Роль США в освобождении Кореи от японского колониального господства и последующего раздела Кореи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль США в освобождении Кореи от японского колониального господства и последующего раздела Кореи

Оглавление

Введение

. Процесс подготовки США к освобождению Кореи от японского колониального господства

.1 Причины вступления Соединенных Штатов Америки во Вторую Мировую войну

.2 Поиск союзников

.3 Вступление СССР в войну против Японии

. Проект «38 параллель северной широты»

.1 Причины создания проекта «38 параллель северной широты»

.2 Суть проекта «38 параллель северной широты»

. Действия американской армии в ходе освобождения Кореи

. Политика США в Корее в 1945-1948 годах. Первые шаги на пути создания Республики Корея

4.1 Действия американской военной администрации

.2 Образование Республики Корея

Заключение

Список использованных литературы и источников

Введение

Сложные взаимоотношения между двумя независимыми государствами Корейского полуострова являются препятствием на пути поддержании стабильности и безопасности Северо-Восточной Азии. Несмотря на то, что оба государства привержены идее воссоздания национального единства, их концепции имеют существенные расхождения. Север и Юг ведут жесткие противоборства за право единолично представлять интересы корейской нации.

Корейский вопрос в середине XX века, прочно занимал приоритетное место в азиатской политике многих государств, в том числе и США, и в своем развитии прошел через разнообразные по форме и содержанию этапы. Однако до сих пор он остается трудной и сложной для решения проблемой.

США играют ведущую роль в современном мире. Их важнейшей задачей является военно-силовое обеспечение своих лидирующих позиций на международной арене. Именно поэтому военно-политические союзы с другими государствами имеют столь огромное значение. По этой причине крайне важным для США являлось решение корейской проблемы, в том числе и освобождение Кореи от японских колониальных захватчиков.

Актуальность данной работы обуславливается следующим:

Корейский народ - единственный народ, который разделен на два государства, каждое из которых негативно настроено к своему соседу. Выяснив причины, породившие данную ситуацию, можно будет объяснить и попытаться разрешить проблему напряженных взаимоотношений между двумя странами.

И участие России в решении данного вопроса будет иметь огромное значение для практики ведения дальнейшей политики Российского государства, анализа и изучения зарубежного опыта. Это приобретает еще большую важность, когда речь идет о Соединенных Штатах Америки, которые являются крупнейшей военной державой мира, во многом определяющей направления дальнейшего развития военно-политической ситуации в мире.

Необходимостью повысить внимание руководства нашей страны к исторически сложившимся проблемам Корейского полуострова. Так как развитие этой ситуации затрагивает интересы Российской Федерации.

На данный момент существует большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных проблеме отношений Японии и Кореи, вопросу их неравноправного взаимодействия на протяжении многих лет, а также участию в этих процессах следующих держав: США, СССР (России) и КНР. Но проблема ранних отношений Кореи и США (конкретно освободительной политики США), рассматриваемая в данной работе, несмотря на свою актуальность, освещена в гораздо меньшей степени. Некоторые авторы, например Толорая Г. Д. в своей работе «Республика Корея» лишь касались в своих исследованиях, выходивших в разные годы, некоторых отдельных аспектов роли и места США в освобождении и дальнейшей политике Южной Кореи. И написано сравнительно небольшое количество работ, описывающих целостную картину развития отношений этих стран в данный период.

Объектом исследования является государство Корея.

Предметом исследования является поведение Соединенных Штатов Америки.

Целью данного исследования является рассмотрение роли США в освобождении Кореи от японского колониального господства и последующего раздела Кореи.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Определить роль, которую отводят США в своей внешней политике Корее и Корейскому полуострову в целом в период Второй Мировой войны и цели, которые Соединенные Штаты преследовали при построении отношений с Кореей и другими державами, имеющими геополитический интерес в данном регионе.

2.Подробно рассмотреть все аспекты подготовительного этапа Соединенных Штатов Америки к освобождению Кореи от японского колониального господства.

