Костюмы и прически середины ХIX века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Костюмы и прически середины ХIX века

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА УКРАИНЫ











Курсовая работа по исторической прическе

Костюмы и прически середины ХIX века


Выполнила:

Жуня А.В.

Проверила:

Насибулина И.Г.





Одесса 2013

Вступление

Политические события XIX века потрясли не только государства Европы, но и весь мир. Развернувшиеся битвы вызвали рост во всех областях культурной жизни, что дало огромное количество: выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также учёных, изобретателей, авантюристов, философов и великих политиков.

В этот период делают значительные открытия: первый рентгеновский снимок и фотографию луны. Изобретение автомобиля и паровоза, первой ручки и телеграфа. Человек начинает борьбу за свободу, что ведет к отмене крепостного права. А в середине девятнадцатого века женщина выступает как свободолюбивый и равноправный человек.

Все эти события рождают новую культурную традицию искусства, литературы, политики и конечно моды.

В этой работе мы проследим как изменения середины девятнадцатого века отразились на внешнем облике человека и повлияли на нынешний.

костюм прическа художественный мода

Историческая справка

Установившийся режим июльской монархии (1830-1848) отвечал интересам лишь финансовой буржуазии, вызывал ненависть широких масс крестьянства и рабочих, недовольство промышленной, торговой буржуазии. Общее недовольство политикой правительства Луи-Филиппа (1773-1850) усугублялось неурожайными годами 40-х гг., кризисом перепроизводства 1847 г. Все это вызвало новую революцию во Франции, получившую название Февральской (1848). Не находя возможности разрешить кризис в стране, прекратить баррикадные бои на улицах Парижа, Луи-Филипп вынужден был отречься от престола. Франция была провозглашена Республикой, создано временное правительство, введено всеобщее избирательное право для мужчин, сокращен рабочий день для рабочих до 10-11 часов, увеличены налоги на земельных собственников. Однако временное правительство оказалось не в состоянии выполнить другие требования рабочих и городской бедноты. Действия временного правительства и избранного Национального собрания, по сути явившиеся движением назад, привели в июне 1848 г. к широкому антиправительственному восстанию рабочих Парижа, которое было жестоко подавлено войсками. Власть была передана президенту Луи Наполеону, который 2 декабря 1851 г. приказал арестовать и бросить в тюрьмы опасных для него политических деятелей, а войскам занять правительственные учреждения. Это был государственный переворот. В ответ в ряде городов тысячи сторонников Республики вышли на баррикады, однако войска быстро подавили восстание. Революция потерпела поражение. В 1852 г. Луи Наполеон провозгласил себя Наполеоном III, императором Франции. В стране установилась Вторая империя (1852-1870).

Вслед за Францией революции произошли в Австрии Германии, Италии. Революционные выступления вспыхнули одновременно в Вене, Богемии, Венгрии, Ломбардо-Венецианском королевстве. Чтобы остановить революцию, Фердинанд I отстранил от власти канцлера А. Меттерниха (1773-1859), олицетворявшего реакцию. Был принят закон о введении всеобщего избирательного права для мужчин; крестьяне добились отмены крепостного права. В Венгрии в революционном движении, помимо венгров, активное участие приняли славянские народы. Но в начале 1849 г. с введением на территорию Венгрии 80-тысячного русского войска под командованием генерала И.Паскевича (1782-1856) революция была подавлена.

С 40-х гг. в Германии набирало темпы железнодорожное строительство. В Берлине возникли паровозостроительные заводы. Однако в целом в развитии промышленности Германия значительно отставала от Англии и Франции.

Революция в Германии началась в марте 1848 г. массовыми выступлениями в Бадене, Гессен -Дармштадте, Баварии, Вюртем-берге. В Берлине рабочие вели баррикадные бои с войсками и полицией, которые завершились победой повстанцев. Было сформировано либеральное правительство. Победа берлинских рабочих и ремесленников вызвала подъем рабочего и крестьянского движения. В мае 1848 г. открылось избранное Прусское Национальное собрание. Прусский король в ноябре сформировал новое правительство из крупных феодалов и высшей бюрократии, которое ничего не сделало для освобождения крестьян от феодальных повинностей и облегчения положения рабочих.

В мае 1849 г. начались восстания в Саксонии, Рейнской провинции, Бадене и других областях Германии в защиту конституции, принятой в марте 1849 г. Франкфуртским Национальным собранием и отклоненной правительством Пруссии и некоторых других германских государств. Революционные восстания были подавлены. Это означало поражение революции в Германии. В начале 50-х гг. XIX в. в Пруссии утвердился реакционный режим.

В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны, об устройстве единой Германии. Сложным был вопрос о том, под чьей эгидой состоится объединение - Австрии или Пруссии. Большая часть германской буржуазии поддерживала план создания "Малой Германии", т.е. объединения немецких государств под эгидой прусской династии Гогенцоллернов без включения Австрии.

В 1862 г. во главе правительства Пруссии был поставлен Огто фон Бисмарк (1815-1898. Первыми шагами в объединительном процессе стали войны Пруссии с Данией в 1864 г. и Австрией в 1866г. По Пражскому миру государства Ганновер, Гессен, Нас-сау, Франкфурт были присоединены к Пруссии. Австрия устранилась от участия в решении германских вопросов. Пражский мир также предусматривал создание Северо-Германского союза из государств, расположенных севернее р. Майн. Пруссия теперь стала неоспоримым лидером национального объединения Германии. Россия соблюдала нейтралитет и облегчала этим объединительный процесс Пруссии. В образованном в 1867 г. Северогерманском союзе Пруссия играла главенствующую роль, которая обеспечивалась прежде всего передачей ей командования над союзными войсками.

