Сбалансированность бюджетов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    182,65 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сбалансированность бюджетов













КУРСОВАЯ РАБОТА

Сбалансированность бюджетов

Введение

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объём расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удаётся, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Актуальностью данной темы является то, что бюджет современного российского государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий. Поэтому решение проблемы обеспечения сбалансированности бюджета является одной из важнейших задач финансовой политики страны.

Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.

Задачи данной темы:

изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;

рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;

рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.

Объект исследования курсовой работы: бюджет РФ.

.        Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

бюджет дефицит профицит сбаланированность

Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (а возможно, от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него и произошло слово budget - так англичане называли кожаный мешок (или, позднее, портфель), в котором содержались документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. «Открыть бюджет» означало представить эти документы на утверждение парламента. Позднее этим словом в Англии стали обозначать речь канцлера казначейства, посвящённую финансовым делам государства, а с конца XVIII века - уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Сбалансированный доход - равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг. При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей.

К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

лимитирование бюджетных расходов с учётом экономических возможностей общества и объёма централизуемых доходов;

совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

жёсткая экономия расходов путём исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

определения оптимальных сроков осуществления расходов;

использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнёрами;

мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;

последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

оказания финансовой помощи, в разных её формах другими бюджетами;

использования бюджетных резервов и т.д.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджет Российской Федерации является консолидированным.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования, и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

России для сбалансированности бюджета необходимы высокие темпы экономического роста - не ниже 4-5%, заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на встрече с президентом Владимиром Путиным.

В противном случае «не удастся сбалансировать бюджет, потому что одновременно много приходится решать оборонных, социальных вопросов, которые назрели, которые есть в ваших указах, и все это нужно выполнять», предупредил Белоусов.

В августе Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП на 2013-2015 годы: в следующем году до 3,7% (вместо 3,8%), в 2014 году - до 4,3% (вместо 4,4%), в 2015 году - до 4,5% (вместо 4,7%). В этом году министерство ожидает рост экономики на 3,5%. Рост ВВП в 2011 году составил 4,3% - столько же, сколько в 2010 году.

В России принцип сбалансированности бюджета определён в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространённую в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причём данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за её обеспечение.

Рис. 1. Основные характеристики федерального бюджета в 2009-2012 г.г.

Таким образом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета, при котором объём предусмотренных расходов соответствует либо объёму доходов (при равенстве доходов и расходов), либо совокупному объёму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците).

Бюджетный кодекс РФ ст. 33 рассматривает сбалансированность бюджетов как один из основных принципов бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равенства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. Составление бюджетов с профицитом российским законодательством не предусмотрено.

2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования

.1 Сущность бюджетного дефицита

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Состояние бюджетного дефицита может быть различным:

во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономического положения, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

чрезмерных государственных расходов;

ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы;

циклических спадов в экономике.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 92 устанавливает ограничения для размера утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

. увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

. увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

. увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

. увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

. увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

. сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

. уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

.        сокращение доходов из-за низкой собираемости и др.

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:   

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск «пустых» денег;

излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

возросшие затраты на финансирование ВПК;

оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведённой продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учёту.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоёмкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

2.2 Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.        

структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.        

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьёй государственных расходов. 

первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

.3 Финансирование бюджетного дефицита

При разработке стратегий бюджетно-налоговой политики необходимо оценивать возможные результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины «эффекта вытеснения» и состояния платёжного баланса при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:

кредитно-денежной эмиссии (монетизации);

долгового финансирования (внутреннего и внешнего);

увеличения налоговых поступлений.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платёжный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ не устраняет угрозы роста инфляции, а только создаёт временную отсрочку для него. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное давление окажется слабее, чем при их размещении в Центральном банке.

В состав внутреннего долгового финансирования дефицита бюджета включаются:

средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

бюджетные кредиты;

кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

В состав источников внешнего долгового финансирования дефицита бюджета включаются:       

средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

2.4 Способы покрытия бюджетного дефицита

Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.

Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создаёт видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведёт к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.

Второй способ связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у Центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственного займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объём денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое - тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны.

