Анализ деятельности торгового предприятия
Московская
финансово-юридическая академия
Факультет
Финансово-юридический
Кафедра
менеджмента и маркетинга
ОТЧЕТ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Место прохождения практики ООО
"Реал" помощник начальника отдела оптовых продаж (организация,
должность)
с 07.02.2011г. по 03.04.2011г.
Москва 2011
г.
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломную практику я проходил в ООО «Реал». Период прохождения
практики - с 07.02.2011г. по 03.04.2011г. Руководитель практики от предприятия
- начальник отдела оптовых продаж Никишин Ю.А. Целью практики было установлено
закрепление теоретических знаний, полученных в ВУЗе и применение их в работе,
изучение основ деятельности организации, анализ различных аспектов ее
деятельности, а также сбор фактического материала для дипломной работы в
области стратегии, тактики, методов управления организацией и совершенствования
управленческой и хозяйственно-экономической деятельности.
Поэтому в связи с поставленной целью были обозначены задачи:
описать общие характеристики ООО " Реал ", его миссию, историю,
виды деятельности и т.д.;
Проанализировать основные технико-экономические показатели ООО "
Реал ", его ресурсную базу;
Рассмотреть сбытовую деятельность предприятия, финансовые результаты.
Проанализировать финансовое положение организации;
Изучить организационно-управленческую деятельность предприятия, по
подразделениям;
Проанализировать кадровую политику предприятия, политику стимулирования
персонала, разработать пути ее совершенствования;
Собрать материал, необходимый для написания выпускной квалификационной
работы.
1. Общие сведения об ООО "Реал"
.1. Миссия предприятия
Миссией ООО " Реал " является удовлетворение спроса
потребителей на высококачественный чай и кофе. ООО " Реал " является
официальным представителем многих производителей чая, известных во всем мире.
Видение компании - занятие ведущего положения в отрасли путем повышения
конкурентоспособности деятельности и продукции.
1.2. История создания и развития предприятия
ООО "Реал" было создано в 2001 году в форме Общества с
ограниченной ответственностью. Общество имеет свою печать, бухгалтерский
баланс. ООО " Реал " функционирует на основании положений ГК РФ,
Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», других
нормативно-правовых актов. Адрес ООО " Реал " г. Москва 2-й ……….
пер., д. 4, оф. 15.
Цель деятельности ООО " Реал " - получение прибыли путем
оптовой торговли чаем, кофе и сопутствующими товарами.
С 2003 года динамично развивает партнерскую сеть в регионах. На настоящий
момент в сеть входят более 200 партнеров во многих регионах РФ
С 2005г. Работает официальный сайт компании по адресу ………...
1.3. Направления и виды деятельности
предприятия
Оптовая торговля чаем, кофе и сопутствующими товарами (посуда). ООО
" Реал " закупает продукцию у более чем 50 поставщиков. В каталоге
фирмы присутствуют более 120 дистрибутируемых марок чая и кофе всех
континентов.
1.4. Организационная структура управления
предприятием
ООО " Реал " имеет линейно-функциональную структуру управления.
Она представлена на схеме в Приложении 1.
Организация управляется общим собранием участников, которому подчиняется
непосредственно генеральный директор как официальный единоличный орган
управления ООО " Реал ".
Заместителями генерального директора являются коммерческий директор,
финансовый директор и директор по продажам. Каждый имеет свою сферу
ответственности.
В ведении финансового директора находится бухгалтерия и отдел финансового
планирования и контроля.
В ведении коммерческого директора находятся отдел закупок, отдел
логистики, автопарк (водители), служба безопасности. Склад.
В ведении директора по продажам сосредоточены отделы сбыта - важнейшее
звено в цепочке деятельности предприятия. Отделы продаж:
Розничный;
Сетевой;
Оптовый;
Региональный;
Отдел HoReCa (поставки предприятиям общепита, гостиничного
и ресторанного бизнеса).
Всего на момент прохождения мною практики в организации работало 215
человек (по данным отдела кадров).
сбытовой
ресурсный кадровый торговый
2.
Технико-экономические показатели
деятельности предприятия
2.1. Ресурсная база ООО "Реал"
Основную часть основных средств (помещения, транспортные средства) ООО
" Реал " арендует. В собственности предприятия находятся такие
активы, как:
складское оборудование и оргтехника;
офисное оборудование и оргтехника;
товарные запасы на складе.
Основные показатели деятельности за 2008 - 2010гг. представлены в таблице
1.
Таблица 1. Показатели деятельности ООО " Реал " за 2008 - 2010
гг.
№ п.п.
|
Показатели
|
2008
|
2009
|
2010
|
2009г. В % к 2008г.
|
2010г. В % к 2009г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Среднесписочная численность
работников, чел.
|
201
|
209
|
212
|
103,98%
|
102,87%
|
2
|
Среднегодовая заработная
плата, тыс.руб.
|
2854
|
3302
|
3526
|
115,70%
|
106,78%
|
3
|
Среднегодовая стоимость
активов, тыс.руб.
|
118405
|
89751
|
54357
|
75,80%
|
60,56%
|
4
|
Среднегодовая стоимость
основных фондов
|
713
|
671
|
516
|
94,11%
|
76,90%
|
5
|
Среднегодовая величина
собственного капитала
|
102
|
102
|
102
|
100,00%
|
100,00%
|
6
|
Выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг, тыс.руб.
|
45404
|
50340
|
65152
|
110,87%
|
129,42%
|
7
|
Себестоимость проданных
товаров, работ, услуг, тыс.руб.
|
16247
|
17365
|
17431
|
106,88%
|
100,38%
|
8
|
Коммерческие расходы
|
13387
|
14101
|
19976
|
105,33%
|
141,66%
|
9
|
Управленческие расходы
|
11927
|
13357
|
16074
|
111,99%
|
120,34%
|
10
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
3843
|
5517
|
11671
|
143,56%
|
211,55%
|
11
|
Чистая прибыль (убыток),
тыс.руб.
|
1693
|
2535
|
1589
|
149,73%
|
62,68%
|
12
|
Рентабельность продаж, %
(Рп = Прпрод /Выр)
|
8,46%
|
10,96%
|
17,91%
|
129,48%
|
163,45%
|
13
|
Рентабельность продаж по
чистой прибыли, % (Рпчп = Прчист / Выр)
|
3,73%
|
5,04%
|
2,44%
|
135,05%
|
48,43%
|
14
|
Рентабельность основных
фондов по чистой прибыли, % (Роф = Прчист / ССОФ)
|
237,45%
|
377,79%
|
307,95%
|
159,11%
|
81,51%
|
15
|
Рентабельность собственного
капитала по чистой прибыли, % (Рсск = Прчист / ССК)
|
1659,80%
|
2485,29%
|
1557,84%
|
149,73%
|
62,68%
|
Как видим из данных таблицы, численность работников предприятия растет (в
2009г - на 3,98%, в 2010г - на 2,87%).
Увеличился и показатель среднегодовой заработной платы - в 2009г. - на
5,70%, в 2010г. - на 6,87%. Заработная плата в организации растет несколько
опережающими темпами, чем число работников, что позволяет сделать вывод о ее
индексации.
Стоимость активов и производственных фондов снизилась в анализируемом
периоде.
Выручка от продаж демонстрирует устойчивый рост (в 2009г - на 10,87%, в
2010г. - на 29,42%).
Прибыль от продаж также выросла, а чистая прибыль, напротив, в 2010г.
снизилась по сравнению с 2009г. и составила всего 62,68% от уровня 2009г.
Показатели рентабельности по прибыли от продаж соответственно также
выросли: в 2009г. - на 29,48%, в 2010г. - на 63,45%, то есть более чем в 1,5
раза.
Однако за счет снижения чистой прибыли рентабельность по чистой прибыли
также снизилась.