3.Изучить процесс освобождения Кореи военными формированиями США.

.Показать влияние политики США на обстановку в регионе и в мире.

.Изучить процесс влияния американской военной администрации и представителей Соединенных Штатов Америки на еще несформировавшуюся корейскую политическую систему с целью образования государства лояльного к США.

В данной работе рассматривались процессы, происходящие на территории Тихого океана, Манчжурии, Японии, Северной и Южной Кореи, что обуславливается темой исследования.

Работа охватывает период с вступления Соединенных Штатов Америки во Вторую Мировую войну года (1941 год) и до образования Корейской Республики (1948 год).

америка корея война

1.Процесс подготовки США к освобождению Кореи от японского колониального господства

1.1 Причины вступления Соединенных Штатов Америки во Вторую Мировую войну

США, которые совершали вооруженную интервенцию против феодальной Кореи с 60-х годов XIX в., 22 мая 1882 г. заключили с феодальной Кореей «корейско-американский договор». В его 1-й статье было зафиксировано: обе стороны должны помогать друг другу в случае, если другие страны спровоцируют неравноправный и оскорбительный инцидент [13, с. 128]. Однако США, идя наперекор условиям и обязательствам «корейско-американского договора», вступили в сговор с Японией, претендовавшей на господство над феодальной Кореей, совершив тем самым вероломную акцию, вследствие чего Корея стала японской колонией. Тайное соглашение, заключенное 29 июля 1905 г. в Токио между военным министром США У. Тафтом и премьер-министром Японии Кацурой, как нельзя лучше показывает истинное лицо США, которые за кулисами «корейско-американского договора» использовали Корею в качестве жертвы для достижения своих интересов [1, с. 2].

Однако сговор между США и Японией принес прямо противоположный результат. Япония стремилась к созданию «сферы совместного процветания в Великой Восточной Азии». 8 декабря 1941 г. она совершила внезапное нападение на Пёрл-Харбор - базу ВМС США на Гавайских островах [6, с. 18]. По этой причине начались тихоокеанские кампании. В январе 1942 г. Япония расторгла все договоры, заключенные с США, предприняла наступательную операцию на Филиппинах и захватила эти острова, несмотря на то, что по «соглашению Кацуры-Тафта» она гарантировала Соединенным Штатам превращение Филиппин в их колонию. Итак, отношения между США и Японией вылились в «горячую» войну, что заставило США пересмотреть свою стратегию: в соответствии с новой ситуацией они были вынуждены изменить политику в отношении Кореи, которую ранее признали колонией Японии. До той поры США считали Корею одной из составных частей японской империи, но, в отличие от такой прежней позиции, им пришлось теперь «признавать» независимость Кореи, исходя из своей враждебности в отношении Японии.

С 22 по 27 ноября 1943 г. США провели в Египте переговоры с У. Черчиллем и Чан Кайши, в результате которых была опубликована Каирская декларация. В ней «выражалась готовность оказывать беспощадный нажим на варварскую враждебную страну (т.е. Японию)», а в отношении корейского вопроса отмечалось: «Вышеупомянутые три державы, принимая во внимание рабское положение корейского народа, полны решимости сделать Корею свободным и независимым государством через соответствующие процедуры» [12, с. 402].

1.2 Поиск союзников

Другого выхода у США, которые слишком поздно поняли, что признание ими Кореи колонией Японии привело только к усилению военной истерии Токио, не было. Однако, хотя Каирская декларация и была принята, на деле разгромить Японию силами одних США было трудно. К тому времени Япония, захватив Индонезию, Филиппины и почти все другие страны и острова в южной части Тихого океана, стала еще сильнее угрожать США, в ноябре 1943 г. еще более конкретизировав свой план создания «сферы совместного процветания в Великой Восточной Азии». США считали, что военный потенциал Японии еще огромен, и предполагали, что даже после поражения фашистской Германии война на тихоокеанском театре военных действий продлится еще несколько лет. Исходя из этого, они намеревались в войне с Японией использовать военную мощь СССР [1, с. 4].

