Информационные войны в политическом пространстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные войны в политическом пространстве















Информационные войны в политическом пространстве

Введение

С древнейших времен человек, который обладал информацией, мог совершать магические обряды, управлять людьми, имел больше шансов одержать победу в различных конфликтах и войнах, укреплялся во власти. Без полной информации о жизни и повадках животных охота делалась опасной для самих охотников. Без информации о численности войск противника, о его вооружении, без знания его слабых сторон невозможной была победа над его врагом. История знает множество примеров использования информации в войне и дипломатии. Главными разрушительными компонентами информационной войны являются дезинформация, агитация, пропаганда.

Современный мир, с его разнообразием телекоммуникационных вычислительных систем и психотехнологий координально изменил окружающее нас пространство. То, что было ранее отдельными информационными ручейками превратилось в сплошной поток. Информационная война стала пробираться на передние планы современной жизни. То, что в свое время было определенным нонсенсом, сейчас стало носить обыденный характер. Информационная война прошла довольно длительное становление в обществе и на сегодняшний день является неотъемлемым его «обитателем». Более того, понятие «информационная война» становится все более популярным. Сейчас оно употребляется не только в научных трудах, но так же и в художественных фильмах. Все чаще на кадрах кинопленки, страницах газет, порталах и сайтах интернета мы сталкиваемся с подтверждением и утверждением того, что наличие информационных атак и манипуляции сознанием существуют. С развитием средств массовой коммуникации, компьютерных технологий, информационных технологий и психотехнологий просветительская функция журналистики отходит на второй план, а ведущей становится пропагандистская или манипулятивная. Лидерами мнений в информационном обществе XXI века становятся владельцы транснациональных медиакорпораций, обеспечивающие моделирование выгодной им реальности в сознании аудитории. Печать, телевидение и радио полноправно занимают место стражей гласности. Посредством СМИ поведение народных масс направляется в нужное русло. СМИ играют ведущую роль в конструировании информационного поля конфликта.

Становление доминирующей роли информации во всех сферах жизнедеятельности человека, условия медийного шума, развитие Интернета, проблемы верификации данных в журналистских произведениях аудиторией дали возможность лидерам мнений использовать информационные потоки в своих собственных интересах, что привело к возникновению такого глобального явления, как «информационная война».

Теоретические аспекты информационной войны в настоящее время являются предметом пристального изучения со стороны российских и зарубежных ученых.

Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность методов и форм этой работы в практическом и научном планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационной войны. Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают войну информационную как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Информационная война позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.

Совокупность проблем в данной области объясняется несоответствием между объективной потребностью в создании такой системы и низкой степенью готовности современного общества оказывать активное противостояние любым попыткам манипулирования общественным сознанием. Дело в том, что в массовом сознании граждан еще не совсем сформировалось понимание той угрозы, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационном воздействии. Особенно если использовать их в политических целях. И все это позволяет констатировать актуальность изучения данного явления.

Объект исследования: Информационные войны современности.

Предмет исследования: Информационные войны политической направленности.

Цель данной курсовой работы: Выявить основные закономерности современной информационной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)Дать определение термину «информационная война».

2)Раскрыть ее основные категории.

)Показать основные черты информационных войн.

)Показать элементы информационных войн.

)Рассмотреть цели информационной войны.

)Выделить основные формы информационной войны.

)Изучить информационное оружие, его виды и приоритеты.

)Изучить методы информационной войны.

)Рассмотреть актуальные тенденции в сфере ведения информационных войн.

) Показать специфику современной информационной войны на примере «казуса Эдварда Сноудена».

В ходе изучения используются такие методы научного исследования, как исторический, компаративистский, сравнительный, ивент анализ. Все это позволяет дать наиболее точную характеристику такому явлению, как информационная война.

1. Информационная война, понятие и сущность

.1 Основные категории, виды и методы информационной войны

В условиях современного технического прогресса ключевую роль играет информация. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Ее покупают, продают, обменивают, делят, похищают. Сегодня, в условиях информационного общества, информация является главным ресурсом, по поводу которого возникают противоречия, столкновения, конфликты. Кроме того, информация является мощным оружием в руках конфликтующих сторон. Конфликты информационного характера могут возникать на различных уровнях: от межличностных до межгосударственных. Крайней формой информационного противостояния является информационная война. Информационная война представляет собой не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного результата. Информационная война представляет собой не только борьбу. Рассматривая понятие информационной войны, необходимо систематизировать и дать четкое определение следующим категориям: война, конфликт, вооруженный конфликт, информация, информационный ресурс, информационная безопасность. Определение базовых категорий в рамках исследуемой проблематики позволит провести комплексное исследование такого явления, как информационная война.

Война - это конфликт между различными политическими образованиями, происходящий в форме вооруженного противоборства, военных действий между их вооруженными силами. Главным средством в войне является армия. Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Основная причина возникновения войн - это стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешних и внутриполитических целей. Войны делятся на мировые и локальные, на внешние и внутренние. Существуют так же такие понятия как, воздушная война, локальная война, ядерная война, колониальная война, малая война, холодная война, сетецентрическая война и, наконец, информационная война.

Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, мнений или взглядов людей. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В структуре конфликта выделяют:

·объект (предмет спора);

·субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

·условия протекания конфликта;

·масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

·стратегии и тактики поведения сторон;

·исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Так же конфликты подразделяют на различные уровни:

·Межиндивидуальные конфликты;

·Межгрупповые конфликты и их типы:

·группы интересов;

·группы этнонационального характера;

·группы, объединенные общностью положения;

·конфликты между ассоциациями;

·внутри и межинституциональные конфликты;

·конфликты между государственными образованиями;

·конфликты между культурами или типами культур;

Вооруженный конфликт представляет собой действия по разрешению национально-этнических, религиозных и иных противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которых государство не переходит в особое состояние, определяемое как война, и не вводит режим военного положения в стране или на части ее территории, а вооруженная борьба не выходит за пределы операционного направления. К вооруженным конфликтам относятся различные военные инциденты, военные акции и другие военные столкновения ограниченного масштаба с применением иррегулярных или регулярных вооруженных формирований. Особой формой вооруженного конфликта являются приграничные конфликты. Опасность вооруженных конфликтов заключается в том, что они могут превращаться в военные конфликты различной интенсивности и с применением различных видов оружия.

Вооружённый конфликт отличается от войны следующими признаками:

·ограниченностью политических целей противоборствующих сторон;

·выдвижением на первый план в качестве причинных факторов не коренных, а более частных противоречий между сторонами;

·количественным и качественным ограничением пределов применения военной силы;

·сравнительно небольшими территориальными масштабами противоборства;

·сравнительно меньшей продолжительностью или пульсирующим характером противостояния.

Информация-это сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. Но, как гласят источники, в настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. И с точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Любой материальный объект или процесс является первичным источником информации. Информация может храниться, передаваться и обрабатываться.

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д. Главной целью государственной политики любой страны должно являться организация благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Информационная безопасность - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Под безопасностью информации понимается такое ее состояние, при котором исключается возможность просмотра, изменения или уничтожения информации лицами, не имеющими на это права, а также утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, специальных устройств перехвата при передаче между объектами вычислительной техники.

