Политический режим в 1920-1930 гг. Массовые репрессии в СССР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    149,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политический режим в 1920-1930 гг. Массовые репрессии в СССР

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО

УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Институт фундаментального образования

Кафедра истории России.






Контрольная работа

на тему:

Политический режим в 1920-1930 гг. Массовые репрессии в СССР



Студент Юркова Е.В.

Курс 1, группа Эмз-121903

Научный руководитель:

Дмитриев Николай Иванович




Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

Изменения в политической системе 1920-1930 гг. Предпосылки формирования тоталитарной системы

Борьба за власть. Возвышение И.В. Сталина

Массовые репрессии 1928-1941 гг.

Система ГУЛАГа

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


-30 годы двадцатого столетия - время больших противоречий и трагедий, так как «перегиб» в те времена традиционно ценился гораздо выше, чем «недогиб», что вызывало небывалую жестокость санкций - расстрел или в лучшем случае десятилетнее заключение за любые, пусть самые незначительные хищения.

Разгул государственного террора («большого террора») пришелся на 1937-1938 гг. Он привел к дезорганизации государственного управления, к уничтожению значительной части хозяйственных и партийных кадров, интеллигенции, нанес серьезный ущерб экономике и безопасности страны (накануне Великой Отечественной войны были репрессированы 3 маршала, тысячи командиров и политработников). В СССР окончательно оформился тоталитарный режим «В конце августа 1922 г. из Советской России отплыл «философский пароход», который увез в эмиграцию около 160 выдающихся представителей отечественной культуры».

Огромную важность приобретают вопросы: почему руководство страны старалось избавиться от свободомыслящей, независимой интеллигенции, как возможной интеллектуальной опоры оппозиции? И каким образом Сталин, которого нередко называли посредственностью, смог победить своих политических оппонентов? Как начинала закладываться тоталитарная система в России? И в чем смысл и цели массовых репрессий и террора («большой чистки»)?

Ответив на эти вопросы, мы сможем осуществить более точный анализ политических процессов в 1920-1930 гг. и понять, что руководило правящей верхушкой в тот период.

Для выполнения этой работы потребовалось:

1. найти нужную литературу и обработать ее (прежде всего, обнаружить в публикациях важные для работы идеи и зафиксировать их);

2.       сопоставить различные точки зрения на конкретную проблему и осуществить выбор самой подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются);

.        письменно изложить идеи, содержащиеся в произведении и публикациях

Изменения в политической системе 1920-1930 гг. Предпосылки формирования тоталитарной системы


Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в стране с конца 1920-х гг., сопровождались существенными изменениями в политическом строе.

«После окончания гражданской войны в Советской России начался острейший социально-политический кризис, вызванный недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западной Сибири, для подавления которых большевики использовали регулярные войска». Также против политики правящей партии выступили моряки Балтийского флота и гарнизон Кронштадта (28 февраля по 18 марта 1921 г.). Для выхода из создавшегося положения на Х съезде РКП (б), который проходил в марте 1921 г было принято «решение о найме рабочей силы, о разрешении в огромных масштабах частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной торговле направленное на удовлетворение наиболее насущных требований крестьянства и части рабочего класса. Оно положило начало проведению новой экономической политики, имевшей главными целями восстановление разрушенной в период мировой и гражданской войн экономики России и установление нормальных экономических отношений между рабочим классом и крестьянством». Также была принята резолюция о «Единстве партии», одновременно было принято решение о ликвидации существования в России других политических партий. «Уже в июне 1923г. В ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками». Часть их выслана за границу в 1922г. В 1923 начался распад меньшевистской партии. В середине 20-х были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков» Так при помощи репрессивно-политического аппарата происходило оформление однопартийной диктатуры.

Формально считалось, что власть принадлежит народу, но на деле она полностью сосредоточилась в руках партийно-государственного аппарата и его верхушки - номенклатуры. По Конституции 1936 г. высшим органом государственной власти провозглашался всенародно избранный Верховный Совет СССР, однако реальная высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б). Оно не только определяло основные направления внутренней и внешней политики, но и рассматривало массу второстепенных проблем, контролировало всю пирамиду власти.

