Анализ коммерческой деятельности Витебского торгового центра 'Корона'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО
" Витебский государственный технологический университет"
Кафедра "Коммерческая
деятельность"
ОТЧЕТ
по преддипломной практике в Витебском
торговом центре "Корона" филиала ООО "Табак-Инвест"
Витебск, 2014
Содержание
Введение
1. Ознакомление с предприятием
2. Изучение торгово-технологического процесса
3. Организация коммерческой деятельности по закупкам
4. Изучение коммерческой деятельности по продаже товаров
5. Ознакомление с товароведно-коммерческой деятельностью
предприятия
6. Индивидуальное задание. Коммерческая деятельность по
формированию ассортимента товаров
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях перехода к рыночной экономике изменились условия
хозяйствования белорусских предприятий. Они получили право самостоятельно в
рамках закона осуществлять хозяйственную деятельность, планировать и
распределять прибыль. Они отвечают "рублем" за свои решения. Поэтому
будущему экономисту важно научиться анализировать хозяйственную деятельность и
на основе анализа принимать решения экономического характера.
Сегодня положение дел на многих предприятиях страны
характеризуется сокращением производства и развитием негативных социально -
экономических процессов и недостатком инвестиционных вложений. В этих условиях
перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от
того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению,
будут зависеть успешность их деятельности.
Целью данной преддипломной практики является закрепление и
углубление знаний, полученных студентами во время обучения в университете,
приобретение практических навыков работы по специальности.
Задачами преддипломной практики являются:
изучение и анализ всех видов деятельности предприятия;
приобретение практических навыков анализа экономических
процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных ситуациях;
сбор, систематизация и анализ фактической информации по теме
дипломной работы для ее дальнейшего использования.
Объектом практики является Витебский торговый центр "Корона"
филиала ООО "Табак-Инвест".
ассортимент закупка продажа товар
В процессе подготовке отчета по практике использовались
материалы бухгалтерской отчётности, справочная и учебная литература.
В процессе обработки статистической информации применялся ряд
специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и
другие.
1.
Ознакомление с предприятием
Витебский Торговый центр "Корона" (ВТЦ
"Корона") находится по адресу ул. Бешенковичское шоссе, 3-1 и
является филиалом общества с ограниченной ответственностью "Табак -
Инвест".
ВТЦ "Корона" - одно из самых крупных и популярных
торговых предприятий города.
Торговый центр "Корона" организован по принципу
классического европейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных
товаров и услуг по доступным ценам, безупречным обслуживанием, собственной
пекарней, и кулинарией, большой автомобильной парковкой, просторными светлыми
залами и полным спектром дополнительных услуг.
Основная цель деятельности предприятия - хозяйственная,
направленная на удовлетворение потребностей населения в товарах народного
потребления и на получение прибыли, удовлетворение социально-экономических
интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества
предприятия. В целях обеспечения полного, своевременного удовлетворения
населения в товарах народного потребления и услугах, высокой культуры торгового
обслуживания, сохранности государственной собственности, соблюдения режима
экономии и максимального увеличения показателей всей финансово-хозяйственной
деятельности, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
) Мелкооптовая и комиссионная торговля, кроме торговли
автомобилями и мотоциклами;
) Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и
мотоциклами, ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования;
) Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного
обеспечения; деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к
финансовому посредничеству;
) Производство пищевых продуктов и напитков;
) Предоставление прочих услуг;
) Прочая коммерческая деятельность;
) Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими
товарами и туалетными принадлежностями;
) Осуществляет внешнеэкономическую деятельность, заключает
бартерные сделки, контракты;
) Осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если
она не запрещена законодательными актам РБ
ВТЦ "Корона" Самостоятельно определяет направления
хозяйственной деятельности, распоряжается произведенной продукцией и
полученными доходами. Предприятие от своего имени заключает договоры,
контракты, производит бартерные операции, оптовую и розничную продажу товаров,
оказание услуг, а также участвует в торгах, выставках, ярмарках, конкурсах и
др. В целях обеспечения полного, своевременного удовлетворения населения в
товарах народного потребления и услугах, высокой культуры торгового
обслуживания, сохранности государственной собственности, соблюдения режима
экономии и максимального увеличения показателей всей финансово-хозяйственной
деятельности, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Первый этаж торгового центра занимает гипермаркет с торговой
площадью 3100 м2. В нем представлен широкий ассортимент продовольственных и
промышленных товаров, в том числе и премиум-класса. Кроме того, покупателям
предлагается большой выбор кулинарии и свежей выпечки собственного
производства, продукция собственного мясного цеха, живая рыба, а большой
алкогольный отдел способен удовлетворить любого, даже самого взыскательного
покупателя. При обустройстве торгового зала использовались только современные
торговые технологии. В его мерчендайзинге применена концепция "гипермаркет
в гипермаркете", что делает торговый зал уютным и опрятным. Тщательно
подобрано и все торговое оборудование. Широкие проходы делают пребывание в
гипермаркете комфортным, позволяют свободно перемещаться по гипермаркету и не
утомляют покупателей. Легко ориентироваться покупателям помогают указатели
отделов и цветовое оформление торгового зала. Кроме того, на первом этаже
торгового центра расположены аптека, отделы аудио - и видеопродукции, продажи
цветов, обменные пункты и банкомат. Таким образом, покупатель может получить
весь необходимый перечень товаров и услуг в одном месте, констатировали
представители "Короны".
