Номер
документа
|
Дата
составления
|
12
|
3,11,02
|
Место составления акта г. Бишкек
Начало приемки 10 час. 22 мин. Окончание приемки
11. час. 10 мин. Принят и осмотрен груз, прибывший по счету № 120 «28» октября
19_ г. Удостоверение о качестве (сертификат) № 21101 со станции (пристани).
Кыргызстан товарная по сопроводительному транспортному документу № 0_5232_1
«31» октября в вагонах № 100639. Отправитель Лакокрасочный завод. Москва, ул.
Зеленая. 20.
Акт о приемке материалов (ф. М-7) является
первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.
Материальные ценности, которые находятся в
стадии технической приемки, лабораторного испытания, приходными документами не
оформляются (то же, если потребитель отказался от оплаты). Они принимаются на
ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в
специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и
«Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих
групп - по отдельным партиям поступивших ценностей. Эти товарно-материальные
ценности должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов
приемки не расходоваться.
Прибывшие ценности приходуются в соответствующих
единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др. Если они поступают в
одной единице измерения, например в квадратных метрах (рубероид), а отпускаются
в другой (в рулонах), то их целесообразно учитывать одновременно в двух
единицах измерения.
Таким образом, поступившие материальные ценности
оформляются соответствующими первичными документами: приходными ордерами,
актами, товарно-транспортными накладными, накладными-требованиями и др.
Учет поступления материалов и расчетов с
поставщиками и подрядчиками. Для обобщения информации о наличии и движении
принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и
других ценностей предназначен активный синтетический счет «Материалы», который
имеет восемь субсчетов:
. Сырье и материалы.
. Покупные полуфабрикаты и комплектующие
изделия, конструкции и детали.
. Тара и тарные материалов.
. Запасные части.
. Прочие материалы.
. Материалы, переданные в переработку на
сторону.
. Строительные материалы.
Информация о наличии и движении принадлежащих
предприятию малоценных и быстроизнашивающихся предметов (хозяйственного
инвентаря, инструментов и приспособлений общего и специального назначения и
других средств труда, включаемых в состав средств в обороте) обобщается на
активном синтетическом счете 1750 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Указанный счет имеет следующие субсчета: 1 «Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы в запасе»; 2 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в
эксплуатации»; 3 «Временные (не титульные) сооружения».
По дебету этих счетов отражаются остатки
ценностей на начало и конец отчетного периода и их поступление, а по кредиту -
расход (выбытие). Причем указанные ценности на этих счетах могут учитываться
либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), которая
складывается из стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и
доставке на предприятие, либо по учетным ценам. При этом предприятия, которые
учитывают ценности на счетах 1620 «Материалы» и 1750 «Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы» по учетным ценам, используют активный
синтетический счет «Отклонение в стоимости материалов». При необходимости также
может применяться активный синтетический счет «Заготовление и приобретение
материалов» и др.
В случаях, когда какие-либо изделия, материалы,
продукты питания приобретаются промышленными предприятиями для продажи или
когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается
в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями,
отдельно для их учета применяется счет (1640) «Товары».
Как известно, материальные ценности в основном
поступают от поставщиков. Для системного отражения операций приобретения
материалов, расчетов за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и
расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях ведения учета по полной
журнально-ордерной форме предназначен журнал-ордер 6, который ведется по
кредиту пассивного счета (3110) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в
корреспонденции с дебетом счетов: «Оборудование к установке», 08 «Капитальные
вложения», (1620) «Материалы», (1750) «Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы», (1621) «Заготовление и приобретение материалов, (1630) «Основное производство»,
(1631) «Вспомогательные производства», (1633) «Общепроизводственные расходы»,
«Расчеты по претензиям»
В журнале-ордере 6 одновременно ведется
синтетический и аналитический учет. При осуществлении расчетов в порядке
плановых платежей журнал-ордер 6 ведется в сочетании с ведомостью
«Аналитический учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей».
