Развитие Фонда социального страхования в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие Фонда социального страхования в Российской Федерации

Введение

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

-       Пенсионный фонд Российской Федерации,

-       Фонд социального страхования Российской Федерации,

-       Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

-       ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (до 2001 года), сейчас часть его функции исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет социальное страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Социальное страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы.

Цель работы - определить перспективы развития ФСС на основе анализа его места и роли в системе социального страхования в обществе.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

Проанализировать историю появления и развития системы социального страхования в России;

Рассмотреть фонд социального страхования, его цели, задачи и систему организации;

Рассмотреть правовое регулирование деятельности ФСС;

Проанализировать бюджет фонда социального страхования РФ;

Рассмотреть проблемы фонда социального страхования и найти пути их решения.

Предметом исследования в данной работе является система социального страхования. Объектом исследования - деятельность Фонда социального страхования.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, выводов и предложений, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты фонда социального страхования, сущность, история появления, также правовое регулирование деятельности ФСС, во второй главе проанализированы доходы и расходы бюджета ФСС РФ за определенный период, рассмотрены проблемы и сформулированы пути их решения.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия наиболее известных авторов в области государственных и муниципальных финансов: Анисимова С.А., Бугаева Ю.С., Юрского В.С. и других, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернета.

1. Сущность фонда социального страхования РФ

.1 История появления и развития системы социального страхования в России

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия. В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц - в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.

"В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Свода законов Российской Империи" [20.С.98]. Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обеспечения работников промышленных предприятий. В этом разделе первые семь глав содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников. Таким образом, уже на самом первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу "рабочего страхования".

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. В 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний. Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

"Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием" [12.C.404]. Например, сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования всех членов колхозов. До 1991 года система социального страхования не менялась. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение.

Таким образом, на сегодняшний день государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета, т.е. при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета, позволяющие обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию.

.2 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации

Фонд социального страхования (далее ФСС) РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. Основными задачами Фонда являются:

-       обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

-       участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

-       осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

-       частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;

-       разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

-       организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

-       страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

-       доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

-       добровольных взносов физических и юридических лиц;

-       ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

-       прочих доходов.

Представленная на рис.1.2.1 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета.

Рис. 1.2.1 Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ [18]

Бюджет ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации. Доходы и расходы бюджета ФСС РФ представлены во второй главе. От уплаты взносов в ФСС освобождены:

-       Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;

-       Общественные организации инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности.

-       Индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III групп и получающие пенсии по инвалидности.

Таким образом, по определению Гречко В.К. "Социальное страхование - это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов - работников, предпринимателей и государства" [15. С. 67]. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы. Цель социального страхования - профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

.3 Правовое регулирование деятельности ФСС

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ "О фонде социального страхования Российской Федерации" от 12.02.1994 г. № 101 [10].

Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Свое целевое назначение фонд реализует при решении следующих задач: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно - курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и

Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Источниками образования фонда социального страхования РФ являются, в соответствии с п.7 Положения: страховые взносы работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанные уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочие поступления (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченные в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Необходимо при применение данного Постановления помнить, что Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 373 постановление Совета Министров - Правительства РФ от 8 июля 1993 г. N 638 признано утратившим силу с сохранением его действия в отношении работников, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 ноября 1993 г. N 1240, постановлением Правительства РФ 19 декабря 1994 г. N 1407.

Далее назовем еще ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус фонда социального страхования, принятых непосредственно фондом социального страхования.

Постановление Фонда социального страхования РФ от 23 марта 2004 г. N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей" закрепляет, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация в качестве страхователей юридических лиц осуществляется исполнительными органами Фонда в пятидневный срок с момента представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (далее именуется - регистрирующий орган), сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц [11].

Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда. По решению управляющего региональным отделением Фонда полномочия по регистрации страхователей могут быть возложены на филиалы региональных отделений Фонда, при условии соблюдения установленных законодательством Российской Федерации сроков регистрации страхователей, направления региональными отделениями Фонда в регистрирующий орган сведений о регистрации страхователей, а также обеспечения защиты сведений о страхователях, передаваемых в филиалы регионального отделения Фонда.

Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда (филиалах региональных отделений Фонда) по месту их государственной регистрации. Юридические лица одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию. На основе имеющихся данных о страхователях региональные отделения Фонда (филиалы региональных отделений Фонда) ведут реестры страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательному социальному страхованию.

