Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО

национальный исследовательский университет

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



         Курсовая работа по дисциплине: «Финансы»

         на тему: «Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации»


Работу выполнил студент

группы 12а38э-11

Гаврилов А.Н.____________

Проверила:

Макарова С.Д._____________





Н.Новгород, 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1       . Теоретические основы особенностей финансирования АПК

.1 Особенности, роль и отраслевая структура АПК

.2 Источники финансирования АПК

.3 Анализ нормативно-законодательной базы регламентирующей финансирование АПК

Глава 2. Анализ расходов бюджета разных уровней на финансирование АПК

2.1 Расходы федерального бюджета на развитие и содержание АПК России за 2008-2012 гг.

.2 Бюджетное финансирование и кредитование предприятий АПК Нижегородской области

.3 Особенности финансирования АПК в муниципальных образованиях Нижегородской области(на примере Кстовского района)

Глава 3. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК

3.1 Виды государственной поддержки сельского хозяйства

.2 Стратегическое направление финансирования АПК

Вывод

Список литературы

Введение

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в России, доля ВВП составляет более 15%.

Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления.

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.

Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.

Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.

В современных макроэкономических условиях предприятиям агропромышленного комплекса требуется эффективный источник финансирования, прежде всего, для обновления основных фондов. Именно этим обусловлена актуальность темы курсовой работы

Предметом исследования курсовой работы является финансирование расходов агропромышленного комплекса.

Цель работы - изучение финансирования агропромышленного комплекса РФ на примере Нижегородской области и проанализировать ее финансирование.

Задачи работы:

. исследовать теоретические аспекты агропромышленного комплекса;

. изучить отраслевую структуру сельского хозяйства;

. рассмотреть расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса;

. провести анализ финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области.

Научная база. Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской экономике, труды и разработки ведущих экономистов - аграрников. В работе использованы положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах, а также материалы всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.

Глава 1      
Теоретические основы особенностей финансирования АПК

1.1     Особенности, роль и отраслевая структура АПК

агропромышленный бюджетный финансирование сельский

Агропромышленный комплекс - это функциональная многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Формирование АПК связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства, которая значительно углубила и расширила технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики. Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании АПК.

Сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место и обладает рядом особенностей. Важнейшей из них является то, что ведение производства органично связано с использованием земли и природной среды; при этом земля служит главным средством производства. Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов растений, что предопределяет несовпадение периода производства с рабочим периодом. Сельское хозяйство во многом зависит от пока еще управляемых климатических и погодных условий, отличается большой территориальной рассредоточенностью производства; в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, в воспроизводственном процессе используется продукция собственного производства (семена, корма и др.). То есть, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Трудно найти другую отрасль хозяйства, которая оказывала бы такое широкое и многообразное воздействие на экономику, социальные отношения и состояние окружающей среды.

В структуре АПК Российской Федерации выделяют три сферы:

) отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.;

) сельское хозяйство и лесное хозяйство;

) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, - пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса

Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК.

В целях повышения темпов роста агропромышленного комплекса России была разработана государственная программа развития АПК.

.2       Источники финансирования АПК

Рыночные отношения способствовали возникновению самостоятельности в решении вопросов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от централизованного финансирования командно-административной экономики. Для российских предприятий отсутствие знаний в области рыночной экономики, опыта работы на рынке, в том числе и в выборе источников финансирования, явилось одной из причин сложного финансового состояния. Поскольку только приемлемая для конкретного субъекта хозяйствования структура источников финансирования позволяет решить цели и задачи функционирования предприятия.

Решающая роль финансирования в деятельности предприятий определяет необходимость изучения источников финансирования настоящего периода. Условие переходности экономики актуализирует исследование в данном направлении.

Современные источники финансирования предприятий в рамках проводимого исследования представлены как источники самофинансирования, заемные источники и источники бюджетного финансирования. Источники самофинансирования рассматриваются с позиции внутреннего финансирования, к внешнему финансированию отнесены заемное и бюджетное.

