Юридический процесс как вид юридических процедур

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридический процесс как вид юридических процедур

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

.1 Определение понятия юридическая процедура

.2 Классификация юридических процедур

РАЗДЕЛ 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

.1 Понятие и признаки юридического процесса

.2 Принципы юридического процесса

.3 Классификация юридического процесса

РАЗДЕЛ 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОЦЕДУРА» И «ПРОЦЕСС» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время, как и в предшествующие периоды, обращение к вопросам систематики права не утратило своей актуальности. Это обусловлено целой совокупностью факторов, особое значение среди которых имеет нечеткость, относительность и неоднозначность отраслевой конструкции системного правового ряда. Одной из составляющих данной области является вопрос о материальном и процессуальном праве; об их содержании, взаимообусловленности, сходстве, различии и системно-правовом "ранге".

Представляется, что в контексте надлежащего рассмотрения вопроса о содержании и сочетании материального и процессуального компонентов как структурных подразделений системы права следует обратить некоторое внимание и на достаточно дискуссионный с правоведческих позиций вопрос о юридическом значении и соотношении понятий "процесс" и "процедура". Его решение позволит более четко установить наполнение, связи и "полюса действия" материальных и процессуальных правовых норм.

По своей сути вопрос о соотношении процесса и процедуры в праве относится к области действия данного явления, так как создание имеющего юридическое значение поведенческого правила само по себе еще не означает его практического воплощения. Это особенно ярко проявляется в контексте такого критерия оценки качества правовых норм, как их эффективность (предполагающая возможность правоприменения - принудительной реализации поведенческого правила уполномоченным субъектом). Именно поэтому системное действие позитивного права невозможно вне баланса между его материальными и процессуальными нормативными установлениями.

Отдельные проблемы сущности, природы, содержания и разновидностей юридической процедуры и юридического процесса были исследованы на монографическом и диссертационном уровне известными советскими учеными С. С. Алексеевым, А. М. Васильевым, В. М. Горшеневым, Д.А. Керимовым, Ю. И. Мельниковым, В. М. Протасовым, В. А. Тарасовой. В современных научных трудах ученых анализируются теоретико-правовые аспекты природы, сущности процедуры в сфере права и ее соотношение с юридическим процессом. Язык идет о теоретических идеях С. В. Бобровник, С. Д. Гусарев, А. П. Евсеева, А. В. Зайчука, А. М. Колодий, В. Г. Лукьяновой, Н. М. Онищенко, М. М. Расолова, А. А. Середы, А. Д. Тихомирова, А. В. Фатхутдиновой и др..

Цель курсовой работы заключается в понятия, признаков и классификации юридической процедуры и юридического процесса.

Для достижения определенной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть имеющиеся в юридической литературе взгляды ученых относительно понимания природы и сущности юридической процедуры;

осуществить классификацию юридических процедур на отдельные разновидности;

охарактеризовать понятие, признаки и принципы юридического процесса;

осуществить классификацию юридического процесса на отдельные разновидности;

определить особенности соотношения категорий «процесс» и «процедура».

Объектом исследования является теоретико-правовые аспекты юридической процедуры и юридической процедуры.

Предметом исследования является толкование и классификация, а также соотношение категорий «юридическая процедура» и «юридический процесс» в теории права.

Методологическую основу исследования составила система общетеоретических и специально-правовых методов познания, в частности, диалектический, формально-юридический, исторический, структурно-функциональный, системного анализа и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных разделов, выводов и списка использованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

.1 Определение понятия юридическая процедура

Согласно толковым словарям русского языка, процедура трактуется, во-первых, как официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо (установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого-либо дела), во-вторых, как отдельный процесс. Юридическая справочная литература говорит о процедуре, во- первых, как об официально установленном способе и порядке действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, деятельности и т.п., во-вторых, как о составной части операции, процесса.

Первоначально представление о процедурах было разработано в законодательстве и юридической науке зарубежных стран, причем достаточно рано, поскольку уже Древний Рим и Древний Восток обращались к понятию процедуры.

В современных зарубежных источниках процедуру характеризуют как процессуальное правило реализации материальных норм, как последовательность актов и операций, осуществляемых в порядке присутствия определенных представителей власти или частных лиц с целью исполнения любого юридического акта, как определенное условие применения закона и исполнения решения парламентом либо судом.

Понятие процедуры в современной отечественной юридической науке активно разрабатывается в начале 70-х гг. XX в. и первоначально развивается в контексте представлений о ней как о разновидности правовой и процессуальной формы деятельности. Это представление берет свое начало в работах С.К. Гогеля. Сейчас специалисты говорят о том, что исследование правовой процедуры долгое время не было предметом специального изучения, что отражало существующую в прошлом общую недооценку юридической формы, и началось оно, по существу, с разработки в 70-х гг. В.М. Горшенёвым, П.Е.Недбайло и другими учёными теории юридического процесса.

В начале 90-х гг. XX в. понятие правовой процедуры выводится из понятия процедуры как общесоциального явления. Последняя представляет собой систему последовательно сменяющих друг друга актов поведения, и как деятельность она структурирована целесообразными общественными отношениями.