В случае осуществления регистрации страхователей филиалами регионального отделения Фонда региональные отделения Фонда обеспечивают ведение единых реестров страхователей по региональному отделению Фонда в целом. Ведение реестров страхователей осуществляется средствами единой интегрированной информационной системы "Соцстрах". В реестры включаются данные по каждому страхователю - юридическому лицу. Ряд нормативно-правовых актов на прямую не регулирует деятельность фонда социального страхования, затрагивая лишь некоторые аспекты деятельности фонда. Например, с 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ [4].

Или, например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в статье 22 говорит о страховых взносах в Фонд социального страхования РФ [3]. Таким образом, единого нормативного акта, регулирующего деятельность ФСС не существует. Большое количество нормативных актов затрудняет эффективность деятельности ФСС.

2. Анализ бюджета фонда социального страхования РФ

.1 Анализ доходов бюджета ФСС РФ

Таблица 2.1.1 Доходы бюджета ФСС РФ за 2013 и плановые 2014 и 2015 года [13]

Наименование

Сумма доходов Тыс. руб.


2013

Плановый 2015

Общий объем доходов бюджета Фонда

590 272 347,8

662 565 085,9

719 815 156,7

в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

414 194 891,1

478 227 773,1

522 229 868,4

из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

23 580 000,0

5 600 000,0

1 500 000,0

на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда

32 573 043,4

57 310 367,9

58 110 367,9

по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

82 646 160,6

90 632 780,0

100 287 284,0

межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий

74 401 296,1

74 674 532,8

78 268 004,3

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

19 030 000,0

19 030 000,0

19 030 000,0


Из таблицы видно что, общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 414 194 891,1 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 82 646 160,6 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составляет на 2014 год в сумме 662 565 085,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 719 815 156,7 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 478 227 773,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 522 229 868,4 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 1 500 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда на 2014 год в сумме 57 310 367,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 58 110 367,9 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в сумме 90 632 780,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 100 287 284,0 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 2014 год в сумме 74 674 532,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 78 268 004,3 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

Таблица 2.1.2 Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда социального страхования РФ на 2013 г. (тыс. рублей) [13]

Наименование

Сумма

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

16 246 110,4

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда социального страхования РФ в течение финансового года

16 246 110,4

Увеличение остатков средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, всего

-6 596 092,3

в том числе: увеличение остатков денежных средств резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

-773 300,0

увеличение остатков денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

-5 822 792,3

Уменьшение остатков средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, всего

22 842 202,7

в том числе уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, кроме средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 22 842 202,7


Из таблицы 2.1.2. видно, что источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2013 год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является прогнозируемое на 1 января 2013 года увеличение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей.

Фонд в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов формирует, размещает и расходует резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Фонд в 2013 году осуществляет в ряде субъектов Российской Федерации реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

В 2013 году в доход бюджета Фонда подлежат зачислению:

) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - по нормативу 100 процентов;

) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - по нормативу 100 процентов.

В объеме межбюджетных трансфертов, дополнительно передаваемых из федерального бюджета бюджету Фонда в 2013 году на исполнение отдельных государственных полномочий, на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда и компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением в 2013 году тарифов страховых взносов, в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2013 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Остатки средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшиеся в результате неполного использования Фондом в 2012 году межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной этими организациями женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов, используются Фондом в 2013 году на те же цели.

Таким образом, доходы бюджета ФСС РФ в 2013 году составили 590 272 347,8 тыс. рублей, и как мы видим из последующих годов, что доход в 2014 и 2015 планируется только увеличивать, это связано с обязательным социальным страхованием, который тоже планируют только увеличивать, а также сбалансированности бюджета Фонда и межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий. А также уменьшение затрат на средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как мы видим из таблицы, что к 2015 году их планируются сократить до 1 500 000, 0 тыс. рублей. Только Федеральный фонд обязательного медицинского страхования планируют оставить без изменений.

2.2 Анализ расходов ФСС РФ

Таблица 2.2.1 Расходы бюджета ФСС РФ за 2013 и плановые расходы на 2014 и 2015 года

Наименование

Сумма расходов, Тыс. руб.


2013

Плановый 2014

Плановый 2015

Общий объем расходов бюджета Фонда

606 518 458,2

654 583 486,8

709 010 455,1

в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

437 037 093,8

522 229 868,4

по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

76 050 068,3

82 651 180,9

89 482 582,4

За счет межбюджетных трансферов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

93 431 296,1

93 704 532,8

97 298 004,3

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств

534 484 225,5

580 495 117,3

632 207 843,4


Из таблицы 2.2.1 видно, что общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год составил в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 437 037 093,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 76 050 068,3 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 93 431 296,1 тыс. рублей;

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 654 583 486,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 709 010 455,1 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 478 227 773,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 522 229 868,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в сумме 82 651 180,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 89 482 582,4 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год в сумме 93 704 532,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 97 298 004,3 тыс. рублей;

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2013 год в сумме 534 484 225,5 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 580 495 117,3 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 632 207 843,4 тыс. рублей.