Ещё один важный аспект формирования тоталитарного режима - официальная единая идеология, достигавшаяся путём монополии на средства массовой информации. Для того, чтобы идеология (любая идеология) могла существовать, необходима поддержка миллионов людей, нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ. Соковнин пишет об этом так - «Определенные идеи, чтобы существовать в виде идеологии, должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей». «...Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели» Главная цель советской пропаганды - манипулирование. «Идеология с помощью пропаганды обращается к массам, стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную, имеющей статус теоретической, научно обоснованной, мировоззренческой оправданности».

В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что «...Мало ведь назвать себя авангардом», передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать, что мы идем впереди" - основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят «остальные отряды «и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л. Элива. И это прекрасно подходит тоталитарному режиму, так как информация, как мы уже говорили, полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей, используя их в собственных целях.

Также воздействием на общество являлась и тотальная система цензуры и полицейского контроля, как метод «запугивания». Поскольку фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, с ее ликвидацией в тоталитарном обществе начинается уничтожение всех прав и свобод. Жестокость и террор тоталитарных режимов прямо вытекают из их стремления переустроить жизнь общества в соответствии с единой наперед заданной и не подлежащей обсуждению целью. Формируется целая система органов, отвечающая за контроль общественного мнения. В 1920-е годы разрозненные органы цензуры были централизованы. Главным из них в итоге многочисленных преобразований и реорганизаций стал «Главлит» - Главное управление по делам литературы и издательств. Созданная в эти годы система цензуры оказалась настолько эффективной, что просуществовала без принципиальных изменений до самого распада Советского Союза.

Важным признаком формирования тоталитарного государства является и то, что в эти годы складывается система централизованного контроля и управления в экономике. То есть властная верхушка стремилась подчинить себе все три отраслевых наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. При каждом из них - большое количество главков, секторов и отделов. К 1940 г. число наркоматов увеличилось до 23. В целях координации деятельности хозяйственных органов в 1937 г. был создан Экономический Совет. Огромное количество циркуляров и инструкций, идущих сверху, сковывало местную инициативу, лишало предприятия хозяйственной самостоятельности. Эти действия привели к формированию командно-административной системы экономики.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства - колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

 

Борьба за власть. Возвышение И.В. Сталина


В 20-е годы народное хозяйство своей основе оставалось рыночным, неустойчивым, социальная структура общества оставалась разнообразной. Импульсы от кризисных сбоев в работе экономического механизма, а также наличие в составе партии представителей различных социальных групп приводили к появлению в партийном руководстве разногласий по стратегическим и тактическим вопросам политики в годы нэпа. Разногласия выражались в формировании определенных группировок, течений в партии.

Таким образом, возникало противоречие между политическим авторитаризмом и плюралистической экономикой. Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды «харизматического лидера» - «Ленина, перед которым склоняли головы самые амбициозные большевистские вожди: Зиновьев, Сталин, Троцкий. Ленин служил своеобразным компенсатором отсутствия демократического механизма принятия решений, учёта прав меньшинства. Опираясь на свой непререкаемый авторитет, Ленин добивался либо согласия противоборствующих сторон, интегрируя различные точки зрения, либо победы над оппозицией, и таким образом проводил достаточно последовательный политический курс».

Благоприятная возможность для широкомасштабной борьбы за власть возникла в 1922 г. в связи с болезнью В.И. Ленина, являвшегося до сих пор безусловным лидером в партии, не занимая в ней руководящих постов. В то же время именно в 1922 г. на XI съезде РКП(б) был избран генеральным секретарём И.В. Сталин. Большевистские лидеры считали, что работа генерального секретаря (такой должности до сих пор не было) будет сводиться только к руководству секретариатом партии, функции которого чрезвычайно расширились в эпоху военного коммунизма, но уже с 1919 г.

Сталин руководил и Организационным бюро в ЦК партии, что давало ему возможность проводить самостоятельную кадровую политику, и Рабоче-крестьянской инспекцией. Поэтому к середине 20-х гг. почти всё партийное руководство на местах (секретари губкомов, райкомов) готово было поддержать линию генерального секретаря. Найденные в последние годы архивные документы свидетельствуют о том, что уже с конца 1921 г. Сталин делал небезуспешные попытки изолировать Ленина, лишить его возможности активной деятельности. С мая же 1922 г. Ленин мог участвовать в принятии решений лишь эпизодически, после второго тяжёлого приступа (декабрь 1922 г.) он лишь диктовал свои мысли, а третий, в марте 1923 г., сделал его живым трупом.

