дешевых денег" в целях оживления производства
Дефицит государственного бюджета необходимо финансировать при помощи: денежной эмиссии; займы правительства у Центрального банка; займ у частного сектора экономики (облигации)
Налоговая инфляция: высокие налоги душат производство, сокращают производство товаров, сокращают предложение.
Монополия в экономике ведет к росту цен.
Внешнеэкономические факторы: колебания валютных курсов.
Антиинфляционная политика: с помощью эффективной денежной политики; стремиться к сокращению бюджетного дефицита, военных расходов.
. Активные операции коммерческих банков и их классификация
Активные операции - операции, в результате которых свободные денежные ресурсы банков целесообразно используются с целью получения доходов или обеспечения нормальной деятельности банка.
Основные виды активных операций, обеспечивающих банку получение доходов: кредитные; фондовые; расчётные (зачисление денег на счёт клиента); инвестиционные (вложение в акции и паи); комиссионные (операции от имени банка); гарантийные операции.
Активные операции, не приносящие банку доход, но необходимые для его нормального функционирования: наличные в кассах и хранилищах банка; обязательные резервы, депонированные ЦБ; остатки средств на корр. счетах; капитальные вложения в основные средства банк и др.
. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения средств
Пассивные операции - операции по увеличению ресурсов банка, которые затем позволяют выполнять операции с целью получения дохода банка. Они позволяют наращивать собственные средства банка и ресурсы, привлекаемые со стороны.
Это: операции накопления собственного капитала банка; операции привлечения заемных средств;
Регулятивный капитал - капитал, необходимый банку с позиции требований регулирующего органа;
Экономический капитал - необходимый для адекватного покрытия рисков конкретного банка.
Капитал банка наращивать за счет: дополнительные взносы в уставный капитал; прибыль банка, подтвержденная аудитом; привлечение субординированных кредитов.
Недепозитные источники привлечения средств: кредиты других банков на межбанковском рынке; кредиты ЦБ РФ; займы облигационные от физических и юридических лиц; привлечение средств от юридических и физических лиц посредством распространения банковских векселей, сберегательных и депозитных сертификатов, банковских карт.
. Виды ценных бумаг и финансовых инструментов
Финансовый инструмент - любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.
Ценная бумага - финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца к лицу, выпустившему такой документ.
Виды ценных бумаг:
Акция - получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Облигация - получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Вексель - удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя.
Депозитный сертификат - удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных процентов по вкладу
Чек - содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Коносамент - выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю.
Инвестиционный пай - удостоверяющая право ее собственника на долю в имуществе паевого фонда.
Варрант - выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене.
Жилищные сертификаты - право их владельцам требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств.
Закладная - право ее владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, и право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество.
Ипотечные ценные бумаги - выпущенные под залог объекта недвижимости и обеспеченные закладными.
Производные финансовые инструменты - финансовые инструменты, цены или условия которых базируются на соответствующих параметрах других финансовых инструментов, являющихся базовыми.
Форвардный контракт - соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем.
Фьючерс - форма форвардного контракта, разрешенного к заключению на бирже и имеющего вид стандартного биржевого договора купли-продажи (поставки) биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, согласованной сторонами сделки в момент ее заключения.
Своп - договор между двумя субъектами, на основе которого стороны обмениваются своими обязательствами: активами и (или) связанными с ними выплатами в течение фиксированного периода.
Опцион - не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям.
41. Участники рынка ценных бумаг. Основные операции на рынке
Участники рынка ценных бумаг - ф. и ю. лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.
Группы: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют деятельность: брокерскую; дилерскую; расчетно-клиринговую; депозитарную.
Эмитент - юридическое лицо несущие обязательства перед инвесторами ценных бумаг.
Инвестор - лицо, имеющее временно свободные средства и желающее вложить их для получения дополнительных доходов
Фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.
Брокер - совершает гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера.
Дилер - совершающий сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем.
