Участники административного производства, их права и обязанности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участники административного производства, их права и обязанности

Содержание

Введение

1. Общая характеристика правового положение участников административного производства в РФ

2. Классификация участников административного производства их роль в осуществлении правосудия

.1 Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении как участник административного производства, его права и обязанности

.2 Права и обязанности потерпевшего в административном производстве

.3 Роль защитника и законных представителей в административном производстве

.4 Свидетель и понятой в административном производстве

.5 Права и обязанности прокурора, специалиста, эксперта и переводчика в административном производстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

административный правосудие прокурор законный

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что современная правовая действительность, обуславливает возникновение интереса к проблеме административного производства, как одного из гарантов борьбы с административными правонарушениями и способа обеспечения правопорядка. Особое значение в этой связи приобретает анализ основных участников административного производства, определение их прав и обязанностей.

В основе данного исследования лежат следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, КоАП РФ. Наряду с данными актами использовались федеральные законы, регулирующие данный институт.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе административного производства.

Предметом исследования является определение правового положения участников административного производства.

Цель исследования характеристика участников административного производства и выяснение их основных прав и обязанностей.

Основные задачи исследования сводятся к определению круга основных участников административного производства, выяснению роли лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, свидетеля, законного представителя физического и юридического лица, адвоката и представителя, понятого, специалиста, эксперта, прокурора, как участников административного производства; характеристике прав и обязанностей основных участников административного производства.

1. Общая характеристика правового положения участников административного производства в РФ

Анализируя особенности производства по делам об административных правонарушениях, наиболее пристальное внимание следует уделить характеристике правового положения участников этого производства, которые занимают в нем центральное место. Подобная обусловленность объясняется тем, что именно исходя из того, как урегулирован их процессуальный статус, можно судить и о самом производстве.

Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 КоАП РФ. Однако вопросы, связанные именно с правовым положением участников этого производства, окончательно еще не решены. Например, в главе 25 КоАП РФ перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях, а также закреплены их права и обязанности, большинство из которых не систематизировано надлежащим образом, что может привести к определенным сложностям, а также к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется данное производство, потерпевшего и иных участников.

Так, к участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Перед анализом прав и обязанностей участников нужно произвести классификацию. Однако при этом важен не поиск новых критериев, а отбор тех оснований для классификации, которые имеют реальное практическое значение.

Представляется необходимым упорядочить участников производства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям, в частности приводимым в трудах Д.Н. Бахраха.

По признаку государственно-властных полномочий: участники, обладающие государственно-властными полномочиями, и участники, не обладающие таковыми. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор. Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К первым из них относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель. Ко вторым - свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности).

В свою очередь, по способу разрешения дел об административных правонарушениях: коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии; иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъекта Федерации) и должностные лица, обладающие полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях единолично, от имени государственного органа.

По объему полномочий: органы (должностные лица), в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу; органы (должностные лица), в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу; органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу.

Предлагая такое деление, можно отметить, что предложенная классификация носит условный характер и используется лишь для того, чтобы наиболее детально исследовать права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.

2. Классификация участников административного производства их роль в осуществлении правосудия

.1 Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении как участник административного производства, его права и обязанности

Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов, действующее законодательство чётко устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Принципиальное значение в этой связи имеет Кодек РФ об административных правонарушениях, определяющий права и обязанности участников административного производства. В данном случае речь идет о лице, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о потерпевшем, о законных представителях физического и юридического лица, о защитнике и представителе, о свидетеле, о понятом, о прокуроре, о специалисте и эксперте, о переводчике.

Статья 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения.

На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку.

В этой связи ст. 24.4 вышеозначенного Кодекса предусматривает право лиц, участвующих в производстве по делу, заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Кроме того, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 статьи 25.1. установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но только при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано.

Допуская возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, законодатель в то же время установил право субъекта административной юрисдикции признать обязательным присутствие такого лица при рассмотрении его дела. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (милиции) согласно ст. 27.15 Кодекса.

При этом, в ч. 3 ст. 25 Кодексом РФ об административных правонарушениях определены случаи, когда при рассмотрении дела обязательно присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу нормы Кодекса (рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение иностранного гражданина либо лица без гражданства). Учитывая тяжесть административного наказания, а также личностный характер административных наказаний, законодатель в качестве дополнительной гарантии прав человека и гражданина ввел данное правило об обязательном присутствии указанных лиц при слушании дела.