В.И. Ленин понимал неудачность выбора кандидатуры Сталина на пост руководителя правящей партии. В «политическом завещании», он предлагал «предпринять ряд перемен в нашем политическом строе». «Особое место В.И. Ленин отводил роли партии в процессе построения нового общества, от единства которой, по его мнению, зависело будущее русской революции. Именно на укрепление роли политического фактора в советском обществе и были направлены такие его идеи как определение его возможного преемника на посту главы партии и государства, повышение роли ЦК как органа коллективного руководства, обеспечение должного контроля за деятельностью отдельных руководителей, привлечение в руководящие органы рабочих от станка и т.д. Данные В.И. Лениным нелестные характеристики многим руководителям партии заставили их предпринять недюжинные усилия для того, чтобы оказаться у власти.

Известен, например такой случай: «сотрудница фабрики «Москвашей» №9 кандидат партии Багаева принесла в цех бюллетень xv съезда ВКП(б), где было напечатано «ленинское письмо к съезду» с критикой Сталина. Предлагая коллегам прочитать этот документ, она добавляла: «Вот почему страну довели до голода»»этот эпизод позволяет утверждать, что ленинское «письмо к съезду» было широко известно в стране в 30-е годы.

Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев полагали, что каждый из них способен: заменить В.И. Ленина и основная задача заключается в том, чтобы убрать наиболее способного соперника.» Открытая фракционная борьба в руководстве большевиков обострилась со смертью Ленина в январе 1924 г. Так выявились две основные группировки. Одну из них возглавлял член Политбюро, Председатель РВС, нарком по военным и морским делам Троцкий, а другую - триумвират членов Политбюро: Сталин, Зиновьев и Каменев.

На характер внутрипартийных дискуссий оказали влияние:

·  Проблемы в области экономики, сопровождавшиеся стачками рабочих;

·        Личные взаимоотношения, соперничество политических верхов в борьбе за власть;

·        Различные представления о путях развития страны.

К середине 20-х гг. Сталин окончательно выработал свой метод борьбы с оппонентами, выражавшийся в опоре на закулисные действия преданных вождю партийных функционеров, например, в 1924-ом году им было проявлено редкое коварство и способность к интригам при организации похорон Ленина и обсуждении на XIII съезде ленинского "завещания". Несмотря на секретность "Письма съезду", Сталин сразу же узнал о его содержании и с помощью Зиновьева и Каменева смог нейтрализовать предложение Ленина о перемещении его с должности генсека.

Русский народ, обретший в лице Ленина нового самодержца, с его смертью остался без царя. Как видно, появление нового самодержца не заставило долго ждать. Избрание Сталина генсеком было первым шагом, следующими шагами в укреплении его единоличной власти станут авторитет покойного вождя и канонизация его учения, используемые в корыстных целях "учеником". Для этого Сталин взял на себя роль единственного защитника и толкователя идей Ленина, что сделало генсека неуязвимым в борьбе за власть. Сталин смог задержать Троцкого на юге, указав в телеграмме неточную дату похорон Ленина. Именно тогда, 26 января 1924 г., на II съезде Советов Сталин сделал решающий шаг к тому, чтобы его признали "продолжателем Ленина". Он выступил в полурелигиозной форме, в форме торжественной клятвы партии умершему вождю, хотя никто не уполномочивал его приносить клятвы от имени партии. С 1925 г. обязательным ритуалом партийных съездов стали шумные славословия в адрес Сталина.

Тем временем триумвирату с помощью огромного аппарата удалось ослабить позиции Троцкого. Пленум ЦК в январе 1925 г. осудил "совокупность выступлений" Троцкого против партии, и он был снят с поста председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам. Этот пост занял М.В. Фрунзе.

В антитроцкистской кампании Сталина поддержали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. Но этот союз был недолгим. Для того, чтобы избавиться от вчерашних союзников, которые могли оспорить его авторитет, Сталин использовал собственную теорию о возможности построения социализма в отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения. Но парадоксальность ситуации заключалась в том, что этой же точки зрения придерживались и его "оппоненты", предлагавшие форсированными темпами осуществить социалистическую индустриализацию, основным результатом которой должна была стать возросшая обороноспособность страны. Причём средства для такой индустриализации могли быть получены путём дискриминации крестьянства и административного нажима на сельское хозяйство. Эти взгляды подверглись критике на XIV партийном съезде в декабре 1925 г., основную роль здесь сыграл Н.И. Бухарин, развивавший в это время идеи о необходимости всемерной поддержки крестьянства, которое должно было стать процветающим зажиточным классом (в духе мыслей Ленина о союзе рабочего класса с крестьянством). Масла в огонь подлило выступление на съезде Л.Б. Каменева, обвинившего Сталина в диктате и вождизме. Но состав съезда был таков, что поддержаны, были идеи Сталина и Бухарина, а "оппозиционеры" осуждены. Последовало их смещение со всех значимых постов (так, Зиновьев был отстранён от руководства ленинградским губкомом партии, на этом посту его сменил С.М. Киров), а в ЦК и Политбюро вошли преданные Сталину люди.

