Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

Введение

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина», в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.

В состав госпошлины как федерального сбора вошла плата за государственную регистрацию, которая уплачивалась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Рассмотрение новаций законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли на предприятии ООО «Премиум».

Задачами курсовой работы являются:

) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;

) рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования института государственной пошлины;

) рассмотрение объектов налогообложения государственной пошлиной;

) определение круга налогоплательщиков государственной пошлины;

) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;

) представление видов налоговых ставок государственной пошлины;

) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;

) определение роли государственной пошлины в структуре налоговых отчислений (на примере ООО «Премиум»).

1. Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

налогоплательщик пошлина льгота

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий[1].

Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами[2].

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины - это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении налогоплательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [3].

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.

Четкого критерия ограничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

.2 Налогоплательщики государственной пошлины, объекты налогообложения, система ставок, порядок и сроки уплаты

Налоговый кодекс РФ называет в качестве налогоплательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ) [1].

Под объектом налогообложения взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.

В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:

действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;

действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

нотариальные действия;

действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;

действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;

государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия[5].

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)

при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ) [6]. Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:

квитанция, выдаваемой налогоплательщику банком;

квитанция, выдаваемой налогоплательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата[3].

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

.3 Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:

) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;

) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

) льготы при обращении в арбитражные суды;

) льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

) льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предоставляются федеральным органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям, полностью финансируемых из федерального бюджета - за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судам общей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям - при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям, архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищам культурных ценностей - за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам - авторам культурных ценностей - за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей; физическим лицам - участникам и инвалидам Великой Отечественной войны - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также другим категориям граждан и организациям[1].

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам о взыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:

) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

) истцы - инвалиды I и II группы;

В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершение нотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражные суды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанных в перечне.

1.4 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Правовое регулирование возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов (сборов) осуществляется в порядке, установленным ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ, а также ст. 333.40, определяющей особенности возврата и зачета государственной пошлины (п. 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).

уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

возврат заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории РФ и на территории РФ, проездного документа беженца.

В перечисленных случаях государственная пошлина возвращается в полном объеме.

Также предусмотрены случаи частичного возврата государственной пошлины:

при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины

при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины

В пунктах 2, 4 ст. 333.40 указаны случаи, когда возврат государственной пошлины не может быть осуществлен, не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:

государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния;

государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Порядок возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, и уплаченной за совершение иных юридически значимых действий различен.

Заявление о возврате государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дел судами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным судом РФ, а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ) и мировыми судьями подается в налоговый орган по месту нахождения суда, который рассматривал или должен был рассматривать дело.

К заявлению о возврате государственной пошлины должны быть приложены следующие документы:

платежные документы об уплате государственной пошлины. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме должны быть приложены подлинники платежных документов. При частичном возврате государственной пошлины - их копии.

решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Государственная пошлина должна быть возвращена налогоплательщику в течение месяца с момента подачи заявления о возврате государственной пошлины. Орган Федерального казначейства осуществляет возврат государственной пошлины в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2011 г. №116н. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате[7].

Зачет государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий аналогичных тем, за которые была уплачено пошлина.

Заявление о зачете государственной пошлины необходимо подать в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Также как к заявлению о возврате государственной пошлины, к заявлению о ее зачете должны быть приложены:

платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины;

решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины.

Срок подачи заявления о зачете государственной пошлины также ограничен тремя годами со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет[8].

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины являются формами изменения срока уплаты сбора, т.е. переносом установленного сока уплаты на более поздний срок (ст. 61 Налогового кодекса РФ).

Рассрочка или отсрочка государственной пошлины может быть предоставлена на срок от одного до шести месяцев (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ). Проценты на сумму государственной пошлины не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка (рассрочка) [1].

2. Анализ действующего механизма исчисления и уплаты государственной пошлины на предприятии (на примере ООО «Премиум»)

.1 Организационно-экономическая характеристика

ООО «Премиум» - общественное объединение граждан и (или) юридических лиц созданное из райпотребсоюза в 1994 году по территориально - производственному признаку на основе членства путем объединения его имущественных паевых взносов для торговой, материальной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Районное потребительское общество учреждено в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.1997 года. ООО «Премиум» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» другими источниками РФ, Уставом.

ООО «Премиум» - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках и другие реквизиты.

Граждане и юридические лица, внесшие вступительные взносы в общество, являются пайщиками.

