Теория финансов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория финансов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание, значение, специфика, задачи и роль финансового контроля

. Институт банкротства, как инструмент финансового оздоровления национальной экономики страны

. Задача

. Практическое задание

Список используемых источников

1.Содержание, значение, специфика, задачи и роль финансового контроля

Финансовый контроль - это система проверки степени надлежащего исполнения финансовой, основной и инвестиционной деятельности предприятия с целью установления правильности и законности проводимых финансовых операций, выявления резервов повышения эффективности производства. Объектами финансового контроля выступают денежные и распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, а субъектами - внешние и внутренние контролеры.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой <#"justify">2.Институт банкротства, как инструмент финансового оздоровления национальной экономики страны

Переход экономики на рыночный путь развития означает предоставление хозяйствующим субъектам полной самостоятельности в организации и управлении их деятельностью, способствующих активизации предпринимательской инициативы и творчества, направленных на получение прибыли. Параллельно возрастает степень хозяйственного риска и финансовой ответственности предприятий и их собственников за результаты работы.

Процесс экономической перестройки народного хозяйства сложен. Под воздействием множества внешних и внутренних факторов ряд белорусских предприятий оказались неплатежеспособными. Их кризисное состояние усугубляется изношенностью основных фондов и невозможностью в связи с этим обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и рентабельную работу. Такие предприятия стали обузой для национальной экономики, т. е. банкротами.

Банкротство предприятий всегда сопряжено с определенными потерями капиталов, сокращением производственных мощностей, появлением безработных и связанными с этим социальными конфликтами. Тем не менее структурная перестройка и, следовательно, общий экономический рост белорусской экономики невозможен без ликвидации технически отсталых предприятий, производящих ненужную продукцию, расходующих на нее огромную массу дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов.

Понятие «несостоятельность» («банкротство») указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм.

Надо отметить, что не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о признании предприятия-должника банкротом. Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника.

Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения хозяйственного суда. Законодательство в банкротстве не ограничивается лишь ликвидационными процедурами. Значительное место в нем отводится процедурам организационным, включая внешнее управление и санацию (оздоровление). Все эти варианты направлены на продолжение деятельности предприятия, оказание ему финансовой помощи с целью обеспечения его нормального дальнейшего функционирования.

Таким образом, государство принимает на себя функции регулирования экономических отношений в случаях банкротства хозяйствующих субъектов, отдавая приоритет интересам кредиторов. Кредитор должен иметь гарантии получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие. Вместе с тем задача состоит в том, чтобы добиваться сохранения бизнеса с использованием самых различных методов: диверсификации, реструктурирования капитала предприятия-должника, выделения отдельных подразделений в самостоятельные производственные структуры и т. д.

Возможны варианты, когда государство не способно эффективно выполнять роль собственника по отношению к предприятию-банкроту и не имеет необходимые финансовые источники для восстановления его платежеспособности. Тогда оно может продать его новому собственнику, который должен рассчитаться за все долги. При этом производство сохраняется, и бизнес продолжает функционировать. В случае, если продажа по каким-либо причинам исключается, может приниматься решение о преобразовании предприятия в акционерное общество с закреплением за государством контрольного пакета акций и продажей остальной части акций инвесторам, согласным их купить, погасив при этом долги данного предприятия. Подобный подход представляется целесообразным потому, что дает наибольшие шансы сохранить в экономике функционирующие производственные единицы, выпускающие необходимую продукцию, дающие прибыль и соответствующие отчисления в государственный бюджет.

Государственное регулирование процессами экономической санации и банкротства предприятий осуществляется на основе нормативных актов. В Республике Беларусь в этой области действуют Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В последнем нормативном документе четко разграничиваются понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство». Это сделано для того, чтобы не допустить случаев «ложного банкротства», к которому иногда прибегают кредиторы и собственники предприятий в корыстных интересах. Примеры таких фактов широко известны в сфере становления частного бизнеса в Российской Федерации.

Экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Основной формой борьбы с экономической несостоятельностью предприятий признается их досудебное оздоровление. Для этого на руководителей и учредителей организаций, а также на государственные органы управления возлагается обязанность своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности.

Такими мерами могут быть:

изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;

взыскание дебиторской задолженности;

выделение бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение кредитных договоров, погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

достижение соглашений с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;

изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой сумм перечисленных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой этих платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов в период действия такого кредита;

предоставления кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

реорганизации юридических лиц и принятия иных мер, не противоречащих законодательству.

Приведенный перечень мер по финансовому оздоровлению предприятий достаточно широк и дает им реальные возможности выхода из временного экономического кризиса. Для управления и координации данных процессов при республиканских органах государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), в задачи которых входят разработка мер по досудебному оздоровлению, подбор и аккредитация лиц на осуществление деятельности в качестве временного (антикризисного) управляющего, подготовка предложений по проектам мировых соглашений и т, п.

Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Процедура банкротства предприятия производится лишь в крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность или нецелесообразность проведения досудебного оздоровления. Для признания должника банкротом кредитор должен подать в хозяйственный суд заявление, предусматривающее наличие для этого в совокупности трех оснований.

Первое основание: наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

Второе основание: кредитор должен предъявить доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.

