Первичный и сводный учёт расчётов с покупателями и заказчиками
дебиторский задолженность учет инвентаризация
Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие ЗАО "СХП "Ембаевское». Компания зарегистрирована 6 июля 2009 года. Полное название: " Сельскохозяйственное предприятие "Ембаевское», закрытое акционерное общество, ОГРН: 1097232016793, ИНН: 7224041380. Регион: Тюменская область, Тюменский район. Фирма ЗАО "СХП "Ембаевское» расположена по адресу: 625511, Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево, ул. Трактовая, д. 15. Основной вид деятельности - производство молока.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основе принятой учетной политики и законодательства.
В ЗАО "СХП "Ембаевское» при продаже продукции составляется товарная накладная (форма N ТОРГ-12). Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-продавца. Кладовщик отпускает товары со склада на основании накладной и доверенности, выписанной на имя получателя. Товарная накладная является для организации-продавца основанием для списания себестоимости проданных товаров. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для принятия к учету этих ценностей.
На товарной накладной ставится печать организации-продавца. Покупатель должен поставить свою печать в случае, если его представитель получил товар без доверенности.
Организация-покупатель не имеет права принимать к учету документ, не соответствующий утвержденной форме. Соответственно, она не имеет права уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму стоимости товарно-материальных ценностей, указанной в такой накладной, и принимать к вычету НДС. Иначе при проведении налоговой проверки она может быть оштрафована.
Кроме товарной накладной, может применяться накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). Она составляется в случаях, когда ЗАО "СХП "Ембаевское» продает не товары, а материальные ценности, которые учитывались как материалы.
В таблице 2.1. представлены операции по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» и первичные документы, которые сопровождают конкретную операцию.
Таблица 2.1
Перечень первичных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками
Хозяйственная операцияПервичный документДебитКредитОтражена стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) на момент перехода права собственности на продажную стоимость (с НДС и акцизами)Накладная, отгрузочные документы62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»90-1 "Выручка"Списывается фактическая себестоимость реализованной продукцииНакладная, отгрузочные документы90-2 "Себестоимость»43 "Готовая продукция»Начислен налог на добавленную стоимость в бюджет по реализованной продукцииСчет-фактура90-3 "Налог на добавленную стоимость"68 "Расчеты по налогам и сборам»Перечислены денежные средства за реализованную продукциюВыписка из банка51 "Расчетные счета»62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»Отражается финансовый результат от продажи продукции, списываемый в конце месяца (на сумму прибыли)Справка-расчет бухгалтерии90- 9 "Прибыль / убыток от продаж"99 "Прибыли и убытки"Отражается финансовый результат от продажи продукции, списываемый в конце месяца (на сумму убытков)Справка-расчет бухгалтерии99 "Прибыли и убытки"90- 9 "Прибыль / убыток от продаж"
Таким образом, каждая все операции по расчету с покупателями и заказчиками оформляется первичными документами.
. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Выписанные поставщиком счета- фактуры в ЗАО "Ембаевское» регистрируются в журнале учета счетов- фактур выданных и в книге продаж. Регистрация производится в хронологическом порядке по мере признания выручки от реализации товаров для целей налогового учета.
Основные требования к порядку ведения журнала учета счетов фактур выданных установлены в Постановлении № 914. Страницы журнала регистрации счетов- фактур выданных должны быть пронумерованы, журнал должен быть прошнурован. Журнал учета выставленных счетов- фактур просто необходим. Это позволит избежать путаницы и повысит систему внутреннего контроля. Порядок учета счетов- фактур необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения.
В бухгалтерии ЗАО "Ембаевское» журнал учета счетов-фактур выданных ведется в электронном виде. Для его формирования в 1:С Бухгалтерии из главного меню следует выбрать пункт "Отчеты»-"Книга продаж», установить необходимый налоговый период, флажок в строке "Журнал учета счетов- фактур выданных» и нажать кнопку "Сформировать».
Книга продаж предназначена для регистрации счетов- фактур ,составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, а так же не подлежащим налогообложению или освобождаемых от налогообложения. Регистрация счетов - фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж у продавца допускается только в случае поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров под полученную сумму авансовых платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу. При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок продавцом составляется счет- фактура. Этот счет- фактура подлежит регистрации в книге продаж.
