Финансовая система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система Российской Федерации














"Финансовая система Российской Федерации"

Введение

финансовый рыночный экономика

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

недостаточные темпы развития экономики;

диспропорции развития экономической системы;

отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Известно определение: «финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта[1].

Тема курсовой работы очень актуальна для сегодняшнего дня, так как надежная финансовая система является стержнем в развитии и функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в государстве. Эта система - основа, мобилизующая и распределяющая сбережения общества и облегчающая его повседневные операции. Рыночная экономика, функционирующая в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, но самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике Российской Федерации и тенденции ее развития.

Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

выявление основных функций;

раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

рассмотрение состояния и развития финансовой системы за последние года.

1.Сущность и структура финансовой системы

.1 Понятие и функции финансовой системы

Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.

Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

Финансовая система в рамках определенной страны включает в себя:

государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;

подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг[1].

Существует целый ряд причин, исходя из которых, в разных странах финансовые институты значительно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом, культурном и политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течении определенного времени, то есть подлежат изменению. Функции в финансовых институтах могут значительно изменяться, а так же расширяться.

Анализируя главную функцию финансовой системы, заключающуюся в эффективном распределении финансовых ресурсов, на наиболее общем уровне можно говорить о шести базовых или ключевых функциях этой системы:

Обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие.

Обеспечение способов управления риском.

Обеспечение способов осуществления расчетов, способствующих торговле.

Обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях.

Снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики.

Обеспечение способов решения проблемы стимулирования[12].

Первая функция, перемещение ресурсов во времени и пространстве, означает, что финансовая система обеспечивает способы перемещения экономических ресурсов во времени, из одного географического региона в другой, а также из одной отрасли экономики в другую.

Студенческие займы, заем на приобретение дома, пенсионные сбережения и капиталовложения в производственные мощности - все эти операции приводят к перемещению ресурсов из одной точки времени в другую. Финансовая система играет очень важную роль и в перемещении ресурсов в пространстве. Иногда капитал, необходимый для осуществления того или иного бизнес-проекта, находится очень далеко от того места, в котором его можно было бы использовать с наибольшей эффективностью. Так, например, домохозяйства в Германии могут путем сбережения денежных средств собрать капитал, который, вполне вероятно, наиболее эффективно мог бы быть задействован где-нибудь в России. И финансовая система предоставляет целый ряд механизмов, способствующих перемещению денежных ресурсов из Германии в Россию. Повышению эффективности экономики в огромной мере способствуют всевозможные инновации, благодаря которым дефицитные денежные ресурсы перетекают оттуда, где они не приносят высокого дохода, и используются там, где они дают большую прибыль.

Подобно перемещению денежных ресурсов, перемещаются и риски - вторая функция. В финансовой системе существуют посредники, например страховые компании, которые специализируются на деятельности, связанной с перемещением риска. Они взимают с клиентов, которые хотят понизить степень своих рисков, специальные страховые премии и передают их инвесторам, которые за определенное вознаграждение согласны оплачивать страховые требования и нести риск.

Зачастую капиталы и риски связаны воедино и переносятся посредством финансовой системы одновременно, вследствие чего финансовый поток, характеризует также и поток рисков.

Третья функция финансовой системы дает возможность осуществлять платежи такими способами, которые стимулируют обмен товарами, услугами и активами. Это одна из важнейших функций финансовой системы, так как она обеспечивает людей и фирмы эффективными способами совершения платежей в процессе приобретения товаров и услуг[1].

Одним из примеров повышения эффективности платежной системы может служить замена такого платежного средства, как золото, бумажными деньгами. В наши дни золото представляет собой дефицитный ресурс, который используется в медицине и в ювелирном деле, а бумажные деньги являются основным платежным средством. По сравнению с золотом подлинность бумажных денег легче проверить и ими намного удобнее пользоваться в быту, например носить в кармане. Кроме того, печатание денег - процесс значительно менее дорогостоящий, чем добыча, переплавка и чеканка золотых монет. Эффективность расчетов возросла еще больше благодаря последующему появлению альтернативных средств осуществления платежей: чеков, кредитных карточек и электронных платежных систем[8].

