Лекарственное обеспечение населения на основе выделения однотипных территорий Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    580,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лекарственное обеспечение населения на основе выделения однотипных территорий Республики Казахстан
















Лекарственное обеспечение населения на основе выделения однотипных территорий Республики Казахстан

1. Организация медико-социальной помощи геронтологическим больным

1.1 Проблемы лекарственного обеспечения лиц пожилого и старческого возраста на современном этапе

В последние годы во всем мире идет процесс старения населения, когда доля лиц пожилого и старческого возраста с каждым годом увеличивается. Согласно классификации ООН государство считается молодым, если доля пожилых людей (старше 65 лет) составляет 4%, а старым - если эта доля составляет 7% и более. ООН в феврале 2009 года опубликовала новый доклад о мировых демографических тенденциях, в котором особое место уделяется проблеме старения населения, где, по прогнозам, общая численность населения в 2050 году достигнет 6,6 млрд. человек, при этом количество пожилых людей (старше 60 лет) в мире к этому году составит 2,5 млрд. человек (т.е. почти 38% от общей численности населения), существенную долю среди них будут занимать люди старше 80 лет [1,2].

Таблица 1 - Государственные расходы на здравоохранение и лекарственные средства в странах ЕС и РК

Страны

Населения (млн чел.)

Расходы на здравоохранения в% от ВВП

В% от ВВП

В% от расходов на здравоохран.

На душу населения, USD

РК

15

2

0,1-0,2

10-12

2,5-3,0

Великобритания

59

6,7

1,2

10

146

Германия

81

10,4

1,3

11

269

Греция

11

7,1

1,8

25

118

Швеция

9

8,6

1,1

16

315

Франция

58

9,9

1,7

17

435


Как видно из таблицы-1, расходы на здравоохранения в% от ВВП в РК хотя и выросли с 2% в 1997 до 4% в 2009 году, тем не менее, они являются неадекватными даже для обеспечения разумных потребностей населения, так как по нормативам ВОЗ эти расходы должны составлять не менее 5% от ВВП. Например, по данным таблицы расходы на здравоохранение от ВВП в Великобритании составили в 2009 г. - 9,7%, в Германии 15,4%, в Греции 8,1%, в Швеции 9,6% во Франции 10,8. Лекарственное потребление составляет в Казахстане (2009) лишь 63,6 долларов США на человека, в то время как в Великобритании - 149 доллар, Германии-272, Греции-120, Швеции - 31,9, Франции - 438. Хотя эти расходы в Казахстане за последние годы в динамике имеют определенный рост. Так, в 1997 году - 20 долларов, в 2003 г. - 41 доллар, в 2009 г. - 63,6 доллар. Таким образом, Казахстан до сих пор находится на одном из последних мест по этому показателю.

Доступность лекарственных средств напрямую связана с основными социально-экономическими показателям уровня жизни населения, одним которых является среднемесячная заработная плата (таблица-2).

Таблица 2 - Среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности в 2009 г. по Республике Казахстан


Среднемесячная номинальная заработная плата

Индекс реальной заработной платы, в% к предыдущему году

Отношения к средне Республиканскому уровню в%


Тенге

В% к предыдущему году



По всем видам экономической деятельности

77611

110,7

115,3

107,6

Здравоохранение и социальные услуги

20782

130,1

122,6

51,8



Рисунок 1. Среднемесячная номинальная заработная плата по РК

Как видно, из таблицы - 2 и диаграммы 1, среднемесячная заработная плата по областям республики имеет резкую разницу. Так, области по этому показателю образовали 3 группы: области с заработной платы выше 1 млн - это Атырауская, Мангистауская, г. Астана и г. Алматы - I группа;группа - от 60 до 80 тыс включительно (6 областей) - ВКО, Павлодарская, Карагандинская, Западно-Казахстанская, Актюбинская;группу - составляют области с самой низкой заработной платы, ниже средней. Это такие области как Северо-Казахстанская, ЮКО, Костанайская, Жамбылская, Алматинская, Акмолинская. Как видно из диаграммы (рис. 2), ЮКО относится к областям с низкой заработной платой, тогда как здесь проживает 20,7% жителей РК.

Рисунок 2. Среднемесячная номинальная заработная плата по ЮКО

Значительное влияние на величину реальной заработной платы оказывает непрерывное повышение потребительских цен, Так, в условиях, когда не проводится автоматическая индексация заработной платы, а работники добиваются соответствующего увеличения номинальных доходов, происходит удорожание продукции. А это ведет к новому росту потребительских цен. При этом потери работников в реальной величине доходов обычно не возмещаются запоздалой надбавкой к зарплате, в следствие чего происходит систематическое снижение жизненного уровня трудящихся [3].

Рисунок 3. Сравнительный анализ денежных расходов на душу населения по годам

Как видно из рисунка 3, начиная с 1994 года социально-экономическая обстановка в РК характеризуется ухудшением, так как среднестатистические расходы населения РК превышали аналогичные доходы. Средний уровень цен на лекарственные препараты был очень высоким, и большинству населения РК не были доступны даже основные лекарственные средства [4].

О качестве жизни населения, проживающего на тот период на территории РК, можно судить по данным таблицы, представляемой ниже.

Таблица 3 - Индексы основных социально-экономических показателей (в сопоставимых ценах, в% предыдущему году)

Показатели

Годы


1995

1996

1997

1998

2000

2009

Среднегодовая численность занятых в экономике

99,5

99,5

98,2

97,3

99,6

97,4

ВВП

91,8

100,5

102,0

97,5

100,4

100,9

Платные услуги населению

62,3

68,6

85,6

86,5

69,5

85,3

Внешнеторговый оборот со станами СНГ

137,3

107,3

141,7

96,4

130,5

150,6

Продукция промышленности

91,8

100,3

104,0

97,9

90,5

100,3

Продукция сельского хозяйства

75,6

95,0

98,1

81,0

85,3

98,5

Продукция растениеводства

75,1

102,2

104,7

70,2

75,1

102,6

Ввод в действие общей площади жилых домов

71,6

84,6

95,6

84,8

95,3

100,3


Как видно из таблицы - 3, из года в год падает показатель среднегодовой численности населения занятых в экономике, растут платные услуги населению.

К 2009 году в республике практически по всем основным социально-экономическим показателям произошел спад и на этом фоне, несмотря на увеличение количества аптечных организации (их стало более 7000) и наличие физической доступности, экономическая доступность лекарственных средств для населения РК, шла на снижение. Таким образом, из-за сложной социально-экономической обстановки в стране реформы в фармацевтическом секторе здравоохранения страны не привели к ожидавшемуся улучшению в сфере оказания лекарственной помощи населению [5,6]. Тяжесть реформ очень неравномерно распределяется между наименее обеспеченными слоями населения, к которыми относятся люди пожилого и старческого возраста и наиболее богатыми. Тенденции возрастания социального расслоения общества усиливают актуальность этого вопроса [7,8,9].

Проведенный нами анализ доходов и уровня жизни населения Казахстана позволили сделать заключение о том, что в настоящее время существует три основные проблемы платежеспособного спроса:

значительная неоднородность территории Казахстана по показателю соотношения денежного дохода и прожитого минимума;

изменение социальной ситуации, сопровождающиеся ростом дифференциации населения по уровням доходов;

происходит расширение категории малообеспеченных групп населения, к которым, относятся лица пожилого и старческого возраста.

Анализ статистических материалов позволил нам выделить четыре новых негативных тенденции изменения демографических показателей в Казахстане: снижение рождаемости, увеличение смертности в трудоспособном возрасте, снижения продолжительности жизни, снижения показателя естественного прироста.

В связи с падением уровня рождаемости в Казахстане происходят значительные изменения в возрастной структуре населения, низкая рождаемость вместе с увеличением численности людей старших возрастов способствует дальнейшему старению населения [10,11,12].

Изменения процентного соотношения возрастных групп привело к росту демографической нагрузки.

Тенденция увеличения естественной убыли населения РК нарастает. Это является прямой угрозой будущему нации, её экономическому, трудовому потенциалу.

Таким образом, медико-демографическая и социально-экономическая ситуация характеризуется ростом заболеваемости, инвалидации, смертности, увеличении числа граждан нетрудоспособных возрастов, снижением рождаемости, снижением естественного прироста, уровня и качества жизни [13,14,].

Динамика старения населения различается в разных странах в зависимости от экономического и социального развития стран и от осуществляемой ими политики. Анализ демографических показателей многих европейских стран показывает устойчивые тенденции старения населения Европы. Для Казахстана вышеописанные демографические явления также имеют высокую актуальность. По данным публикации ООН (Wold Population Aging 1950-2050) Казахстан относится к странам с ускоренными темпами процесса старения населения, а именно к 2050 году уровень лиц старшего возраста достигнет 25%. Казахстан переступил порог старения сравнительно недавно, но в ближайшем будущем этот процесс будет значительно ускоряться. По данным

Демографического ежегодника в 1999 году доля лиц 65 лет и старше в общей численности населения составляла 6,7%, в 2004 году - 7,4%, в 2008 г. - 7,8% и, согласно, прогнозам казахстанских экспертов, к 2030 году она достигнет 11,5% [15,16,17].