Ведомость по усмотрению предприятия открывается на год, полугодие или квартал с
использованием для отдельных месяцев вкладных листов. В связи с этим
необходимые отчетные и расчетные данные должны отражаться раздельно по месяцам
независимо от периода, на который открывается ведомость. Для каждого поставщика
в ведомости отводится определенное количество строк по числу возможных операций
в течение периода ее использования и дополнительные строки для соответствующих
итоговых данных за каждый месяц. В конце месяца после выведения итогов по
ведомости в целом суммы оборотов по кредиту счета 60 в разрезе
корреспондирующих счетов переносятся в журнал-ордер 6.
На небольших предприятиях, использующих
сокращенную журнально-ордерную форму, учет расчетов с поставщиками и
подрядчиками ведется в ведомости 01, а ценности, поступившие через подотчетных
лиц, отражаются в ведомости 02. Итоговые данные этих ведомостей (01, 02)
переносятся в журнал-ордер 03. Ценности собственной выработки учитывают в
журнале-ордере 05.
В условиях применения упрощенной формы учета
расчеты с поставщиками ведутся в ведомости учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками формы В-7, а при покупке ценностей через подотчетных лиц - в
ведомости формы l B-5. Возврат материалов из производства отражается в
ведомости формы В-3.
Документальное оформление отпуска материалов.
Материалы со складов предприятия отпускается в
цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на
сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.
Под отпуском в производство понимается отпуск
материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и
др. Отпуск материалов в кладовых цехов рассматривается как их внутренне
перемещение.
При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с
центральных складов считается расходом на производство.
При отпуске материалов в производство должны
соблюдаться определенные требования. Во-первых, они отпускаются по весу, объему
и массе в строгом соответствии с расходными нормативами на заданный объем
производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах
предварительно установленных лимитов. Лимитирование должно основываться на
прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ
цехов с учетом переходящих не использованных цехами запасов на начало и конец
месяца. Лимитирование осуществляется отделом материально-технического снабжения
или плановым отделом. В третьих, согласовываются с главным бухгалтером списки
лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также
берутся образцы их подписей. Эти данные должны быть сообщены работникам складов
(кладовых). Материалы на производство выдаются со складов (кладовых) только
официально выделяемым для их получения представителям цехов, хозяйств, отделов
и т. п.
Расход материалов оформляется лимитно-заборными
картами, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов,
накладными требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов,
комплектовочными ведомостями, раскройными картами, товарно-транспортными
накладными (форма ТТН-1), товарными накладными (форма ТН-2) и др.
Для систематического отпуска в производство
лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением
установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется
лимитно-заборная карта формы М-8 (табл. 7). Она является оправдательным
документом для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой
потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел
материально-технического снабжения или плановый отдел выписывают
лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год с
отрывными месячными талонами на фактический отпуск). Один экземпляр карты
передается потребителю (цех, участок), а второй - на склад или в кладовую цеха
(участка).
В каждом экземпляре указываются установленный
лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие
данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом (кладовой) при
предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной
карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных
материалов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха
(участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада -
представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за
правильностью производимых в них записей.
По окончании месяца оба экземпляра
лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов
на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При использовании квартальных,
полугодовых или годовых лимитно-заборных карт в бухгалтерию ежемесячно сдаются
отрывные талоны на фактический расход материалов. Лимитно-заборные карты
способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада (кладовой) в
пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов.
Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов
непосредственно в производстве (там применяются иные документы и методы).
При отпуске материалов хозяйствам своего
предприятия один экземпляр передается получателю (цех, участок и т. д.), второй
- складу, который затем сдается в бухгалтерию. В случае внутреннего перемещения
материалов накладную-требование составляет материально ответственное лицо
склада (цеха, участка), сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему
складу (цеху, участку) основанием для списания ценностей, а второй -
принимающему складу (цеху) для оприходования ценностей. Графа 9 «Инвентарный
номер» заполняется в том случае, если учет МБП ведется по инвентарным номерам.