Военные и политические успехи Пруссии пугали Францию. Правительство Наполеона III сочло своевременным в 1870 г. начать против Пруссии войну. Пруссия оказалась более подготовленной к войне, чем Франция. Если Пруссия мобилизовала свыше 1 млн. чел., то французская армия после мобилизации насчитывала 500 тыс. чел. Превосходило количественно и качественно и вооружение прусской армии.

августа 1870 г. германские войска начали общее наступление. Франция сразу же стала терпеть неудачи. В сражении в районе Седана численно превосходившие немецкие войска нанесли сокрушительный удар французской армии, 2 сентября по приказу Наполеона 111 седанская крепость капитулировала. С сентября 1870 г. характер Франко-прусской войны меняется. Теперь Франция ведет освободительную войну, а Германия - захватническую, она стремится к отторжению от Франции Эльзаса и Лотарингии.

октября 1870 г. без боя маршал А Базен (1811-1888) сдал крепость Мец со 180-тысячным войском. С капитуляцией французов освободились значительные силы противника для обеспечения осады Парижа. 18 января 1871 г. Вильгельм I (1797-1888) во дворце французских королей Версале в торжественной обстановке был провозглашен наследным королем Германской империи. Страх перед революционными выступлениями рабочих вынудил французское правительство на скорейшее заключение мира.28 января было подписано перемирие на тяжелых условиях. Мирный договор, заключенный 10 мая 1871 г., был еще более тяжелым. Франция обязывалась выплатить 5 млрд. франков контрибуции, уступала Германии Эльзас и северо-восточную часть Лотарингии. Победа Пруссии над Францией довершила дело объединения Германии в единое государство - Германскую империю,

Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующим дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской монархией была реакционной и опасной для народов Европы. Торжество Германии превращало ее военные силы в важнейший инструмент внутренней и внешней политики. Правящие круги выдвинули цель прорыва Германии к мировому господству.

В 1830-40-х гг. в России начался промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, процесс формирования промышленной буржуазии и пролетариата. В связи с этим возросла и производительность труда: в середине 50-х годов один рабочий производил в 3 раза больше продукции, чем в начале XIX в., а на долю машинного производства приходилось уже свыше двух третей продукции крупной промышленности. Росло и число занятых в промышленности рабочих: в 1860 г. на 15 338 предприятиях было занято 565 тыс. человек, в том числе 462 тыс. вольнонаемных и 103 тыс. крепостных. Происходили изменения и в отраслевой структуре промышленности. Рост производства, усиление специализации регионов стимулировали развитие торговли. С 1801 по 1860 гг. среднегодовой вывоз товаров вырос 59 до 226, а ввоз с - 42 до 206 млн руб. В 40-х гг. XIX в. в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок, крупнейшие из них превратились в товарные биржи. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога Петербург - Царское село, в 1851 г. - Петербург - Москва. Развитию торговли способствовал рост городов. За 1811-1863 гг. количество городов возросло с 630 до 1 132, а к середине XIX в. завершилось превращение большинства городов из аграрных в промышленные и торговые.

Поражение России в Крымской войне раскрыло глаза правящим кругам на то, что крепостное право - главная причина и военно-технической отсталости страны. Таким образом, русское самодержавие должно было встать на путь неотложных социальных, экономических и политических преобразований. Начало модернизации страны положили великие реформы 60-70-х годов XIX в., развернутые по инициативе императора Александра II. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. были утверждены Манифест и «Положение об освобождении крестьян». Последовавшая за отменой крепостного права серия реформ - земская (1869 г.), судебная (1864 г.), городского самоуправления (1870 г.), военная (1861-1874 гг.) - была направлена на преобразование социально-экономического и политического строя. Была проведена серия военных реформ. Вместо феодальной системы рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность.

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества, развитию - и вглубь, и вширь - новых экономических отношений.

История искусств

В странах Западной Европы и России 19 века окончательно складывается реалистическое направление. Реализм развивается и утверждается как самостоятельное течение.

Ведущую роль в художественной жизни Европы в середине столетия по-прежнему играла Франция. Наряду с ней значительный вклад в сокровищницу мирового реалистического искусства внесли Германия и Россия.

Реалистическое направление в 19 веке развивается как направление критическое. Для него характерны критика социальной несправедливости, показ тяжести труда, разоблачение пороков господствующих классов. Жадный интерес к явлениям действительности, стремление к современности и общественному звучанию произведения выдвигают на первый план бытовой жанр. Значительное развитие получают также пейзаж и портрет. Подъем реализма наблюдается прежде всего в графике и живописи, несколько позже в скульптуре, и литературе того времени.

Использование новых материалов, чугунных и железных конструкций проявляется раньше всего в строительстве мостов. Для внедрения в строительство новых материалов и конструкций имело большое значение развитие математики и механики. Труды крупных ученых - Навье, Кремона, Кульмана и других, относящиеся к 1830-1860 годам, позволили широко применять в строительстве статический расчет конструкций, точно определять усилия, возникающие в конструкциях, и необходимые размеры частей зданий.

Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843-1850 годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал библиотеки св. Женевьевы в Париже Позже, в 1850-1860-х годах, та же система была использована Лабрустом в здании Национальной библиотеки в Париже

К Всемирной выставке 1851 года в Лондоне Джозефом Пэкстоном менее чем за 4 месяца был построен колоссальных размеров Хрустальный дворец. Площадь его составляла почти 72 тысячи квадратных метров. Каркас этого сооружения, состоящий из чугунных стандартных секций и деревянных арок, был почти полностью покрыт стеклом. Внутри Хрустального дворца находились театр, концертный зал и выставки. Смелая идея Пэкстона, садовника по профессии, одержала верх над 233 проектами архитекторов различных стран, представленными на специально организованный конкурс.