Так же следует указать на тот факт, что ещё одной из гарантий соблюдения законности при осуществлении административной юрисдикции является оптимальное определение субъекта, который уполномочен рассматривать соответствующие дела и в необходимых случаях назначать административные наказания.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в состав субъектов административной юрисдикции наряду с судьями (судьями районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов и мировыми судьями) и коллегиальными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, другими коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации) входит и множество иных органов.

Согласно ст.22.1 КоАП РФ, к этим органам относятся: федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ положений КоАП РФ свидетельствует о том, что понятие должностного лица трактуется так, как предлагают сторонники расширительного подхода к пониманию этой правовой категории.

В соответствии со ст.22.2 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся:

) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти и учреждений указанных органов, а также их заместители;

) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также их заместители;

) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции;

) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, к должностным лицам, уполномоченным осуществлять административную юрисдикцию, относятся не только те государственные служащие, которые обладают распорядительными полномочиями внутриведомственного характера, но и те, которые таких полномочий не имеют.

В качестве примера первых можно назвать начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах (ст.23.5 КоАП РФ), начальников региональных таможенных управлений (ст.23.7 КоАП РФ) и др.

В качестве примера вторых упомянем о государственных инспекторах дорожного надзора (ст.23.3 КоАП РФ), государственных инспекторах органов рыбоохраны (ст.23.27 КоАП РФ), контролерах-ревизорах, билетных контролерах (ст.23.37 КоАП РФ) и др.

2.2 Права и обязанности потерпевшего в административном производстве

Следующим принципиальным моментом, требующим детального рассмотрения, является выяснение роли потерпевшего как участника административного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Это положение относится в первую очередь к лицам, права и свободы которых нарушены, в том числе и к потерпевшим от административного правонарушения.

Учитывая, что в Конституции РФ высшей ценностью провозглашен человек, то в производстве по делу об административном правонарушении, на первое место должна быть поставлена задача защиты прав и свобод человека.

Государственная защита потерпевших находит свое воплощение в комплексе обязанностей тех или иных государственных органов по охране соответствующих прав потерпевших от правонарушений. Можно выделить следующие разновидности гарантий прав потерпевшего в зависимости от государственного органа, их обеспечивающего:

а) гарантии со стороны должностных лиц (органов) исполнительной власти, ведущих производство по делу о правонарушении;

б) прокурорский надзор;

в) судебные гарантии.

Праву потерпевшего на заявление ходатайств соответствует обязанность должностного лица (органа) принять к рассмотрению эти ходатайства. Эта обязанность существует на всех стадиях производства. Разновидностью ее можно считать предложенную в юридической литературе обязанность должностного лица (органа) оказывать помощь потерпевшим в собирании доказательств.

Перед рассмотрением дела должностное лицо (орган) обязано известить потерпевшего о времени и месте рассмотрения дела. Такое извещение должно быть четко изложенным и заблаговременным. Желательно, чтобы оно было зафиксировано документально.

Так как потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами дела на всех стадиях производства, то должностное лицо (орган) должно предоставить потерпевшему материалы по первому его требованию. Целям административного законодательства соответствовало бы закрепление этой обязанности в нормативном акте (законе).

Важнейшей гарантией прав потерпевшего является обязанность должностного лица (органа) принять законное и обоснованное решение по делу, установив при рассмотрении дела и принятии решения по нему все обстоятельства, указанные в КоАП РФ. При этом должностное лицо (орган) обязано разъяснить потерпевшему его право на возмещение материального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

В случае рассмотрения жалобы потерпевшего вышестоящим должностным органом (лицом), на последнего возлагается обязанность вручить потерпевшему копию решения по жалобе. Это обеспечит право потерпевшего на дальнейшее обжалование действий должностных лиц (органов) в суд. Кроме того, сам факт выдачи копии решения по жалобе (как, впрочем, и копий протокола о правонарушении, и постановления по делу) направлен на предупреждение возможных злоупотреблений со стороны должностного лица (органа).

Теперь рассмотрим гарантии прав потерпевших, обеспечиваемые прокуратурой. Одной из функций прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека федеральными органами исполнительной власти, органами контроля и их должностными лицами. В силу этого положения и предписаний КоАП РФ на прокуратуру как орган надзора за соблюдением законности возлагается практически весь круг обязанностей по гарантированию прав потерпевшего, возложенных на органы управления и их должностных лиц. В то же время у прокурора имеется ряд специальных обязанностей по охране прав потерпевшего.