При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную
получателем, кладовщик сдает в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных
документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.
Отпуск материалов сторонним предприятиям
(организациям) автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортной
накладной (форма ТТ-1), а без участия автомобильного транспорта (почтой или
нарочным) - товарной накладной (форма ТН-2).
В ряде случаев для разового отпуска материалов в
производство используются отраслевые формы (например, в прядильном производстве
- форма 4-п, в ткацком - форма 4-мт и др.).
Применение накладных-требований не исключает
контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого применяются ведомости
использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются
соответствующие отметки разовых отпусков материалов. В связи с развитием
специализации и кооперирования все большее применение находят комплектовочные
ведомости. Комплектующие изделия, как правило, отпускаются через
комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве,
соответствующем плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается отдельно
комплектовочная ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на
протяжении месяца. В ведомости указываются план производства продукции,
наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на
единицу продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные
детали заменяются этой кладовой без документального их оформления.
В заготовительных цехах машиностроительных
предприятий, швейной, обувной и некоторых других отраслей промышленности
используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в
производство. В них фиксируются результаты использования отпущенных материалов
по каждой партии. В раскройных картах указываются: номер склада, наименование и
номенклатурный номер материалов, их количество, цена и стоимость, а также код
затрат и др. По окончании раскроя в карте отмечаются: фактическое количество
полученных деталей (годных и бракованных); расход на них материалов по норме и фактически
и выводится результат раскроя (экономия, перерасход). Эти карты также
используются в качестве первичных документов по учету выработки и выпуска
готовых изделий.
В целях сокращения числа первичных документов
там, где это целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять
отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае
расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция
производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не
имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в
самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается
непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте
расписывается кладовщик.
При использовании электронно-вычислительной
техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого
документа для учета расхода материалов в производство. По данным карточек
выдается машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями
цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего
ценности.
Оформление отпуска материалов трудоемко из-за
большого количества и разнообразия первичных документов. Потому важное значение
имеет упрощение учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно
централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать
расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам
(участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками)
для получения материалов со складов.
Кроме того, значительно улучшает снабжение
цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их
централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется
специальный оперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются
лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. |По этому документу
склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах
месячного лимита и доставляет их производству в утвержденные сроки (через
экспедитора). Это значительно сокращает расходы на транспортировку и
освобождает производственников от заботы о материальном обеспечении.
Приобретенные материалы предприятие расходует
прежде всего на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а
также на другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские
и др. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов
оформляется в зависимости от направления затрат следующими проводками:
Д-т сч. (1630) «Основное производство» - при
расходе на выработку продукции (работ, услуг) цехами основного производства.
Д-т сч. (1631) «Вспомогательные производства»
Д-т сч. (1632) «Общепроизводственные расходы» - при расходе на содержание и
эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их
хозяйственные и другие нужды.
Д-т сч. (1633) «Общехозяйственные расходы» - при
расходе на общехозяйственные нужды.
Д-т сч. (1810) «Расходы будущих периодов» - при
расходе на горноподготовительные работы; подготовку производства в сезонных
отраслях; освоение новых предприятий, производств, установок и агрегатов;
неравномерно производимый в течение года ремонт или на непредвиденные ремонты
основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы выполнялись
неремонтными цехами.
Д-т сч. (7570) «Коммерческие расходы» - на
расход, связанный с упаковкой готовой продукции за счет поставщика, и др.
Д-т сч. 47() «Реализация и прочее выбытие
основных средств» - при расходе на нужды, связанные с ликвидацией основных
средств.
Д-т сч. (1300) «Краткосрочные финансовые
вложения» - при передаче материальных ценностей в счет краткосрочных финансовых
вложений (приобретение ценных бумаг).
Д-т сч. (9120) «Расчеты с дочерними
предприятиями» - при отпуске материалов дочерним предприятиям.