Защита информации должна быть:

·централизованной: необходимо иметь в виду, что процесс управления всегда централизован, в то время как структура системы, реализующей этот процесс, должна соответствовать структуре защищаемого объекта;

·плановой: планирование осуществляется для создания взаимодействия всех подразделений организаций в интересах реализации принятой политики безопасности. Каждая служба, отдел, направление разрабатывают детальные планы защиты информации в сфере своей компетенции с учетом общей цели организации;

·конкретной и целенаправленной: защите подлежат абсолютно конкретные информационные ресурсы, представляющие интерес для конкурентов;

·активной: защищать информацию необходимо с достаточной степенью настойчивости и целеустремленности. Это требование предполагает наличие в составе системы информационной безопасности средств прогнозирования, экспертных систем и других инструментов, позволяющих реализовать наряду с принципом «обнаружить и устранить» принцип «предвидеть и предотвратить»;

·надежной и универсальной, охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объекта: методы и средства защиты должны надежно перекрывать все возможные каналы утечки информации и противодействовать способам несанкционированного доступа независимо от формы представления информации, языка ее выражения и вида носителя, на котором она закреплена;

·нестандартной, разнообразной по используемым средствам;

·открытой для изменения и дополнения мер обеспечения безопасности информации;

·экономически эффективной: затраты на систему защиты не должны превышать размеры возможного ущерба;

Появление информационных войн относят к концу XX - началу XXI веков. Данный процесс характеризуют как новый вид войны, при которой победа достигается не за счет уничтожение вооружения и самой живой силы соперника, а за счет различного вида воздействий на живую силу, приводя ее в недееспособное состояние. Ученые-историки находят несколько причин появления информационных войн. Во-первых, это начавшееся с середины XX века бурное развитие средств вычислительной техники, коммуникации и связи, что в итоге привело к возрастанию значения информации как одного из основных ресурсов человеческого общества, по своей эффективности намного превосходящего материальные и другие виды ресурсов. Во-вторых, успехи в области изучения мозга и группового поведения людей позволили понять пути и средства психофизического воздействия на людей в «нужных» направлениях, и, наконец, в-третьих, научно-технические достижения позволили разработать соответствующие физико-химические средства, используемые в информационной войне вместо традиционных видов оружия. Угроза информационной войны привела к необходимости больше внимания уделять информационной безопасности, которая выходит на первое место среди других проблем безопасности (безопасность жизнедеятельности, безопасность производства и транспорта, охрана государственных и коммерческих секретов, экологическая безопасность, безопасность при техногенных и природных катастрофах и др.).

Важность проблем информационных войн и информационной безопасности потребовала создания соответствующих кафедр практически во всех ВУЗах, а в государственных и коммерческих организациях - служб безопасности. Остро ощущается дефицит соответствующей научной литературы и учебных пособий. Хотелось бы рассмотреть актуальность проблемы повышения информационной безопасности. XXI век - это век информации. Мы живем в информационном обществе. И любое высокоразвитое государство выделяет актуальность проблемы информационной безопасности как неотъемлемую составляющую информационной безопасности. Стратегические преимущества государства зависят от его информационных возможностей. К примеру можно отнести итоги «холодной войны». СССР потерпел поражение в информационном противоборстве. Военно-политическое руководство СССР недооценило информационный фактор, не обеспечило своевременное развитие эффективных технологий ведения информационного противоборства, что и явилось основной причиной подрыва информационной безопасности страны, понимаемой ныне как защищенность информационной среды личности, общества, государства от преднамеренных и непреднамеренных угроз и воздействий.

В связи с глобальной информатизацией современного общества резко повысились требования к качеству информации, в частности к ее достоверности. Улучшая качество информации, можно повысить ее достоверность. Ухудшая и тем более искажая передаваемую информацию, можно заведомо снизить не только ее достоверность, но и преднамеренно дезинформировать потребителей информации. Таким образом, вмешиваясь в регулирование информационных потоков, в процесс их обработки и управления, можно влиять на те или иные события. При этом необходимо подчеркнуть глобальность информационных воздействий в различных сферах деятельности. Это касается не только известных технических приемов воздействий на компьютерные сети, каналы получения и обработки информации, на центры управления и наведения, глобальные военно-космические информационные системы, но и разрабатываемых методов информационных воздействий на человека и общество, в целом на информационную сферу государства. Особо наглядно подобное воздействие проявилось при организации поэтапного военного вмешательства США в урегулирование конфликта между Саудовской Аравией и Ираком. На первом этапе США, опираясь на глобальную информационную сеть, сумели в кратчайший срок показать агрессивность Ирака, грубо попирающего международные соглашения, и тем самым привлечь на свою сторону значительную часть мирового сообщества. На втором этапе мощным информационным воздействием через быстро наращиваемую сеть СМИ региона американские силы информационной обработки населения настроили весь исламский мир против Ирака, создав тем самым благоприятную обстановку для вторжения. Еще большее развитие информационные формы воздействия получили в войне с Югославией. Повторив первый и второй этап информационной обработки населения региона, грубо проигнорировав требование России о вынесении вопроса о вооруженном вторжении на уровень ООН, США, договорившись только со своими союзниками по НАТО, приступили к третьей фазе информационного воздействия, гораздо более изощренной и жестокой, по сравнению с Ираком. Для подавления информационной сферы Югославии США впервые массировано применили ракетное оружие с высокоточным наведением по космическим каналам управления. Здесь были применены и другие технические «новинки» типа «графитовых» авиабомб для обесточивания всей инфраструктуры Югославии, разгром телецентров, радиостанций, информационный «подогрев» национальной вражды между сербами и албанцами и т.д. История последних десятилетий показала, что оказывается возможным разгромить мощное государство, его экономику, его военно-промышленный комплекс, все его важнейшие структуры вообще без применения военной силы (Советский Союз). Того же самого можно добиться и с применением военной силы, но принципиально с иным подходом, чем ранее (Ирак, Югославия). Те же цели можно достичь и с помощью так называемого квазиоружия, в качестве которого выступает информационное воздействие, экономическая блокада, ликвидация валютной поддержки и т.п. (Вьетнам, Куба, Иран и десятки стран, на которые США и их союзники оказывают информационное и материальное давление). На сегодняшний день, ученые утверждают, что информационное оружие намного эффективнее прочих военных снаряжений. И что немаловажно, оно менее затратное. Актуальность проблемы повышения информационной безопасности обусловлена тем, что она затрагивает все более или менее значимые системы и комплексы военного, военно-промышленного и государственного назначения. Появляются все новые средства и методы информационной борьбы.

Основные черты информационных войн:

·Oбъeктом являeтся как массовоe, так и индивидуальноe сознание;

·Навязывание своих идей - это то, что делает информационную войну именно войной и отличает её от обычной рекламы;

·Любые средства передачи информации могут являться средствами введения информационной войны - от СМИ до почты и сплетен;

·Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающееся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне;

Элементами информационной войны являются:

·психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;

·электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию;

·дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;

·физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем;

·меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;

·прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны. К ним относится:

·контролирование информационного пространства, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация);

·использование контроля информации для ведения информационных атак на врага;

·повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Выделяют 7 форм информационной войны:

·Командно - управленческая - направлена на каналы связи между командованием и подчинёнными с целью лишить последних управления и координации сверху;

·Разведывательная-заключается в сборе и защите военно - значимой информации;

·Психологическая - информационная обработка населения - «промывка мозгов»;

·Хакерская - определённые действия, которые приводят к сбоям в работе связи. Оружием в данном виде войны выступают компьютерные вирусы;

·Экономическая - информационная блокада и информационный империализм, где под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции;

·Электронная - выведение из строя электронных средств связи: компьютерных сетей, сотовых вышек, радиоузлов и т.д.;

·Кибервойна - в отличие от хакерской войны конечной целью является захват информации.

Самой масштабной и опасной по праву считается психологическая. Она способна охватывать большие аудитории. Для того, чтобы информационное воздействие оказалось эффективным необходимо частичное присутствие правды. На всем этом фоне могут присутствовать и частички лжи. Одним из самых эффективных методов принято считать создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Существует даже такое понятие как политический миф. И они могут оказывать огромное влияние на общественное сознание вплоть до изменения отношения к определенной проблеме.

Существует так же косвенная и прямая информационная атака. Они позволяют оказывать воздействие на информационные функции врага. Косвенная и прямая атаки добиваются одного и того же результата, но разными способами.

Думая о войне, мы видим перед собой картину хаоса. Война объединяет в себе такие понятия как сражение, армия, орудие. Говоря об орудии, как о средстве борьбы, мы представляем себе разное. Так что же мы представим себе, затрагивая тему информационной войны, ведь у нее тоже есть свое оружие. Информационное оружие - это совокупность информационных технологий, способов и средств информационного воздействия, предназначенных для ведения информационной войны. К информационному относится оружие, наиболее эффективно решающее задачи информационной войны, основной задачей которой является достижение информационного превосходства. Информационное оружие - это способы и средства информационного воздействия на технику и людей с целью решения задач воздействующей стороны. Существует классификация информационного оружия. Его подразделяют на шесть видов:

·средства высокоточного место определения оборудования, излучающего в электромагнитном спектре, и его огневого поражения;

·средства воздействия на компоненты радиоэлектронного оборудования;

·средства воздействия на программный ресурс электронных управляющих модулей;

·средства воздействия на процесс передачи информации;

·средства пропаганды и дезинформации;

·психотропное оружие.