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли составила всего
62,68% от уровня 2009г., а рентабельность продаж - 48,43%.
ООО " Реал " большое внимание уделяет профессиональной
адаптации, развитию и стимулированию персонала. В особенности это касается
сотрудников отделов продаж, ведь в конечном итоге от них напрямую зависит успех
деятельности фирмы.
Затраты на профессиональное развитие оправдывают себя, ведь современный
российский рынок чая и кофе испытывает жесткую конкуренцию, а повышение уровня
профессионализма сотрудников всегда благотворно сказывается на
конкурентоспособности организации.
В продажах заняты более половины сотрудников, а именно 112 человек.
Все они регулярно проходят обучение, курсы повышения квалификации, многие
из них продолжают совершенствовать свой уровень. Получая параллельно с работой
высшее и второе высшее образование.
Средний возраст сотрудников отделов сбыта - 29,5 лет. Это говорит о том,
что ООО " Реал " в своей кадровой политике ориентируется на подбор
молодых сотрудников.
2.2. Производственно-сбытовая программа
предприятия
ООО "Реал" с целью приобретения конкурентного преимущества
стремится расширить свой ассортимент. Поэтому компания постоянно находится в
поиске новых поставщиков, предлагающих чай и кофе хорошего качества.
Ответственность за эту работу лежит на отделе закупок.
ООО " Реал " - на сегодняшний день единственный поставщик,
который в заботе о своих клиентах собрал максимально полный портфель
дистрибутируемой продукции.
ООО " Реал " является официальным представителем известных во
всем мире производителей чая, кофе, сопутствующих товаров, закусок. В каталоге
товаров более 3000 наименований. Ассортимент постоянно обновляется и
дополняется. Торговые марки чая и кофе, представленные в ассортименте ООО
" Реал " на текущий момент, см. в Приложении 2.
ООО " Реал " стремится к тому, чтобы в ассортименте всегда были
представлены сорта чая и кофе всех классов: «Элит», «Премиум», «Медиум»,
«Эконом».
В таблице 2 и на рис.1 показано распределение по классам ассортимента ООО
" Реал ".
Таблица 2.
Ассортиментные группы чая и кофе по классам в 2009-2010г.
№
|
Класс
|
Количество наименований по
прайс-листу
|
|
|
2008
|
2009
|
2010
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
"Элит"
|
92
|
112
|
124
|
2
|
"Премиум"
|
987
|
1082
|
1102
|
3
|
"Медиум"
|
1294
|
1314
|
1516
|
4
|
"Эконом"
|
305
|
310
|
294
|
5
|
Всего в ассортименте
|
2678
|
2818
|
3036
|
Рис.
1. Распределение ассортимента по классам в 2010г.
Поиском
новых рыночных ниш и исследованием конъюнктуры рынка занимается отдел
маркетинга.
Он
же планирует участие в выставках, промо-акциях и т.д.
Одновременно
с этим ведется работа по снижению себестоимости закупаемого товара и расходов
по его логистике. Этим занимается отдел логистики. Наибольшую долю в продажах
ООО " Реал " занимает чай.
В
таблице 3 приведены данные о выручке по группам ассортимента
Таблица
3. Объем выручки по ассортиментным группам за 2009-2010гг.
№
|
Продукция
|
Сумма выручки, тыс.руб.
|
Абс изменение в 2009г.
Тыс.руб.
|
Абс. изменение в 2010г.
Тыс.руб.
|
2009 В % к 2008г.
|
2010 В % к 2009г.
|
|
|
2008
|
2009
|
2010
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Чай
|
27547
|
31451
|
33522
|
3904
|
2071
|
14,17%
|
6,58%
|
2
|
Кофе
|
15472
|
16451
|
24041
|
979
|
7590
|
6,33%
|
46,14%
|
3
|
Сопутствующие товары
|
2 385
|
2438
|
7589
|
53
|
5151
|
2,22%
|
211,28%
|
4
|
Итого
|
45404
|
50340
|
65152
|
4936
|
14812
|
10,87%
|
29,42%
|
На рис. 2 показаны изменения объемов выручки по группам с 2009г. по
2010г.
Рис.
2. Динамика выручки по группам товара в 2008 - 2010гг.
Видим,
что солидный рост в 2010 г произошел по группе «Кофе» - выручка по данной
группе выросла на 46,14% - то есть почти в 1,5 раза. В прошлом году на кофе
предоставлялись дополнительные скидки, проводилась распродажа по некоторым
ассортиментным группам.
Выручка
по чаю выросла незначительно - всего на 6,58%.
Наибольший
рост отмечается по группе «Сопутствующие товары» - +211,28%. Это связано с:
Массовым
обновлением ассортимента по данной группе в начале года;
Масштабными
рекламными и промо-акциями, направленными на продажу сопутствующих товаров в
течение года, приуроченными к праздникам (8 Марта, Новый год и Рождество и
т.д.).
Рассмотрим
эффективность отдельных направлений продаж в ООО " Реал ".
Данные
по оценке направлений приведены в таблице 4.
Таблица
4. Распределение выручки по направлениям
№
|
Объем продаж по
направлениям
|
Сумма выручки, тыс.руб.
|
Абс. изменение в 2009г.
Тыс.руб.
|
Абс .изменение в 2010г.
Тыс.руб.
|
2009 В % к 2008г.
|
2010 В % к 2009г.
|
|
|
2008
|
2009
|
2010
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Продажи опт, тыс.руб.
|
29044
|
27548
|
33212
|
-1496
|
5664
|
-5,15%
|
20,56%
|
2
|
Продажи розница, тыс.руб.
|
10014
|
9243
|
12416
|
-771
|
3173
|
-7,70%
|
34,33%
|
3
|
Продажи через дистрибьюторскую
сеть, тыс.руб.
|
4050
|
11547
|
16748
|
7497
|
5201
|
185,11%
|
45,04%
|
4
|
Продажи сектор HoReCa
|
2296
|
2002
|
2776
|
-294
|
-12,80%
|
38,66%
|
5
|
Итого
|
45404
|
50340
|
65152
|
4936
|
14812
|
10,87%
|
29,42%
|
Из данных таблицы следует, что и в 2009, и в 2010г. более половины продаж
обеспечивал оптовый отдел (54,72% и 50,98% соответственно)
Продажи по дистрибьюторской сети повысились с 22,94% от общей суммы до
25,71% в 2010г. Относительно 2009г. они выросли на 45,04%.
Также значительное повышение наблюдается по сектору HoReCa - на 38,66%. Иллюстрацию динамики
см. на рис.3.
Рис.
3 Динамика выручки по направлениям в 2008-2010гг.
Рассмотрим
структуру продаж по направлениям, представленную на рис. 4.
Рис.
4. Структура продаж по направлениям, 2010г.
Мы
видим, что наибольшая часть приходится на опт. Потенциал здесь имеется в
развитии продаж по сектору HoReCa.
HoReCa
(ХоРеКа) - это термин, обозначающий сферу общественного питания и гостиничного
хозяйства. Название HoReCa происходит от первых двух букв в словах Hotel,
Restaurant, Cafe/Catering/Casino (отель - ресторан кафе) и часто обозначает
сектор бизнеса, связанный с данными предприятиями бытового обслуживания и
прочими предприятиями так называемого «гостеприимного» бизнеса. В русском
варианте - КаБаРе (Кафе - Бары - Рестораны). HoReCa - это одно из перспективных
направлений, которые сегодня активно формируются и развиваются на российском
рынке продаж.
