Формирование и использование прибыли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и использование прибыли

Введение

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Прибыль объективно необходима всем предприятиям и организациям для развития их деятельности. Для предприятий потребительской кооперации получение прибыли обусловлено не только требованиями хозяйственного расчета, но и природой кооперации, характером кооперативной собственности, необходимостью самофинансирования кооперативного хозяйства. Прибыль является главным источником прироста собственных оборотных средств, материального поощрения пайщиков и работников, удовлетворения социальных потребностей коллектива, финансирования капитальных вложений.

Необходимо отметить, что прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается в связи с переходом к рынку. Так как акционерное, кооперативное, частное или другой формы организации и собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных отчислений и платежей.

Исходя из сказанного, следует отметить, что в настоящее время проблема прибыли требует решения и на макро- и на микроэкономическом уровне. Необходимо постоянное усовершенствование порядка определения состава расходов (затрат) и доходов (прибылей), порядка распределения и использования прибыли, совершенствования системы налогообложения. Изменения необходимы и в системе потребительской кооперации. Важно, чтобы они соответствовали не только происходящим экономическим преобразованиям, но и учитывали особенности ведения кооперативного хозяйства, связанные с его социальной функцией - обеспечением интересов сельского населения. На микроэкономическом уровне полностью изменяется подход руководства предприятия к управлению хозяйственной деятельностью и планированию, к организации бухгалтерского учета и анализа.

В этих условиях вопросы формирования, распределения и использования прибыли на предприятиях розничной торговли, рассматриваемые в работе, приобретают особую актуальность.

Теоретической основой научной работы являются: Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, Закон "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год", Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров, инструктивные и методические указания Министерств финансов, экономики, статистики и анализа, Правления Белкоопсоюза и др. государственных органов по вопросам регулирования учета и анализа. В работе также использованы теоретические разработки ведущих экономистов - Кравченко Л.И., Кожарского В.В,, Русак Н.А. и Русак В.А., Валевича Р.П., Ванкевича В. и др.

Объект исследования - данные бухгалтерского и статистического учета, финансовой отчетности Лоевского оптово-розничного объединения Лоевского райпо Гомельского ОПС. Практический материал использован за период 1996-1997 гг.

Глава 1. Сущность и значение прибыли в условиях рыночных отношений

В условиях коренных изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, предприятие становится важнейшим субъектом рыночных отношений. рыночные преобразования связаны с реформированием не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. в рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятия и их экономическое поведение. прибыль и рентабельность при полной самоокупаемости, экономической самостоятельности и самоуправлении становятся главными ориентирами. прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание прибыли тождественно понятию прибавочной стоимости.

Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. На микроэкономическом уровне прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем, на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и независящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся: уровень хозяйствования, компетентность руководства, организация труда, его производительность, состояние и эффективность финансового планирования.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для финансирования расширения хозяйственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема реализации товаров, нужных потребителю, снижение затрат. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации деятельности. Все вышесказанное показывает, что наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. В гармонично развивающемся обществе ни один из этих интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании прибыли (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, замораживанию заработной платы, нерациональному использованию капитала. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что у отдельных хозяйствующих субъектов преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Кроме того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры реализуемой продукции отнюдь не в интересах потребителя. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен, что приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов.

Глава 2. Источники и порядок формирования прибыли

В процессе хозяйственной деятельности предприятия получают финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком.

В законе "О предприятиях в Республике Беларусь" определено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения прибыли. Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый-экономист определял прибыль как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить о других вариантах ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная, допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

Все вышеназванные источники связаны между собой и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств для достижения оптимальных объемов деятельности (т.е. выбор такого масштаба предприятия, который позволит обеспечить оптимальную рентабельность.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию о ней говорят абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной деятельности предприятия используются конкретные показатели прибыли.

В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют различными понятиями прибыли: экономическая, бухгалтерская, прибыль от реализации, балансовая, чистая, нераспределенная (накопительная), облагаемая и необлагаемая налогом и др.

