Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерно-экономическая академия
Кафедра "История"
Контрольная работа
по дисциплине "История Татарстана"
на тему: "Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания"
Набережные Челны - 2012
Оглавление
Введение
1. Литература Золотой Орды
2. Искусство Империи Джучидов
3. Научные знания Джучидов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В начале XIII века монгольские племена, объединенные под властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во 2-й половине XIII века пространства от Тихого океана до Дуная оказались под контролем Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим из которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила в русских летописях название "Золотая Орда" или просто "Орда".
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территориям Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад. [1]
Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла пеструю смесь самых разных народов - монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и др. Но основную массу населения Орды составляли половцы, в среде которых уже в XIV веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность. Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Волжской Булгарии.
Изучая "Историю Татарстана" нельзя обойти стороной время "Золотой Орды", не разобрав то время культурного и духовного подъема татарского народа (вернее их предков), оставившее на мой взгляд самый большой отпечаток в историческом развитии как государства Российского, так и современного Татарстана.
Целью данной работы является изучение влияния духовной культуры империи Джучидов на социально-общественный быт, административные институты, культуру и психологию входивших в его состав народов.
джучид золотая орда культура
1. Литература Золотой Орды
Принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Маари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным "Шах-намэ", были персидскими или персидско-таджикскими поэтами (кроме арабского классика ал-Маари и азербайджанца Низами, который однако также писал на персидском языке).
Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии, пользовались огромной популярностью среди татар как позднейших времен, так и периода Золотой Орды. Более того, они вдохновляли татарских поэтов на создание своей, собственно золотоордынской литературы, получившей высокое развитие в XIV веке - в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие бесценные памятники средневековой татарской литературы, как поэмы "Гульстан" ("Гульстан бит-тюрки") Саифа ас-Сараи, "Хосров и Ширин" Кутби, "Махаббат-намэ" Харазми, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Кисса-и-Рабгузи" поэта Рабгузи, прозаическое сочинение "Нахдж ал-фарадис" Махмуда ал-Булгари. [5, с.92]
Некоторые из этих произведений, особенно "Хосров и Ширин" и "Гульстан", являются творческими переводами одноименных поэм Низами и Саади. Однако поэмы Кутби и Сараи были созданы как вольные переводы, проникнутые духом средневекового татарского мира, мира больших городов и просторных степей. Исследователи-литературоведы отмечают, что писатели древности и средневековья любили писать свои произведения на основе известных сюжетов. Это было своего рода поэтическим каноном того времени, эстетической нормой тогдашнего мироощущения и поэтического мышления. Более того, даже корифеи литературы поздних времен, среди них, например, А.С. Пушкин и Габдулла Тукай, создавали переводные или пародические сочинения, которые стали, в свою очередь, подлинными шедеврами мировой поэзии.
Если Низами написал "Хосров и Ширин" в 1181 году, то одноименная поэма Кутби появилась через 160 лет - в 1342 году. История персидского шаха Хосрова и его жены Ширин была широко распространена на Востоке еще до Низами - она имеется в "Шах-намэ" Фирдоуси и у других авторов. Хосров - это историческая личность, персидский шах Хосрой II (Хосрой Парвиз, годы правления 590 - 627), который был внуком знаменитого шаха Хосроя Ануширвана, женатого на дочери Истеми-кагана - одного из основателей Тюркского каганата.
В центре поэмы Кутби - история любви Хосрова и Ширин и особенно безответной любви Фархада к Ширин. Фархад - красивый и сильный молодой человек, искусный мастер и художник, по словам поэта, "обладатель сотни разных искусств". Его любовь к Ширин представлена в поэме как самое благородное, возвышенное чувство, объединяющее в себе вечно живое. "Этот мир лишь благодаря любви живет", - так провозглашает Кутби, характеризуя своих героев внешне красивыми, внутренне совершенными, нравственно чистыми.
Во всей поэме чувствуется большое уважение к женщине. Вообще, женщина на Востоке, в том числе и в Золотой Орде, пользовалась большим почетом. "В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них (т.е. у татар) женщина. Они пользуются большим уважением, чем мужчины", - писал Ибн-Баттута.
Творчество автора золотоордынского "Хосрова и Ширин" имело благодатное влияние как на его современников (Харазми), так и на последующих татарских поэтов: Мухамедъяра (XVI век), Утыз-Имяни (XVIII - XIX века), Тукая и Бабича (начало XX века).