В научной литературе можно встретить достаточно разнородные представления о юридической процедуре. Но несмотря на всю вариативность подходов в большинстве случаев они сводятся к пониманию процедуры как порядка действий, определяемого соответствующими нормативными актами.

Понимание процедуры как порядка действий объективно, поскольку обеспечено исходным семантически и номинативным соответствием, а нормативная закрепленность делает процедуру юридической. В частности, И.В. Панова говорит о процедуре как урегулированном законодательством порядке совершения юридических действий, направленных на достижение юридического результата. В том же ключе рассуждает о процедуре М.О. Ефремов, определяя ее как урегулированный нормативно-правовыми актами порядок действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти по реализации их функций и задач. Конструктивно близкий подход к пониманию юридической процедуры предложил Р.С. Тихий, определяя искомый феномен как нормативную регламентацию осуществления правовой деятельности, связанной с реализацией прав и обязанностей участниками общественных отношений, а также разрешением юридических дел и споров. В то же время можно отметить иное отношение к юридической процедуре. В частности, А.Н. Ткач характеризует юридическую процедуру как составную часть процесса, определяющую его объем и содержание, служащую для реализации материальных правоотношений.

В научной литературе выделяются следующие характерные черты, присущие юридической (правовой) процедуре как специфическому правовому явлению:

. Правовая процедура - это особая процедура, которая четко изложена и закреплена в законах и подзаконных нормативных актах.

. Правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности.

. Нормативный режим правовых процедур предполагает их охрану от нарушений правовыми санкциями, представляющими собой вид и меру юридической ответственности.

. Процедура в праве имеет ориентирующее значение для достижения определенной правовой цели, тем самым гарантируя правомерность и результативность юридической деятельности.

Исходя из сказанного можно определить главную цель правовой процедуры - это реализация основной, то есть материальной, юридической нормы, основанного на ней материального основного правоотношения. Без этого нельзя понять природу юридической процедуры и сам механизм ее функционирования.

Процедуры в праве выражают и опосредуют социальную активность определенных субъектов в правовом поле по достижению необходимого юридического результата. Эта активность может быть как свободной (общедозволительной), так и несвободной (связанной, разрешительной). Первые преобладают в частно-правовой сфере и характерны, главным образом, для правовых процедур, последние преобладают в публично-правовой сфере и характерны, главным образом, для юридической процедуры.

Процедуры формируются и реализуются как в системе материального, так и в системе процессуального права, то есть процедура может быть урегулирована как материальными, так и процессуальными нормами. В любом случае процедура представляет собой внешнюю форму, в рамках которой возникают, развиваются, изменяются и прекращаются правовые отношения, как материального, так и процессуального содержания.

Целевое назначение правовой процедуры предопределяется ее сущностью и местом в механизме правового регулирования и видится в формировании юридически правильного, мотивированного и сообразного порядка создания правовых норм и реализации прав и обязанностей субъектами правовых отношений. Правовая процедура выступает основой как правотворчества, так и правореализации, поскольку и то и другое по сути есть установленная совокупность действий, которые, как правило, аккумулируются в отдельные самостоятельные процедуры.

.2 Классификация юридических процедур

В юридической литературе юридическая процедура как самостоятельный объект исследования, так и отдельные ее разновидности исследовались такими учеными как С. С. Алексеев, Д. А. Керимов, Д. А. Ковачев, В. Н. Протасов, А. В. Фатхутдинова и другими. В подавляющем большинстве учеными выделяются отдельные разновидности (формы) юридических процедур, однако не отмечается возможность их классификации. В частности выделяют правотворческие юридические процедуры, нацеленные на разработку и принятие нормативно-правовых актов, и правоприменительные юридические процедуры, с помощью которых субъекты права реализуют предоставленные им возможности, закрепленные в субъективных правах, и выполняют возложенные на них юридические обязанности.

Довольно оригинальную позицию относительно классификации юридической процедуры выражает В. Н. Протасов. Понятие процедуры в праве автор использует как родовое, сущность того или иного вида процедуры и ее особенностей определяются характером правового отношения, реализации которого данная разновидность процедуры служит. С учетом вышеизложенного В.Н. Протасов предлагает классификацию юридической процедуры, выступающей по характеру правового отношения в качестве материальной, процессуальной и правотворческой. По мнению автора, главным атрибутом материальной процедуры является регулятивное правоотношение, в котором осуществляется обычное позитивное поведение участников. Для процессуальной процедуры атрибутом считается уже материальное охранительное правоотношение, в рамках которого реализуются правовые нормы. В правотворческой процедуре выделяются все компоненты правового регулирования: юридические нормы, регламентирующие правотворчество; правоотношения; акты реализации права; юридическая ответственность и др. .

Такое разделение позволяет сохранить исторически устоявшееся понятие юридического процесса, определить особенности процессуального и материального в праве , а также провести между ними четкую границу. Однако, указанная позиция, бесспорно, требует своего совершенствования, в некоторых аспектах уточнения и дополнения, учитывая потребности юридической практики.