Организационная структура гипермаркета "Корона"
представлена на рисунке 2.1.
Организационно-управленческая структура гипермаркета
"Корона" является линейно-функциональной. Она основана на соблюдении
единоначалия линейного строения структурных подразделений и распределения
функций управления между ними. Структура имеет три уровня управления: высший,
средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие
решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического
планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне
решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы,
осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и
низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками
ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является
выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления
основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного
контроля.
Рисунок 2.1 - Организационная структура
гипермаркета "Корона"
Источник: собственная разработка
Линейно - функциональное управление ТЦ "КОРОНА"
предполагает расширение состава используемых специалистов в штабах управления.
В связи с этим обстоятельством данной системе присущи недостатки, связанные с
увеличением численности управленческого персонала, оторванностью аппарата
управления от производства, увеличением расходов на содержание управленческих
служб. Тем не менее в современном производстве линейное управление, не
подкрепленное функциональным, применяется сравнительно редко.
Достоинством линейно-функциональной структуры является
основательная подготовка решений и планов связанных со специализацией работ, возможность
привлечения консультантов и экспертов, освобождение главных линейных менеджеров
от анализа проблем.
Управляющий возглавляет предприятие, организует всю работу
предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность
перед государством и трудовым коллективом. Управляющий представляет предприятие
во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия,
заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым
законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и
налагает взыскания на работников предприятия.
Заместитель управляющего по коммерческим вопросам руководит
работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии,
повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных
резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы,
организации внутризаводского хозрасчета и др. Ему подчиняются коммерческий
отдел, отдел фирменной торговли, детский развлекательный сектор, бухгалтерия.
Сектор маркетинга. Занимается получением необходимой
информации о рынке и его участниках, планированием выпуска и реализации
продукции, разработкой системы ценообразования; организацией поставок и
распределения готовой продукции; составлением прогноза расширения сбыта и
увеличения сферы охвата рынка.
Отдел юридической и кадровой работы разрабатывает штатное
расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и
заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает
мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных
систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании
фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы
выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке
вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную
гарантию трудовой и общественной дисциплины.
Бухгалтерия. Осуществляет учет средств предприятия и
хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает
результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Организационная структура службы управления персоналом
представляет собой упорядоченную совокупность кадровых органов, обеспечивающих
управление деятельностью работников, их взаимодействие, соподчинение и
взаимоотношения в процессе производства продукции и выполнения рыночных услуг.
Все органы управления, в том числе службы персонала и отдельных работников,
должны четко выполнять закрепленные за ними и строго регламентированные
управленческие функции. Всякая организационная структура, во - первых, включает
количество и виды звеньев управления на каждом его уровне, во - вторых,
устанавливает взаимное расположение, связи и подчиненность этих звеньев, в
третьих, определяет цели, задачи, права и обязанности каждого звена, перечень и
объем выполняемых общих и специальных функций, в - четвертых, характеризует
численность и профессионально - квалификационный состав персонала.
Основные показатели деятельности гипермаркета
"Корона" за 2012-2013 гг. представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные показатели деятельности гипермаркета
"Корона" за 2012-2013 гг.
Показатели
|
2012 г., млн
р.
|
2013г., млн р.
|
Отклонение от
прошлого периода
|
|
|
|
в стоимостном
выражении
|
в %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Товарооборот в
действующих ценах
|
23422
|
+3214
|
115,9
|
Налоги,
включаемые в товарооборот
|
3097
|
3478
|
+381
|
112,3
|
Товарооборот
без налогов
|
17111
|
19944
|
+2833
|
116,6
|
Расходы на
реализацию товаров, работ, услуг
|
13559
|
15849
|
+2290
|
116,9
|
Доход от
реализации
|
3552
|
4095
|
+543
|
115,3
|
Прибыль
(убыток) от реализации
|
612
|
760
|
+148
|
124,2
|
Инвестиционные
доходы
|
6
|
7
|
+1
|
116,7
|
Инвестиционные
расходы
|
6
|
2
|
-4
|
33,3
|
Прибыль
(убыток) от инвестиционных доходов и расходов
|
-
|
5
|
-
|
-
|
Финансовые
доходы
|
46
|
39
|
-7
|
84,8
|
Налоги,
включаемые во финансовые доходы
|
3
|
1
|
-2
|
33,3
|
Финансовые
доходы (за минусом НДС, иных аналогичных платежей)
|
43
|
38
|
-5
|
88,4
|
Финансовые
расходы
|
24
|
23
|
-1
|
95,8
|
Прибыль
(убыток) от финансовых доходов и расходов
|
19
|
15
|
-4
|
79
|
Итого прибыль
(убыток) за отчетный период (стр.070±стр.130±стр. 190)
|
631
|
+149
|
123,6
|
Налог и
сборы, производимые из прибыли
|
194
|
194
|
-
|
100
|
Чистая прибыль
|
437
|
586
|
+149
|
134,1
|
Количество
работников, чел.