Следует отметить, что счета- фактуры, имеющие подчистки и помарки, не регистрируются в книге продаж. Все внесенные изменения и исправления в счетах- фактурах должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Допускается порядок ведения книги продаж в электроном виде. В этом случае по истечению календарного месяца книга продаж выводится на бумажные носители. Страницы книги продаж пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным лицом. Срок хранения книги продаж 5 лет с даты последней записи [24,с.89].
В типовой конфигурации "1 С: Бухгалтерия» книга продаж представляет собой отчет, который формируется двумя способами: "Отчеты»-"Книга продаж»-"Сформировать» или "Журналы»-"Счета- фактуры выданные»-кнопка "Книга продаж». Все выписанные счета- фактуры» автоматически включаются в книгу продаж того налогового периода, в котором он выписан, независимо от факта оплаты. Каждой записи, сформированной документом "Книга продаж», программа присваивает уникальный номер в порядке возрастания.
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.
В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие получает или выдает авансы. С точки зрения экономической целесообразности можно привести доводы в пользу и против данных операций.
Согласно положениям Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов) бухгалтерский учет сумм полученных и (или) выданных авансов организуется на балансовых счетах, связанных с расчетами за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Для учета сумм авансовых платежей (предварительной оплаты), к балансовым счетам открываются обособленные субсчета учета.
Для учета расчетов по авансам, полученным ЗАО "СХП "Ембаевское» использует счет 62 " Расчеты с покупателями и заказчиками», где открывается субсчет "Расчеты по авансам полученным», который предназначен для обобщения информации о расчетах по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.
При отражении хозяйственных операций по получению и (или) перечислению авансовых платежей организация учитывает нормы ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, согласно которым данные суммы не относятся соответственно к суммам доходов от реализации продукции (работ, услуг) и расходам организации, связанными с изготовлением и продажей продукции (товаров), выполнением работ, оказанием услуг. По условиям заключенных договоров (соглашений) бухгалтерия организации перечисляет сумму аванса в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг), где они отражаются в составе расходов организации только по факту поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).
При полученных авансовых платежах, согласно пункту 3 ПБУ 9/99 бухгалтерия организации, только по факту отражения в учете реализации продукции (товаров, работ, услуг), суммы полученных авансов отражает в составе доходов.
При этом бухгалтерия ЗАО "СХП "Ембаевское» оформляет следующие записи:
Дебет счетов 51 "Расчетные счета», 52 "Валютные счета» и др. кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет " Расчеты по авансам полученным » - суммы полученных от покупателей и заказчиков авансов под предстоящие поставки продукции (товаров, работ, услуг);
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит счета 90 "Продажи», субсчет "Выручка» - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы», субсчет "Прочие доходы» - доходы в части операционных и внереализационных операций;
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет " Расчеты по авансам полученным »; кредит счета 62- зачтены суммы полученных под предстоящие поставки продукции (товаров, работ, услуг) авансов;
Дебет счетов 51 "Расчетные счета», 52 "Валютные счета» и др. кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» - окончательная оплата покупателями, заказчиками, иными контрагентами продукции (товаров, работ, услуг);
Дебет счета 62"Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет " Расчеты по авансам полученным » кредит счетов 51 "Расчетные счета», 52 "Валютные счета» и др. - возвращены суммы неосвоенных авансов.
. Учет расчетов с использованием векселей
При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые и переводные векселя.
Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги.
В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
Переводный вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит письменный приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках [21,с.198].
В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.
В настоящее время учет расчетов с использованием векселей в ЗАО "СХП "Ембаевское» по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.
Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет "Векселя полученные». Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91).
Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.
В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Это нововведение означает, что с 01.01.2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг).
Следует отметить, что Инструкцией к новому Плану счетов предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на чете 91 "Прочие доходы и расходы». При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и счет 91 "Прочие доходы и расходы» (на величину процента).
Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Для официального удостоверения неполучения платежа по векселю в установленный срок вексель опротестовывают в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика до 12 ч дня, наступающего через день после истечения срока платежа.
После того как вексель опротестован, подают иск в суд на погашение долговых обязательств векселедателями и индоссаментами, которые несут солидарную ответственность по обязательствам.
Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет "Векселя полученные», в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 "Расчеты по претензиям».
До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.).
При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.
Организации, выдавшие поручительство по векселю, отражают его на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные». С этого счета суммы обеспечения списывают по погашения задолженности.