Рисунок 4. Доля лиц 65 лет и старше в общей численности населения Республики Казахстан за 1999 и прогноз до 2050 г.

Старение население - явление относительно новое для Казахстана и пока не получило всесторонней оценки и адекватного отражения в государственных стратегических документах и нормативно-правовых актах. Вместе с тем увеличение доли пожилых людей в составе населения становится одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Казахстане [18].

Старение общества порождает множество социально-экономических, медицинских и морально-этических проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении. Во многих странах в настоящее время около половины всех бюджетных средств, находящихся в

распоряжении системы медико-санитарной помощи, расходуется на медицинское обслуживание пожилых. В то же время необходимо поддерживать активность пожилых людей, их способность существовать самостоятельно, стимулировать объединения пожилых, их образование и культуру. При этом важно соединить социальную защиту и медицинскую помощь в единую систему медико-социальной защиты [19,20].

Вступление Казахстана в категорию стран с преобладанием лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения предполагает необходимость пересмотра осуществляемой политики во многих сферах и требует выборки единой концепции государственной политики в отношении пожилых людей. По данным Национального Доклада о человеческом развитии за 2005 г., Казахстан занимает 80-е место из 177 стран членов ООН по индексу человеческого развития [21,22,23].

По численности пенсионеров среди бывших союзных республик Казахстан занимал третье место после суверенных Украины и России.

Показатель удельного веса пенсионеров внутри республики тоже колеблется. Так, самый высокий удельный вес наблюдается в Павлодарской области (35%), а самый низкий в ЮКО (9,2%). По республике этот показатель равен 12,7%. В республике количество пенсионеров, состоящих на учете в органах социального обеспечения, составляет 2058,891 тыс.чел. 2009 г.

Рисунок 5. Диаграмма демографических показателей республики

Из них 306,739 пенсионеров получают пенсию в минимальном размере, что составляет 15%. Показатель минимальной пенсий по областям был стабильный и равнялся 18325 тенге - по данным на 01,01,2010. в настоящее время-27436 тенге [24,25,26].

Рисунок 6. Удельный вес пенсионеров по областям

Условия ограниченных общественных ресурсов порождают проблему приоритетного распределения ассигнований по критерию максимально возможного совокупного потенциала здоровья. В данном случае задача заключается в определении социальных предпочтений в отношении выбора тех категорий населения, здоровье которых должно стать объектом повышенного внимания со стороны общества. В числе таких социально-приоритетных групп: дети, инвалиды, малообеспеченные пенсионеры, престарелые, лица с неблагоприятными условиями жизни. В Казахстане количество престарелых, получающих пособия, составляет 5,655 человек. Средний размер их пособий равнялся 5000 тенге в месяц. На 01,01,2010 г. выявлено одиноких и одиноко проживающих 44,700 человек, что составляет 26,7% от общей численности населения республики в ЮКО [27,28].

Проблема социального обеспечения лиц престарелого возраста усугубляется и тем, что с возрастом увеличиваются хронические заболевания, а это ведет к возрастанию потребностей в социальных услугах и в первую очередь в медицинской и лекарственной помощи [29].

Объем амбулаторно-поликлинической помощи пожилым людям в 2-4 раза, а госпитализации- в 1,5-2 раза выше, чем лицам трудоспособного возраста, существенно увеличивается и средняя продолжительность пребывания на койке. Данная группа населения использует значительные ресурсы здравоохранения-расходы на медицинскую помощь одному больному пенсионного возраста, в три раза выше, чем больному трудоспособного возраста [30,31].

Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у лиц в возрасте (от 60 до 74 лет) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста [32,33,34,34,35]. Состояние здоровья сельского населения традиционно хуже, чем городского, чему есть как объективные (более «старое» население), так и субъективные (меньшая доступность медицинской помощи) причины. В старших возрастных группах отмечается больший уровень заболеваемости, однако выявляемость и регистрация заболеваний в сельской местности значительно ниже, чем в городах [36,37,38]. Во многих регионах нашей страны пожилые люди предоставлены сами себе, в результате ставится своего рода грандиозный эксперимент на их выживаемость. В первую очередь это относится к одиноким пожилым людям, которые, главным образом, рассчитывают на ресурсы государства. Однако исследования показывают, что они не получают необходимой медицинской и социальной помощи и все больше ощущают себя лишними в нашем обществе. Помимо заболеваемости, важнейшими факторами, обуславливающими потребность пожилых в стационарной медико-социальной помощи, являются ограничение двигательной активности и возрастные изменения психики. По мере старения резко обостряются физические, психические и социальные проблемы пожилых, им требуется более многосторонний и интенсивный уход, физически беспомощны 12-20% пожилых людей [39,40,41,42].

Из выше изложенного можно сделать вывод, что существующая в настоящее время система медицинского и лекарственного обеспечения населения далека от совершенства. Государство признало это и стало предпринимать шаги для решения этих задач в этой области.

2. Выделение однотипных территорий Казахстана по медико-демографическим признакам, определяющим уровень медицинской и лекарственной помощи населению

.1 Методология исследований типологии лекарственного обеспечения населения разных регионов

В нашей стране, занимающей огромную территорию и имеющей различное экономико-географические условие, большое внимание уделяется совершенствованию организационных форм лекарственного обслуживания населения применительно к местным условиям и потребностям здравоохранения [43].

Решение проблем повышения уровня жизни населения по территории является обязательным условием улучшения здоровья в регионе. Социально-экономические потребности населения складываются под влиянием сложной совокупности факторов. Общие факторы - социальное положение населения формируют средние потребности членов общества. Другие специфические факторы определяют в рамках общих потребностей уровень и структуру потребностей различных территориальных групп населения. К ним относятся природно-климатические условия, половозрастной состав населения, характер расселения, уровень цен на товары, национальные особенности [44,45,46].

Наличие факторов, влияющих на условия жизни и здоровье людей подтвердило необходимость проведения медико-демографической дифференциации в данном регионе. В работах А.Д. Лебедева, 1984, А.П. Авцина, 1972, Б.Б. Прохорова, 1983 и других сформулирована сущность медико-демографической дифференциации территории - выделение объективно существующих территориальных динамических систем, в пределах воздействия природных и социальных факторов формируется уровень здоровья населения. Авторы определяют медико-демографический район, как географическое подразделение окружающей среды, с определенным уровнем здоровья однотипных групп населения и специфическую краевую патологию. Это обусловлено внутренней однородностью природных и хозяйственно-бытовых условий жизни населения в пределах каждого района, а само районирование заключается в объединении территорий, обладающих определенным сходством по наиболее существенному признаку [47].

При типологическом районировании в единый класс объединяются территории, где бы они ни находились географически.

Сбор, первичная обработка большого массива разнородной информации, необходимой для медико-демографического анализа, достигается с помощью широкого применения методов многомерного статистического анализа. Применение методов математического моделирования, по мнению и многих исследователей, дает возможность проведения формальной классификации факторных признаков, установления их взаимосвязи в иерархической структуре с последующим агрегированием для таксонирования исследуемой территории [48,49,50].

В фармацевтической науке методы математического моделирования широко используется для исследований в области организации и экономики фармации, ее нового направления - фармакоэкологической эконометрии оптимизации лекарственного обеспечения, решения задач по выявлению действительного спроса и потребления лекарств, рациональному размещению аптечной сети, разработке прогнозов, плановых решений на основе метода регионального анализа. По методике С.Г. Сбоевой (1979) было проведено типологическое районирование РСФСР по многомерным факторам, которые характеризовали уровень и качество деятельности здравоохранения (медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение), уровень заболеваемости и потребления сердечно - сосудистых средств, также демографические особенности республики. Выявлено, что каждой типологической группе присущи определенные уровни потребления лекарственных средств и тенденции потребления на перспективу. В этой работе в первые в фармацевтических исследованиях использованы методы многомерного статистического факторного анализа - многомерных группировок, главных компонент, кластерный анализ [51,52,53].

Проводимые в дальнейшем исследования по фармацевтической географии расширили и углубили предложенный подход, изучение велось на оперативном уровне управления организации лекарственного обеспечения населения. Для проведения типологизации территории использованы методы: логического анализа и экспертной оценки при отборе факторных признаков, кластерный анализ, метод главных компонент, пошаговая множественная регрессия, анализ таблиц сопряженности и моделирования и количественное измерение влияния факторов на величину действительного спроса. Обработка многомерных (агрегированных) факторов вышеперечисленными методами с применением компьютерной технологии позволила авторам выявить главные факторы, определяющие уровень качества лекарственного обеспечения в таксономических районах.

Типологическое районирование территорий Казахстана с выделением социально-экономических систем на областном и районном уровнях управления было проведено впервые Шертаевой К.Д. в (1992 г.) по социально-экономической системы (СОЭС). Ею было выделено три типа СОЭС: А, В, С. [54,55,56,57,58].