После нападения Японии на Пёрл-Харбор США через советского посла в Вашингтоне обратились к Советскому Союзу с просьбой принять участие в войне против Японии.

Хотя в то время США и считали антикоммунизм стержнем всех своих политических установок, все равно находились в союзнических отношениях с Советским Союзом, социалистической страной. Однако, почему, спрашивается, они столь обостренно реагировали на ситуацию вокруг Кореи? Очевидно потому, что нигде на азиатском материке США тогда еще не нашли себе опору.

На Тегеранской конференции, проходившей в ноябре 1943 г., президент США Рузвельт, обращаясь к И. В. Сталину с просьбой принять участие в войне против Японии, предложил создать на советском Дальнем Востоке авиабазу, где можно было бы разместить 1000 американских бомбардировщиков.

Это предложение было отвергнуто Сталиным. В таких условиях вопросу о заполучении Корейского полуострова в качестве своего плацдарма США придавали чрезвычайно важное значение.

Если иметь на Корейском полуострове аэродромы для базирования тактической авиации, то с военной точки зрения это значит, что все районы Дальнего Востока окажутся в радиусе ее действия. Действительно, Корея была очень важна в военно-стратегическом отношении [1, с. 12].

В свете таких оценок США Корея входила в сферу оперативных действий сторон союзных войск.

Что касается обстановки того времени, то это были дни, когда германские войска находились на подступах к Москве. Поэтому Советский Союз бросил все свои силы на войну с главным противником, Германией. В этих условиях он отказался от предложения США.

Позже, Соединенные Штаты Америки еще не раз обращались к СССР с той же просьбой - вступить в войну против Японии, но Советский Союз не мог официально заявить о своей позиции в вопросе независимости Кореи от Японии. Это было понятно, поскольку тогда он воевал с Германией в Европе, и ему пришлось соблюдать пакт о нейтралитете, заключенный раньше с Японией с целью гарантировать безопасность своих восточных границ.

После тяжелой десантной операции американских войск на Окинаве США стали придавать еще большее значение участию Советского Союза в войне с Японией.

Формально США вступили в антифашистскую коалицию, но на самом деле стояли на двурушнических позициях: они не поддерживали освободительную борьбу народов против всяких форм угнетения, включая фашизм.

Наглядным доказательством тому служит заявление тогдашнего сенатора США Г. Трумэна. Он говорил: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают друг друга как можно больше» [4, с. 81].

Исходя из такой позиции, США медлили с выполнением своего обещания об открытии «второго фронта» в западной части Европы, данного Советскому Союзу.

Однако, чтобы ускорить участие Советского Союза в войне с Японией, США сосредоточили свои усилия на перевозке американских военных материалов в советское Приморье. В мае 1945 г. их объем достиг рекордного уровня за весь период второй мировой войны.

1.3 Вступление СССР в войну против Японии

Во второй половине 1944 г. Советский Союз, предвидя свою вероятную победу в войне с Германией, выразил намерение участвовать в войне против Японии. В середине декабря 1944 г. в качестве условия своего участия в войне против Японии он выдвинул возвращение ему отнятых Японией в 1904 г. у России южной части Сахалина и Курильских островов.

В январе 1945 г. комитет начальников штабов вооруженных сил США представил президенту США Ф. Д. Рузвельту меморандум, в котором говорилось: «Для оказания максимальной помощи нашей тихоокеанской операции настоятельно необходимо, чтобы как можно скорее участвовала Россия в войне с Японией» [10, с. 396].

Итак, 11 февраля 1945 г. в Ялте было заключено тайное соглашение между руководителями трех стран - СССР, США и Великобритании по вопросу участия СССР в войне с Японией.

В соглашении СССР подтвердил, что не позже 2 - 3 месяцев после капитуляции Германии он вступит в войну против Японии. Таким образом, участие СССР в войне с Японией было окончательно решено.