Д-т сч. (9121) «Внутрихозяйственные расчеты» -
при отпуске материалов филиалам, представительствам, отделениям и другим
обособленным подразделениям.
Д-т сч. (5300) «Нераспределенная прибыль» - при
списании материальных ценностей вследствие гибели во время стихийных бедствий,
а также ликвидации их последствий.
Д-т сч. (5400) «Резервный материал» - при
списании расхода товарно-материальных ценностей за счет ремонтного фонда
(резерва).
Д-т сч. «Целевые финансирование и поступления» -
при расходе материалов на мероприятия целевого назначения и др.
К-т сч. (1620) «Материалы», (1750) «Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы» (стоимостью до одной минимальной зарплаты за
единицу) и др., ж/о 10, 10/1.
Эти записи осуществляются в течение месяца по
учетной стоимости в ведомостях 12, 13, 15 и журналах-ордерах 10 и 10/1 или
соответствующих машинограммах. В конце месяца добавляют (вычитают) отклонения
или транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным
материалам. Следовательно, в конечном счете расход материалов показывают по
фактической себестоимости. Аналогично отражается расход малоценных и
быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной зарплаты за
единицу.
Внутренним перемещением товарно-материальных
ценностей считается передача их с общезаводских складов в цеховые кладовые,
являющиеся самостоятельными учетными единицами, со склада на склад, возврат из
цеховых кладовых, цехов основного и вспомогательных производств, а также
непромышленных производств и хозяйств.
Передача материалов с общезаводских складов в
целевые кладовые, являющиеся самостоятельными учет-1ыми единицами, и возврат из
них, а также со склада склад в учете отражается следующими проводками:
Д-т сч. (1626) «Материалы» (12) - в получающем
подразделении
К-т сч. (1620) «Материалы» (12) - в передающем
подразделении, к/о 10/1.
Возврат на склады не израсходованных в
производстве отражается проводками:
Д-т сч. (1620) «Материалы» (12).
К-т сч. (1630) «Основное производство» - при
возврате цехами основного производства, ж/о 10/1.
К-т сч. (1631) «Вспомогательные производства» -
при возврате цеха и вспомогательных производств, ж/о 10/1.
К-т сч. (1636) «Обслуживающие производства и
хозяйства» - при эзврате из непромышленных производств и хозяйств, ж/о 10/1.
Приведенные бухгалтерские проводки по
внутреннему перемещению материальных ценностей отражаются в журнале-ордере
10/1.
.3 Совершенствование учета
товарно-материальных запасов
Материальные затраты составляют значительную
долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтому
производственная программа предприятия может быть выполнена только при условии
своевременного и полного обеспечения ее необходимыми
материально-энергетическими ресурсами.
Удовлетворение потребности предприятия в
материальных ресурсах осуществляется двумя путями: экстенсивным и интенсивным.
Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных
ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный путь удовлетворения
потребности предприятия в материалах, сырье, топливе, энергии и других
материальных ресурсах предусматривает более экономное расходование имеющихся
запасов в процессе производства продукции. Экономия сырья и материалов в
процессе потребления равнозначна увеличению их производства.
Важнейшим инструментом изыскания
внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования
материальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой
области являются:
оценка потребности предприятия в материальных
ресурсах;
изучение качества планов материально-технического
обеспечения и анализ их выполнения;
характеристика динамики и выполнения плана по
показателям использования материальных ресурсов;
определение системы факторов, обусловливающих
отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от
соответствующих показателей за предыдущий период;
количественное измерение влияния факторов на
выявленные отклонения показателей;
Рисунок 3 - Пути улучшения обеспеченности
материальными ресурсами
Совершенствование учета и контроля наличия и
движения материальных ресурсов на предприятии должно осуществляться по
нескольким направлениям.
Во-первых, необходимо упрощать оформление
операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. При этом в целях
экономии времени и бумаги при отсутствии расхождений между фактическим
количеством поступивших ценностей и указанным а документах поставщика следует
шире применять для оприходования материальных ценностей специальный штамп,
содержащий реквизиты приходного ордера. Факт приемки материалов удостоверяется
подписью материально ответственного лица на указанном штампе».