HoReCa
практически представляет собой тот же отдел сбыта, ориентированный на работу с
более узким сегментом рынка. В западных фирмах подобные отделы существуют уже
много лет, а изначально они были сформированы в структуре алкогольных компаний,
в ассортименте которых имелись дорогие и эксклюзивные напитки. Однако, помимо
характерной для HoReCa зоны охвата - различных напитков, пивных и сигаретных
марок, целевой маркетинг уверенно осваивает новые виды товара, такие как
продукты питания, оборудование и принадлежности для ресторанов, салатных цехов,
кафе и т.д. К этому списку, конечно, относится качественный чай и кофе.
Развитием
сектора HoReCa в своем бизнесе давно и успешно занимаются такие
магнаты мелкооптового рынка, как МЕТРО Кэш энд Керри и другие.
Можно
отнести развитие к перспективным направлениям и для ООО " Реал ".
Для
оценки ресурсного потенциала ООО " Реал " необходимо провести
финансовый анализ показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности, а
именно:
анализ
структуры и динамики показателей баланса и отчета о прибылях и убытках
(отчетность приведена в приложениях 3-8);
анализ
финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности;
прогноз
вероятности банкротства.
2.3 Анализ финансового положения ООО " Реал
"
Для
анализа структуры и динамики баланса и отчета о финансовых результатах
необходимо сгруппировать их показатели в аналитические таблицы.
Аналитический
баланс приведен в таблице в Приложении 9.
В активе баланса наибольшую долю занимают на протяжении рассматриваемого
периода оборотные активы, их доля снизилась с 99,42% в 2008г. до 83,04% в
2010г. Всего с 2008г. по 2010г. оборотные активы уменьшились на 79146 тыс.руб.,
то есть более чем на 64,02%.
Можно отметить увеличение суммы денежных средств на 289,70%, снижение
дебиторской задолженности на 77,88%.
В составе оборотных активов наибольшую часть занимает дебиторская
задолженность, которая в 2008г. составляет 92,05% от суммы активов, в 2010г. -
47,27%, то есть произошло уменьшение суммы дебиторской задолженности на 89154
тыс.руб. или 77,88%. Из этого следует, что ООО " Реал " взяло под контроль
сумму задолженности покупателей и заказчиков и следит за ее погашением, не
допуская нарастания массы долгов.
С другой стороны, внеоборотные активы выросли с 726 тыс. руб. до 9083
тыс. руб., или на 1151%. Это произошло за счет появления в 2010г. показателя по
строке долгосрочные финансовые вложения в сумме 8668 тыс.руб.
В пассиве баланса наибольшая доля принадлежит краткосрочной кредиторской
задолженности. В 2008г. она составляла 92.62% валюты баланса, в 2010г. -
75,16%. Произошло снижение суммы кредиторской задолженности на 74913 тыс.руб.
или 65,04%. Так как долгосрочных кредитов и займов у ООО " Реал " не
имеется, это дает основания предполагать повышение платежеспособности и
ликвидности (что будет проверено при дальнейшем анализе).
Рост нераспределенной прибыли говорит о том, что собственники общества
предпочитают капитализировать доход, не выплачивая его в качестве дивиденда.
Это также является хорошим признаком, так как прирастают источники формирования
внеоборотных активов. Занимаемая прибылью доля в пассиве баланса выросла с
7,30% в 2008г. до 24,65% в 2009г.Показатель нераспределенной прибыли вырос в
2010 г. по сравнению с 2008г. на 45,43% или на 4124 тыс.руб.
В целом по балансу отмечается резкое снижение суммы всех активов
(пассивов) в 2009г. более чем в 2 раза (с 124352 тыс.руб. до 55150 тыс.руб. ) и
дальнейшее снижение в 2010г. (до 53563 тыс.руб., или в целом с 2008г.на
56,93%). Данная тенденция вызывает опасения, потому что, учитывая снижение
оборотных активов, говорит об отвлечении средств из оборота. Однако, судя по
тому, что оборотные активы уменьшились в основном на сумму дебиторской
задолженности, а пассивы снизились на сумму кредиторской задолженности, это
позволяет прийти к выводу, что организация погасила свои краткосрочные
обязательства за счет дебиторской задолженности, что в целом вполне
соответствует нормальному положению вещей и даже оздоравливает финансовое
положение, повышая ликвидность.
Для анализа финансовой устойчивости ООО " Реал ", рассчитаем
следующие показатели:
. Коэффициент финансовой независимости (автономии). Характеризирует
возможность предприятия исполнить внешние обязательства за счет собственных
активов; его независимость от заемных источников. Должен быть не менее 0,5.
Благоприятная динамика - увеличение.
Кавт = СК / Пас
Где СК - собственный капитал;
Пас - величина всех пассивов.
г. Кавт = 9180 / 124352 = 0,07
г. Кавт = 11715 / 55150 = 0,21
г. Кавт = 13304 / 53563 = 0,25
. Коэффициент постоянного актива (Кпа) показывает долю внеоборотных
активов в собственном капитале (норматив < 1):
Кпа = ВА/СК
Где ВА - внеоборотные активы,
СК - собственный капитал
г. Кпа= 726 / 9180=0,08
г. Кпа =617 / 11715=0,05
г. Кпа =9083 / 13304=0,68
. Коэффициент маневренности собственного капитала. Доля собственных
оборотных средств в собственном капитале. Значение должно быть не менее 0,1,
благоприятная динамика - увеличение.
Км = (СК-ВА) / СК
Где СК - собственный капитал;
ВА - внеоборотные активы;
г. Км= (9180-726) / 9180 = 0,92
г. Км= (11715-617) / 11715 = 0,95
г. Км= (13304 - 9083) / 13304 =0,32
. Коэффициент финансовой стабильности (коэффициент финансирования) -
показывает обеспеченность задолженности собственными средствами; превышение
собственных средств над заемными свидетельствует о финансовой устойчивости
предприятия. Должен превышать 1, благоприятная динамика - увеличение
Кф.с
=
Где
СК - собственный капитал;
Кз
- кредиторская задолженность;
г.
Кф.с = 9180 / 115172=0,08
г.
Кф.с =11715 / 43435=0,27
г.
Кф.с =13304 / 40259=0,33
.
Коэффициент финансового левериджа (рычага) характеризует степень риска и
устойчивость компании (соотношение заемного и собственного капитала). Чем
меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение.
Фл
= ЗК / СК
г.
Фл = 115172 / 9180 = 12,55
г.
Фл =43435 / 11715 = 3,71
г.
Фл = 40259 / 13304 = 3,03
Итоги
расчета коэффициентов и их динамика приведены в таблице в Приложении 10.
Коэффициент
финансовой независимости в рассматриваемый период не достиг нормативного
значения, хотя вырос с 0,07 в 2008г. до 0,25 в 2010г. Предприятие не может исполнить
внешние обязательства за счет собственных активов.
Коэффициент
постоянного актива показывает резкий рост доли внеоборотных активов в
собственных источниках - с 0,08 в 2008г. до 0,68 в 2010г. Это благоприятная
динамика, так как в норме индекс должен составлять около 1. Однако нормативное
значение по-прежнему не достигнуто.
Коэффициент
финансового левериджа за рассматриваемый период снизился с 12,55 до 3,03, это
положительная тенденция, так как говорит о повышении покрытия собственным
капиталом заемного и повышении устойчивости компании. Хотя было бы
целесообразно принять меры к сведении показателя левериджа до 2-2,5.
Коэффициент
маневренности снизился в отчетном 2010г. с 0,92 до 0,32. В общем случае
снижение коэффициента маневренности обычно нежелательно для организации с
нормальным соотношением внеоборотных и оборотных активов, но в данном случае,
когда отмечается сильный перевес в сторону оборотных активов, такое снижение
можно отметить как хороший признак, говорящий о смещении в сторону нормального соотношения.
Коэффициент
финансовой стабильности вырос с 0,08 до 0,33, это означает рост устойчивости
предприятия. Благоприятная тенденция.