Вершиной становления татарской литературы развитого средневековья, жемчужиной литературного наследия Золотой Орды является творчество Саифа ас-Сараи. Поэт родился в 1321 году в Поволжье, в Камышлах (нынешняя Самарская область), жил, учился и занимался творческой деятельностью в Сарае (Новом Сарае), отсюда и нисба "ас-Сараи", т.е. сараец. В 80-х годах судьба забросила его в мамлюкский тогда Египет, где он и умер в 1396 году. Там же создал свои известные поэмы: в 1391 году "Гульстан бит-тюрки", в 1394 году "Сухайль и Гульдурсун". Самой знаменитой является первая из них, сокращенно "Гульстан", написанная в качестве вольного перевода одноимённой поэмы персидского автора XIII века Саади ("Гульстан бит-тюрки" Сараи означает "Гульстан тюркский"). В конце поэмы приводятся отрывки из произведений восьми тюркских, в основном татарских, поэтов средневековья, начиная от Мавля Казыя и кончая известным нам Харазми. После каждого такого стиха Сараи дает свой стихотворный ответ, таким образом, поэма "Гульстан" с приложенными к ней стихами других авторов при комментариях самого Саифа Сараи является своего рода поэтической энциклопедией Золотой Орды. [4, с.74]
В поэме "Гульстан" утверждаются и воспеваются такие человеческие качества, как справедливость, скромность, верность, щедрость и доброта. Моральные качества людей часто рассматриваются в тесной связи с другими вопросами, прежде всего с социальными. При этом автор весьма талантливо использует великолепные возможности родного языка, дает поистине шедевры художественной речи. "Гульстан бит-тюрки" обогатил тюркоязычную литературу гуманистическими идеями, новыми художественными формами и образами, способствовал развитию литературного языка тюркских народов.
О свет знаний и учитель дарований,
Обладатель милости и источник просвещении.
Вот так видит Сараи достоинство своего сочинения, которым он по-настоящему гордится. Современный исследователь творчества Саифа Сараи и других поэтов Золотой Орды, профессор Казанского университета X.Ю. Миннегулов утверждает, что поэт мастерски использует такие художественные приемы и поэтические формы средневекового литературного мышления, как назира (подражание), газель (ода), рубай (четверостишья), кытга (короткое стихотворение) и целый ряд других жанров. В целом наследие Сараи - это настоящая школа великолепного творческого использования поэтических форм и жанров мировой и восточной литературы (к сожалению, произведения золотоордынских поэтов еще не имеют поэтических переводов на русский и европейские языки).
Раз пришел в этот мир - ты его и оставить должен,
По мере сил своих ты только добро делать должен
Так писал Хисам Кятиб в своей поэме "Джумджума-султан" (1369 год), в которой поэт выступает глашатаем честной, справедливой жизни, осуждает многие порочные явления на земле. "Махаббат-намэ" ("Книга любви", 1354) Харазми составлена в виде любовно-лирических писем джигита к своей возлюбленной, поэтому она и воспринимается как ода возвышенной любви. Поэма Рабгузи "Кисса-и-Рабгузи" ("Сказание Рабгузи", 1311) посвящена описанию жизни и деятельности пророков от Адама до Мухаммеда - основателя ислама. Как бы продолжением этой темы является прозаическое сочинение Махмуда ибн-Гали "Нахдж ал-фарадис" (1358), где рассказывается о жизни Мухаммеда и четырех последовавших за ним халифов, описываются морально-этические нормы, перечисляются положительные и отрицательные качества людей.
Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии. Многие из них были хорошо известны татарскому читателю и позднейших времен: их переписывали, передавали из рук в руки, они были любимыми книгами во многих татарских домах, ими зачитывались мударрисы (профессора-преподаватели) и шакирды (учащиеся и студенты) медресе, ученые-богословы, благочестивые старцы, историки, философы, поэты и все те, кому были дороги красота и память предков.
2. Искусство Империи Джучидов
Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центрально-азиатского - также тюркского, татарского и, в определенной степени, особенно в ранний период, еще и монгольского.
Духовный мир центрально-азиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI - VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом - в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды. Погибший воин как бы присутствовал на своих поминках с чашей в руке.
Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название "каменные бабы"). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире. [2, с.35 - 36]
Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления "каменных баб" в Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.
Итак, Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. Золотая Орда была страной, где любая религия пользовалась одинаковой свободой. Еще по законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.
Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек.
Городская культура Золотой Орды является сплавом традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.
К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат). Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский). [2, с.37]
Всех, кто посещал города Золотой Орды, поражала красота невиданных доселе ханских дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, общественных бань и караван-сараев. Эти сооружения украшались изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передававших отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние помещения украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.
Одним из важнейших градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные в здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своими стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.
В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики. Об этом свидетельствует большой археологический материал золотоордынских городов и селений в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей. В обоих Сараях и некоторых других городах обнаружены мастерские по производству поливной изразцовой керамики. [5, с.90]
Золотоордынское общество достигло больших высот в духовной культуре. В этой области оно пережило в первой половине XIV века крутой поворот, связанный с переходом от архаичной, языческой культуры мира кочевников-скотоводов к более высокой, оседло-земледельческой и городской культуре мусульманского Востока.