Наиболее емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации товаров, работ, услуг и доходов (убытков), не связанных с реализацией. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

В систему прибылей и доходов отечественного торгового предприятия в соответствии с принятой методикой их исчисления входят три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, прибыль (убыток)от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, доходы за минусом расходов от внереализационных операций.

Методика исчисления прибыли за рубежом несколько отличается от применяемой в отечественной практике, что обусловлено различием в собственности, учете, отчетности. Зарубежные фирмы прибыль за отчетный период определяют как разность стоимости чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычитания из общей стоимости активов фирмы (стоимости недвижимости, машин и оборудования, запасов, долговых требований, ценных бумаг в портфеле) стоимости долгов третьим лицам (т.е. тем, кто не входит в число владельцев компаний, суммы среднесрочной, долгосрочной и краткосрочной задолженности поставщикам и прочим кредиторам). Из полученной разности вычитают дополнительные взносы владельцев компаний или прибавляют сумму выплаченных возмещений им{14,84}.

Рассмотрим более полно основные составляющие балансовой прибыли.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом Республики Беларусь.

Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

В розничной торговле он определяется как разность между валовыми доходами и издержками обращения, а также уплачиваемыми налогами и неналоговыми платежами.

Валовой доход представляет собой разницу между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. В экономической литературе встречаются несколько определений валового дохода от реализации товаров.

Валовой доход брутто представляет собой торговую надбавку (скидку), приходящуюся на реализованные товары и определяется на основании расчета по методу среднего процента (приложение).

Валовой доход нетто - это часть валового дохода участвующего в налогообложении. Его определяют вычитанием из валового дохода брутто отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Возможность производить эти отчисления должна быть предусмотрена в учетной политике предприятия.

Чистый валовой доход - это доход, участвующий в формировании финансового результата. Определяют его вычитанием из валового дохода нетто косвенных налогов, сборов и неналоговых платежей, начисленных на доход. В частности от суммы валового дохода нетто производят отчисления:

в размере 1% -в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия (предприятия и организации потребительской кооперации эти отчисления не производят);

в размере 0,25% - в бюджетный фонд местных советов на содержание ведомственного жилья. В соответствии с законом "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год" местные органы власти имеют право повышать и понижать ставку отчислений, но не более чем в два раза.

После начисления этих фондов от оставшейся части валового дохода-нетто начисляется сумма акцизов на импортируемые товары, если на них установлены ставки акцизов, и налог на добавленную стоимость в порядке устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

При исчислении затрат на реализацию товаров, оказание разного рода услуг, а вместе с тем и налогов на добавленную стоимость, на доходы и прибыль необходимо руководствоваться "Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)" Утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь26.01.98г.№19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.98 г. № 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.98 г. №3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.98 г. № 03-02-07/300, а также "Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям и организациям потребительской кооперации" Утвержденными приказом Белкоопсоюза 24.03.98 г. № 09-2/01-22.Согласно этому приказу в состав издержек обращения дополнительно включаются:

. Расходы по таре:

амортизация (износ) собственной инвентарной тары, тары-оборудования;

расходы по эксплуатации тары- оборудования (расходы по ее ремонту, транспортировке, очистке и обработке);

расходы по сбору, хранению, погрузке и разгрузке порожней тары при возврате ее поставщикам или тарособирающим организациям;

разница между приемной и отпускной ценой мешков, ящичной и бочковой тары для картофеля, плодоовощной и масложировой продукции;

расходы на ремонт, очистку и обработку тары.

. Отчисления средств на подготовку кадров и содержание учебных заведений.

. Потери от гибели молодняка и взрослого скота, находящегося на откорме, зверей, кроликов, за исключением потерь, подлежащих взысканию с виновных лиц.

. Внутрихозяйственные отчисления на содержание аппарата управления потребительских обществ и потребсоюзов.

. Расходы по инкассации выручки. Расходы на приобретение санкнижек и проведение медицинского осмотра работников, подлежащих обязательному медицинскому осмотру в соответствии с санитарными правилами.

Затраты предприятия группируются по     варов на конец отчетного периода. Распределяют их чаще всего по среднему проценту (приложение). Другие расходы списывают на финансовые результаты без распределения.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные средства, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества.

