Глобальный город и концепция регионализма в современной архитектуре (всеобщее (интернациональное) и особенное (национальное и региональное) в архитектуре) в условиях глобализации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,93 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Глобальный город и концепция регионализма в современной архитектуре (всеобщее (интернациональное) и особенное (национальное и региональное) в архитектуре) в условиях глобализации

Министерство образования и науки РФ

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра архитектуры





Реферат на тему:

«Глобальный город и концепция регионализма в современной архитектуре (всеобщее (интернациональное) и особенное (национальное и региональное) в архитектуре) в условиях глобализации »


Выполнил:

студ.гр. ГСМ-1-13

Дудников В. В.

Проверил:

профессор

Птичникова Г. А,



Волгоград 2013 г

Содержание:

Введение

Глава 1. Глобализация - явление современности

.1 Понятие глобализации

.2 Процессы глобализации в градостроительстве

Глава 2. “Глобальный город”

.1 Понятие “глобального города

.2 Характерные черты “глобальных городов”

.3 Новые подходы в изменении облика “глобальных городов”

Глава 3. Концепция регионализма в современном мире

.1 Понятие регионализма

.2 Регионализм в архитектуре ХХ века

.3 Всеобщее (интернациональное) в архитектуре

.4 Особенное (национальное и региональное) в архитектуре

Заключение

Список литературы

Введение

В статье затронут две ключевые темы современной теории градостроительства. Первая тема рассматривает - глобальные города, их место в современном мире, а также растущее влияние глобализации в архитектуре и мире в целом. Наряду с процессами глобализации рассматривается второй вопрос - регионализм, его место и роль, как в развитии определенной территории, так и в мировых градостроительных процессах.

Процессы глобализации и формирование современного регионализма зародились в ХХ веке, в переходный период от постиндустриальной эпохи к информационной, которая характеризуется сменой научных и философских парадигм, глубоким проникновением техники во все сферы жизни и формированием массовой культуры, и протекают до сих пор.

Появление «глобальных городов» в последней трети ХХ века во многом обусловлено особенностями информационной эпохи, стиранием границ между городами, увеличение темпа жизни населения, и иными процессами, происходящими в современном мире.

В современной архитектурной практике происходят различные процессы: с одной стороны мы всё чаще сталкиваемся с тенденциями глобализации и потери национальной и региональной идентичности. Это происходит из-за появления и широкого распространения анонимной архитектуры «стекла и бетона», которая формируется во многом без учета природно-климатических особенностей, местных традиций и социальных факторов. Кроме того, изменение политических, социальных и экономических реалий - распад Советского Союза, укрепление Евросоюза, открытие границ и появление массовой трудовой миграции, а распространение корпораций привело к насаждению по всему миру так называемого «корпоративного стиля» в архитектуре.

В противоположность этим процессам широкое распространение получает развитие регионализма в современном мире. Это связано с увеличением стремления к самобытности каждого региона в условиях глобализации, Регионализм позволяет отойти от радикальной унификации в проектировании, и дает возможность каждому региону строить «свое лицо». Достаточно успешный пример: активно развивающаяся «Европа регионов».

Глава 1.Глобализация - явление современности

.1 Понятие глобализации

Глобализация (от лат. globus - шар, фр. global - всеобщий) - объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.

Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане - это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более конкретном - это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности. Конкретными сферами глобализации являются также научно-технические технологии, распространение “корпоративного стиля”, нравственно-этические ценности (глобальная этика), новые угрозы международной безопасности и стабильности (международный терроризм, транснациональная преступность, глобальное расползание оружия массового уничтожения) и др.

.2 Процессы глобализации в градостроительстве

Быстрорастущие города в развивающихся странах чаще всего берут за основу модель западноевропейских и американских деловых центров с интенсивным высотным развитием, сочетающих высокую плотность жилых районов с системой многоквартирных комплексов, использующих радиальную или прямоугольную систему улично-дорожной сети, и быстрое развитие малоэтажной застройки в городах-спутниках, и т. д.. Эта пространственная модель развития города становится универсальной для многих стран.

