Анализ коммерческой деятельности витебского торгового центра 'Корона'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО « Витебский государственный
технологический университет»
Кафедра «Коммерческая деятельность»
ОТЧЕТ
по преддипломной практике
Анализ коммерческой деятельности
витебского торгового центра
"Корона"
Исполнитель:
студ. 4 курса
________________________
(Ф.И.О)
Руководитель
________________________
(Ф.И.О)
Витебск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Ознакомление с предприятием
. Изучение торгово-технологического процесса
. Организация коммерческой деятельности по закупкам
. Изучение коммерческой деятельности по продаже товаров
. Ознакомление с товароведно-коммерческой деятельностью
предприятия
. Индивидуальное задание. Коммерческая деятельность по
формированию ассортимента товаров и направления ее совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночной экономике изменились условия
хозяйствования белорусских предприятий. Они получили право самостоятельно в
рамках закона осуществлять хозяйственную деятельность, планировать и
распределять прибыль. Они отвечают «рублем» за свои решения. Поэтому будущему
экономисту важно научиться анализировать хозяйственную деятельность и на основе
анализа принимать решения экономического характера.
Сегодня положение дел на многих предприятиях страны характеризуется
сокращением производства и развитием негативных социально- экономических
процессов и недостатком инвестиционных вложений. В этих условиях перед
предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того,
насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут
зависеть успешность их деятельности.
Целью данной преддипломной практики является закрепление и углубление
знаний, полученных студентами во время обучения в университете, приобретение
практических навыков работы по специальности.
Задачами преддипломной практики являются:
изучение и анализ всех видов деятельности предприятия;
приобретение практических навыков анализа экономических процессов, выбора
и обоснования управленческих решений в конкретных ситуациях;
сбор, систематизация и анализ фактической информации по теме дипломной
работы для ее дальнейшего использования.
Объектом практики является Витебский торговый центр «Корона» филиала ООО «Табак-Инвест».
В процессе подготовке отчета по практике использовались материалы
бухгалтерской отчётности, справочная и учебная литература.
В процессе обработки статистической информации применялся ряд специальных
методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и другие.
1. Ознакомление с предприятием
коммерческий торговый
ассортимент товар
Витебский Торговый центр «Корона» (ВТЦ «Корона») находится по адресу ул.
Бешенковичское шоссе, 3-1 и является филиалом общества с ограниченной
ответственностью «Табак - Инвест».
ВТЦ «Корона» - одно из самых крупных и популярных торговых предприятий
города.
Торговый центр «Корона» организован по принципу классического
европейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных товаров и услуг по
доступным ценам, безупречным обслуживанием, собственной пекарней, и кулинарией,
большой автомобильной парковкой, просторными светлыми залами и полным спектром
дополнительных услуг.
Основная цель деятельности предприятия - хозяйственная, направленная на
удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и на
получение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов членов
трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В целях
обеспечения полного, своевременного удовлетворения населения в товарах народного
потребления и услугах, высокой культуры торгового обслуживания, сохранности
государственной собственности, соблюдения режима экономии и максимального
увеличения показателей всей финансово-хозяйственной деятельности, предприятие
осуществляет следующие виды деятельности:
) Мелкооптовая и комиссионная торговля, кроме торговли автомобилями и
мотоциклами;
) Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт
бытовых товаров и предметов личного пользования;
) Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения;
деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому
посредничеству;
) Производство пищевых продуктов и напитков;
) Предоставление прочих услуг;
) Прочая коммерческая деятельность;
) Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами и
туалетными принадлежностями;
) Осуществляет внешнеэкономическую деятельность, заключает бартерные
сделки, контракты;
) Осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если она не
запрещена законодательными актам РБ
ВТЦ «Корона» Самостоятельно определяет направления хозяйственной
деятельности, распоряжается произведенной продукцией и полученными доходами.
Предприятие от своего имени заключает договоры, контракты, производит бартерные
операции, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг, а также
участвует в торгах, выставках, ярмарках, конкурсах и др.В целях обеспечения
полного, своевременного удовлетворения населения в товарах народного
потребления и услугах, высокой культуры торгового обслуживания, сохранности
государственной собственности, соблюдения режима экономии и максимального
увеличения показателей всей финансово-хозяйственной деятельности, предприятие
осуществляет следующие виды деятельности:
Первый этаж торгового центра занимает гипермаркет с торговой площадью
3100 м2. В нем представлен широкий ассортимент продовольственных и промышленных
товаров, в том числе и премиум-класса. Кроме того, покупателям предлагается
большой выбор кулинарии и свежей выпечки собственного производства, продукция
собственного мясного цеха, живая рыба, а большой алкогольный отдел способен
удовлетворить любого, даже самого взыскательного покупателя. При обустройстве
торгового зала использовались только современные торговые технологии. В его
мерчендайзинге применена концепция «гипермаркет в гипермаркете», что делает
торговый зал уютным и опрятным. Тщательно подобрано и все торговое
оборудование. Широкие проходы делают пребывание в гипермаркете комфортным,
позволяют свободно перемещаться по гипермаркету и не утомляют покупателей.