Регистратор - организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр.
Депозитарий - организации, которые оказывают услуги по хранению ценных бумаг.
Расчетно-клиринговая - организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.
Организатор торговли - участник рынка, осуществляющий деятельность по организации торговли.
Операциями: эмиссия; размещение; купля-продажа; регистрация и перерегистрация владельцев; конвертация; траст (доверительное управление); клиринг; хранение; страхование;
. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними.
Государство выступает в качестве: инвестора; эмитента; участника; регулятора.
Система государственного регулирования: государственные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления: прямое; косвенное.
Прямое: установления обязательных требований; регистрации участников рынка и их ценных бумаг; обеспечения гласности и информированности; поддержания правопорядка на рынке.
К государственным органам регулирования рынка ценных бумаг в России относятся все органы государственной власти: Президент; Правительство; Дума; Министерство Финансов; Минэкономразвития; ЦБ; Федеральная антимонопольная служба.
43. Понятие инвестиционного проекта. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
Инвестиционный проект - последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении.
Критерии оценки инвестиционных проектов: основанные на дисконтированных оценках (фактор времени); основанные на учетных оценках.
. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование - совокупность методов и инструментов воздействия государства на инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования.
Формы регулирования: создания благоприятных условий (совершенствование налоговой системы, механизма амортизации, антимонополия); прямое участие государства в инвестиционной деятельности (разработка правил, размещения средств бюджета для финансирования проектов).
. Типы, принципы и этапы формирование инвестиционного портфеля. Доход и риск по портфелю
Инвестиционный портфель - совокупность финансовых инструментов и реальных инвестиционных проектов, позволяющая реализовать стратегию развития предприятия в соответствии с его экономическим потенциалом.
Цель формирования - обеспечение реализации стратегии развития предприятия путем подбора более надежных и эффективных инвестиционных вложений.
Виды: портфель реальных инвестиций; портфель финансовых инвестиций; смешанный инвестиционный портфель.
Этапы формирования портфеля реальных инвестиций: поиск инвестиционных возможностей; первичный отбор проектов; выбор главного критерия; проведение экспертизы.
Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций: определение инвестиционной стратегии; оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов; отбор финансовых инструментов; оценка параметров сформированного портфеля.
По характеру формирования инвестиционного дохода: портфель дохода (имеет высокие дивиденды); портфель роста (курсовая стоимость бумаг растет).
По уровню риска: агрессивный портфель; умеренный портфель; консервативный портфель.
По уровню ликвидности: высоколиквидный портфель; средне ликвидный; низколиквидный портфель.
. Бюджетная система, ее понятие, структура и принципы ее построения
Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
уровня: федеральный бюджет; бюджет субъектов; местный бюджет.
Бюджеты самостоятельны и не включены друг в друга.
Принципы функционирования: единство; разграничение доходов и расходов между уровнями; самостоятельности всех бюджетов; полнота отражения доходов и расходов; сбалансированность; эффективность и экономность; покрытие расходов; гласность; адресность и целевой характер.
. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
Финансово-бюджетный федерализм - разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в бюджетной сфере.
Принципы ФБФ: законодательное закрепление полномочий по расходам между органами власти всех уровней; обеспечение органов необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания расходов; прозрачность на всех уровнях.
Недостатки: зависимость региональных и местных бюджетов от нормативов; ограниченность налоговых полномочий региональных и местных органов; финансовая помощь регионам распределяется без четких процедур и расчетов; федеральный, региональный и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Принципы: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням БС; разграничения регулирующих доходов по уровням БС; равенство бюджетов субъектов.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена БС нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов Это трансферты, дотации, субвенции и субсидии.
. Состав доходов и расходов государственных и местных бюджетов
Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием в виде федерального закона.
Структура расходов: финансирование деятельности органов власти; функционирование федеральной судебной системы; международная деятельность; национальная оборона и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие НТП; гос. поддержка ж/д, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; ликвидация последствий ЧС; исследование и использование космического пространства; обслуживание и погашение государственного долга РФ.