Финансовый результат имеет место не только при продаже перечисленных видов имущества, но и при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях.

При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных объектов и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации, а также уплатой налога на добавленную стоимость.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов и уплаченного налога на добавленную стоимость) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Кроме того, розничные торговые предприятия могут иметь финансовый результат от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не связанным с основной деятельностью предприятия. Финансовый результат определяется как доходы (прибыль) за минусом расходов (убытков) и налога на добавленную стоимость по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от досрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду.

Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получать доходы. Под долгосрочными вложениями понимаются затраты по взносу средств в уставный капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление взаймы на срок менее года.

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает к учредителю в заранее оговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы, определяемые в соответствии с разделом 3 "Формирования финансовых результатов" "Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)", а также особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям и организациям потребительской кооперации Республики Беларусь.

К таким доходам относятся:

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

доходы от дооценки товаров;

положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах;

поступление долгов, ранее списанных как безнадежные;

излишки активов, выявленные при инвентаризации;

проценты, полученные по денежным средствам предприятия, числящимся на его счетах;

доходы по таре и др.

К расходам и потерям относятся:

потери по хозяйственным операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;

потери от уценки товаров;

убытки по операциям с тарой;

судебные издержки и арбитражные расходы;

недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания;

некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, операциям в иностранной валюте, а также расходы, связанные с продажей и покупкой иностранной валюты;

суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством.

Глава 3. Банкротство как средство падения рентабельности

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Следует учитывать, что банкротство, кроме реального может быть умышленным или фиктивным. Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Несостоятельность (банкротство) - это не способность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.

В Республике Беларусь нормативно-правовой базой механизма банкротства являются следующие документы: Закон РБ "Об экономической несостоятельности и банкротстве", "Положение о порядке деятельности экспертов и доверенных лиц в случаях экономической несостоятельности или банкротства субъектов хозяйствования", "Постановление о создании Совета по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования при Кабинете министров РБ", "Методические указания по оценке финансового состояния и определение критериев неплатёжеспособности субъектов хозяйствования".

Беларусь оказалась первым государством на территории СНГ, принявшим Закон "Об экономической несостоятельности и банкротстве".

В соответствии со статьёй 22 вышеуказанного закона "Целью разбирательства дела о банкротстве является максимально возможное удовлетворение претензий кредиторов, ликвидация неплатёжеспособных субъектов хозяйствования, объявление субъекта хозяйствования от долгов".

"С момента признания субъекта хозяйствования банкротом: приостанавливается выплата дивидендов; налогов и платежей, не допускается предъявления новых требований к нему; считаются истёкшими сроки погашения долгов; приостанавливается производство по всем делам против банкрота, связанным с имуществом. Все имущественные требования к банкроту могу быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве". - гасит статья 31 вышеуказанного значения.

Как известно, раньше ответственность за плохое хозяйствование перекладывались на плечи налогоплательщиков. Убыточные предприятия и организации получали дотации из государственного бюджета. На сегодня ситуация изменилась. И поскольку каждый имеет право получать прибыль от своей деятельности, то он должен своим имуществом отвечать за плохие результаты своей работы. Таким образом, тот, кто поддерживает производственно-экономические связи с предпринимателями, должен иметь определённые гарантии защиты своих интересов.

Для предприятия процедура банкротства нежелательна и болезненна. Предупредить этот процесс может своевременная аналитическая диагностика.

Основанием для принятия решения о несостоятельности является система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса. В зависимости от значений этих показателей структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а само предприятие - неплатёжеспособным.

В соответствии с Методическими указаниями показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса являются:

коэффициент текущей ликвидности (К1);

коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2);

коэффициент восстановления (утраты) платёжеспособности (К3).

3А - строка 180 баланса

 К1 =,                                                                            где

3П - строка 840 баланса

А - 3 раздел актива баланса, 3П - 3 раздел.