К первому типу недостаточно отнести только средства высокоточного местоопределения оборудования, излучающего в электромагнитном спектре. Сюда следует добавить вообще все средства разведки (включая оптические, телевизионные, инфракрасные и др.), средства управления войсками и оружием, системы связи и навигации. В.Ф. Прокофьев предлагает свой вариант классификации информационного оружия, исходя из того, что в соответствие с видами информационной борьбы оно подразделяется на два основных вида: информационно-техническое и информационно-психологическое. Главными объектами информационного оружия первого вида является техника, второго - люди.

Основным методом ведения информационной войны является выброс дезинформации. Благодаря этому можно помешать противнику, сбить его с толку и даже вовсе переманить его на свою сторону.

Если посмотреть на жизнь социума на исторически длительных интервалах времени, можно увидеть, что существуют средства воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью. Речь идёт о приоритетах (уровнях значимости) противоборства двух различных систем.

Приоритетные направления ведения информационной войны - это различные способы ведения агрессии, войны с целью овладения людскими, природными, энергетическими и другими ресурсами какой-либо страны. Номер приоритета отражает мощь, значимость каждого из видов оружия. 6, 5 и 4 приоритеты - это материальное оружие, а 3, 2, и 1 - это информационное оружие. 6 приоритет самый низкий, а 1 приоритет самый высокий Приоритеты 1, 2 являются высшими приоритетами.

приоритет - методологический.

приоритет - хронологический.

приоритет - фактологический.

приоритет - экономический.

приоритет - оружие геноцида.

приоритет - военное оружие.

Оружие 6-го приоритета. Одна страна может быть завоёвана другой непосредственно силой оружия. Если сейчас в Москве, например, на перекрёстках улиц поставить патрули «фрицев» в касках и с автоматами, тогда все поймут, что они живут в оккупированной неприятелем стране. Именно так и воспринимает обыденное сознание людей понятие «оккупация». С помощью автоматов, танков и самолетов ведутся «горячие» войны.

Оружие 5-го приоритета. Но когда-то «древние экстремисты» поняли, что, как быстро завоевал другую страну на 6 приоритете, также быстро можешь получить и ответ. При этом есть возможность погибнуть самому. Кроме этого оказалось, что рабы в завоеванной на 6 приоритете стране работают плохо, без «энтузиазма». Поэтому «экстремисты древности» стали совершенствовать способы агрессии, не меняя при этом своих целей - захват ресурсов других стран. Так было «изобретено» оружие геноцида. Если удалось «посадить на иглу» вождя соседнего племени - делай с ним, что хочешь. За «укол наркотика» он будет издавать любые указы своим соплеменникам. А можно и вообще всё племя споить вином, чтобы потом всех голыми руками вырезать. Такая «стратегическая операция» была проделана над индейцами Америки.

Оружие 4-го приоритета. С «иглы» вождь может «соскочить», а из «запоя» - «выйти». Может и умереть от передозировки. Тогда агрессору надо возиться с новым вождём. А ведь можно и так - дал в долг «вождю» сегодня, а расплачиваться за этот долг будут дети и внуки «вождя» ресурсами своей страны, своего народа. И никакого кровопролития! Всё вполне «культурно». Поэтому такую агрессию стали называть «культурное сотрудничество». С «иглы» сорваться можно, а вот долг отдать - бесполезно, потому что кредитно-финансовая система «древними экстремистами» устроена так, что «не сорвёшься». Основой её является ростовщический ссудный процент. Это - экономическое оружие. Оно даёт ещё более устойчивые результаты во времени.

Оружие 3-го приоритета. Чтобы народ не разобрался, что с ним делают на 6, 5, и 4 приоритетах «древние экстремисты» создали различные идеологии. С их помощью идёт обработка сознания людей, их оболванивание. В древности «экстремисты» приспособили веру людей в Бога для своих интересов - таким инструментом стали религиозные культы, ритуалы. Затем появились «светские идеологии», равно как и «отсутствие идеологии» - это тоже идеология. Всех граждан поделили на множество партий и религиозных конфессий, стравливая друг с другом. Так реализуется принцип управления «Разделяй и властвуй». Всё это каждый из нас испытывает на себе. «Всем надо покаяться за грехи предков, иначе не спасёшься… молись и кайся…», «деньги делают деньги», «вино в малых количествах очень полезно», «марихуана не наркотик», «кто курит Мальборо - тот ковбой и герой» и т.д. и т.п. Это всё - идеологическое оружие или деструктивная информация идеологического характера.

Оружие 2-го приоритета. Это - информация хронологического, исторического (летописного) характера. Тот, кто создаёт исторические мифы, «переписывает учебники нашей истории», тот управляет миллионами людей на протяжении столетий. На базе этих мифов создаются идеологии и религиозные культы.

Оружие 1-го приоритета. Это - информация методологического характера, которая позволяет различать процессы (т.е. отличать, видеть разницу между ними и понимать то, что происходит на самом деле), протекающие в мироздании, видеть «общий ход вещей» и «…выводить из оного глубокие предположения, часто оправдываемые временем…» (А.С. Пушкин). То есть, говоря военным языком, «правильно оценивать обстановку и принимать правильные решения». Соответственно, кто не владеет этим, тот не может «правильно оценивать» и «правильно принимать решения».

Трудно представить себе сражение без тактики. Поэтому обратимся к методам ведения информационных войн. Как правило, в информационных войнах, основным методом является дезинформация, когда информацию предоставляют ложно для получения из этого определенной выгоды и нанося урон сопернику. Одним из ярчайших примеров этого метода будет являться деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды гитлеровской Германии. Он оказал воздействие на изменение общественного сознание. Геббельс говорил, что «пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока». Выступал с циничными демагогическими речами против евреев и левых политиков.

Основные методы ведения информационных войн:

·Использование авторитетов. Метод состоит в использовании авторитетных, известных для целевой аудитории людей или групп. В качестве таких групп влияния могут выступать известные политические деятели, деятели культуры, известные актеры, руководители предприятий, преподаватели высших и средних учебных заведений;

·В ходе президентской избирательной кампании Б.Н. Ельцина в 1996 году в качестве доверенных лиц были привлечены многие известные артисты, актеры, деятели культуры. Аналогично, в ходе избирательной кампании Б. Клинтона в 1992 г. в его поддержку выступили известная певица Барбара Страйзайд, а известный киноактер Арнольд Шварцнеггер выступал в поддержку его конкурента Джорджа Буша;

·Утвердительные заявления. Метод состоит в распространении различных утверждений, которые представлены в качестве факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств. Эти утверждения могут быть как достоверными, так и нет;

·Победившая сторона. В данном методе эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя, аудитория убеждается в необходимости действовать так, чтобы оказаться «на выигравшей стороне», быть «как все»;

·Принуждающая пропаганда. Данный тип воздействия использует слова и выражения, имеющие принуждающий характер. Например, в избирательных кампаниях часто используются листовки с лозунгом: «Голосуй за N» и «Выбери N»;

·Использование ценностных слов. Метод состоит в использовании эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации и связывании их с необходимыми идеями или людьми;

·Неопределенные выражения. Метод имеет много общего с методом «использования ценностных слов», но основан на использовании выражений с не уточненным смыслом. Аудитории предлагается возможность искать собственные интерпретации. Например, в избирательных кампаниях нередко встречаются лозунги «Я добьюсь правды», которые, несмотря на неясный, лишенный «конкретики» смысл в ряде случаев воспринимаются электоратом положительно;

·Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, поддержка, престиж) или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной и т.д.) на другого человека или группу. Например, во время президентской избирательной кампании во Франции 1965 г. «избирательная команда» кандидата Жана Леканюэ создавала ему имидж «французского Кеннеди», перенося положительный образ Кеннеди на кандидата. В частности, для этого использовались плакаты с изображением кандидата и надписью «Завтра … Жан Леканюэ … новый человек … Франция в движении». «Такой же как все, как мы». Метод состоит в том, чтобы увеличить доверие той или иной аудиторией, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группу с этой аудиторией;

·Наименьшее зло. Суть метода состоит в «мягком» признании того, что определенное лицо или курс является неприятный, но любой другой приведет к результатам намного худшим. Эта тема была одной из основных в избирательно кампании Президента РФ Б.Н. Ельцина в 1996 году;

·Упрощение проблемы. Многим людям не доставляет удовольствия долго разбираться в той или иной проблеме, а намного удобнее получить простой ответ на свои вопросы, с другой стороны многим непрофессионалам приятно услышать что, например, «юриспруденция это просто опыт каждого человека запутанный применением хитрых слов», а «современное искусство - просто чепуха», таким образом, люди потворствуют своему чувству превосходства и опасению признать, что эти области находятся вне их понимания. Суть метода «упрощения» состоит в использовании этих психологических особенностей человека. Сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы сводятся к простым интерпретациям. Например, в президентской избирательной кампании «избирательная команда» В.В. Жириновского использовала серию телевизионных роликов, в которых лидер ЛДПР «популярно» объяснял причину экономических проблем России;

·Общественное неодобрение. Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного мнения. Основная задача метода - создание негативного образа того кандидата или группы. Часто реализуется путем подбора различных высказываний «групп влияния», «представителей» различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.;

·Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску. При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Часто используется в форме следующих намеков: «Ну, вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники как N»;

·Перенос неодобрения и негативного образа. Метод «переноса неодобрения» состоит в создании неодобрения тех или иных персон, действий или идей через демонстрацию тех групп, которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают эти персоны, но относятся к числу имеющих низкое доверие, тех, которых боятся, ненавидят или презирают и др. Если группа, поддерживающая определенную политику, относится к числу подозрительных, презираемых или не вызывающих доверия, другие группы могут изменить свою позицию. Например, во время избирательной кампании 1986 г. во Франции социалисты выпустили плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: «А почему, милые правые, у вас такие большие зубки?»;

·Наклеивание ярлыков. Метод аналогичен методу «Перенос неодобрения и негативного образа» и состоит в эксплуатации предрассудков и стереотипов населения через «наклеивание ярлыка». Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория боится, ненавидит, испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным и др. В России в качестве таких ярлыков в разное время использовались слова партократ, дерьмократ, коммуно-фашист, красно-коричневый;

·Использование пугающих тем и сообщений. Пугающие темы и сообщения являются одними из самых эффективных средств воздействия. Как правило, реализация этого метода направлена на стимулирование тех или иных действий аудитории. В случае избирательных кампаний этими действиями может быть голосование «за» или, напротив, голосование «против» того или иного кандидата. Побочной, а в ряде случаев и основной, задачей этого метода выступает разрушение положительного имиджа и создание отрицательного. В этом случае тот или иной кандидат, партия, «политико-финансовая группа» представляется в качестве угрозы жизни, безопасности и благосостояния граждан, устойчивости социальной системы общества и т.д. Так, в кампании Президента США 1964 года «избирательная команда» Линдона Джонсона использовала телевизионный ролик с маленькой девочкой, которую уничтожал ядерный взрыв, который ассоциировался с его конкурентом Барри Голдуотером. Во Франции правые выпустили брошюру «Теряешь лишь раз в жизни», которая имела антисоциалистскую направленность. На обложке находился крестьянин, заключенный в стилизованную под тюрьму избирательную урну, а брошюра содержала угрозы обобществлением собственности, потерей продуктивности хозяйств, оболваниванием детей в контролируемых коммунистами сельских школах - в случае победы социалистов;

·Заострение внимания. Этот метод во многом сходен с методом «Упрощение проблемы». Сложные идеи, события или действия другой стороны сводится к тому или иному уязвимому для нее пункту;

·Имитационная дезинформация. Метод состоит во внесение изменений в пропаганду другой стороны. Эти изменения придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Используется в виде подмены листовок, высказываний кандидатов или групп. Например, в ходе одной из кампаний был и выпущены листовки с избирательной программой и дизайном листовок другой стороны, однако программа содержала положения, неприемлемые для электората. Другим примером применения метода является выпуск поддельной листовки за подписью одного из кандидатов с сообщением о снятии своей кандидатуры, что имело место в одном из регионов РФ;

·Прямое опровержение. Метод состоит в прямом опровержении всех элементов пропаганды другой стороны;

·Игнорирование. Состоит в игнорировании элементов и тем другой стороны, основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху» приносит больший ущерб, по сравнению с темой появившейся на короткий промежуток времени. Наиболее эффективен в случае незначительности темы, небольших ресурсов другой стороны для его «раскручивания», а также в случае высокой достоверности негативной информации;

·Отвлекающая пропаганда. Метод состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с тем пропаганды другой стороны на другие темы. Достаточно часто используется государственной властью. Например, общеизвестным становится тот факт, что за моментами активизации критики Президента США по «сексуальной линии», практически сразу же активизировались темы Ирака, нанесения бомбовых и ракетных ударов, террористов и т.д. В России, в моменты различных кризисов, возникала тема захоронения В.И. Ленина и др;

·Уменьшение значимости темы. Метод основан на через переносе акцентов на менее негативные элементы темы, кратком затрагивании и «не упоминании» темы и т.д. Используется совместно с методом «Отвлекающей пропаганды»;

·Например, в ходе избирательной кампании в одном из регионов РФ «избирательная команда» одного из кандидатов использовала этот метод следующим образом: было выдвинуто заведомо ложное обвинение в присвоении коммерческого кредита кандидатом, а затем обеспечено широкое опровержение, построенное на отсутствием данной формы кредита в банковской практике. Поскольку первоначальное обвинение было якобы сделано со стороны конкурента кандидата, дальнейшее его попытки использовать информацию об аналогичном факте, обладавшем значительно большей достоверностью, были нейтрализованы;

·Ограничительные меры. В избирательных кампаниях метод трансформируется в работу по сбору и уничтожению наглядной агитации конкурентов, нарушению циклов ее производства и распространения;

·Например, в одной из избирательных кампаний «избирательная команда» одной из сторон организовала внеочередное праздничное мероприятие на типографии, в которой печаталась наглядная агитация другой стороны, что привело к срыву ее плана распространения и, в конечном итоге, к существенному отставанию другой стороны;

·Использование эфемизмов. Данный метод схож с использованием метода «наклеивания ярлыков» наоборот. Состоит в замене общепризнанных и эмоционально окрашенных обозначений тех или иных объектов или фактов на слова, имеющие меньшую эмоциональную окраску или менее понятные;

·Псевдологические выводы. Метод состоит в использовании неправильных логических выводов. Например, на основе факта о поддержке кандидатом идеи об увеличении вмешательства государства в экономику и того факта, что коммунисты также выступают за вмешательство в экономику делается вывод, что кандидат коммунист. В качестве разновидности метода выступает его совместное использование с методом «выборочный подбор информации», когда логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. В избирательных кампаниях, особенно часто используется при проведении различных социологических опросов, развитии и поддержке пропагандистских тем и т.д.;

·Нарушение логических и временных связей между событиями. Используется для снижения эффекта «воздействия» другой стороны, а также создания иллюзии тех или иных тенденций и ситуаций. Например, с помощью метода предупреждается неявное создание (или, напротив, создается) из отдельных негативных фактов общей существенно негативной тенденции или фона. Применяется совместно с методами «выборочный подбор информации» и «псевдологических выводов»;

·Замена источника сообщения. Метод является противоположностью метода «имитационная дезинформация» (замена содержания при неизменном источнике сообщения) и состоит в замене источника сообщения для увеличения или уменьшения доверия к сообщению. Например, для уменьшения доверия к тому или иному факту приводится источник, не заслуживающий доверия. Напротив, для того чтобы избежать предположений в «ангажированности» и, таким образом, увеличения доверия к сообщению производится «дистанцирование» и приводится какой-либо независимый источник. В качестве, распространенного варианта выступает сообщение, появляющееся в зарубежных странах, с последующей «републикацией» со ссылкой на зарубежный источник;