Прокурор, выступающий в деле об административном правонарушении, является не просто "заступником" потерпевшего, а представителем государства, призванного охранять права потерпевшего. Именно с этих позиций прокурор должен быть гарантом права потерпевшего на квалифицированную юридическую помощь.

Наконец, основным источником получения сведений о нарушении прав потерпевшего является жалоба самого потерпевшего по поводу ущемления его прав при принятии должностным лицом (органом) решения по делу об административном правонарушении. В этом случае прокурор, имея законное основание на вмешательство в защиту прав потерпевшего, должен истребовать дело об административном правонарушении, проверить его с учетом доводов заявителя и в случае нарушения законных прав потерпевшего принять меры прокурорского реагирования по их устранению, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба и наказанию виновных должностных лиц. Эта обязанность реализуется в протесте прокурора, приносимом на постановление по делу об административном правонарушении. В этом случае в производстве по делу появляется факультативная стадия опротестования постановления по делу.

Таким образом, специальные гарантии прокурора по обеспечению прав потерпевшего также представляют собой ряд обязанностей (в первую очередь - обязанности рассмотрения ходатайств и жалоб, а также опротестования незаконных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц).

В свою очередь, ч. 2 ст. 25.1 определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении, по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу.

В частности, потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Кроме того, потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

Наряду с выше указанным, потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье. Таким образом, статья 25.1, а именно ч. 3, гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела. В свою очередь, ч. 4 данной статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении.

2.3 Роль защитника и законных представителей в административном производстве

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему - представителем.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

В свою очередь, часть 2 статьи 25.5 определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в административном процессе, действует в соответствии с нормами КоАП РФ и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6).

При этом, защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола и возбуждения дела, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса. На стадии процесса, связанной с составлением протокола об административном правонарушении, защитник допускается к участию в деле независимо от избранной меры пресечения лицу, в отношении которого возбуждено дело.

Поскольку административное задержание в силу ч. 1 ст. 27.3 Кодекса является кратковременным ограничением свободы и может быть применено в исключительных случаях, положение о допуске защитника с момента административного задержания является гарантией обеспечения конституционного права гражданина на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

При этом, непосредственно юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

Особое значение в характеристике участников административного производства имеет анализ роли законных представителей как физического, так и юридического лица.

В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством законным представителем физического лица является лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического или психического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законные представители защищают также права и законные интересы недееспособных и ограниченно дееспособных.

Законные представители физических лиц, исходя из содержания статьи 25.3, могут выступать в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. В статье конкретизируются субъекты, чьи интересы могут быть представлены законными представителями.

Законными представителями несовершеннолетних являются, прежде всего, родители, усыновители, а в определенных случаях - опекуны и попечители. Отметим, что несовершеннолетние, начиная с 16-летнего возраста, сами являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие в определенной степени административной дееспособностью.

Законные представители в отношении представляемых ими лиц имеют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях (см. ст. 25.1, 25.2), и совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

В необходимых случаях законный представитель может выступить в процессе одновременно и в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, если ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

В главе 25 КоАП РФ, определяющей состав и статус участников производства по делам об административных правонарушениях, юридическое лицо упоминается в двух ролях: как лицо, привлекаемое к административной ответственности (административный делинквент), и как потерпевший.

Признавая юридическое лицо в качестве полноправного участника производства по делам об административных правонарушениях, законодатель попытался подойти и к решению вопроса о порядке реализации юридическим лицом своих процессуальных полномочий с учетом специфики данного субъекта: коллективные субъекты реализуют свои права и обязанности через своих представителей либо органы управления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, юридические лица являются объединениями, создаваемыми гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

Органы управления юридического лица и их полномочия могут определяться также в учредительных документах (учредительных договорах, уставах) юридических лиц. При определении круга лиц, являющихся законными представителями юридических лиц, следует руководствоваться положениями вышеуказанных правовых актов.

Привлечение юридических лиц к административной ответственности, как правило, связано с нарушением порядка предпринимательской деятельности, правил безопасности, с нарушениями налогового, бюджетного, таможенного, валютного законодательства. Соответствующие правила установлены в ряде федеральных законов.

В целом, вводя юридическое лицо в число участников производства об административных правонарушениях, законодатель не сопроводил Кодекс РФ об административных правонарушениях соответствующей отсылкой к гражданскому законодательству, в результате чего в законодательстве об административных правонарушениях образовался пробел.

Одним из основных процессуальных принципов является принцип справедливости рассмотрения споров.