Таким образом, наше исследование является логическим продолжением исследований школы профессора С.Г. Сбоевой. В связи с тем, что перед нами стояла задача изучения организации лекарственного обеспечения ограниченного круга потребителей, а именно, лицами пожилого и старческого возраста, в основу типологии положено выявление демографических и социально-экономических факторов.

Типология отражает внутренние причины сходства и различия изучаемых объектов: она помогает отобразить строение исследуемой системы, выявить закономерности ее развития. В итоге обеспечивается объективность социально-экономических прогнозов, конкретный характер рекомендаций по совершенствованию системообразующих связей [59].

Цель типологии: определение региональной дифференциации медико-демографических процессов и выявление взаимосвязей между системой здравоохранения и демографическими процессами, обоснование региональной социально-экономической политики, определение различий в управлении каждой из изучаемых систем по сравнению с остальными.

Динамическое изучение численности населения, общей заболеваемости, состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста и продолжение накопления научной информации о заболеваниях в региональном аспекте в зависимости от пола, возраста позволяет выявить специфику, частоту, распространенность всех болезней на отдельных территориях страны, обеспечить рациональное применение выделенных ассигнований на организацию здравоохранения, в том числе и на бесплатное и льготное обеспечение медикаментами амбулаторных больных согласно существующего перечня и установления нормативов.

В настоящее время получает развитие региональная демография (Валенте Д.А. 1973).Она ставит задачи типологии и районирования по интенсивности демографических процессов (Большакова Е.Д. 1974) [60].

Медико-демографическое прогнозирование играет ключевую роль в решении таких актуальных задач, как планирование ассигнований на развитие здравоохранения, систему пенсионного обеспечения и т.п. При прогнозировании необходимо учитывать большое количество регионов, различное демографическое поведение населения. Масштабность указанных задач, большой объем капиталовложений, необходимых для их решения, а также влияние социально-экономических проектов на судьбу миллионов людей республики, предъявляют особенно высокие требования к качеству медико-демографических анализов [61,62].

Проведенная нами медико-демографическая типология областных регионов Республики Казахстан позволила осуществить выбор объектов исследования. В работе исследуется 15 областей Казахстана и 2 столицы Алматы и Астана рассматриваемые нами как отдельные объекты исследования.

Территория Казахстана составляет 2724,9 кв. км. Обширность территории является одним из факторов для предъявления требований к дифференцированному подходу к анализу медико-демографического развития отдельных её регионов. Численность населения - 16036,1 (по данным статистики на 01.01.2010.) [63,64]. Плотность населения по республике составляет 5,7 на 1 кв. км. Однако между областями республики она имеет различие.

Таблица 4 - Показатели территорий (в тыс. кв. км) и плотность населения (чел. на 1 кв.м) Республики Казахстан


Территория, тыс. кв. км

Плотность населения, чел. на 1 кв.км



1999

2007

2008

Республика Казахстан

2724,9

5,5

5,7

5,7

Акмолинская

146,2

5,7

5,1

5,1

Актюбинская

300,6

2,3

2,3

2,3

Алматинская

224,0

6,9

7,2

7,3

Атырауская

118,0

3,7

4,1

4,1

Западно-Казахстанская

151,3

4,1

4,0

4,1

Жамбылская

144,3

6,9

7,0

7,1

Карагандинская

428,0

3,3

3,1

3,1

Костанайская

196,0

5,2

4,6

4,6

Кызыл-ординская

226,0

2,6

2,8

2,8

Мангистауская

165,6

1,9

2,4

2,5

Южно-Казахстанская

117,3

16,8

19,5

19,9

Павлодарская

124,8

6,5

6,0

6,0

Северо-Казахстанская

98,0

7,1

6,7

6,7

Восточно-Казахстанская

283,2

5,4

5,0

5,0

г. Астана

0,7

467,1

820,6

861,0

г. Алматы

0,3

3763,3

4290,8

4415,8


Так, этот показатель по Южно-Казахстанской области составляет 19,9 и является единственным самым высоким показателем по стране, самый низкий показатель 2,3 по Актюбинской области. А такие области как Жамбылская и Алматинская соответственно 7,1 и 7,3.

Как известно, демографические процессы характеризуются такими показателями, как естественный прирост населения, рождаемость, смертность и т.д.

Так, по всем показателем между областями республики наблюдается высокий размах колебаний: в Мангистауской и Южно-Казахстанской областях преимущественно заселенных казахами, коэффициент суммарной рождаемости более чем в 2 раза выше, чем в Костанайской и Северо-Казахстанской областях, где велик удельный вес европейского населения.

Казахстан относится к регионам, прогрессирующими в демографическом отношении. Текущая оценка численности населения в годы между переписями проводилась на основании итогов переписи населения, и которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычисляются числа умерших и выбывших с данной территории. Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания, при этом городскими поселениями считаются населенные пункты, отнесенные в установленном порядке к категории городских (города, поселки городского типа, рабочие и курортные поселки). Все остальные населенные пункты являются сельскими.

Национальность при переписи населения записывалась со слов опрашиваемых, национальность детей определялась родителями.

Сведения о рождениях, смерти, браках и разводах разрабатываются на основании ежегодных статистических данных, содержащихся в актах о рождающих смерти, заключении и расторжении брака, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми. Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Возрастные коэффициенты рождаемости характеризуют средний за год уровень рождаемости женщин каждой возрастной группы. Они вычислены как частное от деления числа родившихся за год у женщин данной возрастной группы на определенную численность женщин этого возраста, полученную по результатам текущих оценок. При вычислении коэффициента для возрастной группы до 20 лет в качестве знаменателя принята численность женщин в возрасте 15-19 лет. При вычислении коэффициента для возрастной группы 15-49 лет в числителе учтены все, годившиеся, включая родившиеся у матерей в возрасте как до 15 лет, так и 60 лет и старше.

Возрастные коэффициенты смертности характеризуют средний уровень смертности в каждой возрастной группе. Они вычислены как частное от деления числа умерших в данном возрасте за год на среднегодовую численность лиц данного возраста, полученную по результатам текущих оценок.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это число лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколение родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.

Данные о миграции населения намерены в результате разработки поступающих от органов юстиции и внутренних дел талонов статистического учета прибытия и убытия, которые составляли одновременно с адресными листками при регистрации.

Нами проанализированы основные демографические показатели за период с 2005 по 2009 годы.

Так, численность населения за этот промежуток времени выросла незначительно всего на 5%, что составляет 816,8 чел.

Количество людей моложе трудоспособного возраста от общей численности население составляет в 2009 году-26%.

Старше трудоспособного возраста составляет 1643,1, что от общей численности населения в процентном отношении равняется 11%, что говорит о тенденции старения населения. Показатель естественного прироста составляет почти в 1,5 раза и составил 68,9%.

Таким образом, в первое десятилетия XXI века ведущим компонентом роста численности население Казахстана становится естественный прирост. В 2005-2009 годах именно процессы естественного воспроизводства определяли динамику численности населения.

Как сказано выше, в 2009 году, в сравнении с 2005, естественный прирост увеличилась на 68,9%-в основном за счет роста общего коэффициента рождаемости, который вырос за этот период на 22,3% (на 24,3% в городах и на 22% в сельской местности).

Таблица 5 - Основные демографические показатели


2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения всего на конец года тыс. человек, в.т. числе

15219,3

15396,9

15571,5

15776,5

16036,1

Городские население

8696,5

8833,3

8265,9

8396,1

8607,5

Сельское население

6522,8

6563,5

7305,6

7381,4

7428,6

Из общей численности население






Моложе трудоспособного возраста

3982,1

3984,8

4011,6

4082,3

4172,8

В трудоспособном возрасте

9552,5

9824,3

9967,2

10084,2

10220,2

Старше трудоспособного возраста

1584,7

1587,8

1592,7

1610,0

1643,1



Рисунок 7. Основы демографические показатели РК

Динамика численности населения Казахстана, как и ранее, регионально дифференцировано.

Рисунок 8. Диаграмма численности населения по регионам

Так, Южный регион Казахстана представлен: Южно-Казахстанская, Кызылординская, Жамбылская, Алматинская области.

Западный регион: Западно-Казахстанская, Актюбинская, Атырауская, Мангистауская области.

Северный регион: Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области.

Центральный регион: Карагандинская область.

Восточный регион: Восточно-Казахстанская области.

Численность населения «растущей» группы в 1999-2010 годы увеличилась более чем на 1,5 млн. человек, при этом 62,3% роста были обеспечены в 2005-2010 годах. Таким образом, нами сделаны следующие выводы:

1)      Явным демографическим донорам Казахстана являются южные области в 1999-2010 годах они на 67,8% определили динамику роста численности населения государства.


