Сущность налогов, их функции. Налоговая система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность налогов, их функции. Налоговая система Республики Беларусь

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти...». Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование - вот далеко не полный перечень тех направлений расходов бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений [1, c. 10].

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [5].

От налога следует отличать сбор. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [5].

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговая теория - это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Общественное их содержание проявляется в том, что налоги выступают частью единого процесса воспроизводства. Материальная основа налогов проявляется в финансовых ресурсах, мобилизуемых государством у налогоплательщиков [4, c. 27].

Таблица 1 - Теории налогов и их краткая характеристика

НазваниеПериодКраткая характеристикаТеория обменаСредние векаВозмездный характер налогообложения (уплачивая налоги, граждане получают блага у государства в виде охраны, поддерживания порядка и др.)Атомистическая теорияЭпоха ПросвещенияГраждане должны поделиться с государством своими доходами, так как последнее обеспечивает защиту жизни и имущества подданныхТеория страхованияПервая половина 19 в.Налоги рассматриваются в качестве платежа на случай возникновения какого-либо рискаКлассическая теория18-19 вв.Налоги должны покрывать затраты по содержанию правительства, другая роль налогам не отводитсяТеория наслажденияПервая половина 19 в.Обратная позиция теории обмена. Наслаждение - это блага, предоставляемые государством общему, за что население должно платить налогиТеория общественных потребностей19-20 вв.Поскольку существуют общественные потребности (будь то образование, оборона), то обязанностью населения является возмещение расходов посредством налоговых изъятийКейнсианская теорияПервая половина 20 в.Налоги рассматриваются не только как способ изъятия средств государством, но как инструмент регулирования экономических отношенийНеоклассическая теорияПервая половина 20 в.Теория связана с поиском методов снижения инфляции: тем корпорациям и группам населения, которые формируют потребительский спрос, предоставляются налоговые льготыТеория экономики предложенияНачало 80-х гг. 20 в.Снижение налогов и предоставление налоговых льгот с целью развития предпринимательской инициативы, активизации инвестиций, обновления и расширения производства

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции налогов:

фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

регулирующая - регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов; суть которой сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

стимулирующая - оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;

сдерживающая - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

воспроизводственная - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов,

перераспределительная - обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства;

контрольная - своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;

социальная - поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения [4, c. 39].

Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.

Налоговая система Республики Беларусь как независимого государства начала складываться в начале 90-х годов прошлого века после распада СССР. В условиях глубокого экономического кризиса о создании эффективной налоговой системы речь не шла. Необходимо было, по крайней мере, не допустить снижения поступлений в государственный бюджет. Для этого Верховным Советом Республики Беларусь в конце 1991 - начале 1992 года был принял пакет из девяти законов, заложивших основы налоговой системы страны.

С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже и ряд других законов по каждому налогу, заложивших правовую базу налогообложения в стране. В настоящее время основы налогообложения закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, Особенной его части, а также в Законе Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 431-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

Формирование налоговой системы происходило в условиях фискального кризиса начала 90-х гг. ХХ в., характерного для всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики. Налоговая система Республики Беларусь создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов [9, c. 64].

В течение 1992-2012 гг. налоговая система Республики Беларусь подвергалась многим корректировкам при сохранении изначально заложенных принципов, методов и форм налогообложения. За прошедшие 20 лет произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счёт объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, отменен ряд налогов. Ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения.

Вместе с тем налоговая система Республики Беларусь насчитывает порядка 28 различных налогов, сборов, платежей и пошлин, которые классифицируются согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, его Особенной части по четырем признакам: республиканские налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог; налог на недвижимость, земельный налог; экологический налог, налог за добычу (изъятие природных ресурсов, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам Республики Беларусь; оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, государственные пошлины, патентные пошлины); местные налоги и сборы (налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей); особые режимы налогообложения (налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма); налогообложение отдельных категорий плательщиков (особенности налогообложения в свободных экономических зонах, налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений) [2].

Динамика поступления налоговых платежей в бюджет в 2006-2012 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика налоговых доходов бюджета республики и их роль в формировании доходов бюджета, млрд. руб.