С 1853 года архитектор Виктор Бальтард возводит в Париже комплекс Центрального рынка, состоящий из ряда торговых корпусов с железной остекленной конструкцией.

Возводятся и другие смело и оригинально задуманные в архитектурно-конструктивном отношении сооружения - вокзалы, магазины, музейно-выставочные залы. В 1852 году архитектор Льюис Кьюбитт строит лондонский вокзал Кинге Кросс с двумя гигантскими цилиндрическими остекленными сводами, каркас которых составляют изогнутые металлические балки. В 1850-х и 1860-х годах строятся и другие крупные лондонские и парижские вокзалы.

К 1850-м годам относится и Читальный зал Британского музея в Лондоне, имеющий круглую форму и перекрытый огромным куполом (диаметром 42,6 м), конструкция которого образуется радиально расположенными металлическими ребрами, сходящимися со всех сторон к круглому остекленному отверстию.

Среди предшественников больших художников-реалистов заслуживают упоминания некоторые менее значительные мастера. К их числу относится Филипп Жанрон (1809-1877), работа «Дети на баррикаде».

Популярностью пользовались журнальные карикатуры, как правило, исполнялись литографским способом. В этой технике работали такие известные художники, как Шарле, Монье, Гранвиль, Травьес, Гаварни, а также крупнейший мастер французской графики Домье, в руках которого литография раскрыла свои богатейшие художественные возможности. В отличие от карикатур в иллюстрации, где подвизались те же мастера, а также выступивший позднее Доре, применялась техника ксилографии.

В период между революцией 1830 и 1848 годов во Франции складывается школа реалистического пейзажа, получившая название барбизонской. Этот термин происходит от названия деревушки Бар-бизон, расположенной недалеко от Парижа. Сюда в 30-40-е годы устремились многие пейзажисты и анималисты, ищущие новых путей в живописи.

Признанным главой барбизонской школы был Теодор Руссо (1812-1867). «Вид в окрестностях Гранвилля» 1833, «Лес Фонтенебло», 1848-1850, «Аллея в лесу Иль-Адан», 1849, «Пейзаж с крестьянкой»1850 г., «Дубы в Агремане». Рядом с Руссо, стремившимся с предельной объективностью фиксировать все, что он видит, Жюль Дюпре (1811-1889) «Большой дуб» 1844-1855 гг., «Пейзаж с коровами» 1850, или «Вечер». Нарсис Диаз де ла Пенья (1807-1876). Источниками его вдохновения также были лес Фонтенебло и природа окрестностей Барбизона. Он населяет свои пейзажи обнаженными женскими фигурами: нимфами и венерами (например, «Венера с амуром», 1851 г., «В дубовом лесу», 1857 г. К младшему поколению барбизонцев, выступившему позднее, относится Шарль Добиньи (1817-1878). Он начал свой творческий путь как иллюстратор, но в 40-е годы сблизился с барбизонцами и всецело посвятил себя пейзажной живописи. Его лучшие работы созданы в 50-е годы. Это «Шлюз в долине Оптево» 1855 г., «Весна» 1857 г. Пейзаж «Берега Уазы».

Наряду с пейзажистами в Барбизоне трудилась и группа художников-анималистов. Самым значительным среди них был К. Тройон (1810-1865). Он хорошо знал жизнь домашних животных, с которых писал многочисленные этюды «Приближение грозы» 1851 г., и спокойное сырое утро, когда природа еще только пробуждается от ночного сна, «Отправление на рынок» 1859 г. Камилю Коро (1796-1875). « «Воспоминание о Мортефонтэне» 1864 г., «Пейзаж с озером», «Пейзаж с коровой» , «Замок Пьерфон» (ок. 1850-1860 гг.), «Читающая пастушка», 1855-1860 гг., «Девушка в розовой юбке1865 г. Жан-Франсуа Милле (1814-1875) «Веятель» 1847-1848 гг., «Сеятель» 1850 г., «Собирательницы колосьев» 1857 г., «Анжелюс» 1858-1859, «Женщина, пасущая корову» 1859 г., «Крестьянка с ведрами» 1862, «Человек с мотыгой» 1863. Гюстав Курбе (1819-1877) - одна из центральных фигур западноевропейского искусства 19 века. «После обеда в Оране» 1848-1849 гг., «Каменотесы» 1849г., «Похороны в Оране» 1849 г. Все три картины написаны с натуры.

Типичным представителем исторической живописи Второй империи был Мейсонье (1815-1891). Он приобрел известность не столько своими полотнами, посвященными Наполеону I и Наполеону III.

Подъем реализма во французской пластике происходит позднее, чем в живописи, и в 1850-1860-е годы достигает глубины и последовательности демократического реализма Домье, Курбе или Милле. Скульптура в гораздо большей степени, чем живопись, находилась во власти академизма. На этом безрадостном фоне выделялись произведения Карпо и Далу.

Жан-Батист Карпо (1827-1875) был учеником Рюда. Статуэтка «Неаполитанского рыбака» 1858 и группа «Уголино» 1860-1862, к лучшим работам скульптора относятся монументально-декоративные композиции: горельефы «Флора» (1866), «Танец» (1869), фонтанная группа «Четыре части света» (1867-1872), а также некоторые портреты. Жюль Далу (1838-1902) «Бретонка». Лучшими в наследии Далу являются подготовительные работы для неосуществленного «Памятника труду», которому он посвятил последние годы жизни.