Отпуск материалов в производство, где это
целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита
непосредственно в карточках складского учета, предусмотрев в них подпись лица,
получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и
внутреннее перемещение материалов. При этом получатель расписывается в карточке
лица, отпустившего материал, а отпустивший - в карточке получателя.
Упрощает учет и повышает контроль за
использованием материалов отпуск их по раскройным картам, комплектовочным
ведомостям и др.
Исходя из требований рыночной экономики,
необходимо совершенствовать методологию организации бухгалтерского учета
материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о классификации
производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе отклонений в
стоимости материалов (транспортно-заготовительных расходов) и т. д. Важно
классифицировать материалы так, чтобы можно было более точно распределять
отклонения в их стоимости по направлениям затрат. При этом, учитывая, что
большая часть отклонений (транспортно-заготовительных расходов) зависит от
массы или объема перевозимых грузов, распределение их целесообразно
осуществлять пропорционально натуральным показателям.
До настоящего времени среди экономистов
отсутствует единое мнение по организации учета тары. Она в зависимости от
стоимости может учитываться либо в составе производственных запасов, либо -
основных средств. Тара, включаемая в производственные запасы, может учитываться
на счете «Материалы», субсчете «Тара и тарные материалы» или «Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы». При такой организации учета тары не соблюдается
принцип классификации средств по назначению, затрудняются анализ затрат на тару
с целью выявления резервов их снижения и действенный контроль за ее
рациональным использованием.
Нет единого подхода в начислении износа
малоценных и быстроизнашивающихся предметов общего пользования стоимостью свыше
одной минимальной заработной платы за единицу (комплект). В одних случаях при
передаче указанных предметов в эксплуатацию износ начисляется в размере 50 % их
первоначальной (балансовой) стоимости, а в других-100 % стоимости.
Важное значение в сохранности материалов имеет
тщательное и своевременное проведение инвентаризации, контрольных и выборочных
проверок.
Решение этих и других проблем позволит наладить
более действенный и менее трудоемкий учет и контроль за наличием, движением и
использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.
Автоматизация учета товарно-материальных запасов
В условиях функционирования автоматизированной
системы управления предприятием важное значение уделяется автоматизации
расчетов по планированию, учету и анализу использования материальных ресурсов.
Эти расчеты обычно выполняются в таких функциональных подсистемах, как
управление материально-техническим снабжением, оперативным управлением основным
производством, бухгалтерского учета и др.
Исходя из экономического содержания управления
материальными ресурсами, под которыми мы понимаем процессы планирования, учета,
контроля и анализа их использования и принятие решений по разработке и
осуществлению мероприятий, позволяющих ликвидировать выявленные отклонения,
обеспечить функционирование объекта в требуемых условиях, правомерно говорить о
создании (или выделении) в автоматизированной системе управления предприятием
комплексной подсистемы управления материальными ресурсами предприятия. Такая
подсистема должна включать комплексы задач из различных функциональных
подсистем, которые объединяются на основе организационного, информационного,
технического, технологического и программного обеспечения.
Эта система создается для организации
качественного управления материальными ресурсами на основе комплексного
использования экономико-математических методов и современных средств
вычислительной техники. Ее главная цель - оптимизация планирования, учета,
анализа, регулирования и контроля процессов снабжения, использования и хранения
материальных ресурсов; автоматизация различных процедур обработки информации;
сокращение трудоемкости и снижение стоимости обработки информации; улучшение
качества исходной и результативной информации. Необходимыми предпосылками
повышения качества и оперативности в управлении материальными ресурсами на предприятии
являются рациональная организация информационного обеспечения, оптимизация
документооборота, совершенствование структуры управления предприятием.
