Расходы государственного бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    589,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расходы государственного бюджета











КУРСОВАЯ РАБОТА

Расходы государственного бюджета

Введение

На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Данная курсовая работа посвящена вопросу «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь». С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как здоровье или болезненность государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который, так или иначе, касается каждого, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться. Это закон о бюджете - главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше или хуже в ближайшем будущем.

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Предметом исследования выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года.

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

1. Государственные расходы

 

.1 Понятие расходов, их классификация


Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Не менее актуально второе направление бюджетной политики - государственные расходы. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

1. По их влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют текущие и капитальные расходы бюджета.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:

закупка товаров и оплата услуг (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и содержание дорог и другие);

выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

субсидии и текущие трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:

приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

капитальное строительство (жилищное строительство, строительство производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.);

капитальный ремонт;

создание государственных запасов и резервов;

приобретение земли и нематериальных активов;

капитальные трансферты;

другие расходы.

2. По предметному признаку выделяются следующие группы расходов:

финансирование народного хозяйства;

финансирование социально-культурных мероприятий;

финансирование науки;

финансирование обороны;

содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

расходы по внешнеэкономической деятельности;

создание резервных фондов;

расходы по обслуживанию государственного долга;

прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.

По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательством);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному признаку выделяют:

расходы республиканского бюджета;

расходы местных бюджетов.

. По субъектам финансирования выделяют:) расходы на финансирование юридических лиц. Они в свою очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по формам собственности, по видам деятельности, по типам предприятий, по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

прямые - расходы, которые непосредственно перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

косвенные - финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 №158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 №189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

Функциональная классификация - группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

В качестве примера рассмотрим следующую функциональную классификацию расходования бюджетных средств. Первым уровнем такой классификации является раздел «Здравоохранение», вторым - подразделы: «Медицинская помощь населению», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Прикладные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения», «Другие расходы в области здравоохранения». Третьим уровнем функциональной классификации расходов подраздела «Медицинская помощь населению» являются расходы на организацию работы поликлиник, больниц, стационаров, обновление парка машин скорой помощи и т.д. Четвертый уровень образуют расходы бюджетных средств на конкретные мероприятия (например, приобретение и ремонт машин скорой помощи отдельно взятой больницы).

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1

Таблица 1.1 - Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов

01


ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

02


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

03


ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

04

05


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

06


ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

07


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


1

Медицинская помощь населению


2

Санитарно-эпидемиологический надзор


3

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения


4

Другие расходы в области здравоохранения

08


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

09


ОБРАЗОВАНИЕ

 

Экономическая классификация - группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.

Таблица 1.2 - Экономическая классификация расходов по разделам и подразделам

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов экономической классификации расходов

01


ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

0

1

Закупка товаров и услуг

0

2

Обслуживание государственного долга

0

3

Текущие бюджетные трансферты

02


КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

0

1

Капитальные вложения в основные фонды

0

2

Создание государственных запасов и резервов


3

Приобретение земли и нематериальных активов


4

Капитальные бюджетные трансферты

33


ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

04


ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ

расход социальный бюджетный планирование

Программная классификация - группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.

Таблица 1.3 - Программная классификация расходов по разделам и подразделам

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов программной классификации расходов

01


ВОЗРАЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛА

02


ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

03


МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

04


ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

05


ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ БЕЛАРУСИ»

06


ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСВУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07


РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

1.2 Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь

бюджетные трансферты населению;

субсидии организациям и физическим лицам;

бюджетные трансферты за границу;

межбюджетные трансферты;

расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

бюджетные ссуды, бюджетные займы;

бюджетные кредиты;

расходы на обслуживание долговых обязательств;

другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с расширением функций государства появились многие косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ на:

оборону,

правоохранительные органы,

содержание дипломатических представительств за границей и т.п.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией Республики Беларусь, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточных суммах.

Средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Расходование средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь устанавливается решениями Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов - решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь и направления его использования определяются в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

2. Расходы государственного бюджета Республики Беларусь

 

.1 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010-2011 году


Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с. 101].

Расходы бюджета направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений являются:

капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;

покрытие операционных расходов;

финансирование благоустройства городов и других административных центров, а также рыночной инфраструктуры;

оказание финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т.п.

В Республике Беларусь в 2010-2011 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:

1. Расходы на национальную экономику по сравнению с увеличением расходной части бюджета в общем (70,5% за 2010 год и 2011 год против 60%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;

2. Темп роста средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (65,6% и 53,4%)

3. Наибольшими темпами среди всех отраслей реального сектора экономики росли расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Темп роста расходов составил 193,5% за 2010 год и 185,7% за 2011 год.

2.2 Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики

 

По итогам 2011 г. обеспечен прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 6,6% (при прогнозе 7-8%), главным образом за счет роста продукции растениеводства. Прирост производства сельскохозяйственной продукции во втором полугодии приобрел устойчивую тенденцию.