И всё же, если беда случилась, и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.

Проведём анализ доходов федерального бюджета в период 2007-2015 гг.

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета

Проведём анализ расходов федерального бюджета в период 2007-2015 гг.

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета

Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета в развивающихся странах служат государственные займы. Однако некоторые страны с развивающейся экономикой используют средства центральных эмиссионных банков, кредитующих государство за счёт дополнительной эмиссии денег. Финансирование дефицита государственного бюджета за счёт монетизации (эмиссии) дефицита не является наилучшим выходом из положения, так как приводит к существенному развитию инфляционных процессов, с которыми развивающиеся страны могут не справиться. Нарастание инфляционных процессов может выразиться в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что приводит к существенному снижению жизненного уровня населения и может обострить социальную напряжённость.

По этой причине государства с развивающейся экономикой для разрешения проблемы финансового дефицита прибегают к внутренним и внешним заимствованиям.

Выигрышным способом для развивающихся стран является внутреннее долгосрочное финансирование бюджетного дефицита. Правительство выпускает в целях финансирования облигации внутренних государственных займов, при этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счёт выпуска новых займов, т.е. за счёт рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.

Для беднейших стран внутреннее финансирование не представляется возможным, поэтому к ним применимо только внешнее долговое финансирование. Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития), а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков её погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.

Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведёт к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определённого размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5% ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

.1 Оценка бюджетного профицита

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объём производства и доходы.

Профицит можно рассчитать по следующей формуле:

 

BS=t*Y-G-TR,

где BS - бюджетный профицит;

t - налоговая ставка;

Y - выпуск (производство, доход);

G - государственные закупки;

TR - трансфертные платежи.

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Профицит бюджета при допущении полной занятости - это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учёт бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

BS*=t * Y* - G - TR

где BS* - профицит бюджета в условиях полной занятости$* - доход при полной занятости.

Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объёмах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Исходя из статьи РБК можно смело сказать, что профицит российского бюджета сократился в 1,5 раза:

«Профицит федерального бюджета РФ за январь-август 2012 г., по предварительной оценке, составил 529,39 млрд руб. По итогам аналогичного периода 2011 г. профицит составлял 788,7 млрд руб. Таким образом, в годовом выражении профицит бюджета сократился в 1,5 раза», говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) России.

Что касается августа 2012 г., то федеральный бюджет, согласно предварительной оценке, был исполнен с профицитом в размере 244,3 млрд руб. (или 4,7% ВВП за месяц). При этом уточнена оценка профицита в июле 2012 г. - до 14,391 млрд руб., или 0,3% ВВП, а также за I полугодие 2012 г. - до 270 млрд 719,5 млн руб., или 1% ВВП.

Первичный профицит федерального бюджета за январь-август 2012 г. составил 751,03 млрд руб., или 2% ВВП. По предварительной оценке, за отчётный период в федеральный бюджет поступили доходы в сумме 8 трлн 353,81 млрд руб., или 65,9% к общему объёму доходов, утверждённому федеральным законом о бюджете. Кассовое исполнение расходов составило 7 трлн 824,42 млрд руб. (61,4% к утверждённому объему расходов и 61% к уточнённой росписи).

При этом Федеральная налоговая служба за 8 месяцев 2012 г. перечислила в бюджет 3,4 трлн руб. доходов, или 65,6% к прогнозным показателям на текущий год. Федеральная таможенная служба перечислила 4,22 трлн руб. (64,02% к прогнозу), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) - 169,07 млрд руб. (101,3% к прогнозным показателям). Другими федеральными органами было перечислено 575,10 млрд руб. доходов (75,1% к прогнозу).

Стоит отметить, что были опубликованы данные по профициту консолидированного бюджета РФ, который «с учётом бюджетов государственных внебюджетных фондов в январе-июле 2012 г. составил 1,402 трлн руб. против профицита в январе-июле 2011 г. в размере 2,1 трлн руб. Таким образом, этот показатель снизился в годовом выражении в 1,5 раза», говорится в отчёте Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета. Доходы консолидированного бюджета РФ за 7 месяцев 2012 г. составили 13 трлн 166,6 млрд руб., расходы - 11 трлн 764,6 млрд руб.