После принятия решения на Ялтинской конференции руководителями трех государств, СССР по-настоящему начал подготовку к войне против Японии. 5 апреля 1945 г. министр иностранных дел СССР вручил японскому послу в Москве ноту, в которой было объявлено о денонсации пакта о нейтралитете между СССР и Японией, заключенного четыре года назад. В своей ноте СССР отмечал: «Пакт о нейтралитете между СССР и Японией потерял смысл, и продление его стало невозможным».

В результате отношения нейтралитета между СССР и Японией прекратились и были созданы условия, позволяющие сторонам войти в любое время в состояние войны. Позже, 8 августа 1945 г., министр иностранных дел СССР В. М. Молотов вызвал посла Японии в Москве и передал ему заявление советского правительства о войне против Японии. В нем говорилось: «Правительство СССР заявляет, что с завтрашнего дня, т. е. 9 августа, Советский Союз вступает в состояние войны против Японии».

Спустя два часа, в ноль часов 9 августа 1945 г. (по местному времени на Забайкальском фронте) советские войска под командованием главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке маршала Советского Союза А. М. Василевского начали генеральное наступление на Маньчжурию.

Для Соединенных Штатов Америки, претендовавших на монопольное господство над Кореей, не говоря уже об основной территории Японии, это было весьма неблагоприятным фактором. Американцы опасались, что участие СССР в войне с Японией приведет к увеличению его влияния и права на участие в послевоенном решении азиатского вопроса. Поэтому в вопросе участия Советского Союза в войне против Японии Соединенные Штаты Америки заняли противоречивую, двойственную позицию: в военном плане они активно требовали от СССР вступить в войну против Японии, но вместе с тем пытались отстранить его от участия в политическом решении послевоенных вопросов [7, с. 43].

Поражение Японии было вопросом времени. 15 августа, император Японии Хирохито объявил по радио о безоговорочной капитуляции.

Итак, военная ситуация круто изменилась. В этих обстоятельствах США пришлось очень спешить.

2. Проект «38 параллель северной широты»

2.1 Причины создания проекта «38 параллель северной широты»

В то время как Советская Армия провела свою операцию в северном пограничном районе Кореи, американские войска находились еще далеко отсюда, в южном регионе Тихого океана.

Госсекретарь США Бирнс настоял на том, что Соединенные Штаты Америки должны принять капитуляцию японской армии во всей Корее [9, с. 317]. Специальный посланник Трумэна, который побывал в Москве, и американский посол в СССР также обратились к президенту США Г. Трумэну и Государственному департаменту со своими соображениями, считая, что американские войска должны немедленно высадиться в Корее и Маньчжурии, чтобы принять капитуляцию японской армии.

Однако у Соединенных Штатов Америки не было ни вооруженных сил, которые можно было бы направить на Корейский полуостров, ни необходимого времени, чтобы противостоять наступлению КНРА и Советской Армии на юг [8, с. 433-434].

Вспоминая о тех временах, Трумэн писал: «Мы не имели там своих вооруженных сил и не располагали кораблями для переброски туда сухопутных войск, за исключением некоторого района южной части полуострова. Государственный департамент настоял на том, что США должны принять капитуляцию японской армии во всей Корее. Однако если не идти на риск для безопасности десантных частей, времени для переброски вооруженных сил в Северную Корею не было» [9, с. 219].

Как признался Трумэн, в такой обстановке он отдал комиссии трех министерств - Государственного департамента, министерств армии и военно-морских сил, приказ: найти способ, позволяющий предпринять «наступление на Север без сопротивления» и овладеть хотя бы частью Кореи. Согласно этому приказу комиссия 10 августа подготовила план проведения на Корейском полуострове линии раздела и создания предлога для размещения в Корее американских войск.

До 15 августа эта комиссия несколько раз заседала. Главным из вопросов, обсуждавшихся на заседании, было: кто будет разоружать японскую армию в Корее и самой Японии.

В изменившейся обстановке вопрос сепаратной оккупации Японии Соединенными Штатами уже был почти предрешен. Поэтому на заседании обсуждались главным образом меры, которые касались Корейского полуострова. Суть вопроса заключалась в следующем: признать всю территорию Кореи как оперативную зону Советской Армии или нет.