В
целом анализ относительных показателей финансовой устойчивости выявил следующие
результаты и тенденции:
В
2008г. имелось сильное превышение оборотных активов над внеоборотными, затем
произошло выравнивание. Отсюда следует динамика резкого снижения их
соотношения, можно сделать вывод, что ситуация нормализуется.
ООО
" Реал " не достигает абсолютной финансовой устойчивости в связи с
тем, что ряд коэффициентов не соответствует нормативному значению и показывает
недостаточность собственных оборотных средств для покрытия краткосрочных
обязательств.
Особенные
опасения внушает троекратное превышение заемных источников финансирования над
собственными (финансовый леверидж).
Также
плохим показателем является то, что коэффициенты финансовой автономии и
устойчивости лежат вне нормативных значений.
Для
более полного ознакомления с финансовым состоянием необходимо провести анализ
платежеспособности и ликвидности ООО "Реал".
Рассчитаем следующие показатели ликвидности:
1. Коэффициент ликвидности поточной (покрытия). Характеризует достаточность
оборотных средств для погашения долгов на протяжении года. Направление
положительных изменений: увеличение; критическое значение Кл.п=1; При Кл.п<1
предприятие имеет неликвидный баланс.
Кл.п
=
Где
ОА - оборотные активы,
Пт
- текущие пассивы
2008г. Кл.п = 123626 / 124352 = 1,07
г. Кл.п = 54533 / 55150 = 1,26
г. Кл.п = 44480 / 53563 = 1,10
2. Коэффициент быстрой ликвидности. Показывает, сколько единиц наиболее ликвидных
активов приходится на единицу срочных долгов. Направление положительных
изменений: увеличение; должен быть Кл.ш>=1; в международной практике
Кл.ш=0,7-0,8.
Кл.ш
=
Где
ОА - оборотные активы,
З
- запасы,
Пт
- текущие пассивы
г.
Кл.ш= (123626 - 5023) / 124352 = 1,03
г.
Кл.ш =(54533 - 5904) / 55150 = 1,12
г.
Кл.ш = (44480-5735) / 53563 = 0,96
3. Коэффициент абсолютной ликвидности. Характеризует готовность предприятия
немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность. Направление положительных
изменений: увеличение; должен быть Кл.а=0,2-0,35
Кл.а
=
Где
ДС - денежные средства,
Пт
- текущие пассивы
г.
Кл.а = 3224 / 15172 = 0,03
г.
Кл.а= 3968 / 43435 = 0,09
г.
Кл.а=12564 / 40259 = 0,31
4. Коэффициент текущей ликвидности. Показывает, какую часть текущих
обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные
средства.
Необходимое значение 1, оптимальное - не менее 2,0
Ктл = ОА / КО
Где ОА - оборотные активы,
КО - краткосрочные обязательства
г. Ктл = 123626 / 115172 = 1,07
г. Ктл = 54533 / 43435 = 1,26
г. Ктл = 44480 / 40259 = 1,10
5. Коэффициент платежеспособности (ликвидности). Показывает соотношение
активов и пассивов, взвешенных по своей степени ликвидности. Наиболее ликвидным
присвоен вес 1, среднеликвидным - 0,5, наименее ликвидным - 0,3
г. Кп = (3224+0,5*114472+0,3*5930) / 115172+0+0) = 0,54
г. Кп = (3968+0,5*43601+0,3*6964) / (43435+0+0) = 0,64
г. Кп = (12564+0,5*25318+0,3*6598) / (40259+0+0) = 0,68
Анализ коэффициентов проведен в таблице в приложении 11.
Из данных таблицы следует, что коэффициент поточной ликвидности
(покрытия) имеет нормативное значение как на наяало, так и на конец
рассматриваемого периода, демонстрируя незначительный рост (с 1,07 до 1,10).
ООО " Реал " имеет ликвидный баланс.
Коэффициент быстрой ликвидности также характеризует положение дел с
хорошей стороны, превышая нормативное значение. Увеличение в отчетном периоде
незначительное.
Коэффициент абсолютной ликвидности был неудовлетворительным в 2008г
(0,03) и в 209г. (0.09), однако резкое снижение краткосрочной задолженности в
2010 привело к его росту до нормативных 0,31.
Коэффициент текущей ликвидности - находится в нормативных пределах,
однако с 2009 по 2010 г заметно снижение (с 1,26 до 1,10) Это негативный
признак, показывающий нехватку оборотных средств для покрытия текущих
обязательств.
Коэффициент платежеспособности демонстрирует рост. Это благоприятный
фактор, характеризующий рост ликвидности баланса в целом.
Чтобы убедиться в этом, необходимо произвести группировку статей баланса
по степени ликвидности и рассмотреть выполнение ключевых неравенств.
В зависимости от ликвидности активы принято разделять на следующие
группы.
А 1 . Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных
средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А 1 = стр. 250 + стр. 260
г. А1 = 0+3224 = 3224
г. А1 = 3968
г. А1 =12564
А 2 . Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по
которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты:
А 2 = стр. 240
г. А2 = 114472
г. . А2 =43601
г. . А2 =25318
А3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела 2 актива баланса,
включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (… после 12 месяцев) и прочие
оборотные активы.
А3 = стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270
г. А3= 5023+907+0+0=5930
г. А3= 5904+1060 = 6964
г. А3= 5735+863 = 6598
А 4 . Трудно реализуемые активы - статьи раздела 1 актива баланса -
внеоборотные активы.
А 4 = стр. 190 Пассивы баланса группируются по степени срочности их
оплаты.
г. А4= 726
г.А4=617
г.А4=9083
П 1 . Наиболее срочные обязательства - к ним относятся кредиторская
задолженность:
П 1 = стр. 620
г. П1= 115172
г.П1=43435
г.П1=40259
П2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства,
задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы:
П 2 = стр. 610 + стр. 630 + стр. 660
г. П2=0
г.П2=0
г.П2=0
П3. Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к разделам 4 и
5, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих
периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.:
П3 = стр. 590 + стр. 640 + стр. 650
г. П3=0
г.П3=0
г.П3=0
П 4 . Постоянные, или устойчивые, пассивы - это статьи раздела 3 баланса
Капиталы и резервы. Если у организации есть убытки, то они вычитаются:
П4 = стр. 490 Для определения ликвидности баланса следует сопоставить
итоги приведенных групп по активу и пассиву.
г. П4=9180
г.П4=11715
г.П4=13304
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место
Группировка баланса ООО " Реал " приведена в таблице 5.
Таблица 5
Группировка статей баланса ООО " Реал " по степени ликвидности
Период
|
Показатель актива
|
Значение, тыс.руб.
|
Показатель пассива
|
Значение, тыс.руб.
|
Оценка неравенства, +/-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2008
|
А1
|
3 224
|
П1
|
115 172
|
-
|
|
А2
|
114 472
|
П2
|
0
|
+
|
|
А3
|
5 930
|
П3
|
0
|
+
|
|
А4
|
726
|
П4
|
9 180
|
+
|
2009
|
А1
|
3 968
|
П1
|
43 435
|
-
|
|
А2
|
43 601
|
П2
|
0
|
+
|
|
А3
|
6 964
|
П3
|
0
|
+
|
|
А4
|
617
|
П4
|
11 715
|
+
|
2010
|
А1
|
12 564
|
П1
|
40 259
|
-
|
|
А2
|
25 318
|
П2
|
0
|
+
|
|
А3
|
6 598
|
П3
|
0
|
+
|
|
А4
|
9 083
|
П4
|
13 304
|
+
|
Как видим из данных таблицы 5, баланс ООО " Реал " не является
абсолютно ликвидным на всем протяжении рассматриваемого периода, так как не
выполняется первое неравенство: превышение наиболее ликвидных активов над
наиболее срочными обязательствами. Это означает, что для погашения наиболее
срочных обязательств предприятию придется воспользоваться другими источниками.
