Система государственных институтов, обеспечивающая принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.[2]
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.[12]
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Функции налогов - это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.[2]
Налоги выполняют 5 функций:
Первая функция налогов - это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства.
Вторая функция налогов - распределительная, или социальная:
через налоговую систему государство осуществляет перераспределение
финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.
Третья функция налогов - регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.
Четвертая функция налогов - контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
Пятая функция налогов - политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное Соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».
Политическая функция налогов не нова: вспомним князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами;[3]
И так, можно сказать, что с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоёмкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Глава 2. Налоговая система РФ
.1 Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2010-2012 гг.
Если обратиться к динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по данным государственной статистики можно проанализировать следующую ситуацию (приложение 1).
В консолидированный бюджет Российской Федерации, по данным Федеральной налоговой службы, в 2010 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России меньше на 26,8%, чем в 2011 году. Что касается 2011 года, то там поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на сумму 9719,6 млрд. рублей.[4]
Налоги на доходы физических лиц - 20,5% (1994,9 млрд. руб.); налога на прибыль организаций - 23,4% (2270,3 млрд. руб.); налога на добычу полезных ископаемых - 21% (2042,5 млрд. руб.); налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19% (1844,9 млрд. руб.) - это налоги, которые составляют основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. [5]
По оперативным данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на 18,8% меньше, чем 2012г. Следовательно, в январе-феврале 2012 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей. В феврале 2012 года поступления в консолидированный бюджет были больше по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1% и они составили 658,5 млрд.рублей.
Налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%; налога на доходы физических лиц - 21,4%; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%; налога на прибыль организаций - 13,2% - это налоги, которые составляют основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012 года.
Таким образом в январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов, региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011 года было на 41,1% меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года. Следовательно, поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году составили 174,2 млрд.рублей.
В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2011 года доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 0,6 процентного пункта. Таким образом, прибыль в 2012 году составила 94,9%, а доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,0 процентного пункта, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего 2011 года, и составила 2,4%.
В январе-феврале 2011 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на 42,9% меньше, чем за соответствующий период в 2012 году. Таким образом в январе-феврале 2012 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на сумму 112,9 млрд.рублей. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В январе 2012 года поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на 37,4% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом в феврале 2012 года поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на сумму 43,5 млрд.рублей.
В январе-феврале 2011 года поступление налога на добычу полезных ископаемых уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 40,6%. Таким образом, в январе 2012 года поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей. Доля поступлений налога на добычу нефти в 2011 году увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 1,9 процентного пункта. Таким образом, доля поступлений налога на добычу нефти в 2012 году составила 87,7%. В январе 2012 года поступление налога на добычу полезных ископаемых было меньше на 12,9% по сравнению с февралем 2012 года и составило 214,3 млрд.рублей.
Если хорошо изучить данные государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам можно заметить, что общая задолженность хоть не быстро, но все же снижается. Обратимся к данным на 1 апреля 2010 года. Задолженность составляла 775,5 млрд. руб., и если мы обратимся к данным 1 января 2012 года, то задолженность равна 675,3 млрд. руб. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%.(6)
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012 года составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012 годом она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.
Задолженность по уплате пеней и штрафов на 1 января 2012 года была на 2,4% больше, чем на 1 марта 2012 года и составила 321,3 млрд.рублей. [7]
Если обратиться к последним трем годам поступления налогов, то можно заметить, что экономика страны никак иначе как показывает рост, и конечно же отдать должное нужно совершенствованию налоговой политике нашей страны, а также сокращению задолженности по зачисленным налогам и сборам.
2.2 Проблемы современной налоговой системы РФ
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве, инвестиционной стратегии.
В современном мире выделяют три направления налоговой политики государства, рассмотрим их:
)политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
2)политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
)политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
Если обратиться к странам с развитой экономикой, то в них преобладают два последних направления. Для нашей же страны, России, все же характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при этом нашему государству определена «налоговая ловушка», это когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.
Есть достаточное количество проблем в отечественной налоговой системе, но к основным можно отнести:
. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.[8].
. Нестабильность налоговой политики
. Огромное количество налоговых льгот, а как известно, это приводит к огромным потерям бюджета (нужно отметить, что в последние годы многие из них были отменены).
. Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.
. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.
. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.
7. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал <#"justify">Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.
Помимо основных есть ряд других нерешенных проблем в современном налоговом законодательстве Российской Федерации:
1)вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;
2)понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;
)среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).[9]
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталы, которые укрывают от налогообложения, и при огромном желании очень сложно вернуть в легальную производственную сферу: так как крупные инвестиции не останутся без внимания налоговых органов к источнику средств. Поэтому все капиталы, которые единожды ушли в теневую экономику, чаще всего уходят за границу.
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях
Выделяют несколько основных предложения по совершенствованию налоговой системы Российской федерации:
.Снижение общей налоговой нагрузки.
Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получают в результате пробивания интересов отдельных хозяйственных группировок и довольно часто отмечается фиктивное применение льгот.
Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета, как известно, было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно.
.Упрощение налоговой системы.
Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной стандартизации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
.Совершенствование работы налоговых органов.
Необходимо осуществлять постоянный контроль за качеством работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.
.Введение прогрессивной шкалы подоходного налога.
Приведем пример, практически во всех странах, которые добились успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%.[10] Равномерность распределения доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов очень плохо влияет на экономический рост. А если в течении большого количества времени сохраняется такое состояние, то это приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это прямое подтверждение.
Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. И теперь получается, что не зависимо богат ты или беден, ты обязан платить налоги наравне со всеми.
Например в Индии необлагаемый налогом месячный доход установлен до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45 раз ниже среднего по Европе.[11]
.Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются.
С 2011-го года повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.
.Работа по снижению задолженности по налогам и сборам.
В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.
.Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний.
.Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС.
При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.
.Необходимо снизить или отменить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны.
.Необходимо упростить налоговую отчетность.
Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных.
.Развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.
Вообще налоговая политика государства на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.
Также очень важна комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.
Налоговая система, как известно, один из самых главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Заключение
Подведя итоги по проделанной мной работе, я хочу сказать, что налоговая система одна из самых главных элементов рыночной экономики. Она является главным инструментом воздействия государства на экономическое и социальное развитие. Вместе с этим необходимо, чтобы налоговая система Российской Федерации была приспособлена к новым общественным отношениям, и конечно же, шла в ногу с мировым опытом.
Как я говорила ранее, главными источниками организации бюджета нашего государства являются налоговые сборы и платежи. Именно из этих средств оплачиваются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи является преимуществом Государственной налоговой службы Российской Федерации. В зависимости от того, как она функционирует, будет во многом предрешаться развитие бюджета нашей страны и уровень соцобеспечение граждан.
Итак, можно подвести итоги по данной курсовой работе:
.Именно налоги обеспечивают государство денежными средствами, которые идут на реализацию общественного сектора нашей страны, а также эти денежные ресурсы идут на финансирование важных программ.
.В российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения, включающая в себя федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Эта система наиболее рационально за администрацией каждого уровня определенные налоги, чтобы денежные средства точно попадали в государственную казну.
.Также из вида не уходят вопросы налогового администрирования, и несовершенство главных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС).
.Проблема дальнейшего развития налоговой системы очень важна на сегодняшний день, об этом свидетельствуют предложения российских экономистов по оптимизации налогообложения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Иванова Н.В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.В.Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2009. - 192 с.
2.Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебник. МИЭМП, 2010. - 198 с.
3.Налоги и налогообложение/Под ред. Черника Д.Г. М.: Юнити.2010. - 367 с.
4.<#"justify">Приложение 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам1) млрд. рублей
2012г.В % к 2011г.консолиди- рованный бюджетв том числеконсолиди- рованный бюджетв том числефеде-ральный бюджетконсолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерациифеде- ральный бюджетконсолиди-рованные бюджеты субъектов Российской ФедерацииВсего10958,25165,15793,1112,7115,3110,6из них: налог на прибыль организаций2355,4375,81979,6103,7109,7102,7налог на доходы физических лиц2260,3-2260,3113,3-113,3налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан1988,81988,8-107,8107,8-из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации1886,11886,1-107,6107,6-акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации783,6341,9441,8129,8147,5118,7налоги на имущество785,3-785,3115,8-115,8налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами2484,52442,841,7119,2119,3109,5из них налог на добычу полезных ископаемых2459,42420,538,9120,4120,6111,21) По данным ФНС России