2.2 Анализ состояния системы здравоохранения в Казахстане

Развитие современного Казахстана характеризуется динамичными преобразованиями в социально-экономической и политической сферах общественной жизни. Реализация обозначенных в стратегии развития «Казахстан-2030» среднесрочных и долгосрочных целей способствует устойчивому росту в аспекте социально-экономических и политических преобразований, обеспечивает дальнейшую интеграцию Казахстанской экономики в мировую экономику на основе равных конкурентных возможностей. Казахстанский путь ускоренной экономической, социальной и политической модернизации направлен на создание высоких стандартов жизни. В Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояние граждан Казахстана - главная цель государственной политики» главой государства отмечено, что «…. Стандарты качества жизни должны стать эффективными рыночным инструментом развития человеческого капитала и социальной модернизации Казахстана, не приводя при этом к росту построений». Это обусловлено рядом факторов, характеризующих качественный уровень человеческого капитала в стране, уровень развития социальной инфраструктуры, сопоставимостью качественных параметров жизни населения с общепринятыми стандартами жизненного уровня в странах Европы [68].

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению - важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны [69].

Социальная инфраструктура является ресурсообразующим факторам, активно влияющим на создание различных социальных благ, на оказание жизнеобеспечивающих, образовательных, торговых, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, финансово-кредитных, жилищно-бытовых и иных необходимых для граждан социальных услуг [70,71].

Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья. Здравоохранение является приоритетным направлением социальной политики современного государства. В Конституции определено: «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья, вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом».

Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующий общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания.

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельшерско - акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные станции и т.п.

Таблица 6 - Динамика основных показателей развития здравоохранения Республики Казахстан

Показатель



Темп роста



Темп роста


2005

2006

2006 к 2007 в%

2007

2008

2008 к 2007 в%

Числен. врачей всех спец. чел.

55509

57515

1,036

59375

58945

0,99

Числен. сред. мед. персонала чел.

119581

125167

1,047

129975

131668

1,01

Число больниц единиц

1063

1086

1,022

981

1005

1,02

Число больн. Коек

117563

119033

1,013

119552

12840

0,11

Число больн. коек для детей

20049

19984

0,997

19639

20441

1,04

Число врач. учреждений, оказывающих амбулаторную помощь населению

3434

3609

1,051

3896

3803

0,98

Число род. Домов

40

39

0,975

39

38

0,97

Число коек для беременных и рожениц единиц

10274

10352

1,008

10969

10683

0,97

Обслуживание населения скорой медицинской помощью

286

277

0,969

279

285

1,02


Как видно из таблицы 6, в период с 2005 по 2009 годы наблюдалось снижение числа больничных учреждений (0.03%), без изменения осталось количество родильных домов Положительные тенденции рассматриваются по следующим приведенным показателям: численность врачей всех специальностей (9,29%), численность среднего медицинского персонала (16%), число больничных коек для детей и число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторную помощь населению (0,03%), число коек для беременных и рожениц (0,07%) (таблица 7).

Таблица 7 - Состояние системы здравоохранения по регионам Казахстана в 2009 г.


Чис. врачей всех спец. чел

Чис. среднего мед. персонала чел

Число больниц единица

Число больнич-ных коек

Число больничных коек для детей

Врач. учреж. оказыв. амбул. помощь населению

Казахстан

59375

129975

1055

119552

19639

3521

Акмолинская

2299

6877

59

7362

1235

226

Актюбинская

3404

5774

58

5330

806

200

Алматинская

4015

9485

85

8673

1059

332

Атырауская

1539

3828

40

3803

692

123

Западный-Казахстан

2028

6132

51

4992

866

184

Жамбылская

2907

8869

61

6660

1302

217

Карагандинская

6074

12889

104

13559

1892

272

Костанайская

2277

7059

64

7158

1196

229

Кызылординская

2289

7392

70

6052

991

166

Мангистауская

1447

3513

30

2800

563

103

Южно-Казахстанская

6720

17128

133

13383

2599

305

Павлодарская

2826

6421

61

6670

1083

239

Северо-Казахстан

1596

5692

49

5881

936

243

Восточный-Казахстан

5788

12567

116

12153

1762

403

г. Астана

4246

4946

23

4141

939

51

г. Алматы

9922

11603

51

11337

1698

228


Так, на 10000 население в Казахстане приходится в среднем 38,13 врачей всех специальностей, наивысший показатель в г. Алматы (74,9) и г. Астана (70,45), а Мангистауская (35,52) и Алматинская области (24,43) показывают низкие показатели.

Тем не менее, анализ рассмотренных выше показателей состояния здравоохранения показывает, что неравномерно распределены объекты здравоохранения по регионам.

Одним из показателей уровня оказания медицинской помощи населению, оценивается и по обеспеченности лечебных учреждений, в частности коек на 10000 жителей в Карагандинской (101,3), Акмолинской области (98,5) очень низкие показатели демонстрируют Алматинская (52,78) и Южно-Казахстанская области (57,4) расходы бюджета на здравоохранение в 2005-2009 годах увеличились 63,1 раза с 56283 млн. тенге (около 380 млн. доллара США) до 176799 млн.тенге (около 1,2 млрд. долларов США). Расходы по статье «Охране материнства и детства» в 6,4 раза и т.д. В целом, доля расходов на здравоохранение в ВВП Казахстана увеличилась с 2,2% в 2004 году до 4,3% в 2009 году [72,73,74]. Принятые меры положительно сказались на увеличении продолжительности жизни население Казахстана.

Рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2005-2009 годах в большей мере выражен в городах Казахстана. При этом рост продолжительности жизни мужчин намного заметнее, чем женщин, особенно в городах (в 2,6 раза).

Во многом это объясняется общественным снижением (на 25,8%) смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, которой более подвержены мужчины. Различия обусловили и более высокий естественный прирост городского населения (на 87,7% против 48,8% у сельского населения). И если в 2000 году показатель естественного прироста в селах был в 3,5 раза выше, чем в городах, то в 2009 году ситуация стала противоположной. Объясняется это растущим миграционным потоком из села в город населения репродуктивного возраста. [75].

Общий коэффициент смертности в 2005-2009 годах снизился с 10,1 до 9,0. Уменьшаются и возрастные показатели смертности. У мужчин снижение возрастных коэффициентов смертности идет более быстрыми темпами, в первую очередь в возрасте до 30 лет. Основные причины смертности в Казахстане многие годы остаются неизменными. Лидирующие позиции занимает смертность от болезней системы кровообращения [76,77].

Сохраняется высокий уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями. В 2009 году показатель, в сравнении с 2005 годом снизился на 5,2% (с 192,5 на 100 тысяч населения, до 182,6). Вместе с тем, преобладают запущенные формы (16,2%). Смертность от злокачественных новообразований в 2009 году занимает вторую позицию в структуре причин общей смертности, оттеснив на 3 место смертность от несчастных случаев, отравлений и травм.

В Казахстане высокий уровень заболеваемости так называемыми социальными болезнями, в том числе туберкулезом. Эпидемией считается выявление 50 случаев заболеваемости на 100 тысячи населения. В 2005 году показатель составил 147,4. в 2009 году - 105,5 случая с впервые установленным диагнозом. По уровню заболеваемости туберкулезом Казахстан занимает лидирующие положение среди стран СНГ и Европы [78].

2.3 Выбор объектов исследования по выявленным типам однородных областей Казахстана

Анализ демографических и медицинских факторов проведенных нами позволил выявить следующее: неравномерное распределение объектов здравоохранения и неравномерное расселение лиц пожилого и старческого возраста по регионов Казахстана, что потребовало дифференцированного подхода к повышению качества медицинского и лекарственного обслуживания регионов в условиях рынка.

Рыночный механизм управления предъявляет совершенно новые требования к управлению системой лекарственного обеспечения населения.

Привлечения новых научных методов управления, новой технологии включающей последние достижения научно-технического прогресса позволяет усовершенствовать работу системы здравоохранения и лекарственного обеспечения [79,80].

В связи с чем применение методов теории управления и методов математической статистики в фармации находит широкое применение.

Так, теория вероятностей определяет значения вероятностей наступление определенных событий и выбор из возможных действий наиболее предпочтительного в данной ситуации.

Сложность установления зависимости между уровнем оказания лекарственной помощи и медицинского обслуживания и демографическими параметрами потребовала поиска такого метода, каждый помог бы выявить эту зависимость, а также провести типологию по совокупности рассматриваемых факторов. При построении медико-демографической типологии классификация наиболее актуальна.

Идея классификации по сочетанию ряда признаков не нуждается в аргументации. Как раз в одной из наиболее популярных задач кластерного анализа (группировке районов) она давно признана. В кластерном анализе признаки объединяются с помощью некоторой «метрики» в один количественный показатель сходства группировки объектов [81].

Наиболее употребительными методами, под которыми и понимается кластерный анализ, являются методы кластеризации и методы группировки.

Методы кластеризации в общим случае наиболее эффективны, так как эти методы хорошо поддаются интерпретации.

Таким образом, кластерный анализ позволяет выделять типы, включающие объекты, близких по сочетанию всех отобранных факторов.

Конечно, подобный метод выдвигается серьезные требования к предварительному отбору факторов, которые выступают как равноценные и несут большую качественную награду. Выбор показателей должен строго соответствовать целям и задачам, поставленным перед последователями, и достаточно полнее характеризировать ту или иную сторону анализируемых проблем.

Преимущество метода кластерного анализа в том, что он дает возможность наглядно, графически получить типы объектов.