Борьба за партийное лидерство, а точнее, борьба со Сталиным, не была еще закончена. Зиновьев и Каменев искали союзников, одним из которых стал Троцкий, еще входивший в Политбюро. В 1926 г. была предпринята попытка объединения всех оппозиционеров, недовольных И.В. Сталиным. «Однако в это объединение вошли слишком разные люди, у которых существовали принципиальные разногласия друг с другом». Оппозиция попыталась привлечь на свою сторону партийные массы и создать нелегальные партийные структуры. Однако единства между оппозиционерами не было и И.В. Сталину удалось, опираясь на послушный ему партийный аппарат, исключить наиболее видных оппозиционеров из партии, а своего главного соперника Л.Д. Троцкого в 1928 г. выслать из Москвы. политический тоталитарный репрессия террор

Последний этап в борьбе Сталина за укрепление личной власти и удаление конкурентов из ЦК и Политбюро связан с хлебозаготовительным кризисом 1928 г. и выступлением так называемой "правой оппозиции", в которую входили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, ряд руководителей Госплана и Наркомата финансов, отстаивавших необходимость сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства. При этом новые "оппозиционеры" считали нужным создать режим наибольшего благоприятствования для крестьян, которые, обогащаясь, делали бы более богатой и страну. Эта точка зрения подверглась критике на XVI партийной конференции (апрель 1929 г.), рассматривавшей два варианта первого пятилетнего плана. Несмотря на признание Бухариным, Рыковым и др. своих "ошибок", против них в печати была развёрнута кампания по обвинению в "пособничестве капиталистическим элементам". После этого Бухарин был выведен из состава Политбюро, а Рыков заменён на посту председателя Совнаркома В.М. Молотовым. Наряду с последним, безусловно преданным Сталину человеком, в конце 20-х - начале 30-х гг. ЦК и Политбюро вошли В.В. Куйбышев, А.И. Микоян, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов и др. Большинство этих людей останется в руководящих органах до смерти Сталина.

Разгромив идейных противников, соперников в борьбе за лидерство, Сталин фактически получил всю полноту власти в партии и стране. Таким образом, установлением единоличного правления Сталина был навсегда положен конец всяким попыткам создавать оппозицию власти. «Сталин-вождь, его уже называют хозяином сами члены Политбюро»  В социально-экономической области перед Сталиным также встала задача отказаться от плюрализма, перейти к единственной форме собственности - государственной, ликвидировав частную собственность, нэпманов и многомиллионные крестьянские хозяйства.

«В рассматриваемом нами случае объяснение причин прихода Сталина к власти и его деспотизма кроется как в характере Сталина, так и в характере большевизма, как политического движения, в характере той исторической ситуации, в которой оказалась Советская власть в 20-е годы, в характере самой России - страны с традицией самодержавного правления и примирением народа с фактом такого правления. Но, только уяснив сложное взаимное переплетение всех этих факторов, мы окажемся в состоянии понять, почему так получилось, что личные качества (как верно, но слишком поздно предсказал Ленин) оказались мелочью решающего значения».

Массовые репрессии 1928-1941 гг.


Одна из важнейших идей сталинизма - утверждение о сохранении и непрерывном обострении классовой борьбы как внутри страны, так и в международных отношениях. Оно послужило основой для формирования «образа врага», внутреннего и внешнего, а также для проведения массовых репрессий. При этом, как правило, массовым репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические кампании. Они были призваны объяснить и оправдать в глазах широких масс аресты и казни и часто сочетались с грубыми нападками на историческую, философскую и экономическую науки.