·Формирование окружения. Метод состоит в специальном формировании информационного окружения вокруг того или иного факта для снижения или, напротив, увеличения его эффекта или степени доверия к нему. Например, если факт, действительно имевший место, подается в окружение ложной информации, это приводит к снижению к нему доверия;

·Одной из разновидностей выступает метод «непрерывного потока», который заключается в создании создание интенсивного потока фрагментированных сообщений, который не позволяет сосредоточиться на глубоком понимании того или иного факта;

·Уменьшение значимости темы. Метод основан на переносе акцентов те элементы события или темы, которые имеют меньшую негативную окраску, кратком затрагивании и «не упоминании» темы, использовании нейтральных или противоречивых комментариев и т.д. Используется совместно с методом «формирование окружения»;

·Выборочный подбор информации. Суть метода состоит в специальном подборе тех фактов, которые являются более выгодными для одной из сторон. В дальнейшем набор этих фактов используется в телевизионных передачах, публикациях, выступлениях, создавая иллюзию то или иной тенденции или ситуации;

·Современные технологии ведения информационной войны значительно продвинулись со времен Второй мировой войны в направлении научного обеспечения информационных операций, которые по мнению некоторых исследователей перестают быть ограниченными во времени специальными мероприятиями и становятся постоянной формой воздействия на массовое сознание с целью продвижения государственных или корпоративных интересов. Информационная война это не пропагандистская компания. Существуют два уровня ведения информационных войн: тактический и стратегический. Тактический представляет собой информационное воздействие, которое обеспечивает информационное сопровождение конкретной военной операции. К примеру, конфликт в Южной Осетии 2008 года, где Россия столкнулась с противодействием Запада. Стратегический же ведется на постоянной основе с целью экспансии своих ценностей, экономических и политических интересов. Алгоритмы тактических и стратегических информационных операций во многом похожи и включают в себя несколько основных этапов:

·Глубокий анализ культурно-психологических особенностей целевой аудитории или ключевого информатора

·Построение виртуальной картинки, выводящей целевую аудиторию на нужную модель поведения в рамках целевого ориентира информационной операции.

·Планирование реального события, имеющего символическое значение и служащего пусковым механизмом, вводящим целевую аудиторию в смысловой контекст виртуальной картинки.

·Управление информационными потоками после завершения активной фазы, призванное закрепить положительные результаты операции. Каждое действие включает в себя несколько отвлекающих, шумовых эффекта, призванных завуалировать истинный смысл операции.

Чтобы провести информационную операцию, необходимы следующие условия:

Во-первых, необходим контроль над внешними и внутренними информационными потоками как формальными: это СМИ, почта, социальные сети и прочее, а так же и неформальными: использование слухов. Важную роль здесь играют «лидеры мнений», так как они оказывают влияние на индивидов внутри своей группы.

Во-вторых, популярность информационного канала в массовой аудитории. Наиболее популярные, вызывающие доверие в массовой аудитории, информационные каналы являются в перспективе и наиболее эффективными инструментами для деструктивного воздействия на массовое сознание в рамках информационной операции. Популярность канала определяется по широте и глубине охвата массовой аудитории: степень охвата по различным социальным и национальным группам, а также уровень доверия к информационному каналу в этих группах. Уровень популярности каналов и отдельных тем измеряется с помощью различных рейтингов и опросов, в фокус-группах и глубинных интервью.

В-третьих, глубокие знания ментальности, целей, ценностных ориентаций и психологических установок целевой группы. Контроль над информационными каналами контрпродуктивен без комплексного анализа всех аспектов информационной операции, требующей для отдельных своих направлений построения математических моделей. Информационная операция разворачивается не столько в информационном, сколько в символическом пространстве общества, включающем в себя структурированную конфигурацию значимых для общества событий, ценностей и представлений, составляющих образ мира данного общества, укорененный в не всегда осознаваемых структурах ментальности и исторической памяти.

информационный война сноуден политический

1.2 Актуальные тенденции в сфере ведения информационных войн

Информация перестает быть дополнительным инструментарием, а приобретает самостоятельную силу. Информационные войны заняли новое место не только в военной, но и в мирной жизни. Ведь любая избирательная кампания, особенно президентская, постепенно доходит до такого состояния, что перестает быть политической кампанией, превращаясь в информационную войну, которая имеет единственную цель: уничтожить своего оппонента, хотя и не в физическом смысле.

Путь, который прошли информационные войны в своем развитии за последние двадцать лет, можно сформулировать так:

·Постепенная замена технических аспектов гуманитарными;

·Углубление гуманитарного аспекта до когнитивного измерения, что выражается также в соответствующей замене целей атаки;

·Развитие кибервойны, параллельно с усилением электронной составляющей, от которой теперь зависит все.

Дж. Аркилла выделяет следующие виды сегодняшних проблем в этой сфере:

·Развитие информационной сферы и ее взаимодействие с военной;

·Все большая сила сетевых организаций;

·Мультимедийная суть информационных операций.

В целом следует признать, что информационные войны стали приметой современности по многим причинам, среди которых:

·Возрастание роли информационного компонента через вхождение в информационный этап развития общества;

·То, что военные проекты лучше финансируются;

·Эти методы скрыто применяются и на внутреннем «фронте».

Поэтому следующим шагом в развитии этой сферы становится разработка собственных вариантов стратегии и тактики, а не повторение стратегии и тактики то ли военных, когда речь идет о внешних войны, то ли политиков, если речь идет о внутренних войнах.

Нравственная сила становится объектом изучения для военных. Подробно рассматриваются условия, которые делают войну справедливой. То есть делегитимизация существует не только в поле цветных революций, она становится угрозой и для военных. Сегодня не могут вестись войны на уничтожение, поскольку граждане демократических стран их не воспринимают. Например, подобная французская война в Алжире привела к изменению трех правительств.

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:

компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т.п.;

логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряются в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;

средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификации информации в каналах государственного и военного управления;

средства нейтрализации тестовых программ;

различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта.

Теперь в университетах исследуют феномен нравственности на более объективной, чем это делалось ранее, базе. К. Грей считает, что люди воспринимают тех, кто делает добро или зло, как более сильных. И в результате те действительно становятся физически сильнее. Грей называет это моральной трансформацией.

Работа с населением требует перехода от информационных операций к операциям влияния, поскольку задачей становится скорее изменение всей картины мира, чем отдельной ее точки. Информационная среда рассматривается как комплексная система, от которой зависит успех военных операций. Это - принципиально новый тип информационной работы, который напоминает холодную войну. Аркилла так и пишет, что «холодная война - это информационный конфликт». Он называет ее экспериментом, в ходе которого оценивались отношения между информацией и национальной силой.

В качестве одной из таких программ по воздействию на другие страны Аркилла называет открытие закрытых обществ. В качестве примера он называет Кубу. Если обычный американской подход базировался на давление извне, речь идет о либерализации страны изнутри. В целом он подчеркивает три последствия вхождения информации как нового инструментария:

·Информация изменяет традиционные политическую, экономическую и военную сферы;

·Возникает новая отрасль информационной стратегии;

·Стратегия открытости изменяется стратегией открытости, которая охраняется.

В целом можно сделать следующий вывод: информация постепенно перестает быть дополнительным инструментарием. Она приобретает самостоятельную силу. И именно это требует пересмотра возможностей ее применения.

Информационная атака проходит незаметно для атакуемого, но осуществляется перманентно. Она не наносит явных физических и психических повреждений в момент воздействия, но трансформирует сознание людей, побуждает их действовать против своих интересов и интересов государства. В информационной войне отсутствуют видимые разрушения, что блокирует чувство тревоги, опасности, самосохранения.