Математическая сущность метода заключается в том, что в качестве меры сходства используется расстояние между точками, соответствующими положению объекта в многомерном пространстве. Величина многомерности пространства задается числом анализируемых факторов [82].

Расчеты проводились с помощью компьютеров. Результаты расчета изображены графически в виде дендрограммы.

Исходным материалом для проведения анализа послужила корреляционная матрица взаимосвязи признаков между собой.

В качестве операционной единицы были приняты административные области Казахстана и отдельно 2 столицы: Астана и Алматы.

Количественные методы районирования связаны с отеканиями матрицы мер через надлежащую группировку. Для этого мы провели разделение на группы путем минимизации внутригрупповой дисперсии мер и максимизации межгрупповой дисперсии.

Различными специалистами предлагаются разнообразные способы группировки более или менее сложные в зависимости от количества анализируемых признаков и от взаимосвязей признаков, которые характеризуются объекты. При наличии достаточно разработанной теории структур можно предсказать те взаимосвязи признаков, характеризующих объект, но это остается за пределами возможностей фармацевтической географии. Потому последователи прибегают к методикам, позволяющим осуществить анализ взаимосвязей между признаками путем использование различных мер подобия, ассоциаций и корреляций.

Таким образом, используя матрицу корреляций из признаков, характеризующих медико-демографическую ситуацию изучаемых объектов, нами были получены главные компоненты Z1 - Z14 - структура, объединяющая все взаимосвязаны в системе переменных, характеризующих объект. Это было достигнуто методом «максимального правдоподобия». При этом оказалось, что все признаки разделились на группы.

Процедура кластеризации разделяются на 2 этапа:

Получение предоставление о взаимном расположении единиц. Существует 3 способа для решения этого вопроса:

определения коэффициента подобия единиц;

определения коэффициента корреляции между единицами;

определения величин расстояния между единицами в пространстве признаков.

Эти коэффициенты называются мерами сходства. Процедура кластеризации заключается в последовательном суммировании признаков с минимальной мерой и объединением их в одну группу. Сама процедура анализа осуществляется по шагам. Выбирается пара наиболее тесно связанных признаков. На каждом шаге объединяются две или несколько единиц (два или несколько кластеров), образуя новый кластер. Кластеры постоянно укрупняются пока не образуется несколько крупных кластеров, включаются все единицы. Это - апломеративные иерархические процедуры.

Таким образом, нами в работе использовала иерархическая апломеративная кластерная процедура на основе евклидова расстояния по следующий формуле:

(x¹, x²)=√Σ (х²i-х¹i)²

Эта метрика наиболее употребительна и представляет собой известный из аналитической геометрии результат для расстояния между точками, лежащими в евклидном двух мерном пространстве.

Так, для проведения кластерного анализа нами было выбраны следующие медико-демографические показатели в качестве факторов:

1)  численность населения по областям РК

2)      число лиц пожилого и старческого возраста

)        число учреждений здравоохранения: число больниц, число врачей, численность среднего мед персонала.

Таким образом, по результатам кластерного анализа на уровне относительно высокой степени сходства нами на территории Республики Казахстан выделены 3 кластератип «А» - содержит 9 областейтип «В» - содержит 4 областейтип «С» - содержит 3 областей

В I тип вошли по демографическим факторам: Акмолинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская.

Во II тип - 4 области Восточно-Казахстанская, Актюбинская, г. Астана, Алматинская.

В III тип - Южно-Казахстанская, Карагандинская, г. Алматы.

Однако необходимо отметить что демографическим факторам - ЮКО предоставляет собой атипичную область, далеко за собой всех: Нр по количеству жителей - 2429,1 тыс. человек

по плотности населения - 20,7 человек

по показателю естественного прироста - 23,88

по количеству лиц пожилого и старческого возраста - 29,1%

Таким образом, определилась исследуемая группа - лица пожилого и старческого возраста. Так как ЮКО выделилась в одну атипичную область по демографическим факторам, в дальнейшем более глубокие исследования проводились в III типе.

Реализация поставленной цели в первую очередь, связана с получением необходимой информации методом социологических исследований с последующей обработкой полученных результатов. Результаты исследования изложены в следующих разделах нашей работы.

3. Методические основы оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе выделенных однотипных систем

3.1 Методика проведения социологического мониторинга

Так как Южно-Казахстанская область по результатам типологии выделилась в атипичную область по демографическим показателям, дальнейшие социологические исследования проводились в г. Шымкенте и районах.

Южно-Казахстанская область. Основана 10 марта 1932 года. С 3 мая 1962 года по 6 июля 1992 года область называлась Чимкентской. В 1992 году области вернули прежнее название-Южно-Казахстанская. Центр области-город Шымкент.

Площадь области составляет 117,3 тыс.км² или 4,3% территории республики. Расстояние между самыми северными и южными участками по прямой составляет 600 км.

В административно-территориальную структуру области входят 4 города областного подчинения: Шымкент, Кентау, Туркестан, Арыс и 11 сельских районов.

Таблица 8 - Численность населения ЮКО по районам (по данным 2009 г.)

Район

Районный центр

Население

Площадь

Байдибекский

Шаян

56,0

7200 км²

Казыгуртский

Казыгурт

106,1

4100 км²

Мактааральский

Жетысай

278,9

1800 км²

Ордабасинский

Темирлановка

102,3

2726000 км²

Отрарский

Шаульдер

57,8

18100 км²

Сайрамский

Аксукент

262,7

17000 км²

Сарыагашский

Сарыагаш

267,4

7700 км²

Сузакский

Шолаккорган

55,6

41000 км²

Толебийский

Ленгер

119,5

3150 км²

Тюлькубаский

Турар Рыскулов

102,3

2300 км²

Шардаринский

Шардара

78,1

13000 км²


Южно-Казахстанская область расположена на юге Казахстана в пределах восточной части Туранской низменности и западных отрогов Тянь-Шаня. Большая часть территории равнинная, с бугристо-грядовыми песками Кызылкум, степью Шардара (на юге-западе, по левобережью Сырдарьи) и Мойынкум (на севере, по левобережью Чу). Северная часть занята пустыней Бетпак-Дала, на крайнем юге-Голодная степь (Мырзашоль). Среднюю часть области занимает хребет Каратау (гора Бессаз-2176 м), на юго-востоке-западная окраина Таллаского Алатау, хребты Каржантау (высота до 2824 м) и Угамский (высочайшая точка-Сайрамский пик-4238 м).

Наиболее крупные реки-Сырдарья (с притоками Келес, Куруккелес, Арысь, Бугунь и др.) пересекает территорию области с юга на северо-запад, и река Чу, протекающая на севере и теряющаяся в песках Мойынкум. Область расположена в зоне резко континентального климата. Плодородные почвы, обилие солнечного света, обширные пастбища создают большие возможности для развития в этом районе разнообразных отраслей сельского хозяйства, в первую очередь поливного земледелия и пастбищного овцеводства. Высокие урожаи дают посевы хлопчатника, риса, а также сады и виноградники.

В области имеются месторождения полиметаллических руд (юго-западный склон хребта Каратау в районе города Кентау, Ачисайское, Байжанское, Миргалимсайское месторождения и др.). Большой промышленный интерес представляют месторождения железных руд Каратауского хребта. В области имеются минерально-сырьевые ресурсы для производства строительных материалов (известняк, гипс, кварцевые пески, огнеупорные керамические и бентонитовые глины, минеральные краски, поделочные камни).

Население Южного Казахстана, несмотря на явное численное преобладание казахов (которое значительно усилилось с начала 1990-х и в настоящее время доля казахов в населении составляет 72%), отличается значительным этноязыковым разнообразием. Так в населении области традиционно широко (около 18% всего населения) представлены узбеки, составляющие значительную часть населения некоторых городов и районов области (Сайрам, Туркестан, Сарыагаш, Шымкент), проживают русские (в основном в городе Шымкент, хотя их доля значительно сократилось за последние 20 лет с более чем 23% в 1980 до около 6% в настоящее время), проживают также таджики, корейцы, курды. Распространены казахский, русский (в том числе как средство межнационального общения) и узбекский языки. Население ЮКО на 2009 г. составляет - 2429137 в том числе 1380000 человек, лиц пожилого и старческого возраста, что составляет 56,8% от общей численности населения.

Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней и социальными средами, то есть для каждого возрастного звена должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту его морфофункциональной организацией [83].

Известно, что существует тесная взаимосвязь между старением и рядом заболеваний человека. При этом тесная связь старения и заболеваний не является тождеством, старение создает предпосылки для развития патологии, возрастные сдвиги могут суммироваться с патологическими или же перерастать в болезни [84].

Для пожилых характерно сочетание нескольких заболеваний. По данным литературы в среднем регистрируется 7-9 заболеваний. Среди хронических заболеваний на первом месте-болезни системы кровообращения, на втором - болезни органов дыхания, на третьем - нервной системы и органов чувств.