ПериодНалоговые доходыБюджетные доходыВВПДоля налогов в доходах бюджета, %Доля налогов в ВВП, %200626929,038391,27926770,134,0200734235,648049,09716571,335,2200846808,465663,412979171,336,1200941304,746740,813744288,430,1201044874,948754,216447692,027,3201173445,985608,427428285,826,82012 (январь-сентябрь)98899,7112544,136720487,926,9

Итак, как видно из таблицы 2, налоговые доходы играют важную роль в формировании доходов бюджета Беларуси. Так, в 2006 г. за счет налогов было сформировано более 70 % доходов консолидированного бюджета, к 2010 г. этот показатель увеличился до 92 %, что свидетельствует об усилении концентрации доходов и недостаточном привлечении неналоговых поступлений. Доля налоговых платежей в ВВП в начале анализируемого периода (2006 г.) составила 34 %, в условиях макроэкономической стабильности 2006-2008 гг. доля налогов в ВВП повышалась, после начала мирового финансового кризиса был осуществлен поворот в сторону сокращения бюджетных расходов и, соответственно, доли перераспределяемого в форме налогов ВВП.

Таким образом, основные этапы реформирования созданной в 1992-1994 годах налоговой системы страны по времени совпали с реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь: сначала на 1996-2000 годы, а затем на 2001-2005 годы. В результате осуществленных преобразований, включающих введение в действие Общей части Налогового кодекса и принятие мер по унификации налоговых законодательств Беларуси и России, на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения. Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, офшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов [3, c. 12].

Налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям.

) Необходимо и далее упрощать систему налогового и социального законодательства с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов и повысить уверенность сотрудников бухгалтерии при подготовке и подаче электронных деклараций. Необходимо отметить, что принятие Особенной части Налогового кодекса значительно уменьшило количество нормативных актов, регулирующих налогообложение, однако содержание правовых норм требует дальнейшей оптимизации.

) необходимо добиться стабильности налогового законодательства, то есть незначительное изменение не чаще одного раза в год, является важной предпосылкой для уменьшения времени, затрачиваемого предприятиями на изучение законодательных нововведений и подготовку налоговой отчётности, и улучшения рейтинга соответственно. Прежде всего следует исключить практику введения норм «задним числом», что традиционно вызывает большой объём дополнительной работы у бухгалтеров.

ЗАДАЧА 1

налог изделие рентабельность функция

Определить отпускную цену и рентабельность изделия, если полная себестоимость изделия 700 тыс. р., прибыль 95 тыс. р., ставка акциза 15 %, ставка НДС 20 %. Определить, как изменится налог на добавленную стоимость, прибыль и рентабельность, если организация реализует изделие по цене 1200 тыс. р. Найдем уровень рентабельности изделия по формуле:

УР = Прибыль / Себестоимость изделия * 100.

/ 700 * 100 = 13,6 %.

Рассчитаем оптовую цену изделия без косвенных налогов:

ОЦбезКН = Себестоимость изделия + Прибыль = 700 + 95 = 795 тыс. р.

Найдем сумму акциза:

Акциз = ОЦбезКН * Ставка акциза = 795 * 15 / 100 = 119,3 тыс. р.

Найдем оптовую цену изделия с акцизом:

ОЦ = 795 + 119,3 = 914,3 тыс. р.

Найдем сумму НДС:

ОЦ * Ставка НДС = 914,3 * 20 / 100 = 182,9 тыс. р.

Найдем отпускную цену изделия:

ОтпЦ = ОЦ + НДС = 914,3 + 182,9 = 1097,2 тыс. р.

Найдем сумму НДС при условии, что организация реализует изделие по цене 1200 тыс. р.:

НДС = Отпускная цена * Ставка НДС / (100 + Ставка НДС) = 1200 * 20 / 120 = 200 тыс. р.

Следовательно, налог на добавленную стоимость вырастет на 200 - 182,9 = 17,1 тыс. р.

Рассчитаем оптовую цену изделия:

- 200 = 1000 тыс. р.

Найдем сумму акциза:

Акциз = Оптовая цена * Ставка акциза / (100 + Ставка акциза) = 130,4 тыс. р.

Следовательно, сумма акциза увеличится на 11,1 тыс. р.