Центром этой культуры была столица Золотой Орды - Сарай. Этот город уже при хане Берке "сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных" (Ибн Арабшах). Сарай был не только крупным административным центром, откуда шли нити управления огромной империей, но и центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани и водопровод. [4, с.73]
Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем примечательны шедевры исламского искусства. Например, особенности иконографии медальонов с виньетками связывают с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Кроме того в Золотой Орде было развито ювелирное искусство. Такими ювелирными изделиями как браслеты, перстни, застежки, брелки обладали не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды.
До наших дней дошли предметы быта. Например, поливная чаша для вина с орнаментом в технике сграффито обнаружена в 1986 г. при исследовании центральной части средневекового Солхата (г. Старый Крым) в закрытом комплексе с монетами первой половины XIV в. Внутренние стенки украшены рыбами, на внешних представлена сцена пира молодых людей в гранатовом саду. Естественно предположить в них представителей ассоциации молодых людей - фитйан. Эти объединения возникли на Ближнем Востоке еще в IX в., в Золотую Орду попали через Малую Азию в XIII в. [7, с.84]
Большой интерес также представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынского города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). На сосуде имеются изображения цветущих растений, водоемов и фениксов, что символизирует коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.
Роспись кубка выполнена в цветочном мусульманском стиле и является формой художественного отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций определяет главное эстетическое содержание произведения.
Частью духовной культуры Золотой Орды были наука и просвещение. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице жили и работали медики из других стран. Широко была распространена грамотность среди простого народа.
Научные традиции Востока, особенно мусульманского, нашли своеобразное развитие в Золотой Орде. Это был особый цивилизационный уровень, впитавший в себя как древнетюркские, так и мусульманские компоненты. Там сохранился древнетюркский музыкальный пласт. Была даже своеобразная нотная культура. Так, в 1340 г. в Сарае были записаны ноты песни "Ненеки Джан". [6, с.86 - 87]
Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. И это не случайно.
Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек. Вот несколько свидетельств современников. Берке снискал себе уважение тем, что "распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними". Узбек построил в Сарае "медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям ее". Джанибек "оказывал великое уважение ученым и всем, отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием". Кроме того, использовались возможности завоеванных и подчиненных Золотой Орде земель. [8]
Немаловажно и то, что учеными Золотой Орды Земля воспринималась как шар, вращавшийся наряду с другими планетами вокруг Солнца. В поэме "Сухайль и Гульдурсун" имеется такое поэтическое сравнение: ее героиня, увидев своего возлюбленного, повернулась к нему словно "Земля, вращающаяся вокруг Солнца". Это гелиоцентрическое представление, как утверждает X.Ю. Миннегулов, таким образом, еще до Коперника и Бруно, а на Востоке - до Улугбека, было уже известно в золотоордынском обществе. Между тем в христианской Европе за такого рода представления, воспринимавшиеся как ересь, даже через 150 лет людей жгли на кострах инквизиции. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице государства жили и работали медики, богословы, зодчие, другие ученые, которые являлись как местными, так и приглашенными со стороны. Широко была распространена грамотность среди простого народа. Именно об этом периоде расцвета науки и культуры пишет Ибн-Арабшах: "Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась [такая] добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его".
Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.
Заключение
Джучиев Улус как единое государство, хотя и раздираемое с 60-х гг. XIV в. внутренними противоречиями и сильно ослабленное в результате страшной пандемии чумы ("черного мора"), просуществовало до конца XV в. Окончательно оно пало в самом начале XVI столетия (1502 г.) в результате наступления Крымского ханства, являвшегося сателлитом Османской империи. Следовательно, государство Джучидов - Золотая Орда - просуществовало в общей сложности 200-250 лет. За это время оно оказало неизгладимое влияние на социально-общественный быт, административные институты, культуру и психологию входивших в его состав народов.
Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. В отличие от Ирана и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой Орде в один поток слились культурные достижения разных народов.
Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.
Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно сооружать мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п.
Таким образом, Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средиземноморский отпечаток.
Завершая небольшой рассказ о духовной культуре Улуса Джучи, можно назвать ее яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры его многолюдных городов, верблюжих караванов и белых шатров его бескрайних ковыльных степей, культурой персидских и татарских стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваяний и заменивших их монументальных культовых сооружений, культурой шумных восточных базаров и новолунной ночной тишины после вечерней молитвы.
Список использованной литературы
1. Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. - М., 1990. - 344 с.
. Измайлов И. Улус Джучи: Взгляд на историю средневековой империи. - Казань, 1993. - 294 с.
. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.
. История татар с древнейших времен: Народы степной Евразии в древности. - Казань: Изд. "Рухият", 2002. - 552 с.
. Рашитов Ф.А. История татарского народа. С древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. - Саратов: Приволж. изд-во "Детская книга", 2001. - 288 с.
. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учебник для сред. общеобразоват. школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000. - 255 с.
. Якубовский А.Ю., Греков Б.Д. Золотая Орда и её падение. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 582 с.
Источники из интернета