Превращение информационных войн в атрибут повседневности - важнейшая тенденция данного феномена. С бурным развитием информационных технологий они ведутся не только на межгосударственном, но и внутригосударственном уровнях. Используя неполную или искаженную информацию, а также дезинформацию, подрываются репутации, выдвигаются обвинения, открываются судебные дела, банкротятся предприятия, осуществляются политические отставки и гонения и т.д. Масштаб этого явления достиг огромных размеров.

Одна из тенденций эскалации информационно-психологических войн связана с неуклонным ростом противоречивости воздействия информации на общество и личность, а также повышением общественной опасности, возникающей в связи с появлением инновационных информационных технологий, более совершенных технических устройств и средств.

Например, сегодня специалисты обсуждают возможность применения технического новшества - визуальную поисковую машину TinEye, разработку канадской компании Idee. Система может находить оригиналы даже по измененным в графическом редакторе изображениям, что может быть использовано для повышения эффективности воздействия информационных атак.

Безусловно, создание мощных информационных ресурсов, развитие информационных сетей, повышение уровня информатизации общества способствуют развитию социальных инноваций, формированию более эффективных форм взаимодействия власти и общества, расширению возможностей для конвенционального участия граждан в политическом процессе. Однако неконтролируемая информация может использоваться (и используется) не только в созидательных, но и разрушительных целях: для пропаганды насилия, агрессии, человеконенавистнической морали, порнографии, манипулирования общественным сознанием и т.п. Поэтому параллельно с процессом технического и технологического совершенствования информационных средств должно происходить повсеместное укрепление духовно-нравственных основ личности и общества.

Австрийский психоаналитик Э. Фромм, характеризуя духовное развитие личности, справедливо отметил: «Если личность не добилась успеха, объединяя свои усилия в достижении высшего Я, то направляет их на низшие цели…»

Важная тенденция современной психологической войны - расширение социальных причин, появление разнообразных поводов, «облегчающих», если так можно сказать, проведение противником информационных операций и атак, что создает для спецслужб дополнительные трудности по их выявлению и пресечению.

Среди таких причин следует назвать:

·обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

·активизация националистических настроений экстремистского характера;

·деятельность террористических организаций;

·усиление регионального сепаратизма;

·идейно-политические конфронтации политических сил;

· коррупция;

·рост влияния организованной преступности и т.д.

·Изменение вектора направленности информационного воздействия - важнейшая тенденция развития анализируемого феномена.

·Специалисты по информационным войнам справедливо отмечают, что войны первого поколения были направлены на прямое подавление инфраструктуры государственного и военного управления противника, перехват и расшифровку информации, осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам, распространение дезинформации, искажение фактов. Информационные атаки направлялись на руководителей страны, лиц, принимающих стратегические политические решения.

·В современных условиях данные направления воздействия остались в арсенале организаторов психологической войны, но они уже не являются приоритетными.

·

· Информационные войны второго поколения направлены на общество в целом, в первую очередь молодежь. Их целью является создание атмосферы бездуховности и безнравственности, манипулирование не только общественным сознанием, но и политическими симпатиями и предпочтениями граждан, что приводит к дестабилизации всей системы общественных отношений, общественной конфронтации, противостоянию власти и граждан, обострению конфликтов разного уровня и типа, продуцированию ошибочных управленческих решений, массовых беспорядков.


.1 Специфика современной информационной войны

В современных условиях информационная индустрия является одним из главных источников развития общества. Отставание в этой сфере, напротив, равносильно потере статуса мировой державы.

Сегодня мы можем наблюдать информационную войну на различных уровнях, в различных структурах. Можем видеть как противостоят друг другу конфликтующие государства или противоборство может происходить внутри самой страны, между политическими лидерами. Сегодня информационное неравенство внутри государства и между странами рассматривается как новый источник бедности и новый тип социального неравенства. Информационный передел мира между технологически развитыми государствами обусловливает и более технологически и методологически высокий уровень информационного воздействия и противодействия, а также презентации и отстаивания странами своих геополитических интересов. Он привел к созданию новых империй, контролирующих развитие и освоение более совершенных информационных ресурсов и технологий, влияющих на формирование ценностных ориентаций граждан своих и других государств в том векторе развития, который отвечает интересам определенных политических сил.

Целенаправленное изменение жизненного стиля, принципов и моделей потребления и поведения населения, особенно молодежи, с помощью информационных технологий направлено на стратегическое использование информации, подрыв государства изнутри, что не всегда и не сразу воспринимается как информационная агрессия, именно этим она опаснее для страны, против которой направлена. Информационная война, наличие которой признают исследователи, общественные деятели, политики, представители разных профессий, идет на полосах газет, в эфире радио и телевидения, на порталах и сайтах Интернета.

Развитость рынка информации в отличие от традиционных рынков товаров и услуг во многом обусловливает и степень политического влияния той или иной державы.

Переход к новым стратегиям использования информации в формировании и осуществлении власти, обеспечении ее легитимности, социализации граждан, жизненные траектории которых адекватны целям и задачам данной политической системы, показал, что в современных условиях ни одно государство не может осуществлять информационные атаки против других держав или противостоять им без эффективной государственной информационной политики. От разработки ее принципов, стратегии и тактики во многом зависят стабильность социально-политической системы, предотвращение общественных конфликтов и их разрешение с наименьшими социальными издержками, уровень безопасности личности, общества и государства, степень консолидированности общества, а также эффективность противодействия информационным войнам, которые велись во все времена и эпохи. Кроме глобальных информационных вызовов современности наше государство сталкивается с множеством проблем, характерных для транзитных социумов, незавершенных социальных процессов.

Политическая, экономическая, социальная, культурная системы России находятся в стадии модернизации, что еще в большей степени актуализирует проблемы обеспечения безопасности страны, в том числе и информационной. Социально-политическая практика выявила следующие корреляции: чем активнее развивается информационная среда, тем больше экономическая, техническая, технологическая, оборонная и иные составляющие национальной безопасности государства зависят от безопасности информационной. Властвующая элита разрабатывает и осуществляет политику, направленную на обеспечение национальной безопасности в целом и информационной безопасности в частности во имя интересов государства, личности и общества. Именно власть должна дозировать степень контроля циркулирующей в социуме информации, определять характер регулирования и принципы функционирования информационных потоков, напрямую влияющих на формирование и устойчивость гражданской позиции факторов социально-политического взаимодействия. Государство обладает собственным политическим инструментарием минимизации негативного воздействия информационных атак противника.

В 90-е годы XX в. Россия подверглась массированным информационным атакам западных стран. Политика гласности, ускорения, перестройки и демократизации, в конечном итоге приведшая к девальвации ценности государства, эрозии государственного мышления, потере государственного контроля, уходу государства из социальной, духовной и экономической сфер, во многом явилась и результатом и следствием информационной войны.

Цели современной информационной войны можно расценить как насущные, тактические и стратегические. К первым нужно отнести массированную пропаганду, которая имеет цель снижения сопротивления противника и поддержки своих войск. Пример известен практически всем - это современные старания американцев по убеждению иракцев, что тех убивают во имя их же блага; а так же обработка прочего населения планеты в том, что война против мирного суверенного государства законна и необходима.

Ко вторым следует отнести пропагандистскую подготовку для осуществления стратегических замыслов государства. Примеры: пропаганда деятельности бандитов, убивающих русских людей, как защитников справедливости, дабы в дальнейшем оказать им помощь в войне против России.

Долговременная пропаганда вероятного противника, описывающая его и его союзников как страшных варваров, а себя - как радетеля и спасителя ведется непрерывно. Причем подобная информационная война зачастую приносит великолепные результаты, измеряемые целыми дивизиями. Достаточно вспомнить Прибалтику, где большое количество местных жителей сражалось на стороне фашистов, желавших уничтожить всех их поголовно, против советских войск, спасающих жителей прибалтики от уничтожения.

В современной России мы наблюдаем множественность информационных войн, проводимых внутри страны, центральные из которых мы можем представить в следующем виде:

информационные войны между олигархами,

информационные войны между властью и олигархами,

информационные войны между властью и оппозицией,

информационные войны, инспирированные противостоянием разных сегментов власти.

На сегодняшний день возросла роль публичной информации в принятии политических решений, в результате чего сфера политики стала намного публичнее и намного более управляемой.