Источники самофинансирования, или собственные средства хозяйствующих субъектов, относятся к числу наиболее очевидных ресурсов, аккумуляция которых реальна для предприятий, как ни одни другие, хотя и обладают свойством предельности.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятий происходит в момент учреждения любого хозяйствующего субъекта, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования могут быть акционерный капитал, паевые взносы или бюджетные средства. Именно вариант объединения капитала участников и степень ответственности каждого обусловливают различия организационно-правовых форм хозяйствования.

Уставный капитал определяет размер имущества предприятия, является источником собственных средств формирования основного и оборотного капитала. Минимальный размер уставного капитала определяется законодательно: для открытого общества - не менее 1000-кратной суммы МРОТ, для общества закрытого типа - 100-кратная сумма МРОТ и др.

Для увеличения уставного капитала формируется добавочный капитал, включающий результаты переоценки основных фондов, эмиссионные доходы акционерного общества, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств. За время существования предприятия уставный капитал может не только увеличиваться, в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов, но и дробиться, уменьшаться.

Если в акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В то же время акционеры, не полностью оплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

В открытом акционерном обществе допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана тем, что инновационный процесс в данной отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли.

Наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости для экономики страны обуславливает актуальность бюджетного финансирования отрасли.

Оно осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.

Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:

. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР, образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства.

. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.)

Расходов федерального бюджета

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Сельское хозяйство и рыболовство

149.5

150.5

152.7


В 2013-2014 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 152,7 млрд руб. в 2014 г.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

1.3    
Анализ нормативно-законодательной базы регламентирующей финансирование АПК

Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Основу регулирования бюджетных отношений составляет Бюджетный кодекс РФ. Налоговые отношения урегулированы частью I Налогового кодекса РФ, Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., законами, регулирующими взимание отдельных видов налогов. Отношения по поводу страхования охватываются законодательством, в основе которого - Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. Банковская деятельность регулируется особым банковским законодательством, во главе которого - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции законов с 1995 по 1999 г., а также Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г., изложивший данный Закон в новой редакции. Для регулирования кредитных и расчетных отношений наиболее значимы нормы ГК РФ и Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. Для регламентации рынка ценных бумаг весьма важны положения ГК РФ, а также Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. и др.

Законодательство о финансовых отношениях в сельском хозяйстве отражает государственную политику в этой области. Основы данной политики установлены Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14 июля 1997 г. Так, ст. 2 данного Закона "Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства" установлено, что государство регулирует финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение в сельском хозяйстве. Отдельные статьи Закона установили основные начала этой деятельности. Ряд нормативных актов был принят в целях ее правового обеспечения. За последние годы Президентом РФ и Правительством РФ принимались нормативные акты об экономическом функционировании агропромышленного комплекса, содержащие определенные меры государственной поддержки АПК, включающие вопросы дотаций и инвестиций в сельскохозяйственное производство.

Правовое регулирование финансирования сельскохозяйственного производства.

Финансирование сельскохозяйственной деятельности из бюджетных денежных средств - один из способов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сейчас политика в области финансирования АПК существенно изменилась. Упор делается на те виды экономического стимулирования, которые подталкивают предпринимателей в сельском хозяйстве к активным действиям на рынке, а не к ожиданию очередной финансовой помощи от государства. К таким мерам относятся регулирование кредита, налоговое регулирование и др.

В то же время финансирование прочно входит в перечень способов, с помощью которых государство контролирует и управляет экономическими отношениями в аграрном секторе, и совершенный отказ от него не предвидится.

Нормативную основу правового регулирования финансирования АПК составляет уже упомянутый Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". Как установлено глава 1 ст. 3 Закона, государство финансирует АПК за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников. Кроме того, финансирование допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита.

Кредитные отношения с участием коммерческих банков подчиняются нормам гражданского законодательства (глава 42 "Заем и кредит" ГК РФ) и иным нормативным актам.