Со временем ученый детализирует свои взгляды и по отдельным критериям выделяет те или иные виды юрических процедур, в частности: выделяет материальные и процессуальные процедуры по критерию значения в правовой системе, о которых мы уже говорили выше; выделяет по критерию эффективности модели юридических процедур, которые делятся на нормативные, которые помещаются в процедурных нормах, и индивидуальные, которые установлены правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом. В продолжение указаного выше, целесообразно рассмотреть взгляді М. М. Рассолова, который также выделяет критерии для выделения видов юридических процедур, однако еще не отмечает возможность их классификации. Так ученый считает, что по критерию выделения основного правоотношения, юридические процедуры в правовой системе общества делятся на:

материальные, для которых характерно наличие материального права, ориентированное на регулирование нормального позитивного поведения субъектов, с целью достижения целей позитивного процессуального поведения;

процессуальные, которые четко определяют этапы и стадии юридически значимых действий субъектов, главным назначением которой является материально охранное правоотношение, то есть в ней реализуются меры правового принуждения и правового воздействия;

правотворческие, реализуемые в рамках правоотношения, через которіе субъекты реально приобретают возможность реализовать свое право на создание законов и других нормативно-правовых актов.

По мнению Р.С. Алимова, в основу понимания юридической процедуры нужно вложить ее содержание, т.е. систему правоотношений. Ученый считает, что « результат правового характера, на достижение которого направлены все правоотношения, которые входят в юридическую процедуру, может заключаться не только в реализации определенных правоотношений». По мнению ученого, по характеру правового воздействия на примере управленческой процедуры в администтивному праве Украины, можно выделить следующие виды (группы) юридических процедур: нормотворческие процедуры; процедуры по принятию индивидуальных актов управления; вспомогательные процедуры (по которым не принимаетются управленческие решения, однако результат деятельности этих процедур может стать основой для принятия решения, как нормативного, так и индивидуального плана).

Достаточно своеобразными являются взгляды И. М. Зайцева, который по сути отождествляет процедуру и процесс, тем самым выделяя виды юридических процедур как такие, которые являются составной частью гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права, закрепленные материально-правовыми нормами, каждому из которых соответствует соответствующая процессуальная отрасль права. В свою очередь А. С. Мордовец отмечает, что юридическая процедура является особой ценностью, которая регулирует конфликты в демократическом обществе и делится на отдельные виды, а именно: а) процедура правотворчества, предусматривает подготовку и принятие нормативно-правовых актов; б) процедура правоприменения, содержанием которой является подготовка и принятие актов применения права; в) процедура контроля за соблюдением законодательства, определяющего порядок деятельности уполномоченных органов по недопущению нарушения требований законодательства со стороны субъектов права. В основу указанного разделения юридических процедур, ученый закладывает результат осуществления юридических процедур, который связывается или с принятием нормативно-правового акта, или с принятием акта правоприменения, или с предотвращением нарушением действующего законодательства.

В современных периодических изданиях обосновываются подходы к классификации юридических процедур, тем самым подчеркивается комплексность и многоаспектность юридических процедур как таковых. По мнению Марчука и Л. Николаевой, «по характеру деятельности, что происходит в определенных процедурах, есть основания различать:

) процедуры правосоздающие, которые, в свою очередь, подразделяются на: законотворческие процедуры, другие нормотворческие процедуры, охватывающие создания подзаконных нормативно-правовых актов;

) правоприменительные процедуры, которые также делятся на: организационные процедуры; управленческие процедуры; юрисдикционные процедуры; юрисдикционный процесс; квазиюрисдикционне процедуры;

) организационно-технические процедуры, то есть процедуры выполнения отдельных видов работ. Причем ученый отмечает, что отдельные виды процедур могут иметь смешанный (интегративный) характер, например бюджетный процесс.

По характеру комплексов норм, регулирующих процедуры, отличаются: 1) процедуры, регулирующиеся отдельными процедурными нормами, 2) процедуры, определенные регламентом, 3) процедуры-процесс, которые определены отраслями и подотраслями процессуального права.

О. А. Середа предлагает ввести такой критерий для классификации юридических процедур как форма закрепления (фиксации) юридических процедур, что дает возможность выделить устные и письменные юридические продуры, которые имеют или документальную или бездокументальную (устную) формы.

Таким образом, суммируя и обобщая все вышеупомянутые взгляды ученых о разновидностях юридических процедур можно сделать следующие выводы:

в юридической литературе сложилась система разновекторных взглядов на вопросы разновидностей юридической процедуры, что обусловлено сложностью указанного явления, с одной стороны, а с другой, отражает тот или иной вопрос правового регулирования, составляет предмет исследования;

подходы к классификации юридических процедур имеют несистематизированный характер и не в полной мере отражают особенности сущностных характеристик того или иного вида юридической процедуры;

существующие подходы к классификации юридических процедур требуют соответствующего обновления в контексте современных тенденций развития юридической деятельности и правового регулирования ;

на сегодня в юридической науке возникла необходимость формирования целостной классификации юридических процедур, что позволит их представить в виде соответствующей системы.