Рассмотрим проявления процессов глобализации в архитектуре и урбанизме. Во-первых, такие понятия как государственная граница, информационная блокада, культурный барьер нивелируются. На смену региональным особенностям и стилям приходят универсальный городской образ жизни и новые принципы формообразования. Мировое пространство подразделяется на «город» и «негород», в соответствии с особенностями пространственной структуры места обитания, отражающей специфику образа жизни.

Во-вторых, возрастает значение коммуникации. Развитие транспортной инфраструктуры отдельных городов, прокладывание новых междугородних линий сообщения, воздушных коридоров, морских путей позволили создать мощную транспортно-логистическую мировую сеть - структуру, объединяющую города и страны.

Помимо этого, развитие средств связи открыло новый уровень общения: скорость передачи информации и потенциальное количество людей, которые могут ее использовать, резко увеличились. Это, в свою очередь, стало катализатором процесса создания единого информационного поля.

Виртуальные и реальные физические коммуникационные каналы образовали развитую структуру, одновременно являющуюся частью системы «мегаполис» и включающую в себя отдельные подструктуры городов. Человек ежедневно ее использует, перемещаясь по городу и визуально «считывая» информацию о среде города, истории ее становления и развития, процессах, феноменах пространства, постигая и переживая изменчивое пространство. Посредством этой структуры осуществляется взаимодействие человека и окружающей среды. Коммуникации интегрируют отдельное архитектурное пространство в глобальную систему архитектуры. Эти структуры воплощают в себе различного рода движения, свойственного городской среде (движения не только как формы физического перемещения, но и как формы поступательного развития, внутреннего метаболизма). Необходимость расширения физического пространства вынуждает распространять и совершенствовать средства перемещения, а повышение доступности культурно-информационного пространства влечет необходимость поиска способов ориентации в нем и сохранения собственного своеобразия и идентичности. Мегаполис в системе глобальных городов функционирует как большой коммуникационно-транспортный узел, постоянно генерирующий, передающий и сохраняющий информацию, события, смыслы, продукты и т.д. В процессах виртуализации и глобализации архитектуры важную роль играют цифровые технологии. Это качественно иной способ осмысления и проектирования формы и пространства. За счет применения IT-систем в архитектурных объектах можно получить городскую среду с высокой степенью гибкости, способную к быстрым трансформациям, что обеспечивает её устойчивость.

Глобализация городской среды всегда идет «параллельно» с «мультинационализацией» современных городов. Стираются границы культурной идентификации, формируется единая модель мирового устройства, воплощенная в «технополисе». Если город пересекает определенный рубеж роста (территориального, политического, достигает рубежа по численности жителей), он становится претендентом на статус «глобального» города, участвующим в потоках и процессах более высокого порядка, чем региональные. Для глобального города историческая застройка выступает помехой для развития, и многие исторические кварталы уничтожаются вместе с «населяющим» их национальным колоритом.

Глава 2. “Глобальный город”

.1 Понятие “глобальный город”

В силу развития глобализации происходит частичное ослабление национальных территориальных единиц, и возникают условия для роста значения пространственных единиц других масштабов. Среди них - субнациональные единицы (преимущественно города и регионы), приграничные территории, включающие две и более субнациональные единицы и наднациональные единицы (глобальные рынки и зоны свободной торговли). Развивающиеся в этих разномасштабных территориальных единицах процессы могут предопределяться связями регионального, национального или глобального уровня.

В этом ранжировании территорий есть место и глобальным городам, вся динамика и процессы в которых предопределяются преимущественно связями глобального масштаба.

Впервые термин «глобальный город» был введен в экономическую географию и урбанистику С. Сассен в ходе пояснения того значения, которое имеют такие города как Нью-Йорк и Лондон в мировом сообществе, для акцентирования их доминирующей роли. Глобальность современного информационного периода обусловлена развитием транспорта и инженерных коммуникаций, уровнем технологии, доступностью каналов передачи информации и свободой передвижения. Город становится центром воплощения типовых проектов и так называемых объектов «интернационального стиля» в архитектуре основных комплексов (торгово-развлекательных объектов, административно-деловых сооружений, жилых комплексов).