Предоставление же кредита из государственных или муниципальных денежных средств регулируется специальным законодательством. В основе этого законодательства находится Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства".

В то же время деятельность банков, выполняющих операции по кредитованию из средств государственного бюджета, подчиняется и общим нормам ГК РФ о займе и кредите.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

Заем - понятие более общее, и заимодавцем может быть любое лицо, а не обязательно кредитная организация. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 809 ГК РФ). Можно сказать, что кредит рассматривается как особый случай займа. Поэтому ГК РФ (ч. 2 ст. 819) устанавливает, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не установлено законом.

Среди договоров, определяемых ГК РФ и имеющих место в сельскохозяйственных отношениях, выделяют особые разновидности: товарный кредит и кредит коммерческий. По договору товарного кредита могут быть переданы только вещи, определенные родовыми признаками, а не деньги (ст. 822).

Коммерческий кредит, по определению ст. 823 ГК РФ, это особое условие при заключении основной сделки, связанной с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей. При этом кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту применяются правила, установленные гражданским законодательством для займа и кредита, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

На кредитные отношения в АПК распространяются общие требования о форме кредитного договора, а именно кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность.

Как уже говорилось, кредитование сельскохозяйственного производства - одна из целей, на которую направляются средства федерального бюджета в соответствии со ст. 3 Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".

Участием государства в кредитных отношениях, при условии залога под этот кредит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в' соответствии с данным Законом являются:

• выделение бюджетных ресурсов для кредитования;

• само кредитование;

• выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Собственно, в положениях упомянутого Закона отражен основной взгляд современной политики на роль государственного кредитования АПК. Так, Законом установлены основные направления расходования денежных средств федерального бюджета при государственном кредитовании. Это:

• краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

• долгосрочное кредитование агропромышленного производства;

• предоставление кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

Правительство РФ создает специальные фонды государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования их средств.

При любых формах участия государства в кредитных отношениях в АПК законодательством устанавливаются особые требования к порядку их установления Когда речь заходит о финансировании какой-то определенной разновидности сельскохозяйственной деятельности, то вопросы ее финансирования из государственного бюджета могут быть дополнительно урегулированы законодательством об этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод по 1 главе, что АПК является одной из основных отраслей экономики России, на которое приходится 15% ВВП всей страны. В этой сфере заняты более 1/3 всего населения России. Финансирование АПК с каждым годом увеличивает. Поддержка государства очень велика, создаются новые программы по поддержки сельского хозяйства, велика доля финансирования на развитие сельского хозяйства. Нормативна - законодательная база затрагивает все сферы финансирования и регулирует все виды финансовых отношений в сфере АПК.

 

Глава 2. Анализ расходов бюджета разных уровней на финансирование АПК


.1 Анализ расходов федерального бюджета на развитие и содержание сельского хозяйства России за 2008-2012 гг.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 предусматривались в сумме 132 180,0 млн. рублей (без учета средств, предусмотренных на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, - 5 420,0 млн. рублей), сводной бюджетной росписью с изменениями по состоянию на 1 января 2013 года -131 480,0 млн. рублей, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» -130 000,0 млн. рублей.

Расходы федерального бюджета по Госпрограмме исполнены в сумме 131 428,1 млн. рублей, или 99,4 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 99,96 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Объем неисполненных расходов составил 51,9 млн. рублей.

Объемы ресурсного обеспечения Госпрограммы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, по ее направлениям значительно отличаются от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями). Так, объем ресурсного обеспечения по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» установлен паспортом Госпрограммы на 2012 год в объеме 31,3 млрд. рублей, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) - 11,0 млрд. рублей (исполнение к паспорту Госпрограммы составило 35,2 %), по направлению «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» - 15,3 млрд. рублей и 11,8 млрд. рублей (исполнение к паспорту Госпрограммы - 76,9 %), по направлению «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» - 15,0 млрд. рублей и 26,8 млрд. рублей (исполнение к паспорту Госпрограммы - 178,4 %), по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» - 66,8 млрд. рублей и 80,9 млрд. рублей (исполнение к паспорту Госпрограммы - 121,1 %), по направлению «Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» - 1,5 млрд. рублей и 6,9 млрд. рублей соответственно (исполнение в 4,6 раза выше установленного паспортом Госпрограммы).