Сложение реалистического направления в Германии запаздывает по сравнению с Францией. Немецкий реализм оказывается более половинчатым, измельченным, что находит свое объяснение в общественно-политической жизни страны. Революция 1848-1849 годов дала мощный толчок развитию сатирического искусства в Германии. На страницах журналов «Кладдерадач», «Флигенде блеттер» печатались многочисленные карикатуры на короля, членов правительства, парламент. Однако далеко не все немецкие художники стояли на прогрессивных позициях. А. Ретель, например, выступил с серией гравюр «Новая пляска смерти» (1849), носящей ярко выраженный контрреволюционный характер.

Наиболее значительной среди художественных школ в Германии в середине 19 века была дюссельдорфская школа. Здесь была создана картина Карла Гюбнера (1814-1879) . Откликом на события революции явилась картина Петера Газен-клевера (1810-1853) «Рабочие в Кельнском магистрате» (1849, Мюнстер, Музей), изображающая момент взятия рабочими власти, растерянность и смятение представителей буржуазии. Однако в дальнейшем победа реакции сделала невозможным появление картин на острые социальные темы.

Дальнейшее развитие дюссельдорфской школы связано с подъемом жанровой живописи. Продолжая традиции «бидермайера», художники Кнаус, Вотье, Ахенбах обратились к изображению окружающей действительности.

Характерным представителем этого поколения жанристов был Людвиг Кнаус (1829-1910). Он писал деревенских жителей всех возрастов, но особенно любил изображать детей. Художник обстоятельно рассказывает о своих героях, нередко внося в картину нотки добродушного юмора, а иногда и сентиментальности («Первый барыш», 1878, Эрмитаж). Адольф Менцель (1815-1905). Приобретя известность как график, он затем работал преимущественно в области живописи, писал исторические, жанровые картины на современные темы, пейзажи. По разнообразию интересов Менцель не имел себе равных в немецком искусстве середины 19 века. Первыми значительными произведениями художника были иллюстрации к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера и к сочинениям самого Фридриха. С другой стороны, уже в 40-е годы Менцель пишет маленькие жанровые картины, пейзажи и интерьеры, отличающиеся свежестью и жизненной правдивостью. Пронизан воздухом и светом скромный интерьер «Комната с балконом» (1845, Берлин, Национальная галерея); новаторски звучит такой пейзаж, как «Железная дорога Берлин - Потсдам» (1847, Берлин, Национальная галерея), в котором художник смело вводит в искусство новые мотивы, увиденные им в жизни.

Вильгельм Лейбль был вторым крупным немецким художником (1844-1900), представитель мюнхенской школы. Его картины «Крестьянки в церкви, «Неравная пара», «Прядильщица». Лейбль был прекрасным рисовальщиком, но никогда предварительно не рисовал на холсте.

Академическая живопись в Германии, пользовавшаяся правительственной поддержкой, продолжала играть существенную роль в художественной жизни, но представляла собой еще менее значительное явление, чем французский академизм. Наиболее влиятельной была мюнхенская Академия во главе с историческим живописцем К. Пилоти (1826-1886). Его театрализованные произведения, нередко связанные с пропагандой реакционных идей и католицизма, оказывали сильное воздействие на многих воспитанников немецких Академий. К возрождению монументальной живописи стремился А. Фейербах (1829-1880. Лишены конкретности и действия картины Г. фон Маре (1837-1887).

Русская историческая живопись 30-40-х годов развивалась под знаком романтизма. «Гением компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма назвал исследователь М.М. Алленов Карла Павловича Брюллова (1799-1852)

Центральной фигурой в живописи середины века был несомненно Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Иванов окончил Петербургскую Академию. Страстная вера художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды, привела Иванова к основной теме его творчества - к картине, которой он посвятил 20 лет (1837 - 1857), «Явление Христа народу» (ГТГ, авторский вариант - ГРМ). Первые эскизы «Явления Мессии» относятся к 1833 г., в 1837 г. композиция была перенесена на большой холст. К 1845 г. «Явление Христа народу» было, по существу, окончено.

Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин продолжал свою творческую деятельность более полувека, большую часть жизни при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства. Еще одной отличительной особенностью многих произведений Тропинина является их жанровый, бытовой характер.

Замечательный русский художник-жанрист и портретист Алексей Гаврилович Венецианов впервые в русской живописи соединил образы крестьян и национальной природы. Венецианов - создатель целой галереи крестьянских портретов. В своих художественных произведениях живописец выражает свою идейно-эстетическую позицию. Венецианов показывал душевную привлекательность крестьян, утверждал в нем личность, отстаивая тем самым его человеческие права. Живописец глубоко сочувствовал крестьянской доле, много сил прилагал к облегчению положения крепостных художников, но в то же время он был далек от социальной критики. На творчество Венецианова оказало большое влияние классическое наследие: он не боялся использовать в своих произведениях средства старой живописи. В то же время, являясь реалистом по устремлениям, ему наряду с возвышенной гармонией классицистов было близко уважение к личности, свойственное романтизму.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист Орест Адамович Кипренский. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов - и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Иван Николаевич Крамской. Крамского в жанре портрета занимает личность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты Салтыкова - Щедрина (1879, ГТГ), Н.А. Некрасова (1877,ГТГ), Л.Н. Толстого (1873,ГТГ), П.М. Третьякова (1876, ГТГ), И.И. Шишкина (1880, ГРМ), Д.В. Григоровича (1876, ГТГ).

Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им

Социально-критическое направление, ставшее главным в искусстве второй половины XIX в., еще в 40-50-е годы заявило о себе в графике. Несомненную роль здесь сыграла «натуральная школа» в литературе, связываемая (весьма условно) с именем Н.В. Гоголя.