Рисунок 2.1. Динамика темпов роста производства

Таблица 2.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)


Хозяйства всех категорий

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйства населения

2010

102,5

101,3

111,7

104,4

2011

106,6

108,6

147,3

101,2


В сельскохозяйственных организациях производство продукции увеличилось на 9,6%, в личных подсобных хозяйствах населения - на 0,9%.

 

Таблица 2.2. Данные о производстве и урожайности основных сельскохозяйственных культур в 2011 г.


Валовой сбор

Урожайность, ц с 1 га


2010 г., тыс. т

2011 г., тыс. т

2011 г. к

2010 г

2010 г.

2011 г.

Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки

6 987,8

8 374,9

1 387,1

119,9

27,7

32,1 ↑

Картофель

7 831,1

7 721,0

-110,1

98,6

214

Сахарная свекла

3 773,4

4 485,1

711,7

118,9

395

453 ↑

Овощи

2 334,8

1 979,4

-355,4

84,8

247

273↑

Льноволокно

45,8

46,0

0,2

100,6

7,7

7,5 ↓

По основным сельскохозяйственным культурам обеспечен рост урожайности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. При этом валовой сбор картофеля и овощей сложился ниже уровня прошлого года.

Снижение продуктивности дойного стада в 2011 г. связано с более низкой обеспеченностью концентрированными и травяными кормами, а также удорожанием стоимости импортного белка для производства комбикормов.

В 2011 г. всеми заготовительными организациями в хозяйствах населения закуплено крупного рогатого скота на 25,6% меньше, чем в 2010 г., закупки молока уменьшились на 10,5%.

По итогам января-ноября 2011 г. рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 9,9%.

На долю организаций сельского хозяйства приходилось 24,8% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 5,7 раза. На 1 декабря 2011 г. на долю организаций сельского хозяйства приходилось 36,1% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.           

На протяжении всего 2011 г. промышленность демонстрировала высокие темпы роста, являясь одним из главных факторов, поддерживающих динамику ВВП.

Вместе с тем, начиная с апреля, динамика промышленного производства имеет тенденцию плавного замедления, и по итогам января-декабря темпы роста сложились на уровне нижней границы годового прогноза (109,1%).

При этом объем производства в декабре по сравнению с ноябрем 2011 г. увеличился на 1,6%.

Опережающий рост (110,8%) по сравнению с динамикой промышленности в целом на протяжении всего 2011 г. демонстрирует секция D «Обрабатывающая промышленность», прежде всего за счет высоких темпов прироста в видах деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (118,8%), производство машин и оборудования (111,8%) и транспортных средств и оборудования (133,2%).

Снижение производства (94,1%) по секции Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» при росте промышленного производства по основным энергоемким подсекциям обрабатывающей промышленности указывает на эффективность принимаемых мер по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов.

Рисунок 2.2. Темпы роста промышленного производства

На 1 января 2012 г. складские запасы организаций промышленности в фактических ценах составили 58,3% к среднемесячному объему производства, что на 1,7% ниже уровня, запланированного отраслевыми стратегиями.

Имевший место в последние месяцы рост складских запасов обусловлен главным образом корректировкой курса и переоценкой товаропроизводителями остатков готовой продукции, отгруженной на склад с учетом нового курса (в соответствии с п. 16 Постановления Белстата от 20 декабря 2010 г. №268 «Об утверждении указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг)».

Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда за 11 месяцев 2011 г. составил 107,9% и опережает рост реальной заработной платы (104,3%) на 3,6 п.п. При этом сохраняется положительная динамика соотношения производительности труда и реальной заработной платы.

Вместе с тем данная тенденция складывается не за счет увеличения выработки на одного работающего, а главным образом, за счет снижения уровня реальной заработной платы в связи с инфляционными процессами.

Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось жилищное строительство. Прогнозный показатель по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов не выполнен.

Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации объемов кредитования жилищного строительства. Тем не менее, за январь-декабрь 2011 г. введено в эксплуатацию 5487 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что выше, чем было построено в среднем за год в прошлой пятилетке.

Принятые на строительном рынке меры по урегулированию цен позволили гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, получить квартиры в 2011 г. практически без инфляционной составляющей.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 74,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 3498,4 тыс. кв. метров общей площади или 63,8% от общего объема ввода жилья.

Рисунок 2.3. Динамика ввода в действие жилья

 

Основной причиной невыполнения показателя по вводу жилья является сокращение объемов финансирования ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» на цели строительства объектов жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также задолженность заказчиков за выполненные работы, что не позволяет обеспечить ритмичное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в соответствии с утвержденными графиками, сообщили в министерстве.

 


3. Расходы бюджета на социальную сферу

 

.1 Состав, содержание и динамика расходов на социальную сферу

 

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. Рассмотрим основные расходы государственного бюджета Республики Беларусь в социальной сфере.

