Пенсионная реформа в условиях перехода к новой системе государственного обеспечения

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсионная реформа в условиях перехода к новой системе государственного обеспечения

ё








ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Студент БашГУ, г. Уфа

Голубева В.А.,

Научный руководитель:

Кильдибекова З.Р.,

ст. преподаватель кафедры ОЭТ БашГУ

Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения.

До 2002 года в России и Советском Союзе существовала распределительная система пенсионного обеспечения. Суть ее заключалась в следующем: пенсия нетрудоспособным выплачивалась из взносов работающих граждан, и уровень доходов пенсионеров полностью зависел от экономического благополучия именно этого поколения, на которое пенсионеры никак повлиять не могли. У распределительной пенсионной системы можно выделить ряд недостатков:

во-первых, люди никак не могли повлиять на величину пенсионных выплат - этот вопрос целиком находился в ведении государства;

во-вторых, пенсии начислялись за счет работающей части населения, поэтому даже небольшие колебания в численности и возрастном составе населения делали такую систему крайне неустойчивой, а сами пенсии небольшими.

Распределительная пенсионная система стабильно работает, если выполняются несколько условий: экономика растет быстрыми темпами, количество работающих граждан в стране значительно превышает число пенсионеров, и все работодатели исправно платят налоги. Если хотя бы одно из этих условий перестает выполняться, то постепенно денег в бюджете страны становится недостаточно.

В конце 80-х начале 90-х годов рождаемость в России резко упала. Прежняя (распределительная) пенсионная система перестала эффективно функционировать. Людей, получавших социальные выплаты, стало больше, чем работающих, обеспечивающих эти выплаты. Под тяжестью целого комплекса негативных факторов (сокращение общего количества работающих мест, незаинтересованность большинства работодателей в дополнительных затратах в виде выплат пенсионных взносов, инфляции и общего упадка экономики) уровень доходов пенсионеров снижался. К концу 90-х годов пенсионный бюджет России оказался на грани полного истощения, именно поэтому реформа пенсионной системы стала острой необходимостью.

В начале нового тысячелетия государством была разработана пенсионная реформа, которая базируется на трех Федеральных законах:

№173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; [1]

№167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; [2]

№166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". [3]

Преобразования существенно изменили структуру пенсионной системы РФ.

Суть новой пенсионной системы заключается в следующем, трудовая пенсия граждан с 1967 года рождения и моложе состоит из двух частей: страховой и накопительной. Работодатель должен отчислять 22% в Пенсионной фонд России, из них 16% направляются в базовую (страховую) часть, а 6% на накопительную часть, которая хранится по индивидуальному номеру СНИЛС. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года. На данный момент пенсионные накопления граждан расходуются на содержание нынешних пенсионеров, не имеющих накопительной части. Накопительная часть пенсии формируется у человека в течение того времени пока он работает. Когда работник достигает пенсионного возраста и решает уйти на заслуженных отдых, ему нужно написать заявление, и Пенсионный фонд РФ ежемесячно будет выплачивать пенсию, начисляемую на основе обеих частей.

В состав страховой пенсии входит фиксированный базовый размер ежемесячных выплат. С 1 апреля 2013 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3610 руб.31 коп. [6] Средства страховой части пенсии фиксируются на индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера.


НЧ=ПН/Т

где НЧ - размер ежемесячных выплат накопительной части

ПН - сумма пенсионных накоплений на накопительной части

Т - установленный государством период выплаты трудовой пенсии (19лет=228 месяцев)

Таким образом, общий размер пенсионных выплат = БЧ+НЧ (где БЧ-базовая часть, НЧ - накопительная часть).

Также государство дает возможность гражданам самостоятельно распоряжаться своей накопительной частью. По умолчанию пенсионные накопления хранятся во Внешэкономбанке. Гражданин имеет право самостоятельно перевести свои накопления в управляющую компанию либо в негосударственный пенсионный фонд. Для этого гражданину РФ необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря 2013 года. У тех граждан, кто не переведет свои пенсионные накопления до указанной даты в НПФ или УК, накопительная часть будет снижена с 6% до 2%.

Основным преимуществом негосударственных пенсионных фондов, бесспорно, является размер инвестиционного дохода. При абсолютно равных условиях эффективность управления пенсионными накоплениями в НПФ выше, чем в государственном Пенсионном фонде. Высокий уровень доходности в НПФ позволит гражданам к моменту выхода на пенсию накопить более большие суммы на лицевом счете. Это достигается за счет большей гибкости и подвижности в возможностях инвестиционного управления частной компании; за счет более широкой, но при этом строго регламентированной законодательством структурой инвестиционного портфеля и благодаря высоким корпоративным стандартам управления. Кроме этого, деятельность негосударственных пенсионных фондов прозрачна. Также помимо доходности на накопительную часть договор с НПФ имеет еще один не менее важный пункт: в случае смерти лица, застраховавшего свою накопительную часть пенсии в НПФ, все накопленные средства на его пенсионном счете выплачиваются его правопреемникам. Если же гражданин хранит свою пенсию в государственном пенсионном фонде, то в случае смерти все накопления остаются во Внешэкономбанке (т.е. в распоряжении государства).

Таким образом, пенсионная система России, на сегодняшний день представляет собой синтез распределительной и накопительной системы. Преимущества накопительной системы хорошо известны тем странам, которые её внедрили.

Можно выделить следующие преимущества:

-размер пенсии зависит только от желания человека иметь пенсионные сбережения, тем самым целый сектор экономики деполитизирован;

-накопительная система позволяет трансформировать личные предпочтения в индивидуальные решения, люди получают больше возможностей определять собственную судьбу в соответствии со своими стремлениями и желаниями;

-на практике накопительная система дает трудящимся личную заинтересованность в экономике страны;

-накопительная пенсионная система разрешает типичную проблему распределительной систему, связанную с численностью трудоспособного населения: по мере старения населения количество работающих на одного нетрудноспособного уменьшается, т.е. эта проблема нейтральна к накопительной пенсионной системе;

-необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных счетах в системе государственного обеспечения, а также развитие негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг, а также на увеличение инвестиционных возможностей в России;

-с точки зрения инвестиционных процессов система превращает накопления будущих пенсионеров в инвестиционный ресурс, активно работающий в экономике.

Недостатки накопительной системы:

-ограничение эффективности системы доходами участников.

-в данной системе не заключены принципы социальной справедливости, т.е. перераспределения от более обеспеченных к менее обеспеченным пенсионерам.

-накопительная система технически гораздо более сложная, чем распределительная.

пенсионная система реформа российская


1. Федеральный закон от 17.12.2001 №173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Консультант плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=138629 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138629>

. Федеральный закон от 15.12.2001 №167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Консультант плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=131677 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131677>

3. Федеральный закон от 15.12.2001 №166 " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации " // Консультант плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=144658 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144658>

4. Воробьева Е.В. Негосударственные пенсионные фонды в условиях изменения гражданского законодательства // Социальное и пенсионное право. № 3 - М.: Юрист, 2012. - С.2-4

. Гурвич Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики, 2007, № 9. - С.46-71

. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pfrf.ru/pensions/>

Похожие работы на - Пенсионная реформа в условиях перехода к новой системе государственного обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!