Кампания массовых репрессий 1928-1941 имела определенную периодизацию:

1. конец 20 - начало 30-х гг. - репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной, военной); («Шахтинское дело» - 1928, «процесс промпартии» - 1930, «академическое дело» - 1929-1931, процесс «союзного бюро меньшевиков» - 1931);

2.       начало 30-х гг. репрессии против крестьян (раскулачивания), преследования бывших оппозиционеров;

.        вторая половина 30-х гг. - массовые политические репрессии (партийных, хозяйственных кадров, военных специалистов).

Подготавливая массовые репрессии, Сталин и его помощники вспомнили 1932 г., так как это был один из наиболее сложных периодов в истории страны. Начинался этот год с кризиса, который породила избранная в конце 20-х годов модель социально - экономического развития. Подорванное коллективизацией сельское хозяйство находилось в критическом состоянии. «Страна недоедала, в ряде районов начинался голод. Из месяца в месяц падала производительность труда в промышленности, ведь голодные рабочие просто не могли нормально трудиться. Распространились случаи людоедства. Спутником голода стал тиф, поразивший не только сельскую местность, но и ряд городов. Доведенные до крайней нужды люди начали роптать. По стране прокатились голодные бунты.

Удержаться тогда у власти сталинское руководство сумело только при помощи самых жестоких репрессий. Из колхозов до последнего зерна насильно вывозили хлеб, нередко обрекая крестьян на голодную смерть. Всех недовольных арестовывали и высылали».

Массовый террор, который карательные органы применяли к «виновным», «преступникам», «врагам народа», «шпионам и диверсантам», «дезорганизаторам производства», потребовал создания внесудебных чрезвычайных органов - «троек», «особых совещаний», упрощенного (без участия сторон и обжалования приговора) и ускоренного (до 10 дней) порядка ведения дел о терроре. В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, по которому близкие родственники подвергались тюремному заключению и высылке, малолетние (до 15 лет) направлялись в детские дома. В 1935 г. указом ЦИК разрешалось привлекать к уголовной ответственности детей начиная с 12 лет.

год. Картина художника Д.Д. Жилинского. 1986. Развернувшаяся еще при жизни В.И. Ленина борьба с «врагами народа» приняла впоследствии поистине грандиозный размах, унося жизни миллионов людей. Никто не был застрахован от ночного вторжения представителей власти в свой дом, обысков, допросов, пыток. 1937 год был одним из самых страшных в этой борьбе большевиков против собственного народа. На картине художник изобразил арест собственного отца (в центре картины «см. приложение 1»).

Умонастроения большинства населения того времени выразил поэт Осип Мандельштам:

Мы живем, под собою не чуя страны

Наши речи на 10 шагов не слышны

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища

Конечно, для того чтобы НКВД действовал подобным образом, ему придавались соответственные внешние стимулы, своеобразный первотолчок, запускающий всю машину. Механика создания таких импульсов была достаточно простой: Сталин, который держал НКВД под бдительным контролем, ставил перед органами новые задачи и добивался их активного претворения в жизнь при помощи перетасовок в руководстве наркомата. Новые руководители и уцелевшие старые сотрудники, желая снискать одобрение вождя, а чаще всего - просто сохранить жизнь, действовали беспощадно и требовали соответствующих результатов у своих подчиненных. Страх заставлял забыть обо всем человеческом, превращая сотрудников НКВД в нерассуждающее орудие террора.

Иными словами, репрессии были результатом сложного противоречивого процесса, в котором сталкивались разные группировки и течения. Это вовсе не была простая машина, действующая по нажатию кнопки из какого-то кабинета. Это была борьба, острые операции затухающей гражданской войны. Ведь тот работник НКВД, который посылал на расстрел «бывших работников НКВД за незаконные аресты», назавтра сам отдавал приказ о незаконном аресте - прекрасно зная, чем ему это грозит послезавтра.

В массовых репрессиях надо различать две стороны - целенаправленную и иррациональную (ту, что видится как «массовый психоз», логически необъяснимое поведение в остальном разумных людей и коллективов). На первую сторону процесса политики могут влиять в полной мере, на вторую - в существенной мере, но не вполне. Известно, что репрессии 30-х годов произошли, когда общество в целом находилось в состоянии сильнейшего эмоционального стресса, вызванного перегрузками ХХ века (тому есть много признаков). Прибегая к религиозным понятиям, можно сказать, что во второй половине 30-х годов большая часть тех, кто был прямо вовлечен в индустриализацию, находилась в страстном состоянии.