Оценка вероятности банкротства в ближайшие периоды.
Для оценки вероятности банкротства ООО " Реал " рассчитаем
индекс Альтмана (Z-счет).
Индекс позволяет оценить финансовую устойчивость организации на основе
Баланса (форма № 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Формула выглядит
следующим образом:
= 0,717A + 0,847B + 3,107C + + 0,420D + 0,998E
где A - чистый оборотный капитал (ф. 1, стр. 290 - - ф. 1, стр. 690) :
активы (ф. 1, стр. 300);- нераспределенная прибыль (ф. 1, стр. 470) : активы
(ф. 1, стр. 300);- прибыль от основной деятельности (ф. 2, стр. 050) : активы
(ф. 1, стр. 300);- уставный капитал (ф. 1, стр. 410) : обязательства (ф. 1,
стр. 590 + ф. 1, стр. 690);- выручка от продаж (ф. 2, стр. 010) : активы (ф. 1,
стр. 300).
Чем меньше индекс, тем выше вероятность банкротства компании. Если Z <
1,1 - высокая вероятность банкротства, Z > 2,6 - скорее всего финансовой
устойчивости бизнеса ничто не угрожает. В отношении компаний, у которых
значение индекса 1,1 < Z < 2,6, делать какие-либо прогнозы будущих
перспектив сложно и возможно любое развитие событий.
Расчет индекса Альтмана проведем в таблице 6.
Таблица 6. Расчет индекса Альтмана (модель Z-счета) для ООО "Реал"
№
|
Даные для расчета
|
2008
|
2009
|
2010
|
1
|
A - чистый оборотный
капитал (ф. 1, стр. 290 - ф. 1, стр. 690) : активы (ф. 1, стр. 300);
|
0,0680
|
0,2012
|
0,0788
|
2
|
B - нераспределенная
прибыль (ф. 1, стр. 470) : активы (ф. 1, стр. 300)
|
0,0730
|
0,2106
|
0,2465
|
3
|
C - прибыль от основной
деятельности (ф. 2, стр. 050) : активы (ф. 1, стр. 300);
|
0,0309
|
0,1000
|
0,2179
|
4
|
D - уставный капитал (ф. 1,
стр. 410) : обязательства (ф. 1, стр. 590 + ф. 1, стр. 690);
|
0,0009
|
0,0023
|
0,0025
|
5
|
E - выручка от продаж (ф.
2, стр. 010) : активы (ф. 1, стр. 300).
|
0,3651
|
0,9128
|
1,2164
|
6
|
Z (индекс Альтмана)
|
0,5714
|
1,5454
|
2,1572
|
Как видим, вероятность банкротства была высока в 2008г., однако на 2010
год положение нормализовалось и состояние фирмы приблизилось к уровню
безопасности (индекс равен 2,1572). Хотя фирма и не достигла абсолютно
безопасного финансового положения.
На основе данных, полученных в ходе анализ платежеспособности,
ликвидности и финансовой устойчивости можем сделать вывод, что организации
необходимо финансовое оздоровление и повышение ликвидности баланса. Для
увеличения собственных источников финансирования рекомендуется дальнейшая
капитализация прибыли, как это и происходило в прошлых периодах.
Анализ динамики показателей формы №2 (отчет о прибылях и убытках)
приведен в таблице в приложении 12.
Из данных таблицы мы видим последовательный рост выручки на протяжении
рассматриваемого периода (10,87% в 2009 и 29,42% в 2010гг.). Он опережал рост
себестоимости (соответственно 6,88% в 2009г и 0,38% в 2010г.). Однако
показатель чистой прибыли на 2010г. не только не вырос, но даже снизился на
37,32%. С чем это связано?
Наибольшее увеличение показано по:
Прочие операционные расходы в 2010г. повысились на 387,75% (на 42296
тыс.руб.)
Коммерческие расходы в 2010г. выросли на 41,66% (5875 тыс.руб.)
Управленческие расходы в 2010г. выросли на 20,34% (2717 тыс.руб.)
Следовательно, для максимизации прибыли необходимо снижать накладные
расходы ООО " Реал ".
.
Анализ кадровой политики ООО
"Реал"
Рациональное использование затрат живого труда - одна из важнейших задач,
стоящих перед предприятием. Анализ использования трудовых ресурсов следует
начинать с изучения обеспеченности предприятия рабочей силой. К числу
показателей, характеризующих обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами,
относится среднесписочная численность персонала, его структура, абсолютное и
относительное отклонения в численности рабочих и служащих. Обеспеченность
предприятия рабочей силой определяют путём сопоставления фактических отчетных
данных по группам персонала и категориям работников, по годам и выявлению
абсолютного и относительного их излишка или недостатка.
Абсолютное отклонение рассчитывается в натуральных единицах,
относительное отклонение по формуле:
±∆Чраб = Ч1р - Ч0р * Ктп
где: Ч1раб, Ч0раб - численность рабочих в отчётном и базисном периодах;
Ктп = ТП1/ТП0 - коэффициент, учитывающий изменение объёмов выпуска
товарной продукции.
Относительное отклонение показывает относительную экономию (перерасход)
рабочей силы предприятия за отчетный период.
Движение работников на предприятии характеризуется следующими
показателями:
Коэффициент оборота по приему
Показывает, какая часть работников принята вновь за учётный период.
Коб.пр. = Чпр./Чср.
где: Чпр. - численность принятых в течении года работников;
Чср. - среднесписочная численность работников.
По предприятию в целом Коб.пр = 23 / 212 = 0,108
По подразделениям продаж Коб.пр = 16 / 108,5 = 0,147
Коэффициент оборота по увольнению
Показывает, какая часть работников уволена за учётный период.
Коб.ув. = Чув./Чср.
где: Чув. - число работников, уволенных в течение отчетного периода.
По предприятию в целом Коб.ув. = 17 / 212= 0,080
По подразделениям продаж Коб.ув. =9/ 108,5=0,083
Коэффициент текучести кадров
Показывает, какая часть работников за учётный период уволена по
собственному желанию.
Кт.к. = Чув сж./Чср.
где Чув. - численность уволенных по собственному желанию.
По предприятию в целом Кт.к. = 15 / 212 = 0,071
По подразделениям продаж Кт.к. =9 / 108,5 =0,083
Коэффициент сменяемости кадров
Определяется как отношение наименьшего из двух чисел (принятых или
уволенных) к среднесписочному числу.
Ксмен. = min Чпр. (min Чув.) / Чср.
Этот коэффициент показывает величину сменяемости кадров в связи с
принятием или увольнением сотрудников.
По предприятию в целом Ксмен. = 0,071
По подразделениям продаж Ксмен. = 0,083
Коэффициент замещения (Кзам)
Показывает величину замещения старых кадров вновь принятыми в компанию.
По предприятию в целом Кзам = (23-17) / 212 = 0,028
По подразделениям продаж Кзам = (16-9) /108,5 = 0,065
Проанализируем движение кадров в ООО " Реал " за 2009 -
2010гг., пользуясь формулами (11) - (15).
Анализ проведем по предприятию в целом и по сектору продаж(включающему
отделы сбыта по всем направлениям).
Таблица 7. Анализ движения кадров в ООО " Реал " за 2010гг.