Огромный успех имел альбом литографированных карикатур «Ералаш» Н.М. Неваховича, который, подобно венециановскому «Журналу карикатур», был посвящен сатире нравов. На одной странице большого формата могло помещаться несколько сюжетов, нередко лица были портретны, вполне узнаваемы. «Ералаш» был закрыт на 16-м выпуске.

В 40-е годы большим спросом пользовалось издание В.Ф. Тимма, иллюстратора и литографа. «Наши, списанные с натуры русскими» (1841-1842). Книга этого времени становится более доступной и дешевой: иллюстрации начали печатать с деревянной доски большими тиражами, иногда при помощи политипажей - металлических отливок. Появились первые иллюстрации к произведениям Гоголя - «Сто рисунков из поэмы Н.М. Гоголя «Мертвые души» А.А. Агина, гравированные Е.Е. Вернадским; 50-е годы ознаменовались деятельностью Т. Г. Шевченко как рисовальщика («Притча о блудном сыне», обличающая жестокие нравы в армии).

Но главным истоком для жанровой живописи второй половины столетия явилось творчество Павла Андреевича Федотова (1815- 1852). Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России 40-х годов, «Игроки», «Свежий кавалер» 1846, «Вдовушка» 1851, «Анкор, еще анкор!» 1851.

С 40-х годов заслугами «натуральной школы» Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский - в литературе, русский театр - через Островского, русская музыка - усилиями «Могучей кучки», эстетика - благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

Общественные настроения снова вывели графику -уже сатирическую, сатирических журналов, таких, как «Искра» и «Гудок», Н.А. Степанов исполнял карикатуры для «Искры», издаваемой поэтом-сатириком, членом союза «Земля и воля» B.C. Курочкиным. Главньм рисовальщиком «Гудка» стал Н.В. Иевлев. Рисовальщик московских сатирических журналов «Развлечение» и «Зритель» П.М. Шмельков создал в акварельной технике целую серию карикатур о жизни.

Менее бурно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Исследователи справедливо замечают, что историзм был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля. Период его длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия.

Историзм прошел несколько этапов. На первом этапе (с 30-х по 60-е годы) в нем замечается увлечение готикой: самое начало, первые «отзвуки готики» - Коттедж А. Менеласа в Петергофе, затем настоящая «неоготика» - А.П. Брюллов, церковь в Парголове, оформление некоторых интерьеров Зимнего дворца (в интерьере, в меблировке, в произведениях прикладного искусства это увлечение готикой сказалось особенно ярко); Н.Л. Бенуа - царские конюшни и вокзал в Новом Петергофе. Антикизирующее направление ориентировано на греко-эллинистическую и «помпейскую» архитектуру: А. Штакеншнейдер - Царицын павильон в Петергофе; Л. Кленце - Новый Эрмитаж в Петербурге.

С 40-х годов начинается увлечение итальянским Ренессансом, затем барокко и рококо. В духе необарокко и неоренессанса исполнены некоторые интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 г. (арх. А. Брюллов). В необарокко А. Штакеншнейдером построен дворец кн. Белосельских-Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста, им же в неоренессансе - Николаевский дворец. Египетские мотивы (Египетские ворота А. Менеласа в Царском Селе) или «мавританские» (дом кн. Мурузи арх. А. Серебрякова на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы в Петербурге) рождены экзотикой Востока. Стилизации на темы русского зодчества свойственны творчеству К. Тона (Большой Кремлевский дворец). О. Монферран, А. Брюллов, А. Штакеншнейдер, А. Кавос, Н. Бенуа, К. Тон - каждый по-своему выражали архитектурные образы эклектизма.

Затем в 70-80-е годы, на втором этапе, классицистические традиции в архитектуре исчезают вовсе. Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни так называемую рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями, с новым соотношением конструкции и художественного образа. Главной стала техническая и функциональная целесообразность - в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и пр.

Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и на развитии монументальной скульптуры. М.О. Микешин памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) .

Так же развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Но она становится более повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М. Чижов «Крестьянин в беде», 1872, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; В.А. Беклемишев «Деревенская любовь», 1896; Ф.Ф. Каменский «Первый шаг», 1872, ГРМ). В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е.А. Лансере и А.Л. Обер, получает развитие анималистический жанр, что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм (Лансере) и декоративной скульптуры (Обер).

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Умирающий Сократ» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Ермак» (1888). Исполненные по заданной программе, они лишь символ определенной личности.

Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме.

Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Достоевского и Толстого - так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени, люди, как правило, необычайного душевного благородства, искренне радевшие за судьбу Отечества.

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Чаепитие в Мытищах» 1862 г.

Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи, избирают близкие темы. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике? К рубежу 60-70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского 1872 г., А.Н. Островского 1871 г., И.С. Тургенева 1872.

Театр и музыка. К началу XIX в. европейский театр растерял многие свои ценные завоевания. Напуганные французской революцией, правители всех стран повели борьбу против театров, привлекавших зрителей из народа, боясь воздействия на аудиторию смелых слов о свободе, о правах человека, так недавно звучавших со сцены.

Во Франции революционный Декрет о свободе театров отменили, большинство театров в Париже закрыли. Только «Комеди Франсез» разрешалось играть литературную драму и составлявшие гордость Франции пьесы Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше .Четыре театра для «черни» - «Водевиль», «Варьете», «Амбигю комик» и «Гете» - довольствовались пантомимами, феериями, развлекательными водевилями или кровавыми приключенческими пьесами.