Структура доходов: 97% налоги; доходы от использования имущества; штрафы.
. Государственный внутренний и внешний долг. Управление государственным долгом
Государственный долг - долговые обязательства государства, возникающие из государственных займов, договоров и соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий по обстоятельствам третьих лиц и других
Внутренний долг состоит из: задолженности прошлых лет; основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ; объема основного долга по кредитам, полученным РФ; объема по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученных РФ от бюджетов других уровней; объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.
Внешний долг состоит из: объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией; объема основного долга по полученным РФ кредитам.
Управление государственным кредитом - совокупность действий, связанной с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Регулирование долга: рефинансирование (погашение старой задолженности за счет нового займа); конверсия (изменение доходности займов, с целью снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолг); консолидация (изменение срока действия уже размещенных займов); унификация (объединение нескольких займов в один займ).
. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения и документальное оформление ее результатов
Инвентаризация - проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сравнения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году; их даты; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) определяется руководителем организации.
Обязательна: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении хищений, порчи; в случае стихийного бедствия, пожара; при реорганизации или ликвидации.
По полноте охвата: сплошные; выборочные.
По характеру проведения: обязательные; необязательные.
Производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии.
Излишки запасов, приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится в коммерческих организациях на финансовые результаты в дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 91-1 «Прочие доходы».
Недостачи и порча запасов списываются по их фактической себестоимости в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 10 «Материалы», кредиту счета 10, субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» или счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».
. Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью хозяйствующего субъекта
Бухгалтерская отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Состав: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к ним (отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств).
Внутренние пользователи: руководители организации; специалисты; служащие.
Внешние пользователи: акционеры; инвесторы; кредиторы; партнёры по бизнесу; налоговая; аудиторы; консультационные фирмы; эксперты.
Бухгалтерская отчетность служит исходной базой для принятия управленческих решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
С помощью бухгалтерской отчетности принимают решения по: краткосрочному и долгосрочному финансированию предприятия; стоимости и структуре капитала; эмиссии дополнительных пакетов акций; выплате дивидендов владельцам акций.
. Виды бухгалтерской отчетности организаций. Пользователи бухгалтерской информации
Бухгалтерская отчетность - единая система показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, об имущественном и финансовом положении организации и результатах их хозяйственной деятельности за отчетный период.
Статистическая отчетность характеризует отдельные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и составляется по данным статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.
Управленческая отчетность содержит информацию по важнейшим показателям финансово-хозяйственной деятельности организации и используется для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами. С
Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для финансовых целей. Она составляется в форме деклараций по видам платежей.
Внутренние пользователи: руководители организации; специалисты; служащие.
Внешние пользователи: акционеры; инвесторы; кредиторы; партнёры по бизнесу; налоговая; аудиторы; консультационные фирмы; эксперты.
. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Система нормативно-правового регулирования составляет 4 уровня нормативных документов:
Первый уровень - ФЗ от 30.12.2008 г. .№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет: понятие аудиторской деятельности, ее цель и способы осуществления; права и обязанности аудиторских организаций; понятие обязательного аудита и порядок его осуществления.
Второй уровень - Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ.
Третий уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, общеобязательные для субъектов аудиторской деятельности.
Четвертый уровень - Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
. Понятие аудиторской деятельности. Применение федеральных аудиторских стандартов в аудиторской практике
Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторские стандарты - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.
Стандарты аудита - это общие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок.
Применение стандартов аудита позволяет аудиторским организациям: полнее соблюдать требования стандартов аудиторской деятельности; сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков, обеспечить дополнительный контроль за работой аудиторов, других специалистов; содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии; обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска; детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Правила аудиторской деятельности: федеральные правила; внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях.
. Приемы анализа бухгалтерской отчетности: горизонтальный, вертикальный, трендовый и коэффициентный анализ
Горизонтальный анализ - сравнение показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов: простое сравнение; анализ с колебаниями других статей.