Четвертая функция финансовой системы обеспечивает механизм объединения финансовых средств для основания крупномасштабного предприятия или для разделения капитала крупных предприятий на паи среди большого количества собственников[1].

В современной экономике минимальный объем инвестиций, необходимый для ведения полноценного бизнеса, часто превышает денежные ресурсы отдельного человека и даже большой семьи. Финансовая система предоставляет возможность (например, с помощью фондовых рынков или банков) для объединения средств домохозяйств в более крупные капиталы, которые уже впоследствии используются нуждающимися в них фирмами.

Благодаря финансовой системе индивидуальные домохозяйства получают возможность участвовать в инвестициях, для которых требуются крупные суммы денег, путем объединения их ресурсов и последующего подразделения долей в совокупных инвестициях[10].

Для своей пятой функции финансовая система предоставляет ценовую информацию, которая помогает согласовывать между собой независимые решения, принимаемые в различных секторах экономики.

Газеты, радио и телевидение ежедневно сообщают информацию о курсах ценных бумаг и процентных ставках. Из числа миллионов людей, которые получают эти сведения, относительно немногие профессионально занимаются торговлей ценными бумагами. Однако очень часто люди, весьма далекие от фондового рынка, используют для принятия финансовых решений информацию, основанную на котировках ценных бумаг.

Решение психологическиx проблем стимулирования является шестой функцией финансовой системы. Эти проблемы возникают потому, что стороны контрактов часто не имеют возможности постоянно следить друг за другом и контролировать один другого. Различают три вида проблем, связанных со стимулами. Они получили следующие названия: проблема "морального риска", проблема "неблагоприятного выбора" и проблема "комитент-комиссионер"[1].

Проблема морального риска или безответственности возникает тогда, когда обладание страховым полисом приводит к тому, что застрахованная сторона допускает больший риск или меньше стремится к тому, чтобы предотвратить событие, ведущее к потерям. Именно безответственность одной из сторон часто становится причиной возникновения таких проблем. Другая проблема, которая возникает вследствие неравномерного объема информации сторон сделки - проблема неблагоприятного выбора. Она заключается в том, что люди, приобретающие страховку от того или иного типа риска, обычно намного сильнее подвержены этому риску, чем все население в целом. Проблема отношений комитента с комиссионером заключается в том, что комиссионер зачастую принимает решения, отличные от тех, которые принял бы комитент, если бы обладал всеми знаниями, которыми обладает комиссионер, и принимал бы решения самостоятельно. Вследствие этого нередко возникает противоречие между интересами комиссионеров и комитентов.

1.2 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы

Финансовая система - это вся совокупность звеньев и сфер; совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д. Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы. Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства. Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья I сферы: 1. Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы). 2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций).3. Государственный кредит.

Звенья II сферы (финансы предприятий): 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность; 3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья: 1) Социальное страхование (все методы); 2) Личное страхование; 3) Имущественное страхование; 4) Страхование ответственности; 5) Страхование предпринимательских рисков.

1.3 Общегосударственные финансы

Рассмотрим подробнее общегосударственные финансы. Они включают в себя бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет - это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым на каждый год как закон. В государственном бюджете концентрируется значительная доля национального дохода для финансирования основных направлений народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания государственного аппарата и пр. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и развитие общественного производства и общества в целом.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости;

фонды обязательного медицинского страхования[11].

Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.

Система страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Взаимодействие между подсистемами финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы.

Каждая подсистема, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, характера деятельности и пр. В основе взаимосвязей финансовой системы находятся финансы хозяйствующих субъектов (предприятий), финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах:

самофинансирование;

кредитование;

государственное- финансирование[1].

1.4 Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов. Хозяйствующий субъект - это искусственное образование, созданное группой физических или юридических лиц. Данное объединение позволяет не только объединить предпринимательские усилия разных людей в одном направлении, но и ограничить масштабы ответственности за последствия деятельности такого коллектива. Обычно учредитель несет ответственность за результаты деятельности компании лишь в пределах своего вклада в уставный капитал.

