожалуй, представляет собой подобие обратной связи. Здесь имеется рубрика «Часто задаваемые вопросы». Но вопросы подобраны так, чтобы показать преимущества продукции птицефабрики.

Раздел «Социальная ответственность» посвящен структурным подразделениям птицефабрики. Все это, конечно, также работает на имидж птицеводческого предприятия.

Нет форумов, гостевой. Это, в свою очередь, могло бы помочь птицефабрике быть более открытым предприятием для своих потребителей. А маркетологи также могли бы использовать этот раздел для анализа общественного мнения и формирования желаемого.

Сайт также не дает возможности оперативного взаимодействия со СМИ. Но в целом, сайт достаточно информативен. Потребитель имеет возможность ознакомиться с продукцией и со всей деятельностью птицефабрики, хотя и не может высказать свое мнение. А в том случае, если это мнение будет положительным, то только поможет предприятию в реализации товара. Но и отрицательное мнение необходимо высказывать. На основе этого можно совершенствовать не только производимый товар, но и производить анализ общественного мнения.

Уже само наличие сайта, обновление на нем информации, производит хорошее впечатление о предприятии.

На текущий момент на предприятии ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» не существует целостной маркетинговой информационной системы, время от времени руководители направлений используют отдельные ее элементы, поэтому говорить об эффективности МИС данного предприятия не приходится.

.3 Мероприятия по совершенствованию интернет-маркетинга на ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»

Помимо разработки сайта, регулярном обновлении информации на нем, также очень важно наладить поддержку обратной связи. Сайт птицефабрики с этой точки зрения не предоставляет потребителю возможности задать вопрос или оставить свои отклики о продукции. А между тем система обратной связи, это не только возможность для клиента, партнера или потребителя оперативно связаться по электронной почте или ICQ, но и получить немедленную реакцию предприятия на свой запрос (например, если пользователь послал вопрос по электронной почте, то он непременно должен в течение нескольких часов получить ответ или хотя бы уведомление о том, когда он его получит).

Кроме корпоративного сайта создаются также микросайты. Птицефабрика таких сайтов не имеет. Это может быть и сайт по продукту с исчерпывающей информацией о характеристике продукта, его ассортименте и способе покупки (например, можно подробно рассказать только об охлажденной продукции, или только о «заморозке», или только о кулинарной продукции); и промо-сайт со специальным предложением; или сайт под специальный проект или событие. Также во время кризисной ситуации может быть создан сайт, на котором посетители могут не только получить подробную информацию с детальным освещением проблемы и о том, какие меры принимаются для ее решения, но и высказаться по этому поводу, узнать мнения авторитетных людей (экспертов).

Сайт является удобным каналом информирования целевых аудиторий и ее изучения. Среди прочего он позволяет собрать статистику по посетителям, нарисовать портрет своей аудитории, что дает возможность составлять наиболее адекватное сообщение и преодолеть коммуникационные барьеры [18].

Например, ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» может предоставлять доступ к определенной информации только зарегистрированным пользователям, для чего посетителям сайта надо ответить на небольшую анкету. На нем поддерживается база зарегистрированных пользователей, ведут по каждому посетителю базу данных, в которой отражаются контактная информация, профессиональные предпочтения посетителя, его статус. После этого ведется работа на уровне сотрудничества: его могут попросить прокомментировать какое-то событие, поучаствовать в качестве респондента в опросе, при достаточной компетентности - написать статью.

Прекрасным ходом будет также заведение на сайте собственного списка рассылки (например, бесплатная рассылка, в которой анонсируются новинки продукции или крупные события. Например, промо-акции, открытие новых магазинов, адреса точек, где можно купить продукцию птицефабрики).Это имеет смысл тогда, когда на предприятии есть сотрудник, который в состоянии на регулярной основе готовить полезные и информативные материалы, предоставляющие интерес для целевой аудитории.

Также птицефабрике нужно заняться увеличением собственного информационного присутствия в сети, в т.ч. повышением цитируемости сайта, что кроме всего прочего увеличит количество материалов о сайте предприятия, выдаваемых такими поисковыми машинами, как Яндекс или Апорт, в соответствии с тематическими запросами. Это позволит оказывать влияние на информационное пространство рынка по данному сегменту в Интернете. Так будет больше вероятность того, что журналист или клиент, которые ищут информацию по компании, найдут благоприятные, корректные и подготовленные самой компанией сведения, а не размещенные конкурентами негативные материалы.