Найдем прибыль:

П = Отпускная цена - НДС - Акциз - Себестоимость изделия = 1200 - 200 - 130,4 - 700 = 169,6 тыс. р., увеличившись на 74,6 тыс. р.

Рентабельность изделия составит:

,6 / 700 * 100 = 24,2 %, увеличившись на 10,6 п.п.

ЗАДАЧА 2

Организации предоставлен кредит в размере 800 млн. р. на срок с 25 февраля по 25 августа текущего года. Годовая процентная ставка равна ставке рефинансирования НБ РБ, увеличенной на 9 п.п. Определить подлежащую возврату сумму, если платежи по кредиту осуществляются каждый месяц, база для расчета процентных платежей - остаток долга, долг гасится равными частями.

Ставка рефинансирования в настоящее время составляет 28,5 % годовых, следовательно, ставка по кредиту составит 37,5 % годовых. Срок кредитования - 6 месяцев. Ежемесячный размер погашаемого основного долга составит:

/ 6 = 133,33 млн. р.

Примем год равным 360 дней, месяц - 30 дней. Следовательно, месячная процентная ставка составит:

,5 / 12 = 3,125 %.

Проценты, подлежащие уплате 25 марта, составят:

* 3,125 / 100 = 25 млн. р.

Общая величина платежа составит:

+ 133,33 = 158,33 млн. р.


- 133,33 = 666,67 млн. р.

Проценты, подлежащие уплате 25 апреля, составят:

,67 * 3,125 / 100 = 20,83 млн. р.

Общая величина платежа составит:

,83 + 133,33 = 154,16 млн. р.

Остаток задолженности составит:

,67 - 133,33 = 533,34 млн. р.

Проценты, подлежащие уплате 25 мая, составят:

,34 * 3,125 / 100 = 16,67 млн. р.

Общая величина платежа составит:

16,67 + 133,33 = 150 млн. р.

Остаток задолженности составит:

,34 - 133,33 = 400,01 млн. р.

Проценты, подлежащие уплате 25 июня, составят:

,01 * 3,125 / 100 = 12,50 млн. р.

Общая величина платежа составит:

,50 + 133,33 = 145,83 млн. р.

Остаток задолженности составит:

,01 - 133,33 = 266,68 млн. р.

Проценты, подлежащие уплате 25 июля, составят:

,68 * 3,125 / 100 = 8,33 млн. р.

Общая величина платежа составит:

,33 + 133,33 = 141,66 млн. р.

Остаток задолженности составит:

,68 - 133,33 = 133,35 млн. р.

Проценты, подлежащие уплате 25 августа, составят:

,35 * 3,125 / 100 = 4,17 млн. р.

Общая величина платежа составит:

,17 + 133,35 = 137,52 млн. р.

Общая сумма, подлежащая возврату, составит:

,33 + 154,16 + 150 + 145,83 + 141,66 + 137,52 = 887,5 млн. р.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бельчина Е.С. Налоги и налогообложение: учебник / Е.С. Бельчина. - Мн.: БГАТУ, 2011. - 216 с.

.Бюджетная политика [Электронный ресурс] / Министерство финансов. - Минск, 2013. - Режим доступа: www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 21.03.2013.

.Кийко Д.Н. Изменения в налоговый кодекс: что ждет плательщиков / Д.Н. Кийко // Финансы Учет Аудит. - 2012. - №10. - С.8-13.

.Курчак М.Н. Налоги и налогообложение: пособие / М.Н. Курчак. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 151 с.

.Налоговый кодекс Республики Беларусь: общая часть // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - №2/3948.

.О республиканском бюджете на 2010 г.: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. №79-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2009.

.О республиканском бюджете на 2011 г.: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №176-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010.

.О республиканском бюджете на 2012 г.: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. №331-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.

.Полуян В. Отдавая - получать / В. Полуян // Экономика Беларуси. - 2012. - №1. - С.64-72.

.Тетерина Л.М. Налоги и налогообложение: учебник / Л.М. Тетерина. - Мн.: МИУ, 2010. - 281 с.

.Федорова А. Бюджет-2012: долги рефинансируем, дефицита не допускаем / А. Федорова // ЭГ. - 2012. - 28 сен. - С.4.

Похожие работы на - Сущность налогов, их функции. Налоговая система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!