По вопросу хозяйствующих субъектов, в экономической литературе нет единого мнения. Что входит в систему экономических отношений, определяющих финансы хозяйствующих субъектов. Одни ученые считают, что к финансам нельзя относить денежные отношения, возникающие при купле-продаже товаров, а также при денежной оплате труда, которая влияет на финансовые отношения предприятия, но сама не служит элементом этих отношений. Однако ученые - сторонники воспроизводственной концепции финансов относят упомянутые отношения к финансовым, так как признают наличие финансовых отношений в производстве и обмене. Так, при обмене формируется доход, от реализации продукции из которого предприятие-поставщик образует фонды потребления и накопления. Ход реализации может сопровождаться применением финансовых санкций при несоблюдении требований договоров поставок, образованием обоюдных видов задолженности поставщика и покупателя. Денежные отношения, возникающие при оплате труда, выплате премий, сопровождаются образованием и расходованием специальных фондов: оплаты труда, потребления, оборотных средств (в части затрат на незавершенное производство, устойчивых пассивов). Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансовые отношения присутствуют на всех стадиях кругооборота производственных фондов предприятий.

В связи с этим можно сделать вывод, что финансы хозяйствующих субъектов выполняют в рамках распределительной функции также воспроизводственную подфункцию. Ее содержание состоит в обеспечении соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве[10].

Хозяйствующие субъекты по результатам деятельности делятся на две группы. Основная цель первой состоит в извлечении прибыли, это группа коммерческих организаций. Основная цель второй не заключается в извлечении прибыли и ее распределении между учредителями, это группа некоммерческих организаций.

К коммерческим организациям можно отнести, в частности, так называемые предприятия реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство…), предприятия финансового сектора (банковские, инвестиционные, страховые компании), сферу услуг.

К некоммерческим относятся религиозные организации, политические партии и движения, благотворительные и иные фонды. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь в случае, если это способствует достижения уставных целей[4].

Финансы хозяйствующих субъектов в сравнении с финансами иных субъектов общества более всех регламентированы, поскольку, будучи искусственными образованиями, они должны быть полностью подконтрольны учредителям, а также органам власти. Основным документом финансовой отчетности служит баланс компании. Однако, следует иметь ввиду, что финансы - постоянно развивающаяся и усложняющаяся, зеркально отражающая развитие и усложнение экономики, категория. Поэтому с развитием экономики в сфере финансов постоянно, вновь и вновь будут возникать явления, до этого прежде не встречавшиеся и, соответственно, не подпадавшие под регулирование.

Из хозяйствующих субъектов наиболее зарегулированным являются банки, обязанные составлять, в частности, ежедневные балансы. Вполне оправданная мера, учитывая, что банкротство одного банка может привести к банкротству всех его клиентов. Еще одним отличием банковской сферы является то, что банкротство одного банка подрывает доверие ко всей отрасли в целом[7].

Высокая степень регламентированности предполагает высокую степень подотчетности. Действительно, органы власти (налоговые органы, органы статистики…) могут собирать с хозяйствующих субъектов практически любую информацию.

Денежный фонд

У коммерческих организаций имеются два денежных фонда - фонд прибыли, то есть результат хозяйственной деятельности, и амортизационный фонд, то есть средства, официально выводимые из-под налогообложения с целью обновления основных средств.

Может сложиться ошибочное впечатление, что у компании есть еще один денежный фонд, в доходах которого выручка за выполненные работы и продажа имущества, а в расходах - все расходы. Его можно назвать "бюджетом компании". Но этот денежный фонд не принадлежит компании, поскольку компания не может им распоряжаться так же произвольно как фондом прибыли. В частности, доходная часть такого "бюджета" состоит из средств, принадлежащих клиентам и, если компания не выполнит своих обязательств по поставке товаров, то эти средства должны быть возвращены владельцам. Также и Уставный капитал не является денежным фондом компании. Средства УК являются собственностью учредителей.