Процессами управления материальными ресурсами на
предприятии занимаются различные подразделения: отделы материально-технического
обеспечения, комплектации и кооперирования, главного технолога и главного
конструктора, отдел главного механика и главного энергетика, склады отделов
материально-технического снабжения, центральная бухгалтерия и другие. В условиях
автоматизированных систем управления в контур управления материальными
ресурсами вписывается информационно-вычислительный или вычислительный центр.
Таким образом, управляемой частью подсистемы будут являться отделы
материально-технического снабжения, комплектации и кооперирования, главного
механика, главного технолога, главного конструктора, главного энергетика,
центральная бухгалтерия, информационно-вычислительный центр. Управляющая часть
подсистемы - процессы организации планирования, учета, регулирования, контроля
и анализа материальных ресурсов. Составляющими компонентами подсистемы
управления материальными ресурсами являются различные виды обеспечения, к числу
которых относятся организационное, информационное, техническое, технологическое
и программное.
Организационное обеспечение подсистемы включает
проведение технико-экономического анализа существующей системы управления
материальными ресурсами, выбор и постановку задач автоматизации, разграничение
функций подразделений в условиях автоматизированного выполнения расчетов.
Основой для этого являются материалы предпроектного обследования и выводы о
необходимости совершенствования существующей системы управления.
Для проектирования подсистемы важно
проанализировать этапы управления материальными запасами. Анализ показал, что
таких этапов (функций) можно выделить четыре: планирование, учет, аудит и
анализ, регулирование.
Информационное обеспечение подсистемы
подразделяется на внемашинное и внутримашинное. Внемашинное информационное
обеспечение включает классификаторы и коды информации; первичную документацию
(Нормативно-справочную и оперативную), документооборот. Внутримашинное
обеспечение содержит систему программ организации, ведения и доступа данных,
состав массивов на машинных носителях.
К числу применяемых относятся следующие коды:
цехов и отделов предприятия, включая склады; участков; материальных ресурсов
(номенклатурных номеров материальных ресурсов), операций по движению
материалов, единиц измерения, направлений расхода материала (производственных затрат),
готовой продукции, поставщиков материалов.
Работу по кодированию новых материалов выполняет
бюро нормативно-справочной информации информационно-вычислительного центра.
Кроме этого подразделения присваивать коды новым материалам никто на
предприятии не имеет права. После окончания кодирования полученная информация
была перенесена на машинограммы, проконтролирована, введена в ЭВМ, записана на
магнитные диски (дискеты), где хранится как нормативно-справочная.
Система документации включает нормативно-справочную
и оперативную. Нормативно-справочная содержит технологическую, справочную и
кондукторскую документацию, в которой содержится такая информация, как
наименование деталей, сборочных единиц; название единиц измерения, материалов;
по детальные нормы расхода материалов; номенклатуру-ценник сырья, материалов и
комплектующих изделий; классификатор групп материалов для объединения в
свободную номенклатуру; соответствие диапазона кода материалов кодам
оперативных бюро в отделе материально-технического снабжения.
Заключение
товарный материальный запас учет
Учет является важнейшим средством
систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, за
правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения
себестоимости. Главный бухгалтер и аппарат бухгалтерии осуществляют контроль за
обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением
платежной и финансовой дисциплины.
Данная работа рассматривает круг вопросов,
связанных с организацией ведения учета и контроля материальных ресурсов. В
результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
для учета материальных ресурсов вследствие их
разнообразия по составу и назначению имеет значение их классификация, исходя из
которой и составляется отчетность о наличии и движении материальных активов,
отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам,
независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;
аналитический учет, организованный с применением
вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени,
повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;
особенностью учета материальных ресурсов, в
частности выбытия, является определение финансового результата по данной
операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки;
И последнее, следует отметить, что материальные
активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным
образом. В качестве примера можно привести лицензии на право осуществления
какой-либо деятельности. Дело в том, что если срок данной лицензии меньше 1
года. Положения о бухгалтерском учете и отчетности она не относится к
нематериальным активам, и в нормативных документах отсутствует информация о
списании стоимости такой лицензии. Отсюда возможны разногласия (особенно с
налоговыми органами) по порядку учета подобных объектов. Организации должны в
этом случае искать варианты решения этих проблем (в том числе с помощью
специалистов-экспертов).