Легко ориентироваться покупателям помогают указатели отделов и цветовое
оформление торгового зала. Кроме того, на первом этаже торгового центра
расположены аптека, отделы аудио- и видеопродукции, продажи цветов, обменные
пункты и банкомат. Таким образом, покупатель может получить весь необходимый
перечень товаров и услуг в одном месте, констатировали представители «Короны».
Организационная структура гипермаркета «Корона» представлена на рисунке
2.1.
Организационно-управленческая структура гипермаркета «Корона» является
линейно-функциональной. Она основана на соблюдении единоначалия линейного
строения структурных подразделений и распределения функций управления между
ними. Структура имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На
высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению
предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего
контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего
уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется
выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями
управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом
деятельности работников оперативного уровня является выполнение
производственной программы, происходит реализация функций управления основным и
вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.
Линейно - функциональное управление ТЦ «КОРОНА» предполагает расширение
состава используемых специалистов в штабах управления. В связи с этим
обстоятельством данной системе присущи недостатки, связанные с увеличением
численности управленческого персонала, оторванностью аппарата управления от
производства, увеличением расходов на содержание управленческих служб. Тем не
менее в современном производстве линейное управление, не подкрепленное
функциональным, применяется сравнительно редко.
Рисунок 2.1 - Организационная структура гипермаркета «Корона»
Достоинством линейно-функциональной структуры является основательная
подготовка решений и планов связанных со специализацией работ, возможность
привлечения консультантов и экспертов, освобождение главных линейных менеджеров
от анализа проблем.
Управляющий возглавляет предприятие, организует всю работу предприятия и
несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством
и трудовым коллективом. Управляющий представляет предприятие во всех
учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает
договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым
законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и
налагает взыскания на работников предприятия.
Заместитель управляющего по коммерческим вопросам руководит работой по
планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению
производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов
улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации
внутризаводского хозрасчета и др. Ему подчиняются коммерческий отдел, отдел
фирменной торговли, детский развлекательный сектор, бухгалтерия.
Сектор маркетинга. Занимается получением необходимой информации о рынке и
его участниках, планированием выпуска и реализации продукции, разработкой
системы ценообразования; организацией поставок и распределения готовой
продукции; составлением прогноза расширения сбыта и увеличения сферы охвата
рынка.
Отдел юридической и кадровой работы разрабатывает штатное расписание,
составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и
осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению
производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы,
разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального
поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит
анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной
организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и
общественной дисциплины.
Бухгалтерия. Осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных
операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты
финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Организационная структура службы управления персоналом представляет собой
упорядоченную совокупность кадровых органов, обеспечивающих управление
деятельностью работников, их взаимодействие, соподчинение и взаимоотношения в
процессе производства продукции и выполнения рыночных услуг. Все органы
управления, в том числе службы персонала и отдельных работников, должны четко
выполнять закрепленные за ними и строго регламентированные управленческие
функции. Всякая организационная структура, во - первых, включает количество и
виды звеньев управления на каждом его уровне, во - вторых, устанавливает
взаимное расположение, связи и подчиненность этих звеньев, в третьих,
определяет цели, задачи, права и обязанности каждого звена, перечень и объем
выполняемых общих и специальных функций, в - четвертых, характеризует
численность и профессионально - квалификационный состав персонала.
Основные показатели деятельности гипермаркета «Корона» за 2012-2013 гг.
представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные показатели деятельности гипермаркета «Корона» за 2012-2013 гг.
Показатели
|
2012 г., млн р.
|
2013г., млн р.
|
Отклонение от прошлого
периода
|
|
|
|
в стоимостном выражении
|
в %
|
1
|
2
|
4
|
5
|
Товарооборот в действующих
ценах
|
20208
|
23422
|
+3214
|
115,9
|
Налоги, включаемые в
товарооборот
|
3097
|
3478
|
+381
|
112,3
|
Товарооборот без налогов
|
17111
|
19944
|
+2833
|
116,6
|
Расходы на реализацию
товаров, работ, услуг
|
13559
|
15849
|
+2290
|
116,9
|
Доход от реализации
|
3552
|
4095
|
+543
|
115,3
|
Прибыль (убыток) от
реализации
|
612
|
760
|
+148
|
124,2
|
Инвестиционные доходы
|
6
|
7
|
+1
|
116,7
|
Инвестиционные расходы
|
6
|
2
|
-4
|
33,3
|
Прибыль (убыток) от
инвестиционных доходов и расходов
|
-
|
5
|
-
|
-
|
Финансовые доходы
|
46
|
39
|
-7
|
84,8
|
Налоги, включаемые во
финансовые доходы
|
3
|
1
|
-2
|
33,3
|
Финансовые доходы (за
минусом НДС, иных аналогичных платежей)
|
43
|
38
|
-5
|
88,4
|
Финансовые расходы
|
24
|
23
|
-1
|
95,8
|
Прибыль (убыток) от
финансовых доходов и расходов
|
19
|
15
|
79
|
Итого прибыль (убыток) за
отчетный период (стр.070±стр.130±стр.190)
|
631
|
780
|
+149
|
123,6
|
Налог и сборы,
производимые из прибыли
|
194
|
194
|
-
|
100
|
Чистая прибыль
|
437
|
586
|
+149
|
134,1
|
Количество работников, чел.