Значительная часть основных показателей Госпрограммы, характеризующих развитие агропромышленного комплекса, не выполнена. Из 9 агрегированных показателей выполнен лишь один - «Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности», показатель доли российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов выполнен на 99,9 %. Из 49 целевых индикаторов не выполнено 23, или 46,9 %.

Целевые индикаторы и показатели федеральных целевых программ, входящих в состав Госпрограммы, также выполнены не в полной мере.

Так, по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» из 13 основных целевых индикаторов и показателей программы плановые задания достигнуты по 8 позициям (61,5 %); по ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года» из 13 запланированных целевых индикаторов и показателей ФЦП не достигнуты 4 показателя.

Анализ реализации Госпрограммы за 2008 - 2012 годы свидетельствует о несовершенстве планирования мероприятий и их ресурсного обеспечения. Увеличение финансового обеспечения мероприятий Госпрограммы на 18,5 % за весь период ее реализации не в полной мере обеспечило выполнение поставленных задач - 67 % индикаторов и показателей Госпрограммы остались невыполненными. При этом целевые индикаторы реализации программных мероприятий не корректировались в связи с изменением их ресурсного обеспечения. В ходе реализации Госпрограммы за 2008 - 2012 годы не достигнута одна из основных ее целей - обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства на 4 %, который составил 3,4 %. На момент завершения программы сократилась площадь посевов основных сельскохозяйственных культур (по зерновым - на 8 %), снизилась их урожайность (по зерновым и зернобобовым культурам в среднем - на 5,5 ц/га).

Результаты проверки эффективности использования государственных средств на развитие растениеводства показали, что показатели развития растениеводства, утвержденные в рамках региональных программ, не соответствовали показателям, установленным в соглашениях с Минсельхозом России (в отдельных случаях были занижены в 2 раза).

По итогам реализации Госпрограммы выполнение индикатора по индексу физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составило 76 % при плановом значении 162,9 %, что не позволило создать полноценные условия для технологической модернизации сельского хозяйства. За период реализации Госпрограммы приобретено 100 тыс. единиц тракторов, что составляет 57,1 % планового значения (175 тыс. тракторов), 35 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов (63,6 %) при плановом значении - 55 тыс. зерноуборочных комбайнов.

Несмотря на увеличение в ходе реализации Госпрограммы ресурсного обеспечения мероприятий по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в 1,4 раза, не удалось сформировать и обеспечить расширенный доступ сельхозтоваропроизводителей к эффективным кредитным ресурсам. Финансирование по данному направлению составило 419,7 млрд. рублей, или 63,9 % общего объема ресурсного обеспечения Госпрограммы на 2008 - 2012 годы. По данным Минсельхоза России, общая кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций достигла 1,8 трлн. рублей, превысив на 18,2 % объем их выручки. Мероприятия Госпрограммы были сориентированы преимущественно на субсидирование процентной ставки по кредитам сельхозтоваропроизводителей (до 48 % ресурсного обеспечения Госпрограммы). Проверки Счетной палаты показали, что фактическая потребность в инвестиционных кредитах оказалась ниже запланированной, при этом потребность в краткосрочных кредитных ресурсах почти в 2 раза превысила плановую, что в результате привело к перераспределению значительных объемов субсидий с одного вида кредитов на другой.