1П - 1А - 2А

К2 =                                                                               , где


П - 1 раздел пассива баланса, 1А - 1 раздел актива баланса, 2А - 2 раздел актива баланса, 3А - 3 раздел актива баланса.

Структура баланса признаётся неудовлетворительной, а предприятие - неплатёжеспособным при выполнении одного из следующих условий: К1 < 1.7 либо К2 < 0.3.

По данной системе необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, согласно Методическим указаниям нормативные значения коэффициентов являются едиными для предприятий сферы материального производства и не зависят от их отраслевой принадлежности. Однако на уровень коэффициентов оказывают влияние скорость оборачиваемости средств, удельный вес труднореализуемых активов, структура затрат и другие отраслевые особенности. Так для предприятий машиностроительного комплекса, деятельность которых характеризуется длительным периодом оборота средств, значительным удельным весом труднореализуемых активов, необходимо более высокое значение коэффициента текущей ликвидности, чем для торговых и снабженческих организаций. Поэтому целесообразно дифференцировать нормативные значения по отраслям и подотраслям. Это подтверждается и мировой учётно-аналитической практикой. По данным Министерства торговли США, коэффициент текущей ликвидности по ряду отраслей в 1990 году имел следующие значения: машиностроение - 1.85; химическая промышленность - 1.30; нефтяная и угледобывающая промышленность - 1.00; производство электрооборудования и электронной техники - 1.47; издательская деятельность - 1.67; пищевая промышленность - 1.25.

Во-вторых, алгоритм расчёта коэффициента обеспеченности собственными средствами не совсем точный. Долгосрочные, нематериальные и текущие активы имеют в общем случае два источника финансирования - собственный и заёмный капитал. При определении показателя К1 стоимость всех текущих активов сопоставляется с величиной краткосрочных обязательств. Следовательно, предполагается, что долгосрочные обязательства являются источником покрытия долгосрочных и нематериальных активов. Поэтому величину собственных оборотных средств следует рассчитывать как разность между объёмом перманентного капитала (сумма итогов 1 и 2 разделов пассива баланса) и стоимостью долгосрочных и нематериальных активов.

В-третьих, несоответствие нормативных значений коэффициента текущей ликвидности приводит к противоречивым выводам. Для признания структуры баланса удовлетворительной коэффициент К1 должен быть не менее 1.7.

В случае если хотя бы один из показателей К1, К2 принимает значение меньше нормативного, рассчитывается коэффициент восстановления платёжеспособности (К3) сроком на 6 месяцев по следующей формуле:

прибыль банкротство рентабельность

Клк + 6/Т * (Клк - Клн)

К3 =                                                                               , где

Клнфм

Клк - коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода, Клн - коэффициент текущей ликвидности на начало отчётного периода, Клнфм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2, Т - отчётный период в месяцах.

При значении К3 > 1 признаётся что у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платёжеспособность, если К3 < 1 - предприятие не имеет возможности восстановить платёжеспособность за 6 месяцев.

В условиях кризиса экономики процедуры, предотвращающие ликвидацию имущества должника и дающее ему возможность поправить пошатнувшиеся дела, приобретают особую значимость, поскольку являются к тому же инструментом оздоровления субъектов хозяйствования. Вследствие этого основным механизмом реанимации несостоятельного субъекта хозяйствования служит санация.

Под санацией (оздоровлением) понимают процедуры по изменению права собственности, договорных и иных обязательств, реструктуризации, оказанию финансовой помощи банкроту со стороны его собственника или уполномоченного им органа, кредиторов или иных инвесторов, осуществляемых для сохранения этого банкрота, а также для удовлетворения требований кредиторов в установленные сроки.

Законопроект "О санации" направлен на создание условий, обеспечивающих деятельность банкротов и препятствующих их ликвидации. Он должен помочь им обрести финансовую самостоятельность, а также урегулировать правоотношения с кредиторами.

В качестве основной процедуры в проекте определена реструктуризация - изменение деятельности субъектов хозяйствования в производственной, организационной, финансовой, социальной сферах и др. для восстановления рентабельности работы банкрота и повышения его конкурентоспособности. Именно реструктуризация позволяет оживить и изменить экономические связи предприятия, рынок сбыта продукции и услуг, организовать новые более рентабельные процессы.