Таким образом, ночью 10 августа 1945 г., используя мелкомасштабную карту Дальнего Востока, был наспех сочинен вариант «38-я параллель северной широты», что теперь делит Корейский полуостров надвое.

Соединенные Штаты Америки имели тогда одно основание рассчитывать, что им под силу заставить советскую сторону признать вариант «38-я параллель северной широты». Дело в том, что тогда именно по 38-й параллели были разделены зоны командования оккупационными японскими войсками в Корее.

Проект «38-й параллели северной широты», сфабрикованный с таким «обоснованием», прошел изучение в Министерстве армии США и был представлен на рассмотрение министра армии и госсекретаря, а 13 и 14 августа был рассмотрен и проанализирован в военном отношении в комитете начальников штабов США.

августа комиссия трех министерств утвердила этот проект, и в тот же день Трумэн дал свое согласие на его осуществление.

августа, в день капитуляции Японии, Соединенные Штаты Америки передали советской стороне проект приказа о рубежах принятия капитуляции японской армии. Советское правительство ознакомилось с этим проектом и дало принципиальное согласие на него [1, с. 11].

Согласно этой договоренности советские и американские войска приступили к проведению операции. На территории Кореи севернее 38-й параллели были дислоцированы передовые части советской 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта, а на территории страны южнее 38-й параллели - 24-й корпус американской армии.

В результате Корея оказалась разделенной на две части, что положило начало ее расколу, продолжающемуся до сих пор, т. е. более полувека.

2.2 Суть проекта «38 параллель северной широты»

Когда наступил исторический момент возрождения Кореи Корейской Народно-революционной армией и Советской Армией, Соединенные Штаты Америки не могли допустить, чтобы корейский вопрос был решен коммунистами. Исходя из этого, они и избрали в качестве заградительной линии вариант «38-й параллели северной широты».

Макартур, верховный главнокомандующий 24-ого корпуса американской армии, был глубоко уверен в том, что, «если не будет остановлено наступление коммунизма на Дальнем Востоке, то оккупация двух регионов - Европы и Азии - не будет возможна» [3, с. 186].

Вот почему разоружение японской армии было проведено не на территории Японии, а на территории Кореи, причем не корейским народом, а войсками двух стран - СССР и США.

Другая причина того, что Соединенные Штаты Америки проявили особый интерес в отношении Кореи, заключалась в их намерении использовать ее в качестве разменной монеты в торговле вокруг сепаратной оккупации Японии американцами.

Американцы предвидели, что СССР решительно выступит против односторонней оккупации Японии Соединенными Штатами, потому что, будучи страной-победительницей в войне с Японией, он имеет законное право на участие в оккупации Японии и в послевоенном управлении ею.

Исходя из этого, американцы строили свой расчет на то, чтобы определить «38-ю параллель северной широты» как линию раздела Кореи, а если СССР будет упорно выступать против сепаратной оккупации Японии американскими войсками, уступить ему «38-ю параллель» в Корее и взамен получить согласие на сепаратную оккупацию Японии. Как видно, «38-я параллель северной широты», предложенная США, была для них в противоборстве с Советским Союзом своего рода предметом торга для достижения своей цели - односторонней оккупации Японии.

Как ясно из вышеизложенного, «38-я параллель северной широты» в Корее - это не просто рубеж ответственности за зону разоружения, а продукт политики США в отношении Кореи [1, с. 15].

3. Действия американской армии в ходе освобождения Кореи

Для того чтобы освободить Корею от японского колониального господства, США требовалось решить две большие задачи: 1) выдворить японские войска и колониальную администрацию с территории самой Кореи, а также с прилегающей к ней территории Китая; 2) разгромить империалистическую Японию.