Трагические последствия массовых репрессий 30-50-х гг. велики. Их жертвами стали как члены Политбюро ЦК партии, так и рядовые труженики, представители всех социальных слоев и профессиональных групп, возрастов, национальностей и вероисповеданий. По официальным данным, в 1930-1953 гг. было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. было расстреляно.

Реабилитация (восстановление в правах) невинных жертв в судебном порядке началась в середине 50-х гг. За 1954-1961 гг. было реабилитировано более 300 тыс. человек. Затем во время политического застоя, в середине 60-х - начале 80-х гг., этот процесс был приостановлен. В период перестройки дан был толчок к восстановлению доброго имени подвергшихся беззаконию и произволу. Их сейчас более 2 млн. человек. Восстановление чести необоснованно обвиненных в политических преступлениях продолжается. Так, 16 марта 1996 г. принят Указ президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий.

Система ГУЛАГа


Первые лагеря на территории Советской республики появились летом 1918 года. Правительственные распоряжения, предписывали проводить «беспощадный массовый террор» против классовых врагов, «сомнительных » отсылать в концентрационный лагерь. Официальному появлению новых карательных учреждений способствовал декрет Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года.

Созданная в 1930 г. система ГУЛАГа (Главное управление лагерей) включала в себя спецпоселения (ссылка), колонии (для осужденных на срок менее 3 лет) и лагеря. Затем в систему ГУЛАГ были включены «Бюро исправительных работ» (БИРы), которые ведали лицами, осужденными к принудительным работам без лишения свободы (то есть с вычетом до 25% заработка). Так, к началу Великой Отечественной войны на учете БИРов ГУЛАГа состояло 1 264 тыс. осужденных. 97% их работали по месту своей основной работы. Это надо учитывать, когда приходится читать фразы типа «он был отправлен в ГУЛАГ» или «за опоздание на работу приговаривали к ГУЛАГу».

К концу 1921 года на территории СССР функционировало 122 лагеря. Естественно, средств выделяемых на содержание заключенных не хватало. Во многих районах возник вопрос о закрытии лагерей из-за невозможности их обеспечения. В первой половине 20-х годов, из тюрем и лагерей стали выпускать тысячи заключенных. Однако данная политика была малоэффективна, т.к. по прошествии нескольких дней, тюрьмы снова наполнялись новыми заключенными.

«Опираясь на данные Давида Руссе, Поль Бартон позаимствовал понятие системы концлагерей (systeme concentrationnaire), которое он считал обоснованным по трем соображениям и для советских лагерей:

) в лагерях пребывает настолько значительная часть населения страны, что только она одна на основе ее расширения представляет собой целое государство в государстве, и не является только частью исправительной системы;

) изоляция заключенных является только одной из функций, являющейся типичной для лагерей, но она играет при этом значительную роль в промышленном производстве, а также в заселении необжитых частей страны;

) советские лагеря служат так же и для того, чтобы держать все население в постоянном страхе и терроре»

Террор большевиков против политических противников имел целью пресечь любые попытки инакомыслия. С каждым днем лагеря росли и набирали мощь. Как ни странно, нормативный акт, регулирующий деятельность данных лагерей, появился лишь к 7-му апреля 1930года, когда СНК СССР принял официальное «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Авторитарная власть получила в свои руки «законный» инструмент для политического и экономического воздействия на общество - ГУЛАГ.

В 1960 и 1970 х годах появились лишь только единичные значительные труды о ГУЛАГе, причем это были литературные произведения: «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Колымские рассказы» (1978), и, конечно же, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). Публикация этого сочинения вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Этот «опыт художественного исследования » является попыткой исторической и одновременно литературной реконструкции. Намерение Солженицына было диаметрально противоположным задаче, которую ставил перед собой Шаламов.

Произведение Солженицына базируется на сотнях рассказов пострадавших, собранных бывшим зэком Александром Солженицыным, которые он дополнил выдержками из конфиденциальных документов лагерной администрации.

Прекрасно проиллюстрировал настроения заключенных в лагерях ГУЛАГА писатель Варлам Шаламов, готовых на всё ради дополнительного куска хлеба, в своем рассказе Шерри - Бренди, посвященном смерти в лагере Осипа Мандельштама. Поэт лежит при смерти, умирает, умер - точно, его уже нет в живых, но он умирает за два дня до своей «официальной» смерти.