Проект плана санации представляется общему собранию кредиторов не позднее чем в трёхмесячный срок после опубликования в средствах массовой информации сообщения о банкротстве (экономической несостоятельности). Решение общего собрания о продолжении (санации) деятельности субъекта хозяйствования утверждается хозяйственным судом.

Преимущественное право на проведение санации имеет собственник предприятия-банкрота и кредиторы. Проводится она в течение 24 месяцев. По истечении двух третей срока о начала её проведения должно быть удовлетворено не менее 30% общей суммы требований. Хозяйственный суд по ходатайству участников санации вправе продлить срок её проведения, но не более чем на восемнадцать месяцев. Контроль за проведением санации осуществляется хозяйственным судом совместно с кредиторами в порядке установленном законом.

Санация может быть прекращена хозяйственным судом в связи с окончанием срока её проведения или неэффективностью, а также в случае, если будет установлено, что по прошествии 2/3 срока удовлетворено менее 30% общей суммы требований кредиторов.

В случае прекращения санации хозяйственный суд принимает решение о ликвидации субъекта хозяйствования.

Реабилитация банкрота - удовлетворение требований кредиторов посредством продажи бизнеса последнего, выполнение его обязательств третьими лицами, обмена долгов на акции, уступки прав требований. Под продажей бизнеса банкрота понимается отчуждение всех видов его имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требований, работы и другие. При этом трудовые договоры сохраняют силу, а права и обязанности нанимателя переходят к покупателю бизнеса банкрота.

В результате санационных процедур открывается большая возможность реорганизовать структуру активов и хозяйственную деятельность таким образом, что кредиторам обычно удаётся вернуть свои ссуды в большем размере, чем они получили бы при ликвидации имущества, а должник в состоянии продолжить свою деятельность.

Глава 4. Распределение и использование прибыли в современных условиях

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов Республики Беларусь. Система распределения и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли.

Методы распределения прибыли должны способствовать решению следующих задач:

укреплению доходной базы государственного бюджета;

обеспечению хозяйственной самостоятельности предприятия;

обеспечению социально-экономического развития предприятия;

повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Действующий порядок распределения прибыли соответствует нынешнему этапу становления рыночных отношений, т.е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала.

В законе "О предприятиях в Республике Беларусь" записано: "Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено Уставом".

Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

Система присвоения прибыли в Республике Беларусь сориентирована на действующую за рубежом. Общим для всех предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности является распределение прибыли в соответствии с Уставом и коллективным договором на следующие цели:

платежи в бюджет;

отчисления во внебюджетные фонды, созданные по решению правительства или местных органов власти;

формирование фонда потребления;

благотворительные цели;

другие цели.

Состав и ставки налогов, порядок исчисления и уплаты их в бюджет устанавливаются законодательными органами.

Чистый доход предприятия используется для формирования:

фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

фонда потребления, предназначенного для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении его эффективности и рентабельности;

резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности;

других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

В современных условиях хозяйствования государство размер фондов жестко не регламентирует, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Глава 5. Резервы роста прибыли и пути оптимизации ее использования

Рост и развитие предприятия тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределение прибыли.

Росту прибыли предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением оборачиваемости товаров, 2) увеличением нормы прибыли путем повышения цен, 3) уменьшением массы издержек. Это самые основные переменные. Вместе с тем, фирмы, успешно функционирующие на западном рынке, считают, что долгосрочная прибыльность предприятия зависит от значительно большего числа факторов, характеризующих состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производителя, рыночной ситуации. Поэтому важен и ряд других факторов: капиталоемкость, относительное качество торговых услуг, относительная доля предприятия на рынке, производительность труда.

Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь. Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия.