В Англии монопольные права играть литературную драму - Шекспира, Бена Джонсона, Шеридана - до 1843 г. принадлежали только двум театрам в Лондоне - «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден».

Искусство актеров французских демократических театровФредерика-Леметра (1800 - 1876), Мари Дорваль (1798 - 1849), Пьера Бокажа (1799 - 1862) и других было отмечено глубокой поэзией, человечностью, поднималось до страстной защиты народа, до гневного обличения буржуазной жизни, где все подчинено наживе.

Фредерик-Леметр, отличаясь замечательным мастерством перевоплощения, с одинаковым успехом выступал в трагедиях, мелодрамах, политических буффонадах. В написанной им комедии «Робер Макер» Фредерик-Леметр создал фигуру крупного финансиста, бывшего каторжника. Современники увидели в этой превосходной сатире подлинную сущность века буржуазии, раскрытую в конкретном образе глубоко и вполне реалистическими средствами. Мари Дорваль с проникновенной силой играла женщин из народа и героинь, борющихся за свою любовь. Одним из чудесных ее созданий была Марион Делорм - героиня одноименной драмы .

За десятилетие перед революцией 1848 г. Элиза Рашель (1821 - 1858) возродила героические традиции классицизма, восприняв вместе с тем пламенность, страстную искренность романтических актеров. В ее исполнении трагедии Корнеля, Расина приобретали новое, современное звучание, насыщались духом народной борьбы в канун и дни революции 1848 г. Вдохновенное выражение ее искусства - «Марсельеза», которой актриса откликнулась на события 1848 г.

В Италии, где в течение многих десятилетий шла борьба против австрийского владычества, появилось поколение драматургов и актеров, которые были не только театральными деятелями, но и бойцами, революционерами-карбонариями. Здесь родилось политически страстное, героическое искусство итальянских актеров Густаво Модена (1803 - 1861) и Аделаиды Ристори, (1822 - 1906).

В борьбе за национальную независимость складывался театр и в тех странах Европы, где долгое время захватчики препятствовали развитию национальной культуры. Венгерский народ сохранил в памяти вдохновенный образ актера Табора Эгрешши (1808 - 1866), который в дни революции 1848 - 1849 гг. читал на площади Будапешта перед огромной толпой народа гимн венгерской революции - «Национальную песню» Ш. Петёфи (см. т. 11 ДЭ, ст. «Шандор Петёфи»). Искусство романтических актеров необычайно обогатило театр. Романтики принесли на сцену свободную речь, взволнованный выразительный жест. Теперь актеры играли не только королей и вельмож, но и ремесленников, купцов, крестьян, рабочих, чиновников.

Романтический театр во многом подготовил сценический реализм. В первой половине XIX в. расцвело реалистическое искусство замечательного немецкого мастера Карла Зейдельмана (1793 - 1843), любимого актера К. Маркса. Играя Мефистофеля в «Фаусте» или Карлоса в «Клавиго» Гёте, Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Маринелли в «Эмилии Галотти» Лессинга, он поражал зрителя острым умом, артистической смелостью, силой художественных обобщений. После поражения революции 1848 - 1849 гг. со сцены надолго изгоняется всякая свободная, протестующая мысль. И все-таки выдающиеся актеры продолжали нести в своем искусстве светлые идеалы человечности, искать могучие характеры и высокие примеры гуманизма в творчестве Шекспира, Мольера, Шиллера, Гёте.

Крупнейшие актеры второй половины XIX в. -великие трагики итальянского реалистического театра Эрнесто Росси (1827 - 1896) и Томмазо Сальвини (1829 - 1915).

Другие мастера реалистического театра прежде всего стремились к жизненной достоверности своей игры. Например, французский актерБенуа Коклен (1841 - 1909) принес на сцену жизнерадостность, живую наблюдательность, умение сочетать остроумие с поэтичностью.

Заслуженной популярностью пользовались французская актриса Сара Бернар (1844 - 1923) и итальянская актриса Элеонора Дузе(1858 - 1924),. Игру Бернар отличали виртуозная техника, смелость и оригинальность, подчеркнутая театральность. Дузе поражала искренностью, умением донести до зрителей всю глубину душевных переживаний своих героинь.

Утверждению реализма на польской сцене способствовали актеры так называемой «Краковской школы», сложившейся в Кракове в 60 - 70-х годах XIX в. С ее традицией связано творчество крупнейшей польской трагической актрисы Хелены Моджеевской (840 - 1909).

Образы, создаваемые румынским актером Матеем Милло (1814 - 1896), были остросатиричными, обличительными: он поднимался до политической карикатуры на правящие круги королевской Румынии.

Многие крупные мастера европейской сцены, разные по творческим целям и интересам - романтики и реалисты, были схожи в одном: они стремились к художественной целостности спектакля. Немецкий режиссер Генрих Лаубе (1806 - 1884) добивался этого, серьезно работая с актерами, кропотливо разрабатывая тончайшие оттенки речевой интонации (это называли «словесной режиссурой»). Англичанин Чарлз Кин (1811 - 1868) стремился восстановить на сцене со всеми деталями архитектуру, утварь, одежду эпохи. Немец Франц Дингелъштедт (1814 - 1881) ставил пышные «постановочные», зрелищные спектакли.

Всем этим исканиям подвел итог Мейнингенский театр в Германии. Режиссер этого театра Людвиг Кронек (1837 - 1891) стремился добиться ансамблевости в постановке пьес, т. е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тщательной продуманности световых и звуковых эффектов. Массовые сцены у него были живые, разнообразные. Театр гастролировал с 1874 по 1890 г. во многих странах Европы. Дважды приезжал он и в Россию (1885, 1890). Мейнингенцам принадлежит большая заслуга в развитии режиссерского искусства. Недаром высоко оценил Мейнингенский театр молодой Станиславский.