Рис. 1. Сингапур. Быстрое развитие города и превращение его в «глобальный город» произошло на протяжении всего нескольких десятков лет

Истоки интернационального стиля современной архитектуры городов можно найти еще в начале ХХ в., в эпохе модернизма или конструктивизма, когда отказ от старого художественного-пластического и пространственного языка воспринимался как нечто новое и современное .

Но по прошествии времени становится понятно, что интернациональная архитектура, очищенная от культурной символики, не всегда в состоянии сделать то, к чему стремится идеальная модель города, а именно создать комфортную среду для проживания горожан.

Практически все глобальные города идут по пути воплощения идеи «интернационального» пространства города как основы своего имиджа. Если мы возьмем Нью-Йорк и Гонконг, то в их отдельных чертах мы найдем больше общего, чем отличий. Париж, например, напротив, после хирургических операций на средневековой ткани, сделанных бароном Османном, законсервировал свой «самый дорогой в мире» на сегодняшний день облик городской ткани (если брать в расчет количество туристов, его посещающих) и сделал из него бренд, который в ближайшее время вряд ли удастся обойти какому-либо из новых городов. И, стоит заметить, это бренд, который со временем только дорожает (неизвестно, был бы Париж центром притяжения туристов, если воплотились бы некоторые концепции модернистов по его реконструкции).

Рис.2. Панорама Нью-Йорка

.2 Характерные черты глобальных городов

Глобальный город чаще всего приобретает следующие морфологические пространственные черты, вне зависимости от своей локализации:

становится основным объектом миграционного притяжения жителей соседних городов и территорий, что приводит к росту количества жилья, его стандартизации и потере его национальной идентичности;

в центре города возникает сверхкапитализация территории, что вызывает неадекватно завышенный уровень цен и слишком высокий темп жизни;

в городском пространстве создается высотный центр, сосредотачивающий деловую активность (совпадающий или не совпадающий с территориальным центром);

уровень локальных перемещений горожан порождает автомобильные пробки, несмотря на то, что как минимум 20 % территории занимает транспортная инфраструктура;

основой экономики города становятся сложные услуги: консалтинг, финансы, мультимедиа;

город транслирует свой «образ» на города-спутники.

создание деловых центров

небоскребы становятся - символами глобализации, за счет высотности построек достигается максимальная плотность застройки территории.

деловые центры - становятся центральным ядром всего города, при этом так называемые “Даун-тауны”, которые не обязательно располагаются в географическом центре города, при этом выделяются в общей панараме города, благодаря своему образу.

“интернациональный стиль”- наиболее часто применяется в создании образа “глобального города”

.3 Новые подходы в изменении облика ”глобальных городов”

В основе одного из методов создания архитектурной формы, названного «Органитек», лежит использование органических метафор и интерпретации темы «экзо-скелетов», обыгрывающих наше телесное родство с другими формами жизни» (С. Калатрава, Н. Гримшоу). Такие архитекторы как Д. Либескинд и лидеры группы Morphosis используют принцип фрактальности как прием для создания новой выразительности, а группа LAB и Д. Перро разрабатывают особую архитектурную грамматику, построенную на переосмыслении принципов фрактальной геометрии. Создание «загадочного означающего» - стратегия проектирования зданий-достопримечательностей таким образом, чтобы они вызывали у наблюдателей поток ассоциаций и интерпретаций, не связанных с известными идеологиями, религиями и т.д. (Н. Фостер, Ф. Гэри). Посредством этого происходит глобализация архитектурного пространства с включением в него сооружений-ориентиров.

Другим проявлением новой парадигмы стало проектирование формы как информационного контекста на основе использования принципа коллажа, в результате чего здание формирует инфопространство или «дада-пространство». Этот прием иллюстрируют здания группы MVRDV, фасад которых образован элементами и символами, отражающими голландскую культуру. Различные вариации осмысления динамики тектонических пластов предлагаются такими архитекторами как З. Хадид, П. Эйзенман и др. В их работах архитектурная поверхность выступает как новая форма земной поверхности. Появился новый тип сооружений - здания-ланд-формы (к примеру, терминал группы FOA).