Негативное воздействие на выполнение показателей и индикаторов Госпрограммы оказали последствия засухи, недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, низкая товарность в ряде подотраслей сельского хозяйства (молочное животноводство, овощеводство), обусловленная высоким удельным весом в производстве продукции хозяйств населения, неблагоприятная эпизоотическая ситуация в свиноводстве, глобальная и региональная финансово-экономическая нестабильность, приводящая к высоким колебаниям мировых цен на продовольствие, рост мировых и внутренних цен на энергоресурсы.

Анализ реализации Госпрограммы показал, что мероприятиями программы не были предусмотрены меры по переходу к инновационному развитию сельского хозяйства. Реализация Госпрограммы не обеспечила формирование механизма по внедрению результатов и передовых технологий в производственные и технологические процессы. Недостаточная разработанность теоретических и практических положений по переводу

сельского хозяйства на инновационный путь развития, технологической модернизации и экологизации агропромышленного производства создает риски нереализации Госпрограммы на 2013 - 2020 годы.

.2 Бюджетное финансирование и кредитование предприятий АПК Нижегородской области

Нижегородская область, образованная Постановлением ВЦИК от 14 января 1929 года (в период с 1932 по 1990 год - Горьковская область), включала территорию Нижегородской и Вятской губернии, Муромского уезда Владимирской губернии, Марийской и Вотской автономных областей.

Область расположена в центре Европейской части России, в 430 километрах восточнее Москвы на месте слияния Оки и Волги.

В составе Нижегородской области имеется 414 муниципальных образований, из них:

43 муниципальных района и 9 городских округов;

26 городов, из них 9 городов областного и 17 районного значения;

64 городских и 298 сельских поселений.

Территория области составляет около 76,6 тыс. квадратных километров, на ней свободно могли бы разместиться, к примеру, Нидерланды и Швейцария или Бельгия и Дания вместе взятые. Область простирается с севера на юг более чем на 400 километров и делится Волгой на две неравные по площади части - лесное Заволжье и лесостепное Правобережье.

Разнообразие растительного и животного мира обусловлено тем, что регион расположен в трех природных зонах: тайги, широколиственных лесов и степей. Вегетационный период длится от 110-120 дней на севере до 135-140 дней на юге области. Леса занимают около 4 млн. га. По территории области проходит северная, наиболее сложная граница знаменитого русского чернозема. Рубеж между таежно-боровым и дубравно-лесостепным царствами - р. Волга. По течениям рек Ветлуги и Суры проходят границы распространения многих уральско-сибирских и западно-европейских видов древесной растительности (пихта сибирская, ель сибирская и европейская, ясень обыкновенный, зеленчук желтый, подлесник европейский и др.).

По данным статистики на 1 января 2013 года на территории Нижегородской области проживает 3289,8 тыс. человек, из них в сельской местности - 686,3 тыс. человек, что на 7,1 и на 5,3 тыс. человек соответственно меньше 2012 года.

По итогам работы в 2012 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 46,3 млрд. рублей, что на 2,8 млрд. рублей, или на 5,7% меньше уровня 2011 года. Это обусловлено тем, что в 2012 году наблюдается снижение цен по сравнению с 2011 годом: по молоку - на 4,7%, по картофелю - на 44,4%, по овощам: помидора - на 13,6%, капуста - на 26,8%, морковь - на 20,6%, свекла столовая - на 48,3%.

Индекс физического объема составил 100,4%, в том числе растениеводство - 103,6%, животноводство - 96,7%.

Рост производства отмечается по картофелю - 102,2% к уровню 2011 года, по овощам - 114,3%, по сахарной свекле - 117,4%, по льно-волокну - 127,1%, по рапсу в 4,6 раза, по молоку - 102,4%

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

На развитие агропромышленного комплекса в 2012 году из областного бюджета выделено 3713,6 млн. рублей (в рамках действующих целевых программ и внепрограммных мероприятий), в т.ч. 506,8 млн. рублей на социальное развитие села.