Расходы на образование. Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Расходы на образование включают в себя расходы на:

• дошкольное образование;

• общее образование;

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• переподготовку и повышение квалификаций;

• высшее профессиональное образование.

За счет республиканского бюджета в Республике Беларусь финансируются учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из республиканского бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

Расходы в области социально-культурной системы. Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

• осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

• стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

• устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

• способствовать развитию благотворительности в области культуры;

• осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РБ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение Беларуси и с этой целью обеспечивает:

• Финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

• Содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной собственности;

• Создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Расходы на социальную политику. Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:

• реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

• гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

• дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

• взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

• повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Правительство Беларуси наметило обеспечить прирост расходов на социальную сферу в 2011 году на уровне 7,9% к исполнению бюджета текущего года.

В текущем году в Беларуси удалось сохранить социальную направленность бюджета, повысить качество оказания социальных услуг. Расходы консолидированного бюджета, средства Фонда соцзащиты населения по отраслям социальной сферы, расходы на жилищное строительство с учетом субсидий на жилищно-коммунальные услуги и транспорт составили около 60% от всех бюджетных назначений. На финансирование здравоохранения, образования, культуры, СМИ, социальной защиты населения, физической культуры и спорта в текущем году предусмотрено направить свыше Br18 трлн.

В 2011 году в полном объеме профинансированы зарплаты, пенсии, стипендии и другие трансферты населению, а также расходы на питание, медикаменты и другие нужды. В то же время, с учетом объективных обстоятельств исполнения доходной части бюджета наложено определенное ограничение на финансирование непервоочередных расходов, связанных с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов и др. В условиях кризиса перед отраслями социальной сферы поставлена задача добиться максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля.

Он добавил, что социальная сфера - не только потребитель бюджетных средств, но и источник пополнения государственного бюджета. За 8 месяцев текущего года в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры населению оказано платных услуг на Br1,4 млрд. Это на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта услуг в текущем году достиг $90 млн. Проведение такой работы не идет в разрез с государственными обязательствами по доступности социальных услуг, повышению уровня и качества жизни населения.


3.2 Особенности бюджетного планирования расходов на социальную сферу

 

Расходы консолидированного бюджета в январе - июле 2011 года составили 35,6 трлн рублей, что на 22,6% больше, чем в январе - июле 2010 года. По отношению к ВВП они составили 28,2% (за январь - июль 2010 года - 34,5%). В реальном выражении расходы уменьшились на 2,6%.

Такие данные содержатся в в отчете Национального банка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь».

Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных в январе - июле 2011 года на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 16,7 трлн рублей, или 47% от всех расходов консолидированного бюджета (в январе - июле 2010 года - 11,6 трлн рублей, или 39,8% от всех расходов).

Незначительное снижение численности занятых в экономике в январе-ноябре 2011 г. до 4645 тыс. человек (на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) не повлияло на рост регистрируемой безработицы. Указанное снижение обусловлено, прежде всего, демографическими причинами: сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.

Рисунок 3.1. Средняя заработная плата в ноябре 2011 г.

По итогам одиннадцати месяцев т.г. сохраняется тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов населения. В январе-ноябре их уровень составил 100,1% к январю-ноябрю 2010 г. (в I квартале - 119,3%, в 1 полугодии - 109,9%, в январе-сентябре 104,8%), что обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.

Рисунок 3.2. Динамика темпов роста производительности труда

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила в ноябре 2011 г. 2439,7 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий - 941,0 тыс. рублей.

В результате принятых мер не допущено снижение доходов граждан: темп роста реальной заработной платы в январе-ноябре 2011 г. составил 103%.

Начиная с января-октября 2011 г. имеет место положительная тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы (в январе-ноябре 2011 г. на 3,2 п.п.).

В сфере социальной защиты населения в начале 2012 года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на минимизацию инфляционного давления и дальнейшее поддержание жизненного уровня населения.

 


Заключение

 

В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств государственного бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;

отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов;

определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между региональными и местными бюджетами.

Таким образом, необходимо привлекать квалифицированных специалистов для работы с бюджетами различных уровней, а также усматривать льготы для предприятий, приносящих прибыль с целью укрепления их положения в стране.

 

 


Список использованной литературы


1.   Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240 с.

2.      Заяц Н. Е, Фисенко М.К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.-368 с.

.        Закон РБ «О бюджете РБ на 1999 год» // Национальная экономическая газета Информбанк 1999 №10 стр. 2-8

.        Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:

«Настольная книга бухгалтера». - Мн., Право и экономика, 192 с.

.     Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 №4 с. 4-16.

6.      Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 №3 с. 28-36.

.        Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.

.        А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

.        Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383 с.

.        Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова - Мн.: Бестпринт, 1999.-368 с.

.        11. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Шимов и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. - 751 с.

.        «Закон РБ «О республиканском бюджете на 2009 г.»» [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал РБ. - Минск, 2009.

.        Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь. - Мн., 2006.

Похожие работы на - Расходы государственного бюджета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!