Третье основание: установление минимального размера суммы задолженности перед кредитором, необходимой для подачи заявления о банкротстве. Для обычных предприятий - 100 и более базовых величин. Для градообразующих и приравненных к ним организаций, госорганизаций, организаций с долей госсобственности в уставном фонде, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих международные заказы, - 2,5 тыс. базовых величин.

Требование наличия в совокупности всех трех факторов для возбуждения дела о банкротстве позволяет избежать массового его характера и нацеливает руководство на активную работу по санации, восстановлению эффективной деятельности и платежеспособности предприятий. При непринятии своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также доведении предприятия до банкротства виновные в этом физические лица уплачивают штраф в размере от 10 до 50 базовых величин, а юридические лица - в размере от 50 до 500 базовых величин.

Кроме того, собственники предприятия, учредители, руководители, виновные в доведении его до экономической несостоятельности (банкротства), несут субсидиарную ответственность по обязательствам перед кредиторами. Это значит, что при недостаточности имущества у предприятия для покрытия долгов, их взыскание возлагается и на средства указанных физических лиц.

Санация предприятий и восстановление их платежеспособности требуют не только проведения квалифицированного менеджмента, но и главным образом существенных финансовых вливаний. Для этого ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматривается выделение необходимых денежных средств, а Национальный банк Республики Беларусь утверждает порядок предоставления соответствующих кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебной санации в защитном периоде и планов санации.

предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворенной структуры баланса. Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности;

к предприятию-должнику могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию, т. е. оздоровление предприятия-должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидок с долгов.

На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого принимается одно из следующих решений:

оказать предприятию государственную финансовую поддержку;

приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;

преобразовать предприятие в казенное, т. е. фактически в бюджетное;

продать предприятие с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества;

предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности хозяйственным судом.

Предприятие считается устойчиво неплатежеспособным в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов.

К признакам несостоятельности (банкротства) относятся:

Присутствие неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве);

наличие у должника возможности неудовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и представление должником в хозяйственный суд документов, содержащих недостоверные сведения о составе его имущества и (или) обязательств.

Для установления наличия (отсутствия) признаков экономической несостоятельности (банкротства) проводятся:

анализ и оценка обоснования должником невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления должником о своей экономической несостоятельности (банкротстве) в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами в соответствии с Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. №140/206 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №19, 8/24865).

На основании полученных значений указанных коэффициентов проводится оценка платежеспособности должника в соответствии с постановлением

Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. №1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствова-ния» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 5/34926).

3.Задача

Определите среднегодовую стоимость основных средств и налог на недвижимость, если:

стоимость основных средств на начало года - 284 976 тыс. у.е.

в октябре планируется вывод основных средств - 15 378 тыс. у.е.

норма амортизации за отчетный год составила 14,2 %.

Решение

)Определим первоначальную стоимость основных средств на конец года

976 х 8700 = 2 479 291 200 руб.

490 х 8700 = 239 163 000 руб.

378 х 8700 = 133 788 600 руб.

479 291 200 + 239 163 000 + 133 788 600 = 2 852 242 800 руб.

)Определим сумму амортизационных отчислений

852 242 800 х 14,2% = 405 018 477 руб.

)Определим остаточную стоимость основных средств на конец года

852 242 800 - 405 018 477 = 2 447 224 323руб.

)Определим среднегодовую стоимость основных средств

479 291 200 + 2 447 224 323 / 2 = 2 463 257 761 руб.

)Рассчитаем налог на недвижимость

447 224 323 х 1% = 24 472 243 руб.

Ответ: Среднегодовая стоимость основных средств составила 2 463 257 761 руб., а налог на недвижимость 24 472 243 руб.

ревизия банкротство оздоровление отчетность

4. Практическое задание

Практическое задание выполняется с использованием данных бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложения №5 к бухгалтерскому балансу. На основании этой информации составляется таблица.

№ п/пНаименование показателейСумма1Выручка от реализации продукции471052Внереализационные доходы за минусом убытков-86933Доходы по ценным бумагам-4Первоначальная стоимость основных средств139745Начисленный износ на 01.01. 2011 г.6676Амортизационные отчисления за 2011г.98117Стоимость сырья и основных материалов394678Стоимость вспомогательных материалов2959Транспортно-заготовительные расходы-10Услуги сторонних организаций28411Арендная плата2612Процент за краткосрочный кредит22%13Прочие расходы667414Платежи за землю (за месяц)15Экологический налог (за месяц в пределах лимита)16Фонд заработной платы239717НДС за прошлый месяц-18Ставка акциза (%)-

Список используемых источников

1.Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Минск: БГЭУ, 2006. - 351с

2.Теплякова, Н.А. Финансы и финансовый рынок: ответы на экзаменационные вопросы / Н.А. Теплякова. - 2-е изд., перераб и доп. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 224с.

3.Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 4-е изд.; испр. - Минск: Вышейшая школа, 2008. - 528 с.

4.Финансы и финансовый рынок: учебное пособие / Т.Е. Кобринский и [др.]; под ред. Т.Е. Кобринский. - Минск: Выщейшая школа, 2011. - 343с.

.Ханкевич Л.А. Финансы: ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 112с.

Похожие работы на - Теория финансов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!