«Но списали его на два дня позднее - изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца; мертвец поднимал руку, как кукла-марионетка. Стало быть, он умер раньше даты своей смерти - немаловажная деталь для будущих его биографов».

Также в 1930-е годы в Советской России при помощи лагерей ГУЛАГа была «решена» проблема беспризорных детей.

Декреты СНК от 14 января 1918 года и от 6 марта 1920 года отменили «суды и тюремное заключение для несовершеннолетних».

Но к 1926 году статья 12 УК позволила осуждать детей с 12-ти лет за кражу, насилие и убийства, а указ от 10 декабря 1940 года предусматривал расстрел детей начиная с 12 лет за «повреждение ... железнодорожных или иных путей».

Властями предусматривалось, что дети будут отбывать наказание в детских колониях, но зачастую дети оказывались там, где и взрослые.

Самым ярким примером фальсификации обвинений против несовершеннолетних является дело 16-летнего Юрия Каменева. 30 января 1938 года его расстреляли по приговору Военной коллегии. Не имея никаких доказательств его виновности, Военная коллегия в своем приговоре указала:

«Каменев, находившийся под идейным влиянием своего отца - врага народа Каменева Л.Б., усвоил террористические установки антисоветской, троцкистской организации; будучи озлоблен репрессией, примененной к его отцу как к врагу народа, Каменев Юрий в 1937 году в г. Горьком высказывал среди учащихся террористические намерения в отношении руководителей ВКП(б) и Советской власти».

Несомненно, история ГУЛАГа - это разрушенные судьбы людей, потеря близких, подорванное здоровье и несбыточные надежды. Это история страны, история детей, оставшихся без родителей в детских домах. Это история несделанных открытий, изобретений, ненаписанных книг. Это история мучений и глупости. Это история о том, как сомнительная мечта о всеобщей справедливости и поиск счастья через насилие стала историей беззакония, мук и террора.

Заключение


В ходе внутрипартийной борьбы в 1920-е гг. столкнулись различные, альтернативные точки зрения на пути движения к общей цели - построению социализма. Борьба за социалистические идеалы совмещалась при этом с борьбой за лидерство в партии, в которой победил Сталин и его окружение, опиравшиеся на насильственные методы управления.

Таким образом, идейно-политическая борьба в 1920-е годы отражала не только поиск путей строительства социализма в СССР, но и процесс складывания тоталитарного государства. Одним из признаков тоталитаризма является приоритет государственных интересов над личными, нежелание государства считаться с человеческими жизнями ради общегосударственных и партийных интересов. Как показывает исторический опыт, любое государство для поддержания своей власти использует откровенное насилие, нередко удачно маскируя его под защиту социальной справедливости. Что же касается тоталитарных режимов, то правящий режим во имя своего упрочения и сохранения прибегал наряду с изощренными фальсификациями к грубому произволу, к массовым жестоким репрессиям.

Действовал циничный принцип «Цель оправдывает средства», или, как говорил не раз Сталин, «Лес рубят, цепки летят». Пропагандировалась жертвенность во имя светлого будущего. Невнимание, презрение к человеку проявлялось буквально во всем, начиная от социальной политики и кончая идеологией.

В качестве оправдания избранного курса называлась угроза со стороны врагов - внешних и внутренних, что должны были подтвердить начавшиеся судебные процессы против представителей технической интеллигенции и старых специалистов.

Но все же следует заметить, что тоталитаризм в СССР имел достаточно широкую социальную опору. Несмотря на массу недовольных, большинство людей были искренне преданы идеалам социализма и Сталину. Даже многие из репрессированных рассматривали свою судьбу как печальное недоразумение и надеялись на то, что справедливость все-таки восторжествует.

Список использованной литературы


1. Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина. 1995. №1.

.   Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.

3.       Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе - М.: Высшая школа, 1987..

4. А.П.Деревянко, Н.А Шабельникова «История России» 2-е изд. 2006 г

5. David Rousset: L’Univers concentrationnaire. Paris 1946.

6.       Paul Barton, L’institutionconcentrationnaire enRussie. Paris, 1959

7.       Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.

.        Такер Р.С. Сталин. Путь к власти. 1879-1929

9. Хлевнюк О.В. «1937-й: Сталин, НКВД и советское общество» 1992.

Приложение 1

Картина художника Д.Д. Жилинского. 1986

Похожие работы на - Политический режим в 1920-1930 гг. Массовые репрессии в СССР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!