Вертикальный анализ - определение удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода.
Метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей.
. Факторный анализ изменения экономических показателей
Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Типы: детерминированный; стохастический; дедуктивный; индуктивный; одноступенчатый и многоступенчатый; статический и динамический; ретроспективный и перспективный.
Условия факторного анализа: все признаки должны быть количественными; число признаков должно быть в два раза больше числа переменных; выборка должна быть однородна; исходные переменные должны быть распределены симметрично.
Этапы факторного анализа: отбор факторов; классификация и систематизация факторов; моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями; расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя; практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
. Определение потребности в оборотном капитале. Показатели экономической эффективности использования оборотных средств
Важным условием правильного формирования и рационального использования оборотных фондов является нормирование расхода и запасов материальных ресурсов. Нормирование расхода материалов определяет плановую меру их производственного потребления.
Одной из причин образования сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей является недостаточная обоснованность норм и нормативов.
Запасы бывают: текущие, страховые (гарантийные), технологические (подготовительные), сезонные и транспортные. Они могут быть показаны в натуральном и денежном выражении, а также в днях запаса.
Оборачиваемость средств - продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Выражается в днях и оборотах.
. Анализ и управление затратами производства и себестоимостью продукции
Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Задачи анализа: оценка обоснованности плана по себестоимости; установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причины отклонения фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; анализ структуры затрат, постоянных и переменных затрат; выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Объекты анализа: полная себестоимость; затраты на рубль продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.
Факторы, влияющие на изменение затрат: объем выпуска продукции в целом по предприятию; её структура; уровень переменных затрат на единицу продукции; сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции; затраты на рубль продукции; затраты на сырьё и материалы.
. Анализ финансового состояния организации: экспресс-анализ и углубленный анализ
Цель: получение оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и динамики развития предприятия.
Этапы экспресс-анализа: просмотр отчета по формальным признакам ознакомление с заключением аудитора; оценка динамики статей; ознакомление с ключевыми индикаторами; формулирование выводов по результатам анализа.
Углубленный анализ: построение аналитических таблиц; детализированный анализ статей баланса; факторный анализ изменения показателей финансового состояния.
60. Анализ финансовых результатов организации. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
Внутренние факторы - факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска <#"justify">61. Система показателей рентабельности. Факторное моделирование показателей рентабельности активов
Рентабельность - прибыльность организации, выраженная отношением прибыли к величине затрат или капитала.
Факторный анализ рентабельности активов. Оценим взаимозависимость рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель формулы расчета коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализации, то мы получим следующее:
(Чистая прибыль : объём продаж) * (объём продаж : стоимость активов)
Это формула Дюпона. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов, а также показывает: значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; значение коэффициента реализованной продукции; возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.
Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости, или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации, скорости оборота активов, или же повысить оба эти показателя.
. Сущность и показатели деловой активности организации
Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов, устойчивость экономического роста.
Важный показатель дел. акт. - оборачиваемость - скорость превращения вложенных активов в деньги.
Внешние факторы оборачиваемости: отраслевая принадлежность, сфера деятельности, масштабы деятельности, инфляционные процессы, характер хозяйственных связей с партнерами.
Внутренние факторы: эффективность стратегии управления активами, ценовая политика предприятия, методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.
Показатели деловой активности: общие (ресурсоотдача, к. оборачиваемости мобильных средств, оборачиваемость ОС); показатели управления активами (к. оборачиваемости собств. капитала, материальных средств, дебиторской и кредиторской задолженности)
. Анализ эффективности управления собственным и заемным капиталом предприятия
Эффективность использования капитала - величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала.
Методы оценки эффективности использования: расчета рентабельности (продаж, собственного капитала, текущих активов, внеоборотных активов, инвестиций); анализ финансовых коэффициентов (платёжеспособности, оборачиваемости); оценка стоимости финансовых ресурсов (функционирующего, заёмного капитала); оценка структуры и движения капитала предприятия.