Обязательства

Наличие обязательств - естественная для хозяйствующих субъектов ситуация. Причем это не только привлечение кредитов, но и получение отсрочки оплаты за уже полученный товар. Поэтому компания с большим объемом обязательств может, при прочих равных факторах, выглядеть предпочтительнее компании с небольшим объемом обязательств.

Кроме того, большой объем обязательств сокращает текущие размеры денежного фонда, что можно считать косвенной защитой от того, что банк, обслуживающий счета компании, обанкротится. Вместе с тем, рост обязательств имеет и отрицательную сторону - рост рисков их невыполнения, рост стоимости их обслуживания.

Задолженность перед компанией называется дебиторской задолженностью. Задолженность компании перед третьими лицами называется кредиторской задолженностью. Принято считать, что просроченной задолженностью является задолженность, срок которой превысил три месяца.

Отличием обязательств хозяйствующих субъектов от прочих субъектов общества является полнота учета обязательств. Так, компании ведут учет обязательств не в объеме текущей задолженности (то есть не в объеме основной суммы долга), а в полном объеме, то есть основная сумма долга плюс проценты, которые еще не начислены, а только будут начислены за весь период займа.

Влияние

Жесткая регламентация хозяйствующих субъектов распространяется и на влияние. Во всяком случае, если акционеры предпримут соответствующие усилия, то они могут сделать применение "Влияния…" относительно объективным, поддающимся их контролю. В этом случае традиционные минусы "Влияния…" - подверженность эмоциям, произвол - будут сведены к минимуму.

"Влияние…" распространяется на финансы дочерних и зависимых компаний. Это означает, в частности, вмешательство в расходование денежных фондов, формирование тарифной политики, проведение закупочной политики, политику налоговой оптимизации.

Вместе с тем, если несостоятельность или банкротство компании будут вызваны учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества компании может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Критерий оценки финансов

С точки зрения собственников коммерческих организаций критерием оценки финансов служат данные о размере прибыли, а также сведения о размере средств, которые они могут получить в случае продажи или ликвидации компании.

Кроме того, используются относительные показатели, характеризующие интенсивность использования первоначально вложенных средств и текущее финансовое состояние компании, например размер прибыли на один рубль основных фондов, на одну акцию, на один рубль Уставного капитала, на один рубль выручки[12].

2.Состояние и тенденции развития финансовой системы РФ

.1 Современные проблемы развития финансового рынка в России в условиях глобализации

Финансовые рынки всегда оказывали существенное воздействие на уровень и темпы социально-экономического развития. В условиях глобализации они превращаются в особо мощный фактор хозяйственного, политического и иного влияния на общественную жизнь.

Предоставляя ресурсы внешнего финансирования, финансовый рынок формирует инвестиционное и инновационное обеспечение общественного воспроизводства. Так же, развитие финансовых рынков сопровождается резким увеличением новых производных инструментов и спекулятивных сделок, что при глобальном характере финансового капитала создает масштабные угрозы общественному развитию.

В условиях усиления вовлеченности российского финансового рынка в глобальную финансовую систему актуализируется проблема разработки обоснованной стратегии его развития, позволяющей обеспечить необходимую устойчивость рынка при негативных внешних и внутренних воздействиях[5].

К особенностям российского финансового рынка можно отнести существенную асимметрию его структурно-функциональной организации. Это выражается, прежде всего в недиверсифицированном характере финансового рынка, низкой доле свободно обращающихся акций, доминировании компаний и банков с государственным участием, высокой зависимости от иностранного капитала.

Асимметрия финансового рынка снижает его привлекательность, как для российских, так и для иностранных инвесторов. Для отечественных участников он чрезмерно оторван от реального сектора, для иностранных - слишком рискован и недиверсифицирован.

Несмотря на позитивные сдвиги, российский финансовый рынок остается преимущественно спекулятивным. Так, доля кредитного рынка в инвестициях в основной капитал составляет порядка 10%.