Исходя из указанного принципа, каждый участник частноправового либо публично-правового спора имеет право на защиту. Указанное право в полной мере должно принадлежать и юридическому лицу, участвующему в производстве по делам об административных правонарушениях как в качестве административного делинквента, так и в качестве потерпевшего.

Таким образом, гарантии государственной защиты прав юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях вытекают из положений ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ. Государственная защита прав и законных интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется в административном и судебном порядке путем обжалования или опротестования постановления по делу соответственно вышестоящему субъекту административной юрисдикции либо в арбитражный суд, а при рассмотрении дела арбитражным судом - в вышестоящий арбитражный суд. Право на защиту предусматривает возможности самозащиты путем осуществления процессуальных прав юридического лица в производстве по делу его законным представителем, осуществления защиты посредством получения квалифицированной юридической помощи уполномоченного представителя или адвоката, государственной защиты в административном и судебном порядке, а также при участии представителей прокуратуры.

Таким образом, для эффективной реализации права юридического лица на защиту ему необходимо прибегнуть к помощи третьего лица, которое будет осуществлять в производстве по делам об административных правонарушениях правомочия данного субъекта, реализуя, тем самым, его административную дееспособность, - представителя юридического лица.

В КоАП РФ установлены следующие формы представительства юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях:

) законное представительство, которое, согласно ст. 25.4 КоАП РФ, осуществляется руководителем юридического лица, а также иным лицом, признанным в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица;

) представительство, осуществляемое применительно к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитником, а применительно к потерпевшему - представителем (ст. 25.5 КоАП РФ) (далее - уполномоченное представительство).

Кроме того, термин "представитель" употребляется в ст. 27.8 Кодекса при регламентации порядка проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Таким образом, необходимыми условиями допуска субъекта к законному представительству интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях является наличие у такого субъекта собственной правоспособности, а также признание его, в соответствии с законом или учредительными документами, органом юридического лица (в частности, руководителем)

.4 Свидетель и понятой в административном производстве

Наряду с выше охарактеризованными категориями, в соответствии с положениями ст. 25.6 КоАП РФ, участником административного производства так же может являться свидетель.

Указание ч. 1 данной статьи на то, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, подчеркивает незаменимость свидетеля. Обстоятельства, подлежащие выяснению, приведены в ст. 26.1 (наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении этого правонарушения и т.п.). В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший (ч. 4 ст. 25.2). Однако такой опрос не влечет каких-либо ограничений в правах потерпевшего или его законного представителя.

В качестве свидетеля могут быть также опрошены сотрудник милиции, народный дружинник или другие лица, которые пресекли правонарушение, производили задержание нарушителя либо личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Понятой может быть опрошен о факте совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержании и результатах.

Непосредственно вопрос о вызове свидетеля к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело, решается при подготовке дела к рассмотрению. При этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела.

Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 статьи 25. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относятся к случаям вызова свидетеля как к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, так и к судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать такие дела.

Свидетель вызывается повесткой, в которой указывается, куда и к кому он должен явиться, а также день и час явки. Повестка вручается под расписку свидетелю, а в случае его временного отсутствия - взрослым членам его семьи, администрации по месту работы, жилищным органам по месту его жительства либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Вызов несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется через их родителей или иных законных представителей.

В случае, указанном в ст. 27.15, допускается привод свидетеля на основании определения соответствующего субъекта административной юрисдикции.

При этом в ч. 2 статьи 25.6 КоАП РФ указывается на обязанность свидетеля дать правдивые показания, сообщить обо всем известном ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Если свидетель сообщает об обстоятельствах, которые сам не воспринимал, он должен указать на источник полученной информации, лиц, которые видели или слышали об этих обстоятельствах, на соответствующие документы, из которых почерпнуты те или иные сведения.

В свою очередь, в п. 1 ч. 3 статьи 25.6 воспроизведено содержание положения ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В примечании к настоящей статье этот круг родственников определен.

Лицо может быть вызвано для опроса в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Другим участником административного производства, исходя из положений ст. 25.7. может являться понятой. Понятой привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, при осуществлении строго определенных процессуальных действий.

В качестве понятого может выступать любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Таким образом, исключается привлечение в качестве понятых лиц, находящихся в родственных или дружеских отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, а также иных лиц (по аналогии с требованиями, содержащимися в ст. 25.12 Кодекса, предусматривающей обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении). Важным условием участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении является то, что их должно быть не менее двух.

Таким образом, присутствие понятых является обязательным в случаях применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что во всех этих случаях соответствующие процессуальные действия осуществляются в присутствии двух понятых.