. Инвентаризация расчетов
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками проверке подвергается счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками» по товарно-материальным ценностям. Необходимо проверить по заключенным с покупателями ценностей договорам, когда происходит момент перехода права собственности на товарно-материальные ценности.
В соответствии с п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Такой переход права собственности считается общепринятым. Если же договором купли-продажи предусмотрен отличный от общего момент перехода права собственности на отгруженные ценности от поставщика к покупателю (например, после ее оплаты), то они должны быть учтены на соответствующих счетах бухгалтерского учета еще до того как поступят на склад покупателя.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками следует проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Напоминаем, что сальдо по всем счетам расчетов должно быть показано в развернутом виде, т.е. кредиторская задолженность не может быть зачтена за счет дебиторской задолженности.
При проверке дебиторской задолженности следует помнить о сроке исковой давности. Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:
Дебет счета 91-2 "Прочие расходы»,
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами»,
Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда»- списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам»,
Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», - списана дебиторская задолженность, по которой ранее был создан резерв по сомнительным долгам.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
По результатам инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками оформляется акт по форме N ИНВ-17, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии. Акт хранится в архиве организации 5 лет.
В акте указывают:
наименование организации дебитора (кредитора);
счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (Приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления этого акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. В справке указывают:
реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;
причину и дату возникновения задолженности;
сумму задолженности.
Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет.
7. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками и эффективность предлагаемых мероприятий
Среди проблем учета расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО "СХП "Ембаевское» стоит выделить наличие проблем с некоторыми покупателями, когда предприятия ограничиваются составлением акта, в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетом встречных требований или иным способом, например, оплатой денежными средствами.
Для совершенствования контроля обязательным является проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками. Руководству предприятия необходимо сформировать инвентаризационную комиссию. Инвентаризационная комиссия, в ходе своей работы, должна установить:
-правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности расчетов с покупателями и заказчиками по недостачам и хищениям;
-правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности расчетов с покупателями и заказчиками, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В части совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:
-создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с покупателями и заказчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
-необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести документооборот, так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков.
-постоянно следить за соотношением расчетов с покупателями и заказчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
-контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
-в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с покупателями и заказчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
Таким образом, введение инвентаризационной комиссии позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.
В целом состояние бухгалтерского учета в ЗАО "СХП "Ембаевское» находится на достаточно высоком уровне. Этому способствует большой и квалифицированный штат бухгалтеров и программистов и, что немаловажно, финансовые возможности предприятия.
В качестве одного из предложений по совершенствованию учета расчетов с покупателями предлагается дальнейшее развитие информационной системы, в конечном итоге - создание единой информационной базы.
В результате внедрения данного предложения определенный объем рабочего времени бухгалтеров по расчетам не высвобождается, а переходит в другой план.
При выборе вариантов управленческих решений по сокращению дебиторской задолженности следует учесть, что ГК РФ устанавливает ряд способов прекращения обязательств:
отступное соглашение - прекращение обязательств путем предоставления кредитору взамен определенной суммы денег, передачи имущества (ст.409 ГК РФ);
зачет взаимных требований - прекращение обязательств путем полного или частичного зачета встречного однородного требования (ст.410 ГК РФ);
совпадение должника и кредитора в одном лице (ст.413 ГК РФ);
новация - прекращение обязательств путем замены первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст.414 ГК РФ);
участие в расчетах третьих лиц - исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо (ст.313 ГК РФ);
уступка права требования - право (требование) может быть передано другому лицу по сделке или на основе закона (ст.382 ГК РФ);
перевод долга - перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора (ст.391 ГК РФ);
получение складского свидетельства - обязательство может быть прекращено путем получения складского свидетельства (ст.913 ГК РФ).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ЗАО "СХП "Ембаевское» должно определиться по следующим ключевым вопросам:
срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; в связи с этим исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит, б) определение оптимальных условий кредитования; в) четкую процедуру предъявления претензий; г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, в связи с этим предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
В результате совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками произойдет снижение общей суммы дебиторской задолженности, что положительно отразится на финансовом состоянии ЗАО "СХП "Ембаевское». Это произойдет вследствие снижения затрат по обслуживанию банковских кредитов. Эффект от предполагаемых мероприятий представлен в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Эффект от мероприятий
НаименованиеПрогнозПрогноз с мероприятиямиИзменениеВыручка от реализации продукции, тыс.руб.75000750000Себестоимость реализации, тыс.руб.6100060125-875Прибыль от продаж, тыс.руб.1400014875875Среднегодовая сумма дебиторской задолженности, тыс.руб.95007500-2000Среднегодовая сумма кредитов банков, тыс.руб.1750015500-2000Проценты к уплате, тыс.руб.21881938-250
Таким образом, в результате совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками произойдет снижение расходов по обслуживанию банковских кредитов, что приведет к росту прибыли от продаж на 250 тыс.руб.