Метафоры живой природы и “скелеты”,  арх. С. Калатрава

 Оболочка, построенная по принципам фрактальной геометрии группы Morphosis



 Архитектурная грамматика группы LAB

 Архитектурная грамматика группы LAB



 Ланд-форма группы FOA

Инфопространства и коллажи  группы MVRDV



Инфопространства и коллажи  группы MVRDV

Инфопространства и коллажи группы MVRDV



"Загадочное означающее",  арх. Норман Фостер

 Символизм и динамика тектонических форм, арх. Д. Либескинд

Рис.3. Новая парадигма в архитектуре. Стратегии формообразования <#"728341.files/image013.gif">

 «Cloud gate», арх. Аниш Капур (Чикаго)

 Кинотеатр «Gеode», арх. Адриан Фансильбер (Париж)

Рис.4. “Экранная архитектура” <#"728341.files/image015.gif"> 

Рис. 5.Штаб-квартира ООН (коллектив авторов, 1950)

Рис. 6. Интернациональные города Пекин и Москва. Национальная идентичность в архитектуре жилых комплексов исчезает (источник: #"728341.files/image017.gif">

Рис. 7. Подходы к созданию регионально-ориентированного объекта

Несмотря на то, что все приведённые объекты кажутся абсолютно разными, в их основе лежат общие принципы, которые мы относим к принципам регионализма. А именно - учет местных особенностей и требований различного рода (климатических, природных и пр. продолжение и развитие традиций, соответствие нового строительства реалиям места), адаптация глобальных тенденций, приоритетное сохранение исторического наследия и особое внимание к деталям и «человеческому масштабу».

Все требования места можно разделить на 3 группы: обязательные и постоянные, развивающиеся, переменные, но относительное длительные по воздействию, и переменные, (подверженные быстрому изменению). Более подробно они рассмотрены на рис.8 .

Рис. 8. Региональные требования к объекту

Примером такого подхода к созданию пространства современного города может служить город Масдар в Эмиратах. Здесь архитекторы опираются на исторические постройки в части материала, цветовых характеристик, декора и конфигураций, призванных бороться с негативным влиянием пустыни, а технологическая начинка его «городских интерьеров» создает необходимый комфорт, невозможный при чисто традиционном подходе, не подкрепленном новыми технологиями (рис. 5).

Новый урбанизм, приверженцами которого стали города-лидеры, трактует городское пространство не как место для проживания населения, основной целью которого является работа на градообразующих предприятиях. Современный город сам по себе является ценностью, и его пространство - основная ценность, незаметный, но влиятельный инструмент воспитания культурного сознания человека [9].

Рис. 9. «Интерьер» улицы города Масдар, арх. «Фостерс и партнеры» (источник: http/archiday.com)

Кроме уникальности пространственных черт, в современных городах существуют такие константы, как соотношение общей площади зданий и площади всего города, площади зданий и площади парков, объем транспортной инфраструктуры.

Немаловажным условием является наличие больших проектов освоения пространства, развитая структура общественного транспорта, баланс зеленых и открытых территорий, а также природных «горизонтов». Город с разнообразным пейзажем, имеющий камерные и открытые пространства, даже в неблагоприятных климатических условиях сможет сохранить уникальный и присущий ему «дух места», что, например, демонстрирует Хельсинки, ставший в 2012 г. «столицей мирового дизайна».

Заключение

Переживающая бурные трансформации в крупных урбанизированных образованиях города в настоящее время демонстрирует противоречивые тенденции. С одной стороны, города продолжают оставаться вместилищем коллективного опыта пространственной деятельности и национального художественного, культурного колорита нации. С другой стороны, именно современные быстрорастущие города стали основой уничтожения уникальности национальной художественной культуры, воплощения в архитектуре и городском дизайне интернационального стиля и глобальных мотивов, которые стирают национальные и уникальные материально-пространственные черты в облике городов. Особенно быстро это происходит в развитых и развивающихся странах, где единый стиль жизни горожан отражается в типовой архитектуре.