Вышестоящей организацией ООО «Премиум» наделенные правами контроля за финансово - хозяйственной деятельностью потребительского общества - члены краевого союза, является Краснодарский союз потребительский обществ.

Целями данного общества является удовлетворение материальных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели оно осуществляет розничную торговлю, в том числе путем создания торговых предприятий, магазинов, коммерческих центров, киосков; осуществляет реализацию продукции научного промышленного, оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, промышленных товаров; транспортно - экспедиционную деятельность; грузовые перевозки автомобильным транспортом; деятельность ресторанов и кафе; сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества; оптовая торговля зерном, семенами и кормами сельскохозяйственных животных; производство продуктов из мяса и рыбы и другие виды деятельности. Защита государственной тайны является основным видом деятельности.

Управление обществом осуществляет общее собрание пайщиков, совет общества и правление общества. Высшим органом является общее собрание общества. Свои полномочия оно осуществляет через собрание пайщиков кооперативных участков и общее собрание уполномоченных общества. Исполнительным органом является правление общества. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организациями осуществляет ревизионная комиссия.

К исключительной компетенции общего собрания пайщиков относятся: - принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;

определение основных направлений деятельности;

утверждение программ развития общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

принятие решений о реорганизации и ликвидации общества;

избрание председателей и членов совета, членов ревизионной комиссии общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание и другие полномочия.

Совет ООО «Премиум» является органом управления и подотчетен его общему собранию. Он осуществляет полномочия, определенные законом и уставом ООО «Премиум», за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания.

Правление ООО «Премиум» является исполнительным органом, создаваемым для ведения хозяйственной деятельностью общества. Председатель правления несет персональную ответственность достоверность бухгалтерской, статистической и иной отчетности в пределах своей компетенции.

Реорганизация или ликвидация может осуществляться по решению общего собрания общества. Общество может быть ликвидировано: по решению общего собрания общества; по решению суда; при признании общества несостоятельным (банкротом). Ликвидация производится назначенной обществом ликвидационной комиссией. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению общества. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество, выявляет дебиторов и кредиторов общества и рассчитывается с ними, оценивает имущество общества, составляет ликвидационный баланс и предоставляет его собранию общества. Общество считается ликвидированным с момента исключения из государственного реестра.

Самый низкий показатель себестоимости реализованной продукции наблюдается в 2010 году, затем отмечается тенденция увеличения себестоимости, о чем говорит абсолютное отклонение, оно составило в период с 2010 по 2011 год 3581 тыс. р., в следующий отчетный период наблюдается резкий рост себестоимости, абсолютное отклонение составило - 7280 тыс. руб. Темп роста этого показателя также увеличивается на 7,3%, т.е. показатель прогрессирующий.

В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, наблюдается динамика такого показателя как выручка от реализации: можно отметить, что абсолютное отклонение в период с 2010 по 2011 год достаточно большое в 4077 тыс. р. и в период с 2011 по 2012 год наблюдается рост данного показателя, здесь абсолютное отклонение2010201120122011 к 20102012 к 20112011 к 20102012 к 20111. Выручка от реализации, тыс. р.50841549186411540779197108,0116,72. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.42923465045378435817280108,3115,63. Прибыль от реализации, тыс. р.1189125093461-316105,174,74. Прибыль до налогообложения, тыс. р.12919661074-32510874,811,25. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.12092,512389,512826297436,5102,4103,56. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.6776102049467,53428-736,5150,692,87. Среднесписочная численность персонала, чел.356330330-26092,7100,08. Фонд оплаты труда, тыс. р.49266260811013341858127,1129,79. Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп.84,484,783,90,3-0,8100,399,010. Рентабельность продукции, %2,82,71,7-0,1-196,462,911. Рентабельность производства, %6,84,34,8-2,50,563,2111,612. Фондоотдача, р.4,24,44,90,20,5104,8111,413. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз7,55,46,8-2,11,472,0125,914. Период оборачиваемости оборотных средств, дней4866,752,918,7-13,8138,979,315. Производительность труда, тыс. р./чел.142,8166,4194,323,627,9116,5116,816. Среднемесячная заработная плата, тыс. р.1,151,582,050,430,47137,4129,7

Анализируя динамику такого показателя как прибыль от реализации, можно отметить, что этот показатель имеет тенденцию к снижению. Так в период с 2010 по 2011 абсолютное отклонение составило 61 тыс. руб., а в период с 2011 по 2012 − -316 тыс. руб. это связано с тем, что себестоимость продукции значительно увеличивается. Также существенно изменяется темп роста этого показателя: он резко сократился на 30,4%.