Заключение
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.
Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов.
Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
В курсовой работе произведен анализ учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЗАО "СХП "Ембаевское".
Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии производится на основе действующего законодательства и принятой учетной политики. По всем основным операциям приведены бухгалтерские проводки.
При учете расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии используется программное обеспечение 1С Бухгалтерия. Контроль за правильностью учета возложен на главного бухгалтера.
В целях совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками предлагается повысить контроль за выполнением своих обязательств со стороны дебиторов.
В результате предлагаемых мероприятий дебиторская задолженность предприятия снизится на 2 млн.руб., что приведет к снижению потребности в банковских кредитах.
Эффект от реализации мероприятий в виде увеличения прибыли ЗАО "СХП "Ембаевское" составит 250 тыс.руб.
Список литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Утвержден приказом Министерством финансов РФ от 31 октября 2000г. N 94н)
.ПБУ 1/2008 Учетная политика организации. Приказ Минфина от 06.10.08 N 106н
.ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации. Приказ Минфина РФ от 06.07.99 N 43н.
.ПБУ 9/99 Доходы организации. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 N 32н
.ПБУ 10/99 Расходы организации. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н
.ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств. Приказ Минфина РФ от 02.02.11 N 11н
.Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Фе¬дерации".
.Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличны¬ми деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридическо¬го лица или кассу индивидуального предпринимателя".
10.Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.: Изд. центр "МарТ", 2009 - 290 с.
.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М., 2012 - 189 с.
.Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 215с.
.Богаченко В. М. Бухгалтерский учет : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 608с.
.Батрульян Ю. Способ организации безналичных расчетов // Главбух. - 2011. - № 23. - С. 74-79.
.Борисенко В. В. Порядок оформления счет-фактур и договоров на оказание услуг // Аудитор. - 2007. - № 5. - С.38-45.
.Вещунова Н. Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому учету и налоговому учету. - М.: ТК Велби, 2009. - 464 с.
.Верещагин С. А. Учет расчетов с покупателями и закачиками. - М.:ЭКСМО, 2010 - 256 с.
.Галкин А.Ф. и др. Теория бухгалтерского учета. М.: Статистика, 2011 - 222 с.
.Гончаров К.Н. Бухгалтерские проводки. Ростов-н/Д- Феникс, 2010 - 356 с.
.Козлова Е. П., Бабченко Е.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 752 с.
.Короткова Ю. Е. Краткий курс по бухгалтерскому учету: учеб. пособие. - М.: Издательство "Окей-книга", 2010. - 187с.
.Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАН, 2009. - 445с.
.Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет в схема. - М.: Читай, 2010 - 156 с.
.Палий В. Ф. Оценка в бухгалтерском учете // Бухгалтерский учет. - 2007 г. - № 3. - С. 56 - 59.
.Пахомчик Е. А. Краткий курс по бухгалтерской финансовой отчетности: учеб. пособие. - М.: Издательство "Окей-книга", 2008. - 124с.
.Пошерстник Н. В. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - СПб.: Питер, 2010. - 416с.
.Пятов М. Л. Особенности организации договорной работы. - М.:ЭКСМО, 2011 210 с.
.Пушкова СИ. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие. М.: "ФБК-ПРЕСС", 2011 - 290 с.
.Самойлов Б. Как отразить в учете формирование резерва по сомнительным долгам // Главбух. - 2009. - № 14. - С. 57-62.
.Трибунова А.А. Формирование счетов фактур//Главбух. - 2010 - №4 - с. 56 - 61
.Ушманова А.В. Проект автоматизации расчетов с покупателями//Вести гаранта - 2012 - № 8 - с. 45 - 49