РАЗДЕЛ 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

.1. Понятие и признаки юридического процесса

В теории государства и права нет единого подхода к оценке категории «юридический процесс», поскольку юридическая наука оперирует различными его понятиями. .В. Малько, например, определяет юридический процесс как «нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права».

Наиболее убедительной выглядит определение юридического процесса данное представителями «широкого подхода», где процесс рассматривается как комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

Проанализируем некоторые из представленных в юридической литературе мнений относительно признаков юридического процесса.

В советские времена было опубликовано несколько монографий, которые или полностью или частично были посвящены теории юридического процесса. Например, авторы монографии «Теория юридического процесса» под общей редакцией В.М. Горшенева, характеризуя признаки юридического процесса указывали, что юридический процесс:

) это рассмотрение определенного юридического дела, то есть такого обстоятельства, которое бы рассматривалась по закону, а его последствия реализуются во имя исполнения закона;

) это деятельность по совершенствованию операций с нормами права;

) это правовая форма деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц;

) это деятельность, результаты которой обязательно оформляются в соответствующих процессуальных документа ;

) это деятельность, которая вызывает объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации;

) это деятельность, которая непосредственно связана с необходимостью использования методов и средств юридической техники.

Такого же мнения придерживается в своих научных трудах и С.М. Махина. Среди представителей общепроцессуальной теории, работавших на рубеже распада Советского Союза и создания СНГ, обязательно следует упомянуть В.М. Протасова. В своей монографии он акцентирует внимание не на признаки юридического процесса, а выводит два, по его мнению, неоспоримых постулата:

) юридический процесс - это процессуальная процедура, то есть разновидность правовой процедуры;

) объем и содержание юридического процесса определяется тем, что он служит реализацией особых отношений - материальных охранительных отношений. Поэтому юридический процесс приобретает свой ​​смысл в монографии В.М. Протасова через характеристику и определение признаков правовой процедуры и охранительных отношений.

Следует отметить, что сегодня в Украине комплексных исследований юридического процесса на общетеоретическом уровне недостаточно.

Среди них можно выделить кандидатскую диссертацию А.В. Фатхутдиновой «Теоретико-правовые проблемы юридического процесса». Она считает, что к судебной ответственности относится любая правовая процедура, а потому к признакам, которые характеризуют юридический процесс, относит иерархичность, структурированность правовыми отношениями, наличие четко определенных субъектов, нацеленность на достижение правового результата, нормативную урегулированность, императивность.

А.Н. Бандурка и Н.Н. Тищенко отмечают, что юридический процесс характеризуют следующие основные и дополнительные признаки: во-первых , это организационная форма деятельности, которая всегда связана с рассмотрением таких обстоятельств и фактов, которые базируются на праве (законе) и влекут определенные юридические последствия, во-вторых, представляет собой совокупность правовых форм деятельности исключительно уполномоченных на то субъектов, в-третьих, это такая область человеческой практики, которая представляет собой органическую взаимосвязанную систему действий по совершению операций с нормами права, в-четвертых, всегда рассматривается как деятельность, результат которой закрепляется принятием соответствующих правовых актов, в-пятых, это такая деятельность, которая объективно требует процессуальной регламентации; в-шестых, для юридического процесса необходимо использование различных методов и средств юридической техники, достижений научно-технического процесса.

А.В. Кузьменко среди признаков юридического процесса называет следующие: а) это все нормативно-регламентированные процессуальные формы правовой деятельности, б) это система взаимосвязанных, специально благоустроенных, расположенных в определенном порядке действий и операций, подчиненных определенной цели, в) это система действий, которая приводит (с помощью соответствующих приемов и средств) к конкретному результату.

Все вышепредложенные точки зрения совпадают в том, что юридический процесс это:

а) деятельность, которая в полном объеме (или в основном) регулируется процессуальными нормами;

б) деятельность, связанная с решением юридических дел;

в) деятельность целевая, сознательная и направлена ​​на достижение определенного юридического результата.

.2 Принципы юридического процесса

Юридический процесс как элемент правовой системы, как порядок правовой деятельности, как часть правовой жизни общества осуществляется по определенным принципам. Принципы юридического процесса представляют собой основные идеи, исходные принципы его формирования, развития и функционирования. Принципы свойственны юридическому процессу можно разделить на общеправовые, относящиеся к судебной ответственности, как части права; обще процессуальные, которые присущи именно юридическому процессу во всех его видах; видовые, по которым осуществляются отдельные виды правового процесса.

Среди общеправовых принципов, которые присущи юридическому процессу в науке теории государства и права определяют:

принцип общеобязательности процессуальных норм для всех социальных субъектов и приоритета этих норм перед всеми другими социальными нормами;

принцип законности и юридической гарантированности процессуальных прав личности, установленных законом, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

принцип верховенства закона, закрепляющий высшую юридическую силу норм Конституции и законов над иными нормативно-правовыми актами, непротиворечивость правовых норм;

принцип процессуальной справедливости отражает общесоциальную сущность юридического процесса, стремление к поиску компромисса между участниками отношений, соответствие действий их социальных последствий, наявность определенных процессуальных механизмов;

принцип процессуального равенства закрепляет равный правовой процессуальный статус всех членов общества, отсутствие любых форм ограничения процессуальных прав личности по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозно принадлежности и т.д.;

принцип юридической ответственности субъектов юридического процесса за нарушение процессуальных норм.