№
|
Наименование показателя
|
Обозначение
|
По предприятию в целом
|
По сектору сбыта
|
Соотношение
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Численность работников на
31.12.2009г.
|
Ч0р
|
209
|
105
|
50,24%
|
2
|
Численность работников на
31.12.2010г.
|
Ч1р
|
215
|
112
|
52,09%
|
3
|
Число принятых за 2010г.
|
Чпр
|
23
|
16
|
69,57%
|
4
|
Число уволенных за 2010г.
|
Чув
|
17
|
9
|
52,94%
|
5
|
Число уволенных по соб.желанию
за 2010г.
|
Чув сж
|
15
|
9
|
60,00%
|
6
|
Среднесписочная численность
за 2010г.
|
Чср.
|
212
|
108,5
|
51,18%
|
7
|
Коэффициент объемов
реализации товарной продукции
|
Ктп
|
1,29
|
1,29
|
100,00%
|
8
|
Абсолютное отклонение
численности в 2010г.
|
Откл абс
|
6
|
7
|
116,67%
|
9
|
Относительное отклонение
численности в 2010г.
|
Откл отн
|
7,74
|
9,03
|
116,67%
|
10
|
Коэффициент оборота по
приему
|
Коб.пр.
|
0,108
|
0,147
|
135,92%
|
11
|
Коэффициент оборота по
увольнению
|
Коб.ув.
|
0,080
|
0,083
|
103,44%
|
12
|
Коэффициент текучести
кадров
|
Кт.к
|
0,071
|
0,083
|
117,24%
|
13
|
Коэффициент сменяемости
кадров
|
Ксмен.
|
0,071
|
0,083
|
103,44%
|
14
|
Коэффициент замещения
|
Кзам
|
0,028
|
0,065
|
227,96%
|
Как следует из данных таблицы, численность сотрудников сектора сбыта
составляет 50,24% от численности всех работников на конец 2009 г. и 7,09% - на
конец 2010г.
В то же время текучесть кадров в секторе сбыта несколько выше, чем в
целом по предприятию. Очевидно, что по данному сектору принято 69,57% всех
поступивших на работу сотрудников в 2009г, и уволено 52,94% всех уволенных
сотрудников, в том числе 60% всех, кто уволился по собственному желанию.
Значения коэффициентов по приему и выбытию работников в секторе сбыта
превышают аналогичные значения в целом по предприятию. Коэффициент текучести
кадров по компании составил 0,071, а по сектору сбыта - 0,083.
Изучив количественные показатели кадров предприятия, нельзя оставить без
внимания качественные. Основным критерием здесь служит уровень образования.
Рассмотрим структуру и динамику персонала организации по образованию
(см.таблицу 8)
Таблица 8. Распределение сотрудников по уровню образования
Уровень образования
|
2008г.
|
В % к итогу
|
2009г.
|
В % к итогу
|
2010г.
|
В % к итогу
|
Среднее и неполное среднее
|
8
|
3,98%
|
8
|
3,83%
|
7
|
3,26%
|
Среднее специальное
|
13
|
6,47%
|
14
|
6,70%
|
12
|
5,58%
|
Высшее
|
178
|
88,56%
|
183
|
87,56%
|
192
|
89,30%
|
Ученая степень
|
2
|
1,00%
|
4
|
1,91%
|
4
|
1,86%
|
Итого
|
201
|
100,00%
|
209
|
100,00%
|
215
|
100,00%
|
Рис. 5. Распределение сотрудников по уровню образования в 2010г.
Мы видим, что выросла доля сотрудников с высшим образованием (с 87,56% до
89,30%), а доля работников с неполным средним и средним специальным -
сократилась.
Из анализа кадров можно сделать следующие выводы.
В целом по предприятию тенденции в кадрах положительные: растет число
сотрудников с высшим образованием, текучесть кадров в пределах нормы, однако в
интересующем нас секторе сбыта текучесть выше, чем в целом по предприятию.
Также соотношение уволенных в целом по предприятию и уволенных в секторе продаж
неудовлетворительное.
Всё это говорит о том, что ООО " Реал " необходимо
совершенствовать кадровую политику в отношении отделов продаж, и начать
необходимо с анализа действующей системы стимулирования сотрудников, так как
она является ключевым фактором в формировании лояльности сотрудников компании.
.
Анализ действующей в ООО " Реал
" системы стимулирования персонала
Стимулирование трудовой деятельности ООО " Реал " основана на
следующих принципах:
1. мотивы, движущие человеком, всегда индивидуальны;
2. мотивация не исчерпывается одним фактором. Мотивы - это всегда
комплекс. В современном менеджменте принято определять не менее трех-четырех
основных мотивирующих факторов.
. мотивы, потребности, ценности подвержены изменениям. Изменения
могут происходить как по мере развития личности, так и под влиянием внешних
условий.
Система стимулирования ООО " Реал ", как и во многих других
сервисных организациях, состоит из административных, экономических и социальных
методов. Общая структура методов и форм стимулирования персонала в ООО "
Реал " представлена на рисунке 6.
Безусловно,
данная система стимулов характеризует систему менеджмента организации как
устоявшуюся и имеющую высокий уровень развития.
В то же
время, необходимо учесть, что параллельно с процессом интеграции направлений
деятельности ООО " Реал " потребуется существенный пересмотр ряда
внутренних нормативных и инструктивных документов.
Важно отметить, что создание и трансформация системы стимулирования на
предприятии является процессом, распределенным во времени. В частности, в
таблице 9 представлена история формирования действующей системы мотиваторов в
ООО " Реал ".
Представленная в таблице 9 история внедрения в практику ООО " Реал
"элементов системы стимулирования свидетельствует о планомерной и
постоянной работе по развитию этой системы и повышению мотивированности
персонала.
Рис.6.
Система стимулирования сотрудников ООО " Реал "
Таблица 9. История внедрения элементов системы стимулирования в ООО
" Реал "
Элемент стимулирования
|
2008
|
2009
|
2010
|
Общие условия труда -
гарантии согласно ТК РФ (больничный, отпуск 28 дней через 6 мес., пособия,
фонды) всем сотрудникам - безопасность, охрана труда и здоровья (медицинский
кабинет, прикрепление к больнице) - организация питания, создание условий для
отдыха - поздравления и подарки от компании
|
+ + + +
|
+ + + +
|
+ + + +
|
Имидж, культура организации
- миссия, система общих для организации и персонала ценностных ориентации,
логотип, форма сотрудников - корпоративные мероприятия, праздники
|
+ +
|
+ +
|
+ +
|
Информирование работников -
регулярное информирование сотрудников о делах, принимаемых решениях в
компании, о своих возможностях и правах - доступность общих положений,
инструкций
|
- +
|
- +
|
- +
|
Системы стимулирования и
материальные поощрения, бонусы, доплаты, компенсации, нематериальные
поощрения: звания и т.п.
|
+
|
+
|
+
|
Оценка труда работников,
аттестации и учет полученных результатов при управлении карьерой сотрудников
|
-
|
+
|
+
|
Развитие кадров: адаптация,
обучение сотрудников, повышение квалификации
|
+
|
+
|
+
|
Организация рабочего места:
расположение, и оснащение рабочего места
|
+
|
+
|
+
|
Систематический контроль
удовлетворенности персонала своей работой, анализ причин текучести кадров
|
-
|
+
|
+
|
Руководством предприятия в основу системы стимулирования труда
сотрудников ООО " Реал " были положены ценовые стимулы, т.е.
заработная плата. Об этом свидетельствует динамика заработной платы
сотрудников, представленная в таблице 10 и на рис. 7.
Таблица 10 Динамика заработной платы сотрудников ООО " Реал "
Категория
|
Период
|
работников
|
За 2008г.
|
За 2009г.
|
За 2010г.
|
1. Руководители, руб.
|
48900
|
51900
|
54900
|
2. Специалисты, руб.
|
14300
|
15250
|
16300
|
3. Рабочие, руб.
|
9300
|
10800
|
11800
|
Рис.
7 Динамика заработной платы за 2008 - 2010гг.