Активное взаимодействие со средствами массовой информации в Интернете так же важно, как и сотрудничество с традиционными СМИ, и протекает практически по той же схеме. СМИ в интернете включают в себя, во-первых, издания, существующие исключительно в электронной сетевой, во-вторых, сайты, полностью дублирующие печатные издания), и, в-третьих, специальные интернет-версии печатных изданий. Если еще совсем недавно существовала пропасть между печатными СМИ и сетевыми, то сегодня наблюдается их интеграция. Особенностью Интернет-СМИ является то, что информация в таком издании может появиться очень быстро (опубликование новости или статьи занимает всего несколько минут и возможно в любое время суток), а затем стремительно быть растиражирована другими СМИ, в т.ч. традиционными.

Также было бы эффективно проводить регулярный мониторинг профильных веб-форумов. Во-первых, это позволяет продвигать само предприятие и его товар. Так, можно подсказать его участникам обратиться для решения их проблем на птицефабрику или развернуть дискуссию, в которой косвенно или напрямую будет затронута выгодная для предприятия тема. Во-вторых, своевременно обнаруживать коммуникативные проблемы и оперативно их решать. Например, на форуме обсуждается, что в фирменном магазине «РАВИС» продавцы обслуживают очень медленно, кредитные карточки не принимаются, но очень удобная парковка и разнообразный ассортимент продуктов. Такая информация должна анализироваться и использоваться отделом маркетинга птицефабрики.

Для того чтобы привлечь внимание к предприятию или продукту, в Интернете проводятся также PR-мероприятия. Это может быть, например, проведение лотереи, викторины или конкурса с призами. На сегодняшний день очень популярны пресс-конференции в режиме онлайн, которые дают возможность выйти на прямой контакт с аудиторией, а затем поместить состоявшуюся дискуссию в общедоступный архив. В зависимости от целей пресс-конференции это может быть как обсуждение конкретной проблематики, так и интервью с известными личностями.

Интернет - технологии птицефабрика могла бы широко применять и во внутрикорпоративном PR, где бы они выполняли интегрирующую функцию. Пока предприятие использует лишь самый простой инструмент таких внутрикорпоративных коммуникаций - это база данных по сотрудникам, которая содержит базовую информацию о каждом (ФИО, дата рождения, занимаемая должность). Однако можно было бы использовать и другие инструменты - это корпоративные электронные СМИ, внутрикорпоративные форумы и персональные странички «карьерного роста» в Интернете.

Пользователи Интернета являются частью целевой аудитории ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» поэтому несомненно, задействование Интернет-технологий наряду с традиционными средствами паблик рилейшнз скажется самым лучшим образом на достижениях поставленных перед комплексом маркетинга целей.

Интернет сайт способствует установлению связей с новыми и существующими партнерами компании, автоматизация бизнес процессов, улучшение качества и повышение скорости обслуживания клиентов, интерактивные продажи услуг и товаров посредством сети интернет, проведение маркетинговых акций с целью увеличения торгового оборота, организация каталогов товаров с целью ознакомления с ними широкой аудитории, снятие временного ограничения по доступу к информации компании, поддержка рекламных акций, проводимых вне сети интернет, развитие сайта как отдельного вида бизнеса, привлечение новых клиентов.

На текущий момент на предприятии ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» не существует целостной маркетинговой информационной системы,. поэтому, в качестве рекомендации необходимо отметить следующее: в целях повышения маркетинговой деятельности с применением интернет-маркетинга на предприятии ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» необходимо создать дополнительную штатную единицу - специалиста по маркетингу; принять на работу специалиста, обладающего навыками работы в сфере электронного маркетинга, обучить специалиста современным интернет-технологиям и поставить перед ним задачу по созданию на предприятии эффективно функционирующей маркетинговой информационной системы. Наличие на предприятии данной системы позволит существенно сократить издержки предприятия за счет правильных, оперативных и своевременно принимаемых маркетинговых и управленческих решений.