В силу сложившихся структурно-функциональных характеристик российский финансовый рынок оказался весьма чувствительным к внешним факторам. Высокая зависимость от внешней конъюнктуры позволиламировому кризису быстро распространиться на территорию России[4].

В условиях развития экономики государственное регулирование финансового рынка обеспечивает целостность, сбалансированность и устойчивость всей финансовой системы страны. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством создания системы правовых норм, исполнение которых обеспечивают государственные органы. Косвенное заключается в осуществлении налоговой и денежной политики, управлении государственной собственностью и т.д.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о совершенствовании регулирования финансового рынка, что особенно актуально в период преодоления последствий кризиса и падения темпов развития отечественной экономики. Кроме того, решение задач, определенных стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., также требует повысить качество государственного регулирования и вовлечь в оборот весь инвестиционный потенциал[3],

2.2 Проблемы реализации проектного финансирования в России

Одним из наиболее эффективных способов реализации крупномасштабных долгосрочных проектов выступает применение проектного финансирования, который позволяет оптимальным образом распределить риски среди многочисленных участников проекта. В работах отечественных и иностранных авторов не существует единого подхода к определению термина «проектное финансирование». Более того, необходимо признать тот факт, что внутри нашей страны сам метод проектного финансирования, применяемый для организации финансирования инвестиционных проектов, периодически понимается и трактуется недостаточно корректно. Проектное финансирование очень часто путают с понятием «инвестиционный кредит», «финансирование проектов».

Например, проектное финансирование понимают как современную форму долгосрочного международного кредитования. Речь идет не о безвозвратном субсидировании, а о кредитовании инвестиционных проектов на определенный срок.

Наиболее полным представляется трактовка проектного финансирования как предоставление компании финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта в виде заемных средств и долевого участия инвесторов в деятельности проектной компании, когда обеспечением выступает результат проекта, а погашение заимствований осуществляется за счет денежных потоков по проекту[9].

Проектное финансирование - пока еще достаточно редкая банковская услуга из-за того, что проектное финансирование является высоко затратным механизмом и несет повышенные риски. Однако, если это интересный и рентабельный проект, реализуемый командой профессионалов, имеющих к тому же за плечами опыт создания успешного бизнеса с нуля, банки могут сделать исключение. За 2010 год масштабы банковского проектного финансирования продолжают расти, так как чаще всего финансируются проекты природно-ресурсной направленности, энергетические проекты, крупные инфраструктурные проекты и проекты в телекоммуникационных сетях. Примерами реализации проектного финансирования являются проекты - «Голубой поток», «Западный скоростной диаметр», Сахалин-1,2,3 и др[13].

В условиях кризиса существует ряд проблем проектного финансирования.

Во-первых, это объем и механизмы финансирования энергетических и инфраструктурных проектов. Финансирование должно осуществляться для стабилизации рынка труда и решения проблем энергетического дефицита в экономике.

Во-вторых, взаимодействие государственных и частных структур в процессе реализации существующих и инициации новых проектов.

В-третьих, в условиях финансового кризиса доля частного сектора впроектном финансировании немного снизилась, увеличилась доля государственных гарантий.

В-четвертых, важно формирование механизма стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников. Такая политика должна приводить к увеличению различных льготных условий для привлечения ресурсов в Россию и улучшения инвестиционного климата.

За 2008-2010 года были совершены определенные шаги к решению данных проблем. В 2008г. был принят план борьбы с коррупцией, а также вступил в действие Закон об иностранных инвестициях с уточнением правового режима в ключевых секторах.

Решение всех поставленных проблем и заимствование западного опыта проектного финансирования позволяет более активно развивать и использовать преимущества данной формы финансирования в решении поставленных инвестиционных задач в России[6].

2.3 Современные тенденции в развитии национальных банковских систем

В конце XX - начале XXI вв. происходила быстрая и глубокая глобализация мировой экономики, в частности опережающими темпами процесс глобализации развивался в финансовой сфере. В результате, благодаря решениям, принятым на Ямайской валютной конференции, сформировалась глобальная финансовая система, характеризующаяся отсутствием жесткого контроля и регулирования за перемещающимися по всему миру ликвидными и огромными по объему финансовыми потоками, направляемыми экономическими субъектами в наиболее прибыльные отрасли разных стран.