Высокая
значимость материальных потребностей в первую очередь связана с возрастной
структурой персонала. Известно, что в возрасте от 18 до 36 лет ведущим стимулом
к трудовой деятельности является именно заработная плата. Кроме того, особое
внимание уделяется мотиву потребности в стабильности, что так же активизируется
через незначительное, но постоянное повышение заработной платы.
Премирование.
В
ООО " Реал " установлена система премий, выплачиваемых персоналу по
итогам месяца и года.
Они
зависят от выполнения плана продаж, и выплачиваются всем сотрудниками,
независимо от подразделения. План продаж формируется на каждый месяц. В
зависимости от факта его выполнения сотрудникам выплачивается премия в размере:
15%
оклада руководителям;
10%
оклада рядовым сотрудникам.
Считаю,
что данная система премирования является неэффективной, так как не учитывает
вклад каждого подразделения и личный вклад каждого сотрудника в формирование
результата продаж.
Среди
других экономических методов стимулирования в ООО " Реал "
практикуется предоставление скидок на приобретение собственной продукции со
склада.
Кроме
ценовых методов мотивации в ООО " Реал " уделяется особое внимание
социально-психологическим методам. На предприятии проводятся мероприятии,
направленные на формирование корпоративного духа, а так же на укрепление
психологии команды.
Особое
внимание уделяется повышению квалификации сотрудников. Определяется концепция
подготовки персонала и регламентируются различные формы обучения, переобучения,
повышения квалификации. Целью введения разнообразных форм подготовки персонала
ООО " Реал " являются:
· повышение квалификации персонала;
· создание кадрового резерва;
· обеспечение максимальной занятости персонала;
· повышение качества и общей конкурентоспособности услуг.
Ответственность за эффективное планирование системы обучения персонала
возложена на специалиста по кадрам. Ответственность за непосредственную
реализацию данных плановых решений закреплена за менеджером по тренингам,
принимающим непосредственное участие в разработке данного решения.
В продолжение анализа системы стимулирования труда в ООО " Реал
" мною была произведена оценка удовлетворенности сотрудников существующей
системой стимулирования. По пятибалльной шкале были оценены 9 ключевых
параметров, указывающих на уровень удовлетворенности. Оценки были
дифференцированы по группам: «руководители» и «специалисты и рабочие». Итоговые
результаты опроса представлены в таблице 11.
Согласно данным проведенного анализа большая часть элементов системы
стимулирования оценивается сотрудниками и руководителями на уровне выше
среднего.
Таблица 11.
Оценка стимулирования труда в ООО " Реал " на 01.03.2011
Элемент стимулирования
|
Среднее значение оценки по
пятибалльной шкале
|
|
Руководители
|
Специалисты и рабочие
|
1. Решение социальных
проблем: обеспечение всех форм социальных льгот (больничный, отпуск, пенсия и
т.п.) независимо от должности; обеспечение должного уровня безопасности труда,
охраны здоровья, питания, оказания помощи, и т.п.
|
4,5
|
4,5
|
2. Содержание труда
(интенсивность дня, результативность, соответствие обязанностей должности,
удовлетворение)
|
4,5
|
3,5
|
3. Объективность оценки
труда вашим руководителем, взаимопонимание с ним
|
4,0
|
4,0
|
4. Заработная плата,
материальные поощрения
|
4,0
|
2,5
|
5. Перспективы роста
(планирование, продвижение по службе, повышение квалификации, обучение)
|
3,5
|
2,5
|
6. Отношения в коллективе
(в вашей команде, в организации в целом)
|
4,5
|
4,5
|
7. Условия труда
(расположение предприятия, организация рабочего места)
|
4,5
|
4,0
|
8. Стиль и методы работы
руководства (культура, понимание целей организации, отношение с коллективом)
|
4,5
|
3,5
|
9. Информированность
работников (о делах предприятия, о сотрудниках, о своих перспективах)
|
4,5
|
3,0
|
Согласно данным проведенного анализа большая часть элементов системы
стимулирования оценивается сотрудниками и руководителями на уровне выше
среднего. Однако в данной системе есть ряд слабых мест, требующих принятия
решений:
· перспективы роста низко оценены как сотрудниками руководства,
так и рядовыми работниками;
· оценка содержания труда специалистами и рабочими низкая;
· оценка уровня заработной платы специалистами и рабочими
низкая;
· оценка стиля и методов работы руководства специалистами и
рабочими низкая.
Это указывает на наличие резервов повышения мотивированности работников
ООО " Реал ".
Следующим элементом проведенного в ООО " Реал " исследования
являлся опрос по определению наиболее действенных методов повышения мотивации с
точки зрения сотрудников предприятия. Результаты опроса представлены на рис.7.
Рис.7. Результаты опроса сотрудников ООО " Реал
" на вопрос: «Какие методы повышения мотивации являются наиболее
действенными», %
В данном случае сумма оценок превышает 100%, т.к. сотрудникам было
предложено выбрать несколько вариантов. Отметим, что лидирует повышение
величины заработной платы (81% сотрудников). На втором месте - создание
возможности карьерного и профессионального роста, затем идет улучшение условий
труда и мероприятия по сплочению коллектива. Важно отметит, что характер
бизнеса организации, когда сотрудники не всегда четко прослеживают взаимосвязь
собственных усилий и финансовых результатов (выручки) определяет тот факт, что
лишь 13% сотрудников указали на привязку зарплаты к результатам труда, как
мотивирующий аспект. Причем привязка заработной платы к результатам труда
указывалась в комплексе с предоставлением большей свободы и полномочий
сотрудникам, а вручение грамот и устные похвалы - в комплексе различных
стимулов, но не отдельно.
Таким образом, мы можем констатировать, что на
предприятии сложилась достаточно развитая система стимулирования труда, в
основу которой положен принцип стабильности. Использование принципа стабильности
проявляется, в первую очередь, в планомерно проводимых мероприятиях по
поступательному повышению уровня материального стимулирования, а также в
формировании системы корпоративных социальных гарантий.
В соответствии с результатами анализа необходимо пересмотреть систему
премирования с учетом вклада каждого подразделения, а в перспективе - и каждого
сотрудника в увеличение продаж.
Необходимо также определить действенные направления повышения
мотивированности персонала с низкой ресурсоемкостью. В соответствии с
проведенным исследованием, для сотрудников ООО " Реал " такими
направлениями могут стать: повышение информированности персонала о делах
предприятия, формирование психологической уверенности в возможностях карьерного
роста, а также мероприятия по развитию и адаптации персонала. Возможным
способом реализации данных направлений может стать построение в коллективе
команд с учетом индивидуальных характеристик сотрудников и возможности их
сотрудничества.
Заключение
Цель и задачи практики - закрепления и расширение знаний студента путем
их практического применения в ходе работы на предприятии.
Преддипломная практика, пройденная мною в ООО " Реал ", дала
мне возможность ознакомиться с деятельностью торгового предприятия и применить
полученные в ВУЗе знания.
Я усовершенствовал навыки анализа деятельности предприятия, изучил основы
управления торговой фирмой, ее внутренние и внешние связи. Практика помогла мне
углубить познания в сфере управления персоналом, кадрового дела и
стимулирования труда.
Выполненные за время практики задания:
изучение деятельности фирмы, ее организационной структуры и анализ
основных технико-экономических показателей;
управленческий анализ (миссия, видение, основные направления
деятельности, цели фирмы);
анализ ресурсов: кадры, финансовый анализ;
анализ движения кадров и принятой в ООО " Реал " системы
стимулирования персонала.
За время практики мной был собран теоретический и практический материал
для написания дипломной работы.
Приложение 1
Схема организационной структуры ООО " Реал "
Приложение 2
Ассортимент. Торговые марки, представляемые ООО " Реал " в
2011г.