Рассматривая показатель прибыли до налогообложения, можно отметить, что показатель имеет неоднородную динамику: в период с 2010 по 2011 г. наблюдается резкое снижение, при этом абсолютное отклонение составляет -325 тыс. руб., а в последующий период абсолютное отклонение данного показателя составляет 108 тыс. руб. Темп роста данного показателя вырос на 36,4% за рассматриваемый период.

Проводя анализ такого показателя как среднегодовая стоимость основных средств можно отметить, что наблюдается тенденция прогрессирующего роста: с 2010 по 2011 год прирост составил 2,4%, а в период с 2011 по 2012 3,5% - это говорит о том, что предприятие стало больше приобретать имущества, например, машины и оборудование в 2012 г., соответственно стоимость приобретенного имущества увеличилась. Темп роста также увеличился на 1,1%.

Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в первый отчетный период на 50,6% - это связано с увеличением дебиторской задолженности предприятия. А вот уже в период с 2011 по 2012 год наблюдается резкий скачок в сторону уменьшения среднегодовой стоимости оборотных средств, о чем свидетельствует абсолютное отклонение в -736,5 тыс. р. - т.к. кредиторская задолженность увеличилась.

Среднесписочное число работников уменьшилось с 2010 по 2011 год на 26 человек, а в последующий период этот показатель не изменился. Рассматривая динамику показателя фонда оплаты труда, отметим, что наблюдается тенденция роста данного показателя. Прирост в первый период (с 2010 по 2011 гг.) составил на 27,1%, а во второй период (с 2011 по 2012 гг.) - 29,7%. Это говорит о том, что предприятие сокращая свои трудовые ресурсы соответственно увеличило фонд оплаты труда.

Все выше перечисленные данные экономических показателей были взяты из годовых балансов ООО «Премиум» за три отчетных года.

Далее приступим к анализу расчетных экономических показателей, которые рассчитываются на основе данных показателей, анализируемых выше.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции в на данном предприятии в 2010 г. составили 84.4, в 2011 этот показатель несколько увеличился (на 0.3 коп.), а в 2012 г. составил наиболее «выгодный» - 83,7 копеек. Так же данные абсолютного отклонения говорят о снижении темпа роста в период с 2011 по 2012 г. на 1%.

Показатель рентабельности продукции имеет тенденцию к снижению: с 2010 по 2011 год он снизился на 3,6%, а вот уже с 2011 по 2012 год показатель уменьшается на 37,1%. Динамика показателя напрямую связана с динамикой прибыли от реализации продукции. В общем можно сказать, что этот показатель регрессирующий.

У показателя рентабельности производства наблюдается сначала уменьшение абсолютного отклонения в период с 2010 г. по 2011 г. на 2.5%, но затем показатель несколько возрастает на 0,5%. Его динамика напрямую зависит от динамики показателя прибыли до налогообложения. Темп роста увеличился на 48,4%.

Показатели фондоотдачи имеют тенденцию к увеличению: сначала на 0,2 руб., а затем на 0,5 руб. Это связано с приобретением предприятием основных средств. Темп роста подвержен прогрессии на 6.6%. Этот показатель находится в прямой зависимости от выручки от реализации и обратной зависимости от основных средств.

Самый высокий коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2010 году (7,5 раз), показатели выручки от реализации и среднегодовой стоимости оборотных средств за этот год ниже, чем в остальные годы, в последующий период показатель имеет тенденцию к увеличению. Темп роста увеличивается на 53,9%. Что касается такого показателя как период оборачиваемости оборотных средств, то он высок в 2011 году - 66,7 дней, а низок в 2012 году - 48 дней, т.е. абсолютное отклонение составляет 18,7 дней. Темп роста снижается на 59,6%.

Анализируя показатель производительность труда, можно сказать о том, что он прогрессирующий. Так, абсолютное отклонение в преиод с 2010 по 2011 г. составило 23, 6 тыс. руб./чел., а в последующий период - 27,9 тыс. руб./чел. Это связано как с уменьшением численности работников в 2011 г., так и с увеличением выручки от реализации. Темп роста растет, увеличение составляет 0,3%.