Кроме общеправовых принципов, юридический процесс осуществляется с соблюдением общепроцесуальних принципов среди которых можно отметить:

принцип гласности юридического процесса, устанавливает открытость и прозрачность юридического процесса для членов общества;

принцип состязательности юридического процесса, который заключается в доказывании и обосновании каждым лицом собственной точки зрения; юридический процесс процедура

принцип соблюдения компетенции при принятии нормативных и ненормативных правовых актов;

принцип юридической силы и обязательного характера принятых правовых процессуальных актов;

принцип действия конституционного и судебного контроля в процессуальной сфере;

принцип сочетания публичной и частной инициативы при нарушении юридического процесса;

принцип оптимального сочетания единоличия и коллегиальности в юридическом процессе;

принцип оптимального сочетания устности и письменности юридического процесса;

принцип особенной процессуальной защиты социально незащищенных слоев населения.

Вместе с общеправовыми и общепроцессуальными принципами существуют также принципы, которые присущи отдельным видам юридического процесса. Например, правотворческий процесс осуществляется принципам: согласительного начала в правотворческих процедурах; голосования; кворума и большинства; сочетание открытости и секретности голосования; пропорциональности голосования количества голосующих; высшего и судебного контроля за правотворчеством и т.д. Правореализационному процессу присущи принципы: срочности этого процесса; запрета быть судьей в собственном деле, возможности судебного и внесудебного обжалования процессуальных актов, осуществление правосудия только судом; независимости судей и других должностных лиц; невозможности существования нескольких инстанций с дублирующими полномочиями; непрерывности; объективной истины; относительности и допустимости доказательств; обеспечение права на защиту и юридическую помощь; иммунитет свидетелей; выполнения правовых процессуальных актов.

.3 Классификация юридического процесса

Как отмечает О.Ф. Скакун юридический процесс можно классифицировать по различным основаниям:

по правовым формам деятельности государства (правотворческий, правоприменительный, контрольно-надзорный, праворазъяснительный и др..);

по предметным материальным нормам: законодательный процесс; избирательный процесс; бюджетный процесс; земельный процесс и др.. (эти виды процессов служат элементом общей регуляции соответствующей отрасли в рамках конституционного, бюджетного законодательства и концентрируют действия, направленные на достижение главной цели закона - составления и исполнения бюджета, проведения голосования, формализацию его итогов и т.п.);

по видам судопроизводства (конституционный, гражданский, хозяйственный, административный, уголовный). Судопроизводственные процессы выстраиваются вслед за соответствующими отраслями материального права.

Рассмотрим виды юридического процеса по правовым формам деятельности государства более подробно.

Правотворческий процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов из познания и оценки правовых потребностей общества, формирования и принятия правовых актов, их обнародования и вступления их в юридическую силу. В зависимости от видов правотворчества можно выделить процесс народного правотворчества, законотворческий процесс, процессы подзаконного, местного, договорного правотворчества. Субъектами правотворческого процесса является народ, уполномоченные ими государственные органы, местные общины, органы местного самоуправления, общественные объединения, научные учреждения, негосударственные организации и т.п..

Например, процесс народного правотворчества урегулирован разделом 3 Конституции Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах». Законотворческий процесс установлен разделом 4 Конституции Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

Праворазъяснительный процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов, направленный на выяснение действительного смысла правовых норм и его разъяснения другим членам общества с целью правильной и одинаковой реализации этими членами норм права. Субъектами праворазъяснительного процесса выступают государственные органы законодательной, судебной, исполнительной власти, общественные объединения, научные учреждения, другие юридические и физические лица.

Наиболее процессуально урегулированным в Украине процесс официального толкования правовых норм Конституции и законов Украины, который осуществляется Конституционным Судом Украины. Порядок данной деятельности установлен разделом 12 Конституции Украины, Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и Регламентом Конституционного Суда Украины.

Правореализационный процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов по использованию, выполнению, соблюдению и применению норм права, направлен на использование этими субъектами предоставленных им прав, исполнение возложенных на них обязанностей, воздержание от совершения запрещенных действий и понесенения ответственности. Субъектами правореализационного процесса могут быть любые члены общества, в том числе, граждане, лица без гражданства, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица.

Например, процесс использования лицом своего права на получение лицензии на право пользования каналом вещания установлен Законом Украины «О телевидении и радиовещании» и решениями Национального Совета Украины по телевидению и радиовещанию «Об утверждении Положения об условиях конкурса на получение лицензии» и «Об утверждении Положения о порядок лицензирования каналов вещания».