Не менее помпезными оказалась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге - Александрийский, Мариинский и Михайловский - и 2 в Москве- Большой и Малый.

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря. Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина - Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова - замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах Шекспира, Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.

Мочалов - прямая противоположность Щепкину. Он играл главные роли в пьесах русской и западной драматургии - Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме Шиллера «Разбойники», Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и балете.

Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его зрительного зала. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень. После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В. Одоевский. Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. 20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге.

С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тангейзер", "Валькирия", "Лоэнгрин" Р.Вагнера и др. Плодотворной была деятельность в театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Рахманинов повысил качество звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д. В стране была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.

Для русской музыкальной культуры этого периода характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Один из ярких композиторов был Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ). Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья», «Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В. Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Ф.И. Шаляпин. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры - «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра «Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.

Творчество П.И. Чайковского - ярка страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора - 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения - Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Чайковский создал 10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.) Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский ( 1813- 1869г.) К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные - «Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи М.Ю.Лермонтова).

Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 - 1910 ) Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка». В 1862г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы.

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 - 1887г. ) - автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен.

Николай Андреевич Римский - Корсаков ( 1844 - 1908г. ) Наиболее известны - «Псковитянка» ( 1872г. ), «Майская ночь» ( 1879г. ), опера - сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе Островского ), опера - балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по Гоголю ), опера - былина «Садко» ( 1897г.). Написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский - Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн - блестящий пианист - виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.

В истории венгерской и западноевропейской музыки ярким композитором был Ференц Лист. Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia». Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене , о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке.

Роберт Шуман. Большая часть произведений - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров. «Рай и Пери», симфонии «Весенняя», «Рейнская».

Иоганнес Брамс. Брамсом написано более 80-ти произведений. Одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для фортепиано, вариации и разные пьесы, кантата «Rinaldo» , «Немецкий реквием». Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии.

Оперная реформа была проведена Рихтером Вагнером. Произведения «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга», «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

Алекса́ндр Бизе́ (1838-1875) - французский композитор автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (1810 - 1849) - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Вальсы, мазурки, полонезы, сонаты - их бесчисленное количество.

Литература. Развитие позитивных наук в 19 в. содействовало утверждению жизнеподобных черт словесного искусства. Реализм 19 в. принципиально ориентировался на отражение жизни в формах самой жизни. Это вызвало появление в мировой литературе нового типа эпоса - романа: социально-критического, социально-психологического, «семейного», панорамного, исторического. Быстрый отклик романа на общественно значимые проблемы времени обусловил возникновение определённого типа героев, характерных коллизий и типичных сюжетов. Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика.

- 1870-е годы - одна из наиболее ярких страниц в истории мировой литературы. Это время самой высокой классики: период творческого взлета Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Островского, Тургенева, Достоевского и Гейне. Не даром это столетие наименовано как «золотой век"»

Мода

Смена моды в 40-х годах XIX века и создание нового эстетического идеала происходило, как всегда, в прямой зависимости от всех проявлений общественной жизни. Борьба женщин за равноправие, превратившись в международное движение, в свою очередь помогала опрощению и строгости костюма, а также сближению с некоторыми практическими формами мужской одежды. Легкость и «веселость» силуэта 30-х годов сменяет хрупкий и нежный рисунок костюма 40-х годов. Исчезли огромные рукава, пышные банты и легкомысленные постижи причесок; волосы расчесаны на прямой пробор, приглажены щеткой и спускаются локонами по обе стороны лица. Узкие рукава, изящный мягкие косынки ,шляпы-кибитки прикрывающие томный профиль.

В то же время эмансипация получает выражение в «равноправии» костюма: женщины на обоих континентах начинают попытки проведения реформы. Писательница Аврора Дюдеван, взявшая мужской литературный псевдоним Жорж Санд, официально появлялась в мужском туалете. Верховая езда и костюм амазонки стали обязательными в определенных кругах общества. Этот костюм обычно наделялся элементами мужской одежды от шляп до жакета.

.В 50 х годах приходит кринолиновая мода, которая просуществовала более 15 лет. Иногда изобретение кринолина в современном понимании связывают с французской императрицей Евгенией, якобы введшей его во время своей беременности; в действительности это лишь легенда. Кринолин придумал и в дальнейшем пропагандировал Чарлз Фредерик Ворт. Однажды его жена продала пару платьев с кринолином жене австрийского посла Паулине фон Меттерних, и императрицу заинтересовала идея, что позволило кринолину быстро войти в моду.

Юбки не смотря на их огромный размер (2,5-3 метра), стали легкими и как бы закружились вокруг талии. Маленький лиф заканчивался баской. Узкие плечи в рукавах расширялись книзу, и из под них показались кружевные манжеты, тюлевые оборки или второй пышный рукав. Большие юбки украшались воланами - гладкими зубчиками, собранными в складку. Их декорация стала главной темой моды. Изображение растительных форм и клетки. Платья расшивались тесьмой, кружевом, узорными лентами, бархатными отделками. В обязательный комплект костюма входит приталенный жакет- казак. Вошли в моду дорожное клетчатое пальто, соломенные шляпы с чуть опущенными спереди полями. Твердо устанавливаются цвета возраста: лиловые, синие, темно-зеленые, темно-красные и черные для людей постарше и очень много белого, голубого и розового у молодых. Желтый цвет не был в почете.