Фонд в 2013 году осуществляет:

) выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за исключением расходов на выплату пособия, указанного в пункте 2 настоящей статьи) в размерах сверх размеров, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

) выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, включая расходы на доставку и пересылку пособия, в размерах сверх размеров, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

) расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

) расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях, федеральных медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели;

) оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Финансовое обеспечение и установление порядка, условий оплаты услуг и форм документов, на основании которых производится оплата услуг, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2013 году 58 970,0 рубля, в 2014 году - 61 920,0 рубля и в 2015 году - 65 020,0 рубля.

Установленный пунктом 2 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты применяется при назначении или увеличении ежемесячных страховых выплат после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января 2013 года, 1 января 2014 года и 1 января 2015 года соответственно установленный пунктом 2 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не изменяются.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета с каждым годом увеличиваются. Объем расходов превышает объем доходов в 2013 году на 16 246 110,4 тыс. рублей. Что сказывается не самым лучшим образом на экономике России. Мы видим, что по плановым предсказаниям, только в 2015 году общий объем доходов в размере 719 815 156,7 тыс. рублей должен перегнать на 10 804 701,6 тыс. рублей объем расходов ФСС.

А нам только остается надеяться на лучшее.

2.3 Проблемы фонда социального страхования и пути их решения

Во-первых, главной проблемой Фонда социального страхования является дефицит бюджета. Сам принцип соцстрахования не предусматривает дефицита - это противоречит логике социального страхования. Страхование должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получается, что эти предприятия платят по сниженном тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают.

Во-вторых в системе социального страхования не нашел ещё воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы. Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты, в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям ("сборщиков взносов" и "распределителей средств").

По мнению Корчевской Л.И. "Все "проблемы" российского социального законодательства сводятся, в конце концов, к тому факту, что суммарной зарплаты, выплачиваемой в стране за рентабельный труд, не хватает на то, чтобы на базе этой зарплаты построить систему социального страхования и таким образом организовать выживание российского населения в рыночных условиях" [16. С.145].

В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализацию целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.

Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.

Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.

Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:

) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Таким образом, будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

Выводы и предложения

социальный страхование финансовый бюджет

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.

Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. На наш взгляд, ответственность за регулирование страхования должна быть разделена между федеральными и региональными органами власти.

Список используемой литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №31. - Ст.3301.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3824.

. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

. Постановление Правительства РФ "О фонде социального страхования Российской Федерации" от 12.02.1994 г. № 101 (в ред. от 2.08.2005 г.) // САПП РФ.- 1994. - № 8. - Ст.599.

II. Специальная литература:

6. Анисимов, С.А. Социальное страхование в современной России: мифы и реальность / С.А. Анисимов, В.А. Максимов - Казань : Изд-во КГУ, 2012. - 228 с. - ISBN 5-74641424-7.

. Бессонов, В.В. Опыт организации фонда социального страхования / В.В. Бессонов - 5-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2010. - 766 с. - ISBN 978-5-85971-743-9.

. Ветрова, Н.С. Система социального страхования и государственной помощи / Н.С. Ветрова. - М. : Высшее образование, 2010. - 422 с. - ISBN 978-5-9692-0325-9.

. Воробьева, Е.В. Выплаты за счет средств фонда социального страхования /Е.В. Воробьева - М.: Юрайт, 2009. - 620 с. - ISBN 5-94879-111-4.

. Ржаницына, Л. Социальная система РФ / Л. Ржаницына - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 256 с. -ISBN 5-16-002259-7.

. Юрский, В.С. Концептуальные модели государственного социального страхования/В.С. Юрский. - М. : РГИУ, 2009. - 432 с. - ISBN 978-5-85971-768-2.

. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшее образование, 2007. - 610 с. - ISBN 978-5-9692-0120-0.

III. Интернет-ресурсы:

13. www.fss.ru - Фонд социального страхования РФ

. www.ffoms.ru - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба

. www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы)

. www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитические и обзорного характера)

. www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей

. www.liberium.ru/library - библиотека материалов по экономической тематике

. www.ise.openlab.spb.ru - Галерея экономистов

Похожие работы на - Развитие Фонда социального страхования в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!