Напомним, 6 июня 2012 г., президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, вносящий изменения в бюджет РФ на 2012 г. и снижающий дефицит с 1,5% до 0,1% валового внутреннего продукта (ВВП). Поправки, принятые Государственной думой 25 мая 2012 г. и одобренные Советом Федерации 30 мая с.г., внесены в закон «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 г. и 2014 г.». Поправки рассчитаны исходя из повышения прогноза по среднегодовой цене на нефть марки Urals в 2012 г. со 100 до 115 долл./барр. Однако позже министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что из-за наблюдающегося снижения цен на нефть дефицит бюджета по итогам текущего года может составить 1,5% ВВП».

Так же Минфин не исключает профицит бюджета по итогам года:

Минфин РФ не исключает, что по итогам 2012 г. профицит бюджета будет на уровне 0,1-0,2% ВВП. Об этом сообщила журналистам первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

«Это, скорее, называется - возле нуля мы балансируем. Может быть, как обычно это бывает, 0,1 - 0,2. Сейчас это от многих факторов зависит», - сказала Т. Нестеренко, отвечая на вопрос журналистов о том, какой в текущем году будет примерный профицит бюджета.

Отметим, что ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что Минфин не исключает что федеральный бюджет РФ в 2012 г. может быть исполнен с профицитом.

По словам Т. Нестеренко, исполнение бюджета зависит от многих факторов: первый из них - это размер доходов, которые спрогнозировали в ведомстве. Второй фактор - это как бюджетополучатели смогут реализовать те решения, которые были приняты. Замминистра отметила, что Минфин рассчитывает, что все средства будут освоены.

При этом она добавила, что каждый год неосвоенный остаток у нас сокращается. Она указала, что профицит бюджета может быть не только из-за экономии расходов, но и оказаться выше прогнозов. «Доходы поступают так, как они поступают. Мы их прогнозируем, они от многих факторов зависят», - сказала она.

Т. Нестеренко подчеркнула, что сейчас происходят сдерживание поступлений активов по импорту за счёт того, что ждали, когда вступят в силу новые ставки по ВТО. Она также отметила, что предельные размеры расходов - это то, что контролируется правительством и парламентом и больше расходовать нельзя.

Напомним, что согласно подготовленным Минфином проекту поправок, центральный бюджет на 2012 г. прогнозируется с дефицитом на уровне 0,07% ВВП».

3.2 Механизм распределения профицита

В России бюджетный профицит формируется за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Таким образом, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, исходя из которой образуется бюджетный профицит.

Теоретически профицит бюджета может использоваться:

на сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества;

на погашение дополнительных обязательств;

на увеличение расходов, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней;

на снижение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Профицит в российском его понимании - это не что иное, как сокрытие значительных средств, использование которых должным образом не урегулировано Бюджетным кодексом Российской Федерации. Оно противоречит основополагающим принципам функционирования бюджетной системы, поскольку использование бюджетных средств осуществляется неэффективно, приводит к «замораживанию» много миллиардных сумм и устраняет контроль со стороны налогоплательщиков за огромными финансовыми ресурсами. Иначе, профицит - это деньги граждан, налогоплательщиков, изъятые из экономики.

Огромный профицит, содержащийся в бюджете, означает сжатие конечного спроса, так как деньги не работают, а лежат во благо конкурентам. Роль сдерживателя роста играет именно искусственно сокращение конечного спроса вследствие профицита федерального бюджета, из-за которого экономика теряет теоретически, да и практически 3-5 рублей на рубль профицита.

Чем масштабнее кредитоподдерживаемые предприятия, ориентированные на конечный спрос, тем больше налогов соберут бюджеты, всякие фонды, и тем больше будет строиться, например, дорог. За счёт развязывания проблемы конечного спроса можно резко увеличить налогооблагаемую базу, повысить реальную собираемость налогов, решить проблему увеличения и наполняемости бюджета, который пока сам себе вредит.