Время от времени предприятие должно полностью пересматривать свои маркетинговые цели и стратегический подход к рынку. Для этого можно применить два инструмента: оценку эффективности маркетинга и маркетинговый аудит.

Маркетинговый аудит - это независимое периодически повторяющееся всестороннее исследование маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности с точки зрения выявления проблем и скрытого потенциала, а также разработка плана действий по улучшению маркетинга.

Маркетинговый аудит начинается со встречи руководителя компании с аудитором и выработки соглашения о целях исследования, охвате, глубине, источниках данных, форме отчетности и времени проведения. Составляется детальный план: кого опросить, какие вопросы задать, когда и где встретиться и т.д. Основное правило маркетингового аудита: нельзя полагаться на данные и мнения одних лишь менеджеров компании. Опросить следует и клиентов, и поставщиков.

Кроме маркетинговой среды и стратегии предприятия, необходимо проверить и саму службу маркетинга (эффективность организационной структуры и взаимодействия с другими подразделениями фирмы), результативность маркетинга (прибыльность, эффективность затрат) и его функциональные составляющие (товарная и ценовая политика, распределение товара, маркетинговых коммуникаций). Далеко не последнюю роль играет и кадровая политика в компании, которая может способствовать или, наоборот, препятствовать реализации наилучших маркетинговых планов.

Реализация этих мероприятий поможет, как привлечь новых клиентов, так и повысить сбыт продукции, что означает увеличение прибыли. Поднимется престиж ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ», что положительно скажется на дальнейшем развитии предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы.

Для эффективности маркетинговой деятельности предприятия в последнее время рассматривается внедрение в маркетинговую деятельность информационных технологий и, в первую очередь - интернет-технологий.

Наличие корпоративного веб-сайта сегодня считается не просто делом престижа, но необходимостью. «Если Вы не представлены в Интернете - Вы просто не существуете» - этой фразой можно описать значение веб-сайта для организации, даже если ее деятельность не связана с информационными технологиями и продажей товаров в Интернете. В Сети при упоминании организации в статьях или новостях ссылки делаются на корпоративный сайт. На сегодняшний день уже не встает вопрос: нужен сайт или не нужен, но очень актуальна тема, как сделать сайт максимально эффективным с точки зрения успешной коммуникации и поддержания благоприятного имиджа. Поэтому создание и поддержка (регулярное обновление информации) сайта являются одним из важных компонентов маркетинговой деятельности для птицефабрики.

Проанализировав деятельность ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» можно сделать вывод о том, что ООО «РАВИС - ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» является достаточно надежным и рентабельным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://ravisagro.ru/

. Основы маркетинга. Краткий курс. Ф. Котлер, М.: 2007. - 656 с.

. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 600 с.

. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. - Минск : Современная школа, 2010. - 635 с.

. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - Москва: Дашков и Кº, 2009. - 575 с.

. Сандригайло Л. З. Управление маркетингом в АПК / учебное пособие Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2012. -56 с.

. Теория управления: учебное пособие по специальности “Государственное и муниципальное управление” / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 478 с.

. Маркетинг - Нуралиев С.У./ Изд-во 2013 г.

. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2007

. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. - М.: Эксмо, 2006.

. Ашманов, И., Иванов, А. Продвижение сайта в поисковых системах. - Москва: Вильямс, 2007

. Савчук, В. П. Управление финансами предприятия / В. П. Савчук. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 480 с.

. Гуров, Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети. - Москва: Вершина, 2008. - 152 с.

. Попов Р. А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2005. - 429 с.

. Инвестиционный менеджмент: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов; рец.: В.А. Сапрыка, И.Г. Андреева ; НИУ БелГУ, Ин-т гос. и муниципального управления, Каф. социальных технологий; НИУ БелГУ -Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. - 107 с..-Глоссарий: с. 95-104.-Библиогр.: с. 105-107

. Стратегический менеджмент. -М: КНОРУС, 2011. - 496с

. Захаров, С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг. - Москва: Феникс, 2009, 361с.

18. Новиков, Алексей. Об интернете, маркетинге, рекламе и PR <http://blog.micromarketing.ru/pr/crisis-pr-principles/>

19. Блажнов, Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. / Е.А. Блажнов - М: Наследие, 1999

. И.В. Успенский, Интернет-маркетинг. Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.

Похожие работы на - Исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!