Отдельно целесообразно остановиться на таком виде правореализационного процесса, как процесс применения норм права. Именно в порядке правоприменения осуществляется основная функция государства - охрана и обеспечение права, а также применение государственного принуждения. Привлечение государством субъекта общества к определенному виду ответственности влечет ограничения его в соответствующих (в том числе природных) правах и свободах, поэтому государственное принуждение должно применяться только уполномоченным органом, действующим строго в рамках закона, на основании закона и в соответствии с установленным процессуальным порядком. По указанным причинам именно юридический процесс применения правовых норм является наиболее урегулированным и детализированными в демократическом обществе. В Украине процессуальные нормы, которые устанавливают порядки применения материальных норм, составляют целые отрасли законодательства, например уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д..

РАЗДЕЛ 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОЦЕДУРА» И «ПРОЦЕСС» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Правовые категории "процесс" и "процедура" к настоящему моменту получили в юриспруденции определенную обоснованную разработку, что подтверждает наличие учений (концепций) о юридическом (правовом) процессе и одноименной процедуре. Вместе с тем некоторые проблемы данной области (значимые с позиций систематики и реализации права) получили весьма различные интерпретации. К числу таковых относится и вопрос о соотношении процесса и процедуры в праве.

Разрешение этого вопроса являлось предметом анализа ученых еще в советский период развития юридической науки. В частности, В.И. Каминская указывала на то, что в каждой отрасли права наряду с материальными нормами имеются нормы организационного и процедурного характера, которые можно считать процессуальными, необходимыми для разрешения юридического дела. В.А. Тарасова называет процедуру формой правового регулирования деятельности соответствующих органов, которая при наличии определенных причин может приобрести форму процесса. С.С. Алексеев утверждал, что не всякая урегулированная правом процедура совершения юридических действий может называться юридическим процессом, исторически сложившимся, принятым в законодательстве, на практике и в науке. Б.М.Лазарев полагал, что юридическая процедура - это процессуальная форма, определяющая: стадии юридического процесса; их цели; последовательность; конкретные действия на каждой стадии; основание совершения и взаимосвязь этих действий, а также способы их оформления и фиксации.

Ряд авторов отмечают, что «объединение всех видов юридических процедур под рубрикой «процесс» приводит к обескровливанию, выхолащиванию этого богатого и содержательного понятия...».

Соответственно, имеет смысл рассматривать процедуру только как начальную форму урегулированности в деятельности соответствующих органов, которая лишь при наличии объективной необходимости может перерасти в форму, именуемую процессом. В то же время далеко не все ученые проводят четкую грань между процессом и процедурой.

В научной литературе в целом можно проследить два направления разграничения представлений о юридической процедуре и юридическом процессе. Согласно одному из них, процедура провозглашается составной частью материального права, регламентируется материальными нормами и направлена на реализацию последних, в отличие от процесса, регламентируемого нормами процессуальными, направленного на реализацию охранительных материальных норм и выполняющего правоохранительную функцию . Согласно второму - определенный порядок совершения юридически значимых действий представляет собой юридическую процедуру правоприменения, направленную на достижение результата, предусмотренного правовыми нормами.

Понятие юридической процедуры принципиально не совпадает с понятием юридического процесса, причем даже в широкой трактовке последнего . По существу широкая трактовка юридического процесса предполагает объединение законодательно обособленных собственно процессуальных норм и норм материальной процедуры, сопровождающих соответствующие регулятивные нормы. Сторонники «широкого» подхода обычно относят к процессу не только юрисдикционную деятельность, но и позитивную деятельность управленческих органов, не связанную с наличием спора о праве. Это положение базируется на представлении о том, что процесс является совокупностью процедур, а соответственно, является более общим понятием по отношению к последним. При этом предлагаемый подход основывается главным образом на том, что всю деятельность органов публичного управления можно свести к двум основным правовым формам, в рамках которых она и реализуется - к нормотворчеству и правоприменению. Некоторые авторы к структуре юридического процесса также относят правореализацию, которая в данном контексте заключается в осуществлении субъектами права их прав и законных интересов без властно организующего вмешательства других субъектов, в том числе и носителей государственно-властных полномочий.

Узкая трактовка понятия юридического процесса непосредственно привязана к процессуальным нормам, посредством которых формируются универсальные модели процессуальных процедур. Механизм их функционирования таков, что «они в каждом случае подключения процесса к регулятивной сфере (через охранительное отношение) должны действовать в единстве практически всех норм, создавших целостную нормативную модель той или иной разновидности процесса на базе процессуальной отрасли или обособленного процессуального института».

В современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения от юридический процесс представляет как разновидность процедуры, конституируя процесс как процессуальную процедуру, что предопределяет своеобразие ее содержания и механизма связи с материально-правовой регулятивной сферой. Юридическая процедура здесь более широкое понятие, нежели юридический процесс, который отождествляется им лишь с одной из ее разновидностей - процедурой процессуальной.

Ю.И. Мельников, фактически уравнивая представления о процедуре и процессе, писал о том, что поскольку «процесс» и «процедура» являются понятиями юридическими, определяющими порядок деятельности по применению норм материального права, следовательно, и «процесс» должен быть практически тождественен, т.е. равнозначен «процедуре».

Соотношение юридической процедуры и юридического процесса также рассматривается через призму процессуальной формы, понятие которой было разработано в юридической литературе еще в 70-80-х гг. прошлого века.