В новой глобальной финансовой системе значимую роль стали играть банки развитых стран. Основной тенденцией прошедших десятилетий было укрепление и усовершенствование деятельности банковских институтов развитых стран за счет расширения, диверсификации и увеличения стоимости бизнеса

Недостатки в прошлом функционировании национальных банков были выявлены в течение глобального финансового кризиса 2007-2009гг., в результате которого совокупный объем потерь мировой финансовой системы составил 2,2 трлн. долларов США[6],

Основным таким недостатком стало ослабление контроля за деятельностью банков разных стран, что позволяло разрабатывать и внедрять финансовые инновации в виде высоко доходных финансовых продуктов, обеспеченных сильно переоцененными активами, и, как следствие, принятие на себя высоких рисков.

В результате, сложились следующие основные тенденции развития национальных банковских систем.

Во-первых, усиление государственного контроля и регулирования не только за надежной и качественной деятельностью банковских учреждений, но и за системной устойчивостью национального банковского сектора. На национальном уровне многими странами уже принят комплекс законодательных актов, устанавливающих более жесткие требования к деятельности банковских институтов. На международном уровне Базельским комитетом по банковскому надзору разработана реформа мирового банковского сектора, названная «Базель III».

Во-вторых, кризисное время продемонстрировало устойчивость национальных экономик развивающихся стран. Это означает, что их финансовые институты в кризис не сократили масштабы своей деятельности, а, наоборот, усилили свое влияние и продолжают развитие. Соответственно существует риск того, что банки развитых стран могут быть вытеснены с мировой финансовой арены.

В-третьих, в настоящее время в мире наблюдается баланс между потреблением финансовых ресурсов и их сбережением. В мировой финансовой системе основная часть капитала аккумулируется в банковских системах развивающихся странах, который впоследствии используется в развитых странах. Банки развивающихся стран переполнены депозитами, а банки развитых стран испытывают дефицит средств вкладчиков и в деятельности по привлечению ресурсов полагаются на неустойчивые финансовые рынки[7].

Неизбежное увеличение развивающимися странами государственных расходов и их потребности в капитале, вызовет высокую волатильность на финансовых рынках и дисбаланс в потреблении финансовых ресурсов и их сбережении на мировой финансовой арене.

В результате, именно банковские институты развивающихся стран продолжат укрепление своей роли на мировой финансовой арене, постепенно вытесняя банки развитых стран. Однако для мировой экономики это грозит новыми финансовыми потрясениями[6].

2.4 Роль пластиковых карт в российском платежном обороте

Сейчас в России происходит становление «индустрии» пластиковых карт. Во всем мире в сферу обращения пластиковых карт вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких карточек приближается к 500 миллионам. С картами работают почти все банки развитых и развивающихся стран. Анализ развития этой «индустрии» показывает, что наиболее успешно развиваются банковские пластиковые карты. И это понятно, ибо сама по себе карточка является платежным инструментом, увенчивающим систему, в основании которой находятся расчетно-платежные отношения, т.е. безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической и технологической базе. Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую базу. Это, в свою очередь, дает возможность банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых своим клиентам. Как известно, доминирующими расчетно-платежными системами стали «Европей», «ВИЗА» и «Америкой Экспресс», являющиеся транснациональными корпорациями. Платежные инструменты этих систем используются во многих странах мира - и во внутреннем, и во внешнем платежном обороте.

Цель развития карточного оборота - это уменьшение объемов налично-денежного обращения за счет разных форм и методов безналичных расчетов и обеспечения их защиты. Сделать это можно, создав специализированную систему расчетно-платежных отношений, интегрированную в западноевропейскую расчетно-платежную систему. В рамках международных систем российские банки могут использовать международные платежные инструменты; эти же платежные инструменты в рублях могут использоваться во внутреннем платежном обороте, что, кстати, уже активно используют ведущие российские коммерческие банки. Это может стать существенным техническим элементом практической реализации полной конвертируемости российского рубля[2].