В 2010 году выявлена самая низкая среднемесячная заработная плата, чем в 2011 и в 2012 годах, абсолютное отклонение составляет 0,43 тыс. руб. в первый период и 0,47 тыс. руб. во второй анализируемый период. Увеличение среднемесячной заработной платы связано и со снижением численности работников и с увеличением фонда оплаты труда. Темп роста снижается - он уменьшается на 7.7%.

В целом по результатам анализа экономических показателей, за три финансовых отчетных года, предприятие обладает финансовой независимостью от заемных средств, имеет ликвидный баланс и сохраняет стабильность получения прибыли.

2.2 Формирования государственной пошлины на предприятии

Уплата государственной пошлины на предприятии ООО «Премиум» представлена в таблице 2.2

Размер государственной пошлины зависит от суммы иска, поэтому в 2011 г. в связи с подачей искового заявления в суд на достаточно большую сумму она составила 616 руб. В 2012 г. Госпошлина была уплачена за подачу искового заявления в размере 200 руб., что меньше на 416 руб. или 32,47% от предыдущего года. В 2006 г. было уплачено за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на общую сумму 800 руб. Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции в 2006 г. уплачена не была.

Таблица 2.2. Уплата государственной пошлины за период с 2011 по 2006 гг.

Показатели Годы2011 г., руб.2012 г., руб.2006 г., руб.Темп роста, %Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции616200-32,47Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей--800100Итого за три года1616

За три рассматриваемых года было уплачено 1616 рублей государственной пошлины.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная пошлина на данном предприятии уплачивается не регулярно и связана с уплатой государственной пошлины с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции.

Рассмотрим для сравнения уплату ЕСН как одного из налоговых отчислений на предприятии ООО «Премиум».

Сравним следующие отчисления на предприятии: ЕСН и государственную пошлину. По имеющимся данным об уплате ЕСН в Пенсионный фонд РФ, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по одному из месяцев года составлена таблица 2.3. Из представленной таблицы видно, что государственная пошлина занимает очень незначительную часть в представленных налоговых отчислениях предприятия.

Таблица 2.3. Сравнительный анализ уплаты государственной пошлины и ЕСН на предприятии за период с 2011 по 2006 гг

Показатели ГодыТемп роста, %Абсолютное отклонение, +/-2011 г2012 г2006 г2012 г. к 2011 г2006 г. к 2012 г2012 г. к 2011 г2006 г. к 2012 гГосударственная пошлина, руб.61620080032,5400-416600Отчисления в ФФОМС, руб.69835356620506,5187,228373085Отчисления в ТФОМС, руб.1186088361205074,5136,4-30243214Отчисления в ПФР, руб.15791114547723850092,1163,9-1243493023

Сравнивая отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, который также представляет собой часть ЕСН, и уплату государственной пошлины, можно сделать вывод о том, что темп роста по государственной пошлине был ниже темпов роста отчислений в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 42% или на выше на 3440 рублей в 2012 г. и выше на 263,6% или ниже на 2614 рублей в 2006 г.

Наиболее значительными на предприятии среди налоговых отчислений по ЕСН являются отчисления в Пенсионный фонд РФ. При проведении сравнительного анализа данных отчислений и отчислений по государственной пошлине видно, что государственная пошлина, уплаченная в 2011 г. на 157295 рублей или на 256,3% ниже, чем отчисления в Пенсионный фонд РФ за этот год. В последующие года динамика не меняется и уплаченная государственная пошлина гораздо ниже отчислений в Пенсионный фонд РФ (на 145277 и 237700 рублей в 2012 и 2006 гг. соответственно).

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что государственная пошлина занимает незначительную часть в структуре налоговых отчислений, в частности и по представленным отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ на предприятии ООО «Премиум».

3. Рекомендации по совершенствованию государственной пошлины

С 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2011 г. №127-ФЗ введена в действие еще одна глава части второй Налогового кодекса РФ - гл. 25.3 «Государственная пошлина».

В новой гл. 25.3 в основном сохранен ранее действовавший порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, регулируемый Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2012-1 «О государственной пошлине» (в ред. изм. и доп.). Вместе с тем новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины содержит ряд новых существенных моментов.

Изменены размеры подлежащей уплате госпошлины (п. 1 ст. 333.21). Например, изменена шкала определения размера госпошлины по искам и заявлениям имущественного характера (подп. 1); минимальный размер подлежащей уплате госпошлины составляет 500 руб., а не 100 руб.; по искам неимущественного характера госпошлина подлежит уплате в сумме 2000 руб., а не 1000 руб.; по заявлениям о признании должника банкротом подлежит уплате госпошлина в сумме 2000 руб. (ранее - 1000 руб.) и другие.