Финансирование основных мероприятий областного бюджета в 2012 году осуществлялось на условиях софинансирования расходов федерального бюджета, в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2011-2012 годы», «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2009 - 2013 годы», «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы» и других.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2012 году были:

субсидии на поддержку животноводства - 1439,1 млн. рублей;

субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса (далее - АПК), крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ), сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006-2012 годах на срок от 2 до 10 лет - 341,4 млн. рублей;

субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года - 229,5 млн. рублей;

субсидии на поддержку элитного семеноводства - 46,6 млн. рублей;

на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами - 40 млн. рублей и др.

Из федерального бюджета поступило 1913,6 млн. рублей (в том числе 176,7 млн. рублей капитальные вложения). Основная часть средств была направлена на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях - 513,7 млн. рублей и субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (СКПК) на срок до 1 года - 317,2 млн. рублей, на элитное семеноводство, племенное дело, на возмещение части страховых платежей, на финансирование экономически значимых программ и на другие цели.

Финансирование АПК из областного бюджета, млн. рублей


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012г.

1

2

3

4

5

6

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации

135,2

302,7

152,6

164,3

160,2

Агрохиммелиорация

77,5

26,5




Финансирование работ по агролесомелиоративным мероприятиям

1,5





Ремонт и содержание мелиоративных систем

10,5

10,3

9,0



Агрохимобследование

7,1

2,2

3,0



Формирование кадрового потенциала АПК в Нижегородской области

23,4

35,1

37,0

38,7

38,5

Финансовая поддержка племенного животноводства

63,8

99,0

92,7

65,1

119,2

Финансовая поддержка за реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства (растениеводства)

24,6

25,3

19,2

19,4

26,8

Финансовая поддержка на стабилизацию и увеличение поголовья крупного-рогатого скота

214,0

359,0

935,5

1614,2

1439,1

Субсидии на поддержку производства льна и конопли

6,0

5,9

9,3

6,0

10,5

Финансовая поддержка элитного семеноводства

21,3

59,6

74,2

54,9

46,6

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских коммерческих организациях

424,1

500,3

621,1

578,3

570,9

Возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, полученным ЛПХ, КФХ и кредитными, снабженческими и потребительскими кооперативами

12,6

13,3

11,3

6,9

9,1

Компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений …

34,2

28,9

39,2

41,6

45,4

Возмещение части затрат на оплату первоначального взноса при получении техники по лизингу

165,9

147,8

10,0



Финансовая помощь по приобретению ГСМ

206,0

12,8




Предоставление средств областного бюджета на погашение реструктурированной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами


7,5

39,0

52,6

40,0

ОЦП «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области» на 2007-2010 г.

4,8

2,1

1,5



ОЦП «Покупайте нижегородское на 2009-2012 годы»


0,5

0,6

1,1

1,1

Субсидии на комбикорма

30,5





Возмещение части расходов на приобретение и переоформление прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

6,8

5,4

6,5

7,0

4,7

Компенсация части затрат на подключение к энергетическим мощностям

4,2





Создание и развитие единого информационного пространства в АПК области

1,6

2,3

3,5

3,8

4,7

Компенсация части затрат по вводу в сельскохозяйственный оборот залежных земель

62,4

39,0




Научно-прикладные работы

2,1

0,6

0,7

0,4

0,4

Консультационное обслуживание

9,7

5,5




Поощрение муниципальных районов, городских округов, организаций АПК Нижегородской области …

21,5

22,0

20,3

19,8

19,9

Формирование регионального зернового фонда для нужд Нижегородской области

29,4

11,8

6,7

2,7

4,6

Финансовая помощь на ликвидацию последствий стихийных бедствий

0,1

0,9

300,0

0,3


Подпрограмма «Использование природного газа в качестве топлива…»


14,4




Субсидии перерабатывающим предприятиям на производство сухого молока


28,2




Субсидии на возмещение части затрат по вводу объектов инженерной и производственной инфраструктуры