В практике работы торгового предприятия имеются большие резервы роста прибыли. Они носят характер традиционных:

рост товарооборота за счет ускорения оборачиваемости товарных запасов, повышение управляемости запасом и закупками, ликвидация неходовых товаров и т.п.;

снижение издержек обращения за счет оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

рациональная политика ценообразования - применение скидок и надбавок, учет всех факторов при определении цены;

обеспечение сохранности средств, что исключает потери товаров, кражи за счет своевременного проведения инвентаризации, подбор кадров, страхование имущества, надежной доставки товаров;

применение рациональных форм и способов расчетов - изучение платежеспособности покупателей, использование аккредитивов, коммерческого кредита и др.

В современных условиях для наращивания прибыли необходимо использовать не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, базирующиеся на проведении расчетов эффективности сделок, затрат с точки зрения конечных финансовых результатов. Среди них основными являются:

) формирование торгового ассортимента с учетом прибыльности товаров.

Торговые предприятия сталкиваются с необходимостью выбирать товары для при определении оптимальной партии и цены закупки товаров, расходовании средств на осуществление сделки.

Размер чистой прибыли, которую должно получить предприятие можно определить по формуле:

ЧП = (Цп-Цз)*К*(100-НДС)-ИОК*(100-Сн)/100, где

ЧП-чистая прибыль; ЦЗ-цена закупки; ЦР-цена реализации; К- кол-во закупленного товара; НДС-налого на добавленную стоимость (также нужно учитывать другие отчисления из выручки); ИОК-затраты; Сн-средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли.

) использование возможностей рисковой деятельности.

Современная экономическая теория и практика риск рассматривает как один из факторов формирования прибыли. При этом некоторая часть прибыли представляет собой вознаграждение за готовность идти на риски за эффективное управление риском. В торговой деятельности риск связан с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией. Чтобы свести неопределенность в осуществлении деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае можно рассчитать по следующим формулам:

Эп = П/И, где

П-прибыль; И-инвестиции;

Эвк = П/К, где

Эвк-эффективность вложения капитала; Кв-вложенный капитал;

Эз = П/З, где

Эз-эффективность затрат; З-затраты.

) инновационная политика.

Зарубежные специалисты выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к торговому предприятию такими типами будут:

реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;

освоение нового рынка;

внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;

организационно-управленческие новшества.

При принятии инвестиционных решений необходимо определить возможную прибыль, т.е. ожидаемую прибыль, которая служит измерителем целесообразности такого шага. Инвестиционные расходы бывают разными - это вложения в здания, оборудование, в товарные запасы и другие проекты, позволяющие добиться расширения и улучшения данного вила деятельности.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов могут быть использованы различные методы расчетов:

метод сравнения издержек;

метод сравнения прибылей;

метод сравнения рентабельности.

Рентабельность инвестиций рассчитывается по формуле:

,

где Ри - рентабельность инвестиций; СБП - среднегодовая брутто-прибыль (балансовая); Квл - капиталовложения.

Статистический расчет амортизации позволяет выявить на основе исчисленной прогнозной величины амортизации эффективность инвестиционных проектов, связанных с приобретением основных средств. Инвестиции считаются выгодными, если время амортизации вложенного основного капитала меньше общего срока эксплуатации основного капитала.

) использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка.

Предприятие, стремящееся получить все большую прибыль, должны использовать возможность ее получения при благоприятных условиях. Такие ситуации могут возникнуть в результате действия различных факторов внешнего характера или возникновения "неравновесия", которые порождены внешними обстоятельствами. Данные обстоятельства можно подразделить на следующие группы:

порожденные характером хозяйственной деятельности;

возникающие из-за существующей структуры рынка;

связанные с общехозяйственной конъюнктурой;

возникающие благодаря воздействию инфляции.

Фактором роста прибыли также является поддержание оптимального объема, состава и структуры активов, т.е. имущества, пассивов - финансовых ресурсов предприятия. Исходя из этого резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Финансовый результат от реализации иного имущества может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможностей получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры оказываются ненужными. Эта работа является направлением работы финансового менеджмента и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений предприятий должны быть результатом продуманной политики на основе достоверной оценки их эффективности. На этот счет имеется несколько рекомендаций:

хранение денег на депозитном счете (опыт работы белорусских предприятий показал, что такое размещение денег, несмотря на налоговое обложение, выгодно);

найти приемлемую возможность взаимодействия с финансовыми компаниями;

конвертация денег в твердую валюту;

активное использование возможностей трастовых и вексельных операций;

вложение "коротких денег" на небольшой срок в торговые сделки новых коммерческих структур, но только при наличии гарантии возврата долга;

покупка банковских векселей, ценных бумаг и др.