Установлена обязанность по уплате госпошлины по новым категориям заявлений (п. 1 ст. 333.21 и п. 1 ст. 333.22); отменена обязанность по уплате госпошлины (подп. 12 п. 1 ст. 333.21) при подаче апелляционных и кассационных жалоб на определения о наложении судебных штрафов; изменен порядок уплаты госпошлины при увеличении истцом размера исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22); установлен порядок определения размера государственной пошлины при выходе суда за пределы исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ) и другие изменения. Это говорит о том, что законодательство о государственной пошлине в настоящее время находится на стадии реформирования[9].

С 2007 предусматривается продление срока по предоставлению отсрочки или рассрочки с 6 месяцев до 1 года. Это очень важное изменение в пользу налогоплательщиков, так как не все физические лица и организации в состоянии уплатить сразу всю сумму начисленной государственной пошлины, например, при подаче заявления по имущественным вопросам.

Наиболее важной проблемой, требующей законодательного разрешения является определение четких критериев отграничения государственной пошлины от иных сборов. Необходимо закрепить критерии отнесения государственной пошлины именно к сборам. Это позволит определить место государственной пошлины в налоговой системе Российской Федерации.

Государственная пошлина на предприятии ООО «Премиум» уплачивается не регулярно и связана с уплатой государственной пошлины при подаче исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции и при плате за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Она занимает малую часть в структуре налоговых отчислений, в частности и по рассмотренным отчислениям в ПФ, ФФОМС и ФТОМС, на предприятии ООО «Премиум». Таким образом уплата государственной пошлины не является обременительной для предприятия по причинам ее незначительного размера и нерегулярной оплаты.

Для исключения возможности неоднократного использования одного и того же документа, подтверждающего уплату государственной пошлины данному предприятию можно порекомендовать при заполнении показателя «Примечание» платежного документа, а также при заполнении показателя «Наименование платежа» указывать «Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции». То есть не допускать ошибок при заполнении платежных документов. Это позволит обеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что не будет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплаты государственной пошлины.

Регистрирующим (налоговым) органам необходимо обеспечить информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах регистрирующих (налоговых) органов.

Заключение

В пункте 1 ст. 333.16 НК РФ дано определение государственной пошлины - сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками государственной пошлины являются:

обязательность ее уплаты;

принудительный характер ее уплаты. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины;

добровольный характер уплаты.

На основе проведенного анализа отметим, что ООО «Премиум» обладает финансовой независимостью от заемных средств, имеет ликвидный баланс и сохраняет стабильность получения прибыли.

Уплата государственной пошлины на предприятии ООО «Премиум» осуществляется не регулярно при подаче исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, а также при плате за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Она занимает малую часть в структуре налоговых отчислений, в частности и по рассмотренным отчислениям в ПФ, ФФОМС и ФТОМС, на рассматриваемом предприятии ООО «Премиум».

В качестве рекомендации по совершенствованию государственной пошлины будет недопущение ошибок при заполнении платежных документов. Это позволит обеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что не будет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплаты государственной пошлины.

Чтобы налогоплательщики могли ориентироваться в изменяющемся законодательстве, в частности по государственной пошлине, налоговым органам необходимо обеспечить информирование о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах налоговых органов.

Список литературы

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 575 с.

2.Налоговое право: Учебник /под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юрист, 2011. - 332c.

.Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) /под общ. ред. А.А. Ялбулганова - Система ГАРАНТ, 2012. - 134 с.

.Развитие налогового законодательства в России: вопросы теории и практики /под ред. А.А. Ялбулганова - М.: «Готика», 2011. -242 с.

.Борисов А.Н. Государственная пошлина: новая глава части второй Налогового кодекса РФ // «Право и экономика» - 2012. - №2, с. 35-42

.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «ЭЛИТ», 2012. -725 с.

.Баталова Л.А. Арбитражная практика по делам об уплате госпошлины // «Налоговые споры: теория и практика» - 2012. - №06 (18), с. 11-18.

.В.А. Митюшев Госпошлина «по частям» // «эж-ЮРИСТ» - 2011. - №48

.Скуратовский М.Л. Новации законодательства о государственной пошлине // «Арбитражная практика» - 2012. - №03 (48), с. 23-31

10.#"justify">.http://www. nalog.ru

Похожие работы на - Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!