Рентабельность - прибыль, получаемая с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.
Анализ эффективности использования капитала: дескриптивные модели; структурный, динамические и коэффициентный анализ.
64. Налоговая система РФ. Виды налогов и сборов
Налог - обязательный, индивидуально платеж, взимаемый с организаций и физических лиц денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В РФ установлены виды налогов: федеральные, региональные, местные.
К федеральным налогам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
В НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые к отдельным видам налогов. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
65. Субъекты налоговых отношений: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты
Налогоплательщиками - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые органы - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Налогоплательщики имеют право: получать бесплатную информацию о действующих налогах; использовать налоговые льготы при наличии оснований на них; получать отсрочку и рассрочку; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Обязанности налогоплательщиков: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган налоговые декларации.
Права и обязанности налоговых агентов такие же, как у налогоплательщиков.
Налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять и перечислять налоги; сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов.
Налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика документы служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов; проводить налоговые проверки; взыскивать пени и штрафы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства; вести учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах; принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
. Классификация и методы признания доходов и расходов организаций для целей налогообложения
Налоговой базой для целей исчисления налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы (долевое участие, сдача в аренду).
НК РФ устанавливает следующий порядок признания доходов:
В целях исчисления налога на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Для доходов от реализации, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Для внереализационных доходов датой получения дохода признается: дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества; дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика;
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы подразделяются на связанные с производством и реализацией (амортизация, з/п), и внереализационные расходы.
По способу включения в налоговую базу расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые: материальные затраты; з/п; выполнения работ, услуг; амортизация.
Косвенные все иные расходы, за исключением внереализационных расходов.
67. Налог на прибыль организаций. Налогоплательщики. Объект, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления
Налог на прибыль организаций - прямой федеральный налог, начисляемый на прибыль организации (20%).
Плательщики налога на прибыль: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом для российских организаций признается прибыль. Прибылью признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Налоговым периодом является календарный год.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Н = налогооблагаемая база * ставка налога.
Обязанность по исчислению налога на прибыль возложена на налогоплательщика. Он исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
К доходам для целей налогообложения прибыли относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
Доход от реализации выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Внереализационные доходы: от долевого участия в других организациях; от сдачи имущества в аренду.
68. Налог на добавленную стоимость. Налогоплательщики. Объекты налогообложения, налоговая база, порядок исчисления
НДС - главный федеральный, косвенный налог, который обеспечивает более 25 % всех налоговых поступлений. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.
Добавленная стоимость - разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налогоплательщики: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Объект: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им товаров (работ, услуг).
Налоговый период 1 квартал.
При исчислении НДС используется основная ставка - 18%, 10%, 0%. 0% реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. 10% товары первой необходимости, товары для детей, медицинские товары.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки; день оплаты.
. Налог на имущество предприятий. Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Налоговая база. Порядок исчисления
Региональный налог. Ставка не выше 2,2%.
Объектом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Не признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования; имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Среднегодовая стоимость имущества: сумма остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца + сумма на 31-е число последнего месяца налогового периода делённая на количество месяцев в налоговом периоде+1. Налоговый период - 1 год.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по налогу и налоговую декларацию не позднее 30 дней с даты окончания отчётного периода. Налоговая декларация по итогом года не позднее 30 марта.
. Страховые взносы в социальные фонды. Порядок начисления и уплаты
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника.
Тариф страхового взноса: Пенсионный фонд РФ - 22%; Фонд социального страхования РФ - 2,9%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
Для индивидуальных предпринимателей стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание по страховым взносам в установленном порядке.
Не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия; единовременная материальная помощь: из-за стихийного бедствия, на ребёнка (не более 50к), стоимость отдыха работникам Крайнего Севера, стоимость форменной одежды.