Достижение оптимального варианта распределения прибыли возможно при условии:

учета всех особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития;

обоснованного определения пропорций между той частью прибыли, которая отчисляется государству и той, которая остается у предприятия;

соблюдения пропорций между прибылью, направляемой собственником и остающейся у предприятия (учитывается финансовое положение предприятия, потребность в централизованных фондах);

обоснованного определения пропорций между распределением прибыли на накопление, потребление и выплату дивидендов;

недопущение нерационального использования средств на уплату штрафных санкций, уплату процентов по просроченным платежам;

недопущение фактов использования прибыли (особенно на потребление) в размерах ее превышающих, что ведет к иммобилизации денежных средств;


Заключение

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Прибыль состоит из двух составляющих. Первый компонент - доход от обычной хозяйственной деятельности предприятия. Второй компонент - потенциальная прибыль (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов. Кроме того, в систему прибылей и доходов входит прибыль от внереализационных операций.

Использование и распределение прибыли розничных торговых предприятий происходит по следующим направлениям: платежи в бюджет и внебюджетные фонды; формирование фондов накопления и потребления; благотворительные и другие цели. Для обеспечения роста прибыли в предприятиях розничной торговли необходимо осуществлять следующие меры:

содействовать реализации хорошо известных товаров;

разрабатывать и проводить в жизнь идеи по привлечению новых покупателей в магазины, постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента, повышать управляемость товарными запасами, проводить меры по ускорению товарооборачиваемости;

поощрять торговый персонал комиссионными и участием в прибыли;

анализировать состояние дел у конкурентов;

рационально использовать денежные потоки и др.

Улучшение использования и распределения прибыли заключается в установлении оптимальных пропорций при распределении ее:

между предприятием и государством;

между предприятием и собственником;

между предприятием и трудовым коллективом.

Литература

1. Закон Республик Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год".

. Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций".

. Закон Республики Беларусь "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)".

. Закон Республики Беларусь "О налоге на недвижимость".

. Закон Республики Беларусь "О предприятиях Республики Беларусь".

.О мерах по нормализации финансового положения предприятий и организаций торговли и общественного питания: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.10.1994г.№139// Собрание Указов Президента и Постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь-1994-№9.

. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Утверждены Министерством экономики Республики Беларусь26.01.98г.№19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.98 г. № 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.98 г. №3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.98 г. № 03-02-07/300. Зарегистрированы в Реестре государственной регистрации 11.02.98г. рег. № 2293/12 // Главный бухгалтер - 1998 - № 7 - с. 36-51.

. Об учете валовых доходов в торговле и общепите: Письмо учетно-финансового управления БКС от 14.11.94 г. N04-2/1.

. Рекомендации по распределению прибыли в системе потребительской кооперации в Республике Беларусь: Приложение к письму УФУ БКС от 23.01.98 г. № 08-1/12-15.

. Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям и организациям потребительской кооперации: Утверждены правлением Белкоопсоюза 24.03.98 г. № 09-2/01-22 // Главный бухгалтер - 1998 - № 18 - с. 7-8.

. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка. - Гомель: ГКИ, 1995.

. Валевич Р.П. Давыдова Т.А. Экономика торгового предприятия. - МН: Вышэйшая школа, 1996.

.Попов Е.М. Финансы и кредит в потребительской кооперации: Учебное пособие-Гомель: ГКИ, 1997.

. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова - М.: Финстатинформ, 1995.

. Финансовые расчеты предприятий: Справочник. Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Мн.: Выш.шк., 1993.

. Финансы: Учеб.пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

. Финансы предприятий: Учеб. пособие / Под общ. ред. Е.И. Бородиной. - М.: "Банки и биржи", 1995.

Похожие работы на - Формирование и использование прибыли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!