Соединенные Штаты Америки, вступившие в войну с Японией еще в 1941 г., очевидно, считали своей основной миссией выполнение второй задачи. Перелом в пользу США в Тихоокеанской войне произошел в мае 1943 г. с началом военной операции на Алеутских островах. Однако боевые действия войск США на суше были не такими успешными, как на море или в воздухе. Например, американским войскам понадобилось целых 10 месяцев для того, чтобы в июле 1945 г. освободить Филиппины. Разгром Японии без участия соседнего СССР, имевшего колоссальный опыт ведения боевых операций на суше, представлялся невозможным [2, с. 298].

Стоит упомянуть, что 6 августа 1945 г. Американский бомбардировщик «Б-29» сбросил на японский город Хиросиму первую атомную бомбу. Тем самым Соединенные Штаты Америки хотели продемонстрировать «решающую роль» США в войне с Японией и занять доминирующее место в решении послевоенного устройства Азии. Но Япония после этой атомной бомбардировки прислала правительству США при посредничестве Швейцарии ноту, в которой заявила о своем отказе от требований Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции.

Как отмечал премьер-министр Великобритании У. Черчилль, «если считать, что судьба Японии была решена атомной бомбой, то это будет ошибкой».

августа 1945 г. в рамках обязательств перед союзниками по антигитлеровской коалиции, как уже известно, Советский Союз объявил о вступлении в войну с Японией. Основными направлениями удара Красной армии были определены Северо-Восточный Китай, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова.

После проведения ряда успешных военных операций, уже к 25 августа 1945 г. было завершено разоружение японских войск в северной части Кореи, а к началу сентября части 25-й армии вышли к 38-й параллели [5, с. 11].

В эти же дни генерал Макартур, верховный командующий союзными войсками, издал «общий приказ №1», в котором говорилось: японские войска, находящиеся в Маньчжурии, на территории Кореи севернее 38-й параллели, на Сахалине и Курильских островах, должны сдаться главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке, а японские войска, находящиеся на основной территории Японии и на прилегающих к ней многочисленных малых островах, а также на территории Кореи южнее 38-й параллели и на Филиппинских островах, - командующему сухопутными войсками США в тихоокеанском регионе [13, с. 352].

Корея была освобождена. В кровопролитных боях 25-я армия понесла большие потери: ее общие потери на Дальнем Востоке составили 4717 человек, из них около 1500 - убитыми. День 15 августа считается в Корее Днем освобождения.

Американские войска не только не принимали непосредственного участия в освобождении Кореи (хотя опосредованная роль США в освобождении Кореи бесспорна: Соединенные Штаты Америки принимали самое активное участие в разгроме милитаристской Японской империи, а значит - и в разрушении японской колониальной системы), но, напротив, уже после начала боевых действий советской армии они ставили минные заграждения у корейских портов, что затрудняло ведение боевых операций. Американцы высадили свои войска в Японии только 28 августа и через несколько дней, 2 сентября, на линкоре «Миссури», стоявшем в Токийском заливе, представители союзных держав подписали акт о безоговорочной капитуляции Японии. Войска США были введены в Корею уже после поражения Японии. Поэтому их высадка, начавшаяся в Инчхоне 8 сентября 1945 г., не преследовала целей «принятия капитуляции» или «освобождения». Главной задачей этой операции было помешать тому, чтобы советские войска заняли всю территорию Кореи.

Так началась история более чем полувекового разделения Кореи. Место японской колониальной администрации на короткое время заняли представители союзных войск.

4. Политика США в Корее в 1945-1948 годах. Первые шаги на пути создания Республики Корея

4.1 Действия американской военной администрации

Американские войска во главе с генералом Д. Р. Ходжем, начавшие высадку на корейскую землю 8 сентября 1945 г., не признали местных общественных и политических организаций. Поэтому для поддержания порядка на оккупированных территориях в первые дни была сохранена старая японская колониальная администрация.