Информационные войны мирного времени стали столь явной приметой сегодняшнего дня, что в результате это приведет к появлению слишком большого числа «бойцов невидимого фронта», которых даже негде будет использовать в мирное время. Уже сейчас появились информационные войны, ведущиеся в таком нетрадиционном формате, как рекламные щиты. Например, против Романа Абрамовича и Бориса Березовского на улицах Москвы появился следующий щит, сделанный детским почерком на фоне листика из тетрадки в линеечку с кляксами.

2.1 «Казус Эдварда Сноудена»

Ни для кого ни секрет, что государственные структуры крупных держав ведут активную разветвленную информационно-аналитическую деятельность в отношении своих партнеров на международной арене.

Пример Сноудена демонстрирует насколько жесткие и порой недемократические методы используются в данной деятельности. Информация, которую предоставил Сноуден подтвердила всеохватность характера информационного противостояния в глобальном мире, которая все больше приобретает характер информационной войны.

Эдвард Сноуден американский технический ассистент, бывший сотрудник агентства национальной безопасности США и ЦРУ.

В начале июня 2013 года Сноуден передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ, касающуюся тотальной слежки американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру, при помощи существующих информационных сетей и сетей связи, включая сведения о проекте PRISM, а также X-Keyscore и Tempora. В связи с этим в США 14 июня 2013 г. Ему заочно были предъявлены обвинения в шпионаже и похищении государственной собственности. Объявлен американскими властями в международный розыск.

Разоблачения Сноудена вызвали жаркие споры (как в США, так и в других странах) о допустимости массового негласного наблюдения, пределах государственной тайны и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности в эпоху после 11 сентября 2001 года.

Характер разглашённой информации:

Сноуден раскрыл информацию о программе PRISM, включающей в себя массовую слежку за переговорами американцев и иностранных граждан посредством телефона и Интернета. По его утверждениям, PRISM позволяет Агентству просматривать электронную почту, прослушивать голосовые и видеочаты, просматривать фотографии, видео, отслеживать пересылаемые файлы, узнавать другие подробности из социальных сетей. В программе PRISM принимают участиеMicrosoft (Hotmail), Google (Google Mail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk.

Сноуден передал журналистам копию секретного постановления суда FISCот 25 апреля 2013 года. По этому постановлению один из крупнейших американских операторов сотовой связи Verizon обязан ежедневно передавать в АНБ «метаданные» обо всех звонках, сделанных в пределах США, либо между США и другой страной, включающие в себя телефонные номера вызывающего и принимающего абонентов, IMEI телефонов, время и продолжительность разговора, месторасположение вызова. Однако звукозапись самого разговора передаваться не должна.

Постановлением запрещалось также всем государственным и частным служащим, причастным к сбору такой информации, раскрывать сам факт существования подобного постановления вплоть до 2038 года. В связи с этим журналисты впоследствии предположили, что подобные постановления могли быть направлены и другим сотовым операторам США.

Сноуден заявил, что спецслужбы США с 2009 года незаконно проникали в компьютерные сети восточноазиатской волоконно-оптической сети Pacnet, а также китайских операторов мобильной связи для получения доступа к миллионам SMS. Согласно заявлению гонконгской газеты Sunday Morning Post, он передал в редакцию подтверждающие это документы.

Сноуден разгласил сведения о существовании британской программы слежения Tempora. 17 июня газета «The Guardian» со ссылкой на данные Сноудена сообщила, что спецслужбы Великобритании осуществляли мониторинг компьютеров и перехватывали телефонные звонки иностранных политиков и чиновников, участвовавших в саммите Большой двадцатки в Лондоне в 2009 году. Секретную работу проводили Центр правительственной связи Великобритании и Агентства национальной безопасности США. Кроме того, британские спецслужбы во время саммита перехватывали телефонные переговоры президента России Дмитрия Медведева.

Сноуден подчеркнул, что сообщил далеко не всю известную ему информацию:

«Я тщательно изучил каждый документ, чтобы убедиться, что его разглашение послужит законным интересам общества… Есть документы всех типов, разглашение которых имело бы большие последствия, но я не передаю их, поскольку моя цель - открытость, а не причинение вреда людям.»

В этом примере Сноуден является субъектом информационной войны. Поразительно, но факт, как один человек смог посеять панику во всем мире и создать волну дискуссий. И все это, владея определенной информацией. Вот такое, грандиозное воздействие способна оказать информация в руках человека.

С целью продемонстрировать масштабность воздействия мы продемонстрировали реакцию на информацию, полученную от Сноудена различными структурами и Странами:

Реакция ООН

июля 2013 года верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила, что «дело Сноудена свидетельствует о необходимости защищать лиц, которые раскрыли информацию по вопросам, имеющим последствия для прав человека, а также по вопросам, имеющим важность для обеспечения уважения права на частную жизнь». А 26 августа пресс-секретарь ООН Фархан Хак сообщил журналистам, что ООН намерена связаться с властями США по поводу прослушивания Агентством национальной безопасности штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, что является нарушением дипломатической неприкосновенности международных организаций.

Реакция властей США

США заочно предъявили Сноудену обвинение в хищении государственной собственности, раскрытии данных о национальной обороне и умышленной передаче секретной информации посторонним лицам. АНБ объявило о сокращении 90% системных администраторов и замене их машинами; оставшимся системным администраторам разрешат работать с секретными данными только в присутствии коллеги, а не в одиночку - во избежание повторения ситуации со Сноуденом.

Президент США Барак Обама поручил главе Национальной разведки США сформировать группу экспертов по вопросам использования телекоммуникационных и иных технологий при сборе развединформации, а также высказался за внесение изменений в Закон о патриотизме и в законы о деятельности Суда по делам иностранной разведки.

Реакция властей Великобритании

По сообщению редактора газеты Guardian, Алана Расбриджера, два сотрудника Центра правительственной связи (GCHQ) посетили редакцию и проследили за уничтожением жестких дисков, содержащих переданную Сноуденом информацию.

Реакция Бразилии и Испании Потребовали от США разъяснений по поводу перехвата телефонных и интернет сообщений на ее территории.

Германия

Одной из самых бурных реакций была реакция ФРГ.

августа 2013 года, вследствие опубликованных Сноуденом разоблачений, Германия расторгла соглашения с США и Великобританией, заключённые в 1968 и 1969 годах и позволявшие спецслужбам этих государств заниматься на территории Германии электронной разведкой, но вскоре начала заниматься подготовкой нового договора с США, запрещающего взаимный шпионаж. У Германии значительно снизился уровень доверия к США.

Если до скандала Вашингтону доверяли 65 процентов респондентов, то после всего случившегося лишь 49 процентов немцев сочли США заслуживающим доверия партнером Германии. Особенно яро процесс обострился после того, как правительству Германии стало известно, что прослушивались и телефонные разговоры канцлера Германии Ангелы Меркель.

Разоблачения Элварда Сноудена отозвались в каждом уголке мировой политики, и их последствия только начинают вырисовываться.

За последние два месяца Сноуден разнес на куски хрупкую разрядку между США и Китаем по вопросу хакерских атак, общественное согласие на агрессивный сбор разведданных перед лицом террористической угрозы и заблуждение о возможности частной жизни в цифровую эпоху. Кроме того, он может пустить ко дну одну из самых значительных инициатив второго срока Барака Обамы - достижение договоренности с Москвой о снижении количества развернутого ядерного оружия, говорится в статье. Другие вероятные последствия не столь очевидны, но не менее значимы.

История Сноудена привела к возвращению WikiLeaks в центр общественного внимания в качестве организации, дающей консультации и оказывающей помощь всем «разглашателям» государственных секретов.

Во-вторых, пролив свет на взаимоотношения Агентства национальной безопасности США (АНБ) и интернет-гигантов вроде Facebook и Google, предоставлявших спецслужбам доступ к своим серверам и базам данных, Сноуден спровоцировал волну расследований.

Действия бывшего подрядчика АНБ привели к голосованию в Конгрессе США, и не хватило всего 12 голосов, чтобы провести поправку, блокирующую финансирование программ массового сбора данных. Это стало самой серьезной попыткой ограничения полномочий АНБ после терактов 11 сентября.