Также характерны ограничения двигательной активности и возрастные изменения психики. Общая заболеваемость пожилых превышает средний республиканский показатель в 3,5-4 раза [85,86,87]. C. Eisdorfer считает, что для пожилых нужны критерии оценки здоровья, выходящие за рамки традиционного медицинского подхода. Названный автор рекомендует несколько путей для оценки статуса здоровья пожилых людей: личное восприятие пожилых своего здоровья, степень ограничения их обычной активности, количество дней ограничений активности и количество койко-дней больных с нарушениями функций [88].

Важным звеном в информационном обеспечения в здравоохранении является проведение социологических исследований, эффективность которых возрастает при переводе их в разряд мониторинговых. При организации проведения социологического мониторинга требуется соблюдение целого ряда методических подходов, обеспечивающих достоверность и корректность полученных результатов, возможность анализа их в динамике, свидетельствующей не только о происходящих изменениях в деятельности системы здравоохранения, но и об эффективности применяемых на основе полученной информации управленческих решений [89,90].

На современном этапе актуальным является применение адекватных форм и методов управления отраслью. Один из важнейших аспектов совершенствования управленческой деятельности - ее надлежащее информационное обеспечение, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Казахстана.

К наиболее эффективным инструментарием информационного обеспечения управленческой деятельности относится мониторинг, в том числе социологический, т.е. использующий методы социологических исследований, позволяющий субъектам системы здравоохранения (органам управления, медицинским организациям), страховым структурам (фондам обязательного медицинского страхования, страховым медицинским организациям) оперативно получать научно обоснованную и унифицированную информацию о социальной эффективности осуществляемых мероприятий и проводимых реформ.

Под социологическим мониторингом в здравоохранении как инструменте управления следует понимать целенаправленную деятельность, связанную с перманентным наблюдением, анализом, оценкой и прогнозом состояния системы здравоохранения в целях ее развития в желаемом направлении, а также с выявлением эффективности принимаемых управленческих решений.

Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что социологические методы используется в самых различных сферах деятельности человека, в том числе в здравоохранении.

В то же время работ по использованию этих методов в целях информационного обеспечения управления отраслью недостаточно, что требует разработки соответствующего научно-методического обоснования.

Ценность мониторингового способа получения информации заключается в том, что он позволяет отслеживать динамику показателей, характеризующих систему здравоохранения. Особенно большое значение такая информация имеет в тех случаях, когда необходимо не просто учитывать те или иные показатели, свидетельствующие о происходящих процессах, но и целенаправленно воздействовать на их развитие, т.е. управлять ими, а также оценивать эффективность принимаемых управленческих решений [91,92].

Объектом социологического мониторинга явилась статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных единиц наблюдения (возрастно-половые группы населения, лиц пожилого и старческого возраста г Шымкента) взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Нами мониторинг осуществили в несколько этапов. Главное место в нашей работе отведено определению цели.

Целью данного исследования явилось выявление особенности здоровья лиц старшего возраста по данным социологического опроса, их личного восприятия своего здоровья и факторов его определяющих.

Одним из ключевых понятий в современной медицине, позволяющих дать глубокий многоплановый анализ физиологических, психологических, эмоциональных и социальных проблем больного человека является качество жизни. Качество жизни лиц пожилого и старческого возраста в значительной степени зависит не только от состояния их здоровья и степени ограничения жизнедеятельности, но и от таких немаловажных факторов как семейное и социальное положение, образование, уровень доходов, жилищно-бытовые условия.

Качества жизни - одно из знакомых всем понятий, хотя никто не может толком определить, что это такое, но зато каждый легко приведет примеры. Это верно главным образом потому, что оценка качества жизни дана была только лишь частью клинических испытаний. Изучение качества жизни, особенно в экономическом контексте, как это чаще всего и делается, просто включает в себя прямую и подробную оценку воздействия на человека болезни и лечения.

Способность оценить качества жизни и его изменения, а также показать положительный эффект, оказывающий на КЖ лекарствами - важная задача для маркетологов фармацевтического рынка.

Параметрами КЖ принято считать:

«Человеческие» аспекты КЖ:

*физические проблемы;

*наличие или отсутствие физических симптомов болезни;

*токсичность терапии и побочные эффекты;

*внешний вид тела и подвижность;

*психологические, социальные и духовные аспекты;

*способность справиться с болезнью;

*качество межличностных отношений;

*счастье или ощущение благополучие;

*внутренний мир, не обязательно религиозный;

*экономические доходы и расходы;

*более широкое измерение, например, воздействие на окружающих;

*личные предпочтение, амбиции, приоритет;

*культурные отличия;

*политические предпочтение;

*ценность и значение времени;

С помощью показателя QALV (quality-adjusted life years) рассчитывают количество лет качественной жизни, приобретенных в результате медицинского вмешательства. Это своего рода искусственный общий знаменатель, позволяющий сравнивать разные схемы лечения, а также оценивать качество жизни продленное и сохраненное в результате лечения. Например, с учетом этой характеристики оценивается такой параметр, как отношение стоимость, эффективность лечение для двух пациентов, жизнь каждого из которых была продлена на пять лет, но один из них провел эти годы в коме, а другой - в относительно деятельном состоянии.

Нами разработана программа мониторинга, которая включала в себя разработку статистического инструментария, способного обеспечить сбор и анализ информации.

Методическую основу социологического мониторинга составили четко ориентированные и правильно организованные социологические исследования путем анкетирования и изучения карточек больных изучаемой группы.

Таким образом, разработанная нами система мониторинга в соответствии с методическими положениями, освещенных в литературе, включила такие подсистемы как:

организационная (самостоятельное проведение анкетирования);

научно-методическая (охватывающая программно-концептуальное обеспечение мониторинга - специально разработанная нами анкета);

организационно-техническая, состояние из связанных между собой технических средств получения, обработки и выдачи информации.

Для повышения эффективности реализации программ социологического мониторинга необходима разработка их организационных технологий, т.е. определенного порядка и последовательности выполнения мероприятий по проведению социологических исследований, обеспечению сбора, обработки и анализа социологической информации.

Следует отметить, что на подготовительном этапе, а также в случае необходимости по окончании каждого очередного исследования целесообразно предусмотреть такие организационные мероприятия, как внесение необходимых коррективов в программу социологического мониторинга, разработка программного обеспечения (или внесение изменений в имеющуюся программу обработки данных), подготовка предложений по тиражированию программы мониторинга. Социологические исследования в ходе реализации программы социологического мониторинга деятельности системы здравоохранения и лекарственное обеспечение нами проводились по комплексной методике с возможным использованием следующих методов: опрос (анкетный и телефонный), глубинное экспертное интервью.

В зависимости от задач проводимого исследования в качестве единицы наблюдения взят житель пожилого и старческого возраста ЮКО. Для сбора материала при социологическом исследовании использовалась разработанная нами анкета. Она включила различные блоки вопросов, позволяющие получить необходимую информацию для принятия оперативных управленческих решений, направленных на совершенствование работы системы здравоохранения и лекарственного обеспечения. Инструментарий включал постоянный блок вопросов, который на каждом этапе дополнялся новыми блоками, включающими новые индикаторы, имеющие лучшую чувствительность и разрешающую способность, что позволит дополнить информационную базу исследования новыми данными.

Методическую основу социологического мониторинга составили четко ориентированные и правильно организованные социологические исследования путем анкетирования и изучения карточек больных.

3.2 Социально-гигиеническая характеристика лиц пожилого и старческого возраста в ЮКО

Разработанная нами анкета включает несколько модулей объединенных задачами исследования. Мониторинг качества жизни 200 геронтологических больных, проведенный на базе Областной клинической больницы ЮКО города Шымкента. Показатели следующее: из числа анкетированных, мужчины составили 116 человека (58%), женщины - 84 (42%). Средний возраст мужчин в исследуемой группе составил 74 года, женщин 75 лет. Начальное образование имели большинство респондентов - 59,9%, неполное среднее образование отмечено у 23,4% опрошенных. Не имели образования 12,6% опрошенных и только 4,1% имели высшее образование.

По результатам исследования обнаружено, что полную зависимость от других лиц испытывают 5,7% анкетированных, с помощью вспомогательных средств и других лиц способны себя обслужить 22,2%, в значительной степени ограничены в общении 12,4% опрошенных. Следует отметить, что большинство людей пожилого и старческого возраста несмотря на ограничение жизнедеятельности стараются вести активный образ жизни. Поддерживают связь с друзьями 55,8%, с родственниками 89,2%, с соседями 76,9%. Социальное положение лиц пожилого и старческого возраста по данным анкетирования. Показало следующее: по половозрастной структуре мужчин - 30%, женщин -70%. Результаты показали, что немногим менее половины респондентов на момент проведения исследования состояли в браке - 48%, несколько меньше процент овдовевших, что составило 40%, в разводе состояли 6,7% и 5,3% не состояли никогда в браке. С увеличением возраста уменьшается доля респондентов, состоящих в браке и увеличивается доля респондентов, лишившихся супругов.