Некоторые из первых мероприятий американской военной администрации в южной части Корейского полуострова по форме выглядели идентичными мероприятиям советской военной администрации. В сентябре 1945 г. для обеспечения порядка при отсутствии местных органов власти был создан аппарат Американской военной администрации (АВА) во главе с генералом А. Арнольдом. Корейские провинции возглавили американские военные губернаторы. Однако имелись и заметные отличия. Американцы сохранили все колониальные законы и объявили АВА единственным полномочным правительством. Подобные шаги объясняются тем, что на первых порах американские власти не представляли, какую политику следует проводить в Корее. При этом американцы не позволили представителям местной политической элиты самостоятельно определить путь дальнейшего развития. Управление Кореей со стороны АВА фактически означало закрепление статус-кво для того, чтобы выиграть время и лучше разобраться в том, какой было бы выгодно иметь Корею [2, с. 313].

Вскоре, 16 октября 1945 г., на американском военном самолете из США в Южную Корею прибыл «отец» корейского народа Ли Сынман, который действительно пользовался популярностью среди корейцев как борец за независимость страны. Ли Сынман, проживший почти две трети своей жизни в США, был лучшим кандидатом на должность лояльного США правителя, который в то же время мог получить поддержку в народе. Американские военные власти устроили Ли Сынману торжественный прием.

С ноября месяца АВА стала издавать приказы, согласно которым контроль над экономикой страны переходил в ее руки. Так был издан приказ № 5, по которому в ведение АВА передавались запасы всех складов, принадлежавших японцам. Приказом № 33 АВА объявлялась владельцем всех японских предприятий, земель и прочего имущества. Приказ № 39 вводил американскую монополию на внешнюю торговлю. Одновременно американская администрация проводила ряд мер, препятствовавших развитию корейской тяжелой промышленности, за исключением горнодобывающей, продукцию которой планировалось импортировать в Соединенные Штаты Америки. Приказ №28 положил начало созданию военного ведомства, в котором были учреждены департаменты сухопутных и военно-морских сил. Они занялись организацией корейской полиции и службы береговой охраны, что впоследствии послужило основой для создания южнокорейской армии. Тогда же американская администрация приступила к обучению южнокорейского армейского состава, частью - в Корее, частью - в США [11, с. 234-256].

4.2 Образование Республики Корея

Таким образом, Соединенные Штаты Америки готовили почву для образования корейского правительства, лояльного США. То, что у США поначалу не было планов создания сепаратного государства на юге Кореи, доказывается фактом участия в работе Совместной советско-американской комиссии. И только Ли Сынман практически сразу стал выступать с инициативой создания сепаратного южнокорейского государства. Впервые он громко заявил о своих намерениях в речи на митинге 3 июня 1946 г. С принятием в США в начале 1947 г. курса на борьбу с мировым коммунизмом, Ли Сынман смог добиться поддержки своих идей в США.

Несмотря на протесты населения, проамериканская правящая верхушка решила форсировать события. 10 мая 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Конституционное собрание. По вопросу принятия Конституции развернулись жаркие дебаты. Однако Ли Сынману удалось провести свой вариант, по которому Южная Корея становилась президентской республикой. Верховным органом власти должен был стать однопалатный парламент, который избирал президента. Конституция была обнародована 17 июля 1948 г., а 15 августа 1948 г., в третью годовщину освобождения страны, было официально объявлено о создании к югу от 38-й параллели нового государства - Республика Корея.

Создание в южной части Корейского полуострова лояльного США капиталистического государства не успокоило американские власти. Слишком велико было недовольство всего корейского народа. Поэтому американцы вывели свои войска из Южной Кореи лишь к 29 июня 1949 г., через полгода после вывода советских войск из Северной Кореи, оставив 500 человек военных советников.

Большинство корейских политических лидеров, как находившихся в Корее в последние годы японской колонизации, так и вернувшихся из эмиграции, видели будущее Кореи совсем иначе. Раздел Кореи на две части и создание двух враждующих государств произошли вопреки воле большинства. Не случайно в первой Конституции КНДР 1948 г. столицей государства значился Сеул [2, с. 323].

Заключение

Безусловно, роль, которую США отводили освобождению Кореи от японского колониального господства, велика по нескольким причинам.