|
330
|
328
|
-2
|
99,4
|
Производительность
труда, млн\чел
|
61
|
71
|
+10
|
116,4
|
Площадь общая,
м2
|
3100
|
3100
|
-
|
-
|
Площадь
торговая, м2
|
1000
|
1000
|
-
|
-
|
Расходы на
оплату труда
|
1443
|
1538
|
95
|
106,6
|
Ср. Товарные
запасы в сумме
|
1570
|
1689
|
+119
|
107,6
|
Ср. Товарные
запасы в днях
|
12,9
|
13,9
|
+1
|
107,8
|
Рентабельность
продаж, %
|
3,02
|
3,24
|
+0,22
|
107,28
|
Примечание - Источник: собственная
разработка.
По сравнению с 2012 г. в 2013 г. произошло увеличение выручки
от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 2833 млн р. (или на 15,9 %).
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг
увеличились на 182 млн р. (или на 4,5 %), себестоимость реализованных товаров,
работ, услуг увеличилась на 1559 млн р. (или на 9,3 %).
Общая сумма прибыли за 2013 год увеличилась на 148 млн р. к
аналогичному периоду прошлого года. Платежи и расходы из прибыли - на 1 млн р.,
сумма. Нераспределенная прибыль увеличилась на 149 млн р. (или на 69 %).
Подводя итог в целом, можно отметить, что результатом
финансовой деятельности гипермаркета "Корона" за 2012-2013 гг.
является прибыль. Финансовая работа в ВТЦ "Корона" включает
определение плановой потребности в оборотных средствах, организацию контроля за
покупкой товарно-материальных ценностей, выявление резервов улучшения
использования оборотных средств.
В структуре обязательств важное место занимает выплата
налогов и приравненных к ним платежей. Важным вопросом анализа хозяйственной
деятельности для ВТЦ "Корона" является изучение и оценка
распределения и использования доходов и прибыли. Распределение доходов и
прибыли производится в соответствии с Законом Республики Беларусь о налогах и
сборах, другими нормативными документами и уставом предприятия. По
установленным ставкам из прибыли производится начисление налога в доход
государственного бюджета. Предприятие платит из прибыли налоги в соответствии с
законодательством. Перспективными задачами предприятия является увеличение
товарооборота, выживание в конкурентной борьбе с гипермаркетами, расширение
ассортимента реализуемой продукции.
Для решения задач, стоящих перед экономикой на современном
этапе, необходима информация о запросах покупателей, то есть, необходим
посредник, регулирующий взаимоотношения между производством и потреблением.
Основной задачей анализируемой организации является изучение и формирование
спроса покупателей на товары.
Сейчас изучение спроса ведется как бы полуавтоматически, даже
можно сказать вручную. В конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный
товар. После этого товароведы разносят реализацию в компьютер - эта работа
занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно было бы
предложить предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на
кассовые аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые
позволят заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели.
В результате, значительно уменьшится протяженность информационных потоков,
снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать,
как идет реализаций той или иной модели.
Отрицательным моментом в работе является увеличение расходов на
реализацию (в 2012 г. они составили 13559 млн р., в 2013 г.15849 млн р., темп
роста составил 116,9 %). Поэтому, необходимо сконцентрировать внимание на
расходах на реализацию, контролировать их уровень, а также прогнозировать их с
учетом современных условий хозяйствования.
2. Изучение
торгово-технологического процесса
Технологический процесс в торговле в широком понимании
представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов
производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в
районы потребления и их продажи.
Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы
торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее
оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к
транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных
товаров.
Транспортные средства, доставившие товары в гипермаркет ВТЦ
"Корона", должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку
следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения
погрузочно--разгрузочных работ.
Предприятие закупает товары по ценам поставщиков и перед
продажей устанавливает, свою цену прибавляя от 15% до 25% от полной стоимости.
Торговое розничное предприятия отвечает техническим, санитарным, противопожарным
и другим требованиям, а оборудование и инвентарь содержатся в образцовом
санитарном и техническом состоянии. В гипермаркете применяется такие виды
инвентаря как: инвентарь для вскрытия тары; инвентарь для подготовки товаров к
продаже; инвентарь для выкладки и показа товаров; инвентарь для отпуска
товаров; инвентарь для узла расчета; санитарно-гигиенический инвентарь,
противопожарный инвентарь; инвентарь для гигиены.
Поступившие в гипермаркет товары доставляют в зону приемки.
Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического
процесса гипермаркета и должна проводиться лицами, на которых возложена
материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только
доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических
условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в гипермаркете ВТЦ
"Корона" осуществляться в соответствии с правилами, установленными в
инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О
порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров
народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы
применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других
обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица,
участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими
пользоваться.
По результатам окончания приемки товаров составляется акт.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения.
Процесс хранения товаров в гипермаркете предусматривает их правильное
размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход
за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения
должны обеспечить материально ответственные лица.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках,
товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.