Таблица 9 - Распределение респондентов по семейному положению в зависимости от возраста

Семейное положение

Возраст (лет)

Всего


60-64

65-69

70-74

75-79

80 и старше


Состоят в браке

64,5

52,4

47,6

37,5

29,4

48

В разводе

6,9

3,7

2,9

2

-

6,7

В браке никогда не состояли

4,9

8,3

-

4,6

3.7

5,3

Вдовы (вдовцы)

23,7

35,6

49,5

55,8

66,9

40

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Как видно из представленной таблицы, к 80 годам почти в 2 раза уменьшилось количество лиц, состоящих в браке по сравнению с более ранним возрастом 60-64 лет (29,4 и 64,5% соответственно). С увеличением возраста также уменьшается количество лиц состоящих в разводе, что свидетельствует о первостепенном значении и ценности семейных отношений. По данным различных исследований, брак оказывает положительное влияние на продолжительность жизни, и благодаря своему семейному положению многим респондентам сохранившим семью удалось прожить 80 лет. В то же время заметно увеличивается доля овдовевших лиц в старших возрастных группах. Почти в 3 раза больше по сравнению с молодой возрастной группой (23,7 и 66,9% соответственно).

По данным статистики РК удельный вес занятого пожилого населения в общей численности населения в возрасте 60 лет и старше составляет 16%. Причем, если пожилых мужчин занято 23,5% от их численности в возрасте 60 лет и старше, то женщин этой возрастной категории занято 11,6%. Больше половины (54,7%) населения в возрасте 60 лет и старше - экономически активны. Экономическая активность женщин в возрасте 60-64 лет составляет 23,4%, уменьшаясь до 13,5% в возрасте 65-69 лет, и до 3,4% в возрасте 70 лет и старше. У мужчин этот показатель выше, чем у женщин во всех соответствующих возрастах: в возрасте 60-64 лет экономически активны 50,7% мужчин, в возрасте 65-69 лет - 19,5% и в возрасте 70 лет и старше - 6%. Пожилые женщины в меньшей степени заняты в общественном производстве, чем мужчины, в то же время степень занятости и мужчин и женщин уменьшается с увеличением их возраста. Результаты нашего социологического опроса среди респондентов показал, что 22,7% человек вошли в число работающих лиц. Из них большая часть (18,2%) составляют лица мужского пола, продолжающие свою трудовую деятельность до пенсии (60-64 лет). Естественно, возможности продолжать работу зависят не только от желания, но и от состояния здоровья, навыков, образования и опыта. Следующим моментом необходимым для рассмотрения является образование как один из ведущих факторов улучшения качества жизни пожилых людей. Следует отметить, что в судьбе каждого пожилого человека важно разграничить значимость образования, приобретенного в течение всей жизни, как залог его достойного проживания на старости и значимость образования после приобретения человеком официального статуса пенсионера.

Изучение жилищно-бытовых условий также имеет немаловажное значение для лиц пожилого и старческого возраста. Так, среди респондентов выявлено, что наибольший удельный вес составили лица, проживающие в благоустроенных квартирах - 72%, в частном доме проживали - 28%. С членами семьи проживают 54,2% респондентов, только с супругом (супругой) - 20,4%, с квартирантами - 4.7%, одиноких - 20,7%. Необходимо отметить, что проблема одиночества порождает целый ряд медико-социальных и экономических проблем. При этом выявлено, что каждый пятый респондент одинок. Данные исследования показали, что наиболее распространенным благом цивилизации для всех респондентов города практически оказалось наличие телефона - 94,1% участников опроса.

По мере старения населения особую значимость приобретает пенсионное обеспечение граждан. Достойное обеспечение старости своих граждан является одной из главных задач социально ориентированного государства, к которым относится и Казахстан. Основной причиной такого внимания является то обстоятельство, что большинство состоявшихся пенсионеров имеют лишь один источник дохода - пенсию. В результате анкетирования нами выявлено что, минимальный размер пенсии составил 18 325 тенге, средний размер - 27 436 тенге, максимальный - 39 893 тенге. Таким образом средняя сумма пенсии -27436 ± 0,43 тенге. В то же время необходимо помнить о повсеместной 100% оплате жилья и коммунальных услугах, и о более высоких тарифах на электрическую и тепловую энергию, и о более высокой цене большинства лекарств. Результаты нашего социологического опроса среди респондентов показал, что 22,7% человек вошли в число работающих лиц. Из них большая часть (18,2%) составляют лица мужского пола, продолжающие свою трудовую деятельность после пенсии (63-68 лет). Естественно, возможности продолжать работу зависят не только от желания, но и от состояния здоровья, навыков, образования и опыта. Несмотря на ежегодное индексирование пенсионных выплат, рост инфляции продолжает нарастать, что отрицательно сказывается на уровне расходов пожилых людей. Причем большая часть пенсии расходуется на ЛС (60%).

Так, в 2005-2011 годах в ЮКО этой категории населения было выписано 40665 рецепта. Количество выписанных рецептов по категориям льгот распределилось следующими образом: инвалиды (1 группы) 779 пациентов - отпущено рецептов 5072 рецепта; инвалиды (2 группы) 2514 пациентов - отпущено рецептов 21029 рецептов; инвалиды (3 группы) 1424 пациента -12269; инвалиды войны 132 пациента - отпущено 1295 рецептов.

Таблица 10 - Сведения о выписанных рецептах за 2005-2011 гг.

Инвалид

Пациент

Рецепт

1 группа

779

5072

2 группа

2514

21029

3 группа

1424

12269

Войны

132

1295

Всего

4849

40665


Таким образом, на 1 льготополучателя за год в среднем приходилось 8 рецептов на сумму 1900*8=15200 тенге. Средняя стоимость одного рецепта в 2005 году составила 750 тенге. В 2011 г. средняя стоимость рецепта возросла до 1900 тенге.

С целью выяснения причин ухудшения состояния здоровья обследуемой категории лиц нами проведен анализ распространенности у них хронических заболеваний.

В структуре накопленных заболеваний преобладали болезни системы кровообращения -65,4%. На втором месте заболевания органов дыхания -58,3% далее следовали болезни нервной системы -48,3%, болезни органов пищеварения 40,1% и костно-мышечной системы -38,8%.

Далее, нами также выявлены лекарственные средства, применяемые при указанных нозологиях болезней и примерная сумма всех денежных средств на лекарственные средства. Перечень лекарственных препаратов, применяемых при часто встречающихся нозологиях болезней лиц пожилого и старческого возраста (таблица 10).

Нами проведен фармакоэкономический анализ затрат на антиагрегатную терапию Кардиомагнилом форте (Никомед) и ТромбоАСС (Ланнахер) и Тромбокард «Санто» АО Химфарм в течение 30 дней. В качестве фармакоэкономического метода был выбран анализ минимизации затрат (costminimizationanalysis - СМА). Его используют в тех случаях, когда сравниваемые методы лечения характеризуются сопоставимой эффективностью, подтвержденной в клинических исследованиях. В таких случаях достаточно определения разницы прямых затрат на три схемы лечения.

Анализировали стоимость 30-дневной терапии тремя препаратами в дозе 150 мг/сут. Стоимость суточной дозы (PDD) Кардиомагнила форте - 1,03±0,015 тг., ТромбоАСС - 3,20±0,075 тг., Тромбокард - 3,5±0,095 тг стоимость 30-дневного применения трех препаратов 92,49±1,35, 94,29±1,15 и 287,66±6,75 тг. соответственно. Таким образом, стоимость курса лечения Кардиомагнилом форте была почти в 3,1 раза меньше стоимости терапии ТромбоАСС и Тромбокард. Общие прямые медицинские затраты рассчитывали путем суммирования затрат на антиагрегантную терапию и на коррекцию побочных эффектов. Прямые медицинские затраты в группах больных, получавших Кардиомагнил форте, ТромбоАСС и Тромбокард, составили 1147,97±53,43, 1177,97±52,42 и 2137,96±98,05 тг. на одного пациента. Курс антиагрегантной терапии Кардиомагнилом форте практически в 2 раза дешевле применения ТромбоАСС и Тромбокард.

Прямые медицинские затраты на лечение Кардиомагнилом форте были на 330 тг. меньше, чем на применение ТромбоАСС и Тромбокарда. Применение Кардиомагнила форте у больных с ИБС и высоким риском НПВП-гастропатии позволяет снизить затраты на антиагрегантную терапию по сравнению с ТромбоАСС и Тромбокард за счет меньшей стоимости самой антиагрегантной терапии и экономии затрат на коррекцию побочных эффектов. Показатели экономической оценки эффективности различных гипотензивных или сердечных медикаментов являются не только критериями более рационального использования ограниченных ресурсов, но и в каждой конкретной клинической ситуации помогают выбрать тот препарат, который обеспечит больному наиболее приемлемое качество жизни с учетом реальных финансовых возможностей.

Далее нами выявлено, что по мнению опрошенных, система лекарственного обеспечения льготников пожилого и старческого возраста требует дальнейшего совершенствования. Так, 55% из 200 опрошенных считали, что некоторые необходимые лекарственные средства часто отсутствуют; 41% из 200 указали, что возникают сложности в получении препаратов из аптеки в связи с ее удаленностью. При этом 20% из 200 отметили, что пожилым доставляют лекарственные средства на дом во время активных посещений. Установлено, что появление большого количества «зависимых» больных пожилого возраста, нуждаются в долговременной медико-социальной помощи. В связи, с чем обоснована необходимость интеграции деятельности фармацевтических и социальных служб страны для обеспечения квалифицированной адресной помощи геронтологическим больным.