Остается сложный вопрос относительно перехода к чиповым карточкам (то есть снабженным микропроцессорами). Бесспорно, «чиповая технология» имеет будущее, а главное - позволяет резко расширить круг пользователей пластиковых карт (поскольку на карте будут зафиксированы предварительно внесенные деньги), не прибегать к авторизации в разных режимах. Прорыв большого объема пластиковых карт в расчетно-платежный оборот не означает, что другие платежные инструменты стали иметь второстепенное значение. Основной формой платежа у нас пока остаются наличные деньги. Налично-денежное обращение порождает огромные издержки, связанные с печатанием бумажных денег, чеканкой монет, их выпуском в обращение, обработкой, перевозкой и хранением. Сократить налично-денежное обращение, снизить издержки, связанные с обслуживанием розничного расчетно-платежного оборота, можно лишь при использовании разнообразных методов платежей в этом обороте. Это, прежде всего, предуведомленные платежи, дебетовые и кредитовые карточки, кредитные чеки (в частности «Еврочеккард»), банковские и дорожные чеки. При этом всегда нужно четко представлять, какое пространство может эффективно заполнять то или иное платежное средство. Система предуведомленных платежей, как и пластиковые карты, связана с кругооборотом личных доходов. Она состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или списывает с него суммы по заранее заключенному договору.

Большая проблема создания «индустрии» пластиковых карт - обеспечение ее дорогостоящим технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это оборудование в России по стандартам «ВИЗА» и «Европе» было бы дешевле для российских потребителей. Для этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее оборудование и средства связи. Рынок для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед[7].

2.5 Приоритеты в развитии российской банковской системы в условиях финансовой глобализации

Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последние годы определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную.

В результате финансового кризиса банковская система России понесла значительные потери. Кризис привел к снижению численности кредитных организаций и концентрации банковского капитала. Для преодоления последствий финансовых трудностей банков, проявившихся в период кризиса, Центральный банк Российской Федерации реализовал комплексную программу реструктуризации банковской системы[9].

Таким образом, приоритетом текущего этапа развития российской банковской системы является обеспечение устойчивости. Поэтому, на мой взгляд, следующий этап устойчивого развития, будет строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое как стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (в том числе и банка) в долгосрочной перспективе, является узловой компонентой управления как для отдельных банков, так и для российской банковской системы в целом на среднесрочную перспективу. Без решения этих проблем обеспечение устойчивости и эффективности российской банковской системы будет труднореализуемой задачей[7].

Успешное развитие российской банковской системы должно опираться на положительный международный опыт. Важнейшим аспектом в этом плане выступает адаптация международных стандартов и лучшей международной практики банк бизнеса к реалиям российской банковской системы[13].

Заключение

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг и др[12].

Таким образом, ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы РФ, можно сказать, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов[1].

Список использованных источников

.Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2000.

.Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливетский. СПб.: Питер, 2002.

.Ломтатидзе О.В. Государство как фактор воздействия на поведение и развитие финансовых рынков /финансы и кредит. 2009. №27. - с. 47.

.Гвардин С. Развитие и регулирование финансового рынка / Финансовая газета. 2009. Окт.(№41). - с. 12.

.Голощапов Д.Н. Глобализация финансового рынка и инфляция / Финансы и кредит. 2009.№5. - с. 71-74.

.КокшаровА. Где слабое звено./ Эксперт - 2010г., №40

.Куликов А.Г. Деньги, кредит, банки. 2009 г. стр. 198 25

.Организация деятельности центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинский. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

.Под редакцией A.M. КОВАЛЕВОЙ, Москва «Финансы и статистика», 2005

.Моляков Д.С., Шохин ЕЖ Теория финансов предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2000

.ru.wikipedia.org/wiki/Финансовая_система

.Балабанов А., Балабанов И. Финансы. СПб: Питер, 2002.

.Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб: Питер, 2000.

14.

Похожие работы на - Финансовая система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!