Город постоянно в процессе своей жизнедеятельности творит собственную мифологию. В истории градостроительства и архитектуры ХХ в. характер городского пространства кардинально менялся. От классической концепции исторического «города-текста» мы перешли к новому «городу-метатексту» модернистов. Город превратился в набор функциональных объектов и зон. Затем, в конце ХХ в., в результате развития транспорта и установления новых коммуникационных связей была разрушена структура физического пространства, оно стало «виртуальным», превратив реальный архитектурный ландшафт города в набор узловых «точек-пространств» и связей между ними. Городское пространство стало существовать в глобальной среде, где расстояние до другого континента может быть ближе, чем до соседнего района, «стоящего» в пробках.

Современный город, сохраняющий черты своей культурной идентичности и совмещающий их с передовыми технологиями организации жизни, имеет наибольшие шансы стать привлекательным местом для жизни человека и выиграть в конкурентной борьбе за лучший контингент горожан.

Список литературы

Глобальный город: теория и реальность. Сборник статей под редакцией Н. А. Слуки М. ООО “Аванглион”, 2007, 243 стр.

Г. А. Птичникова Архитектурные маркеры глобализации России <http://do.gendocs.ru/docs/index-181671.html>

Всеобщая история архитектуры : в 12 т./ Под ред. С. О. Хан-Магомедова, П. Н. Максимова, Н. Н. Савицкого. - М. : Стройиздат, 1972. - 591 с. : ил.

Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века / Т.Г.Маклакова. - М.: Изд-во АСВ, 2001.- 200 с.

Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / Кеннет Фремптон ; под ред. В. Л. Хайта ; пер. с англ. Е. А. Дубченко. - М. : Стройиздат, 1990.

Яралов Ю. С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Ю. С. Яралов ; сост. и авт. коммент. М. И. Астафьева-Длугач - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Стройиздат, 1985. - 224 с.

Аскаров .Ш.Д. Регион-пространство-город. - М., - 1988г

Дженкс. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М., - 1985

Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура: Академия 2006 : 272

Кевин Линч Образ города: М.: Стройиздат, 1982. - 164 с.

А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская История градостроительного искусства. В двух томах. М.: Стройиздат, 1979.

Кашкин Л. В. Основы градостроительства. Владос, 2005, 206 с.

Малоян Г. А. Основы градостроительства. АСВ, 2004, 120с.

Косицкий Я. В. Благовидова Н. Г. Основы теории планировки и застройки городов. Архитектура-С, 2007, 76 с.

Глазычев В. Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008.

Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. М: Прогресс-Традиция, 2004, 416 с.

Хаит В. Л. Об архитектуре, ее истории и проблема. М.: Едиториал, 2003. 456с.

Хаит В. Л. Культурное взаимоденйствие и проблемы глобализации истории архитектуры. М.: Архитектура, 1993

Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность/ Т. I-IL М Прогресс-Традиция, 2001-2003

Моисеев Ю. В. Влияние глобализации на эволюцию культуры градостроительного планирования, Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2002

Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2001

Казаков Ю. Н., Кондратенко В. В. Архитектура мегаполиса. Россия, Европа, Сша. Феномен интеграции и глобализации, ДЕАН, 2007, 440 с.

Региональное развитие и вызовы глобализации, РАН. ИНИОН. Центр научно-инновационных исследований глобальных и региональных проблем, 2010, 174 с.

Из ссылок на иностранные источники нашел:

Роберт Адам Глобализация современной архитектуры/The globalization of the Modern Architecture/ Cambridge scholars Publishing/ 2012

Ярослав Szewczyk Регионализм в теории и практике архитектуры, Культура и история, 2007

Sławińska J., Gabryszewski А., Регионализм и универсализм в современной архитектуре. Часть II - распространенность единообразия. Архитектура, 1973.

Похожие работы на - Глобальный город и концепция регионализма в современной архитектуре (всеобщее (интернациональное) и особенное (национальное и региональное) в архитектуре) в условиях глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!