Устойчивый экономический рост тесно связан с развитием инфраструктуры, без которой невозможно развивать внутреннюю торговлю, а значит, реализовать потенциал спроса и обеспечить оптимальное межрегиональное разделение труда. При этом государство сегодня является единственным субъектом, способным финансировать масштабные инфраструктурные проекты и осуществлять инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение и др.).        

В целях совершенствования механизма формирования и использования средств, аккумулированных в бюджете в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также снижения зависимости бюджета от изменения мировых цен на нефть был создан Стабилизационный фонд как новый финансовый инструмент, обеспечивающий устойчивость бюджета в среднесрочной перспективе.     

Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счёт превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учёту, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Создание стабилизационного фонда продиктовано чрезмерной зависимостью экономики Российской Федерации от мировых цен на нефть и нефтепродукты, необходимостью нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. отмечается, что полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Создание различного рода резервов, так или иначе, отвлекает средства из экономики и социальной сферы. В целях достижения компромисса между потребностями народного хозяйства в ресурсах и необходимостью создания некоторого объема страховочного запаса средств на случай колебания экономической конъюнктуры, а также для осуществления платежей по долгам, представляется необходимым установить в Бюджетном кодексе предельный размер планируемого профицита бюджета по отношению к общей сумме доходов, четкий порядок его использования и ту максимальную величину создаваемых за счет профицита резервов, после достижения которой прекращается их накопление.        

Учитывая сложившуюся практику закрепления профицита в федеральном бюджете, важное значение имеет разработка законодательной базы, регулирующей сверхдоходы бюджета, поскольку в нынешних условиях отсутствие строгой регламентации приводит к разногласиям и спорам по целям и использованию накопленных ресурсов.

Основной вопрос состоит в следующем: как разумно распорядиться накопленными ресурсами? Очевидно, что для ответа на него необходимо оценить, насколько процентов можно снизить инфляцию за счет изъятия валютной выручки в Резервный фонд. И, в соответствии с данными оценками, принять решение по распоряжению накопленными средствами.        

При оценке эффективности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. Российское государство сконцентрировало огромные финансовые ресурсы в золотовалютных резервах в Стабилизационном фонде, в то время как многие отрасли, определяющие экономическую динамику страны, находятся в очень сложном положении.         

Принимая во внимание неэффективность размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в России, накопление в них огромных сумм в условиях наличия в стране ряда острых проблем в реальном и финансовом секторах экономики, а также в социальной сфере, представляется весьма спорным с позиции экономической целесообразности. Данная ситуация, конечно, не означает, что денежные средства должны бесконтрольно и непродуманно направляться на удовлетворение всех требований отраслей реальной экономики и социальной сферы. Задача формирования государственной денежной политики состоит в подчинении принимаемых решений потребностям экономического развития, направленного на развитие конкурентных преимуществ России, её высокотехнологичного сектора, и эти решения должны базироваться на строгих расчётах.

Очевидно, что «замораживание» средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния представляет собой механический подход к снижению уровня инфляции без учета перспектив и потребностей инвестиционного роста в России. Аккумуляция средств в указанных фондах особенно неэффективна при существующих инвестиционных потребностях российских компаний.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могли бы дополнительно содействовать решению задачи подавления инфляции и экономического роста при условии их использования на инвестирования в те отрасли, где создались структурные дефициты (строительство, транспорт, электроэнергетика). Следует отметить, что недостаточный рост производства в таких важнейших отраслях, как электроэнергетика и промышленность, оказывают негативное воздействие на динамику ВВП и капитальных вложений, создавая при этом повышенный ценовой фон в экономике.

Следовательно, рациональное и эффективное использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на нужды российской экономики могло бы способствовать снижению инфляции в еще большей степени, создавая тем самым весьма благоприятный макроэкономический и инвестиционный климат в нашей стране.

При использовании средств вышеуказанных фондов на инвестиционные цели предполагается исходить из того, чтобы эффект от инвестирования средств этих фондов превысил экономическую выгоду от погашения внешнего долга, связанную с уменьшением сумм затрачиваемых на его обслуживание.

В то же время использование огромных финансовых резервов на создание условий для ускоренного развития научно-технического прогресса во всех сферах экономики, освоение прорывных технологий в производстве и социальной сфере привело бы к снижению издержек и серьезному дополнительному росту ВВП.