Желание приблизить женскую моду к мужской можно объяснить появление венгерок - платьев и жакетов, отделанных шнурами, напоминающих фраки и сюртуки. Юбки всех цветов и фактур - клетчатые, полосатые, гладкие, с отделкой шнурами и лентами - и белые блузки стали почти форменными одеянием прогрессивных женщин. Юбка, собранная спереди и сильно сзади.

В этот период появились «реформенные» платья в Европе и Америке, названые костюмом «Амелни Блюмер». По этому примеру женщины стали носить длинные узкие панталоны, которые надевали под широкие юбки, особенно тогда, когда появились кринолины. Панталоны, спускающиеся до щиколоток и закрепленные на резинку, широкой кружевной оборкой. Платья шились из клетчатых тканей.

Особенно многочисленной стала верхняя одежда. На улицах женщина появлялась даже летом в закрытых платьях, с перчатками или мятенками, в шляпке с бархатной накидкой или с шарфом из кисеи, кашемира, кружева, мантилье из шелка, тафты, бархата, шерсти.

Прическа, в противоположность юбке, имела более скромный вид, хотя и стала более широкой и объемной, по сравнению с 1850-ми годами. Основу женской прически 1850-х годов составляли косы разнообразного плетения. Волосы разделялись спереди прямым пробором, а сзади косы убирали в узел, «улиткой», «пуфами» и т.п. Чаще всего такую прическу носили дома, а ленты были единственным ее украшением, так же как и украшением утренних шляп. Нередко уложенные косы прятали в сетку, сплетенную из разноцветных шелковых нитей или волос и украшенную бусами.

Вечерняя прическа была сложнее и включала различные локоны.

При переодевании к обеду прическу нередко украшали цветами, натуральными или искусственными. Дамы в возрасте декорировали голову небольшими наколками из черной тафты, кружевами и блондами, пожилые носили чепцы.

С середины 1850-х годов волосы стали разделять на две части где-то посередине головы и сзади оформлять в виде банта, улитки, сложного узла,

а по бокам старались придать им пышность, начесывая, завивая или укладывая валиками.

В конце 1850-х в прическах нередко воскрешались образы XVII века - с локонами вокруг лица и шиньонами сзади, а в 1860-е появились отдаленные напоминания греческих причесок. Головы украшали то диадемами, то небольшими коронами «в греческом стиле», то гирляндами цветов. В начале 1850-х экстравагантные француженки пытались вновь ввести в моду пудру для волос, в особенности золотую (для брюнеток) и серебряную (для блондинок). Обязательный прямой пробор в середине 1860-х постепенно выходил из моды, волосы зачесывали назад и завивали, взбивали вокруг лица или делали косой пробор. Молодые женщины стали открывать уши (у пожилых дам уши были прикрыты прядями волос), а завитки волос носили на висках. Сзади волосы собирали в различные виды пучков и «гнезд», убирали в сетку, располагая их все ниже на затылке.

В середине 1860-х прически стали асимметричными, переплетения волос - более сложными, а вечерние прически обязательно открывали шею. Императрица Евгения ввела моду на украшение причесок сделанными из драгоценных камней и эмали бабочками и пчелками, чучелами настоящих колибри с глазками из бриллиантов. Усыпанные драгоценными камнями гребни так и назывались ― «а-ля императрица». Гребнем скрепляли узел на затылке, им же присоединяли шиньон. К концу десятилетия целые каскады локонов спадали сзади на шею и плечи.

Это был редкий и короткий период в истории, когда в моде были темные волосы и брюнетки того особого пикантного типа, который запечатлен на полотнах импрессионистов или, к примеру, в «Незнакомке» Ивана Крамского. А поскольку седина в темных волосах особенно заметна, именно в это время стала активно применяться краска для волос. Причем к окраске волос прибегали и мужчины, желавшие выглядеть моложе, а особенно часто красили усы и бороды. Использование краски осуждалось строгими моралистами как крайне глупая и вредная практика, наносящая ущерб здоровью и кошельку. Однако мода всегда сильнее доводов разума.

Что до мужской моды, то она, как уже было сказано, не отставала от женской по своим силуэтным формам: фраки и сюртуки, которые стали униформой мужчин, потеряли буфы на рукавах, высокие стоячие воротники и приобрели вид, который без особого изменения продержался до конца века. В мужском костюме преобладал черный цвет, и сюртуки этого цвета надевали с темными гладкими или в клеточку брюками, цветные же сюртуки - со светлыми гладкими и цветными клетчатыми брюками. В жилетах, так же как и в галстуках и носовых платках, безгранично царил рисунок клетки. Вообще с этой поры пестрота в мужской одежде считается признаком дурного вкуса и все многоцветие отдается дамским нарядам.

Мужчины продолжают носить короткие и полудлинные прически. Появились прически с пробором посередине или сбоку, а также косой. Волосы взбивались коком надо лбом или по бокам. В конце 40х годах прически удлиняются, доходят до воротника. Их слегка подвивают крупными волнами. Необходимыми атрибутами, без которых немыслим хорошо одетый мужчина, были трости тонкие с круглым набалдашником, толстые бамбуковые и деревянные, бальзаковские. На прогулке незанятые тростью и не поддерживающие даму руки закладывали в карманы редингота, сюртука или за спину.

Носили лорнет - золотой, бронзовый или черепаховый на цепочке на шее и закладывали за вырез жилета или горизонтальный карман на брюках чуть ниже пояса, а так же прикреплялись к пуговицам фрака. В начале 1840 года входит в моду монокль - стеклышко прямоугольной формы в черепаховой или бронзовой оправе. Его также носят на шнурке или цепочке, прикрепляя к верхней пуговице фрака или сюртука. Появляются очки в металлической или роговой оправе.

Похожие работы на - Костюмы и прически середины ХIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!