Приложение 3
Аналитический баланс ООО " Реал " - актив
Актив
|
Код строки
|
2008г.
|
Доля в валюте баланса
|
2009г.
|
Доля в валюте баланса
|
2010г.
|
Доля в валюте баланса
|
Отклонение 2010 г. от
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2008г, тыс.руб
|
2008г, %
|
2009г., тыс.руб
|
2009г., %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Нематериальные активы
|
110
|
1
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
- 1
|
-100,00%
|
0
|
|
Основные средства
|
120
|
725
|
0,58%
|
617
|
1,12%
|
415
|
0,77%
|
- 310
|
-42,76%
|
-202
|
-32,74%
|
Долгосрочные финансовые
вложения
|
140
|
0
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
8668
|
16,18%
|
8 668
|
|
8668
|
|
ИТОГО по разделу I
|
190
|
0,58%
|
617
|
1,12%
|
9083
|
16,96%
|
8 357
|
1151,10%
|
8466
|
1372,12%
|
Запасы
|
210
|
5023
|
4,04%
|
5904
|
10,71%
|
5735
|
10,71%
|
712
|
14,17%
|
-169
|
-2,86%
|
Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
907
|
0,73%
|
1060
|
1,92%
|
863
|
1,61%
|
- 44
|
-4,85%
|
-197
|
-18,58%
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
114472
|
92,05%
|
43601
|
79,06%
|
25318
|
47,27%
|
- 89 154
|
-77,88%
|
-18283
|
-41,93%
|
Денежные средства
|
260
|
3224
|
2,59%
|
3968
|
7,19%
|
12564
|
23,46%
|
9 340
|
289,70%
|
8596
|
216,63%
|
ИТОГО по разделу II
|
290
|
123626
|
99,42%
|
54533
|
88,18%
|
44480
|
83,04%
|
- 79 146
|
-64,02%
|
-10053
|
-18,43%
|
Баланс
|
300
|
124352
|
100,00%
|
55150
|
100,00%
|
53563
|
100,00%
|
- 70 789
|
-56,93%
|
-1587
|
-2,88%
|
Пассив
|
Код строки
|
2008г.
|
Доля в валюте баланса
|
2009г.
|
Доля в валюте баланса
|
2010г.
|
Доля в валюте баланса
|
Отклонение 2010 г. от
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2008г, тыс.руб
|
2008г, %
|
2009г., тыс.руб
|
2009г., %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Уставный капитал
|
410
|
100
|
0,08%
|
100
|
0,18%
|
100
|
0,19%
|
-
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
Добавочный капитал в том
числе:
|
420
|
2
|
0,00%
|
2
|
0,00%
|
2
|
0,00%
|
-
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
|
470
|
9078
|
7,30%
|
11613
|
21,06%
|
13202
|
24,65%
|
4 124
|
45,43%
|
1589
|
13,68%
|
ИТОГО по разделу III
|
490
|
9180
|
7,38%
|
11715
|
21,24%
|
13304
|
24,84%
|
4 124
|
44,92%
|
1589
|
13,56%
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
115172
|
92,62%
|
43435
|
78,76%
|
40259
|
75,16%
|
- 74 913
|
-65,04%
|
-3176
|
-7,31%
|
ИТОГО по разделу V
|
690
|
115172
|
92,62%
|
43435
|
78,76%
|
40259
|
75,16%
|
- 74 913
|
-65,04%
|
-3176
|
-7,31%
|
Баланс
|
700
|
124352
|
100,00%
|
55150
|
100,00%
|
53563
|
100,00%
|
- 70 789
|
-56,93%
|
-1587
|
-2,88%
|
Приложение 4
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости за 2008 - 2010гг.
№
|
Наименование показателя
|
2008
|
2009
|
2010
|
изменение абсолютное 2009г.
к 2008
|
изменение абсолютное 2010г.
к 2009
|
темп прироста 2009г. к 2008
|
темп прироста 2010г. к 2009
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Коэффициент финансовой
независимости (автономии)
|
0,07
|
0,21
|
0,25
|
0,14
|
0,04
|
65,25%
|
16,93%
|
2
|
Коэффициент финансовой
стабильности (коэффициент финансирования)
|
0,08
|
0,27
|
0,33
|
0,19
|
0,06
|
70,45%
|
22,52%
|
3
|
Коэффициент финансового
левериджа (рычага)
|
12,55
|
3,71
|
3,03
|
- 8,84
|
- 0,68
|
-238,38%
|
-18,38%
|
4
|
Коэффициент маневренности
СК
|
0,92
|
0,95
|
0,32
|
0,03
|
- 0,63
|
2,79%
|
-66,51%
|
5
|
Коэффициент постоянного
актива
|
0,08
|
0,05
|
0,68
|
- 0,03
|
0,63
|
-50,16%
|
1196,30%
|
Приложение 5
Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности за 2008 - 2010гг.
№
|
Наименование показателя
|
2008
|
2009
|
2010
|
изменение абсолютное 2009г.
к 2008
|
изменение абсолютное 2010г.
к 2009
|
темп прироста 2009г. к 2008
|
темп прироста 2010г. к 2009
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Коэффициент ликвидности
поточной (покрытия)
|
1,07
|
1,26
|
1,10
|
0,18
|
- 0,15
|
14,50%
|
-12,00%
|
2
|
Коэффициент быстрой
ликвидности
|
1,03
|
1,12
|
0,96
|
0,09
|
- 0,16
|
8,02%
|
-14,04%
|
3
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности
|
0,03
|
0,09
|
0,31
|
0,06
|
0,22
|
69,36%
|
241,61%
|
4
|
Коэффициент текущей
ликвидности
|
1,07
|
1,26
|
1,10
|
0,18
|
- 0,15
|
14,50%
|
-12,00%
|
5
|
Коэффициент
платежеспособности
|
0,54
|
0,64
|
0,68
|
0,10
|
0,03
|
0,00%
|
5,35%
|
Приложение 6
Анализ динамики показателей отчета о прибылях и убытках за 2008 - 2010гг.
Доходы и расходы по обычным
видам деятельности
|
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Абс .изменение 2009г. к
2008г.
|
Абс. изменение 2010г. к
2009г.
|
Темп прироста 2009г. К
2008г.
|
Темп прироста 2010г.к
2009г.
|
Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, услуг
|
010
|
45404
|
50 340
|
65 152
|
4 936
|
14 812
|
10,87%
|
29,42%
|
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг
|
020
|
16247
|
17 365
|
17 431
|
1 118
|
66
|
6,88%
|
0,38%
|
Валовая прибыль
|
029
|
32 975
|
47 721
|
3 818
|
14 746
|
13,09%
|
44,72%
|
Коммерческие расходы
|
030
|
13387
|
14 101
|
19 976
|
714
|
5 875
|
5,33%
|
41,66%
|
Управленческие расходы
|
040
|
11927
|
13 357
|
16 074
|
1 430
|
2 717
|
11,99%
|
20,34%
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
050
|
3 843
|
5 517
|
11 671
|
1 674
|
6 154
|
43,56%
|
111,55%
|
Проценты к получению
|
060
|
4
|
7
|
9
|
3
|
2
|
75,00%
|
28,57%
|
Прочие операционные доходы
|
090
|
3594
|
9 013
|
44 020
|
5 419
|
35 007
|
150,78%
|
388,41%
|
Прочие операционные расходы
|
100
|
4896
|
10 908
|
53 204
|
6 012
|
42 296
|
122,79%
|
387,75%
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения
|
140
|
2 545
|
3 629
|
2 496
|
1 084
|
- 1 133
|
42,59%
|
-31,22%
|
Текущий налог на прибыль
|
150
|
852
|
1 094
|
907
|
242
|
- 187
|
28,40%
|
-17,09%
|
Чистая прибыль (убыток)
отчетного периода
|
190
|
1 693
|
2 535
|
1 589
|
842
|
- 946
|
49,73%
|
-37,32%
|