В литературе имеет место еще один подход к разграничению процедуры и процесса, согласно которому юридический процесс представляет собой содержание, а юридическая процедура - его форму. Его сторонники исходят из того, что процесс представляет собой совокупность процедурных действий - процедур. Последние, определяя порядок совершения указанных действий, должны составлять его внутреннее содержание. Отсюда процесс и составляющие его процедуры соотносятся между собой как форма и содержание, отражая взаимосвязь и целостность исследуемого объекта.

По мнению М.О. Ефремова, представляется более логичным отождествлять процедуры с содержанием, а сам процесс с формой, поскольку процедуры являются элементами процесса, образуют его внутреннюю структуру, а их совокупность составляет содержание самого процесса. Соответственно указанный выше подход в теории и на практике приведет к чрезмерному дроблению единого понятия процесса на различные его подвиды. В связи с этим М.О. Ефремов юридический процесс представляет как «совокупность юридических процедур, посредством которых осуществляется деятельность органов всех ветвей власти. К ним относятся: судебные, административные и законодательные процедуры, определяющие порядок реализации компетенции указанных органов и имеющие своим содержанием действия правоприменительного и нормотворческого характера. Специфика каждой из разновидностей юридической процедуры обусловлена особенностями форм реализации компетенции органа власти, установленной в соответствующих нормативно-правовых актах».

Конструкция соотношения процесса и процедуры, предложенная М.О. Ефремовым, в целом выглядит следующим образом: «если юридический процесс представляет собой некую совокупность действий органов власти, то нормативно-правовое регулирование этих действий предполагает их совершение в определенном порядке... этим «порядком» как раз и является процедура. Следовательно, все те действия, которые совершаются по правилам процедуры, являются процедурными. В свою очередь, если процедура закреплена и установлена правовыми нормами, она становится юридическим явлением и превращается в основной элемент юридического процесса».

ВЫВОДЫ

Процедуру характеризуют как процессуальное правило реализации материальных норм, как последовательность актов и операций, осуществляемых в порядке присутствия определенных представителей власти или частных лиц с целью исполнения любого юридического акта, как определенное условие применения закона и исполнения решения парламентом либо судом. Процедуры в праве выражают и опосредуют социальную активность определенных субъектов в правовом поле по достижению необходимого юридического результата. Процедуры формируются и реализуются как в системе материального, так и в системе процессуального права,

Целевое назначение правовой процедуры предопределяется ее сущностью и местом в механизме правового регулирования и видится в формировании юридически правильного, мотивированного и сообразного порядка создания правовых норм и реализации прав и обязанностей субъектами правовых отношений.

в юридической литературе сложилась система разновекторных взглядов на вопросы разновидностей юридической процедуры, что обусловлено сложностью указанного явления, с одной стороны, а с другой, отражает тот или иной вопрос правового регулирования, составляет предмет исследования;

подходы к классификации юридических процедур имеют несистематизированный характер и не в полной мере отражают особенности сущностных характеристик того или иного вида юридической процедуры;

существующие подходы к классификации юридических процедур требуют соответствующего обновления в контексте современных тенденций развития юридической деятельности и правового регулирования ;

на сегодня в юридической науке возникла необходимость формирования целостной классификации юридических процедур, что позволит их представить в виде соответствующей системы.

Юридический процесс - система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.

Признаки юридического процесса: 1) наличие властного характера; 2) урегулирование процессуальными нормами; 3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера; 4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий; 5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права; 6) обеспечение соответствующими способами юридической техники; 7) закрепление в официальных правовых актах.

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда в качестве основания классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный, земельный и т. д. По функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: учредительный, правотворческий, правоприменительный, контрольный. По признаку субъекта властной деятельности можно выделить судопроизводство, процессы всенародного голосования (выборы Президента, губернаторов, депутатов и др., проведение референдумов), процессы осуществления представительной (правотворческие, бюджетные и др.), а также государственной исполнительной власти. По содержанию различаются процессы правотворчества, регулятивного правоприменения (оперативно-распорядительные, правонаделительные) и юрисдикционные. Они отличаются тем, какой акт готовится, принимается, исполняется.

В юридической литературе по вопросу о соотношении понятий "юридический (правовой) процесс" и "юридическая (правовая) процедура" бытуют три условно выделяемые основополагающие научные позиции. Среди них заслуживают внимания:

) процессуальные нормы, которые имеют производный характер, поскольку в отличие от материальных, регламентируют отношения, что не имеют базового характера

) процессуальные, процедурные и материальные нормы являются самостоятельными категориями, объединяются только принадлежностью к праву.

) процесс и процедура - не равнозначны понятия.

Как видим, исследование таких правовых явлений как юридический процесс и юридическая процедура являются достаточно проблематичным. Такое исследование не может происходить без влияния субъективных факторов, а потому «юридический процесс»» и «юридическая процедура»», как категории юридической науки, не получили своего однозначного содержания и определяется каждым ученым в зависимости от тех субъективных критериев и признаков, которые по мнению ученого должны его характеризовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1971. - 223 с.