Во-первых, срочно возникшая необходимость вести войну против Японии, вынудила Соединенные Штаты Америки искать себе союзников. И вступление в антифашистскую коалицию под предлогом движения за независимость порабощенных народов было идеальным шансом, чтобы заручиться помощью союзных войск и выступить против Японии.

Во-вторых, Корея являлась отличным плацдармом в Юго-Восточной Азии для ведения идеологической борьбы против коммунизма и распространения своего влияния на соседние регионы (в частности на Дальний Восток).

Тщательно спланированная подготовка к предстоящим действиям на Корейском полуострове позволила США стать хозяевами положения и диктовать свои условия остальным заинтересованным державам и государствам.

В ходе проведенных военных операций, США добились поставленных целей - они не позволили СССР полностью поглотить Корейский полуостров в сферу своего влияния, смогли укрепиться в Юго-Восточной Азии и даже создать проамериканское государство.

Помимо этого Соединённым Штатам предоставлялось право располагать на южнокорейской территории свои сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы, что увеличивало их роль в ведении политических действий в данном регионе.

Освобождение Кореи от японского колониального господства и образование проамериканского государства в Юго-Восточной Азии сильно повлияло на международную обстановку 40-50-х годов. Оно было призвано показать всему миру, что внешнеполитические устремления Соединенных Штатов Америки имеют первоочередное значение в данном регионе и то, что любая страна может стать геополитической целью для более сильных государств, пытающихся поделить между собой мир или достигнуть мирового господства.

По вине США и южнокорейских правителей Корея осталась разделённой, а Корейский полуостров превратился в очаг постоянно тлеющей конфликтности, неоднократно приводившей к обострению международной напряжённости на Дальнем Востоке.

Неудачные попытки объединения корейского народа привели к прямому агрессивному противоборству двух идеологий. В целом, возникшая Корейская война закончилась восстановлением существовавшего до начала военных действий положения, что, разумеется, не несет в себе никаких положительных оттенков.

Таким образом, создание лояльного США государства представляло собой взаимовыгодную сделку: в обмен на обязательство охранять Южную Корею от «коммунистического вторжения» США получили возможность создать на её территории свои военные базы. Этим договором США закрепляли принадлежность Южной Кореи к системе мирового капитализма и, превращая свою военно-стратегическую базу, делали орудием своей политики на Дальнем Востоке.

Список использованных литературы и источников

1.Гван, Ан Чхоль. Корейский вопрос и американские войска в Южной Корее / Ан Чхоль Гван. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 2003. - 146 с.

2.Курбанов, С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX в / С.О. Курбанов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 628 с.

.Макартур, Дуглас. Воспоминание об оккупационной дипломатии в отношении Японии» / Дуглас Макартур. - США: Изд-во Военно-морской института, 2001. - 472 с.

.Международные отношения на Дальнем Востоке (1870 - 1945 гг.). К. 2 / под ред. Е.М. Жукова. - М.: Мысль, 1953. - 793 с.

.Петухов, В. И. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи / В.И. Петухов. - М.: Наука, 1987. - 236 с.

.Пёрл-Харбор / под ред. Н. Аничкина. - М.: Эксмо, 2010. - 496 с.

.Тихомиров, В. Д. Корейская проблема и международные факторы (1945 г. - начало 80-х годов) / В.Д. Тихомиров. - М.: Восточная литература, 1998. - 279 с.

.Трумэн, Гарри. Мемуары. Т.1. / Гарри Трумэн. - Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1956.

.Трумэн, Гарри. Мемуары. Т.2. / Гарри Трумэн. - Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1956.

.США. Архив государственного департамента США «Конференции на Мальте и в Ялте, 1945». - США, 1955.

.США. Неофициальный список документов из военных архивов США «Американская военная администрация в Корее». - США, 1985.

.США. Неофициальный список документов из военных архивов США «Дипломатические документы о внешних сношениях США. Конференции в Каире и Тегеране, 1943». - США, 1961.

Похожие работы на - Роль США в освобождении Кореи от японского колониального господства и последующего раздела Кореи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!