И что хотелось бы отметить, что структура и
функции системы управления влияют на организационные формы бухгалтерского
учета, поэтому по мере совершенствования системы управления должны вноситься
соответствующие коррективы и в систему учета. Соответственно возрастает роль
специалистов бухгалтерской службы. В связи с этим должна быть улучшена их
подготовка. Специалист по бухгалтерскому учету должен способствовать
эффективному ведению хозяйства, уметь быстро и безошибочно ориентироваться в
хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию и ее тенденции, также ему
должны быть даны удобные инструменты для оперирования и новые стандарты
бухгалтерского учета должны помочь ему в этом.
Литература
1. Инструкция
по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий.
2. Комментарий
Минфина КР к Положению о бухгалтерском учете и отчетности.
. Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом
Минфина КР).
. Луговой
В.А. "Учет материальных ресурсов" ж. «Бухгалтерский учет», №11, 1995.
. Айзенберг-Горский
М.Л. Нормирование производственных запасов машиностроительных заводов: Автореф.
дисс. канд. экон. наук. М., 2005.-24с.
. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая.- 7-е
изд., испр.-Мн.: Новое знание, 2009.-704с.
. Аникин
Б.А., и др. Логистика. М.: ИНФРА-М, 2009.-358с.
. Афанасьев
В.Д. Нормирование запасов: теория и практика организации//Финансовый
менеджмент.-2005.-№6.-с.25-29.
. Барнгальц
С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе
развития - М, Финансы и статистики,2005-632с.
. Баскин
А.И. Вопросы планирования металлозапасов в сфере обращения (на примере проката
черных металлов). М., 2009.-244с.
. Бланк
И.А. Управление активами. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2010.-720с.
. Быкадоров
В.Л., Алексеев П.Д. Финансово - экономическое состояние Предприятия - М.2005.-
358с.
. Грузинов
В.П. Экономика предприятия и оборотные активы-М. СОФИТ, 2005. - 328с.
. Дембинский
Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Активы, 2005.- 225с.
. Ермолович
Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн: БГЭУ,
2005.-526с.
. Инютина
К.В. Нормирование производственных запасов с применением
математико-статистических методов. М.: Статистика, 2009. - 188с.
. Крейнина
В.С. Контроль запасов - основа экономической эффективности работы
предприятия//Логистика.-2010.№4.-с.14-18.
. Лумпов
Н. А. Исследование методов оценки стоимости запасов // Финансовый менеджмент. -
2010. - №3. - с. 19 - 42
. Маторин
К.Б. Современные подходы к организации запасов и эффективность работы
предприятия// Логистика.-2009.-№7.-с.22-25.
. Миннибаева
К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными
средствами: факторы изменения//Финансовый менеджемнт.-2009.-№4.-с.40-47.
. Миротин
Л.Б., Инютина К.В. и др. Основы логистики. М.: ИНФРЛ-М, 2010.-245с.
. Николайчук
В.Е. Заготовительная и производственная логистика. Санкт-Петербург, 2009.-350с.
. Плоткин
Б.К. Запасы как объект логистики: оптимизация формирования и
использования//Логистика сегодня.-2010.-№2.-с.12-16.
. Радионов
А.Р. и Радионов Р.А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях
рыночной экономики // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 5, - с. 12 - 17.
. Радионов
А.Р., Радионов Р.А. Управление производственными запасами/ /Менеджмент в России
и за рубежом.- 2010.- № 1.- с.25-29.
. Радионов
Р.А и др. Методические рекомендации по нормированию в промышленности запасов в
натуральном выражении и оборотных средств. - М.: НИИПиН, 2005.-155с.
. Радионов
Р.А. и др. Нормирование запасов. В кн.: Нормирование расхода материальных
ресурсов. М.: Машиностроение, 2009.-255с.