Обязанностью понятого является внимательное наблюдение за совершением процессуальных действий, которые производятся в его присутствии. После завершения процедуры применения той или иной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении понятой обязан удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт совершения в его присутствии процессуальных действий, содержание указанных действий и их результаты.

В протоколе о применении конкретной меры обеспечения производства по делу в обязательном порядке делается запись об участии понятых. В целях обеспечения надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей понятой наделен правом делать замечания по поводу совершаемых в его присутствии процессуальных действий. Такие замечания подлежат занесению в соответствующий протокол.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля. Следовательно, он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы.

2.5 Права и обязанности прокурора, специалиста, эксперта и переводчика в административном производстве

Одним из участников производства по делам об административных правонарушениях является специалист. В соответствии с положениями ст. 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста может быть привлечено совершеннолетнее лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Важная роль специалиста в производстве по делу обусловливается разнообразием доказательств, к числу которых относятся, в частности, документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства и т.п.

Обстоятельствами, исключающими возможность участия специалиста в производстве по делу об административном правонарушении, являются его родственные отношения с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, другими участниками производства по делу или если специалист ранее выступал в качестве иного участника производства по данному делу, а равно если имеются основания считать специалиста лично прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела. При наличии указанных препятствий для участия специалиста в производстве по делу он подлежит отводу либо должен подать заявление о самоотводе.

В этой связи ч. 2 статьи 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях посвящена обязанностям специалиста. Первая из них - явка по вызову субъекта административной юрисдикции. Вызов осуществляется повесткой, телеграммой или телефонограммой.

Пункты 2 и 3 ч. 2 вышеуказанной статьи определяют цели участия специалиста в проведении действий, требующих специальных познаний, - обнаружение, закрепление и изъятие доказательств. По поводу совершаемых специалистом действий он обязан дать пояснения, а факт совершения действий, их содержание и результаты удостоверить своей подписью в протоколе. Специалист может, например, оказать помощь во взятии образцов почерка, проб, образцов и предметов, необходимых для проведения экспертизы, в применении технических средств и в получении их показаний.

Все совершаемые специалистом действия фиксируются в протоколе с указанием их содержания и результатов и удостоверяются его подписью.

В свою очередь, в ч. 3 данной статьи указано, что специалист предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных пояснений, ответственность за это правонарушение наступает по ст. 17.9.

Кроме того, в ч. 4 ст. 25.8 КоАП РФ изложены права специалиста: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; получить полную информацию о предметах действия с его участием; задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий лицу, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелям и потерпевшим. В ч. 5 данной статьи указано на ответственность специалиста за отказ или уклонение от исполнения обязанностей.

Наряду со специалистом, участником административного производства так же является эксперт. В соответствии с положениями ст. 25.9. КоАП РФ, эксперт должен иметь специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточные для дачи экспертного заключения. Такие специальные познания, как правило, подтверждаются документами об образовании и специализации, о присвоении соответствующей квалификации. Во многих случаях речь идет о лицах, работающих в специализированных экспертных учреждениях. Эксперт не должен быть заинтересован в исходе дела. К участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются эксперты, если имеют место обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 25.12, в том числе лица, состоящие в родственных отношениях с кем-либо из участников производства по делу и лицом, ведущим его рассмотрение.

Кроме того, положения данной статьи определяют основания для отказа эксперта от дачи экспертного заключения: если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. В этих случаях предполагается обязанность экспертного учреждения или эксперта письменно уведомить об этом лицо, направившее в их адрес определение о назначении экспертизы.

Таким образом, государственным судебным экспертом, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, а именно: судебно-экспертных учреждений Минюста России; экспертно-криминалистических подразделений МВД России; судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений Минздрава; судебно-медицинских лабораторий Минобороны России; экспертно-криминалистических служб; экспертных подразделений ФСБ России и других государственных судебно-экспертных учреждений, создаваемых в порядке, определенном ФЗ ГСЭД, федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы, согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, и КоАП, могут производить и иные лица, Такими судебными экспертами могут являться:

а) пенсионеры, в прошлом сотрудники государственных экспертных учреждений;

б) частные эксперты-профессионалы, у которых эта деятельность является основной;

в) эксперты - сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений;

г) сотрудники неэкспертных организаций, являющиеся специалистами в необходимой области знания.

В целом, же компетенция эксперта (от лат. compete - соответствовать, быть годным) может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены процессуальными кодексами и КоАП. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида.