Самой желательной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост. Вследствие экономического роста происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объёмов продаж и, следовательно, рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению собираемости налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход. Всё это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был заранее спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы. Все остальные причины возникновения профицита бюджета страны приводят к недолговременной тенденции существования данного профицита, поскольку коньюктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются.

Существование финансового резерва в виде аналитического показателя в составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчётным путём, принципиально не соответствует самой идее финансового резерва - экономического стабилизатора.


Заключение

Профицит бюджета за прошедшие годы был технически неизбежен, его наличие в силу общепринятых правил: выплата основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории «расходов» (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из «источников покрытия дефицита». И наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.

То, что государственный долг падает - можно оценить как успех бюджетной политики. Но обеспечить синхронность выплат по долгу и должного размера профицита проблематично.

Было предложено создание финансового резерва со следующими целями:

обеспечить сохранность бюджетных остатков (возникших как результат неожиданных профицитов последних лет);

обеспечить накопление резервов для платежей по долгу во время исполнения бюджета будущего года;

Первые две цели частично могут быть достигнуты предлагаемыми нормами. Финансовый резерв будет создан за счёт «свободных» бюджетных остатков на 1 января. Но в нормы, связанные с созданием резерва оказались включены и положения связанные с ограничением ведения части расходов в случае нехватки доходов, что снижает прозрачность бюджета. Что касается третьей цели, то она вряд ли достижима, пока ясно не определены критерии эффективности.

К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов являются:

высокий уровень косвенных (прямых) доходов;

низкий уровень национального дохода;

ухудшение социально-экономических показателей развития страны.

Далеко не каждая страна может похвастаться таким продолжительным профицитом бюджета. Особенно при текущем финансовом кризисе в мире многие страны вынуждены смириться с сократившимися доходами.

К положительному балансу экономики следует стремиться всем. Но не всегда это возможно осуществить в короткие сроки и экстренными мерами.

Значение профицита бюджета очень велико - часть средств бюджета будет оставаться после его расходования, а деньги лишними не бывают - их всегда можно потратить на какие-то необходимые мероприятия, целевые программы развития и т.д. И добиться тем самым еще большей отдачи от экономики страны.

Кроме того, профицит может использоваться в погашении госдолга страны. Это очень важно в частности для России.

В настоящее время в РФ из-за мирового кризиса профицит прошлых лет сменился дефицитом бюджета, но сформированные запасы успешно помогают преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране.

С ростом цен на энергоносители, доходы страны снова начнут увеличиваться, следовательно, дефицит будет постепенно перерастать в профицит.

Основными задачами правительства в 2011-2012 гг. являлись поддержание высоких темпов экономического роста, борьба с последствиями МФК, а также рост доходов населения. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, была направлена на выполнение этих задач.

Анализируя перспективы развития бюджетно-налоговой политики, можно сделать окончательный вывод о перспективах налогово-бюджетной политики и возможных путях её осуществления в интересах будущего развития России: главными задачами, на выполнение которых должна быть направлена активная экономическая политика государства, являются развитие и диверсификация экономики. В условиях высоких цен на нефть и профицитного бюджета следует либо снижать налоги, давая тем самым экономике возможность определить приоритеты развития посредством рыночного механизма, либо использовать накопленные в Стабилизационном фонде средства на проведение активной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере.


Список используемой литературы

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.05.2010)

. Сайт министерства финансов - http://www.minfin.ru/ru/

3. Сайт Российской газеты - http://www.rg.ru/tema/ekonomika/finansy/

. Сайт Президента РФ - http://xn-d1abbgf6aiiy.xn-p1ai/acts/15786

. Сайт официальной статистики - http://www.rbc.ru/gks/

. Экономический словарь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/13358

. Булатова А.С. Мировая экономика. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.

. Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити - ДАНА, 2008.       

. Хейфец Б.А. Долговая политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт. - 2007. - №3 - С. 37-51.

. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В. - М.: Издательство «Дело и сервис», 1998.

Похожие работы на - Сбалансированность бюджетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!