Информация о слежке США в Европе серьезно затруднила переговоры о свободной торговле между Америкой и Евросоюзом, а договор мог стать толчком к стремительному росту двух буксующих экономик. Дело Сноудена стало очередным примером того, что США теряют былое влияние в мире.

Китай поспешил избавиться от бывшего сотрудника ЦРУ, Путин, предоставивший Сноудену убежище сроком на год, не слишком счастлив принимать его на российской земле, а европейские союзники США дошли до того, что посадили самолет боливийского президента Эво Моралеса, опасаясь, что самый разыскиваемый человек в мире скрывается на его борту.

Если рассматривать характер и специфику информационного воздействия в рамках «казуса Сноудена», то скорее всего его можно отнести к оружию 3 приоритета, который носит фактологический характер и представляет собой высокую степень значимости.

«Казус Сноудена» по характеру и степени информационной значимости и резонансности можно сравнить с «делом Дрейфуса» и случаем с Бейлисом.

«Дело Дрейфуса» зафиксировалось в истории Франции как судебный процесс и последовавший социальный конфликт о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, капитана Альфреда Дрейфуса. Он был разжалован военным судом и приговорён к пожизненной ссылке, против него были сфальсифицированы обвинения в шпионаже, кроме того был задействован антисемитский фактор, так как Дрейфус был евреем. Дело сыграло огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX - начала XX веков.

В конце 1894 года, когда у власти стоял кабинет Дюпюи с генералом Огюстом Мерсье в должности военного министра, в генеральном штабе была обнаружена пропажа нескольких секретных документов. Через некоторое время начальник Второго бюро (военная разведка) полковник Юбер Анри представил в военное министерство бордеро, то есть препроводительную бумагу, без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов, якобы найденное в выброшенных бумагах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Дрейфуса. Альфред Дрейфус был арестован 15 октября 1894 года. Министр иностранных дел Ганото не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, но не решился настаивать на своём и впоследствии играл двусмысленную роль человека, убеждённого в невиновности, но не заявлявшего о том публично и поддержавшего министерства, враждебные Дрейфусу. Военный министр Мерсье, побуждаемый полковником Анри и майором Пати де Кламом, решительно высказался за предание Дрейфуса военному суду.

Суд происходил в Париже в декабре 1894 года, при закрытых дверях. На виновности Дрейфуса решительно настаивали начальник генерального штаба генерал Буадеффр, его помощник генерал Гонз, Пати де Клам, Анри и другие. Судьи колебались - улик было недостаточно. Тогда с согласия военного министра следователь изготовил фальшивый документ - записку, якобы написанную германским послом и изобличавшую Дрейфуса в сотрудничестве с немцами. Дрейфус был приговорён за шпионаж и государственную измену к разжалованию и пожизненной ссылке в Кайенну и в январе 1895 года препровожден на Чёртов остров.

Дело Бейлиса - судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного классаКиево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года.

Обвинение в ритуальном убийстве было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова. Местные следователи, считавшие, что речь идёт об уголовном убийстве из мести, были отстранены от дела. Через 4 месяца после обнаружения трупа Ющинского Бейлис, работавший неподалеку от этого места на заводе приказчиком, был арестован в качестве подозреваемого и провёл в тюрьме 2 года. Процесс состоялся в Киеве 23 сентября - 28 октября 1913 года и сопровождался, с одной стороны, активной антисемитской кампанией, а с другой - общественными протестами всероссийского и мирового масштаба. Бейлис был оправдан. Исследователи считают, что истинными убийцами были скупщица краденого Вера Чеберяк и уголовники из её притона, однако этот вопрос так и остался неразрешённым. Дело Бейлиса стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России

Дело Дрейфуса на протяжении 12 долгих лет раскалывало не только Францию, но и всю Европу, включая Россию, и стало публичным тестом на цивилизованность, который Франция успешно прошла. Тем же, в своем роде, тестом для России стало и дело Бейлиса, которое также разделило Россию на два фронта.

Перелом в деле Дрейфуса произошел после письма Золя «Я обвиняю», адресованного президенту Франции. Перелом в деле Бейлиса создала элита русской и мировой литературы. Так же на стороне защиты выступали лучшие юристы.

Спасать же Сноудена вызвались самые титулованные адвокаты во главе с Генри Резником и главные государственные правозащитники во главе с Владимиром Лукиным. Силами мировой и отечественной прессы и телевидения «казус Сноудена» занимает уже несколько месяцев первую строчку в рейтинге новостей.

«Казус Сноудена» как и «дело Дрейфуса» оказало огромное влияние на общественность, разделило ее на «за» и «против», посеяло массовую панику, повысило подозрительность государств. Все эти события носят массовый, всеохватывающий характер и содержат в себе разрушительную силу.

Сноуден, изначально являясь объектом информационной войны и даже в какой-то степени её жертвой, превратился в полноправного субъекта информационного противостояния.

Можно сделать вывод о огромной важности информационной безопасности в наши дни. О том, какими разрушительными силами она способна обладать. Этот пример показывает насколько сильным оружием способна быть информация в руках человека.

Заключение

В Результате проведенного исследования на основе теоретического материала и исторического опыта, а так же информационных событий имеющих отношение к проблематике информационной войны, можно сделать следующий вывод:

Так называемый «казус Сноудена» является элементом информационного противостояния, информационной борьбы, с элементами информационной войны, которая разворачивается между крупными державами за лидерство в глобальном информационном доминировании.

Уникальность «казуса Сноудена» состоит в том, что он из объекта информационной войны превратился в активного субъекта, что в очередной раз подтверждает, что человеческий фактор является главной угрозой информационной безопасности государства.


Список использованной литературы

1) Containment. Documents of American Policy and Strategy 1945-1950 / ed. by T. Etzold, J. Gaddis. - N.Y., 1978.

2) Зиновьев, А. На пути к сверхобществу. - M., 2000. - С. 445.

) Почепцов, Г.Г. Информационно-психологическая война. - М., 2000. - С. 110.

) См., например: Кара-Мурза, С. Матрица «Россия». - 2-е изд. - M., 2010. - С. 58.

) См.: Манхейм, К. Диагноз нашего времени. - М., 2010.

) См.: Демкин, С. Секретные страницы. - М., 1999. - С. 238.

) Расторгуев, С.П. Информационная война. - M., 1998. - С. 261.

) Лисичкин, В.А., Шелепин, Л. A. Третья мировая (информационно-психологическая) война. - М., 2000. - С. 22.

) Колеман, Дж. Комитет трехсот. - M., 2007.

) Лири, Т. Семь языков Бога. - М., 2002. - С. 136.

) Московичи, С. Век толп. - М., 1998. - С. 450.

) Зиновьев, А. Запад. - М., 2007. - С. 453-456.

) См.: Смирнов, И., Безносюк, Е., Журавлев, А. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. - М., 1996.

) #"justify">15) Hackett R.A. Missing News // Censored 1999. - New York, 1999.

) Katz P.P. Intelligence for Psychological Operations // Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. - New York, 1982. - P. 138.

) Rawnsley G.D. Radio Diplomacy and Propaganda. The BBC and VOA in International Politics, 1956-64. - Houndmifls etc., 1996. - P. 134.

) Gamson W. The 1987 Distinguished Lecture: a Construelionist Approach to Mass Media and Public Opinion // Symbolic Interaction. - Vol. 11. - №2.

19) «Ex libris» НГ, 1999, 19 августа.

) Прибытков В. Аппарат. - Спб., 1995. - С. 48-49.

) Гордиевский О., Эндрю К. КГБ. Разведывательные операции от Ленина до Горбачева. - М., 1999. - С. 629.

) Там же. - С. 594.

) Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999. - С. 96.

) «Коммерсант - Власть», 1999, №33. И. «Версия», 1999, №34.

) «Коммерсант - Власть», 1999, J4° 35.

) «Комсомольская правда», 1999, 26 февраля.

) http://www.vz.ru/world/2013/11/2/657860.html

Похожие работы на - Информационные войны в политическом пространстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!