Продолжая характеристику, следует обратить внимание на то, что в необходимых случаях каждый может воспользоваться услугами переводчика. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими участниками производства по делу, участником административного производства так же предоставляется переводчик. Это позволяет указанным лицам защищать свои права и законные интересы, способствует наиболее полному выяснению обстоятельств дела.

Учитывая это обстоятельство и то, что международные экономические, культурные, научные, туристические и иные связи России с другими странами постоянно расширяются, надобность в помощи переводчика в производстве по делам об административных правонарушениях становится все более актуальной.

Требование к переводчику, содержащееся в ч. 3 статьи 25.10 КоАП, полно и точно выполнить порученный перевод, распространяется и на поручение сделать перевод постановления судьи, органа, должностного лица и других документов, находящихся в производстве по делу. Переводчик может быть назначен лицом, уполномоченным составить протокол о данном правонарушении, а также судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело. Об участии в деле переводчика должна быть сделана запись в протоколе об административном правонарушении, а если он участвует в рассмотрении дела - и в постановлении по делу.

Переводчик согласно ч. 3 данной статьи обязан явиться по вызову указанных в статье лиц и выполнить полно и точно порученный ему перевод, удостоверив верность его своей подписью. В соответствии с ч. 4 настоящей статьи переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 Кодекса. Нормы об ответственности за отказ или уклонение от явки по вызову судьи, органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, Кодекс не содержит.

В свою очередь, ст. 25.11. КоАП определяет формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. При этом учитываются нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Участие прокурора в производстве по делу связано с его полномочиями возбуждать дело.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех составов административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а, во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Это положение вытекает из норм ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, прокурор вправе передать сообщение о факте правонарушения и материалы проверки в орган, правомочный рассматривать дело. Присутствие прокуроров при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Заключение

В частности, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 статьи 25.1. установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Учитывая тяжесть административного наказания, а также личностный характер административных наказаний, законодатель в качестве дополнительной гарантии прав человека и гражданина ввел данное правило об обязательном присутствии указанных лиц при слушании дела.

Кроме того, так же потерпевший вправе участвовать в административном производстве, а именно знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Кроме того, потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела.

Особое значение в характеристике участников административного производства имеет анализ роли законных представителей как физического, так и юридического лица. Кроме того, КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему - представителем. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

Следующей категорий является свидетель. Непосредственно вопрос о вызове свидетеля к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело, решается при подготовке дела к рассмотрению. При этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела. Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 статьи 25. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относятся к случаям вызова свидетеля как к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, так и к судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать такие дела.

Одним из участников производства по делам об административных правонарушениях является специалист. В соответствии с положениями ст. 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста может быть привлечено совершеннолетнее лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Наряду со специалистом, участником административного производства так же является эксперт. В соответствии с положениями ст. 25.9. КоАП РФ, эксперт должен иметь специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточные для дачи экспертного заключения. Такие специальные познания, как правило, подтверждаются документами об образовании и специализации, о присвоении соответствующей квалификации. Во многих случаях речь идет о лицах, работающих в специализированных экспертных учреждениях.

Исходя из положений статьи 25.10 КоАП РФ, а так же в соответствии с требованиями ст. 24.2 Кодекса, предусмотревшей обеспечение в необходимых случаях права пользоваться услугами переводчика лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими участниками производства по делу, участником административного производства так же является переводчик. Это позволяет указанным лицам защищать свои права и законные интересы, способствует наиболее полному выяснению обстоятельств дела.

В свою очередь, ст. 25.11. КоАП определяет формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех составов административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а, во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Исходя из всего выше сказанного представляется возможным заключить, что именно от выяснения принципиальных особенностей участников административного производства, определения их прав и обязанностей непосредственно зависит сам процесс судопроизводства, его демократический и законный характер.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93)//Российская газета.- 1993.0 №237.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15 апреля 2006 г.)//Свод законов РФ.- 2006.- №62.- Ст.8295.

.Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях// ВВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788. в ред. ФЗ от 11 июля 1997 г.// СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306

4.Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях

5.Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

Книги, статьи, авторефераты диссертаций

1.Алёхин А.П. и др. Административное право РФ.- М., 2004.

2.Бахрах Д.Н. Административное право.- М., 2005.

3.Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство и административная

.Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959.

.Овсянко Д.М. Административное право.- М., 2003.- С.145.

.Овчарова Е.В. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Похожие работы на - Участники административного производства, их права и обязанности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!