Рациональная гериатрическая фармакотерапия, основанная на клиническом опыте, знании закономерностей стареющего организма, особенностей течения болезней лиц старшего возраста, данных литературы, позволяют значительно улучшить качество жизни пожилого пациента, способствовать увеличению активное участие в организации и проведении медицинских осмотров, диспансеризации сельского населения.

Список источников

1.     Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г., №1438. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», Астана, 1 марта 2006 года

2.       Формирование правовых основ в области защиты прав пациентов в Республике Казахстан, Центр развития менеджмента социальной сферы и здравоохранения, 2007, Астана. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы.

3.     Доклад о развитии человека 2004 Культурная свобода в современном многообразном мире, Весь мир, 2004. Отчет ПРООН Бедность в Казахстане: причины и пути ее преодоления. - Алматы, 2004. Статистический ежегодник Казахстана, 2010. 8 с.

4.     Статистический сборник по отдельным показателем население 1939. 1959,1970,1989 гг. Алматы.1991 - С. 7-70. Национальный состав население Республики Казахстан. Том1 итоги переписи население 1999, в РК Алматы 2000- С 6-8. Аргументы и факты Казахстана, 2010, №6.

5.       Демографический ежегодник Казахстана 2003, ст. сб. Алматы, 2005-с. 7; предварительные данные за 2009 г. Статистический сборник-Астана, 2010.21 с.

.        Паллиативная помощь. Убедительные факты / Под ред. Е. Davies, I.J. Higginson. Всемирная организация здравоохранения, 2005.

.        Егеубаева С.А. Состояния здоровья лиц старшего возраста по данным социологического опроса / С.А. Егеубаева // Денсаулық сақтауды дамыту журналы. -2009. №3.С. 57-61.

.        В.Л. Багирова., Л.Г. Сатаева. Влияние реформ фармацевтического сектора РК на качество лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями // Денсаулык сактауды дамыту журналы - 2007. - №1. - С. 81 - 82

.        В.Л. Багирова., Л.Г. Сатаева Лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан // Фармация Казахстана. - 2007. - №3. - С. 28-30

.        Качество медицинской помощи населению пожилого и старческого возраста в городских поликлиниках / Р.С. Гаджиев, Р.Ш. Рагимова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2011. №2. - С 36-39.

.        Организация медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста / И.Ю. Русакова // Сестринское дело. - 2005. №7 с. 22-23.

.        Карабинцева, Н.О. Фармацевтическая помощь больным с профессиональными заболеваниями /Н.О. Карабинцева, Е.Л. Потеряева, Н.Г. Никифорова // Медицина и образование в 21 веке: Тез. докл. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию НГМА. - Новосибирск, 2005. - С. 148-149.

13.   Умбеталиев Б.Е., Бактыбаева М.Р., Карабаева А.Н. Исследование состояния фармацевтического производства на основе STEP-анализа. Сборник статей научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Молодежь и медицинская наука ХХI века» ЮКГФА. 2011 г. 19 с.

14.   Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам, по полу и отдельным возрастным группам, по отдельным этносам на начало 2009 года. Бюллетень. - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2009. - 47 с.

15.     Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года №1149

.        Оценка социально-экономического статуса пожилых людей в Казахстане (результаты социологического исследования), Алматы, 2008;

.        О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года №216 Республики Казахстан, 2006 г., №44, ст. 478; «Казахстанская правда» от 16 ноября 2006 года №249 (25220) - 18 ноября 2006 года №251 (25222). Доклад ООН «Старение населения мира: 1950-2050 годы»

.        Отраслевой стандарт Республики Казахстан «Надлежащая аптечная практика». Электронный ресурс. /-Электронные текстовые данные.

.        Живаева И.Н. Опыт работы специализированного социально-геронтологического отделения «Активное долголетие» // Клин, геронтол. 2008. Т. 14, №5. С. 49-51.

.        Бенберин В.В. Современные аспекты геронтологии //CONSILIUM. - 2010. - №3.-с. 4-6.

.        Архипов В.В., Багненко Ф., Стожаров В.В. и др. Отечественное здравоохранение на рубеже веков. - СПб., 2004. - 255 с.

.        Формирование правовых основ в области защиты прав пациентов в Республике Казахстан, Центр развития менеджмента социальной сферы и здравоохранения, Астана, 2007.

.        Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», Астана, 1 марта 2006 года

.        Демографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2009. - 392 стр.

.        Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы.

.        Статистический ежегодник Казахстана, 2010. -7-20 с.

.        Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы.

.        Алексеенко А.Н. Население Казахстана 1920-1990 гг. - Алма-Ата: Ғылым, 1993. - 120 с.

29.   Бактыбаева М.Р., Шертаева К.Д., Блинова О.В., Умурзахова Г.Ж., Сапакбай М.М. О проблемах организации лекарственной помощи геронтологическим больным. Традиции и инновации фармацевтической науки и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию фармацевтического факультета КГМУ 27.10.2011 г. 72 с.

30.     Шертаева К.Д. Разработка рациональной системы лекарственного обеспечения отдельных групп населения Казахстана за счет общественных фондов потребления. Автореф. дисс…. канд. фарм. н. - Москва-1992. 37с

31.   Хубиева М.Ю. Методические подходы к оптимизации лекарственного обеспечения населения в условиях модернизации первичной медико-социальной помощи: дисс. канд. фарм. наук. М., 2007.-94 с.

32.     Манешина, О.А. Лекарственные взаимодействия и количество назначаемых лекарств у пожилых / О.А. Манешина, Ю.Б. Белоусов // Фарматека. - 2008. - №20. - С. 89-92. - Библиогр.: 12 назв.

.        Анискович, Л.В. Особенности медицинского обслуживания лиц пожилого возраста / Л.В. Анискович, Л.И. Токарева // Вестник Кузбасского научного центра. - Кемерово, 2008. - Вып. №7. Актуальные вопр. здравоохранения: материалы шестой гор. науч. - практ. конф., пятой науч.-практ. конф.? Ведомственная медицина?. - Т. 1. - С. 10-13.

.        Медико-социальные проблемы здоровья лиц пожилого возраста, находящихся на стационарном лечении / Г.Ф. Имельгузина, Н.Х. Шарафутдинова, В.Л. Назифуллин // Вестн. С.-Петерб. гос. мед. академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - №4. - С. 25-27. - Библиогр.:6 назв.

.        Социально-геронтологическое обслуживание населения Российской Федерации / С.А. Овчаренко, О.И. Гроховская, Л.Ф. Джуринская, Н.В. Котова // Вестн. С.-Петерб. гос. мед. академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - №4. - С. 12-17.

.        Социальные вопросы амбулаторной медицинской помощи лицам старшей возрастной группы с хронической сердечной недостаточностью / Г.И. Нечаева, Е.А. Темникова, Г.И. Боридько, Л.Д. Солодникова // Терапевт. арх. - 2009. - №1. - С. 12-15.

.        Мороз И.Н. Проблемы организации стационарной медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста: Автореф. дисс. канд. мед. наук. - СПб., 1997. - 19 с.

38.   Геронтология: учебное пособие / Филатова С.А., Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.-512 с.

39.     Юргель Н.В. Оптимизация управления лекарственным обеспечением учреждений здравоохранения и населения на региональном уровне: Автореферат дисс…д-ра мед. наук / ГУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. - М., 2005. - 48 с.

.        Организационные технологии повышения качества лекарственной помощи населению в системе регионального здравоохранения. Артамонова Г.В. и др. Проблемы управления здравоохранением, 2009. №5 с 137-146.

.        Методика оптимизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан. Сбоева С.Г. Джупарова И.А. Фармация, 2011. №1.18-21 с.

.        Анализ системы лекарственного обеспечения сельского населения Оренбургской области. Сафиуллин Р.С., Шакирова Д.Х., Половеева В.И. Казанский медицинский журнал, 2010. - №5.с 70-701.

.        Некоторые вопросы совершенствования лекарственного обеспечения в Республике Казахстан. Ремедиум, 2010. №3.

.        Шертаева К.Д. Разработка рациональной системы лекарственного обеспечения отдельных групп населения Казахстана за счет общественных фондов потребления. Автореф. дисс. канд. фарм. н. - Москва-1992. - 37с

.        Листова О.Л Дисс. РФ. Исследование оптимизации лекарственного обеспечения урологических больных на региональном уровне (на примере Ставропольского края):дисс. канд. фарм. наук. М., 194 с.

46.   Волкова Э.Г., Шепелев В.А. Возможности улучшения демографической ситуации через профилактику неинфекционных заболеваний. Региональный опыт // Тезисы Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России, 1-5 июня 2005 г., Москва.

лекарственный медицинский население здравоохранение

Похожие работы на - Лекарственное обеспечение населения на основе выделения однотипных территорий Республики Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!