|
330
|
328
|
-2
|
99,4
|
Производительность труда,
млн\чел
|
61
|
71
|
+10
|
116,4
|
Площадь общая, м2
|
3100
|
3100
|
-
|
-
|
Площадь торговая, м2
|
1000
|
1000
|
-
|
-
|
Расходы на оплату труда
|
1443
|
1538
|
95
|
106,6
|
Ср.Товарные запасы в сумме
|
1570
|
1689
|
+119
|
107,6
|
Ср.Товарные запасы в днях
|
12,9
|
13,9
|
+1
|
107,8
|
Рентабельность продаж , %
|
3,02
|
3,24
|
+0,22
|
107,28
|
|
|
|
|
|
|
По сравнению с 2012
г. в 2013 г. произошло
увеличение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 2833 млн
р. (или на 15,9 %). Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров,
продукции, работ, услуг увеличились на 182 млн р. (или на 4,5 %), себестоимость реализованных товаров, работ, услуг
увеличилась на 1559 млн р. (или на 9,3 %).
Общая сумма прибыли за 2013 год увеличилась на 148 млн р. к аналогичному
периоду прошлого года. Платежи и расходы из прибыли - на 1 млн р., сумма.
Нераспределенная прибыль увеличилась на 149 млн р. (или на 69 %).
Подводя итог в целом, можно отметить, что результатом финансовой
деятельности гипермаркета «Корона» за 2012-2013 гг. является прибыль.
Финансовая работа в ВТЦ «Корона» включает определение плановой потребности в
оборотных средствах, организацию контроля за покупкой товарно-материальных
ценностей, выявление резервов улучшения использования оборотных средств.
В структуре обязательств важное место занимает выплата налогов и
приравненных к ним платежей. Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности
для ВТЦ «Корона» является изучение и оценка распределения и использования
доходов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии
с Законом Республики Беларусь о налогах и сборах, другими нормативными
документами и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли
производится начисление налога в доход государственного бюджета. Предприятие
платит из прибыли налоги в соответствии с законодательством. Перспективными
задачами предприятия является увеличение товарооборота, выживание в
конкурентной борьбе с гипермаркетами, расширение ассортимента реализуемой продукции.
Для решения задач, стоящих перед экономикой на современном этапе,
необходима информация о запросах покупателей, то есть, необходим посредник,
регулирующий взаимоотношения между производством и потреблением. Основной
задачей анализируемой организации является изучение и формирование спроса
покупателей на товары.
Сейчас изучение спроса ведется как бы полуавтоматически, даже можно
сказать вручную. В конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар.
После этого товароведы разносят реализацию в компьютер - эта работа занимает
много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно было бы предложить
предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на кассовые
аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые позволят
заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели. В
результате, значительно уменьшится протяженность информационных потоков,
снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать,
как идет реализаций той или иной модели.
Отрицательным моментом в работе является увеличение расходов на
реализацию (в 2012 г. они составили 13559 млн р., в 2013 г. 15849 млн р., темп
роста составил 116,9 %). Поэтому, необходимо сконцентрировать внимание на
расходах на реализацию, контролировать их уровень, а также прогнозировать их с
учетом современных условий хозяйствования.
. Изучение торгово-технологического процесса
Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой
совокупность способов и средств завершения процессов произ-водства в сфере
обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и
их продажи.
Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового
предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление
приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной
организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров.
Транспортные средства, доставившие товары в гипермаркет ВТЦ «Корона»,
должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с
соблюдением общих правил выполнения погрузочнораз-грузочных работ.
Предприятие закупает товары по ценам поставщиков и перед продажей
устанавливает, свою цену прибавляя от 15% до 25% от полной стоимости. Торговое
розничное предприятия отвечает техническим, санитарным, противопожарным и
другим требованиям, а оборудование и инвентарь содержатся в образцовом
санитарном и техническом состоянии. В гипермаркете применяется такие виды
инвентаря как: инвентарь для вскрытия тары; инвентарь для подготовки товаров к
продаже; инвентарь для выкладки и показа товаров; инвентарь для отпуска
товаров; инвентарь для узла расчета; санитарно-гигиенический инвентарь,
противопожарный инвентарь; инвентарь для гигиены.
Поступившие в гипермаркет товары доставляют в зону приемки. Приемка
товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса
гипермаркета и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная
ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные
товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в гипермаркете ВТЦ «Корона»
осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О
порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров
народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех
случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных
правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в
приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс
хранения товаров в гипермаркете предусматривает их правильное размещение и
укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность
количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить
материально ответственные лица.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в
промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.