Алимов Р. С. Процедури в адміністративному праві України: теорія і практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07. -Донецьк: Донецький ін-т внутрішніх справ, 2002. - 22 с.

Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т I. Античный мир и Средневековье: V-XVII вв. - М.: Мысль, 1999. - 829 с.

Байтин, М. И. Теоретические вопросы правовой процедуры / М. И. Байтин, О. В. Яковенко // Журнал российского права. - 2000. - № 8. - С. 93-102.

Баландин В.Н., Павлушина А.А. О видах юридического процесса // Правоведение. - СПб.; Изд-во С.Петербург. ун-та, 2002. - № 4. - С.22-33.

Бандурка О. М. Адміністративний процесс : підручник для вищих навч. закл. / О. М. Бандурка, М. М. Тищенко. - К. : Літера ЛТД, 2002. - 288 с.

Баширова С. Г. К вопросу о соотношении правовой процедуры и юридического процесса / С. Г. Баширова // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - Вип. 67. - 2005. - С. 24-27.

Гогель С.К. Губернские присутствия смешанного состава как органы административной юстиции на местах // Вестник Права. - 1906.- № 4. - С. 442-445.

Горшенев, B. M. Процессуальная форма и ее назначение в советском праве / В. М. Горшенев // Советское государство и право. - 1973. -№ 12. - С. 18-24.

Горшенев, B. M. Теория юридического процесса / В. М. Горшенев. - М. : Юрид. лит., 1985. - 179 с.

Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами. Автореф. дисс…канд.юрид.наук. - М., 2005. - 23 с.

Зайчук О. В., Оніщенко Н. М. Теорія держави і права. Академічний курс. Підручник. - К.: Юрінком Інтер, 2006. -688 с.

Каминская В.И. Место процессуальных норм в системе советского права // Демократические основы советского социалистического правосудия / Под ред. М.С. Строговича. - М., 1965. - С. 63 - 129.

Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. - № 6. - 2001. - С. 19-22.

Крестовська Н.М., Матвєєва Л.Г. Теорія держави і права: Елементарний курс. - Х.: ТОВ«Одіссей», 2007.- 432 с.

Кузьменко О. В. Адміністративний процес у парадигмі права : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктор. юрид. наук : спец. 12.00.07 - адміністративне право и процес; фінансове право, інформаційне право / О. В. Кузьменко ; Київський національний університет внутрішніх справ. - Київ, 2006. - 24 с.

Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: Изд. НОРМА, 2003. - 240 с.

Марчук В., Ніколаєва Л. Процедури правової діяльності: поняття та класифікація // Вісник прокуратури. - 2003. - № 12. - С. 89-93.

Мельников Ю.И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе. автореф. дисер. к. ю. н. - М., 1976. - 22 с.

Миколенко О.І. Використання дефініції «юридичний процес» в юридичній науці та законодавстві України// Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Серія: Юриспруденція. - 2012. - №04. - С. 4-8.

Николина К. В. Юридична процедура: поняття, ознаки, види, місце в системі правових категорій: автореф. дис ... канд. юрид. наук / К. В. Николина . - К. : Б.в., 2011 . - 19 с.

Оніщенко Н. Юридичний процес як форма правової діяльності / Н. Оніщенко // Право України. - 2002. - № 7. - С. 7-13.

Панова И.В. Юридический процесс. - Саратов, 1998. - 73 с.

Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. - М., 1991.- 144 с.

Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства / В. Н. Протасов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - М, 2001. - 346 с.

Протасов В. Н. Юридическая процедура / В. Н. Протасов. - М.: Юрид. лит., 1991. - 79 с.

Рассахатская Н. А. Пределы гражданской процессуальной формы // Правоведение. - 1996. - № 3. - С. 137-144.

Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция / М. М. Рассолов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 431 с.

Середа О. О. Деякі аспекти співвідношення понять «правова процедура» та «юридична процедура» у контексті сучасної юридичної науки // Держава і право. - 2003. - Вип. 34. - С. 119-124.

Скакун О.Ф. Теорія держави і права. 3-те вид., переробл. і доповн. - Х.: Еспада, 2011. - 656 с.

Тарасова В.А. Процедуральная форма деятельности органов социального обеспечения // Советское государство и право. - 1973. - № П. - С. 112- 113.

Теліпко В. Е. Загальна теорія держави і права. Навч. посіб. - К.: Центр учбової літератури, 2009. - 576 с.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации. Автореф. дис…канд.юрид.наук. - Тюмень, 2006. - 25 с.

Ткач, А. Н. Юридические процедуры: от теории к практике / А. Н. Ткач // Юрист. - 2002. - № 1. - С. 5-9.

Управленческие процедуры / Под ред. Б.М. Лазарева. - М: Наука, 1988. - 272 с.

Фатхутдінова О. В. Юридичний процес: основні підходи до поняття // Правова держава. - 2001. - № 9. - С. 343-346.

Юридическая процессуальная форма: Теория и практика / Под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. - М., 1976. - 280 с.

Похожие работы на - Юридический процесс как вид юридических процедур

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!