55,2

58,0

43,4

152,6

Возмещение расходов по закладке и уходу за многолетними насаждениями

0,5

0,5

0,4

0,4

0,04

Субвенции на возмещение части затрат на обеспечение семенами сельскохозяйственных культур



592,4



Возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства



7,0

62,8

29,8

Экономически значимые программы




647,4

432,0

Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм





23,4

Поддержка начинающих фермерских хозяйств





20,0

Прочие

0,2

1,0

2,0

11,4


Капитальные вложения в сельском хозяйстве

602,7

310,3

471,8

492,5

506,8

Итого:

2203,9

2135,9

3524,5

3935,0

3713,6

Кроме того, финансирование подведомственных организаций

2,2

7,2

13,4

15,5

7,3


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

6

Поддержка племенного животноводства

48,1

78,6

94,4

52,0

62,4

Поддержка элитного семеноводства

20,7

24,2

18,8

66,6

45,1

Поддержка производства льна и конопли

4,3

3,6


13,2

16,5

Возмещение расходов по закладке и уходу за многолетними насаждениями

1,5

0,5


0,799


Компенсация части затрат на приобретение средств химизации

288,6

258,9

97,4

100,3

89,2

Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских коммерческих организациях

144,3

275,3

223,6

389,4

317,2

Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских коммерческих организациях

346,0

374,4

494,6

497,1

513,7

Компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений...

38,5

30,9

60,6

68,0

93,3

Субсидирование части затрат на приобретение ГСМ

148,6





Субвенции на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных, биологических ресурсов и объектов животного мира

0,72

0,6




Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам полученным малыми формами хозяйствования в российских коммерческих организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах

197

209,5

209,5

171,9

171,3

Возмещение части затрат на комбикорма

170,4





Капвложения (газификация, водоснабжение, жилье, образовательные учреждения)

173,7

149,2

127,7

131,01

176,7

Экономически значимые программы




198,2

382,8

Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм





21,6

Поддержка начинающих фермерских хозяйств





23,7

Прочие

30,1

7,8

0


0,1

Итого:

1612,7

1413,8

1326,5

1688,5

1913,6


Таким образом, совокупная финансовая поддержка агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составила 5,6 млрд. рублей, что на уровне 2011 года.

В структуре финансирования агропромышленного комплекса областной бюджет занимает 66%, федеральный - 34%.


В 2012 году привлечено 12,4 млрд. рублей кредитных ресурсов с субсидированием части процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе 2,7 млрд. рублей инвестиционных кредитов на приобретение племенного скота, техники и оборудования. Из общей суммы кредитных ресурсов 1356,0 млн. рублей использовано малыми формами хозяйствования.

.3 Особенности финансирования АПК в муниципальных образованиях Нижегородской области (на примере Кстовского района)

Развитие АПК Кстовского района осуществляется по районной целевой программе "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КСТОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ".

Цели, задачи и мероприятия Программы в первую очередь направлены на решение проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе, среди которых следует выделить проблемы как федерального, регионального так и районного уровня:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:

в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, как в целом обеспечивающий устойчивость АПК;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Кстовский район является крупным сельскохозяйственным районом Нижегородской области Приволжского федерального округа, имеющим большие возможности для развития сельскохозяйственного производства: благоприятные природные условия, развитую транспортную сеть, высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию.

Агропромышленный комплекс (далее также - АПК) включает:

· сельское хозяйство;

· предприятия сервисного и материально-технического снабжения;

· промышленность, перерабатывающую сельскохозяйственное сырье.

Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 12 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, 40 крестьянских (фермерских) хозяйства, широкая сеть некоммерческих садоводческих, огороднических и частных объединений и личных подсобных хозяйств граждан.

За 2012 год сельскохозяйственными товаропроизводителями Кстовского района Нижегородской области произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 884,6 млн. рублей или 89 % к уровню предыдущего года. Индекс физического объёма продукции сельского хозяйства составил 89%.

Сельскохозяйственными организациями области от реализации продукции, товаров работ и услуг в 2012 году получена выручка в сумме 701 млн. рублей, что на 3,3 млн. рублей больше уровня 2011 года. Уровень рентабельности от всей производственно-финансовой деятельности за 2012 год составил 10,7 %.

Положительный финансовый результат отмечается в 10 сельскохозяйственных организациях, или в 83 % от их общего количества (в 2011 году - 100%).

Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2012 год составила в среднем 14200 рублей или 105 % к соответствующему периоду предшествующего года (в 2011 году - 13871 рубль).

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

Всего на развитие АПК Кстовского района в 2012 году выделено 120 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 92 млн. рублей, из федерального бюджета 28 млн. рублей. Дополнительно через Фонд поддержки агропромышленного комплекса и производительных сил муниципальных образований поступило 25 млн. рублей.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что расходы федерального бюджета по Госпрограмма исполненяются в полном объеме. Сумма финансирования Нижегородской области с каждым годом увеличивается, что приводит к развитию АПК области, ее конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, дохода предприятий, росту бюджета области, комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса.

 

Глава 3. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК


.1 Виды государственной поддержки сельского хозяйства

В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Полномочия по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам Российской Федерации.

При финансовой поддержке из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.

3.2 Стратегическое направление финансирования АПК

Из федерального бюджета в 2011 году бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы выделяются средства на условиях софинансирования на реализацию следующих мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственного производства:

.Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;

.Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1199 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»;

.Субсидии на поддержку племенного животноводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства»;

.Субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства»;

.Субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 179 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота»

.Субсидии на поддержку отраслей растениеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1174 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на поддержку отдельных отраслей растениеводства»;

.Субсидии на поддержку экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»;

.Субсидии в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»;

.Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года».

Вывод

На основе проведенного анализа в рамках рассматриваемой в работе проблемы представляется возможным сделать следующие общие выводы:

Агропромышленный комплекс (АПК) - это функциональная многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Структура АПК включает три сферы:. Производство средств производства для сельского хозяйства АПК;

П. Сельское хозяйство;. Отрасли, осуществляющие заготовку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основные направления развития агропромышленного комплекса России определены Государственная программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, которая разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Источниками финансирования АПК Нижегородской области являются:

средства федерального бюджета, средства областного бюджета, внебюджетные средства.

В структуре финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области областной бюджет занимает 66%, федеральный - 34%.

В 2012 году привлечено 12,4 млрд. рублей кредитных ресурсов с субсидированием части процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе 2,7 млрд. рублей инвестиционных кредитов на приобретение племенного скота, техники и оборудования. Из общей суммы кредитных ресурсов 1356,0 млн. рублей использовано малыми формами хозяйствования.

Средства финансирования направляются на:

поддержку инвестиционной деятельности;

повышения плодородия почвы и содержание государственных мелиоративных систем т.д.;

кредитования и страхования в сфере агропромышленного производства;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов, дотации на поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства и т.д.

Основной формой финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций и других сельских товаропроизводителей является льготное кредитование: сезонных затрат, затрат на приобретение техники и оборудования, затрат на формирование недвижимого имущества Таковы основные результаты исследования, проведенного в курсовой работе. Таким образом, все поставленные в процессе работы задачи были решены, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы

1.Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

. Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г.

.Программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области 2007- 2010 года.

. Болоничева Т.В., Поддубняк О., ФЭМИ «Современное состояние агропромышленного комплекса в Нижегородской области». - М., ЮНИТИ, 2008.

. Районная целевая программа "Развития агропромышленного комплекса кстовского района Нижегородской обюласти 2013-2020 годы "

. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.- М. 2007 г.

. Радугин Н. О федеральном бюджете агропромышленного комплекса // Экономист. - 2009

. Министерство сельского хозяйства Нижегородской области http://www.mcx-nnov.ru/

. Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/

. Беспахотный Г.В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011.

Похожие работы на - Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!